Научная статья на тему 'Сравнение лётно-технических характеристик самолетов местных воздушных линий'

Сравнение лётно-технических характеристик самолетов местных воздушных линий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2439
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ / LOCAL AIRLINES / ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / FLIGHT CHARACTERISTICS / САМОЛЁТ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / CIVIL AVIATION / AIRCRAFT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Телегин Д.В., Лукасов В.В.

Авторы сравнивают лётно-технические характеристики самолётов местных воздушных линий, говорят об их достоинствах и недостатках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF THE FLIGHT CHARACTERISTICS OF THE AIRCRAFT OF LOCAL AIRLINES

In this paper, authors compare the flight characteristics of aircraft of local airlines, talking about it’s advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Сравнение лётно-технических характеристик самолетов местных воздушных линий»

2. Volsky V. Y. Security analysis IAS "ASC SRP EMERCOM of Russia" for 2012: Internal document. ... Zam.kom. ASC SRP. Krasnoyarsk: ASC SRC, 2012. 30 р.

3. Volsky V. Y. Security analysis IAS "ASC SRP EMERCOM of Russia" for 2013: Internal document. ... Zam.kom. ASC SRP. Krasnoyarsk: ASC SRC, 2013. 28 р.

4. Fomin S. A. Security analysis IAS "Krasnoyarsk ASC" for 2014: Internal document. ... Zam.kom. Krasnoyarsk ASC. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk ASC, 2014. 31 р.

5. Rybkov A. V., Nikushkin N. V. problems and methods of corrosion protection methods of corrosion control strains in aviation // Actual problems of aviation and cosmonautics: Actual problems of aviation and cosmonautics: abstracts, IX-th scientific conference of creative youth (8-12 April 2014, Krasnoyarsk): 2 р. / under total. ed. Y. Y. Loginov ; Sib. state. aerospaсe. univ. Krasnoyarsk, 2014.

© PH6KOB A. B., HHKymEHH H. B., 2015

УДК 629.735.083

СРАВНЕНИЕ ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК САМОЛЕТОВ МЕСТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ

Д. В. Телегин, В. В. Лукасов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Vyshitko93@mail.ru

Авторы сравнивают лётно-технические характеристики самолётов местных воздушных линий, говорят об их достоинствах и недостатках.

Ключевые слова: местные воздушные линии, лётно-технические характеристики, самолёт, гражданская авиация.

COMPARISON OF THE FLIGHT CHARACTERISTICS OF THE AIRCRAFT OF LOCAL AIRLINES

D. V. Telegin, V. V. Lukasov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarskiy Rabochiy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Vyshitko93@mail.ru

In this paper, authors compare the flight characteristics of aircraft of local airlines, talking about it's advantages and disadvantages.

Keywords: local airlines, flight characteristics, aircraft, civil aviation.

Как известно, Российская Федерация обладает самой большой территорией, и на этой территории, помимо крупных мегаполисов, немало отдалённых районов, куда очень трудно (а иногда и невозможно) добраться наземным транспортом, поэтому в нашей транспортной системе очень важную роль играют местные воздушные линии (МВЛ). Самолёты МВЛ способны быстро и с комфортом доставить пассажиров и грузы в самые отдалённые районы нашей необъятной Родины, куда не доберется ни один вид транспорта. Поэтому главными критериями выбора типов воздушных судов являются возможность посадки на грунтовые аэродромы с короткими ВПП и возможность эксплуатации при низких температурах.

Целью данной статьи является сравнительный анализ лётно-технических характеристик самолётов МВЛ.

В настоящее время на местных воздушных линиях Сибири и Дальнего Востока используются следующие

типы самолётов: Ан-24, Л-410, Bombardier Dash 8 Q400, ATR-72.

Рассмотрим типы самолётов, используемые на местных воздушных линиях.

Самолет L-410 (Л-410) разработан в конце 1960-х годов чехословацким предприятием Let для эксплуатации на местных авиалиниях. Основным заказчиком самолета являлся Советский Союз. Кроме этого, L-410 поставлялся также в Болгарию, Бразилию, Венгрию, ГДР, Ливию, Польшу. Коммерческая эксплуатация самолета началась в 1973 г. На протяжении ряда лет шла модернизация, в результате чего появились самолеты L-410A, L-410M, L-410UVP, L-410UVP-E, у которых возросли мощность двигателя, площадь крыла, что позволило увеличить грузоподъёмность. L-410 терийно производился с 1971 по 1991 год [1].

