№ 11 (158) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Стоимостеобразование* в инновационной экономике
В.Б. Леонтьева
генеральный директор ООО «Оценочно-рейтинговая компания «Интеллектуальные измерения», аспирантка федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва)
Валерия Борисовна Леонтьева, info@sois.ru
Интенсивно развивающаяся в мире последние два десятилетия экономика интеллектуальной собственности, похоже, в ближайшее время коренным образом изменит представление об экономике в целом и о ее связи с юриспруденцией. Такой трансформации экономических знаний, наблюдаемой нами, весьма способствует ныне интенсивно развивающаяся теория оценки и управления интеллектуальной собственностью.
Наши исследования показывают, что современная экономическая наука в целом ориентирована на исследовательскую деятельность и создание различных теорий, базирующихся на стоимости. Категория стоимости в современной экономике является фундаментальной, основополагающей. Но когда речь заходит об источниках возникновения стоимости, выясняется, что у большинства авторов причиной до сих пор являются спрос и предложение на рынке, то есть интересы покупателя и продавца относительно того, чтобы одному приобрести то, что он ищет, а другому продать то, что он имеет и производит. Цены продажи и цены покупки объединяются в ценах сделок, и отсюда возник всем известный термин «ценообразование», который сохранил свою исследовательскую нишу и сегодня. Но где же здесь стоимость? Почему до сих пор никто не исследует источник и процесс
образования стоимости? Попытаемся разрешить эту сложную проблему.
Классики экономики о потребительной стоимости
Одной из особенностей системных исследований в современной экономике является тот факт, что из внимания современных экономистов, как выясняется, истинный фактор стоимостеобразования традиционно ускользает, хотя именно в нем сокрыта истина. Если же обратиться к создателям науки «экономика» Уильяму Петти (16231687), Адаму Смиту (1723-1790) и Давиду Рикардо (1772-1823), взгляды которых впоследствии развил К. Маркс, то выясняется, что их как истинных классиков этот вопрос волновал достаточно основательно.
В экономической науке о закономерностях стоимости впервые заговорил У. Петти. В своем «Трактате о налогах и сборах»
[1] он рассуждал о стоимости, ренте, заработной плате, разделении труда и деньгах. Одним из первых он высказал идею о существовании в экономике объективных закономерностей, которые называл естественными законами. Фактически Петти сформулировал закон стоимости, был близок к тому, чтобы обосновать понятия «прибавочная стоимость» и «прибавочный продукт», проанализировал некоторые це-
* Стоимостеобразование - авторский термин, под которым понимается процесс самопроизвольного формирования стоимости всех товаров и услуг, торгуемых на рынке.
CD Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯ
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
нообразующие факторы, изложил соображения об эффективности разделения труда [2].
Однако основоположником классической политической экономики считается Адам Смит. Он первым среди экономистов дал обоснования и определения многим экономическим категориям, включая понятие «стоимость».
«Надо заметить, что слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, а вторую -меновой стоимостью). Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее. Напротив, алмаз почти не имеет никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров» [3]. Объясняя сущность потребительной стоимости, А. Смит отмечает, что она всегда индивидуальна и зависит от потребностей пользователя в конкретном товаре на конкретный момент. Эта стоимость не измеряется в денежном выражении и не сопоставима для разных покупателей.
Другим классиком экономики, уделившим стоимости товаров особое внимание, был Д. Рикардо, который в согласии с А. Смитом, по сути, подтверждает его формулировку этого понятия, делая на него ссылку в своем фундаментальном труде «Начала политической экономики и налогового обложения»: «Слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения
других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую - меновой стоимостью» [4]. Также как А. Смит, он отмечает уникальный характер и несопоставимость потребительных стоимостей, которые важны и нужны по-разному: кому-то больше, кому-то меньше. Потребительная стоимость определяется мерой потребности в конкретном товаре конкретного потребителя, у которого со временем эта потребность также меняется.
