Научная статья на тему 'Облигационные займы в структуре источников финансирования российских предприятий'

Облигационные займы в структуре источников финансирования российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2989
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сысоева Е. Ф., Ветохин А. В.

В статье определяются параметры рынка корпоративных облигаций в России, обосновывается использование эмиссии облигационных займов как источника внешнего финансирования предприятий. С этой целью авторы проводят сравнительный анализ альтернативных источников; выявляют преимущества и недостатки финансирования предприятия за счет эмиссии облигаций; осуществляют систематизацию преимуществ и недостатков корпоративных облигаций с позиций эмитента и инвестора; представляют возможности использования инструментов отдельных сегментов финансового рынка и субъектов механизма облигационного финансирования на различных этапах развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Облигационные займы в структуре источников финансирования российских предприятий»

инвестиции

ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ В СТРУКТУРЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Е.Ф. СЫСОЕВА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и кредита Воронежского государственного университета

А.В. ВЕТОХИН,

ведущий эксперт ГУ Банка России по Воронежской области

Рыночная трансформация экономической системы России существенно изменила условия и принципы формирования финансовых ресурсов предприятий. У них, с одной стороны, появились новые возможности наращивания финансового потенциала расширенного воспроизводства (эмиссия ценных бумаг, заимствования на рынке капитала, гарантированные кредиты и др.), с другой стороны, заметно расширился спектр решаемых задач, отличающихся повышенной сложностью и ограниченностью временных горизонтов решения (реструктуризация производства, обновление на инновационной основе его материально-технической базы, освоение конкурентоспособной продукции при повышающемся уровне открытости национальной экономики и др.). Очевидна потребность в формировании нового механизма привлечения финансовых ресурсов на микроэкономическом уровне, ориентированного на их рост и эффективное использование.

Кроме того, интеграция России в мировое экономическое пространство инициирует потребность в компаративном анализе современной практики, позволяющем осуществить селекцию продуктивных инструментов привлечения финансовых ресурсов с последующей их адаптацией к российской институциональной среде.

Финансовые ресурсы предприятий трансформируются в их деловой оборот через соответс-

твующие источники. Они представляют собой совокупность инструментов, используемых для привлечения финансовых ресурсов, необходимых для обслуживания производственных и прочих расходов предприятия. Именно в таком толковании определяются источники собственных и заемных средств в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия, утвержденных приказом Министерства экономики РФ от 01.10.1997 № 118. В соответствии с данными рекомендациями источниками собственных средств могут служить эмиссия акций, реализация ненужного и выбывающего имущества, основных фондов, чистая прибыль и амортизация, источниками заемных средств — коммерческие кредиты и займы.

За счет самофинансирования или внутренних источников обеспечивается подавляющая часть ресурсов российских компаний. В то же время собственные источники средств ограничены у любого предприятия и не позволяют ему обеспечить эффективный рост, поэтому компании вынуждены выходить на финансовый рынок в поисках внешних источников финансирования.

Как отмечает И. В. Шевченко, «опора отечественных предприятий на собственные источники финансирования является вынужденной мерой и свидетельствует не о достаточной насыщенности предприятий денежными средствами, а о невоз-

Млрд руб.

12 000

10 000

8 000

6 000

4 000

2 000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

I Банковские кредиты Ш Корпоративные облигации □ Векселя □ Акции

Рис. 1. Банковские кредиты, акции, корпоративные облигации и векселя как источники финансирования российских предприятий

можности по тем или иным причинам организовать внешнее финансирование, в том числе ввиду слабого развития отечественной кредитной системы и фондового рынка»1.

Тем не менее по мере развития отечественного финансового рынка все большее значение приобретают внешние источники финансирования, прежде всего банковские кредиты, эмиссия акций и облигаций. Это подтверждается постоянным ростом объемов указанных источников финансирования за последние 6 лет (рис. 1)2, а также увеличением их доли в ВВП.

