Научная статья на тему 'МАРКИРОВКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ -ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ'

МАРКИРОВКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ -ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКИРОВКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / КЛЕЙМЕНИЕ / ОПРОБОВАНИЕ / ОБОРОТ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И МЕТАЛЛОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Людмила Николаевна, Умгаева Ольга Валериановна

В статье представлен научный анализ механизма реализации цифровой маркировки ювелирных изделий, в том числе странами ЕАЭС, подписавшими соглашение о взаимодействии в этой сфере. Отмечается, что маркировка ювелирных изделий является одним из основных инструментов функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК). На современном этапе внедрения информационной системы маркировка ювелирных изделий - наиболее сложный вопрос реализации действующего законодательства. Необходимость цифровизации системы учета оборота драгоценных камней и металлов, защиты покупателей от фальсифицированной, некачественной ювелирной продукции, упрощения работы надзорных органов и бизнеса признают все участники оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Людмила Николаевна, Умгаева Ольга Валериановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JEWELRY LABELING IS AN EFFECTIVE TOOL FOR DIGITALIZATION OF THE INDUSTRY

The article presents a scientific analysis of the mechanism for the implementation of digital marking of jewelry, including the countries of the EAEU that have signed an agreement on cooperation in this area. It is noted that the marking of jewelry is one of the main tools for the functioning of the state integrated information system in the field of circulation of precious metals, precious stones and products from them (GIIS DMDC). At the present stage of the implementation of the information system, the marking of jewelry is the most difficult issue of implementing the current legislation. The need to digitalize the system for accounting for the circulation of precious stones and metals, protect buyers from falsified, low-quality jewelry, and simplify the work of supervisory authorities and businesses is recognized by all participants in the turnover.

Текст научной работы на тему «МАРКИРОВКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ -ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ»

Научная статья УДК 334.025:004

doi: 10.47576/2949-1894_2023_2_55

МАРКИРОВКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ -ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ

Иванова Людмила Николаевна

Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, Москва, Россия, ivanoval@nifi.ru

Умгаева Ольга Валериановна

Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, Москва, Россия, OUmgaeva@nifi.ru

Аннотация. В статье представлен научный анализ механизма реализации цифровой маркировки ювелирных изделий, в том числе странами ЕАЭС, подписавшими соглашение о взаимодействии в этой сфере. Отмечается, что маркировка ювелирных изделий является одним из основных инструментов функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК). На современном этапе внедрения информационной системы маркировка ювелирных изделий - наиболее сложный вопрос реализации действующего законодательства. Необходимость цифровизации системы учета оборота драгоценных камней и металлов, защиты покупателей от фальсифицированной, некачественной ювелирной продукции, упрощения работы надзорных органов и бизнеса признают все участники оборота.

Ключевые слова: маркировка; государственный контроль; учетная политика; ювелирные изделия; клеймение; опробование; оборот драгоценных камней и металлов.

Для цитирования: Иванова Л. Н., Умгаева О. В. Маркировка ювелирных изделий - эффективный инструмент цифровизации отрасли // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2023. - № 2. - С. 55-62. https://doi.org/10.47576/2949-1894_2023_2_55.

Original article

JEWELRY LABELING IS AN EFFECTIVE TOOL FOR DIGITALIZATION OF THE INDUSTRY

Ivanova Ludmila N.

Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia, ivanoval@nifi.ru

Umgaeva Olga V.

Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia, OUmgaeva@nifi.ru

Abstract. The article presents a scientific analysis of the mechanism for the implementation of digital marking of jewelry, including the countries of the EAEU that have signed an agreement on cooperation in this area. It is noted that the marking of jewelry is one of the main tools for the functioning of the state integrated information system in the field of circulation of precious metals, precious stones and products from them (GIIS DMDC). At the present stage of the implementation

of the information system, the marking of jewelry is the most difficult issue of implementing the current legislation. The need to digitalize the system for accounting for the circulation of precious stones and metals, protect buyers from falsified, low-quality jewelry, and simplify the work of supervisory authorities and businesses is recognized by all participants in the turnover.