Среди отечественных экономистов-классиков можно выделить Андрея Карловича Шторха (1766-1835). Примерно в тот же период он рассматривал понятие «потребительная стоимость» в своем фундаментальном труде «Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие. Размышления о природе национального дохода» (1815). Стоимость Шторх называет ценностью товара и исходит преимущественно из меновой стоимости: «Когда мена введена, полезные предметы или ценности, находящиеся в нашей власти, могут служить двояко: во-первых, прямо, когда мы их употребляем для нашей собственной пользы; во-вторых, непрямо, когда мы их назначаем в обмен на другие ценности. Отсюда годность предметов и их ценность бывает прямая и непрямая. Предмет получает прямую ценность в глазах его владельца, когда он назначает его для собственной пользы или потребления. До сих пор мы рассматривали только этот вид ценности. Предмет получает непрямую ценность, когда владелец назначает его для мены. Этот вид ценности всегда пропорционален прямой ценности, признаваемой собственником в тех предметах, которые он хочет приобрести меною» [5].
Важно отметить, что А.К. Шторх ценность предмета как стоимость обмена ставит на второе место, а стоимость потребления -на первое. Таким образом, мы убеждаемся, что потребительная стоимость первична.
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
№ 11 (158) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
Она вытекает из той прямой пользы, которую товар дает потребителю.
Исследования автора настоящей статьи показывают, что под потребительной стоимостью понимается технико-художественное качество товара, удовлетворяющее потребности конкретного потребителя в исполнении для него некой ценной функции. Функциональное соответствие товара тому назначению, которое необходимо его потребителю, определяется преимущественно той интеллектуальной собственностью, которую он содержит в виде патентов, ноу-хау, авторских разработок. Интеллектуальная собственность фиксирует и отличает качество товара от других продуктов других производителей.
Стоимость в марксистской науке
Исследование и определение категории стоимости в марксистской науке в течение длительного времени строились на высказываниях К. Маркса и Ф. Энгельса, которые были опубликованы в полных собраниях их сочинений. Однако если сравнить первоисточник и его интерпретацию в советской экономической литературе, то можно отметить, что классики закладывали более глубокий смысл в трактовку этого определения, нежели их интерпретаторы, у которых стоимость была эквивалентом цены, потому они оперировали в основном категориями цены как более конкретными и понятными им параметрами.
Маркс, знакомя своего друга Фридриха Энгельса с планом произведения «Капитал», в письме из Лондона от 2 апреля 1858 года пишет, что контур первой части включает разделы о капитале, земельной ренте, наемном труде, государстве, международной торговле и мировом рынке. Ключевым разделом этой части является «Капитал», который К. Маркс начинает описывать с уточнения категории «стоимость»: «Начисто сводится к количеству труда; время как мера труда. Потребительная стоимость -рассматривать ли ее субъективно, как по© Подписка в любое время по минимальной цене (495) 3
лезность труда, или объективно, как полезность продукта, - выступает здесь лишь как вещественная предпосылка стоимости, предпосылка, которая временно совершенно устраняется из экономического определения формы. Стоимость, как таковая, не имеет иного «вещества», кроме самого труда. Это определение стоимости, впервые только намеченное у Петти и вполне разработанное у Рикардо, есть лишь самая абстрактная форма буржуазного богатства; она сама по себе уже предполагает исчезновение 1) первобытного коммунизма (Индия и т. д.), 2) всех неразвитых, добуржуазных способов производства, в которых обмен еще не господствует полностью. Хотя это и абстракция, но абстракция историческая, которая могла возникнуть только на основе определенного экономического развития общества» [6].
Здесь Маркс потребительную стоимость называет предпосылкой, «которая временно совершенно устраняется из экономического определения формы». И это понятно, поскольку потребительная стоимость не измеряется деньгами, а отражает лишь индивидуальную потребность в ней конкретного потребителя, у которого такая потребность существенно меняется со временем. Именно субъективизм восприятия потребительной стоимости не позволяет исследовать ее более глубоко и системно. В целом же категорию «стоимость» Маркс называет «абстракцией исторической, которая могла возникнуть только на основе определенного исторического развития». И с этим трудно спорить, понимая, что такой формулировкой Маркс допускает более глубокое понимание этой фундаментальной категории в будущем.
