Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ'

СРАВНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ / ПОРТАЛ ГОСУСЛУГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хватов А. Е.

Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления обеспечивает высокий уровень оперативности, гибкости и эффективности деятельности органов государственной власти, повышает ее прозрачность, а также качество и доступности государственных услуг. В данной статье автор рассмотрел процесс реализации политики по переходу на оказание государственных услуг в электронном виде на примере Германии и России. В результате сравнения политик, автор формулирует предложения по дальнейшей реализации соответствующей политики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE ELECTRONIC SERVICES SPHERE IN RUSSIA AND GERMANY

The introduction of modern information and communication technologies in the activities of government bodies and local self-government bodies is a prerequisite and an indispensable resource for increasing the efficiency and quality of public administration and increasing loyalty to the authorities as a whole. The use of information and communication technologies in the sphere of public administration ensures a high level of efficiency, flexibility and efficiency of public authorities, increases its transparency, as well as the quality and availability of public services. In the article, the author examined the process of implementing the policy on the transition to the provision of public services in electronic form on the example of Germany and Russia.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ»

передается в ДС ЦАФК.

По 2 пункту реализация для ППО «СУЭ» может выглядеть следующим образом: в ППО «СУЭ» создать отдельную вкладку, пункт меню (далее вкладка) табличной формы для пользователя, сотрудника ОИС, для ДС ЦАФК. Во вкладке происходит запись о том, что информация в обращении обновлена.

По 3 пункту реализация для ППО «СУЭ» в интерфейсе для сотрудника ОИС может выглядеть следующим образом: добавить колонку в список инцидентов номер обращения ЦАФК, реализовать поиск обращения по номеру обращения ЦАФК и внешнего аутсорсера.

По 4 пункту отобразить у вложенных файлов к обращению дату, время, размер.

По 5 пункту реализация может выглядеть следующим образом: разработать общедоступный, централизованный «веб-портал WiKi типовых обращений», в котором сгруппированы известные решения типовых обращений по программным обеспечениям и тематикам проблем, с возможностью самостоятельным поиском сотрудником ОИС.

Ожидаемый эффект:

- сокращение затрат рабочего времени и количества ручных операций у одного сотрудника ОИС, высвободив 2600 минут (43 часа) рабочего времени, что позволит перераспределить и эффективнее использовать время для выполнения иных поставленных задач, с учетом того, что все операции привязаны ко времени;

- «веб-портал WiKi типовых обращений» способен ускорить процесс решения обращений;

- удобство по взаимодействию с ППО «СУЭ» для сотрудников ОИС, пользователя, ДС ЦАФК.

В результате реализация рассматриваемых задач ППО «СУЭ» приведет к повышению эффективности деятельности сотрудника ОИС, отдела информационных систем УФК, всего УФК в целом. Позволит оптимизировать обработку обращений ДС ЦАФК.

УДК 338.222

Хватов А.Е. аспирант

кафедра теории и социологии управления Уральский институт управления РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург СРАВНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Аннотация: Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления обеспечивает высокий уровень оперативности, гибкости и эффективности деятельности органов

государственной власти, повышает ее прозрачность, а также качество и доступности государственных услуг. В данной статье автор рассмотрел процесс реализации политики по переходу на оказание государственных услуг в электронном виде на примере Германии и России. В результате сравнения политик, автор формулирует предложения по дальнейшей реализации соответствующей политики в России.

Ключевые слова: электронное правительство, госуслуги, информационные технологии, электронные услуги, портал госуслуг.

Khvatov A.E.

PhD candidate Ural institute RANEPA Russia, Ekaterinburg

COMPARISON OF PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE ELECTRONIC SERVICES SPHERE IN RUSSIA

AND GERMANY

Abstract: The introduction of modern information and communication technologies in the activities of government bodies and local self-government bodies is a prerequisite and an indispensable resource for increasing the efficiency and quality of public administration and increasing loyalty to the authorities as a whole. The use of information and communication technologies in the sphere of public administration ensures a high level of efficiency, flexibility and efficiency of public authorities, increases its transparency, as well as the quality and availability of public services. In the article, the author examined the process of implementing the policy on the transition to the provision of public services in electronic form on the example of Germany and Russia.

