Научная статья на тему 'Спрос, предложение и цена как базовые экономические категории в анализе экономических систем и процессов'

Спрос, предложение и цена как базовые экономические категории в анализе экономических систем и процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3134
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ / ЦЕНА / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБМЕНА / РЫНОК КАК МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ / РЫНОК КАК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев В. В., Осипов Р. А.

Категория стоимости это краеугольный камень, фундамент, на котором строится конструкция экономической системы, она имеет большое значение для основных постулатов экономической теории. На основании теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности предприятий и предпринимателей, выбираются варианты распределения экономических ресурсов, функционируют процессы рыночного обмена. Теоретический анализ. Трудовая теория стоимости связывает стоимость товара с затратами труда на его производство. Теория предельной полезности объясняет стоимость товара его пользой для потребителя. При этом полезность товаров постоянно уменьшается по мере того, как их становится все больше и больше у потребителя. Насколько полярны две точки зрения, настолько обе теории согласны в том, что стоимость определяется или на основе труда, или на основе полезности в процессе обмена в результате взаимодействия спроса, предложения и цены. Эмпирический анализ. Экономическая теория обмена (или теория рынка) вводит понимание спроса и предложения не как реального потребления и производства определенного количества товаров, а как некий план покупать или продавать по одной цене одно количество товаров, по другой цене другое. Она разделяет и понятие спроса, и понятие предложения на две части: величина спроса (предложения) и уровень спроса (предложения). Процесс абстрагирования завершается созданием максимально формальных моделей, в которых обмен анализируется не путем рассмотрения причинноследственных связей, а путем изучения математических графиков. Результаты. Отказаться от высокого уровня формализации и абстрагирования в теоретических моделях, сохраняя их способность к точному прогнозированию, возможно путем построения визуальных моделей обмена (рынка). Фактически стоимость товара лежит в основе не только развития той или иной экономической системы, но и ее безопасности, обеспечивая стабильность функционирования и сам факт существования системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спрос, предложение и цена как базовые экономические категории в анализе экономических систем и процессов»

УДК 330.1

СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЦЕНА КАК БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В АНАЛИЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ПРОЦЕССОВ

В. В. Гусев

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративной экономики, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина -филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов E-mail: vladgus2006@yandex.ru

Р. А. Осипов

старший преподаватель кафедры корпоративной экономики, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина -филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов E-mail: osipov_r@mail.ru

Введение. Категория стоимости - это краеугольный камень, фундамент, на котором строится конструкция экономической системы, она имеет большое значение для основных постулатов экономической теории. На основании теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности предприятий и предпринимателей, выбираются варианты распределения экономических ресурсов, функционируют процессы рыночного обмена. Теоретический анализ. Трудовая теория стоимости связывает стоимость товара с затратами труда на его производство. Теория предельной полезности объясняет стоимость товара его пользой для потребителя. При этом полезность товаров постоянно уменьшается по мере того, как их становится все больше и больше у потребителя. Насколько полярны две точки зрения, настолько обе теории согласны в том, что стоимость определяется или на основе труда, или на основе полезности в процессе обмена в результате взаимодействия спроса, предложения и цены. Эмпирический анализ. Экономическая теория обмена (или теория рынка) вводит понимание спроса и предложения не как реального потребления и производства определенного количества товаров, а как некий план покупать или продавать по одной цене одно количество товаров, по другой цене - другое. Она разделяет и понятие спроса, и понятие предложения на две части: величина спроса (предложения) и уровень спроса (предложения). Процесс абстрагирования завершается созданием максимально формальных моделей, в которых обмен анализируется не путем рассмотрения причинно-следственных связей, а путем изучения математических графиков. Результаты. Отказаться от высокого уровня формализации и абстрагирования в теоретических моделях, сохраняя их способность к точному прогнозированию, возможно путем построения визуальных моделей обмена (рынка). Фактически стоимость товара лежит в основе не только развития той или иной экономической системы, но и ее безопасности, обеспечивая стабильность функционирования и сам факт существования системы. Ключевые слова: стоимость, цена, спрос, предложение, экономическая теория обмена, рынок как механизм регулирования, рынок как обратная связь.

DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-1 -18-25 Введение

Категория стоимости имеет огромное значение для основных постулатов экономической теории. Для подтверждения важности катего-

рии стоимости не столько в развитии теории экономической науки, сколько в решении задач ежедневной практики хозяйственной деятельности, можно привести ряд важных примеров. С ее помощью можно оценить эффективность деятельности всей экономической системы в целом. Также можно оценить стабильность, уровень безопасности функционирования экономической системы, признать эту систему устойчивой или неустойчивой, способной или неспособной функционировать в долговременной перспективе. Можно остановиться на признании инвестиций неэффективными, потому что стоимость затрат превышает стоимость выручки. Но возникает закономерный вопрос: кто определил стоимость выручки такой, какая она есть, и стоимость затрат такой, какой она есть?

Разработанные и апробированные методики позволяют проводить подобный анализ в автоматическом режиме и быстро получать результат. Но за рамками методик остаются вопросы, не получившие ответов: почему один проект оказывается эффективным, а другой нет, почему одна экономическая система признается устойчивой, а другая не признается? На наш взгляд, во многом данные вопросы упираются как раз в теорию стоимости, а именно в трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности товара (информационная теория стоимости в данной статье не затрагивается - на наш взгляд, подобный подход требует отдельного исследования).

Теоретический анализ

Как это свойственно вообще для фундаментальных категорий, лежащих в основании теорий экономической науки, категория стоимости не имеет однозначного определения. Трудовая теория стоимости связывает стоимость товара с затратами труда на его производство. Теория предельной полезности объясняет стоимость товара его пользой для потребителя. При этом полезность товаров постоянно уменьшается по мере того, как их становится все больше и больше у потребителя. Насколько полярны две точки

зрения, настолько обе теории согласны в том, что стоимость определяется или на основе труда, или на основе полезности в процессе обмена в результате взаимодействия спроса, предложения и цены.

На сегодняшний день экономическая наука не может дать однозначного ответа на вопрос о том, что такое стоимость и чем она определяется. Или, если быть точным, наука способна дать как минимум два взаимоисключающих ответа. Согласно трудовой теории, стоимость товара зависит от количества потраченного на его создание труда. Согласно теории предельной полезности, стоимость товара определяется тем, сколько пользы он приносит потребителю. Получается, что базовая категория, от которой зависят почти все положения экономической теории, не имеет однозначного определения. Теория предельной полезности утверждает, что источником стоимости является приносимая товаром польза (при этом пользу еще труднее определить и измерить, чем стоимость), теория трудовой стоимости видит источником последней труд. Расходясь так кардинально, обе теории неожиданно соглашаются в том, что окончательное значение стоимости в конкретных денежных единицах определяется в процессе обмена. Обмен оказывается важнейшим элементом как в теории предельной полезности, так и в теории трудовой стоимости [1].

Обмен как явление раскрывается на основе теории спроса и теории предложения. При этом в теории спроса различаются спрос и реальное потребление. Спрос - это всего лишь намерение (план) при тех или иных ценах купить то или иное количество товара. И в этом статусе намерения (желания) спрос является фактором цены, т.е. цена зависит от спроса. А вот когда цена под воздействием спроса и предложения сформируется, тогда по этой цене будет уже реально куплено какое-то количество товаров - это и будет реальным потреблением. Вопрос в необходимости такого разделения двух понятий остается открытым. По логике такого подхода спрос (как намерение) вместе с предложением (как намерением) определяют цену, а цена определяет реальное потребление. Формируются две причинно-следственных связи: спрос ^ цена ^ потребление. Одновременно с этим теория спроса утверждает, что величина спроса (как намерения) тоже зависит от цены. То есть в самой теории спроса заложена модель обратной связи: цена ^ спрос ^ цена (рис. 1).

