Научная статья на тему 'Технико-правовые основы стоимостиобразования'

Технико-правовые основы стоимостиобразования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ СТОИМОСТИ / ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьева Валерия Борисовна

В статье обосновываются основные междисциплинарные факторы стоимостиобразования товаров и бизнеса интеллекту­альная собственность и потребительная стоимость товаров и услуг. Потребительная стоимость как полезность товара всегда индивиду­альна для каждого потребителя. Её превращение в рыночную стои­мость происходит, благодаря её спросу и предложению на рынке. Ис­точником потребительной стоимости является интеллектуальная собственность как важнейший стоимостиобразующий фактор. Вся современная экономика постепенно трансформируется в экономику интеллектуальной собственности. Экономико-правовой институт интеллектуальной собственности, развивающийся последние пять­сот лет, медленно расширяясь, остается самым устойчивым знанием и самой стабильной правовой системой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical and legal foundations of value formation

The main interdisciplinary factors determining the formation of value and business, that is, intel­lectual property and use value of goods and services are validated in the paper. Use value that reflects the usefulness of goods is always individual for each consumer. Its transformation into market value occurs due to market supply and demand. The source of use value is intellectual property as a most important value forming factor. All modern economy is gradually transforming into the economy of intellectual property. The economic and legal institution of intellectual property that has been evolving over the last five hun­dred years, expanding slowly, remains the most stable knowledge and legal system.

Текст научной работы на тему «Технико-правовые основы стоимостиобразования»

Леонтьева Валерия Борисовна

Технико-правовые основы стоимостиобразования

Аннотация: в статье обосновываются основные междисциплинарные факторы стоимостиобразования товаров и бизнеса - интеллектуальная собственность и потребительная стоимость товаров и услуг. Потребительная стоимость как полезность товара всегда индивидуальна для каждого потребителя. Её превращение в рыночную стоимость происходит, благодаря её спросу и предложению на рынке. Источником потребительной стоимости является интеллектуальная собственность как важнейший стоимостиобразующий фактор. Вся современная экономика постепенно трансформируется в экономику интеллектуальной собственности. Экономико-правовой институт интеллектуальной собственности, развивающийся последние пятьсот лет, медленно расширяясь, остается самым устойчивым знанием и самой стабильной правовой системой.

Ключевые слова: бизнес, государство, инновации, интеллектуальная собственность, образование стоимости, потребительная стоимость, товары, услуги, управление, фактор, ценообразование, экономика.

Экономика интеллектуальной собственности, похоже, в ближайшее время коренным образом изменит представление об экономике в целом и о её связи с юриспруденцией.

Наши исследования показывают, что экономическая наука в целом ориентирована на исследовательскую деятельность и на создание различных теорий, базирующихся на стоимости. Категория стоимости в экономике является фундаментальной, основополагающей. Но когда речь заходит об источниках возникновений стоимости, то выясняется, что у большинства авторов причиной являются спрос и предложение на рынке, то есть интересы покупателя и продавца относительно того, чтобы одному приобрести то, что он ищет, а другому продать то, что он имеет и производит. Цена продажи и цена покупки объединяются в цене сделки, и отсюда возник всем известный термин «ценообразование». Но где же здесь стоимость? Почему никто не исследует источник и процесс образования стоимости?

Классики экономики о потребительной стоимости

Одним из интереснейших парадоксов современной экономики является тот факт, что современных экономистов, как выясняется, истинный фактор стоимостиобразования традиционно не интересует. Хотя именно в нем сокрыта истина. Если же обратиться к создателям науки «экономика» Уильяму Петти (1623-1687), Адаму Смиту (1723-1790) Давиду Рикардо (1772-1823), взгляды которых впоследствии развил К.Маркс, то выясняется, что как истинных классиков их этот вопрос волновал достаточно основательно. На то они и классики, чтобы системно охватить всю область знаний и проблемных отношений с ними связанных.

В экономической науке о закономерностях стоимости впервые заговорил У.Петти. В своем «Трактате о налогах и сборах» [1] он рассуждал о стоимости, ренте, зарплате, разделении труда и деньгах. Он одним из первых высказал идею о существовании в экономике объективных закономерностей, которые называл естественными за-

конами. Он фактически сформулировал закон стоимости, близко подошел к понятиям прибавочной стоимости и прибавочного продукта, проанализировал некоторые ценообразующие факторы, изложил соображения об эффективности разделения труда [2].

