О ТЕОРИИ СТОИМОСТИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Е.А. Фирсов, д-р экон. наук, профессор
Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск
В статье рассматриваются нерешенные аспекты двух основных теорий стоимости: с одной стороны, трудовой стоимости и теории спроса и предельной полезности, с другой. Доказывается, что при анализе однородных товаров четко проявляется при прочих равных условиях зависимость между меновой и потребительной стоимостью. Приводится ряд примеров такой связи. Эту зависимость целесообразно использовать для совершенствования организации производства на основе инвестиционноинновационной модели развития экономики
В современной экономической науке нет общепринятой теории определения сущности стоимости товарной продукции и источников ее формирования. Исторически сложилось две основных теории. Одна из них исходит из того, что стоимость товаров определяется общественно необходимыми затратами труда. Это теория трудовой стоимости. Вторая за основу стоимости принимает субъективную оценку полезности одних товаров в сравнении с полезностью других. Это теории спроса и предложения, предельной полезности. Такая ситуация оправдывает попытку сравнения экономических основ этих теорий.
Теория трудовой стоимости оказала глубокое влияние на развитие экономической науки и общества в целом. Основное внимание эта теория уделяла и уделяет исследованию сферы материального производства. Это важная положительная сторона этой теории, поскольку материальное производство изменяет условия жизни людей. Авторы этой теории первостепенное значение придавали исследованию закономерностей распределения доходов между классами общества. Вместе с тем подчеркивалась важная роль функционирования экономического механизма снижения индивидуальной стоимости продукции отдельными товаропроизводителями за счет внедрения организационных и технических нововведений и получения благодаря этому дополнительных доходов, что вынуждает их конкурентов осуществлять аналогичные меры. Как результат этого, происходит снижение общественной стоимости товаров. Однако авторы теории трудовой стоимости не ставили перед собой задач по исследованию связи между потребительной стоимостью (полезностью) товаров и меновой стоимостью, поскольку исходили в своих исследованиях из постулата о независимости этих категорий.
В связи с развитием производительных сил общества и насыщением рынка товарами повысился интерес потребителей к качеству продуктов, а следовательно, и к изучению потребительной стоимости их, поскольку качество товаров в сущности выражает степень их полезности. Начиная с последней трети XIX века появились новые теории стоимости, авторы которых уделяли и уделяют основное внимание исследованию сферы потребления и влиянию полезности на стоимость товаров. Это теории предельной полезности и спроса и предложения, весьма близкие по содержанию. По этим теориям, стоимость как ка-
тегория возникает в рыночных условиях в результате субъективной оценки потребителями предметов потребления в зависимости от интенсивности потребностей и редкости благ. Следует отметить значительный вклад авторов этих теорий в разработку механизма действия спроса и предложения на уровень цен товаров и выявления взаимосвязи экономических явлений в условиях ограниченности производственных ресурсов. Однако авторами этой теории не удалось привести достаточно убедительных доводов в пользу определения сущности (субстанции) стоимости на основе использования полезных свойств товаров. Между тем выявление сущности изучаемых явлений - одна из важнейших задач науки, поскольку позволяет выявить внутреннее содержание изучаемых явлений, объективные связи между ними.
Механизм влияния спроса и предложения не в состоянии выявить сущность стоимости товаров. Так, в условиях равновесия этих величин влияние их на стоимость снижается до нуля, но стоимость от этого не исчезает, и проблема определения источников формирования стоимости остается нераскрытой.
Следует также отметить, что полезные свойства товаров существенно разнородны и в целом не имеют общей основы, поэтому не могут обеспечивать с высокой степенью точности повсеместной объективной оценки стоимости разнородных товаров а, значит, и цен их.
Некоторые авторы вообще отказались от использования категории стоимости, и анализируют лишь цены товаров [4]. Примером может служить популярный американский учебник Макконнела К.Р. и Брю С.Л. «Экономикс: принципы, проблемы и политика», в которой сущность стоимости вообще не рассматривается [1].
Многие блага, необходимые человеку, создает природа, например, воздух, тепло солнечных лучей, полезные ископаемые недр. Они достаются человеку даром. Но природа не в состоянии создавать тракторы, самолеты, телевизоры и многие другие продукты, которые нужны человеку в современных условиях. В условиях целенаправленной деятельности человека природные свойства используются, но создаются совершенно новые полезные продукты. При этом человеческий труд является активной созидающей силой в процессе создания новых свойств продуктов. Как результат этого, в условиях товарного обмена и возни-
кает категория стоимости. Эти соображения говорят о большой роли человеческого труда в формировании категории стоимости. Ниже рассмотрим этот вопрос более подробно.