Раздвоение понятий, когда одно понятие делится на два или одно явление рассматривается как два явления, одна динамика как несколько динамик, характерно как для теории спроса, так и для теории предложения, а также для теории обмена в целом. Этот же прием применен в отношении динамики спроса. Согласно теории, на спрос вли-

Рис. 1. Взаимодействие спроса и цены

яет не только цена (эта связь описывается законом спроса), но и факторы спроса, к которым относятся: изменение вкусов покупателей, изменение их числа и доходов, изменение цен на сопряженные товары, изменение ожиданий потребителей (например, ожидание повышения цен). Наличие такого большого количества факторов необычным образом сказалось на развитии теории спроса. Было предложено разделить категорию спроса на две: величина спроса и спрос. Чтобы не путаться, где какой спрос, можно сказать, что спрос делится на величину спроса и уровень спроса. Изменение величины спроса определяется ценой, а уровень спроса - его факторами (от изменения вкусов до ожиданий). Получается следующая модель. Самым важным и существенным, от чего зависит спрос, являются факторы спроса. Под их воздействием меняется уровень спроса: спрос переходит с одного уровня на другой. Когда спрос перешел на новый уровень, на этом новом уровне начинает складываться величина спроса, но уже под воздействием цены. Это удобно, например, при анализе кривой спроса на графике. Если мы переходим от одной точки кривой к другой точке, тогда меняется величина спроса. Если же вся кривая смещается либо вверх-вправо, либо вниз-влево, то это означает, что под воздействием факторов спроса меняется уровень спроса. Визуально такой подход можно представить на рис. 2.

спроса

У

Р

в

е

\ н

ь

с

/ п

р

с

а

1

Цена

Рис. 2. Модель динамики спроса

Тогда получается, что теория спроса сводится к тому, что под влиянием факторов спроса может измениться его уровень, а затем в пределах этого уровня уже под воздействием цены, по закону спроса, изменится величина спроса. Как мы видим, название закона спроса не совсем корректно, он должен называться законом величины спроса.

Теория предложения оказывается зеркальным отображением теории спроса. Здесь также есть кривая предложения, также есть закон предложения и тяга к расчленению понятий. Можно было бы создать теорию, описывающую теории спроса и предложения. И теория спроса, и теория предложения в том виде, в каком они существуют в современной экономической теории, придают важнейшее значение факторам спроса и предложения. Спрос и предложение складываются на конкретном рынке, в конкретной отрасли, в конкретной экономической системе. Факторы спроса и предложения являются по отношению к этому рынку, к этой отрасли, к этой экономической системе фактически внешними факторами. То есть, другие рынки, другие отрасли, другие экономические системы, а также демографическая ситуация, обеспеченность природными ресурсами оказывают влияние на спрос и предложение на нашем конкретном рынке [2]. Факторы определяют уровень и спроса, и предложения. А вот величина и спроса, и предложения внутри уровня корректируется уже ценой [1]. Логичен вопрос: что управляет ценой, от чего она зависит?

Изложение теории цены в экономической литературе часто бывает достаточно завуалированным и туманным [1]. Изменение цены предлагается прослеживать по движению по кривым или самим кривым на графиках. И не всегда можно угадать, какие же закономерности в реальной жизни отражают формальные математические построения. Если все-таки попробовать убрать формальную часть и без нее представить себе модель изменения цены, то она получится следующей. Под воздействием внешних факторов, или факторов спроса, или факторов предложения, или и тех и других могут измениться уровень предложения и уровень спроса. Если уровень предложения окажется выше уровня спроса, то на рынке возникнет затоваривание. Если уровень спроса окажется выше уровня предложения, то на рынке возникнет дефицит. Вот как раз под воздействием затоваривания и дефицита и будет меняться цена. Экономическая теория цены исходит из такого предположения, что в условиях затоваривания продавцы будут снижать цену, а в условиях дефицита покупатели будут убеждать продавцов продать дефицитный товар именно им, поскольку они заплатят более высокую цену. Цена изменится, и под ее воздействием в рамках уже изменившихся уровней спроса и предложения будут скорректированы величина спроса и величина предложения. Визуально такую теорию можно представить на рис. 3.

