Научная статья на тему 'О некоторых вопросах теории стоимости и практики ценообразования'

О некоторых вопросах теории стоимости и практики ценообразования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА / ВОСПРОИЗВОДСТВО / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ / COST / PRICING / USEFUL PROPERTIES / REPRODUCTION / SUPPLY / DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирсов Евгений Александрович

В статье рассматриваются достоинства и недостатки двух основных теорий стоимости: теории трудовой стоимости, спроса и предельной полезности. Обосновывается вывод: общественно необходимые затраты живого и овеществленного труда являются основным источником стоимости, которые создают новые полезные свойства товаров и обеспечивают материальные условия для непрерывного возобновления производства, а механизм спроса и предложения является дополнительным источником, увеличивающим или уменьшающим величину стоимости по данным сферы обращения товаров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE OF VALUE PRICING

The article reviews the advantages and disadvantages of the two main theories of value: the labor theory of value and demand and marginal utility. The following conclusion is being made: socially necessary cost of labor and materials is the main source of value, that create new useful properties of the goods and provide the material conditions for the continuous renewal of the production, and the mechanism of supply and demand is an additional source, that increases or decreases the value of the cost according to the data of sphere of circulation goods

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах теории стоимости и практики ценообразования»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ И ПРАКТИКИ

ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Е.А. Фирсов, д-р экон. наук, профессор

Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск

В статье рассматриваются достоинства и недостатки двух основных теорий стоимости: теории трудовой стоимости, спроса и предельной полезности. Обосновывается вывод: общественно необходимые затраты живого и овеществленного труда являются основным источником стоимости, которые создают новые полезные свойства товаров и обеспечивают материальные условия для непрерывного возобновления производства, а механизм спроса и предложения является дополнительным источником, увеличивающим или уменьшающим величину стоимости по данным сферы обращения товаров

В современной экономической науке нет общепринятой теории определения сущности стоимости товарной продукции и источников ее формирования. Исторически сложилось две основных теории. Одна из них исходит из того, что стоимость товаров определяется общественно необходимыми затратами труда. Это теория трудовой стоимости. Вторая за основу стоимости принимает субъективную оценку полезности одних товаров в сравнении с полезностью других. Это теории спроса и предельной полезности.

Теория трудовой стоимости рассматривает человеческий труд созидающей субстанцией стоимости. При этом величина стоимости образуется общественно необходимыми затратами рабочего времени. Поскольку цена является денежной формой общественной стоимостью, то это приводит к функционированию важнейшего экономического механизма снижения стоимости товаров: понижение индивидуальной стоимости наиболее умелыми товаропроизводителями за счет внедрения организационных, технических и технологических новшеств обеспечивает получение ими дополнительной прибыли, что вынуждает их конкурентов осуществлять аналогичные меры, чтобы не потерять рынки сбыта продукции.

Многие блага, необходимые человеку, создает природа без участия трудовых усилий людей, например, воздух, воду, тепло солнечных лучей, дикорастущие деревья и травы, полезные ископаемые недр и другие. Но природа не в состоянии обеспечить потребности людей в таких товарах, как тракторы, телевизоры, компьютеры и многие другие, которые необходимы в современных условиях. Такие товары создаются в процессе целесообразной производственной деятельности людей. Этот процесс коренным образом отличается от природного активным участием в нем человеческого труда в создании новых полезных свойств продуктов. Поэтому вполне естественно возникли выводы о трудовой природе стоимости товаров. Поскольку в начальной стадии товарного обмена в процессе производства еще не использовались созданные человеком орудия и средства труда, то стоимость товаров определялась по затратам живого труда, а после создания и использования их - по затратам как живого, так и овеществленного труда. При