Keywords: marking; state control; accounting policy; jewelry; branding; testing; circulation of precious stones and metals.

For citation: Ivanova L. N., Umgaeva O. V. Jewelry labeling is an effective tool for digitalization of the industry. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 2, pp. 55-62. https://doi.org/10.47576/2949-1894_2023_2_55.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания НИФИ Минфина России.

Эффект внедрения и использования цифровых технологий многократно превышает затраты на их разработку, что объясняет глобальное расширение областей охвата. Без применения цифровых технологий невозможно достижение прогресса в любой деятельности, невозможно оставаться конкурентоспособным на рынке любых товаров, услуг, рабочей силы и пр. В соответствии со Стратегией цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности в целях достижения их «цифровой зрелости» до 2024 года и на период до 2030 года задача экономического развития нашего государства на современном этапе - достижение цифровой зрелости. Сфера оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ДМДК) не исключение, поскольку относится к стратегически важному направлению развития экономики любой страны и подлежит специальному учету Пробирной палаты Российской Федерации. Учет совершенствуется и в соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» направлен на реализацию очередного этапа в достижении цифровой зрелости государства - создании открытого государства. Мы понимаем данное определение государства как создание возможности доступности информации для всех участников оборота, включая государственные структуры, бизнес разного уровня, физических лиц - потребителей продукции. При этом под цифровой зрелостью понимаем также готовность всех участников использовать цифровые технологии, владеть цифровыми инструментами, а самое главное быть заинтересованными в их использовании. Все указанные вопросы требуют

научного анализа для достижения цели -цифровизации отрасли.

В России накоплен достаточный опыт мар -кировки изделий различных товарных групп, что позволяет рассмотреть различные варианты реализации задачи совершенствования учета оборота изделий из драгоценных камней и металлов с помощью указанного цифрового инструмента. Ожидаемый эффект внедрения маркировки ювелирных изделий в Российской Федерации, являющийся, по сути, заключительным этапом цифровиза-ции всей сферы оборота драгоценных камней и металлов от добычи и аффинажа до реализации, заключается в достижении оптимального уровня государственного контроля в России и в странах - партнерах ЕАЭС, производство и реализация ювелирных изделий которых функционирует в едином таможенном пространстве.

Маркировка изначально была создана в качестве механизма контроля продвижения товара, позволяющая отследить его прохождение, качество, подлинность непосредственно от момента изготовления до реализации. Современная маркировка в виде различных знаков и символов, кратко передающих основную информацию о товаре, стала привычным торговым цифровым элементом. Вариантов маркировки, как и способов ее нанесения, достаточно много. В связи с развитием цифровых технологий, в большинстве случаев, товар маркируют штрих- и QR-кодами, внедряются двумерные коды DataMatrix, мягкая RFID-метка, на-но-метка. Все варианты доступны только (и) для электронного считывания. «Создается информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных

товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кас-су. Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.д.» [2]. Способ нанесения маркировки и объем сведений о товаре, в ней содержащийся, определяются соответствующими нормативными документами по видам продукции.

Маркировка товаров в России является одним из значимых направлений цифрови-зации экономики в целом, инструментом, позволяющим обеспечить бесперебойную работу различных информационных интегрированных систем, предназначенных в том числе для государственного контроля. Успешно показала себя информационная система, регистрирующая с помощью маркировки продвижение алкогольной продукции (ЕГАИС). Мясные и молочные товары также успешно маркируются и учитываются в системе ФГИС «Меркурий». Учет заготовки и поставок древесины, пиломатериалов и иной продукции, изготавливаемой из древесины, прослеживается в информационной системе ЛесЕГАИС. В национальной системе цифровой маркировки и прослеживаемо-сти товаров «Честный знак» регистрируются маркированные молочные товары, упакованная вода, лекарства, табак, товары легкой промышленности, обувь, шубы, духи, туалетная вода, шины, покрышки, фотоаппараты и лампы-вспышки.