Однако основоположником классической политической экономики считается Адам Смит. Он первым среди экономистов дал обоснование и определение многим экономическим категориям, включая понятия «стоимость» и его содержание.

«Надо заметить, что слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, а вторую - меновой стоимостью. Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную или совсем её не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее. Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров» [3]. Объясняя сущность потребительной стоимости, А.Смит отмечает, что она всегда индивидуальна и зависит от потребностей пользователя в данном товаре на данный момент. Эта стоимость не измеряется в денежном выражении и не сопоставима для разных покупателей.

Другим классиком экономики, уделившим стоимости товаров особое внимание, был Д.Рикардо, который в согласии с А.Смитом, по сути, подтверждает его формулировку этого понятия, делая на него ссылку в своем фундаментальном труде «Начала политической экономики и налогового обложения». «Слово стоимость, - замечает Адам Смит, - имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую -меновой стоимостью» [4].

Также как и А.Смит, он отмечает уникальный характер и несопоставимость потребительных стоимостей друг с другом, которые

важны и нужны их потребителям по-разному: кому-то больше, кому-то меньше. Потребительная стоимость определяется мерой потребности в данном товаре конкретного потребителя, у которого со временем данная потребность также меняется.

Среди отечественных экономистов-классиков о потребительной стоимости примерно в тот же период писал Андрей Карлович Шторх (1766-1835) в своем фундаментальном произведении «Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие. Размышления о природе национального дохода» (1815). Стоимость он называет ценностью товара и исходит преимущественной из меновой стоимости. «Когда мена введена, полезные предметы или ценности, находящиеся в нашей власти, могут служить двояко: во-первых, прямо, когда мы их употребляем для нашей собственной пользы; во-вторых, непрямо, когда мы их назначаем в обмен на другие ценности. Отсюда годность предметов и их ценность бывает прямая и непрямая. Предмет получает прямую ценность в глазах его владельца, когда он назначает его для собственной пользы или потребления. До сих пор мы рассматривали только этот вид ценности. Предмет получает непрямую ценность, когда владелец назначает его для мены. Этот вид ценности всегда пропорционален прямой ценности, признаваемой собственником в тех предметах, которые он хочет приобрести меною» [5].

Здесь важно отметить, что А.К.Шторх ценность предмета как стоимость обмена ставит на второе место, а стоимость потребления - на первое. Таким образом мы убеждаемся, что потребительная стоимость первична. Она вытекает из той прямой пользы, которую товар дает потребителю. Исследования показывают, что под потребительной стоимостью понимается технико-художественное качество товара, удовлетворяющее потребности конкретного потребителя в исполнении для него некой ценной функции. Функциональное соответствие товара тому назначению, которое необходимо его потребителю, определяется преимущественно той интеллектуальной собственностью, которую он содержит в виде патентов, ноу-хау, авторских разработок. Интеллектуальная собственность фиксирует и отличает качество товара от других продуктов других производителей.

Стоимость в марксистской науке

Исследование и определение категории стоимости в марксистской науке в течение дли-

тельного времени строились на тех высказываниях К.Маркса и Ф.Энгельса, которые были опубликованы в их полных собраниях сочинений. Однако, если сравнивать первоисточник и его интерпретацию в советской экономической литературе, то можно отметить, что классики здесь были глубже, нежели их интерпретаторы, у которых стоимость была эквивалентом цены, и потому они оперировали в основном категориями цены как более конкретными и понятными им параметрами.

Знакомя своего друга Фридриха Энгельса с планом произведения «Капитал», Маркс в своем письме ему из Лондона от 02.04.1858 года пишет, что контур первой части включает разделы о капитале, земельной ренте, наемном труде, государстве, международной торговле и мировом рынке. Ключевым разделом здесь является «Капитала», который К.Маркс начинает описывать с уточнения категории «стоимость». Вот, что он пишет: «Стоимость. Начисто сводится к количеству труда; время как мера труда. Потребительная стоимость - рассматривать ли её субъективно, как полезность труда, или объективно, как полезность продукта, - выступает здесь лишь как вещественная предпосылка стоимости, предпосылка, которая временно совершенно устраняется их экономического определения формы. Стоимость, как таковая, не имеет иного «вещества», кроме самого труда. Это определение стоимости, впервые только намеченное у Петти и вполне разработанное у Рикардо, есть лишь самая абстрактная форма буржуазного богатства; она сама по себе уже предполагает исчезновение 1) первобытного коммунизма (Индия и т.д.), 2) всех неразвитых, добуржуазных способов производства, в которых обмен еще не господствует полностью. Хотя это и абстракция, но абстракция историческая, которая могла возникнуть только на основе определенного экономического развития общества» [6].