Keywords: e-government, government services, information technology, electronic services, public services portal.

В сентябре 2000 года на всемирной выставке Экспо-2000 канцлер ФРГ Герхард Шредер объявил о запуске федеральной целевой программы «BundOnline 2005» (Федерация онлайн 2005) и построении в ее рамках электронного правительства Германии. Правительство ФРГ взяло на себя обязательства все услуги, предоставляемые федеральными органами власти, которые могут быть оказаны гражданам через Интернет сделать доступными в режиме реального времени. Программа была принята федеральным правительством 14 ноября 2001 года, за 4 года предстояло провести работу по организации предоставление около 440 государственных услуг в электронном виде.

В России электронное правительство начало формироваться на 10 лет позже - в 2010 году с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В национальной стратегии электронного правительства Германии были выделены цели в шести областях:

1. Ориентация на нужды граждан, бизнеса и государственной службы;

2. Рентабельность и эффективность;

3. Прозрачность, защита и безопасность данных;

4. Социальное участие;

5. Инновации и устойчивое развитие;

6. Высокая производительность 1Т-поддержки.

Российская государственная политика имела созвучные цели, однако была ориентирована, скорее, на повышение доверия к государственным институтам и снижению избыточных административных и бюрократических барьеров в процессе взаимодействия общества и государственного аппарата:

1. Регламентация и оптимизация процедуры оказания государственных услуг;

2. Внедрение механизмов межведомственного взаимодействия, исключающего обращение заявителя в иные органы власти в целях предоставления;

3. Исключение потребности личного обращения в органы власти при оказании услуги;

4. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс взаимодействия заявителей с органами власти.

Управление стратегией «электронного правительства» в Российской Федерации осуществляется несколькими основными органами, отвечающими за процесс информатизации и реализации инициатив в области «электронного правительства»:

1. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

2. Министерство экономического развития Российской Федерации.

В Германии, согласно федеральным программам, органом, инициирующим создание электронного правительство было названо Федеральное Правительство.

Ответственным за национальную стратегию и политику электронного правительства было названо Федеральное Министерство Внутренних Дел. Также оно координирует совместную деятельность всех федеральных министерств и ведомств. Департамент по ИТ обеспечивает управление ИТ на федеральном уровне.

Уполномоченный федерального правительства по информационным технологиям отвечает за центральные вопросы национальной стратегии электронного правительства. Его управление отвечает за центральные вопросы национальной стратегии электронного правительства:

• Разработка федеральной стратегии электронного правительства и стратегии безопасности в области информационных и коммуникационных технологий

• Развитие архитектуры, стандартов и методов ИКТ на федеральном уровне

• Контроль создания базовой инфраструктуры ИКТ федерального правительства.

Федеральное Административное Ведомство является центральным государственным органом Германии по государственной службе. Она выполняет более 100 различных задач для всех федеральных министерств. Среди них развитие некоторых компонентов инфраструктуры электронного правительства страны, таких как Интернет портал правительства Германии (Bund.de), и система управления государственными порталами. Министерства и государственные агентства отвечают за выполнение своих ведомственных ИТ проектов. Общие усилия федеральных министерств и ведомств координируются министерством внутренних дел.

В рассматриваемых странах опережающими темпами происходит развитие новой экономики, основанной не только на непосредственном использовании интеллектуальных и информационных ресурсов для извлечения прибыли, но и на использование качественно новых свойств информационной среды для оптимизации расходования.

В качестве такой концепции ведущими странами мирового сообщества сегодня предлагается концепция «электронного правительства».

Во-первых, вся система органов государственной власти и государственных учреждений рассматривается как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Во-вторых, деятельность правительства должна быть открытой, информационно прозрачной и доступной для граждан. В-третьих, для совершенствования и повышения качества оказания услуг населению и повышения эффективности функционирования правительства в его деятельности используется виртуальное пространство. В-четвертых, как следствие перехода на сервисную модель предоставления услуг происходит хабитуализация процесса предоставления государственных услуг в электронной форме.

