Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ ФЕНОМЕНОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СРАВНЕНИЕ ФЕНОМЕНОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
496
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОТЛИЧИЯ И СХОДСТВА / ПРИЧИНЫ ЗАРОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / social entrepreneurship / entrepreneurship / differences and similarities / causes of the emergence of social entrepreneurship

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Атанасова Анна Атанасовна

Выявляются социальные причины возникновения социального предпринимательства и сравниваются феномены предпринимательства и социального предпринимательства. Социальное предпринимательство появилось вследствие трех возможных причин: из-за сокращения бюджетов некоммерческих организаций, вынужденных каким-то образом искать заработок; из-за невозможности рыночных сил удовлетворять социальную потребность в общественных благах; вследствие становления, развития и эволюции личности социального предпринимателя. Социальное предпринимательство и предпринимательство отличаются в следующих сферах: финансы, управление персоналом, связи с общественностью, маркетинг, взаимодействие с государством, инвестиции, этические и ценностные ориентиры предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Атанасова Анна Атанасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AND ITS DIFFERENCES FROM ENTREPRENEURSHIP

The purpose of the article is to identify the social causes of entrepreneurship and compare entrepreneurship and social entrepreneurship. Social entrepreneurship arose as a result of three possible reasons: due to the reduction of the budgets of non-profit organizations, forced to somehow earn money; due to the impossibility of market forces to adequately take into account the need for goods; the consequences of the formation, development and evolution of the personality of a social entrepreneur. Social entrepreneurship and entrepreneurship have differences in the following spheres: finance, personnel management, PR, GR, marketing, investment, ethical and value orientations of the entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ ФЕНОМЕНОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

attitude of student youth to social entrepreneurship and identifying the degree of interest in this business area.

The study analyzes the motives of entrepreneurial activity, the interest and need for social entrepreneurship, the need to popularize this area of activity. As a result, it is summarized that social entrepreneurship as one of the areas of entrepreneurial activity has a powerful social effect and needs to be popularized among representatives of various groups of the population, especially among young people.

Keywords: social entrepreneurship, sociological research, small business, social responsibility

Alekseyonok Anna Alekseevna, doctor of sociological sciences, professor, alekseenok-aa@yandex.ru, Russia, Oryol, Russian Academy of National Economy and Public Administration,

Radosteva Yana Nikolaevna, postgraduate, yana.r98@mail.ru, Russia, Oryol, Russian Academy of National Economy and Public Administration

УДК 316.354 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-4-35-44

СРАВНЕНИЕ ФЕНОМЕНОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А.А. Атанасова

Выявляются социальные причины возникновения социального предпринимательства и сравниваются феномены предпринимательства и социального предпринимательства. Социальное предпринимательство появилось вследствие трех возможных причин: из-за сокращения бюджетов некоммерческих организаций, вынужденных каким-то образом искать заработок; из-за невозможности рыночных сил удовлетворять социальную потребность в общественных благах; вследствие становления, развития и эволюции личности социального предпринимателя. Социальное предпринимательство и предпринимательство отличаются в следующих сферах: финансы, управление персоналом, связи с общественностью, маркетинг, взаимодействие с государством, инвестиции, этические и ценностные ориентиры предпринимателей.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, предпринимательство, отличия и сходства, причины зарождения социального предпринимательства.

Согласно подходу З.Т. Голенковой и Е.Д. Игитханян социальная структура представляется «как совокупность взаимосвязанных элементов, то есть классов (групп), а социальная группа - как относительно стабиль-

ная совокупность, объединенная общностью функций, интересов и целей деятельности» [3]. Предприниматели выступают структурным элементом внутри предпринимательского сообщества. Количество самозанятых, индивидуальных предпринимателей и микропредприятий в РФ незначительно выросло с прошлого года, что свидетельствует об интересе граждан к трудовой деятельности в качестве предпринимателей [4,5].

Целью статьи является выявление социальных причин возникновения социального предпринимательства из предпринимательства и сравнение предпринимательства и социального предпринимательства.