«Все возражения против этого определения стоимости либо вытекают из неразвитости производственных отношений, либо основываются на путанице: более конкретные экономические определения, от которых стоимость абстрагирована и которые поэтому, с другой стороны, могут рассматриваться так же, как дальнейшее
1-9789, iovrf@mail.ru
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯ
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
развитие стоимости, противопоставляются последней в этой ее абстрактной неразвитой форме. При отсутствии ясности у самих господ экономистов насчет отношения этой абстракции к более поздним конкретным формам буржуазного богатства, возражения эти имели в больше или меньшей мере свое оправдание. Из противоречия между всеобщим характером стоимости и ее вещественным бытием в определенной товаре и т. д. - это тот же всеобщий характер, который затем выступает в деньгах, - вытекает категория денег» [6].
Далее, говоря о деньгах, Маркс отмечает связь стоимости товара, цены и количества общественного труда: «Стоимость товара, переведенная на деньги, есть его цена, которая пока выступает только в этом чисто формальном отличии от стоимости. Согласно общему закону стоимости, определенное количество денег выражает лишь определенное количество овеществленного труда. Поскольку деньги являются мерой, изменчивость их собственной стоимости безразлична» [6].
Рассматривая деньги как средство обмена, Маркс на основе двух категорий «товар» и «деньги» рассматривает их кругооборот в двух вариантах: «Т - Д - Д - Т» как товарообращение и «Д - Т - Т - Д» как денежное обращение на товарном рынке [6].
Однако если с современных позиций по-новому и более глубоко посмотреть на кругооборот важнейших экономических ценностей на рынке, то применительно к удовлетворению конкретной потребности можно обосновать более полный и системно обоснованный кругооборот «И - ПС - Т -Д», где И - идея будущего товара; ПС - потребительная стоимость, зафиксированная в идее; Т - товар, реализованный на основе идеи и потребительной стоимость, в ней зафиксированной; Д - деньги как выражение стоимости и цены. Таким образом, можно построить цикл, где идею отобразим в виде идеи объекта интеллектуальной собственности (ОИС). Это важно, поскольку любая идея фиксируется лишь как объект интел-
лектуальной собственности, имеющий своих авторов и правообладателей. В таком варианте изобразим цикл роста потребительной стоимости, которая в исходном виде объекта интеллектуальной собственности фиксируется как планируемая и ожидаемая на рынке, а в виде товара она рассматривается как овеществленная. При этом деньги отображают оценку потребительной стоимости в диалогах «продавец - покупатель», или «производитель - потребитель».
:
т ■
а>: ю ■
трансформация
обмен
Рис. 1. Цикл роста потребительной стоимости
Такой цикл относительно конкретной потребительной стоимости может достаточно точно фиксировать прогресс в обществе. Для этого относительно любой важной потребности необходимо фиксировать подобные циклы потребительных стоимостей с периодичностью 5-10-15-20 лет.
Надо отметить, что на современном рынке продуктов питания разнообразие потребительных стоимостей увеличивается, номенклатура товаров расширяется, а их качество, особенно с позиции экологии человеческого организма, не улучшается а, скорее, ухудшается. На рынке фармацевтической продукции, товаров гигиены и медицинских услуг мы наблюдаем очевидный прогресс - задолго до появления первых очевидных признаков и симптомов диагностирование позволяет выявить зарождение заболеваний в организмах людей и своевременно остановить развитие болезни или полностью вылечить человека. Очевиден прогресс на рынке товаров бытовой и про-
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
№ 11 (158) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
изводственной техники. Наибольший прогресс наблюдается на рынке транспортных услуг и товаров.
Отношение Ф. Энгельса к теории прибавочной стоимости, разработанной К. Марксом, и к потребительной стоимости весьма сходно с марксовским, что следует из его писем к друзьям и коллегам по научной деятельности. В письме в Петербург к Н.Ф. Даниэльсону Энгельс пишет, в частности, следующее: «Самой модной теорией считается здесь в настоящее время теория Стэнли Джевонса, согласно которой стоимость определяется полезностью, то есть меновая стоимость = потребительной стоимости, а, с другой стороны, пределом предложения (то есть издержками производства), что есть просто запутанный и окольный способ сказать, что стоимость определяется спросом и предложением. Вульгарная политическая экономия везде и всюду» [7].