Самолет Ан-24 разработан конструкторским бюро Антонова в конце 1950-х гг.

Решетнеескцие чтения. 2015

Лётно-технические характеристики самолётов МВЛ [1-5]

Характеристика Л-410УВП-Е20 Ан-24РВ ATR-72-200 Bombardier Dash 8 Q400 Sukhoi Superjet 100-95B

Экипаж,чел 2 6 2 2 2

Длина, м 13,605 23,5 22,17 32,81 29,94

Размах крыла, м 17,478 29,2 27,05 28,4 27,8

Высота, м 5,646 8,3 7,72 8,3 10,28

Площадь крыла, м2 34,9 75 61 63,1 70

Число мест 17 48 74 78 98

Грузоподъёмность, т 1 430 5 300 7 500 8 670 12 245

Крейсерская скорость, км/ч 310 440 509 667 830

Дальность полёта, км 1 410 1 850 1 324 2 522 3 048

Практ. потолок, м 4 000 8 000 7 620 8 200 н. д.

Длина разбега, м 830 1 650 1 223 1 402 1 731

Длина пробега, м 840 650 1 048 1 290 1 630

Макс.взлётная масса, кг 6 600 21 800 22 000 29 257 45 880

Запас топлива, кг 1 000 5 100 5 000 5 070 12 324

Двигатель 2xWalter М601Е 2хАИ-24ВТ 2хPW127F 2хPW150A 2хSaM146-1S17

Мощность двигателя, л. с. 2x750 2x2550 2x2500 2x5071 2x76.84кН (тяга)

Расход топлива, кг/ч 245 800 550 500-700 1 700

Диапазон эксплуатацион. От +50 до -40 От +30 до -55 До -45 До -54 н. д.

температур,оС

Предназначенный для эксплуатации на авиалиниях малой протяженности, самолет поставлялся на экспорт и получил большую популярность среди региональных авиакомпаний многих стран мира за универсальность и надежность конструкции, неприхотливость в эксплуатации. Ан-24 специально разрабатывался для эксплуатации в самых жестких условиях, в том числе и для работы на Крайнем Севере [2].

Bombardier Dash 8 Q400 - двухмоторный турбовинтовой самолёт для линий средней протяжённости, выпущенный авиакомпанией de Havilland Canada (DHC) в 2000 году. Это 70-78-местный пассажирский самолёт, крейсерская скорость которого составляет 667 км/ч. Самолёт оснащён двигателями PW150A максимальной мощностью 5 071 л. с. (3 783 кВт, крейсерская мощность 4 850 л. с. 3 618 кВт). Все самолёты модификации Q400 имеют систему активного шумоподавления (ANVS) [3].

Ближнемагистральный турбовинтовой самолет ATR-72 является развитием модели ATR-42 с удлиненным на на 4,5 м фюзеляжем и увеличенной пасса-жировместимостью. ATR-72 эксплуатируется в авиакомпаниях с 1989 г., и за это время было разработано несколько его модификаций: ATR-72-200, ATR-72-210, ATR-72-500. Самолеты оснащались более мощными двигателями, что позволило увеличить грузоподъёмность [4].

В таблице приведены летно-технические характеристики этих самолетов.

Среди недостатков самолётов МВЛ можно отметить у Л-410УВП-Е20 - довольно слабые двигатели, из-за чего скорость полёта самолета довольно мала.

Самолёт ATR-72-200 не приспособлен к низким температурам нашего региона из-за гидросистемы, не рассчитанной на такие низкие температуры, как в Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме того, крыло само-

лёта очень чувствительно к обледенению, которое приводит к снижению аэродинамического качества крыла.

Ан-24РВ неэкономичен, у него самый высокий расход топлива по сравнению с другими самолётами того же типа.

Таким образом, исходя из анализа ЛТХ самолётов, можно сделать вывод, что самыми приспособленными к природно-климатическим условиям Сибири и Дальнего Востока являются самолёты серии Ан-24, а также самолёт Bombardier Dash 8 Q400.

В ближайшее время для использования на МВЛ на аэродромах с искусственной взлётно-посадочной полосой планируется применять новейший Sukhoi Superjet 100 [5].

Библиографические ссылки

1. L-410 «Турболёт» // Современная авиация России [Электронный ресурс]. URL: http://aviaros. narod.ru/l-410.htm (дата обращения: 13.09.2015).

2. Антонов Ан-24 // Сайт № 1 для пассажира [Электронный ресурс]. URL: http://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/An-24.html (дата обращения: 13.09.2015).