Наиболее востребованным внешним источником финансирования для отечественных предприятий являются банковские кредиты, объем которых за период с 2003 по 2008 г. увеличился с 1 591 млрд руб. до 8 531 млрд руб. По состоянию на 01.01.2008 г. их доля в объеме ВВП составила 26 %, увеличившись по сравнению с началом 2003 г. на 11 процентных пунктов3. При этом доля обязательств перед банками в общем объеме обязательств по состоянию

на конец 2007 г. составила 35,6 %4, а в структуре рассматриваемых внешних источников финансирования (банковские кредиты, акции, облигации, векселя) — 83 %.

Несмотря на то, что капитализация рынка акций РТС в 2007 г. увеличилась на 38 % (в 2006 г. — в 2,9 раза), составив на конец 2007 г. 32 600 млрд руб.5, проведение IPO остается весьма ограниченным способом привлечения денежных средств. В 2007 г. всего 35 организаций осуществили IPO, хотя и привлекли более 1 200 млрд руб. При этом объем размещений акций предприятиями нефинансового сектора экономики составил 783 млрд руб.6.

Объем привлечения средств путем выпуска векселей демонстрирует отрицательную динамику. По сравнению с концом 2002 г. вексельное финансирование предприятий сократилось со 196 млрд. руб. до 107 млрд руб., что привело к уменьшению его доли в структуре анализируемых источников финансирования с 11 до 1 %7. Снижение выпуска векселей предприятиями во многом обусловлено развитием рынка корпоративных облигаций.

Объем и динамика рынка корпоративных облигаций, по нашему мнению, представляют наибольший интерес как источники финансовых ресурсов российских предприятий.

Российский рынок корпоративных облигаций является молодым и быстроразвивающимся сегментом отечественного рынка ценных бумаг. На данном сегменте происходит быстрое наращивание объемов размещения, оборотов, количества эмитентов и других участников рынка.

За период с 2001 по 2008 г. объем рынка корпоративных облигаций вырос с 39 млрд. руб. до 1 257 млрд. руб., увеличившись в 32 раза8. Динамика развития рынка корпоративных облигаций за ука-

1 Шевченко И. В. Сравнительный анализ источников финансирования инвестиций российскими компаниями / И. В. Шевченко, П. Ю. Малеев // Финансы и кредит. — 2006. — №18(222). - С. 28.

2 Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики (бюллетень «Социально-экономическое положение России»), Банка России (www. cbr. ru), портала IPO-кон-гресс (www. ipocongress. ru), информационного ресурса Cbonds (http://www. cbonds. info/mdex/mdex_detail/type_id/58/).

3 Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики (http://www. gks. ru/bgd/free/b01_19/IssWWW. exe/Stg/d000/i000170r. htm), Банка России (www. cbr. ru).

4 Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году // (http: //www. cbr. ru). — С. 35.

5 Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году // (http: //www. cbr. ru). — С. 16.

6 Рассчитано по данным портала IPO-конгресс (www. ipocongress.ru).

7 Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики (бюллетень «Социально-экономическое положение России»).

8 По данным информационного ресурса Cbonds (http://www. cbonds.info/index/index_detail/type_id/58/).

0

1 400

1 200 --

1 000

800 --

600

400

200

3,4%____ 3,8%

2,2%/

0,8% 0,5% 1,0% 1,2% 1,6%^

1-1 , 1-1 п

4,5% 4,0% 3,5% 3,0% 2,5% 2,0% 1,5% 1,0% 0,5% 0,0%

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

] Объем рынка корпорашвныхоблигаций, млрд руб.

-Объем рынка корпоративных облигаций / ВВП, %

Рис. 2. Объем российского рынка корпоративных облигаций [млрд руб. и его соотношение с ВВП [%]

1 400

1 200

1 000

800

600

400

200

' Я

2002

2003

2004

2005

2006

□ облигации предприятий □ облигаци банков и финансовых компаний

Рис. 3. Облигации, эмитированные предприятиями реального сектора экономики, банками и финансовыми компаниями, находящиеся в обращении

(по номиналу)

занный период (по данным на конец календарного года) и его доля по отношению к ВВП представлена на рис. 29.

За период с 01.01.2003 г. по 01.01.2008 г. число эмиссий корпоративных облигаций увеличилось с 99 до 607, а число эмитентов — с 75 до 465 10. По состоянию на конец 2007 г. наибольший объем облигаций, находящихся в обращении, приходился на облигации предприятий реального сектора экономики (68 %). Однако за последние пять лет происходит устойчи-

вый рост облигаций, выпущенных банками и финансовыми компаниями (рис. 3).