Создание электронного правительства в Германии обуславливалось необходимостью развивать информационное общество. Прежде всего, вынесение проблему на повестку дня связано с инициативой Евросоюза реформировать государственное управление. В марте 2000 года, главы государств на заседании Европейского Совета в Лиссабоне поставили следующую цель: «К 2010 году Европейский Союз должен стать самой конкурентной и динамичной экономикой в мире, основанной на знаниях, способной к устойчивому экономическому росту с большим количеством и лучшим уровнем работ и большей социальной сплоченностью». Новая экономическая стратегия получила название «Лиссабонская стратегия». Политики информационного общества, включая электронное правительство, играют важную роль в структуре Лиссабонской стратегии, так как создание наряду с использованием информационных технологий и коммуникаций являются ключами к модернизации экономик в Европе.

В качестве подготовки к саммиту в 1999 году была запущена

инициатива e-Europe55. Она предполагала оказать влияние на трудоустройство, рост и производство привлечением каждого гражданина в онлайн и цифровую среду, обеспечением социальной вовлеченности в общий процесс и усилением социальной сплоченности. Инициатива учитывала интерес граждан и компаний к лучшему и легкому доступу к государственной публичной информации. Данный аспект был достаточно актуален в свете заключенного в 1997 году Амстердамского договора, имеющего среди своих целей прозрачность действий и принятия решения органов ЕС для граждан, а также обеспечение процесса принятия решений максимально открытым способом.

Отличительной особенностью России в процессе реализации программы было то, что она основывалась на высокоприоритетных государственных инициативах, определенных Президентом Российской Федерации в рамках проводимой с 2002 года административной реформы.

На основании тенденций социально-экономического и общественно-политического развития России Министерством экономического развития и Министерством связи и массовых была разработана Концепция административной реформы в Российской Федерации. Концепция содержит указание на приоритетные направления изучаемой политики. Эти направления включают в себя:

• Повышение качества и доступности государственных услуг;

• Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

• Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

• Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

• Организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

• Оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

• Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

• Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

• Формирование необходимого организационного,

55 eEurope An Information Society For All. Communication on a Commission Initiative for the Special European Council of Lisbon, 23 and 24 March 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.eurocadastre.org/pdfeurope_initiative.pdf (проверено 01.08.2017).

информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.56

Кроме того, реализация политики в России отличается тем, что в дополнение к названным инициативам в области электронного правительства была создана специальная Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. В задачи правкомиссии вошло исключение ненужного дублирования, повышение эффективности и внедрение усовершенствований в общих областях оказания услуг.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что для Германии мощнейшим фактором внешнеполитического влияния был Евросоюз. Для России внешнеполитическим фактором явились мировые тенденции по реформированию систем управления. Внутриполитическое влияние для обеих стран - это влияние определенных инициативных групп и комитетов, требованием и целью которых было преодоление отсталости в плане ИКТ и государственного управления.

Может показаться, что сравнивать Россию с Германией неправильно, ведь электронное правительство и электронные услуги в РФ только начали развиваться, в то время как в Германии данный институт является достаточно развитым и качественным. Согласно общественному мнению уровень электронных услуг в России примерно такой, каким он был в ведущих западноевропейских странах 4-5 лет назад.

Однако автор считает такое сравнение целесообразным. В РФ, так же как в Германии, существует промежуточный уровень административного управления (между общенациональным и местным), играющий важную роль в предоставлении административных услуг. И если единому центральному правительственному ведомству сравнительно просто осуществить переход к предоставлению услуг в интерактивном режиме, то организовать и скоординировать такой переход для множества региональных органов государственной власти намного труднее.

В РФ с данной политикой связаны следующие программы: реализованная программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», ныне действующая «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», а также Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг (2011 - 2013).