этом общественно необходимые затраты труда выступали и выступают как факторы, а новые полезные свойства - как результаты влияния этих факторов. Таким образом, общественно необходимые затраты живого и овеществленного труда в производственных условиях являются источником новых полезных свойств товаров. Следовательно, они являются и источниками их стоимости. В процессе создания полезных свойств товаров затрачиваются не только физиологическая, но и психологическая энергия человека [6, с. 406]. Важное значение имеет тот факт, что общественно необходимые затраты живого и овеществленного труда создают объективные условия для непрерывного возобновления материального производства товаров, которые доставляют людям необходимые блага для удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Трудовая теория стоимости оказала огромное влияние на развитие экономической науки и общества в целом. Однако авторы теории трудовой стоимости не ставили перед собой задач по исследованию связи между потребительной стоимостью (полезностью) товаров и меновой стоимостью, поскольку исходили в своих исследованиях из постулата о независимости этих категорий. В определенной мере это снижает значение использования ценообразования для улучшения качества товаров и повышения темпов научнотехнического прогресса. Между тем анализ показывает, что в условиях целесообразной производственной деятельности человека зависимость между потребительной и меновой стоимостью однородных товаров проявляется достаточно четко. Такая зависимость является теоретической основой для использования инвестиционно-инновационной модели развития экономики. Эти вопросы рассмотрены нами более подробно в одной из статей данного журнала [8, с.36].

Следует также отметить, что на основе теории трудовой стоимости нельзя объяснить некоторые факты изменения стоимости товаров и услуг. Так, например, осенью 2011 г. в Украине возник ажиотажный спрос на гречневую крупу. Цена 1 кг этого продукта возросла с 9 до 18 грн. Это произошло из-за перебоев с продажей гречки в некоторых магазинах. Среди потребителей появились слухи о возможном появлении

дефицита. В результате - резкое повышение спроса и уровня цен на гречку при неизменных издержках производства в расчете на единицу продукции. Не обошлось и без влияния психологического фактора. После увеличения объема продажи гречки в 2012 г. цена 1 кг снизилась до прежнего уровня.

В том же 2011 году в осенний период снизился уровень цен на картофель: 1 кг можно было приобрести за 1,8 грн. вместо 3 грн. в 2010 году. Это произошло вследствие роста предложения из-за увеличения валового сбора этой культуры. Но после дальнейшего снижения цены в осенних условиях этого же года спрос на подешевевшую продукцию повысился, что способствовало реализации излишков. Здесь также проявилось влияние психологического фактора.

В последние десятилетия в Украине произошел небывалый рост цен на покупку жилья, поскольку в условиях перехода экономики на рыночные отношения объем строительных работ резко сократился, и спрос на жилье резко возрос. В Луганске в 2012 г. стоимость покупки 3 -х комнат возросла в зависимости от их качества до 50-60 тыс. дол. и более. Квартиросъемщики вынуждены выплачивать за аренду такой квартиры не менее 1,5-2 тыс. грн. в месяц. Здесь также не обошлось без влияния психологического фактора: с одной стороны собственники жилого фонда стремятся использовать ситуацию и как можно завышают цены на продажу и аренду жилья с целью получения сверхдоходов, а покупатели вынуждены выискивать запрашиваемые суммы в условиях явного дефицита.

С точки зрения трудовой теории стоимости цена жилья может измениться только при изменении общественно необходимых затрат на их возведение, тогда как величина стоимости зависит, как мы видим, и под влиянием спроса на нее. Это свидетельствует о недостаточной предсказательной силе теории трудовой стоимости в некоторых условиях.

Ярко проявляется влияние спроса на рост цен на картины известных художников. Известно, например, что французский художник Поль Г оген при переезде на Таити с большим трудом продал 15 картин и 15 керамических сосудов за 5 тыс. франков, тогда как в настоящее время они стоят 30 млн. франков. Эти данные показывают, что влияние спроса и предложения на экономическое поведение людей осуществляется в сфере обращения в значительной мере и через влияние психологии их.

В настоящее время в экономической литературе западных стран лидирующее положение занимает субъективная теория стоимости. Один из основных авторов теории предельной полезности стоимости А. Маршалл писал, что «обширная область общих доказательств, касающихся отношений спроса и предложения... призвана служить базой для рассмотрения практических проблем стоимости» [2,т.1, с.145].

Рассмотрим обоснованность этой теории для определения величины стоимости товаров на примере 30

сравнения двух разнородных продуктов - соли и сахара. О более значительной полезности соли можно судить по тому факту, что без сахара человек может обходиться довольно долго, чего нельзя сказать о соли. Так, А. Маршалл писал, что хотя человек, «например, тратит гораздо больше на чай, чем на соль, последняя представляет для него гораздо большую реальную ценность, и что это четко обнаружилось бы, если бы его лишили соли» [2,т.1, с.197].