Здесь Маркс потребительную стоимость называет предпосылкой, «которая временно совершенно устраняется из экономического определения формы». И это понятно, поскольку потребительная стоимость не измеряется деньгами, а отражает лишь индивидуальную потребность в ней конкретного потребителя, у которого данная потребность существенно меняется со временем. Именно субъективизм восприятия потребительной стоимости не позволяет её исследовать более глубоко и системно. В целом же категорию «стоимость» Маркс называет «абстракцией исторической, которая могла возникнуть только

на основе определенного исторического развития». И с этим трудно спорить, понимая то, что данной формулировкой Маркс допускает более глубокое понимание этой фундаментальной категории в будущем.

«Все возражения против этого определения стоимости либо вытекают из неразвитости производственных отношений, либо основываются на путанице: более конкретные экономические определения, от которых стоимость абстрагирована и которые поэтому, с другой стороны, могут рассматриваться так же, как дальнейшее развитие стоимости, противопоставляются последней в этой ее абстрактной неразвитой форме. При отсутствии ясности у самих господ экономистов насчет отношения этой абстракции к более поздним конкретным формам буржуазного богатства, возражения эти имели в больше или меньшей мере своё оправдание. Из противоречия между всеобщим характером стоимости и её вещественным бытием в определенной товаре и т.д. - это тот же всеобщий характер, который затем выступает в деньгах, - вытекает категория денег» [6].

Далее, говоря о деньгах, Маркс отмечает связь стоимости товара, цены и количества общественного труда. «Стоимость товара, переведенная на деньги, есть его цена, которая пока выступает только в этом чисто формальном отличии от стоимости. Согласно общему закону стоимости, определенное количество денег выражает лишь определенное количество овеществленного труда. Поскольку деньги являются мерой, изменчивость их собственной стоимости безразлична» [6].

Рассматривая деньги как средство обмена, Маркс на основе двух категорий «товар» и «деньги» рассматривает их кругооборот в двух вариантах: «Т - Д - Д - Т» как товарообращение и «Д - Т - Т - Д» как денежное обращение на товарном рынке [6].

Однако, если с современных позиций по-новому и более глубоко посмотреть на данный кругооборот важнейших экономических ценностей на рынке, то применительно к удовлетворению конкретной потребности можно обосновать более полный и системно обоснованный кругооборот: «И - ПС - Т - Д», где И - идея будущего товара, ПС - потребительная стоимость, зафиксированная в данной идее, Т - товар, реализованный на основе идеи и потребительной стоимость, в ней зафиксированной, Д - деньги как выражение стоимости и цены. Таким образом можно построить исходную матрицу, где

идею отобразим в виде идеи объекта интеллектуальной собственности. Это важно, поскольку любая идея фиксируется лишь как объект интеллектуальной собственности, имеющий своих авторов и правообладателей. В таком варианте изобразим матрицу кругооборота потребительной стоимости, которая в исходном виде объекта интеллектуальной собственности фиксируется как планируемая и ожидаемая на рынке, а в виде товара она рассматривается как овеществленная. При этом деньги отображают оценку потребительной стоимости в диалогах «продавец - покупатель», или «производитель - потребитель».

трансфармация

ОИС ПС

Д т

обмен

Рис. 1. Матрица кругооборота потребительных стоимостей

Здесь дана матрица кругооборота потребительных стоимостей, которая относительно конкретной потребительной стоимости может достаточно точно фиксировать прогресс в обществе. Для этого необходимо относительно любой важной потребности фиксировать данные кругообороты потребительных стоимостей с периодичностью 5-10-15-20 лет. Если провести такие исследования, то можно отметить на рынке продуктов питания то, что разнообразие потребительных стоимостей растет, номенклатура качество, особенно с позиции экологии нашего человеческого организма, не улучшается и, скорее, ухудшается. На рынке фармацевтической продукции, товаров гигиены и медицинских услуг мы наблюдаем очевидный прогресс, когда диагностирование позволяет задолго до первых очевидных признаков и симптомов выявить зарождение заболеваний в организмах людей и своевременно остановить развитие болезни или полностью вылечить человека. На рынке товаров бытовой и производственной техники мы видим очевидный прогресс. Самый большой прогресс наблюдается на рынке транспортных услуг и товаров.