Существенный прирост рынка корпоративных облигаций (более 80 % в 2005 и 2006 гг.) и его увеличивающееся соотношение с ВВП свидетельствуют об опережающих темпах развития данного сегмента финансового рынка по сравнению с экономикой России.

Однако размеры российского рынка корпоративных облигаций и рынка облигаций в целом, а также их соотношение с ВВП (на конец 2007 г.), существенно отстают от аналогичных рынков развитых стран как в абсолютном, так и в относительном выражении (рис. 4) 11.

В абсолютном выражении объем российского рынка корпоративных облигаций (51,2 млрд долл. США) сопоставим с аналогичными рынками таких стран, как Южная Африка (48,5 млрд долл. США), Индия (41 млрд долл. США) и Греция (29,5 млрд долл. США). В то же время в относительном выражении размер отечественного рынка корпоративных облигаций существенно уступает большинству развитых стран, где данный показатель превышает 10 %, а в некоторых странах — 100 % (США, Дания, Южная Африка).

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о значительном потенциале расширения отечественного долгового рынка как поставщика финансовых ресурсов для реального сектора экономики.

На динамичное развитие отечественного рынка корпоративных облигаций оказывает система факторов, к которым можно отнести следующие: государственное регулирование, экономические и рыночные факторы (рис. 5).

Г

2007

9 Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики (http://www. gks. m/bgd/free/b01_19/IssWWW. exe/Stg/d000/i000170r. htm), информационного ресурса Cbonds (http://www. cbonds. mfo/index/mdex_detail/type_id/58/).

10 По данным информационного ресурса Cbonds (http://www.

cbonds. mfo/mdex/mdex_detail/type_id/58/).

11 Рассчитано по данным «The Bank for International Settlements (BIS)» (http://www. bis. org), «International Monetary Fund (IMF)». — (http://www. imf. org), информационного ресурса Cbonds (http://www. cbonds. info/index/index_detail/ type_id/58/).

0

0

450% 400% 350% 300% 250% 200% 150% 100% 50% 0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

||||||||1||.||1

||||п|Т

а к а

•е

<

И 2

« к

13

о

«

к

ч я Й ч ч

« «

к к

ч ч

Й Й а н

13 «

ш

5 « « « 3 ¡8 к к

« « « « к к к к

^ а ь * & ^

О и

с

в

« Й

¡1 э

13 ¡3

а " 8

«

18 ч я

я м ©

* 2

к

о ^

к ч и

т

а

<

к

X

К

X

К

□ Внутренний рынок облигаций / ВВП □ Негосударственный рынок облигаций / ВВП

Рис. 4. Внутренние рынки облигаций и корпоративных облигаций по отношению к ВВП по состоянию на конец 2007 г.

Экономические факторы

Рыночные факторы

Государственное регулирование

Внешнеэкономические

Состояние международных финансовых рынков

Состояние

международных

товарно-

сырьевых рынков (прежде всего, цен на

энергоносители)

Деятельность

зарубежных

инвесторов

(нерезидентов) на

российском

финансовом

рынке

Национальные

Степень развития всего

финансового рынка и его отдельных сегментов (рынка банковских кредитов, валютного рынка и др.)

Уровень кредитного рейтинга страны

Уровень ликвидности банковской системы

Факторы предложения (внутренние факторы эмитента)

Эффективность

выпуска

облигаций (по

сравнению с

альтернативными

источниками

финансирования)

Финансовое положение эмитента (объем и структура активов и пассивов, величина выручки и прибыли и т.д.)

Нефинансовые факторы (уровень менеджмента и корпоративного управления, кредитная история, рейтинг и т.д.)