Таким образом, Энгельс свидетельствует о том, что Стэнли Джевонс интуитивно понимает, что потребительная стоимость товара первична и именно она определяет в конце концов его рыночную стоимость как меновую, но объясняет это примитивно, непонятно и запутано. О том, как происходит переход одной стоимости в другую, то есть как полезность превращается в деньги, ни
С. Джевонс, ни Ф. Энгельс не знают, что и признает в своем письме к другу сам Энгельс. Однако спустя полтора столетия, исследуя истоки потребительной стоимости и ее преобразования в меновую, эквивалентную рыночной стоимости, мы можем достаточно обоснованно представить эту связь в виде следующей схемы:
Потребность ^ ОИС ^ Потребительная стоимость ^ Рынок ^ Меновая стоимость ^ ^ Потребление ^ Новая потребность.
Потребительная стоимость как индивидуальная для каждого потребителя полезность товара превращается в меновую стоимость, имеющую денежное выражение лишь при наличии рынка. Более того,
CD Подписка в любое время по минимальной цене (495) :
чем активнее рынок, где легко найти любые товары и увидеть все разнообразие цен на них, чем он разнообразнее и чем более открыт с информационной точки зрения, тем более он совершенен как инструмент превращения конкретных полезностей, потребительных стоимостей в меновую стоимость - денежную оценку этой полезности.
Современный взгляд на проблему
В различных разделах современных учебников по микроэкономике потребительная стоимость трактуется двояко - как полезность и как способность товара. Например, в известном энциклопедическом справочнике [8] потребительная стоимость рассматривается:
• во-первых, как способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека;
• во-вторых, исходя из трактовки в марксистской политэкономии она характеризует полезность вещи в качестве предмета потребления, наличие у нее свойств и качеств, позволяющих удовлетворять человеческие потребности.
Таким образом, мы заключаем, что любой товар и любая услуга имеют свою потребительную стоимость. Однако характер потребностей, которые могут удовлетворять товар и услуга, разные, также как и способы их удовлетворения. Одни товары имеют возможность удовлетворять потребности людей непосредственно в качестве предметов потребления, например хлеб, одежда, обувь и т. п., другие - косвенно, в качестве средств производства, например станки, оборудование, сырье. Товар, обладая потребительной стоимостью, может удовлетворят не одну, а несколько общественных потребностей, например древесина может использоваться как химическое сырье для производства веществ, как топливо, как материал для производства мебели.
-9789, iovrf@mail.ru
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯ
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Здесь в качестве товара выступают и услуги. «Их специфика заключается в следующем:
• потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы;
• потребительная стоимость услуги -это полезный эффект деятельности, живого труда;
• у услуги нет вещной формы, ее нельзя накопить, ее можно употребить только в момент производства» [8].
Важно отметить, что из потребительных стоимостей состоит содержание богатства любого общества.
Формы проявления потребительной стоимости:
• количество;
• натуральная форма;
• качество - степень полезности какой-либо потребительной стоимости, уровень ее соответствия потребности, уровень ее пригодности удовлетворять потребность в данных условиях потребления» [8].
При этом следует отличать потребительную стоимость товара как произведенную
в производстве от потребительной стоимости выращенного продукта в натуральном хозяйстве. Сегодня их объединяет то, что и произведенная, и выращенная продукция защищена патентами, ноу-хау, основана на эксклюзивных технологиях.
Исследования важности влияния факторов на стоимость предприятия, проведенные в 2011-2012 годах Институтом сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса среди профессиональных оценщиков со стажем работы более 5 лет, позволили сформулировать модель (см. рис. 2), где каждому фактору стоимостеобразования присвоен свой вес, оцененный в процентах. Факторы стоимостеобразования предприятия при оценке стоимости бизнеса различными профессиональными оценщиками оцениваются и ранжируются по-разному. Так, для многих из них важнейшими факторами являются цена товара и объем производства. Однако когда приходится оценивать конкурентоспособность бизнеса, то на первое место ставится качество товара и его потребительские свойства в
СО
-а
і
со со
і 1
Q.