Принцип у всех перечисленных интегрированных информационных систем один -учет продвижения маркированного товара с целью исключения нелегального оборота, ухода от налогообложения, уплаты пошлин и сборов, защита потребителей от фальсифицированной продукции. Реализация указанного принципа соответствует Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживае-мости движения товаров, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 2963-р.

Внедрение информационной системы ГИИС ДМДК, обеспечивающей информационное сопровождение исследуемой сферы, возложено на Гознак России. Система или платформа, в итоговом варианте, предназна-

чена для интеграции всех участников оборота, в том числе зарегистрированных в аналогичных системах стран ЕАЭС. Процедура маркировки непосредственно на ювелирное изделие возложена на бюджетные учреждения федеральной пробирной палаты. Оба ведомства находятся в подчинении Минфина России. В странах - партнерах ЕАЭС также назначены операторы единой маркировки, позволяющей интегрировать свою ювелирную продукцию не только в едином торговом поле с единой таможенной политикой, но и информационной. Так, в Республике Беларусь оператором автоматизированной информационной системы маркировки ювелирных, как и других бытовых изделий, является республиканское предприятие «Издательство «Белбланкавыд»»; в рамках пилотного проекта по маркировке ювелирных изделий действует ГИС «Электронный знак» (пока только в части осуществления интернет-торговли). Центр развития перспективных технологий обозначен оператором маркировки ювелирных изделий в Армении; государственная программа, предназначенная к учету маркированной ювелирной продукции страны, носит название Emark. Оператор системы маркировки АО «Казах-телеком» внедряет маркировку ювелирной продукции в информационную систему маркировки и прослеживаемости товаров Naqty Ônim. Оператор системы маркировки ЗАО «Альфа Телеком» Киргизской Республики ведет аналогичную работу в автоматизированной информационной системе маркировки товаров Текшер. Таким образом, во всех странах ЕАЭС - участниках соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными камнями и металлами маркировка ювелирной продукции находится на стадии внедрения в уже действующие информационные системы.

Предметом настоящего научного анализа является необходимость выбора способа маркировки ювелирных изделий с позиции достижения ожидаемого результата, что стало существенным препятствием развития отрасли. Данный этап цифровизации в сфере оборота драгоценных металлов, камней и изделий из них несколько раз пролонгировался и до сих пор не внедрен, в том числе в силу различных объективных причин. Наиболее явная - это предусмотренный способ марки-

ровки непосредственно на изделие: с 1 марта 2023 г. предусматривается лазерная нано-гравировка, невидимая человеческому глазу, в виде Data Matrix (двумерный штрихкод, состоящий из черно-белых элементов, содержащий информацию о продукции и производителе, материале изготовления и другие данные (до 2 Кб), формируемый на основе УИН), на каждой составной части ювелирного изделия и на всех драгоценные вставках (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»). В момент написания статьи ювелирные изделия маркируются на бирках или ярлыках, сопровождающих изделия, как и во всех ныне действующих системах маркировки товаров. На цифровом рынке существуют и успешно эксплуатируются программы, формирующие этикетки на основе введенного УИН и характеристики изделия. Госзнак, являющийся оператором системы ГИИС ДМДК, сделал эту функцию легко доступной для всех зарегистрированных в системе пользователей. Бирка-этикета ювелирного изделия содержит наименование изделия и все его основные характеристики, включая уникальный идентификатор начисления (УИН) и цифровой код, а также ссылку на сайт ГИИС ДМДК, где его можно проверить. Сложности с нанесением кода маркировки на ярлык и дальнейшим его учетом в системе информационного сопровождения, таким образом, не возникает.

В соответствии с действующим законодательством из процедуры маркировки исключены ювелирные изделия, имеющие историческую и художественную ценность, изделия из драгоценных камней и металлов, используемые в различных производственных целях. На изделия из драгметаллов весом до 3 (трех) грамм и на продукцию из серебра Data Matrix не наносят, но УИН на бирке - все равно необходим. Маркируют драгоценные металлы с минимальной пробой: 585 - для платины; 333 - для золота и 500 - для палладия. Маркировке также подлежат золотые монеты (за исключением тех, которые прошли эмиссию), порошок из платины и палладия.