Факторы спроса (со стороны инвесторов)

Приемлемость соотношения риск/ доходность по вложениям в облигационные

Ликвидность

выпуска (в том

числе наличие

механизма

встроенной

оферты

погашения)

Облигации как

инструмент

диверсификации

Инфраструктурные факторы (со стороны субъектов инфраструктуры)

Деятельность инвестиционных банков и компаний по предоставлению услуг по организации облигационных займов

Уровень развития

биржевой

инфраструктуры

размещения и

обращения

облигаций

Уровень развития информационных и рейтинговых агентств

Прямое (административное) регулирование

Требования и ограничения к деятельности потенциальных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эмитентов

Порядок осуществления эмиссии, включая требования по раскрытию информации

Косвенное (экономическое) регулирование

Система налогообложения на выпуск облигаций и доходов по ним

Денежно-кредитная и курсовая политики

Действие

программ

поддержки

эмитентов

облигаций

Особенности регулирования инвестиционной деятельности

Рис. 5. Система факторов, влияющих на развитие облигационного финансирования в России

Если предприятие рассматривает возможности привлечения внешнего финансирования, то перед ним стоит непростая задача выбрать наиболее подходящий источник. Подобный выбор прежде всего

зависит от финансового положения предприятия, долгосрочных целей его развития, личных предпочтений и интересов высшего руководства, а также от внешних экономических условий. Чтобы сделать

правильный выбор, финансовые менеджеры компании анализируют следующие факторы:

— наличие на рынке необходимых финансовых продуктов;

— стоимость финансирования;

— сроки и условия финансирования;

— обеспечение, необходимое для привлечения средств;

— сроки организации и получения финансирования;

— вопросы контроля над предприятием в зависимости от выбранного источника финансирования.

Таким образом, финансирование представляет собой процесс, включающий выявление альтернативных источников финансирования, выбор конкретных источников, организацию получения и расходования денежных или материальных ресурсов в зависимости от вида источников финансирования.

Для выявления альтернативных источников финансирования финансовым менеджерам необходимо провести их сравнительный анализ. Учи-

тывая, что в современных экономических условиях наиболее распространенными и востребованными источниками финансирования являются кредитование, а также выпуск ценных бумаг (акции, облигации, векселя), результаты подобного анализа могут быть представлены следующим образом (табл. 1).

Если по результатам сравнительного анализа выбор финансовых менеджеров пал на облигационный заем, необходимо сопоставить преимущества и недостатки финансирования предприятия за счет эмиссии облигаций (табл. 2).

В процессе обоснования облигационного займа в качестве источника финансирования компании необходимо учитывать противоречия экономических интересов эмитентов и инвесторов, которые основаны на том, что одни и те же инвестиционные свойства и количественные характеристики ценных бумаг одновременно проявляются как преимущества и недостатки для их продавцов и покупателей (табл. 3).

Не вызывает сомнения, что «каждому этапу развития бизнеса любого предприятия соответству-

Таблица 1

Сравнительная характеристика источников финансирования предприятий

Характеристика Банковский кредит Акции Векселя Облигации

Размеры предприятия Любые Крупные Любые Крупные и средние

Уровень раскрытия информации На уровне банка Публичный Отсутствует (или ограниченный) Публичный

Необходимость обеспечения (залога) Практически всегда Отсутствует Отсутствует Может отсутствовать

Контроль инвестора за целевым использованием средств Высокий Присутствует Отсутствует (или ограниченный) Практически отсутствует (определен в проспекте)

Наиболее распространенная цель использования средств Финансирование текущей деятельности (реже — инвестиционный характер) Инвестиционная Финансирование текущей деятельности Финансирование текущей деятельности (реже — инвестиционный характер)

Стоимость привлечения Определяется индивидуально банком-кредитором Самая высокая Низкая Выше среднего (уменьшается с возрастанием объема выпуска)

Уровень долговой нагрузки Низкий (реже — средний и высокий) — Низкий (реже — средний) Средний или высокий

Возможность потери контроля эмитента за деятельностью предприятия Низкая Высокая Отсутствует Отсутствует (исключение — конвертируемые облигации)

Срок привлечения Краткосрочный или среднесрочный Бессрочный Краткосрочный Среднесрочный (долгосрочный)

Срок получения средств (от принятия решения до фактического получения) Короткий (1 — 4 недели) Длительный (более 6 месяцев) Короткий (1 — 4 недели) Средний (4 — 6 месяцев)

Количество кредиторов Один (при синдицированном кредите — несколько) Много Много Много

Необходимость государственной регистрации Отсутствует Обязательна Отсутствует Обязательна

