Научная статья на тему 'Сравнение привлекательности корпоративных облигаций и банковских кредитов для заемшиков'

Сравнение привлекательности корпоративных облигаций и банковских кредитов для заемшиков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1657
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ / ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ФХД / СТОИМОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОЛГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева А. К.

В данной статье приводится сравнение стоимости обслуживания обязательств возникших в результате привлечения банковских кредитов и выпуска корпоративных облигаций для хозяйствующих субъектов. На основе выявленных тенденций делается вывод о привлекательности и доступности выпуска корпоративных облигаций как источника финансирования деятельности фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнение привлекательности корпоративных облигаций и банковских кредитов для заемшиков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

УДК 336

А.К. Андреева

студент 4 курса финансово-экономического факультета Финансовый университет при Правительстве РФ Г. Москва, Российская Федерация

СРАВНЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ И БАНКОВСКИХ

КРЕДИТОВ ДЛЯ ЗАЕМШИКОВ.

Аннотация

В данной статье приводится сравнение стоимости обслуживания обязательств возникших в результате привлечения банковских кредитов и выпуска корпоративных облигаций для хозяйствующих субъектов. На основе выявленных тенденций делается вывод о привлекательности и доступности выпуска корпоративных облигаций как источника финансирования деятельности фирмы.

Ключевые слова

Корпоративные облигации, банковский кредит, источник финансирования ФХД,

стоимость обслуживания долга.

В современных эконмических условиях у хозяйствующих субъектов возрастает потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов. Это связано с повышением стоимости ресурсов, вызванным инфляционным ростом цен и отрицательным значением курсовой разницы при использовании импортных ресурсов. При этом рынок заемных средств сокращается. Ключевая ставка центрального банка на май 2015 года превышает ставку рефинансирования до периода возникновения политической нестабильности, что снижает количество наличных денег в обращении и должно сдерживать инфляцию. В итоге происходит удорожание кредитных средств и превышение стоимости обслуживания долговых обязательств над уровнем рентабельности предприятий. Это приводит к привлечению новых кредитных средств для погашения старых обязательств, снижению собственного капитала и доли собственных оборотных средств. Инвесторы так же сокращают финансирование проектов и ограничивают формирование портфелей ценных бумаг, в которые в том числе входят корпоративные облигации.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов и снижения их доступности для предприятия любому субъекту особенно важно определить стоимость обслуживания заемных источников. Существует 2 основных инструмента привлечения заемных средств: выпуск корпоративных облигаций (КО) и получение банковского кредита. Стоимость обслуживания банковских кредитов выражена в процентной ставке по кредиту, а стоимость обслуживания корпоративных облигаций выражается в доходности облигаций к погашению. С целью выявить наиболее привлекательный инструмент привлечения заемных, средств был проведен анализ указанных величин на основе данных статистики Банка России и информационного агентства Cbonds, специализирующегося в сфере финансовых рынков. В таблице 1 представлены данные с разделением на срок привлечения заемных средств по состоянию на декабрь 2014 г. январь и февраль 2015 г (последние доступные данные ЦБ РФ).

Таблица 1

Процентные ставки по банковским кредитам и доходность корпоративных облигаций к погашению.

[1,C. 133] и [2]

срок ставки, % 01.12.14 01.01.15 01.02.15

до года по банковским кредитам 15,02% 19,50% 18,50%

доходность к погашению облигаций 13% 15,11% 15,92%

1-3 года по банковским кредитам 14,12% 15,32% 17,75%

доходность к погашению облигаций 14,29% 16,76% 16,44%

свыше 3 лет по банковским кредитам 12,15% 14,87% 15,03%

доходность к погашению облигаций 13,37% 17,46% 17,47%

По данным таблицы можно отметить, что обслуживание корпоративных облигаций выгоднее банковских кредитов для краткосрочных (менее одного года) займов за все 3 месяца и среднесрочных (от 1

18

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

года до 3 лет) займов по состоянию на 01.02.2015. Долгосрочные облигационные займы требуют большую доходность, чем процентные ставки по долгосрочным банковским кредитам. Хотя корпоративные облигации призваны быть долгосрочным инструментом привлечения заемных ресурсов из-за существенного количества времени, необходимого на подготовку и эмиссию облигационного займа, статистические данные свидетельствуют, что долгосрочные кредитные средства обходятся предприятиям дешевле.

Тем не менее, несмотря на то, что сейчас российский банковский сектор наиболее доступный канал для получения фондирования, в 2015 году происходит сокращения объема рынка кредитных средств. По данным Банка России, общий объем рынка кредитования нефинансовых и кредитных организаций снизился на 5,7% с 01.12.14 по 01.03.15 года.[1, С.128] При этом за тот же период произошел рост рынка корпоративных облигаций (финансового и нефинансового сектора) на 8,9%.[2] Объем корпоративных облигаций в обращении в декабре был равен 26% рынка банковских кредитов, а в марте - уже 30%. Это свидетельствует о росте облигационных займов и сокращения кредитов в структуре источников финансовых средств предприятий.

Таким образом, роль облигаций как источника финансирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов возрастает. При чем, обслуживание краткосрочных облигационных займов обходится дешевле обслуживания кредитных средств аналогичного периода. При этом в периоде март - май 2015 года существует тенденция к снижению доходности к погашению для среднесрочных и долгосрочных облигационных займов до уровня ниже ставок по кредитам на аналогичные сроки по состоянию на февраль 2015 (последние данные Банка России).

Список использованной литературы:

1. Статистический бюллетень Банка России №4 2015 - http://www.cbr.ru

2. Официальный сайт информационного агентства Cbonds - http://ru.cbonds.info

© А.К. Андреева, 2015

УДК 338.33

И.В. Артюхова

К.э.н., доцент А.А. Огородник

Магистрант

Факультет международной экономики Крымский Федеральный Университет им. В. И. Вернадского Г. Симферополь, Российская Федерация

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

Повышение качества продукции рассматривается как важнейший инструмент обеспечения конкурентоспособности фирмы. Повышение качества продукции достигается за счет активизации инновационной деятельности фирмы.

Ключевые слова

Конкурентоспособность, обеспечение конкурентоспособности предприятия, качество продукции, повышение качества продукции, инновации, инновационный подход.

В условиях развития рыночной экономики, каждый предприниматель стремится к качеству и конкурентоспособности производимой продукции. Конкуренция является механизмом соперничества. Она побуждает товаропроизводителя совершенствовать свою продукцию, повышать её качество и уровень жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.