Задачи: определить место предпринимателей в социальной структуре современного российского общества; рассмотреть предпринимательство как феномен; описать предпринимателя как субъект предпринимательства; выявить социальные причины возникновения социального предпринимательства из предпринимательства; рассмотреть сходства и отличия феноменов предпринимательства и социального предпринимательства.

Методы: анализ российской и зарубежной литературы по теме предпринимательства и социального предпринимательства, выводы по итогам включенного наблюдения за развитием кейсов нескольких социальных предприятий.

Базу исследования составили научные статьи российских и зарубежных ученых по теме предпринимательства и социального предприни-мательства.Гипотеза исследования состоит в том, что существуют несколько причин возникновения социального предпринимательства, а отличия социального предпринимательства и предпринимательства незначительны, но весомы, так как символизируют гуманистический эволюционный скачок в сознании группы предпринимателей.

Новизна исследования подтверждается отсутствием в базе РИНЦ статей, которые бы предоставляли анализ отличительных черт социального предпринимательства от предпринимательства. Автором представлена в большей степени предпринимательская природа социального предпринимательства, а не его благотворительный аспект; рассмотрены социальные причины зарождения социального предпринимательства.

Феномен предпринимательства характеризуется развитием экономической активности; явными и просчитанными рисками [2], а также неопределенностью; креативностью; инновацией; безопасным менеджментом; созданием новой или развитием уже существующей организации [7]; организационным действием; инициированием изменений; денежным доходом [2]. Предпринимателя как личность характеризует «готовность к риску, ответственность, лидерство, открытие новых экономических возможностей, внедрение инноваций, изменения в экономическом порядке вещей» [6].

Рассмотрим определение социального предпринимательства и причины его зарождения. Социальное предпринимательство представляет собой феномен, который появился вследствие эволюционного развития предпринимательства. «Социальное предпринимательство включает в себя деятельность и процессы, предпринимаемые для открытия, определения и пользования возможностями для того, чтобы увеличить социальное богатство путем создания новых предприятий или управления существующими организациями в инновационной манере» [18].

Социальное предпринимательство и социальные предприниматели появились вследствие трех возможных причин. Первая из них следующая: социальное предпринимательство возникло «на рубеже 19-20 вв., в момент развития меценатства в России, а за рубежом - гражданского общества, в период сокращения бюджетов некоммерческих организаций, вынужденных каким-то образом искать заработок и взявших на себя функции оказания социальных услуг населению» [1].

Вторая причина скрывается в идее, что социальные предприятия появились из-за несостоятельности рынка. То есть, по мнению группы исследователей Остин, Стивенсон и Вей-Скиллерн, рыночные силы не удовлетворяли социальную потребность, например, в общественных благах [8]. «Часто это происходит из-за неспособности тех, кто нуждается в услугах, заплатить за них. Проблема для коммерческого предпринимателя - это возможность для социального предпринимателя. Несостоятельность рынка создает различные предпринимательские возможности для социального и коммерческого предпринимательства» [8].

Автор статьи выделяет еще одну причину становления социального предпринимательства - развитие и эволюция личности самого социального предпринимателя. Граждане проявляют свою активную позицию, становясь социальными предпринимателями, в начале, адаптируясь к проблеме или изменению среды сами, а позже, помогая адаптироваться другим. Те риски, которые они в первую очередь испытывают на себе, и успешно преодолевают, в будущем меньше влияют на других людей, за счет того, что они уже нашли путь решения той или иной проблемы. Их профессиональная реализация как социальных предпринимателей приносит пользу обществу, просвещая их стейкхолдеров. Часто их ценностные ориентации носят альтруистический характер.

Проведем сравнение феноменов социального предпринимательства и предпринимательства. К сходствам предпринимательства и социального предпринимательства относятся: предпринимательская установка, создание новой или развитие уже существующей организации, развитие экономической активности, рисковая натура предпринимателя и его лидерские качества, неопределенность, креативность, внедрение инноваций, безопас-

ный менеджмент, организационное действие, инициирование изменений, денежный доход.

Для удобства анализа отличия распределены по сферам функционирования бизнеса: финансы, управление персоналом, связи с общественностью, маркетинг, взаимодействие с государством, развитие бизнеса с помощью инвестиций, этические и ценностные ориентиры предпринимателей.