Рис. 3. Визуальная модель экономической теории изменения цены (два элемента модели - «Факторы предложения» и «Факторы спроса» - выделены, поскольку именно из-за их воздействия на рынок начинаются колебания цены)

Возникает вопрос о ценности теории цены - обладает ли эта теория какими-то полезными качествами? Прежде всего, конечно, вызывает интерес вопрос о том, можно ли с помощью теории цены прогнозировать реальные цены? Все многообразие состояний рынка можно свести к шести типичным

случаям: 1) под воздействием внешних для рынка факторов увеличивается уровень предложения, тогда как уровень спроса остается неизменным; 2) уровень предложения остается неизменным, а уровень спроса увеличивается; 3) увеличивается уровень предложения и уменьшается уровень

спроса; 4) уменьшается уровень предложения и увеличивается уровень спроса; 5) увеличивается как уровень предложения, так и уровень спроса; 6) уменьшается как уровень предложения, так и уровень спроса. Возникает вопрос: насколько удачно экономическая теория цены может объяснить последствия возникновения этих шести ситуаций? В основу объяснения кладется графическая модель, в том смысле, что последствия

анализируются с помощью графика. Для знакомства с системой рассуждений можно взять любой из шести вариантов, например третий.

В третьем случае под воздействием внешних для рынка факторов произошло увеличение уровня предложения и одновременно с этим уменьшился уровень спроса. Необходимо спрогнозировать последствия. Делается это с помощью анализа графика (рис. 4).

Рис. 4. График, отражающий увеличение уровня предложения с одновременным уменьшением уровня спроса

Изначально на рынке продавалось 10 000 единиц товара. При этом на рынке не было ни дефицита, ни затоваривания, сколько товаров производилось, столько и покупалось потребителями. То есть рынок находился в равновесном состоянии: спрос и предложение уравновешивали друг друга. Цена, которая установилась в этом равновесном состоянии - равновесная цена, - составляла 3 денежных единицы за один товар. И вдруг под воздействием внешних факторов вырастает уровень предложения. Теперь производители по той же самой цене в 3 денежные единицы готовы производить и продавать уже не 10 000 единиц товара, а 15 000.

В то же самое время меняются факторы спроса. Но они меняются так, что уровень спроса снижается. И покупатели, которые совсем недавно по цене 3 денежные единицы за один товар покупали 10 000 единиц товара, теперь готовы покупать только чуть больше 5000. На прилавках магазина лежит 15 000 единиц товара по цене 3 денежные единицы за один товар, но покупают только 5000 товаров. Остальное остается на прилавках, не покупается - возникает затоваривание. По правилам экономической теории, затоваривание заставляет продавцов снижать цену. Поэтому нам нужно по кривой предложения начать дви-

гаться от 3 денежных единиц вниз. По мере движения мы сначала столкнемся со старой кривой спроса. Но она уже в прошлом и сейчас не действует. Затем мы дойдем до новой кривой спроса. Здесь на пересечении новой кривой предложения и новой кривой спроса можно определить и новую равновесную цену примерно в 1,5 денежной единицы за единицу товара. По этой цене производители готовы выпускать, а покупатели готовы приобретать 10 000 единиц товара, т.е. столько же, сколько было раньше. Из чего можно сделать вывод, что график с кривыми спроса и предложения позволяет спрогнозировать то, что после увеличения уровня предложения и уменьшения уровня спроса цена за единицу товара упадет с 3 денежных единиц до 1,5. А количество товара, продаваемого на рынке, останется неизменным - 10 000 единиц (но это лишь при условии, что уровень предложения увеличился на столько же пунктов, на сколько уменьшился уровень спроса, т.е. изменение предложения и изменение спроса были строго пропорциональны друг другу) [1].

Эмпирический анализ

Получается, что с помощью экономической теории цены на основе построения графика кривых предложения и спроса можно прогнози-

ровать изменение цены на рынке и количество оборачиваемого на этом рынке товара. Но прогноз делается не на основе описания рынка, а на основе анализа графика кривых спроса и предложения, который, по сути, является абстрактной моделью рынка - актом высокой формализации. Такая формализация позволяет делать прогноз, но объясняет этот прогноз не описанием динамики рынка, а описанием смещения кривых на графике и движением по ним. То есть описание рынка подменяется описанием графика. И по большому счету потребителю экономической теории вместо описания функционирования рынка предлагается описание графика кривых спроса и предложения.

А потребителю, наверное, интересно знать, как рынок снижает цену с 3 денежных единиц до 1,5 при сохранении прежнего объема оборачиваемых на рынке товаров в 10 000 единиц. Дабы обнаружить механизм работы рынка, можно попробовать выудить из экономической теории цены необходимую информацию (см. рис. 3).