Как известно, сахар в Украине вырабатывается из сахарной свеклы, содержащей до 22% сахара и более. Это трудоёмкая культура: на каждый гектар затрачивается до 140 человеко-дней. Для производства корнеплодов сахарной свеклы надо приобрести семена, подготовить почву для посева, осуществить посевные работы, междурядную обработку, уборку урожая и продать продукцию на сахарные заводы для переработки. Реализационная цена 1 ц корнеплодов в 2009 г. составила 4,18 грн. Технология переработки свеклы на сахарных заводах также довольно сложная. Корнеплоды очищаются на свекломойке, измельчаются и превращаются в диффузный сок, который после этого нагревается, и к нему добавляется известковое молоко. Сок обрабатывается углекислым газом, снова нагревается. Осадок сока отфильтровывается, повторно обрабатывается небольшим количеством извести и углекислым газом, затем - сернистым газом. Очищенный сок подогревается, выпаривается в вакуум-аппарате и обрабатывается на центрифуге. Полученный кристаллический сахар высушивается, охлаждается и получается готовый продукт - белый сахар.

Важнейший тип соли - каменная, или поваренная соль - представлены в природе пластовыми или куполообразными залежами твердых солей значительной мощности на большей или меньшей глубине от поверхности земли на десятки кубических километров. Они сложены почти исключительно или преимущественно из чистых разностей: 99% добытой соли не нуждаются в очистке, т.е. полезные свойства её создаются природой практически без участия человека и достаются ему даром.

Поскольку полезные свойства соли создаются природой практически без участия человека, то стоимость ее низка. Фактическая цена сахара в Украине значительно превышает цену соли: первая продается по 7-8 грн. за 1 кг., то вторая - по 1,5 грн.. Эти данные убеждают в том, что величину стоимости товаров в данном примере точнее отражает объективная теория стоимости, поскольку она показывает более значительную сумму затрат на производство сахара.

Об очень низких ценах на соль и высоких цен на сахар пишет в своей в книге и А.Маршалл. Он приводит без комментария слова английского экономиста Харриса: «Вообще вещи оцениваются не в соответствии с их реальным использование для обеспечения жизненных средств людей, а соразмерно количеству земли, труда и

мастерства, которое требуется для их производства... именно указанным масштабом главным образом измеряется истинная стоимость большинства вещей » [3, т.2, с. 198]. Это свидетельствует о широком использовании на практике объективной теории стоимости.

Повышение цены соли в сравнении с фактической ценой на основе ее более полезных свойств означала бы получению соледобывающими предприятиями необоснованно высоких прибылей, что вполне возможно привело бы к перепроизводству этого продукта. Снижение же цены сахара может привести к появлению дефицита его на прилавках магазинов. В общем определение стоимости товаров на основе полезных свойств их может завышать её уровень, если полезные свойства создаются не только затратами труда в производственных условиях, но и природой. С другой стороны, некоторые затраты труда, не связанные непосредственно с полезностью товара, оказывают влияние на повышение стоимости товара, например, затраты на транспортировку продукции.

Считаясь с фактами, А.Маршалл вынужден признать, что «в стационарном состоянии простейшим правилом служит то, что издержки производства определяют собой стоимость» [2,т.2, с. 53]. Таким образом, он признает, что на практике фактически широко используется объективная теория стоимости. Он называет стационарным такие факты, когда предприятие остается в прежних размерах и сохраняет прежние торговые связи [там же]. Но подобное положение наблюдается в большинстве случаев. Ниже мы показываем на примере ферм США, что такое определение стоимости наблюдается и при изменении размеров предприятий и изменении рынков сбыта. А.Маршалл также делает вывод, что стоимость вещи обладает тенденцией в конечном счете приходить в соответствие с издержками производства [там же, т.2, с. 31]. Вместе с тем

«сравнивая влияние издержек производства» и «полезности на стоимость», он фактически уравнивает их, сопоставляя соответственно с влиянием верхнего и нижнего лезвий ножниц [там же, т.2, с. 31-32].

Нельзя не отметить весьма важный факт, что авторам субъективных теорий не удалось привести достаточно убедительных доводов в пользу определения сущности (субстанции) стоимости на основе использования только полезных свойств товаров. Следует отметить, что полезные свойства товаров существенно разнородны, поэтому не существует общего критерия определения степени полезности свойств различных товаров. Например, трудно определить: что полезнее: скоростные качества самолетов или информационные качества телевизоров? Поэтому на этой основе трудно определить с высокой степенью точности и величину стоимости по их полезности а, значит, и уровень цен.