Отношение Ф.Энгельса к теории прибавочной стоимости, разработанной К.Марксом, и к потребительной стоимости весьма сходно с марксовским, что следует из его писем к друзьям и коллегам по научной деятельности. В своем письме в Петербург к Н.Ф.Даниэльсону Энгельс пишет, в частности, следующее: «Самой модной теорией считается здесь в настоящее время теория Стэнли Джевонсона, согласно которой стоимость определяется полезностью, то есть меновая стоимость = потребительной стоимости, а, с другой стороны, пределом предложения (то есть издержками производства), что есть просто запутанный и окольный способ сказать, что стоимость определяется спросом и предложением. Вульгарная политическая экономия везде и всюду» [7].

В данном случае Энгельс свидетельствует, что Стэнли Джевонс, интуитивно понимая, что потребительная стоимость товара первична и именно она определяет в конце концов его рыночную стоимость как меновую, но объясняет это примитивно, непонятно и запутанно. О том, как происходит переход одной стоимости в другую, то есть как полезность превращается в деньги, ни С.Джевонс, ни Ф.Энгельс не знают, что и признает в своем письме к другу сам Энгельс. Однако, спустя полтора столетия, исследуя истоки потребительной стоимости и её преобразования в меновую, эквивалентную рыночной стоимости, мы можем сегодня достаточно обоснованно изложить эту связь в виде следующей схемы: «потребность - ОИС - потребительная стоимость - рынок - меновая стоимость - потребление - новая потребность»

Потребительная стоимость как индивидуальная для каждого потребителя полезность товара превращается в меновую стоимость, имеющую денежное выражение лишь при наличии рынка. Более того, чем активнее рынок, чем он разнообразнее и чем более открыт с информационной точки зрения, где легко найти любые товары и всё разнообразие цен на них, тем он более совершенен как инструмент превращения конкретных полез-ностей, потребительных стоимостей в меновую стоимость, денежную оценку этой полезности.

Современный взгляд на проблему

В различных разделах современных учебников по микроэкономике потребительная стоимость трактуется двояко - как полезность и как способность товара. Например, в известном энциклопедическом справочнике потребительная стоимость рассматривается:

во-первых, как способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека;

во-вторых, исходя из трактовки в марксистской политэкономии, она характеризует полезность вещи в качестве предмета потребления, наличия у неё свойств и качеств, позволяющих удовлетворять человеческие потребности [8].

Таким образом, мы заключаем, что любой товар и любая услуга имеют свою потребительную стоимость. Однако характер потребностей у товара и услуги бывают самыми разными, также как и способ их удовлетворения. Одни товары имеют возможность удовлетворять потребности людей непосредственно в качестве предметов потребления, например хлеб, одежда, обувь и т. п., другие это делают косвенно, в качестве средств производства, например станки, оборудование, сырье. Большое количество потребительных стоимостей имеют возможность удовлетворять не одну, а несколько общественных потребностей, например, древесина, к примеру может использоваться как химическое сырье для производства веществ, как топливо, как материал для производства мебели. Здесь в качестве товара также выступают и услуги. «Их специфика заключается в следующем:

1. потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы;

2. потребительная стоимость услуги - это полезный эффект деятельности, живого труда;

3. у услуги нет вещной формы, ее нельзя накопить, ее можно употребить только в момент производства» [8].

Важно отметить, что «из потребительных стоимостей состоит содержание богатства любого общества.

Формы проявления потребительной стои мости:

1. количество;

2. натуральная форма;

3. качество - степень полезности какой-либо потребительной стоимости, уровень ее соответствия потребности, уровень ее пригодности удовлетворять потребность в данных условиях потребления» [8].

При этом следует отличать потребительную стоимость товара, как произведенную в производстве, от потребительной стоимости выращенного продукта в натуральном хозяйстве. Сегодня их объединяет то, что и произведенная и выращенная продукция сегодня основывается на патентах, ноу-хау и эксклюзивных технологиях.