Следуя рис. 3, мы можем сказать, что изначально все элементы рынка уравновешивали друг друга. Такому равновесному состоянию соответствовали своя цена и свой объем товаров, которые обращались на рыке. Но затем экономическая система была выведена из равновесного состояния внешними факторами. Из-за изменения внешних факторов увеличился уровень предложения. Он оказывается выше уровня спроса, и товар перестает раскупаться. Возникает затоваривание. Одновременно с этим рынок подвергается еще одному воздействию внешних факторов. На этот раз внешние факторы воздействуют на спрос таким образом, что его уровень снижается. В результате снижения уровня спроса затоваривание не только не ликвидируется, но и увеличивается. Рынок перестает находиться в состоянии равновесия: теперь на рынке производится значительно больше товаров, чем покупается. Но рынок оснащен механизмом регулирования, который без участия государственной политики должен вернуть систему в равновесное состояние. При выходе из равновесного состояния рынок сам способен вернуть себя в новое равновесное состояние, пусть уже с измененными параметрами. В этом случае мы можем сказать, что рынок - это механизм саморегулирования.

Графики нам не давали возможности сделать подобное утверждение. Но, с другой стороны, на графике можно посмотреть значения цены, объема товаров и то, как эти значения меняются. Визуальная модель на рис. 3 такой возможности не дает. Кроме того, ряд сложностей затрудняют восприятие модели. Прежде всего, это деление

спроса и предложения на величину и уровень, т.е. вместо спроса существуют уровень спроса и величина спроса, а вместо предложения -уровень предложения и величина предложения. Возникают сложности при сравнении модели с обыденной реальностью. Не совсем понятно, как затоваривание на практике вызывает снижение цен, а дефицит - их рост. Все вышеизложенное не может не подвигнуть к тому, чтобы попытаться модернизировать теорию обмена.

Сделать это можно с помощью такой визуальной модели, которая бы максимально полно выражала суть рынка - рынок как обратная связь. Началом обратной связи являются производители. Именно они решают, какой объем товаров выставить на рынок и какую за него назначить цену. Например, производители предложили к продаже 2 условные единицы товаров по цене 2 условные денежные единицы за единицу товара. Таким образом, именно производители определяют объем товаров на рынке и цену товаров. С такой интерпретацией теории обмена легче смириться потребителю этой теории, поскольку ему привычно думать, что товар на прилавок выставляют производители и цену назначают тоже они, дело же покупателя - либо купить, либо отказаться. В этом случае начинает проявляться уже спрос. Выставленная производителями цена влияет на спрос: если она низкая, спрос увеличивается, если высокая - уменьшается. Цена в 2 условные денежные единицы за единицу товара стимулирует спрос на 2 условные единицы, т.е. на столько единиц товара, сколько его производится. Покупатели готовы забрать весь товар, который выставили на продажу производители: сколько товаров производится, столько и покупается; а это значит, что на рынке устанавливается равновесие. Забрав товар, потребитель оплачивает его. В целом все покупатели заплатят по 2 денежные единицы за 2 товара, т.е. всего 4 условные денежные единицы. Поэтому выручка всех производителей на данном рынке составит 4 денежные единицы (рис. 5).

Ценз

: - ■ ; ■■ ■■■...■ '

битс Л И

V--

Рис. 5. Рынок в равновесном состоянии, когда спрос и предложение уравновешиваются на уровне 2 единиц товара, устанавливается цена в 2 денежные единицы за единицу товара, обеспечивающая производителям выручку в размере 4 денежных единиц

В целом рынок как экономическая система находится в равновесном состоянии. Из этого равновесия его выводят внешние факторы, которые стимулируют производителей увеличить производство, но одновременно с этим вызывают падение спроса. Предложение увеличивается с 2 единиц до 3 единиц товаров. А спрос падает с 2 единиц до одной (рис. 6). В результате не распроданными оказываются 2 единицы товаров. На рынке возникает затоваривание. Затоваривание оказывается не единственной бедой от потери равновесия. Потребители купили только одну единицу товара по цене 2 денежные единицы. Поэтому и выручка составит эти самые 2 денежные единицы. То есть выручка упадет в два раза - с 4 до 2 денежных единиц.