Рассмотрим отличия социального предпринимательства и предпринимательства в сфере финансирования и развития бизнеса с помощью инвестиций. В финансировании социального предпринимательства участвует меньше финансовых институтов и инструментов [8], в то время как для предпринимателей открыт весь спектр финансовых услуг и институтов. Социальные предприниматели вынуждены проявлять стратегическую жесткость в использовании финансирования, если иное не обговорено в контракте по получению финансирования, а предприниматели могут использовать полученное финансирование свободно. У социальных предпринимателей отсутствуют возможности переключаться между продуктами и рынками [8]. Предприниматели переключаются между продуктами и рынками в зависимости от условий. Социальные предприниматели используют время на постоянной основе на поиск и работу над грантами для покрытия операционных расходов [8]. Предприниматели же имеют относительную свободу в выборе использования своего рабочего времени. У социальных предпринимателей затруднена количественная оценка социального воздействия [8]. Перед предпринимателями не стоит обязательная задача оценки социального воздействия. Хотя некоторые компании и предприниматели могут создавать отчеты о социальном воздействии их компании, это не является обязательным условием их функционирования. «Заключение сделок между социальным предпринимателем и различными поставщиками ресурсов, которые согласовывают цели и стимулы, значительно сложнее и труднее в социальном, чем в коммерческом предпринимательстве» [8]. Для предпринимателей заключение сделок происходит проще, чем для социальных предпринимателей, так как им не приходится соотноситься с целями и социальной миссией организации, как социальным предпринимателям.

Инвесторы в социальные предприятия обеспечивают обычно относительно небольшую часть потребности предприятия в капитале в течение относительно короткого периода времени [14]. «Продолжительность финансирования социальных предприятий, как правило, значительно короче, при этом гранты часто предоставляются на ежегодной основе, что создает постоянное давление на социальных предпринимателей, заставляя их отдавать приоритет деятельности по сбору средств большинству других требований» [8]. Инвестиции, в целом, являются важной частью работы любого

предприятия, но в отличие от социальных предприятий, классические предприятия обычно полагаются на прибыль и доходность самого предприятия, что помогает предпринимателям концентрироваться полностью на продукте, услуге, возможностях и деятельности самого предприятия, а не на постоянном поиске инвесторов, грантов и создании заявок на них, а также заполнении отчетов по ним. «Инвесторы дают социальным предпринимателям больше прав на ошибку, чем обычным предпринимателям» [8]. Для предпринимателей условия по использованию средств инвесторов более жесткие, чем для социальных предпринимателей.

У всех социальных предприятий разные контексты и сложно измерить эффективность социального предприятия. «Постоянная оценка и отдача, которую инвесторы получают от инвестиций в социальное предпринимательство, представляют собой серьезную проблему из-за относительно большой сложности измеримости» [8]. «Для инвесторов в социальное предпринимательство сделка представляет собой значительно большую неопределенность из-за того, что не существует единого фактора, такого как прибыль или доходность инвестиций, который бы согласовывал интересы и действия различных вовлеченных сторон» [8]. Для предпринимателей существуют единые показатели, такие как прибыль или доходность инвестиций, которые согласовывают интересы и действия различных вовлеченных сторон, в том числе инвесторов.

Управление персоналом отличается у социальных предпринимателей и предпринимателей. У социальных предпринимателей бывают трудности, так как они «редко могут платить рыночные ставки за ключевых сотрудников» [16], «редко есть ресурсы для найма и удержания талантов» [8]. Они не могут предложить сотрудникам другие стимулы, кроме своей миссии и ценностных ориентиров. Предприниматели, как правило, следуют рыночным ставкам для найма и удержания сотрудников. Они также могут предложить другие стимулы для удержания и стимулирования сотрудников. Социальные предприниматели часто «полагаются на волонтеров для выполнения ключевых функций в работе предприятия» [8]. Предприниматели, как правило, полагаются на собственный штат сотрудников для выполнения ключевых функций в работе организации. Социальные предприниматели часто трудоустраивают людей из уязвимых групп как часть своего видения бизнеса. Бывает, что предприниматели трудоустраивают людей из уязвимых групп, но такое случается не часто, и не является правилом или видением функционирования предприятия. «Высокая включенность и приверженность кадров самому социальному предприятию» [13], при этом «при меньшей по рынку заработной плате» [13]. Сотрудников привлекает философия и идеология социальных предприятий. Факторов привлечения сотрудников к работе в классической организации много, однако, одним из основных является заработная плата.

