воздействия (принудительных или предупредительных), с выводами о возможности принять информацию кредитной организации к сведению или предложениями о направлении в кредитную организацию письма о представлении дополнительной информации. Формирование огромного массива данных сопряжено для надзорных органов с увеличением трудозатрат. Сбор, систематизация и анализ информации качества ссудного портфеля по заемщикам - физическим лицам логично ложатся в направления перехода надзорных органов к риск-ориентированному надзору, направленном на предотвращении роста проблемных активов КО. К основной задаче куратора КО отнесена своевременная и точная оценка экономического положения, в том числе выявление нарушений (недостатков) в её функционировании на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуаций, угрожающих законным интересам её кредиторов и вкладчиков, стабильности банковского сектора региона и/или стабильности банковской системы России.
Литература
1. Гражданский Кодекс. Ч. I и II.
2. Федеральный Закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. (с изменениями).
3. Положение Банка России № 254-П от 26.03.2004 «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности» (с изменениями).
4. Положение Банка России от 07.09.2007 г. № 310-П «О кураторах кредитных организаций» (с изменениями).
5. Кабушкин С. Н. Управление банковским кредитным риском. Минск.: Новое знание, 2007. С. 186-191.
Корпоративные облигации как альтернативный источник финансирования предприятия
1 2 3
Кретова Е. А. , Федотовская В. А. , Чернышова М. В.
1Кретова Елизавета Александровна / Kretova Elizaveta Alexandrovna - студент; 2Федотовская Валерия Алексеевна /Fedotovskaia Valeria Alekseevna - студент, кафедра корпоративных финансов, финансово-экономический факультет; 3Чернышова Марина Витальевна / Chernyshova Marina Vitalievna - кандидат экономических наук, доцент, департамент финансовых рынков и банков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье обсуждается вопрос финансирования бизнеса посредством корпоративных облигаций. Определяются достоинства и недостатки финансирования деятельности предприятия с помощью выпуска бондов. Рассматриваются этапы эмиссии корпоративных облигаций. Анализируется российский рынок эмитентов, а также выделяется отраслевая структура долгового рынка корпоративных бондов.
Ключевые слова: этапы выпуска облигаций, бонды, эмиссия, отраслевая структура долгового рынка корпоративных облигаций, внутренние займы, инструмент финансирования источников предприятия.
Одним из ключевых вопросов в процессе функционирования предприятия, влияющим на его стабильность и возможность дальнейшего развития, является выбор источника финансирования. На сегодняшний день в рамках рыночной экономики
существует достаточное количество финансовых ресурсов. Прежде всего, они подразделяются на внешние и внутренние. Внутренние финансовые ресурсы предпочтительны тем, что в процессе их использования отсутствует такая характеристика, как платность, и отсутствуют риски потери предприятием его платёжеспособности.
Но, несмотря на это, используя только собственные ресурсы, предприятие сталкивается с определёнными сложностями: во-первых, собственные ресурсы ограничены в объёме; во-вторых, только с их помощью невозможно увеличивать объёмы активов и использовать возможности по росту прибыли на капитал.
Из-за перечисленных раннее ограничений предприятие вынуждено обращаться к внешнему финансированию. Одним из внешних источников, используемых крупными предприятиями, являются облигации. Следует отметить, что предприятие использует данный источник не с момента своего зарождения, поскольку на начальных этапах для компании характерно использование средств учредителей, нераспределённой прибыли и банковских кредитов. Достигнув стадии быстрого роста, предприятие уже способно выйти на долговой рынок и выпускать облигации.
Целями эмиссии корпоративных облигаций для предприятия являются: привлечение инвестиций и реструктуризация предприятия. В первом случае у компании появляется возможность использовать привлечённые ресурсы для финансирования оборотных средств, приобретения нового оборудования и обслуживания старых мощностей. Выпуск облигаций с целью реструктуризации решает такие задачи предприятия, как изменение структуры собственности, закрытие и реорганизация малоперспективных подразделений предприятия.
Рассмотрим процесс эмиссии и размещения бондов на примере акционерного общества, поскольку именно данный тип компаний преобладает на облигационном рынке. Процедура выпуска облигаций состоит из 5 этапов (Рис. 1).
1. Принятие Ф 2. Утверждени Ф 3. Государстве нная Ф 4. Размещение Ф 5. Регистрация отчета об
решения о выпуске е принятого решения регистрация выпуска выпуска облигаций итогах выпуска
Рис. 1. Этапы выпуска облигаций Источник: Составлено авторами на основе [1]
На первом этапе предприятие принимает решение о выпуске ценных бумаг. На этой стадии будущий эмитент определяет свои целевые потребности, а также возможные потребности инвесторов, предварительно выбирает характеристики ценных бумаг и оценивает свои затраты, подготавливает проект выпуска, и наконец, принимает решение об эмиссии.