Рис. 6. Выход рынка из равновесного состояния под воздействием внешних факторов. На рынке возникает затоваривание. Из трех единиц произведенного товара продается только одна единица. Выручка падает до 2 денежных единиц

Производители оказываются в ситуации, когда у них снижается выручка и не распродается продукция. Снижение выручки опасно, ведь производители за счет выручки должны покрывать свои затраты и зарабатывать для себя дивиденды. Снижение дивидендов может заставить производителей продать свое производство, а вырученные деньги вложить в тот актив, который будет приносить устраивающие производителей дивиденды. Если же выручка настолько мала, что не только не приносит дивидендов, но и не покрывает затрат, то нужно срочно сворачивать производство. Правда, могут найтись производители, которые постараются продержаться, работая в убыток, в надежде на рост цен и выручки в будущем. Но в целом на рынке снижение выручки должно повлечь за собой снижение производства и предложения. Если снижение выручки заставляет производителей снижать предложение, то затоваривание, отсутствие бесперебойного сбыта заставляют их снижать цену. Две единицы товаров продаются по цене, которая была снижена производителями с 2 денежных единиц до 1 денежной единицы. Поэтому выручка остается равной: 2 ед. товара х х 1 ден. ед. = 2 ден. ед. То есть она не меняется,

оставаясь на прежнем низком уровне, и это несмотря на то, что было снижено предложение и вырос спрос (рис. 7).

Рис. 7. Новое равновесное состояние, но при более низкой цене и при более низкой выручке, чем раньше

Рынок является механизмом саморегулирования, построенным на основе обратной связи: производители предлагают товар и цены, покупатели реагируют на эти предложения, в зависимости от реакции покупателей производители изменяют предлагаемый товар и его количество и цену. Как мы видим, саморегулирование заключается в том, что рынку удается адаптироваться к внешним воздействиям и, несмотря на них, вернуть самого себя в равновесное состояние. Однако изменение внешней среды не остается бесследным. Рынок хотя и вернулся к равновесному состоянию, но это уже другое равновесное состояние. Здесь также производится и покупается 2 единицы товара, но уже по более низкой цене. И выручка у производителей теперь будет ниже. Если при первом равновесном состоянии она составляла 4 денежные единицы, то теперь только 2.

Представленная графическая модель не только способна прогнозировать развитие событий, но и демонстрирует механизм, который приводит к новым результатам. И этот механизм, по сути, является механизмом саморегулирования, который функционирует в условиях внешних воздействий, что соответствует модели саморегулирования, представленной в синергетике (рис. 8).

Внешнее воздействие (управляющий параметр)

"-V-) 4--У

Внешнее воздействие Внутренний механизм самоорганизации -

механизм круговой причинности

ап - активность отдельного элемента системы

Рис. 8. Механизм самоорганизации из теории синергетики

Обратная связь, которая регулирует систему, в синергетике называется механизмом круговой причинности. Система может измениться под внешними воздействиями, но изменения будут скорректированы механизмом круговой причинности. В этом смысле механизм круговой причинности напоминает атмосферу, которая не может в полной мере противостоять угрозам из космоса, но в значительной степени их снижает [3, с. 34].

В целом визуальные модели позволяют по-иному представлять информацию как об общем случае динамики рынка, так и о различных частных случаях. Так, например, с помощью визуальных моделей можно проследить различия в функционировании рынка в условиях эластичного и неэластичного предложения. Мы можем условно оценить равновесное состояние рынка с неэластичным предложением на следующем уровне: предложение - 12 единиц товара, спрос - 12 единиц, цена - 12 денежных единиц, доход продавцов - 12 х 12 = 144 ден. ед. Из равновесного состояния рынок могут вывести внешние факторы, которые, например, могут привести к росту числа покупателей и росту спроса до 14 единиц. Тогда возникает разница между предложением в 12 единиц и спросом в 14 единиц, формируется дефицит товаров и рынок выходит из равновесного состояния. Дефицит стимулирует производителей поднять цену до 16 денежных единиц. Резкое повышение цены ведет к снижению спроса до 10 единиц. Возникает разница между предложением в 12 единиц и спросом в 10 единиц, на рынке образуется затоваривание. Несмотря на рост дохода производителей, затоваривание заставляет их снижать цену до 14 денежных единиц. Снижение цены ведет к увеличению спроса с 10 до 12 единиц. И спрос, и предложение уравновешиваются на уровне 12 единиц. В силу неэластичности предложения эти 12 единиц не могут измениться. Если в начале динамики рынок находился в равновесном состоянии на уровне 12 денежных единиц, то новое равновесное состояние устанавливается на более высоком уровне в 14 единиц. Возвращение рынка в равновесное состояние за счет увеличение цены характерно для рынков с неэластичным предложением, например для первичного рынка жилой недвижимости, где предложение не может резко меняться в силу длительных сроков строительства [4, а 51].