Область связей с общественностью и маркетинга в социальном предприятии и у классического предприятия также различается. Социальные предприниматели «обладают набором способностей и навыков, которые отличают их от обыкновенных предпринимателей» [17]. Одной из основных стратегий для социального предпринимателя является сильный личный бренд, который далее помогает построить вокруг предприятия более сплоченное сообщество потребителей и стейкхолдеров, в целом. У социальных предпринимателей «благополучие и состоятельность неотделимы от самоконтроля и уверенности в себе. Этика креативного индивидуализма, который вступает в противоречие с пассивным получателем культуры традиционного общества» [13]. Предприниматели могут ориентироваться на создание личного бренда, а могут следовать традиционным тактикам в сфере связей с общественностью. Сострадание, обладание видением решения данной конкретной социальной проблемы, иногда личная история, связанная с данной проблемой, способность открыто рассказывать истории о своем предприятии. Социальные предприниматели демонстрируют стабильность стремлений решать социальную проблему, постоянный поиск новых возможностей для инноваций. В сложных ситуациях социальные предприниматели показывают «последовательное единство цели и действия» [15]. А предприниматели стабильно ищут возможности для получения прибыли.

При взаимодействии с государством требуются несколько иные стандарты оценки социальных предприятий, а также возможность модифицировать существующее законодательство и социальную политику для нужд и развития социального предпринимательства [17]. Стандарты оценки классического предпринимательства уже разработаны.

Этические и ценностные ориентиры социальных предпринимателей и предпринимателей также отличаются. Коренное отличие, согласно мнению автора данного текста, заключается в этической и ценностной составляющей идеологии социального предпринимательства. В умах социальных предпринимателей рождаются новые альтруистические ценностные ориентиры, которые они потом транслируют на все свое сообщество и общество, в целом. Это проявляется, в том числе, и в отношении явления конкуренции на рынке - так социальные предприниматели работают не для того, чтобы захватить большую долю рынка, а для того, чтобы оказать большее социальное воздействие, что в том числе включает и помощь конкурентам для достижения большего блага, то есть кооперация [11]. Конечно, духовные ценности также могут быть частью функционирования классического предпринимателя, однако, не являются основой его деятельности, первопричиной функционирования предприятия у классического предпринимателя является прибыль и развитие самого бизнеса. У социальных предпринимателей этот список дополняется и другими ценностями: забота о

страждущих, служение большему, чем сам предприниматель (в том числе природе), принятие части коллективной ответственности на себя. Идеология социального предпринимательства формирует основу новой модели помогающей идентичности и переход от общества, в котором принято «брать» к обществу, в котором принято «отдавать». Проступает «духовное или добродетельное измерение» [15], высокий уровень этической включенности, развитый духовный аспект личности, альтруистичность, которая приносит пользу обществу, «развитие коллективных интересов» [18]. В их случае противоположность интересов предпринимателей-капиталистов и народа сглаживается, так как социальные предприниматели решают проблемы самого народа. У классических предпринимателей ценностными ориентирами являются «независимость, самореализация, стремление к индивидуальному успеху в осязаемых материальных формах» [11].

Отдельной проблемой выступает сохранение интеллектуальной собственности у социальных предпринимателей. Показателем высокого уровня общественного самосознания является желание делиться информацией и практиками открыто, при этом с попыткой сохранить интеллектуальную собственность - это противоречие большая проблема для социальных предпринимателей, ведь их бизнес-модели можно легко скопировать и продублировать. Существуют прямые риски сохранения интеллектуальной собственности и ноу-хау в условиях полной открытости.