К Ю
|8
S-d 2
О. О
CD 5
К 2
g Б 3
.й
CD
О
О
X
4
5
6
7
Качество товара, потребительная стоимость для постоянных клиентов
Стоимость и розничная цена
Товарный знак производителя
Гарантия возврата денег
Количество патентов
Знак сертификации
Остальные
0 1 3 5 8 10 23
50
качественная оценка важности факторов в %
Рис. 2. Зависимость факторов стоимостеобразования от их важности
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
№ 11 (158) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
сравнении с конкурентными у других производителей.
В условиях натурального хозяйства дальнейшая переработка выращенных продуктов, как правило, образует потребительную стоимость для производителей конечной продукции. Потребительная стоимость выращенного товара передается непосредственному производителю только при обмене, на основе совершаемых сделок. Дальнейшая переработка выращенной продукции также производится на основе как известных, так и новых технологий, включающих изобретения и ноу-хау, обеспечивающих новые потребительные стоимости, более выгодные потребителю и производителю. Между производителем и потребителем существует конфликт интересов, который заключается в том, что далеко не все, что выгодно и необходимо производителю, выгодно и необходимо потребителю. Сегодня самая дешевая продукция очень часто самая низкокачественная и, порой, вредная для массового потребления. При создании такой продукции обычно не используются новые изобретения и ноу-хау, и она чаще всего не сертифицирована относительно качества.
Изложенное позволяет нам вывести следующее весьма важное и новое с научной точки зрения определение рынка и его главной функции: рынок - это инструмент превращения потребительной стоимости в меновую, где огромное многообразие по-
требительных стоимостей интегрируется в конкретную меновую стоимость за счет сбалансированного спроса и предложения на конкретный вид товара. Рынок - это инструмент трансформации полезности в деньги и инструмент балансировки цен спроса и предложения, определяющий истинную рыночную стоимость товара, которую последнее время все чаще называют справедливой стоимостью.
Сравним предложенную формулировку с общеизвестными. «Рынок - экономическая форма обмена продуктами, которые выступают в качестве товаров, при этом производители и потребители выступают в качестве продавцов и покупателей» [9]. Еще одно определение для специалистов всех сфер науки и интеллектуальной деятельности: «Рынок - это сфера товарного обмена» [9]. Модель этой трансформации представлена на рисунке 3.
Модель, показанная на рисунке 3, демонстрирует, как объекты интеллектуальной собственности конкретизируют и юридически фиксируют, закрепляют конкретную потребительную стоимость через конкретные технические решения при воспроизводстве технологий и продукции и в итоге превращаются в меновую стоимость, доходы и прибыль конкретного предприятия. Сегодня это особенно актуально в связи с тем, что вся мировая экономика постепенно превращается в экономику интеллектуальной собственности, в инновационную экономику и
hi
о
X
-О
0_
о
-О
ш
LO
ш
0_
н
о
1=
Рис. 3. Плановая модель бизнес-идеи
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯ
ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
экономику знаний. Эту тенденцию экономических преобразований предвидел и четко обозначил Ф. Энгельс.
«И хотя экономическая потребность была и с течением времени все более становилась главной пружиной прогресса в познании природы, все же было бы педантизмом, если бы кто-нибудь попытался найти для всех этих первобытных бессмыслиц экономические причины. История наук есть история постепенного устранения этой бессмыслицы или замены ее новой, но все же менее нелепой бессмыслицей» [10].
Сегодня мы с полной уверенностью можем подтвердить эту оценку Энгельсом современных экономических преобразований.