Один из основных авторов теории трудовой теории стоимости А.Смит приводит следующие доводы в пользу вывода о независимости меновой и потребительной стоимости. «Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость или даже совсем её не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость или совсем её не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее. Напротив, алмаз, почти не имеет никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров» [2 с.36].
А Смит сравнивает потребительные и меновые стоимости двух совершенно разнородных продуктов: воды - широко распространенной жидкости и алмазов
- редко встречающихся минералов. Полезные свойства этих продуктов созданы природой без участия человека. Следовательно, по теории трудовой стоимости, они при создании не обладают стоимостью. Для убедительного доказательства отсутствия или наличия зависимости между потребительной и меновой стоимостью следует сравнивать продукты, полезные свойства которых созданы в производственных условиях.
Поскольку А.Смит рассматривает воду как продукт, который почти не имеет стоимости, можно сделать вывод, что вода в те времена использовалась непосредственно как дар природы при минимальных затратах труда. В настоящее время многие жители небольших населенных пунктов используют воду из колодцев практически без заметных затрат труда, и любой прохожий может попросить у владельцев колодцев утолить жажду, и они не потребуют за это плату. Но для городских жителей вода в современных условиях добывается из водоёмов, рек и подземных источников и подается по трубопроводам потребителям нередко на значительные расстояния. Для проведения этих работ требуются значительные издержки производства. В такой воде содержится частички песка, земли, минеральные вещества. Могут находиться и другие ингредиенты, в том числе, болезнетворные микробы. Поэтому необходима очистка воды от этих примесей. Крупные частицы песка и земли задерживаются на станциях очистки фильтрами-сетками, мелкие - отстойниками и тонкими фильтрами. Бактерии уничтожаются обычно хлором. В современном мире водоснабжение превратилось в одну из важных отраслей национального хозяйства. Устанавливаются стандарты качества воды, осуществляется жесткий контроль за их выполнением. Выполнение их увеличивает издержки производства. Общественно необхо-
димые затраты на забор, транспортировку и очистку воды образуют стоимость поставляемой потребителям продукции. В настоящее время в г. Луганске Украины 1м3 воды обходится потребителям в 6,65 грн. Эти данные не подтверждают выводы А.Смита об отсутствии зависимости между улучшением полезных свойств продуктов и меновой стоимостью в производственных условиях.
Но даже такая вода, поставляемая потребителям из-под кранов, практически не соответствует необходимым стандартам качества для потребления в пищу. По данным главного санитарного врача Луганской области, в такой воде содержатся микрочастицы песка, ржавчина, окалины, грибки и другие канализационные ингредиенты, которые просачиваются через проржавевшие трубы. В такой воде могут находится и болезнетворные микробы. Поэтому предприятиям, поставляющим воду потребителям, приходится под нажимом санитарных служб проводить гиперхлорирование воды, что, по заключению НИИ водохозяйст-венного-экологических проблем, само по себе не может не оказывать неблагоприятных воздействий на здоровье людей.
Учитывая, что вода, созданная природой, загрязняется в основном при транспортировке её по трубам, в настоящее время в Луганской области все большее распространение получает другая технология снабжения населения городов чистой питьевой водой, получаемой из артезианских скважин и поставляемых потребителям автоцистернами. Вода подвозится в определенные дни и часы и продается жителям в специальные 5-литровые баллоны по более высокой цене: по 50 коп. за 1литр. Такая цена покрывает затраты водопоставляемых предприятий. Но не все жители города приобретают эту воду из-за её более высокой стоимости.
Трудно согласиться также с утверждением А.Смита о том, что алмазы почти не имеют потребительной стоимости. Во все времена алмазы удовлетворяли потребности людей в качестве предметов украшения и надежного источника накопления богатства. Ради удовлетворения этой потребности люди шли на самые тяжелые испытания и даже на преступления. Исключительная твердость алмазов используется в промышленности. Высокая стоимость природных алмазов объясняется большими затратами на поиск и добычу алмазов.
