Научная статья на тему 'Сообщества социальных предпринимателей в природоохранной сфере: актуальные проблемы'

Сообщества социальных предпринимателей в природоохранной сфере: актуальные проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / СООБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / NATURE PROTECTION ACTIVITY / SOCIAL ENTREPRENEURS' COMMUNITIES / SOCIAL TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Атанасова Анна Атанасовна, Георгиев Милен Димитрович

Сообщества социальных предпринимателей в природоохранной деятельности изучаются как источник экспертной поддержки, рассматриваются также актуальные проблемы социальных предпринимателей в природоохранной деятельности. Социальные предприниматели трансформационные деятели, способствующие сглаживанию многих социальных и экологических парадоксов и противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Атанасова Анна Атанасовна, Георгиев Милен Димитрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURS’ COMMUNITIES IN ENVIRONMENTAL PROTECTION SPHERE: URGENT PROBLEMS

Communities of social entrepreneurs in environmental protection sphere are studied as a source of expert support, and relevant problems of social entrepreneurs in environmental activities are also considered in the article. Social entrepreneurs are transformational figures who help smooth out many social and environmental paradoxes and contradictions.

Текст научной работы на тему «Сообщества социальных предпринимателей в природоохранной сфере: актуальные проблемы»

fessional contradictions. The model is based on comprehensive use of public opinion polls and mass media data.

Key words: stable development, region, ethnoconfessional relations, an approach to analysis, index, level.

Baranova Galina Vasilyevna, candidate of sociological sciences, orel.bgv@,gmail.com, Russia, Orel, The Federal state government military educational institution of higher education "The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation"

Golubinskiy Evgeny Yurievich, candidate of technical sciences, darzhek@yandex.ru, Russia, Orel, The Federal state government military educational institution of higher education "The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation"

Baranov Alexey Alexandrovich, Felkon-alex@yandex.ru, Russia, security Service in Crimea of the Federal security service of the Russian Federation

УДК 316.014

СООБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ПРИРОДООХРАННОЙ СФЕРЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А.А. Атанасова, М.Д. Георгиев

Сообщества социальных предпринимателей в природоохранной деятельности изучаются как источник экспертной поддержки, рассматриваются также актуальные проблемы социальных предпринимателей в природоохранной деятельности. Социальные предприниматели - трансформационные деятели, способствующие сглаживанию многих социальных и экологических парадоксов и противоречий.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, защита окружающей среды, сообщества социальных предпринимателей, социальные трансформации.

Социальное предпринимательство как явление в современной России является актуальным для исследования, так как происходит его медленная институционализация. Социальный предприниматель как индивид, личность и член общества представляет интерес для современной науки, так как является активным деятелем трансформаций, носителем эволюционных установок в современном обществе. Сообщества социальных предпринимателей в природоохранной деятельности - это объединения людей, мыслящих конструктивно и мирно, учитывающих риски экологической катастрофы местности, где они работают.

Социальное предпринимательство существует вне стран, политик, рас или еще каких-то разделений. Социальные предприниматели являются гражданами глобальной деревни, действуя во всех уголках планеты.

Становление социальным предпринимателем в природоохранной сфере позволяет удовлетворить желание личностной и гражданской реализации и открывает возможность широкой перспективы служения обществу.

Процесс становления социальным предпринимателем можно определить как духовные поиски и развитие самосознания, что приводит к активному действию с альтруистическими целями на благо общества и природы.

Методологи социального предпринимательства подчеркивают, что социальное предпринимательство - это модель изменения мира. Она направлена на то, чтобы решить самые напряженные проблемы, стоящие перед человечеством, в то же время строя успешный и прибыльный бизнес для его владельцев. Эта модель бросает вызов традиционным определениям успеха, опирается на технологию и социальные медиа для того, чтобы процветать. Кто угодно может стать частью этого движения. Последствия этого движения стратегически важны как для коммерческого, так и для некоммерческого сектора.

Некоторые авторы считают, что возможность, которую видят социальные предприниматели и обычные предприниматели, и реализация своей идеи - это мотивация, которая их объединяет. Но у социального предпринимателя отличается предложение ценности, в данном случае это долгосрочный вклад в развитие общества, то есть миссия социального предприятия, «первенство социального блага» [9].