Однако если бы предложение было эластичным, то развитие динамики не остановилось бы на уровне цены в 14 денежных единиц. Увеличившийся доход продавцов: 14 ден. ед. х 12 ед. товара = 168 ден. ед., должен привести к расширению производства и предложения до 14 единиц. Сначала на рынке возникнет затоваривание из-за разницы: 14 единиц - предложение, 12 единиц - спрос. Но поскольку затоваривание вынудит продавцов

снизить цену до 12 единиц (которая, в свою очередь, вызовет рост спроса до 14 единиц), то рынок снова достигнет равновесного состояния. Это состояние с точки зрения социально-экономического развития более эффективно: оно устанавливается на уровне более низкой цены в 12 единиц и более высокого производства в 14 единиц товара. Таким образом, высокая эластичность предложения обеспечивает и более высокую эффективность. Эластичность предложения характерна, например, для вторичного рынка недвижимости. С помощью визуальных моделей можно доказать, что если в регионе сформированы оба сегмента рынка недвижимости, и первичный, и вторичный, то более эффективное равновесие будет формироваться не только на вторичном рынке, но и на первичном [4, с. 51]. Такое более стабильное функционирование рынка достигается за счет того, что вторичный рынок забирает часть выросшего спроса на себя.

Таким образом, теория обмена определяет цену, прежде всего, как результат соотношения спроса и предложения. Для того чтобы дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, что является источником стоимости, необходимо понять, как она формируется. Формирование спроса объясняется теорией предельной полезности, согласно которой стоимость товара определяется его полезностью. Формирование предложения определяется соотношением выручки и затрат. Любые затраты можно свести к затратам труда. Теория трудовой стоимости выводит стоимость товара из количества затраченного труда. Противоречие между теорией предельной полезности и трудовой теорией стоимости остается в современной экономической теории неразрешенным.

Результаты

Не только в научных кругах, но и со стороны практики формируется четкий запрос на определение базовых начал экономических процессов. Без четкого определения понятия стоимости невозможно понимание механизма функционирования экономических систем. В ответ на этот запрос экономическая теория предлагает объяснение, для понимания которого нужно обладать исключительной усидчивостью и настойчивостью. В предлагаемой теории много понятий. Например, одно понятие «спрос» заменяется на четыре понятия: «спрос как намерение купить», «реальное потребление», «величина спроса», «уровень спроса». Но если даже проявить исключительную настойчивость и освоить все эти понятия, то это необязательно приведет к успеху, т.е. к пониманию того, как на рынке образуется цена и формируется стоимость товара. Потому что вслед за «размножением понятий» следует «тотальная формализация». Она придает исключительную четкость теоретическим построениям и дает возможность

точного прогнозирования. Однако в этой формализации тонет и растворяется реальное описание реального рыночного механизма. Немудрено, что для специалиста вся экономическая наука может разделиться на реальные направления типа бухгалтерского учета, экономики предприятия, логистики и т. д. и на экономическую теорию, напоминающую мистические умозаключения. Но пренебрегая экономической теорией, многие специалисты как бы ставят крест на возможности определить основу, базовые категории, т.е. на возможности понять суть экономических процессов. В подобной ситуации, возможно, стоит рискнуть и отказаться и от большого количества понятий, и от строгой формализации, а заменить все это в теории обмена визуальными моделями.

Список литературы

1. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс : принципы, проблемы и политика : пер. с 14-го англ. изд. М. : ИНФРА-М, 2016. 1028 с.

2. Осипов Р. А. Аграрный сектор в эволюции отраслевой структуры экономики региона (на примере Саратовской области) // Никоновские чтения. 2007. № 12. С. 117-120.

3. Хакен Г. Основные понятия синергетики // Синер-гетическая парадигма : Многообразие поисков и подходов / отв. ред. В. И. Аршинов, В. Г. Буданов, В. Э. Войцехович. М. : Прогресс-Традиция, 2000. 536 с.

4. Асаул А. Н., Гордеев Д. А., Ушакова Е. И. Развитие рынка жилой недвижимости как самоорганизующейся системы. СПб. : ГАСУ, 2008. 334 с.

Образец для цитирования:

Гусев В. В., Осипов Р. А. Спрос, предложение и цена как базовые экономические категории в анализе экономических систем и процессов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 18-25. БО!: 10.18500/1994-2540-2017-17-1-18-25.

Supply, Demand and Price as a Basic Economic Category Analysis of Economic Systems and Processes

V. V. Gusev

Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031, Russia E-mail: vladgus2006@yandex.ru

R. A. Osipov

Stolypin Volga Region Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031, Russia E-mail: osipov_r@mail.ru

Introduction. Category value - is the cornerstone, the foundation on which to build an economic system design, it is important for the basic tenets of economic theory. Based on the theory of value determined by the goals and motives of enterprises and entrepreneurs activities, chooses the distribution of economic resources, processes, market exchange function. Theoretical analysis. The labor theory of value relates the value of the commodity labor costs of its production. The theory of marginal utility explains the value of the goods for the benefit of its customers. At the same time the utility of goods decreases continuously as they are becoming more and more of the consumer. As far as the two polar points of view, so the two theories agree that the price is determined by or on the basis of labor or on the basis of utility in the process of exchange of the interaction of supply, demand and prices. Empirical analysis. Economic exchange theory (or the theory of the market) introduces an understanding of supply and demand, not as real consumption and the production of a certain number of goods, but as a plan to buy or sell at the same price one quantity of goods at a different price - more. She shares the concept of demand and supply on the concept of two parts: the value of demand (supply) and the level of demand (supply). The process ends with the creation of the maximum

abstraction of formal models in which the exchange is not analyzed by considering the cause and effect relationships, and by studying the mathematical charts. Results. Unsubscribe from a high level of formalization and abstraction in theoretical models, while retaining their ability to accurately predict, possibly by constructing visual models of exchange (market). In fact, the cost of goods is the basis not only of a particular economic system, but also its security basis, ensuring the stability of the operation and the very existence of the system. Key words: cost, price, demand, supply, economic exchange theory, market as a mechanism for regulating, market as a feedback.

Reference

1. McConnell K. R., Bryu S. L. Ekonomiks: printsipy, prob-lemy ipolitika [Economics: principles, problems and policies]. Moscow, INFRA-M Publ., 2016. 1028 p. (in Russian).

2. Osipov R. A. Agrarnyi sektor v evoliutsii otraslevoi struktury ekonomiki regiona (na primere Saratovskoi oblasti) [Agricultural sector in the evolution of the sectoral structure of regional economy (on the example of Saratov region)]. Nikonovskie chteniia [Nikon reading], 2007, no. 12, pp. 117-120 (in Russian).

3. Haken G. Osnovnye poniatiia sinergetiki [Basic concepts of synergetics]. Sinergeticheskaia paradigma: Mno-goobrazie poiskov i podkhodov [Synergetic paradigm: the Variety of searches and approaches. Ed. by V. I. Arshinov, V. G. Budanov, V. E. Voicekhovich]. Moscow, Progress-Tradition Publ., 2000. 536 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Asaul A. N., Gordeev D. A., Ushakova E. I. Razvitie rynka zhiloi nedvizhimosti kak samoorganizuiuscheisia sistemy [Development of the real estate market as a self-organizing system]. St. Petersburg, GASU Publ., 2008. 334 p. (in Russian).

Cite this article as:

Gusev V. V., Osipov R. A. Supply, Demand and Price as a Basic Economic Category Analysis of Economic Systems and Processes. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 1, pp. 18-25 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-1-18-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.