Таблица 2

Основные преимущества и недостатки финансирования предприятия за счет эмиссии облигаций

№ п/п Преимущества Недостатки

1 Сохранение контроля эмитента над предприятием Существенный объем минимального размера эмиссии

2 Отсутствие строгой целевой направленности расходования привлеченных средств Длительность процедуры эмиссии облигаций

3 Возможность единовременного привлечения значительных объемов ресурсов на длительный срок, что позволяет финансировать проекты с достаточно длительным периодом окупаемости Необходимость раскрытия информации о деятельности предприятия

4 Возможность оперативного управления структурой долга, в том числе процентной ставкой, объемом привлекаемых ресурсов, обеспечением и др. Высокие трансакционные расходы

5 Привлечение широкого круга инвесторов и снижение зависимости от одного кредитора Ограниченные возможности по размещению облигаций собственными силами предприятия

6 Возможность гибкого налогового и финансового планирования Риск потери денежных средств, затраченных на подготовку выпуска облигаций в случае неудачного размещения облигаций

7 Возможность привлечения средств без залога Риск неэффективного использования полученных от эмиссии денежных средств

8 Формирование кредитной истории и кредитного рейтинга, что способствует повышению имиджа компании со стороны будущих инвесторов и позволяет привлекать в будущем финансирование на более выгодных условиях, а также увеличивает привлекательность ранее выпущенных ценных бумаг эмитента Риск удорожания финансирования в случае снижения рыночной процентной ставки (особенно актуально для долгосрочных облигационных займов)

9 Возможность управления долгом путем покупки и продажи облигаций на вторичном рынке (для этого необходим достаточный объем обращающихся бумаг и достаточное количество инвесторов) Необходимость мобилизации существенного объема средств для погашения облигационного займа

10 Возможность рефинансирования облигационного долга Снижение показателей финансовой устойчивости предприятия

Таблица 3

Преимущества и недостатки корпоративных облигаций для эмитента и инвестора

Для эмитента Для инвестора

Преимущества Недостатки

Установление параметров займа Установленные эмитентом параметры займа могут быть неприемлемы для инвестора

Гибкость сроков и условий погашения Сроки и условия погашения не соотносятся с инвестиционной политикой инвестора

Свободный выбор момента размещения Размещение выпуска в момент отсутствия свободных денежных средств у инвестора

Установление конкретных сроков выплаты процентов Полученные от погашения купона проценты могут быть несвоевременными вследствие отсутствия возможности реинвестирования

Возможность досрочного выкупа облигаций Потеря части дохода из-за досрочного выкупа

Низкая стоимость привлечения заемных средств (например, по сравнению с банковским кредитом) Низкий доход (например, по сравнению с вложениями в акции)

Возможность управления заемным капиталом и пассивами в целом Отсутствие возможности корпоративного контроля за управлением заемным капиталом

Отсутствие возможности влияния на интересы предприятия Отсутствие влияния на интересы предприятия (исходя из условий выпуска может существовать возможность ограниченного или косвенного влияния)

Характер последующего обращения облигаций эмитента (ликвидность рынка) не влияет на текущую структуру его капитала Отсутствие ликвидного рынка корпоративных облигаций и, соответственно, ограниченная возможность регулирования ликвидности или потеря дохода (даже получение убытка) при продаже облигации

Окончание табл. 3

Для эмитента Для инвестора

Возможность выпуска необеспеченных облигаций (в случаях, установленных законодательством, а также в условиях сложившейся конъюнктуры рынка) Риск неполучения текущего дохода по купонам, а также неполучения основной суммы долга (или несвоевременное получение процентов и/или суммы основного долга в случае дефолта эмитента по выпуску)

Недостатки Преимущества

Необходимость раскрытия информации Наличие информации об эмитенте и его финансовом положении

В случае снижения процентных ставок на рынке остается необходимость обслуживания долга по повышенным ставкам В случае снижения процентных ставок растет стоимость облигаций

Постоянная выплата процентов в соответствии с условиями выпуска. В связи с этим возможные трудности в погашении купонов Получение стабильного дохода. Возможность управления денежными потоками

Длительность подготовки займа Возможность аккумуляции средств для инвестиций в облигации конкретного эмитента (для банков-инвесторов возможность участия в организации размещения займа)