На второй ступени процесса, не позднее 6 месяцев после окончания предыдущего этапа, Советом директоров организации утверждается принятое решение.
Далее, на следующем шаге, компания-эмитент предоставляет в регистрирующий орган подготовленную документацию. Кроме того, если организацией было приято решение об эмиссии ценных бумаг с регистрацией проспекта - документа, содержащего информацию о выпуске и о самом эмитенте, - то в Банк России предоставляется расширенный пакет документов.
На третьей стадии процедуры выпуска осуществляется регистрация эмиссии облигаций, длительность которой составляет 30 дней с момента получения регистрирующим органом документов и проспекта ценных бумаг.
Размещение бондов предприятия происходит на четвертом этапе. Суть данной процедуры состоит в передаче эмитентом своих облигаций в собственность новым инвесторам, например, по подписке - то есть при продаже ценных бумаг
ограниченному кругу лиц (по закрытой подписке), или неограниченному кругу лиц, то есть любому желающему инвестору (по открытой подписке).
На заключительном этапе предприятие-эмитент регистрирует отчёт об итогах выпуска, который он предоставляет в Банк России не позднее 30 дней после окончания размещения. Центральный Банк РФ в течение двух недель принимает решение о регистрации отчёта либо об отказе в регистрации.
Ввиду сложности данной процедуры предприятие может привлекать помощь профессионального участника рынка ценных бумаг - андеррайтера, в качестве которого, например, могут выступать финансовые и инвестиционные компании. Как мы видим, выпуск корпоративных облигаций является не простым процессом для самого эмитента, однако при его успешном осуществлении у предприятия появляются новые возможности.
Таким образом, корпоративные облигации считаются одним из надёжных инструментов, позволяющих укрепить деловую репутацию предприятия и создать кредитную историю и рейтинг. Это позволяет предприятию получить благоприятное отношение со стороны кредиторов и инвесторов и размещать новые облигационные займы на выгодных условиях.
Также, по сравнению с банковским кредитом, корпоративные облигации позволяют компании привлекать капитал по приемлемым ставкам и эффективно управлять своим долгом. Если банку невыгодно погашение долга досрочно, то с помощью бондов предприятие может покупать и продавать их на вторичном рынке и привлекать средства более чем на 5 лет (срок по большинству банковским кредитов не превышает трёх лет).
Кроме того, привлекая средства с помощью эмиссии облигаций, предприятие не обязано перераспределять свою собственность, что является большим преимуществом для владельцев предприятия, поскольку держатель корпоративной облигации не получает никакой доли в капитале предприятия и право на его управление.
Таблица 1. Основные параметры рынка корпоративных облигаций в 2010-2015 гг.
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 (3 месяца)
Объем корпоративных облигаций, млрд руб. 2526,4 2979,75 3143, 27 5270 6623 7839 7819, 5
Количество рыночных эмиссий 630 689 692 937 950 1184 1189
Количество рыночных эмитентов 405 380 308 328 323 402 421
Объем корпоративных еврооблигаций, млрд руб. 99, 39 112, 09 149,5 181, 8 165, 9 175,5 174,6
Объем торгов на вторичном рынке корпоративных облигаций, млрд руб. 948 665 1253 1028, 5 805 1018, 7 887, 6
Источник: составлено авторами на основе данных [1, 2].
Рассмотрим состояние рынка корпоративных облигаций в России (Табл. 1). Данная таблица позволяет нам сделать вывод о том, что в целом рынок корпоративных облигаций в период с 2010 по 2015 гг. развивается достаточно хорошими темпами, наращивая с каждым годом объем и количество участников рынка, что, несомненно, привлекает потенциальных инвесторов к вложению временно свободных финансовых ресурсов с целью увеличения привлекательности своих капиталовложений в рамках внешнего долгового финансирования.
Рис. 2. Отраслевая структура долгового рынка корпоративных облигаций, % Источник: http://ru.cbonds.info/emissions/simple/[3]
Рассмотрим доли рынка корпоративных облигаций в течение 2006-2015 гг. (Табл. 2).
В течение последних 9 лет можно наблюдать значительное увеличение выпуска корпоративных облигаций различными финансовыми институтами - с 6,6% в 2006 г до 19,3% в 2015, а также в нефтегазовом секторе - с 8,2% до 22,3%. Наибольшее число эмитентов корпоративных облигаций сегодня также наблюдается в таких отраслях экономики как энергетика (ФСК ЕЭС, РусГидро), металлургия (Мечел, Евраз Холдинг, Металлоинвест), Транспорт (ОАО «РЖД») и телекоммуникации (МТС, Ростелеком, Вымпелком).