Вместе с тем следует отметить значительный вклад авторов теорий спроса и предложения, а также предельной полезности в разработку механизма влияния спроса и предложения на уровень цен товаров, выявления взаимосвязи экономических явлений в условиях ограниченности производственных ресурсов и других проблем. Так, снижение цены товаров влияет на увеличение спроса при прочих равных условиях (за ту же сумму денег покупатель может приобрести больше продуктов), а повышение цен способствует увеличению предложения (товаропроизводителям выгоднее продавать продукцию по более высоким ценам). В графическом изображении величина спроса изменяется по нисходящей кривой, а величина предложения - по восходящей (рисунок). График составлен на основе рисунка 4-5 популярного американского учебника Макконнела К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: принципы, проблемы и политика» [4, с. 72].

Кривые спроса и предложения

Нисходящая кривая Д1 Д показывает, что снижение цены от Ц2 до Ц1 увеличивает спрос покупателей (при прочих равных условиях) на продукцию от К1 до К2. Восходящая кривая Б1 8п отражает заинтересованность товаропроизводителей в повышении цены: возрастание цены от Ц2 до Ц3 увеличивает спрос на продукцию от К2 до К3.

При повышении или уменьшении уровня цен за счет соответствующего увеличения или уменьшения денежной выручки у того или иного собственника проданной продукции появляется возможности приобрести соответственно больше или меньше других необходимых ему товаров, а это означает, что фактически изменяется меновая стоимость данного товара. Такой вывод соответствует выводам одного из основных авторов теории трудовой стоимости Адама Смита: «слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данных предметов. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую - меновой стоимостью» [7, с.36].

Механизм спроса и предложения не создает в сфере обращения новых полезных свойств товаров. Он лишь увеличивает или уменьшает стоимость товаров, полезные свойства которых созданы общественно необходимыми затратами живого и овеществленного труда в производственной сфере. Поэтому механизм спроса и предложения не может быть основным источником общественной стоимости продуктов, являясь лишь дополнительным источником меновой стоимости. Формирование же стоимости по величине общественно необходимых затрат живого и овеществленного труда приводит к тому, что реализация товара обеспечивает воспроизводство товарной продукции. Это также выводит производственную сферу на первый план при определении стоимости в сравнении со сферой обращения.

Таким образом, в производственной сфере создаются полезные свойства товаров и создаются материальные условия для постоянного возобновления производства, а субъективная оценка полезных свойств в сфере обращения только увеличивает или уменьшает величину стоимости с точки зрения значения созданной полезности для удовлетворения потребности человека.

В Украине Национальный научный центр «Институт аграрной экономики» разработал методику определения нормативных цен на сельскохозяйственные товары по данным годовых отчетов предприятий по следующей формуле: [1, с.288]

Цн — + кнп ^>03 х Кооэ + Воф х К00ф + В3 х Кооэ ^

где Сп - нормативная себестоимость 1 т продукции, грн.

Кнп - коэффициент средний по стране нормы прибыли;

Воз - стоимость основных средств, которые участвуют в производстве 1 т продукции, грн.;

Кооз - коэффициент оборота основных средств;

Воф - среднегодовая стоимость оборотных фондов, затраченных на производство 1 т продукции;

Кооф - коэффициент оборота оборотных фондов за год;

В3 - денежная оценка пашни в расчете на 1 т продукции, грн. [1, с.50].

Формула выражает величину стоимости, обусловленную общественно необходимыми затратами живого и овеществленного труда при равновесии спроса и предложения. При нарушении баланса спроса и предложения формула цены приобретает следующий вид:

Ц - !гН + ^НП ^ 03 Х ^003 ®оф х ^ооф ®оз Х ^003 ^ Д

где Д - размер увеличения или уменьшения цены единицы продукции в зависимости от изменения спроса и предложения: при увеличении спроса и одинаковом предложении товара цена единицы продукции повышается; при уменьшении спроса цена снижается.

Значительный интерес представляет опыт развитых стран в области ценообразования. Рассмотрим практику определения стоимости продукции сельского хозяйства в Соединенных Штатах Америки. Высокие результаты этой страны в сельском хозяйстве общеизвестны. В 2009 г. средняя урожайность зерновых возросла до 72 ц/га, кукурузы на зерно - до 89 ц/га. Продуктивность коров молочного стада достигла рекордного уровня - 9332 кг. В свою очередь успехи в сельском хозяйстве способствуют сбалансированному развитию национальной экономики. Возрастает спрос фермеров на промышленную продукцию. Пользуются спросом новые сорта и гибриды. Внедряются новейшие технологии. Рост объема продовольственной продукции дает возможность завоевывать новые рынки сбыта.