Было проведено исследование вновь формирующейся группы социальных предпринимателей в сфере природоохранной деятельности в современной России. Были опрошены 24 социальных предпринимателя методом скайп-интервью и интервью «лицом к лицу».

Эмпирическую базу работы составили данные опроса социальных предпринимателей в природоохранной деятельности, проведенного автором по оригинальному инструментарию. Адекватный для целей и задач исследования метод качественного анализа обосновывался в соответствии с разработками В.А. Ядова и В.В. Семеновой. Типологии разрабатывались по методу Г.Г. Татаровой. Социологами, работающими в рамках качественной социологии, обоснован целый ряд методов сбора информации [6, 7]. Наиболее адекватным для исследования представляется одна из модификаций метода опроса - полуформализованное интервью.

В совокупность методического обеспечения автор включает метод и технику сбора первичной социологической информации, инструментарий, разрабатываемый для реализации измерения соответствующих признаков выбранным методом и техникой, способ анализа и интерпретации полученных данных.

Поскольку феномен социального предпринимательства находится в стадии становления и представителей совокупности социальных предпринимателей в целом и в природоохранной сфере в частности очень мало, методы количественного анализа не представляются адекватными в данном исследовании. Методология и методы качественной социологии как раз подходят для исследований формирующихся сообществ, отличающихся специфической субкультурой, своеобразной картиной мира, набором практик взаимодействия друг с другом и с социумом.

Феномен социального предпринимательства исследуется обширно за рубежом, а также в России. Однако группа социальных предпринимателей в природоохранной деятельности впервые стала объектом исследования. Сами респонденты, социальные предприниматели, после проведения интервью просили ознакомить их с результатами исследования, а также просили предоставить список их коллег по России, которых удалось объединить в исследовании. Некоторые социальные предприниматели узнавали о существовании схожих инициатив в других городах РФ.

Анализ данных интервью позволил установить наличие коммуникации между социальными предпринимателями и формирование их сообществ, а также типологизировать формирующиеся сообщества по ряду критериев: по географическому принципу (по городам проживания социальных предпринимателей), по профилю работы социального предприятия (например, переработка мусора, посадка деревьев или благотворительные магазины одежды), а также по принадлежности к той учебной организации, которая обучала их специфике социального предпринимательства.

Сообщества социальных предпринимателей из разных сфер деятельности, сгруппировавшиеся по географическому принципу, склонны помогать друг другу советом и вступать в экономические отношения. Что касается групп социальных предпринимателей, находящихся практически в одной нише, ведут они себя по-разному. Они знают друг друга, но не всегда помогают новому игроку, пусть и социальному предпринимателю, так как уже идет борьба за рынок. То есть здесь проявляется бизнес-конкуренция между социальными предпринимателями. Обоснована концепция «соореййоп» [4], в условиях рыночной экономики приходится иногда соревноваться с коллегами по цеху, особенно если ресурсов мало. Однако чаще всего им имеет смысл сотрудничать, поскольку это делает их проекты более эффективными, устойчивыми и конкурентоспособными. Если речь идет о копировании модели бизнеса в другом городе, новый игрок либо игнорируется, либо ему все-таки оказывается помощь.

Сообщества, сформировавшиеся по критерию учебной организации, отличаются сильными связями между предпринимателями; как правило, учебная организация проводит дополнительные мероприятия уже после обучения, что способствует укреплению связей и обмену практиками и опытом между уже знакомыми социальными предпринимателями.

Сообщества социальных предпринимателей должны помогать социальным предпринимателям с решением актуальных для них проблем предпринимательской деятельности. Собственно, ради экспертной поддержки и обмена опытом и создаются сообщества социальных предпринимателей. На практике получение экспертной поддержки не всегда осуществлялось социальными предпринимателями в рамках того или иного сообщества, зачастую вопросы, возникающие у социальных предпринимателей, решались ими самостоятельно или в рамках дружеских и профессиональных сетей.

Далее рассмотрим сообщества социальных предпринимателей, официальные и неофициальные, которые упоминали респонденты в ходе интервью. Из 24 опрошенных социальных предпринимателей в сфере природоохранной деятельности, только 4 ответили, что состоят в институционализированном сообществе социальных предпринимателей. В основном респонденты упоминали неформальные сети связей и взаимодействий, поддерживающих информационно: уведомления о программах, мероприятиях контактах с партнерами.