Возможность возникновения финансовых затруднений в случае досрочного погашения займа по инициативе инвестора (в случаях, предусмотренных условиями займа) Возможность досрочного возврата долга

Необходимость обеспечения (в случаях, установленных законодательством, а также в условиях сложившейся конъюнктуры рынка) Снижение риска неполучения процентов и/или суммы основного долга в случае дефолта эмитента по выпуску

Отраслевой риск, присущий эмитенту, влияет на стоимость заимствования Диверсификация вложений в зависимости от отрасли эмитента

ет, как правило, свой способ привлечения инвестиций. Сначала развитие идет преимущественно за счет собственных ресурсов; потом могут использоваться заемные средства (прежде всего банковские кредиты); когда же возможности этих источников получения средств исчерпаны, компании привлекают необходимый для дальнейшего развития бизнеса капитал путем выпуска акций, облигаций, векселей и иных ценных бумаг»12.

В связи с этим целесообразность привлечения финансовых ресурсов из различных источников в зависимости от этапов развития предприятий может быть представлена следующим образом (рис. 6).

На этапе зрелости предприятие может использовать комбинацию различных источников финансирования, в том числе привлекая долгосрочные заемные средства путем эмиссии облигаций, что позволяет финансовым менеджерам наиболее эффективно управлять структурой капитала предприятия.

Реализация механизма облигационного финансирования предприятия происходит через процедуру эмиссии, которая включается в ряд пос-

12 Зверев В. А. Финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Практическое пособие для инвесторов / В. А. Зверев, Ф. А. Гудков, С. Г. Евсюков, А. В. Зверева, А. В. Макеев. — М.: ИнтерКрим-пресс, 2007. — С. 35.

ледовательных этапов, предполагающих участие определенных субъектов (табл. 4).

Российский рынок корпоративных облигаций в настоящее время используется в качестве привлечения инвестиций в основном крупными компаниями. По оценке ОАО «МДМ-Банк», на начало 2008 г. более 75 % крупнейших российских компаний были представлены на рынке публичных облигационных займов13.

В то же время потребность в финансовых ресурсах стимулирует и средние компании к выходу на данный сегмент финансового рынка, для которых рынок корпоративных облигаций становится «практически безальтернативным источником публичного финансирования. Выпуск еврооблигаций для них проблематичен, а размещение акций чревато потерей независимости»14.

Основываясь на новой законодательной базе, опираясь также на собственный опыт, ОАО «Фондовая биржа «Российская торговая система»» (РТС) с весны 2006 г. приступила к работе над проектом RTS START (РТС СТАРТ). С 30 января 2007 г. площадка RTS START начала свою работу.

13 По информации Интернет-сайта ОАО «МДМ-Банк». — (http://www. mdmbank.ru/invest/bonds).

14 Касимова Е. Н. Корпоративные облигации: состояние и проблемы развития рынка // Налоги. Инвестиции. Капитал. — 2002. - № 3 - 4. (http://kodeks.pirit. sibtel. ru/nic/200211/153. htm).

Самоокупаемость

Самофинансирование

Краткосрочный рынок банковских ссуд

Вексельный рынок

Рынок корпоративных облигаций

Среднесрочный и долгосрочный рынок банковских ссуд (рынок инвестиционного и синдицированного кредитования)

Долгосрочный кредитный рынок

(рынок инвестиционного и синдицированного кредитования)

Рынок производных кредитных продуктов (СЬЫ, ЬРЫ)

Этап I «Зарождение организации» (уровень малого бизнеса)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап II «Детство - развитие

организации» (уровень малого и среднего бизнеса):

- увеличение объемов деятельности и усложнение организационной

структуры;

- формирование стратегии развития

Этап III «Юность - становление организации» (уровень среднего бизнеса):

- создание брэнда компании; -оптимизация юридической и организационной структуры; - создание публичной кредитной истории в России

Этап IV «Зрелость организации» (уровень среднего и крупного бизнеса):

- аудит отчетности по МСФО;

- формирование международной публичной кредитной истории;

- получение рейтинга национального рейтингового агентства;