Аграрная политика в этой стране осуществляется с учетом следующих условий: 1) сельское хозяйство -весьма важный сектор экономики, поставляющий продукты, от которых зависят непосредственное условия жизни людей; 2) фермеры подвергаются в своей деятельности чрезвычайному риску - засухам, наводнениям, нашествию полчищ насекомых и другим неблагоприятным условиям, которым не подвергаются другие отрасли; 3) сельскому хозяйству свойственна относительно неизменная природа ресурсов -земли, капитала и рабочей силы; 4) отрасль развивается по модели рынка чистой конкуренции; 5) спрос

на большинство сельскохозяйственных продуктов является неэластичным по доходу [4, с.631].

Правительство США разрабатывает разнообразные специальные программы по развитию сельского хозяйства. В качестве краеугольного камня ценообразования используется концепция паритета цен на продукцию ферм и на товары и услуги, которые потребляются сельскохозяйственными предприятиями. Полностью достигнуть паритета цен за много лет на продукцию сельского хозяйства и промышленности не удается, учитывая, что реализация сельскохозяйственной продукции осуществляется в условиях конкуренции (из-за большого количества хозяйств) в то время как промышленные предприятия в той или иной мере используют монопольные цены.

Правительство США устанавливает на сельскохозяйственные товары государственные минимальные, или, как их обычно называют, поддерживаемые цены, уровень которых возмещает общественно необходимые затраты основных товаропроизводителей и обеспечивают получение ими прибыли, достаточной для расширенного воспроизводства. Правительство

выплачивает фермерам разницу между рыночной и поддерживаемой ценой за счет государственного бюджета [5, с.634]. Осуществляется политика стабилизации фермерских доходов.

В 2010 г. от реализации товарной продукции получено фермами 352,3 млрд.дол. денежных доходов. Кроме того, ими получено 12,4 млрд.дол. правительственных субвенций. Таким образом, всего получено ими 366,7 млрд.дол. денежных средств. Эти денежные поступления были израсходованы следующим образом: на оплату труда рабочих - 8,2 млрд.дол., на израсходованные средства производства, менеджмент, хранение и транспортировку продукции - 185,0 млрд., амортизацию основных средств производства -

30.7 млрд., содержание административного аппарата -

23.7 млрд., оплату налогов - 18,8, рентных платежей -12,6, выплату предпринимательских доходов - 14,5 млрд. Фермы получили 79,1 млрд.дол. чистой прибыли. Такая прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство продукции сельского хозяйства. Стоимость товарной продукции сельского хозяйства возросла в 2010 г. в сравнении 2009 г. на 8,5%.

Показатели сельского хозяйства США в 2010 г.1

Показатели Группы ферм по стоимости реализованной продукции и сумме оказанных услуг, тыс.дол. Всего

I до 20 II 20-50 III 50-100 IV 100-250 V 250-500 VI 500-1000 VII свыше 1000

Количество ферм, тыс 1229 376 174 161 101 83 68 2192

Стоимость реализованной продукции и услуг, млрд.дол. 12,1 13,4 13,3 26,5 36,9 58,0 192,1 352,3

в т.ч. стоимость продукции сельского хозяйства 3,4 6,3 9,9 23,2 33,5 56,2 182,1 314,5

Удельный вес продукции сельского хозяйства в общей стоимости реализованной продукции и услуг ферм (в %) 28,1 47,0 74,4 87,5 90,8 96,9 94,8 89,3

Правительственные субвенции, млрд.дол 1,7 0,7 0,7 1,5 1,7 2,5 3,6 12,4

Чистая прибыль, убыток (-), млрд.дол -1,8 1,6 2,4 4,2 8,3 16,8 47,4 79,1

Чистая прибыль, убыток (-) в % к стоимости реализованной продукции и сумме услуг -14,7 11,7 18,0 15,7 28,6 28,1 24,8 22,4

Стоимость реализованной продукции и услуг в расчете на 1дол. правительственных субвенций, дол. 6,9 19,9 18,9 18,2 21,4 23,5 53,0 29,4

1 www.ers.usda.gov/data/faymicome/FarmSize/Vs-1991to2010.x

ЭКОНОМИНФО. 2013. № 19

Известно, что в условиях конкуренции цены формируются на основе показателей хозяйств, которые производят основную часть товарной продукции. В США таким являются крупные и крупнейшие фермы, объем товарной продукции и оказанных услуг которых превышает 250 тыс. дол. (таблица). Они произвели в 2010 г. 86,4% всей товарной продукции сельского хозяйства в стране. Эти хозяйства получают чистую прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства. Из этих данных можно сделать вывод, что практически поддерживаемые цены в США отражают общественно необходимый уровень затрат на производство продукции сельского хозяйства.

Мелкотоварные фермы (I группа) убыточны, средние по величине фермы (II, III и IV группы ферм) низкорентабельны. Они производят соответственно 1,1% и 12,5% общего объема товарной продукции. По мере укрупнения ферм наблюдается повышение эффективности использования правительственных субвенций.

Повышение цен на продукцию повышенного спроса используют преуспевающие компании в развитых странах для получения сверхдоходов. Например, компания «Фольксвагенверк» в течение многих лет вкладывает большие инвестиции в производство автомобиля «Фольксваген», и эти инвестиции окупаются, в том числе за счет получения сверхдоходов. Они используются и для расширенного воспроизводства и освоения новых рынков сбыта.

Еще одни пример. Зарубежные производители вкладывают миллиарды долларов инвестиций в изготовление новых фармацевтических товаров и получают от реализации их многомиллионные прибыли, в том числе за счет повышения цен на лекарства повышенного спроса. Цены на иностранные лекарства в Украине примерно в 5 раз превышают цены отечественных производителей.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. Общественно необходимые затраты живого и овеществленного труда, направленные на создание в производственных условиях новых полезных свойств товаров и услуг, являются основным источником общественной стоимости их с учетом улучшения качественных показателей, установленных в обществе в условиях равновесия спроса и предложения.

При этом цена как денежная форма общественной стоимости товаров должна возмещать общественно необходимые затраты живого и овеществленного труда предприятий, выплату налогов, арендных и других платежей и обеспечивать получение основными товаропроизводителями сумм чистой прибыли, необходимой для расширенного воспроизводства и

удовлетворения социальных потребностей. Механизм спроса является дополнительным источником стоимости товаров и услуг. В такой интерпретации теория стоимости расширяет возможности научного объяснения всех возможных вариантов изменения стоимости в процессе товарного обращения.

2. Зависимость стоимости от изменения полезных свойств однородных товаров в условиях целесообразной производственной деятельности людей можно рассматривать как теоретическую основу использования инвестиционно-инновационной модели развития экономики в современных условиях.

3. Проведенный анализ показателей сельского хозяйства США дает возможность сделать вывод, что поддерживаемые цены на сельскохозяйственные товары практически формируются в производственной сфере на основе общественно необходимых затрат живого труда и израсходованных средств производства, т.е. в хозяйствах, которые производят основной объем товарной продукции.

Литература

1. Аграрный сектор економіки України (стан і перспективи розвитку) За ред.. М.В. Присяжника, В.Я. Месель-Веселяка, М.М. Федорова та ін.- К.:ННЦ ІАЕ, 2011. 1007 с.

2. Маршалл А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. Пер.с англ. Т. 1.- М.: «Прогресс», 1993. - 415 с.

3. Маршалл А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. Пер.с англ. Т.2.- М.: «Прогресс», 1993. 310 с.

4. Макконнел К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнел, С.Л. Брю. Пер.с англ. 11-го изд. К. Хагар-Демос, 1993.- 785 с.

5. Психология: учебник для экономических вузов / Под ред. проф. В.Н. Дружинина СПб.: Питер. 2000. - 631 с.

6. Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит. - М.: Изд-во соц.-эконом. литературы, 1962. - 683 с.

7. Фирсов Е.А. О теории стоимости и совершенствовании организации производства / Е.А. Фирсов // Организатор производства: теор. и науч.-практ. Журнал. М.: «Экономика и финансы», 2011. № 7.

E-mail: irina.mihal4enko @yandex.ua

Ключевые слова: стоимость, ценообразование, полезные свойства, воспроизводство, спрос и предложение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.