В России процесс внедрения е-услуг проходил не так гладко. Связано это, прежде всего, с проблемами финансирования. В региональных бюджетах не было денег на установку оборудования, необходимого для

56 О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 -2010 годах: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

доступа к услугам электронного правительства, а генеральный подрядчик «Ростелеком» устанавливал лишь по одной точке доступа на регион. Регламент межведомственного взаимодействия по программе электронного правительства не был создан, ведомства не были готовы к реализации технологии объединенной базы данных о гражданах. Серьёзным барьером также стала неподготовленность и неквалифицированность кадров, отвечающих за программу введения в действия электронного правительства. Можно также отметить проблему нехватки аппаратного оборудования, необходимость пользоваться исключительно лицензионным программным обеспечением. Преградой также выступила разобщенность органов государственной власти и дублирование их функций. Несмотря на то, что данный проект был заведомо сложным в текущей ситуации в стране, цели и задачи были сформулированы нечетко и декларативно.

На данный момент Россия делает уверенные шаги на пути к развитию электронных сервисов. Согласно всё тому же Обзору ООН, российское электронное правительство стало одним из лидеров в области развития электронного правительства, заняло 8-е место в рейтинге развития электронного правительства в многонаселенных странах. Кроме того, в Восточной Европе Россия занимает 1 место по развитию электронного правительства.

Вместе с тем не стоит упускать из внимания специфичность Российской реализации проекта электронное правительство. Реализация данного проекта в России могла бы стать основным толчком к развитию отечественного программного и аппаратного обеспечения, тренд на которых был задан руководством страны. Значительная часть колоссальных средств федерального бюджета, выделяемых на сопровождение и развитие всей инфраструктуры электронного правительства, уходит зарубежным поставщикам оборудования для центров обработки данных (Intel, HP, Cisco) и разработчикам ядровых информационных систем (IBM, Oracle, Microsoft, SAP). Отсюда следует еще одна рекомендация - смена вектора на развитие и применение отечественной электроники и отечественных программных продуктов (серверных операционных систем, баз данных и т.п.). То есть специфика электронного правительства в России как раз заключается во взаимосвязанности данной политики с политикой импортозамещения на рынке высоких технологий, создании инфраструктуры для применения в будущем положений создаваемой доктрины информационной безопасности.

Использованные источники:

1. eEurope An Information Society For All. Communication on a Commission Initiative for the Special European Council of Lisbon, 23 and 24 March 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.eurocadastre.org/pdf/europe_initiative.pdf (проверено 01.08.2017).

2. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах: Распоряжение

Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

УДК 330.004

Черкасов Д.А. студент 3 курса Институт Экономики и Управления Орловский Государственный Университет

Россия г. Орел ПРОБЛЕМЫ АРХИТЕКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В РФ

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы архитектуры предприятия в Российской Федерации. Рассматривается текущее состояние отрасли в РФ, а так же анализируются причины, приведшие к такому состоянию. Кроме того, даются некоторые рекомендации по тому, как решить все описанные проблемы.

Ключевые слова: архитектура предприятия, системный подход, ИТ-рынок.

UDC 330.004

Cherkasov D. A. student

3rd course, Institute of Economics and Management

Orel State University Russia Orel

PROBLEMS OF ENTERPRISE ARCHITECTURE IN RUSSIA

Annotation. This article discusses the architecture of the enterprise in the Russian Federation. Examines the current state of industry in Russia and analyzes the causes that led to this condition. In addition, some recommendations on how to solve all the above problems.

Key words: enterprise architecture, system approach, it market.

Сегодня мы живем в век информационных технологий. Они проникли во все сферы жизни нашего общества. Без них уже невозможно представить жизнедеятельность современного человека. Сильнее всего влияние ИТ оказывается на сферу экономики, где внедрение данных технологий привело к полной перестройке всех процессов. Сегодня без применения ИТ не может функционировать ни одно предприятие. Эти технологии жизненно важны для бизнеса. Именно эти технологии определяют, будет ли прибыльным и конкурентоспособным бизнес. Но просто иметь ИТ у себя - это еще полдела. Ими необходимо грамотно пользоваться, иначе они не принесут никакой пользы. Как раз для этого и существует архитектура предприятия, которая является средством, реализующим системный подход в управлении ИТ в бизнесе. Она помогает рационализировать их использование и снизить возможные издержки. В западных странах этой отрасли знаний оказывается большое внимание. Почти каждое предприятие стремится внедрить ее у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.