- сотрудничество с крупнейшими отечественными и международными

банками

Рынок еврооблигаций

о и

я ч й

й

ч ¡в к с 3

Международный рынок акций (ЛЭЯ, ОЭЯ)

Национальный рынок акций

Этап V «Зрелость организации — выход на новый уровень» (уровень крупного бизнеса):

- получение кредитного рейтинга V международного рейтингового агентства; - высокие стандарты корпоративного управления; - обращение акций на биржах

У

Механизм эмиссии корпоративных облигаций

Рис. 6. Источники финансирования предприятия в зависимости от этапов его развития

Таблица 4

№ п/п Наименование этапа эмиссии Характеристика Основные участники

1. Предварительный Анализ альтернативных источников финансирования. Предварительное определение параметров эмиссии Инвестиционный консультант

2. Начальный Утверждение решения о выпуске облигаций Финансовый консультант

3. Подготовительный Структурирование параметров облигационного займа, подготовка документов Финансовый консультант, организатор

4. Размещение Размещение облигаций среди инвесторов Инвесторы, биржа, организатор

5. Заключительный Регистрация отчета об итогах выпуска Государственные органы регулирования и контроля, финансовый консультант

6. Вторичное обращение Вторичное внебиржевое и биржевое обращение Инвесторы, маркет-мейкеры, биржа

Проект призван способствовать допуску ценных бумаг эмитентов малой и средней капитализации к торгам в процессе размещения и/или обращения. В RTS START могут быть включены облигации эмитента в том случае, если объем выпуска корпоративных облигаций по номинальной стоимости не превышает 500 млн руб. 15. Однако несмотря на очевидную привлекательность данного проекта, за полтора года, которые прошли с момента начала работы RTS START, в данном сегменте не был размещен ни один выпуск корпоративных облигаций16.

Основными причинами сложившейся ситуации являются высокие постоянные расходы по

15 Деришева О. RTS Start — Стартовая площадка РТС для российских компаний малой и средней капитализации / О. Деришева, А. Федоров // Рынок ценных бумаг. — 2007. — № 12 (339). - С. 56.

16 По состоянию на 15 июля 2008 года (http://www.rts.ru/ru/ rtsstart/securities.html).

Литература

организации облигационного займа, популярность размещения облигаций на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также мировой кризис ликвидности.

Тем не менее сегмент RTS START и весь рынок корпоративных облигаций обладают значительным потенциалом для решения задач экономического роста и привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Средним предприятиям реального сектора необходимо выходить на долговой рынок заимствования посредством выпуска облигаций. Первоначальные размещения сравнительно небольших займов хотя и не решат проблему перевооружения или модернизации производства, но позволят создать кредитную историю и приобрести опыт работы на долговом рынке, что в дальнейшем позволит получить доступ к более дешевым внешним источникам финансирования по сравнению с банковским кредитом.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И —д ИНФОРМАЦИОННО- LJIЧ И"1

АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК ''ВДИ1

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

• Финансово-инвестиционная деятельное

I (1) январь 2008

ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!

C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»

«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».

Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.

Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: [email protected]

1. Дворецкая А. Е. Рынок капитала в системе финансирования экономического развития / А. Е. Дво-рецкая. - М.: Анкил, 2007. - 288 с.

2. Деришева О. RTS Start — Стартовая площадка РТС для российских компаний малой и средней капитализации / О. Деришева, А. Федоров // Рынок ценных бумаг. — 2007. — №12 (339). — С. 55-59.

3. Зверев В. А. Финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Практическое пособие для инвесторов / В. А. Зверев, Ф. А. Гудков, С. Г. Евсюков, А. В. Зверева, А. В. Макеев. — М.: ИнтерКрим-пресс, 2007. - 240 с.

4. Касимова Е. Н. Корпоративные облигации: состояние и проблемы развития рынка // Налоги. Инвестиции. Капитал. — 2002. — № 3 — 4. (http://www.kodeks.pirit.sibtel.ru/nic/200211/153.htm).

5. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году // (http://www.cbr.ru). — 117 с.

6. Шевченко И. В. Сравнительный анализ источников финансирования инвестиций российскими компаниями / И. В. Шевченко, П. Ю. Малеев // Финансы и кредит. - 2006. - № 18(222). - С. 27 - 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.