В доказательство к этому можно представить статистику 2015 года, на рынке эмитентов российских корпоративных облигаций по объёму внутренних займов в обращении первое место занимает именно нефтяная компания «Роснефть НК», выпуская внутренние займы в обращении на 1,19 триллиона рублей.
Таблица 2. Эмитенты корпоративных облигаций в России
Отрасль Название эмитента Внутренние займы в обращении
к-во объем, RUB
НефтеГаз Роснефть НК 33 1 190 000 000 000
ТраспортУсл РЖД 23 420 000 000 000
Энергетика ФСК ЕЭС 25 310 000 000 000
Банки Россельхозбанк 27 190 000 000 000
НефтеГаз Транснефть 6 184 000 000 000
Финансы АИЖК 27 172 500 000 000
Банки Банк ВТБ 9 125 000 000 000
Банки Банк ГПБ 14 121 466 460 000
НефтеГаз Башнефть 11 110 000 000 000
Финансы ВЭБ-лизинг 18 87 750 000 000
Банки ЮниКредит Банк 13 85 000 000 000
Источник: http://www.rasbonds.ru/srch_emitentasp?pvt=C&cat=0&rg=0&rate=0&stat=0&go=1 &s=1&d=1 [3]
Следует сказать, что данный инструмент финансирования подходит далеко не каждому предприятию, поскольку для того, чтобы размещать свои облигации, необходимо соответствовать определённым критериям. Во-первых, быть публичным и прозрачным предприятием, публикующим всю отчётность и информацию о себе в открытом доступе; во-вторых, демонстрировать высокие темпы роста и функционировать в наиболее перспективных отраслях экономики. На сегодняшний день доля таких компаний не превышает 1% от общего числа. Сотни промышленных предприятий, функционирующих в России, до сих пор не публикуют свою отчётность
по МСФО и не имеют в своей структуре отдела по связям с инвесторами. Именно для таких компаний единственным источником финансирования остаётся система банковского кредитования, которая на данный момент испытывает трудности и не может обеспечивать бизнес в полном объёме.
В этой связи необходимо разработать ряд дополнительных мер, позволяющих сделать облигации более доступным инструментом для широкого круга российских эмитентов. В первую очередь, процесс выпуска бондов следует сделать более понятным. Это может быть возможным за счёт проведения различных обучающих мероприятий, которые следует проводить для сотрудников финансовых служб потенциальных эмитентов-предприятий.
Кроме того, требуется упростить процедуру эмиссии данного долгового инструмента. Так, уже в июле 2014 года Банком России был разработан проект, предполагающий сделать выпуск облигаций более доступным, и который должен быть завершён к июню 2018 года. План Центрального Банка РФ включает решение таких вопросов, как сокращение срока принятия решения об эмиссии бондов и их размещением до 24 часов, введение электронного документооборота, исключение излишней информации при составлении эмиссионных документов. Все перечисленные меры исполняются Банком России совместно с Московской Биржей и Национальным расчётным депозитарием.
Таким образом, перечисленные меры могут улучшить современное состояние рынка корпоративных облигаций, тем самым развивая инструмент финансирования источников предприятия.
Литература
1. Положение Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчётов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».
2. Сайт Московской Биржи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moex.com/ (дата обращения: 17.10.2016).
3. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Режим доступа: http://www.naufor.ru/ (дата обращения: 18.10.2016).
4. Упрощение выпуска корпоративных облигаций (КА-проект). Режим доступа: https://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=projects_ka/ (дата обращения: 16.10.2016).
5. Financial Cbonds Information. [Electronic resource]. URL: http://ru.cbonds.info/emissions/simple/ (date of access: 16.10.2016).
6. Rusbonds. [Electronic resource]. URL: http://www.rusbonds.ru/srch_emitent.asp?pvt=C &cat=0&rg=0&rate=0&stat=0&go=1&s=1&d=1 (date of access: 24.10.2016)/
7. Герасименко О. А., Орлов А. А. Источники финансирования как ключевой элемент устойчивого финансового развития корпорации // Молодой ученый, 2016. № 1. С. 335-340.
8. Головко К. Г. Эмиссия корпоративных ценных бумаг как инструмент финансирования компании // Вестник российского нового университета, 2014. № 2. С. 74-76.
9. Сулейманова К. Р. Альтернативные IPO источники финансирования предприятий // Современная экономика: проблемы и решения, 2012. № 8. С. 129-137.