В результате написания статьи были выявлены несколько причин возникновения социального предпринимательства и проведено сравнение социального предпринимательства и предпринимательства, которое показало, что отличия этих феноменов незначительны, но весомы, так как символизируют гуманистический эволюционный скачок в сознании группы предпринимателей.

Феномен предпринимательства занимает весомое место в социальной структуре современного российского общества, предприниматель как субъект предпринимательства отличается рисковой природой и лидерскими характеристиками. Количество самозанятых, индивидуальных предпринимателей и микропредприятий в РФ незначительно выросло с прошлого года, что свидетельствует об интересе граждан к трудовой деятельности в качестве предпринимателей. Социальное предпринимательство на современном этапе развития общества является новым способом адаптации к рискам социальной среды, эта сфера позволяет реализовать себя в жизни как человека с альтруистическими ценностями, новыми жизненными паттернами, позволяющими трансформировать проблемы в функционировании общества. Было установлено, что социальное предпринимательство появилось вследствие трех возможных причин: из-за сокращения бюджетов некоммерческих организаций, вынужденных каким-то образом искать заработок; из-за невозможности рыночных сил удовлетворять соци-

альную потребность в общественных благах; вследствие эволюции сознания самих социальных предпринимателей. Социальное предпринимательство удовлетворяет потребность общества в новом способе адаптации к рискам социальной среды, социальные предприниматели реализуют себя в решении социальных проблем, благодаря своим альтруистическим ценностям.

Существуют сходства и отличия предпринимательства и социального предпринимательства. Социальных предпринимателей отличают особые этические и ценностные ориентации, они демонстрируют стабильность стремлений решать социальную проблему, постоянный поиск новых возможностей для инноваций. Социальные предприниматели показывают пример сострадания и обладания видением решения конкретной социальной проблемы, которой они занимаются, они иногда включают личную историю в брендирование предприятия, связанную с данной проблемой. Они способны открыто рассказывать истории о своем предприятии и делиться опытом, работая на новом уровне доверия реальности бытия. Их личный бренд символизирует о возможности жить нравственной жизнью, в гармонии с природой и сущностью жизни, даже в условиях кризиса и повышенных рисков. Именно нравственность выстраивает защитный барьер вокруг их деятельности и команды. Несмотря на то, что социальные предприниматели часто не готовы платить рыночные зарплаты сотрудникам, люди тянутся к ним, в том числе в качестве волонтеров, чтобы поддержать, помочь и продвинуть их предприятия. Парадоксально, что несмотря на то, что нет четких критериев оценки деятельности социальных предпринимателей, инвесторы все равно находят их деятельность стоящей инвестиций, а также дают послабления в случае ошибок. Вероятно, социальная справедливость того стоит.

Список литературы

1. Атанасова А.А. Социальное предпринимательство в современной России: факторы становления (на примере природоохранной деятельности) / ВКР. ФГБУН ФНИСЦ РАН. М.:2018. 153 с.

2. Воронов А.А., Дыльнова З.М. Предпринимательство как особый вид социальной деятельности // Известия Саратовского Университета Нов. Сер. Сер. Социология. Политология. 2005. №1-2. С. 11-20.

3. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов // Социологические исследования, 2008. №7. С.75-85.

4.Единый реестр субъектов малого и среднего предприниматель-ства(nalog.ru). URL: https://oM.nalog.ru/statistics.html?level=2&fo&ssrf& (дата обращения: 02.05.2021).

5.Единый реестр субъектов малого и среднего предприниматель-CTBa(mlog.ru).URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=10.12.2021&le vel=2&fo=&ssrf=&t=1651483877701&t=1651483877701 (дата обращения: 02.05.2021).

6. Чепуренко А.Ю. Теория предпринимательства: основные моменты и нерешенные вопросы // Презентация Powerpoint. 2009. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. myshared.ru/slide/243558/ (дата обращения: 13.07.2020).

7. 34th Report select committee on the European Union. House of Lords session 2002-03. 2003. Published by authority of the House of Lords London -The Stationary Office Limited. HL Paper 142. The Commission's Green Paper: Entrepreneurship in Europe. 36 p. (p.6). URL: https://publications.parliament.uk/pa/ld200203/ldselect/ldeucom/142/142.pdf (accessed: 09.03.2021).

8.Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J. Social and Commercial Entrepreneurship: Same, Different, or Both? // Entrepreneurship Theory and Practice 30.1 (2006): 1-22. DOI: 10.5700/rausp1055 p. 371. URL: https://www.researchgate.net/publication/228263352 Social and Commercial Entrepreneurship_Same_Different_or_Both (accessed: 09.03.2021).

9. Brinkerhoff P.C. Mission-based Management: Leading Your Not-forProfit in the 21st Century // John Wiley & Sons, 2009. 320 p.

10. Dacin P. A., Dacin T. M., Matear M. Social Entrepreneurship: Why We Don't Need a New Theory and How We Move Forward From Here // The Academy of Management Perspectives 24.3 (2010): 37-57. (p.49). URL: https://www.researchgate.net/publication/274752776 Social Entrepreneurship Why We Don%27t Need a New Theory and How We Move Forward fro m_Here (accessed: 09.03.2021).

11. Leadbeater C. The rise of the social entrepreneur // Demos, 1997. 87 p.

12. Letts C., Grossman A., Ryan W. High performance nonprofit organizations: Managing upstream for greater impact // New York: Wiley. 1999. 234 p.

13. Mort G.M.S., Weerawardena J., Carnegie K. Social Entrepreneur-ship: Towards Conceptualisation // International Journal of Nonprofit and Voluntary Sector Marketing. 2003.8(1):76-88. D0I:10.1002/nvsm.202. URL: https://www.researchgate.net/publication/227733215 Social Entrepreneurship Towards Conceptualisation (accessed: 09.03.2021).

14. Oster S.M. Strategic management for nonprofit organizations: Theory and cases // New York: Oxford University Press. 1995.

15. Peredo A.M., Mclean M. Social Entrepreneurship: A Critical Review of the Concept // Journal of World Business. 2006. 41. pp. 56-65. DOI: 10.1016/j.jwb.2005.10.007.URL: https://www.researchgate.net/publication/ 223369993_Social_Entrepreneurship_A_Critical_Review_of_the_Concept (accessed: 10.03.2021).

16. Short J.C., Moss T.W., Lumpkin G.T. Research in Social Entrepre-neurship: Past Contributions and Future Opportunities // Strategic Entrepreneur-ship Journal 3.2 (2009): 161-194. p.171

17. Weisbrod B. Toward a theory of the voluntary sector in a three-sector economy. In E.S. Phelps (Ed.), Altruism, morality and economic theory // New York: Russel Sage Foundation. 1975. pp.171-195. URL: https://www.researchgate.net/publication/248126318 Toward a Theory of the

Voluntary Nonprofit Sector in a Three-Sector Economy (accessed:

09.03.2021).

18. Zahra S., Gedajlovic E., Neubaum D., Shulman J., A typology of Social Entrepreneurs: Motives, Search Processes and Ethical Challenges // Journal of Business Venturing. 2009. № 24. p. 519-532.

Атанасова Анна Атанасовна, мл. научн. сотр., atanasova.a.a@gmail.com, Россия, Москва, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

THE ORIGIN OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AND ITS DIFFERENCES FROM ENTREPRENEURSHIP

A.A. Atanasova

The purpose of the article is to identify the social causes of entrepreneurship and compare entrepreneurship and social entrepreneurship. Social entrepreneurship arose as a result of three possible reasons: due to the reduction of the budgets of non-profit organizations, forced to somehow earn money; due to the impossibility of market forces to adequately take into account the need for goods; the consequences of the formation, development and evolution of the personality of a social entrepreneur. Social entrepreneurship and entrepre-neurship have differences in the following spheres: finance, personnel management, PR, GR, marketing, investment, ethical and value orientations of the entrepreneurs.

Keywords: social entrepreneurship, entrepreneurship, differences and similarities, causes of the emergence of social entrepreneurship.

Atanasova Anna Atanasovna, junior researcher, atanasova.a.a@gmail.com, Russia, Moscow, Institute of Sociology of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.