Исследования важности факторов влияния на стоимость предприятия, проведенные институтом СОИС среди профессиональных оценщиков со стажем работы более 5 лет, позволили сформулировать модель (см. рис. 2), где каж-

2. из о

о о. О

Качество товара, потребительная стоимость для постоянных клиентов

Стоимость и розничная цена

Гарантия возврата денег

5 I Количество патентов

Знак сертификации

7 I Остальные

Товарный знак производителя

Качественная оценка важности факторов -°/о

Рис.2. Зависимость факторов от их важности

дому фактору стоимостиобразования присвоен свой вес, оцененный в процентах. Факторы стоимостиобразования предприятия при оценке стоимости бизнеса различными профессиональными оценщиками оцениваются и ранжируются по-разному. Так для многих из них важнейшими

факторами являются цена товара и объем производства. Однако, когда приходится оценивать конкурентоспособность бизнеса, то на первое место поднимается качество товара и его потребительские свойства в сравнении с конкурентными у других производителей.

В условиях натурального хозяйства выращенные продукты труда, как правило, это потребительная стоимость для дальнейшей переработки и самих производителей конечной продукции. Потребительная стоимость выращенного товара передается непосредственному производителю только лишь при обмене, на основе совершаемых сделок. Сочетание выращенной продукции с дальнейшей её переработкой производится также на основе как известных, так и новых технологий, включающих изобретения и ноу-хау, обеспечивающих новые потребительные стоимости, более удобные и выгодные потребителю и производителю. Между производителем и потребителем также существует конфликт интересов, который заключается в том, что далеко не все, что выгодно и необходимо производителю, выгодно и необходимо потребителю. Самая дешевая продукция сегодня, очень часто, самая низкокачественная и, порой, вредная для массового потребления. В такой продукции обычно не содержатся новые изобретения и ноу-хау и она, чаще всего, не сертифицирована относительно её качества.

В заключение мы приходим к весьма важному и новому, с научной точки зрения, опреде-

лению рынка и его главной функции. Рынок -это инструмент превращения потребительной стоимости в меновую, где огромное многообразие потребительных стоимостей интегрируется в конкретную меновую стоимость за счет сбалансированного спроса и предложения на конкретный вид товара. Рынок - это инструмент трансформации полезности в деньги и инструмент балансировки цен спроса и предложения, определяющий истинную рыночную стоимость товара, которую последнее время всё чаще называют справедливой стоимостью.

Данную формулировку сравним с общеизвестными сегодня. «Рынок - экономическая форма обмена продуктами, которые выступают в качестве товаров, при этом производители и потребители выступают в качестве продавцов и покупателей» [9]. Или другое общеизвестное определение для специалистов всех сфер науки и интеллектуальной деятельности: «Рынок - это сфера товарного обмена» [10].

Модель этой трансформации нами предлагается на рис. 3.

Данная модель демонстрирует, как объекты интеллектуальной собственности конкре-

о к

ЮРиЛИчЕСКАЙ _ /нотлвнЛ.

ФОРМА 1 ™ /

ТЕХНОЛОГ, ПРСиЭйСЛСТВЛ

тседрнАЯ ПРОДУКЦИЯ

ДОХОДЫ ПРИБЫЛЬ

В V и и л

О ш

XI-

3 =

Рис. 3. Плановая модель бизнес-идеи

тизируют и юридически фиксируют, закрепляют конкретную потребительную стоимость через конкретные технические решения при воспроизводстве технологий и продукции и, в итоге, превращаются в меновую стоимость, в доходы и прибыль данного предприятия. Сегодня это особенно актуально в связи с тем, что вся мировая экономика постепенно превращается в экономику интеллектуальной собственности, в инновационную экономику и в экономику знаний.

Эту тенденцию экономических преобразований предвидел и четко обозначил

Ф.Энгельс: «И хотя экономическая потребность была и с течением времени все более становилась главной пружиной прогресса в познании природы, все же было бы педантизмом, если бы кто-нибудь попытался найти для всех этих первобытных бессмыслиц экономические причины. История наук есть история постепенного устранения этой бессмыслицы или замены её новой, но все же менее нелепой бессмыслицей» [10].

Сегодня мы с полной уверенностью можем подтвердить эту оценку Энгельсом современных экономических преобразований.