Однако так или иначе опрошенные социальные предприниматели в природоохранной деятельности были частью сообществ социальных предпринимателей или просто предпринимателей. Происходило это в рамках конкурсов, образовательных программ, программ субсидирования и гран-товых программ.

Итак, ниже дан список сообществ социальных предпринимателей, которые упоминали респонденты в своих ответах:

1. Фонд «Наше Будущее» (5 упоминаний); www.nb-fund.ru

2. «ImpactHub Moscow» (3 упоминания); www.impacthubmoscow.net

3. «Зеленое движение России ЭКА» (3 упоминания); www.ecamir.ru

4. «Фонд поддержки предпринимательства» (2 упоминания);

5.«Берлинская школа социального предпринимательства» (2 упоминания); www.soinschool.org

6. Конкурс «Эко-позитив», 2015; http: //ecamir.ru/anons/Obnneyavlenyi-pobediteli-vserossiyskoy-premii-Ekopozitiv-2015.html

7. Ассоциация социальных предпринимателей; www.asp-delo.ru

8. «Агентство Стратегических Инициатив»; www.asi.ru

9. «Другое дело» неофициальное сообщество социальных предпринимателей; https://vk.com/ecopad

10. «KIVA» - платформа микрозаймов, а также конкурс; www.kiva.org

11. «Сообщество экспертов и выпускников ШЭПР (Школа экологического предпринимательства)». www.shepr.ru

Данные интервью позволили определить сферы и темы, по которым социальные предприниматели в природоохранной деятельности обраща-

лись за экспертной поддержкой в рамках сообщества или искали помощь самостоятельно в сетях друзей и коллег.

Экспертная поддержка в рамках сообщества: «За экспертной поддержкой обращались к другому благотворительному магазину, к одному благотворительному магазину обратились - не помог, обратились к другому - помог»; «1 раз в месяц, узкое сообщество, коворкинг, за который мы платим, деньги идут в 1трасНиЬ, происходит обмен опытом и практиками друг с другом»; «Юридические, экономические вопросы, у нас есть наставник».

Есть предположение, что «помочь или не помочь» зависит от того, как социальные предприниматели относятся к тому, что они делают: больше как к бизнесу или больше как к деятельности «во благо всех». То есть делят ли они рынок или все-таки работают все вместе во имя решения социальной проблемы.

Экспертная поддержка в сетях друзей и знакомых, семьи: «Люди, которые причастны, за чаем решаем вопросы»; «Бухгалтерия, юридическая поддержка»; «Те, кто любят наш проект, все бесплатно: психологи, юристы, бизнес-коучи»; «Есть и к кому из друзей обратиться».

Часть опрошенных социальных предпринимателей решают вопросы функционирования бизнеса исходя из наработанных связей в рамках профессионального и личного нетворкинга.

Отсутствие экспертной поддержки или отсутствие обращения за ней: «В моем городе не к кому обращаться за экспертной помощью в социальном предпринимательстве»; «В блоггинге за экспертной поддержкой обращался, в предпринимательстве - самоучка»; «Не обращались за экспертной поддержкой»; «Практически не обращалась за экспертной поддержкой»; «Сам себе эксперт».

Так, некоторые опрошенные социальные предприниматели не обращались за экспертной поддержкой, координируя свои бизнес-процессы и решая проблемы самостоятельно.

Социальные предприниматели в природоохранной деятельности обращались за экспертной поддержкой в следующих сферах: маркетинг (2 упоминания), реклама в Интернете (2 упоминания), блоггинг, психология, юриспруденция, бизнес-коучинг, бизнес-план, аудит, юридическая помощь, таможня, построение бизнес-модели в сфере экологии, финансы, построение сетей, переработка отходов, регистрация логотипа, SMM, бухгалтерия, интернет-маркетинг, инновации в образовании, видео-обработка, художественное оформление, PR, партнерства, взаимопомощь с другими компаниями.

Можно сделать простой вывод, что представительство социального предприятия в Интернете востребовано и является важным инструментом успешного функционирования предприятия.

Анализ материалов, собранных в ходе интервью, позволил выявить и типологизировать актуальные проблемы социальных предпринимателей в сфере природоохранной деятельности.