Современные экономисты, особенно российские, редко упоминают роль правовых факторов как стоимостеобразующих и влияющих на эффективность управления и рентабельность предприятия. В связи с этим они практически не обращают внимания на интеллектуальную собственность, относя ее к юридической категории. В результате стоимость российских предприятий почти вдвое занижена, а их инвестиционная привлекательность незначительна. Классики отличаются от обычных экономистов тем, что обладают междисциплинарным мышлением и видением проблем. Так, Ф. Энгельс писал своему коллеге: «Ход «правового развития» состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия (я здесь говорю пока только о гражданском праве» [7].
Действительно, циклическое взаимодействие экономической реальности и правовых систем, развитие которых всегда слегка отстает от реальности, но с введением новых норм они дают новые стимулы раз-
витию экономики, происходит в мировой практике повсеместно, и там, где есть этот баланс и своевременно происходит актуализация правовых систем, там и самые высокие темпы как развития экономики, так и роста стоимости всех экономических субъектов, и самые низкие цены на самые высококачественные товары повышенного спроса. Примером тому являются США, Китай, Германия, Южная Корея.
Автором настоящей статьи увеличение стоимости инновационно активных предприятий предлагается осуществлять за счет выполнения следующих задач:
1) создание на предприятии функционального подразделения наращивания стоимости в составе подразделений, подчиненных финансовому директору (непрерывное управление стоимостью);
2) периодическое проведение программно-организованных мероприятий (дискретное наращивание стоимости).
При организации функционального подразделения по управлению стоимостью в обязанности сотрудников этого подразделения входит следующее:
• мониторинг приказов и организационно-распорядительных документов предприятия с целью корректировки норм и положений, обеспечивающих или содействующих такому наращиванию стоимости;
• изучение и оценка персонала предприятия для выявления компетенции, креативных способностей и инициативности с целью оптимального использования интеллектуального потенциала предприятия для наиболее быстрого наращивания стоимости;
• исследование и анализ факторов риска и сдерживания роста стоимости предприятия и его активов;
• организация привлечения, создания и использования интеллектуальной собственности и других нематериальных активов как наиболее значимых для наращивания стоимости предприятия и его активов;
Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru
№ 11 (158) 2014
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
• организация, использование и совершенствование механизма управления стоимостью предприятия, обеспечивающего тактику и стратегию наращивания стоимости;
• организация оценки и сбора статистики для оценки результатов наращивания стоимости (оценка проводится ежемесячно или поквартально, а также по итогам года).
Вторая задача периодически организуемых на предприятии мероприятий по наращиванию стоимости выполняется на основании стандарта предприятия и периодически обновляемых методических рекомендаций. Такая работа должна проводиться примерно один раз в год, в два года по приказу, издаваемому руководством предприятия. Исполнителями работ по программе должны быть наиболее инициативные и компетентные специалисты разных функциональных подразделений и видов деятельности, в первую очередь ведущих подразделений научно-производственной и организационно-экономической деятельности.
Рекомендации ориентированы на предприятия всех отраслей экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Petty William. A Treatise of Taxes and Contributions, 1662.
2. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. М. : ИНФРА-М, 2006.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. ; 20
предисловие В. С. Афанасьева. М. : ЭКС-МО, 2009.
4. Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное / пер. с англ. ; предисловие П. Н. Клюкина. М. : ЭКСМО, 2008. (Антология экономической мысли).
5. Шторх А. К. Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие / пер. с франц., общая редакция и вступительная статья Ю. В. Якутина. М. : Издательский дом «Экономическая газета», 2008.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : Переписка между К. Марксом и Ф. Энгельсом. Письма К. Маркса и Ф. Энгельса к разным лицам / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 2-е изд . М. : Госполитиздат, 1962. Т. 29.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения : Переписка между К. Марксом и Ф. Энгельсом. Письма К. Маркса и Ф. Энгельса к разным лицам / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 2-е изд . М. : Госполитиздат, 1962. Т. 37.
8. Большая экономическая энциклопедия. М. : ЭКСМО, 2008.
9. Экономическая теория : учебник
для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб. : Издательство СПб ГУЭФ ; Издательство «Интер Паблишинг», 1997.
10. Большая российская энциклопедия. Энциклопедический словарь / научный редактор Ю. С. Осипов. М. : Большая российская энциклопедия, 2011.
20 І Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru