Научная статья на тему 'СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ'

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ХУДОЖНИКИ-ЮВЕЛИРЫ / ИНТЕРЕСЫ БИЗНЕСА / ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Людмила Николаевна, Умгаева Ольга Валериановна

Ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов, по своей экономической характеристике, относятся к предметам роскоши, товарам с избыточными потребительскими свойствами. Рынок ювелирных изделий в связи с этим высококонкурентен и требует государственной поддержки отечественного производителя. В свою очередь, государство, ввиду использования для изготовления ювелирных изделий сырья, подлежащего специальному учету, законодательно регулирует оборот ювелирных изделий. Несмотря на единство мнений о необходимости государственного регулирования, бизнес, работающий в сфере производства и реализации ювелирной продукции, и государственные структуры, его контролирующие, расходятся в оценке степени контроля и участия государства в этом процессе. Применение законов экономической теории, в частности законов спроса и предложения, по отношению к рынку ювелирной продукции позволило обосновать принятые и действующие законодательные решения и предложить направления их дальнейшего совершенствования. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания НИФИ Минфина России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Людмила Николаевна, Умгаева Ольга Валериановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLY AND DEMAND IN THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF JEWELRY TURNOVER

Jewelry made of precious stones and metals, by their economic characteristics, belong to luxury goods, goods with excessive consumer properties. The jewelry market, in this regard, is highly competitive and requires state support of a domestic manufacturer. In turn, the state, in view of the use of raw materials subject to special accounting for the manufacture of jewelry, legislatively regulates the turnover of jewelry. Despite the unity of opinions on the need for state regulation, the business operating in the field of production and sale of jewelry products and the state structures controlling it differ in assessing the degree of control and participation of the state in this process. The application of the laws of economic theory, in particular the laws of supply and demand, in relation to the jewelry market, allowed us to justify the adopted and current legislative decisions and suggest directions for their further improvement. The article was prepared as part of the research work of the state task of the Financial Research Institute under Ministry of Finance of Russia.

Текст научной работы на тему «СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ»

Промышленность

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Л. Н. ИВАНОВА О. В. УМГАЕВА

Ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов, по своей экономической характеристике, относятся к предметам роскоши, товарам с избыточными потребительскими свойствами. Рынок ювелирных изделий в связи с этим высококонкурентен и требует государственной поддержки отечественного производителя. В свою очередь, государство, ввиду использования для изготовления ювелирных изделий сырья, подлежащего специальному учету, законодательно регулирует оборот ювелирных изделий. Несмотря на единство мнений о необходимости государственного регулирования, бизнес, работающий в сфере производства и реализации ювелирной продукции, и государственные структуры, его контролирующие, расходятся в оценке степени контроля и участия государства в этом процессе.

Применение законов экономической теории, в частности законов спроса и предложения, по отношению к рынку ювелирной продукции позволило обосновать принятые и действующие законодательные решения и предложить направления их дальнейшего совершенствования.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания НИФИ Минфина России.

Ключевые слова: государственное регулирование, спрос, предложение, ювелирные изделия, упрощенная система налогообложения, художники-ювелиры, интересы бизнеса, задачи государства. JEL В12, Р11, Р51, в18, 138, 1_51, М21.

Необходимость государственного регулирования экономики в современном, многополярном мире не вызывает сомнений. Тем не менее дискуссия в научном сообществе о границах государственного регулирования продолжается, но уже в конкретных областях и сферах деятельности. Оборот ювелирных изделий из драгоценных камней и драгоценных металлов, ввиду специфики предмета исследования, обоснован экономической теорией - политической экономией. «Первая часть этого термина произошла от греческого слова "политейя", что означает "государственное устройство". Следовательно, политэкономия до-

словно переводится как законы хозяйствования в рамках государства» [3].

Оборот ювелирных изделий из драгоценных камней и драгоценных металлов, вследствие отнесения указанных ресурсов к стратегическим1 и в соответствии с российским законодательством2, подлежит обязательному государственному регулированию со стороны целого ряда министерств и ведомств во главе с Министерством финансов России. Процесс оборота драгоценных камней, металлов и изделий из них отслеживается с помощью государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборо-

Иванова Людмила Николаевна, руководитель Центра исследований в области государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней НИФИ Министерства финансов России, канд. экон. наук (Москва), е-mail: IvanovaL@nifi.ru; Умгаева Ольга Валериановна, ведущий научный сотрудник Центра исследований в области государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней НИФИ Министерства финансов России, канд. экон. наук, доцент (Москва), е-mail: OUmgaeva@nifi.ru

1 Распоряжение Правительства РФ от 16 января 1996 г. № 50-р «Об утверждении перечня основных видов стратегического минерального сырья». URL: https://base.garant.ru/2108791

2 Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (с изменениями и дополнениями). Ст. 26.1 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/12111066/

том драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (ГИИС ДМДК). Все участники оборота -представители бизнеса, начиная от производства, приема лома до продажи ювелирных изделий, состоят на специальном учете в Федеральной пробирной палате3 Минфина России.

Принцип объединения на единой платформе ГИИС ДМДК, по сути различных форм и видов деятельности, основан на их сырьевой «давальческой» привязке друг к другу. Данный принцип реализован в маркировке,являющейся одним из основных цифровых инструментов, позволяющих отследить движение стратегически важного сырья - драгоценных металлов и драгоценных камней - вплоть до их реализации в виде ювелирного изделия. Стадия реализации ювелирных изделий в общей системе оборота наиболее информативна с точки зрения изучения спроса и предложения, поскольку здесь затрагиваются непосредственные интересы большого числа участников рынка, включая потребителей. На примере регулирования оборота ювелирных изделий можно не просто оценить степень вмешательства государства в рыночную экономику, но и провести анализ действия экономических законов спроса и предложения.

В случае с производством и реализацией ювелирных изделий перед государством не стоит задача их непосредственного распределения и нет права распоряжения ими. Основными рычагами вмешательства государства в ювелирную сферу остаются налоговая и учетная политика, отдельные позиции которых, на сегодняшний день, требуют всестороннего научного анализа. Например, отдельными производителями ювелирной продукции приводятся доводы о нецелесообразности маркировки ювелирной продукции непосредственно на изделии. Не отрицая важности мар-

кировки на этикетке-бирке изделия, они характеризуют физическую маркировку, пусть даже нанометкой, не видимой глазу, как лишнюю опцию, влекущую за собой увеличение затрат на приобретение особо точной считывающей аппаратуры, расширение штата работников и др., что определяет в дальнейшем рост себестоимости изделия и ставит ювелиров РФ в неравные конкурентные условия с ювелирами ЕАЭС, работающими в едином таможенном пространстве без принятия решения о физической маркировке ювелирных изделий.

С позиции экономической теории в данной ситуации применим закон спроса: повышение цены снижает спрос. Естественно, при сохранении цены, приемлемой для покупателя, но с увеличением затрат исчезает прибыль и теряется смысл деятельности в ювелирной сфере - для малого бизнеса, с небольшими объемами производства и реализации, это критично. К тому же малый бизнес ювелирной сферы с января 2023 г. перестал пользоваться льготами в сфере налогообложения4. Лишение каких-либо преференций всегда вызывает недовольство, и не только в отношении возможных потерь прибыли. С точки зрения предпринимателей ювелирной сферы государство не в полной мере исполняет принятые им на себя обязательства регулирования несовершенных рыночных механизмов. Но такой вывод, основываясь на экономической теории, неверен, поскольку ювелирная сфера представляет собой незначительный сегмент общего потребительского рынка, не учитывающий спрос общества в целом. «Государство корректирует это несовершенство, с которым рынок либо сам справиться не в состоянии, либо это решение будет неэффективным. Для этого: государство берет на себя ответственность за создание равных условий для пред-

3 ФПП — государственный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и камней.

4 Федеральным законом от 9 марта 2022 г. № 47-ФЗ в НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2023 г. организации и ИП, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов, не вправе применять УСН (письмо Минфина России от 27 декабря 2022 г. № 03-11-09/128422) // Гарант. ШЬ: https://www.garant.ru/news/1602604/7ysclicMh286fnrlg564773458

принимательства, охраняет конкуренцию, ограничивает власть монополий; государство заботится о производстве общественных благ, так как рынку невыгодно их производить с точки зрения прибыли» [2].

Преференции со стороны государства должен получать бизнес, ориентированный, наряду с получением прибыли, на решение общегосударственных задач. Отмена упрощенной системы налогообложения (УСН)5, с позиции государства, объяснима спецификой работы бизнеса в ювелирной сфере - на УСН, в соответствии с законодательством РФ, нельзя работать не только ювелирам6, но и некоторым другим сферам бизнеса: «банкам, инвестиционным фондам, ломбардам, нотариусам, производителям алкоголя и сигарет»7. Это те направления, где, по оценкам экспертов государственных структур, доходы выходят или могут выходить за пределы допустимого лимита для УСН. Кроме того, бизнес в данных областях не является первостепенным для населения.

Классики политической экономии считали, что государство должно заботиться о богатстве страны и всех ее граждан. При этом «не обилие золота и серебра, не количество жемчугов и алмазов делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды» [5]. В современной реальности приведенная трактовка остается актуальной: отнесение ювелирных изделий к предметам роскоши, товарам с избыточными потребительскими свойствами, не входящим в перечень товаров первой необходимости,

подтверждается данными Росстата - в структуре потребительских расходов населения ювелирные изделия на начало 2023 г. составляли 0,327%. Причем указанный процент рассчитан с учетом покупки обручальных колец, тогда как остальные виды ювелирных изделий в общих расходах населения составляют ничтожно малые суммы, округленные в своде8. По методике Росстата, приобретение ювелирных украшений не учитывается в составе ценностей валового накопления - к ценностям «отнесены только высокохудожественные ювелирные изделия, изготовленные из драгоценных камней и металлов и обладающие существенной и реализуемой стоимостью. Приобретение остальных ювелирных изделий рассматривается как конечное потребление домашних хозяйств»9.

Условия и характеристики предпринимательства, производящего товары и услуги для конечного потребления, неодинаковы ни по объему, ни по значимости. Например,сравним производство и реализацию ювелирных изделий и услуги по перевозке населения -с позиции инициаторов отмены УСН данный фактор несомненно учитывался: проблем с приобретением обручальных колец не будет, и даже в случае возникновения такая проблема будет несопоставима с возможностью и необходимостью перемещения населения.

Идея «минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения» Адама Смита [6] в сфере ювелирных

5 «Кто может работать на УСН. Чтобы работать на упрощенке, ИП и компании должны соответствовать определенным условиям: по сумме доходов, численности сотрудников и сфере деятельности. По сумме доходов — до 150 млн руб. в год, умноженных на коэффициент Минэкономразвития на 2023 год, — 1,257. Получается, что лимит на 2023 г. — 188 550 000 руб. По средней численности сотрудников — до 100 человек». (Бизнес-секреты — медиа для бизнесменов от Тинькофф. URL: https://secrets.tinkoff.ru/biznes-s-nulya/usn/?ysclid=lh3h8n8vya899608044).

6 C 2023 г. занимающиеся ювелирной деятельностью не смогут применять специальные налоговые режимы. URL: https:// www.nalog.gov.ru/rn70/news/tax_doc_news/12543869/PysclidHh3umrhdd225512698

7 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 18.03.2023) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.04.2023 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ a1d86f7078e645869b02fde85e8c972193557dee/

8 Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/price

9 URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Aktualizatsiya-dannykh-o-VVP-za-2014-2018-gody.pdf

изделий с отменой УСН получила возможность быть реализованной. То, чем грозят ювелиры, -повышение цен на изделия, сокращение занятых в их производстве - является естественным экономическим процессом человеческой деятельности: поиска более выгодных условий получения дохода.

Повышение цен будет соответствовать закону спроса: чем выше цена, тем меньше предложение, что позволит выровнять ситуацию на затоваренном ювелирном рынке. «В 2022 г. рынок столкнулся со снижением трафика в магазинах и снижением объема продаж, что обусловлено сокращением доходов на фоне роста обязательных платежей и стоимости товаров первой необходимости» [7]. Визуальный обзор торговых центров свидетельствует о практически пропорциональном количестве ювелирных магазинов магазинам одежды, и при этом скидки на одежду куда больше привлекают покупателей, чем даже маркетинговая акция бесплатной раздачи кулонов, проводимая практически всеми ювелирными брендами России в 2022-2023 гг. Например, в ходе настоящего исследования группе девушек-студенток было предложено получить бесплатно, в подарок, в канун 2023 г. золотой кулон в виде зайчика фирмы SUNLIGHT10, перейдя по ссылке производителя: из 18 человек регистрацию для получения подарка завершил только преподаватель - организатор эксперимента.

Понятие «мода» вносит свои коррективы в спрос. Наличие огромного количества бижутерии, внешне неотличимой, а иногда и превосходящей дорогие изделия по смелости дизайна, составляет сильную конкуренцию ювелирной продукции из драгоценных металлов и камней по группе потребителей низкого и среднего дохода. Высокий уровень дохода -понятие относительное, и потребители, относящиеся к этой группе, неоднородны по своим запросам. Какая то часть из них ювелирные изделия массового производства, безусловно,

приобретает, но тоже не каждый месяц и даже год.

В то же время маркетинговые приемы, позволяющие магазинам удерживать покупателя, выравнивают ювелирные магазины с другими промтоварными - ювелирные магазины теперь тоже продают бижутерию, сувениры, различные сопутствующие товары. Логично, что ювелирная розница должна находиться в равных налоговых условиях с любой другой промтоварной розницей. Возможно, включение реализации изделий из золота и драгоценных камней в действующую схему налогообложения для других видов и групп товаров требует дополнительного анализа с помощью различных методов прогнозирования, включая экспертные оценки.

Особенно этот вопрос актуален в части реализации драгоценных ювелирных изделий из серебра. которые ювелиры просят, по сути, таковыми не считать. «Серебро не является инвестиционным драгоценным металлом -его позиционирование на рынке принципиально другое. Это просто материал для изготовления ювелирных изделий. В общем физическом объеме производства ювелирных изделий изделия из серебра занимают 60%. Это легко объяснимо: цена золота сегодня 6000 руб. за грамм,а цена серебра 60 руб. за грамм. Если ювелирные изделия из золота можно назвать предметом роскоши, то изделия из серебра - это "хлеб" для ювелирной отрасли»11.

На наш взгляд, торговля серебряными ювелирными изделиями, в качестве участника оборота драгоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них, не может быть исключена из системы учета и контроля, в том числе информационной платформы ГИИС ДМДК. Возвращаясь к экономической теории, напомним, что ценность ресурсов состоит не в их стоимости, а в их редкости. Для того чтобы исключить необходимость постановки на специальный учет производителей и реализаторов ювелирных изделий из серебра, со все-

10 URL: https://probnick.ru/podveska-besplatno-v-sunlight-ot-gilmon-do-31-maya-2023-goda/?ysclid=lh3lwg5uv6988960445

11 URL: https://uvelir.info/news/senatoryi-vyirazili-gotovnost-obsuzhdat-goryachie-voprosyi-yuvelirov/

ми вытекающими последствиями, следует перестать относить серебро, вопреки геологической науке, к драгоценным, благородным металлам. Если идти по пути дробления розничной торговли ювелирными изделиями по категории металла их изготовления, то можно с уверенностью прогнозировать дальнейшее сокращение количества участников анализируемого сектора из-за падения продаж и, соответственно, выручки. Вытеснение малого бизнеса, специализирующегося только на торговле ювелирными изделиями из одного вида металла, будет в таком случае происходить за счет увеличения доли присутствия на рынке сетевых ювелирных ритейлеров.

Разделение торговой сферы по сегментам рынка напрямую зависит от специфики реализуемого товара. Специфика ювелирного рынка подразумевает возможное сокрытие доходов, наличие нелегального (неконтролируемого) оборота драгоценных металлов и камней. На борьбу с нелегальным оборотом направлена вводимая в стране и странах ЕАЭС система маркировки ювелирной продукции. Странами ЕАЭС подписано соответствующее соглашение12. Потребитель ювелирного товара, как и продукция, специфичен и относится не просто к грамотной, но и к рациональной группе потребителей, знающей и разбирающейся в пробах и клеймах, а теперь уже и в маркировке изделий. Действующие правила, определяющие особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, всем понятны, изучены и успешно работают13.

В отношении предприятий, производящих ювелирные изделия и вышедших за параметры малого бизнеса, ввиду всех вышеприведен-

ных факторов, отмена УСН - абсолютно верное решение. Малый бизнес по определению не производит больших объемов ювелирной продукции, а авторы изделий из драгоценных камней и металлов - художники-ювелиры -получили возможность 13%-ного налогообложения прибыли как физические лица. Рыночные условия выявили и тех, кто решил работать в рамках фирмы, считая, что «ювелирное дело -это кооперация» [1]. Это естественный, экономически обоснованный процесс поиска оптимальных решений с целью получения прибыли.

Анализируя спрос на ювелирные изделия, имеющие художественную ценность, мы понимаем, что он, несмотря на наличие постоянной группы покупателей, не постоянен, цик-личен. Предложение авторских ювелирных изделий, так же как и серийных, явно превышает спрос на них. Объективная оценка свидетельствует о том, что, как и любые художники, художники-ювелиры не могут рассчитывать на постоянный уровень дохода: единожды продав свою работу, пусть даже по высокой цене, они не гарантированно продадут следующую. Условия рынка давно определены: если товар не продается, от него необходимо отказаться, а в творческой сфере -перевести данную деятельность в хобби и, в случае получения прибыли, платить налоги аналогично занятым в других направлениях экономики.

Логично дальнейшее совершенствование законодательства, в котором художники-ювелиры, чья продукция пользуется гарантированным спросом, наладившие ее постоянный сбыт, будут отнесены к малому бизнесу сферы производства по действующим законодательным параметрам и пользоваться в связи

12 Решение Совета ЕЭК от 18 мая 2021 № 51 «О заключении о подтверждении исполнения государством — членом Евразийского экономического союза положений Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза от 22 ноября 2019 года». URL: https://www.tks.ru/news/law/ 2021/06/08/0004

13 Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_373622/

с этим соответствующими преференциями в налогообложении. «Исторический опыт подвел нас к осознанию того, что система эффективного учета государственных ресурсов должна включать не только жесткие методы учета, но и дополнительные опции поощрения с целью легализации неучтенных вариантов оборота драгоценных металлов и камней» [4].

Государство, заботясь о благосостоянии населения в целом, не преследует цели снижения предложения ювелирных изделий. Наоборот, в интересах граждан создаются условия расширения товарного рынка и пополнения государственного бюджета. Повышение уровня реальных доходов населения - одна из основных задач бюджета и бизнеса, в том числе в сфере производства и продаж ювелирных изделий. И решение этой задачи неизбежно повлечет за собой рост спроса на ювелирную продукцию.

Степень государственного вмешательства в оборот ювелирной продукции незначительна и поэтому существенного влияния на объем спроса и предложения ювелирной продукции сегодня не оказывает. С позиции научного видения государственное вмешательство в закон рыночного равновесия опосредованно. Задачи государства в сфере оборота ювелирной продукции - недопущение легализации доходов и ухода от налогообложения, защита интересов граждан от контрафактной продукции, развитие всех сфер экономической деятельности, и введением в работу государственной информационной системы ГИИС ДМДК эти задачи решаются. Фирмы - предприниматели, работающие в сфере продаж

ювелирной продукции, в случаях соответствия законодательно определенным характеристикам малого бизнеса, должны оперировать в равных налоговых условиях с реализаторами иных групп товарных наименований. Исходя из теории распределения труда торговля идентифицирует предмет своего труда как товар без отнесения к наименованию.

В отношении фирм -производителей ювелирной продукции, за исключением художников-ювелиров, преференции в налогообложении излишни. Исходя из логики научного исследования государственное регулирование в части мер налогообложения, учета и контроля бизнеса в сфере производства должно быть сопоставимо с производителями иных товарных групп и услуг, отнесенных к непервостепенным, обеспечивая равные конкурентные возможности бизнесу в целом.

Необходимость сопоставления принимаемых государственных решений с постулатами экономической теории неоспорима. Экономика является наукой, не просто изучающей процессы производства, распределения и потребления благ, но и прогнозирующей следствия тех или иных действий. Необходимость государственного регулирования оборота ювелирных изделий обоснована с точки зрения экономических интересов большинства граждан. Поиск паритетного решения и для граждан, и для бизнеса, как и достижение равновесия между спросом и предложением, -предмет дальнейшего изучения научного сообщества. Сфера оборота ювелирных изделий представляет в этой связи несомненный научный интерес, имеющий практическую значимость в государственном регулировании экономики. ■

Литература

1. Агаркова Л. Минфин представил «художников-ювелиров». URL: https://svoedeloplus.ru/2023/01/ 13/minfin-predstavil-hudozhnikov-yuvelirov/?ysclid=lh3vjtkeed828449551

2. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / сост. Ю.В. Кислинских. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2016. 120 с.

3. Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория (политэкономия): учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям. М.: Изд-во Российской экономической акад. им. Г.В. Плеханова, 2008.

4. Иванова Л.Н., Умгаева О.В. Эффективность учета драгоценных металлов и камней в системе государственного регулирования ресурсов // Экономическое развитие России. 2022. Т. 29. № 2. С. 52—57.

5. Слудковская М.А. Политическая экономия Антуана де Монкретьена (к 400-летию выпуска «Трактата по политической экономии») // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2016. № 2. С. 107-118.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (кн. HII) / Пер. с англ., вводная статья и комментарии Е.М. Майбурда. М.: Наука, 1992. 572 с.

7. Ювелирный ритейл РФ в 2021-2022 гг., прогноз до 2024 года. URL: https://ma-research.ru/research/ item/334-yuvelirnyj-ritejl-rf-v-2021-2022-gg-prognoz-do-2024-goda.html

References

1. Agarkova L. Minfin presented «jewelry artists». URL: https://svoedeloplus.ru/2023/01/13/minfin-predstavil-hudozhnikov-yuvelirov/?ysclid=lh3vjtkeed828449551

2. State regulation of the economy: Textbook / Author Yu.V. Kislinskikh. Komsomolsk-On-Amur: AmGPGU Publishers, 2016. 120 p.

3. Zhuravleva G.P. et al. Economic theory (political economy): Textbook for students of higher educational institutions studying in economic specialties. Moscow: Publishing House of the Russian Economic Academy named after G.V. Plekhanov, 2008.

4. Ivanova L.N., Umgaeva O.V. Efficiency of Accounting of Precious Metals and Stones in the System of State Regulation of Resources // Russian Economic Development. 2022. Vol. 29. No. 2. Pp. 52-57.

5. Sludkovskaya M.A. The Political Economy of Antoine de Montchretien (on the 400th anniversary of the publication of the Treatise on Political Economy) // Bulletin of the Moscow University. Series 6: Economy. 2016. No. 2. Pp. 107-118.

6. Smith A. A study on the nature and causes of the wealth of nations (Books MII) / Translation from the English, introductory article and comments by E.M. Maiburda. Moscow: Nauka Publishers, 1992. 572 p.

7. Russia's jewelry retail in 2021-2022, projection through 2024. URL: https://ma-research.ru/research/ item/334-yuvelirnyj-ritejl-rf-v-2021-2022-gg-prognoz-do-2024-goda.html

Supply and Demand in the System of State Regulation of Jewelry Turnover

Ludmila N. Ivanova - Head of the Center for Research in the Field of State Regulation of the Precious Metals and Precious Stones industry of NIFI, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: IvanovaL@nifi.ru Olga V. Umgaeva - Leading Researcher at the Center for Research in the Field of State Regulation of the Precious Metals and Precious Stones Industry of NIFI, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor (Moscow, Russia). E-mail: OUmgaeva@nifi.ru

Jewelry made of precious stones and metals, by their economic characteristics, belong to luxury goods, goods with excessive consumer properties. The jewelry market, in this regard, is highly competitive and requires state support of a domestic manufacturer. In turn, the state, in view of the use of raw materials subject to special accounting for the manufacture of jewelry, legislatively regulates the turnover of jewelry. Despite the unity of opinions on the need for state regulation, the business operating in the field of production and sale of jewelry products and the state structures controlling it differ in assessing the degree of control and participation of the state in this process.

The application of the laws of economic theory, in particular the laws of supply and demand, in relation to the jewelry market, allowed us to justify the adopted and current legislative decisions and suggest directions for their further improvement.

The article was prepared as part of the research work of the state task of the Financial Research Institute under Ministry of Finance of Russia.

Key words: state regulation, demand, supply, jewelry, simplified taxation system, jewelry artists, business

interests, state objectives.

JEL-codes: B12, D11, D51, G18, L38, L51, M21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.