Финансовые проблемы и потребность в льготах: «отсутствие налоговых льгот» (4 упоминания), «проблемы с налоговой» (2 упоминания); «банковские системы переходят на новые технологии»; «отсутствие возможности получения льготной аренды» (5 упоминаний), проблема с огромной арендой площадей в некоммерческом секторе»; «деньги, финансы» (2 упоминания).

Одной из основных проблем функционирования социального предприятия является поддержание нужной финансовой устойчивости предприятия. Отмечается, что отсутствие льгот, как налоговых, так и на аренду помещений, мешает развитию предприятия.

Организационные проблемы: «как у любого предпринимателя» (4 упоминания), «проверки»; «любая контролирующая организация может прийти и одним росчерком пера закрыть проект, ибо очень много надо денег, чтоб сделать все идеально»; «кадровые проблемы» (2 упоминания); «организация процессов максимально эффективным образом, оперативная деятельность, бизнес-план»; «не хватает базового предпринимательского образования, нет структуры в голове»; «менторская поддержка могла бы облегчить ситуацию»; «если поступает непригодная одежда, то, что с ней делать? Сжигание или полигон... В перспективе: не получение промежуточного сырья, а получение готового продукта, чтобы замкнуть цикл».

Социальные предприниматели в природоохранной деятельности так же, как и предприниматели в целом, испытывают трудности с проверяющими организациями, а также организацией бизнес-процессов.

Недоверие, стереотипы и непонимание: «поначалу встретилась со стеной непонимания со стороны потребителя, приходилось объяснять и обучать, что так тоже можно»; «непонимание массой населения. Нужно просто доказывать, что мы нормальные люди; низкий уровень культуры в обществе, связанный с экологической деятельностью и пожертвованиями; опережаем время, нужно формировать рынок и нишу, объяснять людям, что им нужно это, теплым потоком - невозможно продать людям то, чего нет у них в ценностях и мировоззрении»; «стереотипы, существующие в обществе по повторному использованию»; «недоверие со стороны населения»; «мнение бизнес-заказчика, что «добрые дела» делаются бесплатно».

Многие социальные предприниматели сталкиваются с непониманием потребителей их услуг, все еще происходит процесс формирования ниши экологических услуг и товаров, а также формирования «зеленых» ценностей в обществе.

Государственная политика: «государство - в стране социальное предпринимательство - это блажь, необязательная факультативная активность, странно, когда показывают, что тратят деньги на фейковые вещи, а не на что-то реальное. Я не знаю, как это назвать, мы очень маленькие, но хотя бы не мешайте»; «противоречие между декларируемым уровнем и реальными действиями»; «отсутствие внятной государственной политики в сфере сокращения отходов»; «неразвитость отрасли переработки текстильных изделий в РФ»; «не видно долгосрочной перспективы, в том числе в сфере работы с отходами. Сильных шагов не видно. Условия нестабильности не способствуют развитию рынка»; «идет борьба с обезналичиванием денег, а компаниям в сфере сбора вторсырья нужно платить за ресурсы наличными»; «в нескольких регионах принят закон об экологическом просвещении, система образования очень негибкая, консервативная, и сделать интересные продукты быстро Министерство образования не может. Нужна стройная система экологического образования: кто, как, где специалисты?»; «в советское время государство было значительно больше ориентировано на экологические проблемы, к народу ближе, была инициатива сверху»; «паспорт отходов предприятия в РФ»; «отсутствует государственная поддержка социального предпринимательства».

Государственная политика в отношении социального предпринимательства и экологической ситуации не удовлетворяет некоторых социальных предпринимателей, высказывается желание видеть более весомые решения по данным вопросам, воплощенные в реальности.

Отметим то, что «.. .важным моментом, актуализирующим проблему значимости морального измерения человека, является потребность в формировании культурного образца как необходимого основания реформирования (модернизации) российского общества» [2].

Социальные предприниматели создают тот самый новый культурный образец, который необходим для модернизации российского общества. И так как социальные предприниматели действуют во многих отраслях, они мягко реформируют эти отрасли своим примером.

Экологические предприниматели - медиаторы единства внутреннего и внешнего, имеют потенциал для раскрытия состояния внутреннего единства, которое при определенных личностных чертах приведет к благосостоянию во внешнем окружении. Каждый человек принимает на себя роль миротворца в своем мире, сглаживая парадоксы повседневной реальности. Парадоксальные моменты и полярности предлагает исследовать с помощью «танца между полярностями» в рамках процессуального подхода Арнольд Минделл в своей книге [5]. Он говорит, что «все проблемы, существующие в нашей жизни и в нашем с вами мире, взаимосвязаны. Именно поэтому нам нужны новые междисциплинарные фасилитаторы» [1].