Обработка (огранение) ювелирных алмазов превращает их в бриллианты. Применяемый для огране-ния алмазов высококвалифицированный труд ювелиров повышает потребительную стоимость этих драгоценных камней. При этом возрастают общественные издержки на повышение потребительной стоимости этих ювелирных изделий и, естественно, возрастает их стоимость, которая образуется из суммы затрат на поиск, добычу алмазов и огранение. Наблюдается зависимость: чем больше потрачено общественно не-
обходимых затрат на обработку алмазов и чем выше квалификация ювелиров, тем выше их стоимость.
Как видим, при анализе изменения полезных свойств одного и того же продукта в процессе целесообразной производственной деятельности людей четко проявляется (при прочих равных условиях) зависимость между меновой и потребительской стоимостью.
Создание новых полезных свойств товаров в производственных условиях связано с увеличением затрат живого и овеществленного труда. Происходит повышение общественно необходимых затрат и, как следствие этого, наблюдается рост меновой стоимости.
В этих процессах общественно необходимые затраты выступают как факторы, а новые полезные свойства товаров как результаты влияния этих факторов. Таким образом, общественно необходимые затраты являются источниками новых полезных свойств товаров. Следовательно, они и является источниками их стоимости.
Фактически и товаропроизводители и покупатели рассматривают меновую и потребительную стоимости как единое целое. С одной стороны товаропроизводители заинтересованы, прежде всего, в формировании такой меновой стоимости, которая компенсирует понесенные затраты, но в то же время они понимают, что необходимо повышать полезные свойства товаров, чтобы обеспечить спрос. С другой стороны, покупатели заинтересованы в покупке полезного товара, понимая что более полезная вещь требует больших затрат и поэтому больше стоит.
Приведем пример: сравним полезные свойства и цены двух сеялок для посева пропашных культур СУПН - 8 - 01 и СУПН - 6. Ширина захвата первой машины при посеве 5,6 м, второй - 4,2 м. На изготовление сеялки СУПН-8-01 требуется больше общественно необходимых затрат труда и средств производства. Стоимость её выше 28,1%. Норма выработки на ней равна 24га против 17га на второй, т.е. выше на 41,1%. Благодаря этому текущие производственные затраты на 1 га посевных работ снижаются. Допустим, расчеты показали, что дополнительные затраты на покупку сеялки СУПН-8-01 окупаются за счет сокращения текущих производственных окупаются в условиях крупного сельхозпредприятия за 4 года. Приобретение такой сеялки для них экономически выгодно.
Покупка некоторых основных средств производства может осуществляться даже в том случае, если окупаемость дополнительных затрат происходит в более длительные сроки. Это может происходить, если покупателей привлекают другие полезные свойства.
Сравним меновую стоимость и полезные свойства двух легковых автомашин: марки Фольксваген
- 1200 (базовая модель компании «Фольксвагенверк» из ФРГ) и марки Лада 2105 (модель ОАО «Авто-
ВАЗ»). Это 4-5 местные автомобили широко распространены в Украине. В сравнении с Ладой - 2105 в Фольксвагене существенно повышена безопасность использования машины: встроены подушки безопасности, сокращена длина тормозного пути, повышена устойчивость движения. В этой машине предусмотрено использование бортового компьютера. Машина легче в управлении. Улучшена обзорность дороги при движении. Усилена прочность кузова за счет применения новых конструктивных материалов. Машина отличается красивым и гармоничным дизайном. Не обойдено вниманием и удобства для шофера и пассажиров, в частности, сооружены более комфортабельные сиденья. Улучшен звуковой комфорт. Установлен обогрев лобового стекла и форсунки для его смывания. Более красива отделка салона. Различия наблюдаются в топливно-экономических показателях качества машин: расход топлива на 100 км пробега у Фольксвагена в среднем 5,6 кг, тогда как у Лады-2105
- 8,5 кг.
Существенное улучшение полезных свойств Фольксвагенов не прошло само собой. Для этого осуществлены значительные инвестиции с целью использования достижений научно-технического прогресса в автомобилестроении, в том числе на внедрение научных и конструктивных новшеств, автоматизации производства при изготовлении машин. Требуются средства и для повышения квалификации работников. Усилен контроль за качеством работы. Внедрение новейших достижений науки и техники, повышение оплаты труда работников не может не повышать величину общественно необходимых затрат на улучшение полезных свойств автомашин. Стоимость автомашин марок Фольксваген значительно выше Лады-2105. По состоянию на декабрь 2010 г. первую можно было купить в Украине за 34 тыс. дол., вторую - за 6, т.е. цена первой машины превышает вторую в 5,7 раза. Тем не менее, благодаря высокому качеству машины марки Фольксваген пользуется значительным покупательским спросом.
Мощность Фольксвагена - 77 квт, рабочий объем его - 1896 см3, Лады-2105 соответственно 53,5 квт и 1563 см3, т.е. рабочий объем двигателя первой машины превышал второй на 20,9%, мощность двигателя - на 43,9%. Можно сделать вывод, что основные различия в стоимости нельзя объяснить ни различиями их по мощности двигателя, ни назначением машин. Основная причина высокой стоимости Фольксвагена в сравнении с Ладой-2105 - увеличение общественно необходимых затрат на использование достижений научно-технического прогресса с целью улучшения комплекса полезных свойств автомашины. При этом следует отметить, что если затраты покупателей на оборудование, которое снижает затраты топлива на единицу работы, в конечном счете могут окупиться снижением себестоимости пробега, то другие полезные свойства (комфортность перевозов пас-
сажиров, легкость управления, безопасность движения и др.) не влияют на снижение издержек.
Компания «Фольксвагенверк» в настоящее время является одной из крупнейших экспортеров автомобилей в мире. Она экспортирует большинство выпускаемых машин. Они успешно реализуются и в развитых странах, в т.ч. в США.
Выводы
1. Сопоставление полезных свойств однородных товаров, созданных в условиях целенаправленной производственной деятельности человека, и меновой стоимостью их убеждает в наличии определенной зависимости между ними, Это объясняется тем, что создание новых полезных свойств или существенное улучшение существующих свойств связано с увеличением (при прочих равных условиях) общественно необходимых производственных затрат, которые образуют стоимость товаров.
2. Поскольку увеличение общественно необходимых затрат происходит в основном за счет увеличения затрат живого и овеществленного труда и роста его сложности, то можно сделать вывод, что именно затраты труда составляют основу (субстанцию) стоимости.
3. Потребительная стоимость выражает полезные вещественно-натуральные свойства, созданные как природой, так и целенаправленной производственной деятельностью человека. Меновая же стоимость выражает в денежной форме общественно необходимые затраты на использование полезных свойств природы и создания новых полезных свойств товаров в процессе производственной деятельности человека. Такая трактовка объясняет причину зависимости между потребительной и меновой стоимостью. Если теоретически не включать в меновую стоимость общественно необходимые затраты на создание новых полезных свойств товаров, полученных в результате целесообразной производственной деятельности людей, то трудно ответить на вопрос об источниках происхождения этих новых свойств. С признанием зависимости меновой стоимости от общественно необходимых затрат на создание новых потребительных свойств находит объяснения практика повышения цен на более полезные товары.
4. В условиях централизованной системы управления экономикой теоретический вывод авторов теории трудовой стоимости о независимости меновой стоимости от степени полезности товаров сдерживал в определенной мере возможности полноценного использования ценообразования для улучшения качества товарной продукции. Особенно значительно это сдерживание проявилось в производстве основных средств. Темпы роста инвестиций в основной капитал значительно отставили от темпов роста в технологически развитых странах мира. В частности, качество отечественных тракторов из-за этого более низкое. По этой причине сельскохозяйственные предприятия в массовом количестве покупают более дорогую, но
качественную технику за границей. Для совершенствования организации производства в современных условиях важное значение имеет перевод предприятий в постсоветских республиках на инвестиционноинновационную модель развития экономики.
Литература
1. Макконнел К.Р., Брю С.Л.. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ., 11-го изд.-К., Хагар-Демос. 1993.-785 с.
2. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Изд. соц.-экон. лит-ры.- М.: 1962.683 с.
3. Основи економічної теорії. Навчальний посібник. За ред.. проф.. В.О.Білика, П.Т.Саблука.- К.: Інститут аграрної економіки. 1999.- 400с.
4. Покидченко М.Г.,Чаплыгина И.Г. История экономических учений. Учебное пособие. М.: Инфра. М. 2005.- 271 с.
Э 8495-31-88-923
Ключевые слова: теория, стоимость, производство, спрос, предложение, полезность, затраты