Современные экономисты и особенно российские крайне редко упоминают роль правовых факторов как стоимостьобразующих и влияющих на эффективность управления и рентабельность предприятия. В связи с этим они почти не обращают внимания на интеллектуальную собственность, относя её к юридической категории. В результате стоимость российских предприятий почти вдвое занижена, а их инвестиционная привлекательность незначительна. Классики отличаются от обычных экономистов тем, что они обладают междисциплинарным мышлением и видением проблем. Так, Ф.Энгельс писал своему коллеге: «Ход «правового развития» состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия (я здесь говорю пока только о гражданском праве» [7].

Действительно, циклическое взаимодействие экономической реальности и правовых систем, которые всегда слегка запаздывают, но с введением новых норм дают новые стимулы развитию экономики, происходит всюду в мировой практике, и там, где есть этот баланс и своевременно происходит актуализация правовых систем, там самые высокие темпы развития экономики и там самые высокие темпы роста стоимости всех экономических субъектов и самые низкие цены на самые высококачественные товары повышенного спроса. Примером тому являются США, Китай, Германия, Южная Корея.

Заключение

1. Потребительная стоимость как важнейшая экономическая категория определяет дальнейшие разнообразные стоимостные, ценовые параметры и прочие экономические показатели предприятия.

2. Источником высококачественной потребительной стоимости являются преимущественно технические решения, заложенные в технологию производства и качество выпускаемой продукции.

3. Качество технических решений фиксируется в объектах интеллектуальной собственности, обладающих новизной и юридической монополией, принадлежащей правообладателям.

4. Технико-правовые основы интеллектуальной собственности определяют стоимостную состоятельность технологий, товаров и бизнеса и являются основой для ценообразования.

5. Стоимостиобразование как процесс самопроизвольного формирования стоимости во всех товарах и услугах, торгуемых на рынке, всегда предшествует ценообразованию и определяет его по сути.

6. Основной функцией рынка, помимо обмена товарами между продавцами и покупателями, является превращение огромного многообразия потребительных стоимостей в меновую и рыночную стоимость, измеряемую в денежном эквиваленте.

7. Рынки с неопределенной и нечетко выраженной потребительной стоимостью (полезностью товара) всегда несостоятельны и обычно изобилуют мошенниками.

8. Без четко обозначенной интеллектуальной собственности крайне сложно расширять рынки сбыта и, тем более, предъявлять претензии к незаконным и нелегальным производителям российской техники, как это произошло, например, с автоматом Калашникова.

9. Без управления стоимостью интеллектуальной собственности крайне сложно стабильно и системно наращивать качество продукции, снижать себестоимости, обеспечивать рост производительности труда.

10.Быстрый рост экономики без фактора интеллектуальной собственности практически невозможен, особенно в экономически слабых отраслях и государствах, что мы наблюдаем во всем мире и в России, в частности.

Литература

1. William Petty. A Treatise of Taxes and Contributions, 1662.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. - М. : Изд. «ИНФРА-М», 2006.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов/А.Смит; [пер. с англ.; предисл. В.С.Афанасьева] - М. : Изд. «ЭКС-МО», 2009. - 960 с. (Антология экономической мысли).

4. Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное/Д.Ри-кардо; [пер. с англ.; предисл. П.Н.Клюкина]. -М. : Изд. «ЭКСМО», 2008. - 960 с. (Антология экономической мысли).

5. Шторх А.К. Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих

народное благоденствие/Пер. с франц. Ю.В.Якутин, общ.ред. и вступ.статья. - М. : Изд.Дом «Экономическая газета», 2008.

6. Маркс, К. и Энгельс Ф. Сочинения/К. Маркс и Ф. Энгельс; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - 2-е изд. - Москва : Госполитиздат. Т. 29 : Переписка между К. Марксом и Ф. Энгельсом. Письма К. Маркса и Ф. Энгельса к разным лицам. 1962.

7. Маркс, К. и Энгельс Ф. Сочинения/. К. Маркс, Ф. Энгельс; Ин-т марксизма-лени-

низма при ЦК КПСС. - 2-е изд. - Москва : Госполитиздат. Т. 37. 1962.

8. Большая экономическая энциклопедия. - М. : Изд. «ЭКСМО», 2008.

9. Экономическая теория / под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича : учебник для вузов. - СПб : Изд. СПб ГУЭФ, Изд. «Интер Паблишинг», 1997.

10. Большая Российская Энциклопедия. Энциклопедический словарь. Науч. ред. Ю.С.Осипов. - М. : Изд. Большая Российская Энциклопедия, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.