«Группа является первичным источником развития морального сознания, а принятие индивидуальных моральных решений часто выступает как результат опыта группового взаимодействия субъекта» [3].

Сообщества социальных предпринимателей в природоохранной деятельности - это все еще формирующиеся сообщества, находящиеся на этапе становления. И все же некоторые проблемы социальных предпринимателей, а также то, как социальные предприниматели решают эти проблемы, можно исследовать в дальнейшем. Вероятно, экспертная поддержка социальных предпринимателей в РФ будет развиваться как явление. Профессиональная реализация в роли социального предпринимателя, являющегося членом сообщества социальных предпринимателей или не являющегося таковым, показывает, что альтруистические ценности ведут к позитивным преобразованиям в современном мире.

«"Хороший человек" - это тот, кто, действуя в контексте реалий современного мира, стремится к самореализации в рамках ответственности за ее последствия, тем самым культивируя свою человечность» [2]. Согласно этому определению, социальные предприниматели - люди, которые реализуют себя через помощь другим, принимая как ответственность за себя, так и часть общественной ответственности. Социальные предприниматели - трансформационные деятели,

способствующие сглаживанию многих социальных и экологических парадоксов и противоречий. Социальное предпринимательство является политическим инструментом благодаря принципам сострадания проблеме ближнего и включает в себя коммерческую составляющую, морально подкрепленную миссией служения обществу.

Список литературы

1. Атанасова А. А. Микросообщества: устойчивая адаптация маргинальных людей в ситуации риска и кризиса социального отчуждения // Теория и практика общественного развития. 2015. №18. С.32.

2. Веряскина В. П. Трансформация человека в обществе модерна М.: ИФРАН, 2015.

3. Заикин В.А. Групповые решения в ситуации морального выбора: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2013. 259 с.

4. Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия сделать мир лучше / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014. 304 с.

5. Минделл А. Танец Древнего. Как Вселенная решает личные и мировые проблемы. М.: Издательский дом «Постум», 2013. 385 с.

6. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: учеб. пособие для студентов вузов М.: Добросвет, 1998. 289 с.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание. Объяснение, понимание социологической реальности. М.: «Добросвет», книжный дом «Университет», 1998. 596 с.

8. Hockerts K. Entrepreneurial opportunity in social purpose business ventures / J.Mair, J.Robinson, K.Hockerts (Eds.) Social entrepreneurship. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan. 2006. Р.142-154.

9. Roger L., Osberg М., Osberg S.Social Entrepreneurship: The Case for Definition // By Stanford Social Innovation Review Spring, 2007. [Электронный ресурс] URL: http://skoll.org/wp-

content / uploads / 2015 / 10 / 2007SP feature martinosberg.pdf (дата обращения: 18.09.2019).

Атанасова Анна Атанасовна, младший научный сотрудник, atanasova.a.a@gmail.com, Россия, Москва, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук (Институт социологии ФНИСЦ РАН),

Георгиев Милен Димитров, канд. техн. наук, доц., milengeorgiev@rambler.ru, Россия, Москва, Московский государственный технологический университет «СТАН-КИН»

SOCIAL ENTREPRENEURS' COMMUNITIES IN ENVIRONMENTAL PROTECTION

SPHERE: URGENT PROBLEMS

A.A. Atanasova, M.D. Georgiev

Communities of social entrepreneurs in environmental protection sphere are studied as a source of expert support, and relevant problems of social entrepreneurs in environmental activities are also considered in the article. Social entrepreneurs are transformational figures who help smooth out many social and environmental paradoxes and contradictions.

Key words: social entrepreneurship, nature protection activity, social entrepreneurs' communities, social transformations.

Atanasova Anna Atanasovna, junior researcher, atanasova.a.a@gmail.com, Russia, Moscow, Institute of Sociology of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (Institute of Sociology of FCTAS RAS),

Georgiev Milen Dimitrov, candidate of technical science, associate professor, milengeorgiev@rambler. ru, Russia, Moscow, Moscow State University then of Technology "STANKIN"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.