3. Bombardier Dash 8 Q400 // Сайт № 1 для пассажира [Электронный ресурс]. URL: http://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/Dash-8Q400.html (дата обращения: 12.09.2015).

4. ATR-72 // Сайт № 1 для пассажира [Электронный ресурс]. URL: http://www.airlines-inform.ru/ commercial-aircraft/ATR-72.html (дата обращения: 12.09.2015).

5. Superjet 100 (SSJ 100). Фото. Видео. Схема салона // Новости авиации - Avia.pro [Электронный ресурс]. URL: http://avia.pro/blog/superdzhet-100 (дата обращения: 13.09.2015).

References

1. L-410 "Turbolet" // Modern Russian aviation. Available at: http://aviaros.narod.ru/l-410.htm (date about reduced: 13.09.15).

2. Antonov An-24 // Site № 1 for passenger. Available at: http://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/An-24.html (Available at: 13.09.2015).

3. Bombardier Dash 8 Q400 // Site № 1 for passenger. Available at: http://www.airlines-

inform.ru/commercial-aircraft/Dash-8Q400.html (date about reduced: 12.09.2015).

4. ATR-72 // Site № 1 for passenger. Available at: http://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/ATR-72.html (date about reduced: 12.09.2015).

5. Superjet 100 (SSJ 100). Photo. Video. Plan of a cabin. // Aviation news - Avia.pro Available at: http://avia.pro/blog/superdzhet-100 (available at: 13.09.2015).

© Телегин Д. В., Лукасов В. В., 2015

УДК 629.7.03

ВЛИЯНИЕ ГЕОМЕТРИИ КРЫЛА НА ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

А. М. Турчанов, Д. С. Филимонов, М. Г. Гукасян, В. В. Лукасов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: flighttt1994@yandex.ru

Рассмотрены проблемы влияния геометрии крыла на лётно-технические характеристики самолёта.

Ключевые слова: крыло, характеристики, геометрия крыла, Як-40, SJ-100, Ту-144.

INFLUENCE OF GEOMETRY OF A WING ON AIRCRAFT PERFORMANCE CHARACTERISTICS

OF THE AIRCRAFT OF CIVIL AVIATION

A. M. Turchanov, D. S. Filimonov, M. G. Gukasian, V. V. Lukasov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: flighttt1994@yandex.ru

This article discusses the influence of the geometry of the wing on the flying characteristics of the plane.

Keywords: wing, characteristics, geometry wing Yak-40, SSJ-100 and Tu-144.

Из существующих летательных аппаратов 85 % являются самолётами. Самолёт конструктивно состоит из 5 частей: фюзеляжа, крыла, хвостового оперения, двигателя и шасси. Главной из конструктивных частей является крыло, которое создаёт подъёмную силу. Подъёмная сила крыла возникает при движении самолёт, за счёт разницы давлений воздуха на нижней и верхней поверхностях.

Основными геометрическими характеристиками крыла являются: вид крыла в плане, вид спереди и профиль крыла. При рассмотрении крыльев в плане в настоящее время в гражданской авиации применяются следующие типы крыльев: стреловидное, прямоугольное и одна из его вариаций - трапециевидное, крыло с наплывом (оживальное) [1].

Каждый из типов крыльев имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством прямого крыла является простота конструкции и высокий коэффициент подъемной силы даже при малых углах атаки. Это позволяет существенно увеличивать удельную нагрузку на крыло, а значит, уменьшать габариты и массу, не опа-

саясь значительного увеличения скорости взлета и посадки. Важнейшими достоинствами прямого крыла с малым удлинением, в сравнении со стреловидным и оживальным, при таких же относительной толщине профиля и удлинении являются лучшие аэродинамические характеристики при докритических скоростях, главным образом при посадке. Зато их основной недостаток - большое сопротивление и невысокое аэродинамическое качество при околозвуковых скоростях. Прямоугольное крыло используется в основном на ближнемагистральных самолётах, летающих на скоростях от 150 до 700 км/ч (Ан-26,АН-140, АТК-72).

Стреловидное крыло, в отличие от прямоугольного, не обладает скачком сопротивления на около-и сверхзвуковых скоростях, что позволяет, в свою очередь, развивать большие скорости вплоть до сверхзвуковых. В сравнении с самолётами с прямоугольными крыльями самолёты со стреловидным крылом обладают более высокой скоростью посадки, что является недостатком. Самолёты ГА со стреловидным крылом летают в диапазаоне около 230-900 км/ч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.