На сегодняшний день маркировкой ювелирных изделий занимается их производитель либо импортер, который также регистрирует товары в ГИИС ДМДК. С введением физической маркировки непосредственно на изделие данный спектр работ перейдет к учреждениям федеральной пробирной палаты, увеличив их нагрузку. Учитывая, что после предпродажной шлифовки код маркировки не всегда воспринимается электронным считывателем, то увеличение объема работ может быть значительным (в ходе реализации технического задания Минфина России в 2022 г. авторами было проведено интервьюирование с участниками оборота ДМДК). Безусловно, это повлечет дополнительные расходы бюджета как на увеличение штатной численности работающих, так и на приобретение дополнительного, специализированного оборудования. Дополнительных расходов процесс маркировки требует в том числе и от всех участников процесса оборота ювелирных изделий. Это также приобретение специализированного оборудования и программных продуктов, позволяющих интегрировать бизнес-процесс в единую информационную систему ГИИС ДМДК.

Увеличение затрат при нанесении маркировки непосредственно на изделие не единственная причина отсрочки реализации утвержденного механизма. Некоторыми участниками ставится под сомнение необходимость маркировки ювелирной продукции в целом. Процесс маркировки ювелирных изделий и способов ее нанесения широко обсуждается в периодической научной литературе, на специализированных сайтах участников оборота. Тем не менее примеров нанесения кодов маркировки непосредственно на ювелирную продукцию, в том числе в других странах, в ходе обзора литературы, не найдено.

Технически маркировкой непосредственно на ювелирном изделии можно считать клеймение: греки определяли качество металла на пробирном камне еще в VI в. до нашей эры. На драгоценных изделиях клеймо появилось намного позже, во Франции, в XIII в. В России история клеймения пробы ювелирного изделия ведет свой отсчет с 1613 г., с Указа Царя Михаила Федоровича Романова. Необходимость подтверждения подлинности драгоценных изделий и создание системы

учетной политики государства продолжено Петром I. Его Указом, в 1700 г. была проведена монетная реформа. В итоге установлены 4 пробы для клеймения серебряных изделий, цифрами обозначавшие, сколько чистого серебра входит в состав сплава. В 1899 г. в России принят закон, позволяющий отличать страну - производителя ювелирного изделия путем дополнительного нанесения к пробе клейма профиля девушки в кокошнике. Именно к этому клейму, знаку пробирного удостоверения, вернулась ювелирная отрасль Российской Федерации после развала СССР. К своим историческим корням вернулись и страны постсоветского пространства. Украина клеймит ювелирные изделия знаком удостоверения пробы в виде трезубца, Республика Беларусь - изображением зубра, Армения - голубя, Грузия - солнца и т. д. Клейма, подтверждающие пробу ювелирных изделий и страну изготовителя, существуют практически у всех стран, доверивших клеймение государственным пробирным палатам. Например, на Кипре - это парусник. Во Франции самая богатая и самая сложная история клеймения: рисунки различных животных, лики людей и богов Гермеса, Минервы. Есть и исключения. Италия, являясь крупнейшим производителем ювелирных изделий, их опробование и клеймение доверила производителям, зарегистрированным в Торговой палате и получившим на Монетном Дворе именное клеймо. Швейцария в обязательном порядке клеймит только корпуса часов из драгоценных металлов, прочие ювелирные изделия клеймятся в добровольном порядке. Официальное клеймо страны - голова Сенбернара.

Все страны, использующие клеймение, этим процессом преследовали одну цель -создание системы достоверного учета уплаты налогов и сборов в государственный бюджет. Сопутствующие маркетинговые факторы как подтверждение качества, пробы, имени производителя, на момент возникновения системы учета значения не имели. Увеличивать ценность товара знаки клеймения стали при возникновении спроса на ювелирные изделия конкретного производителя. Спрос на товары высокого качества поддерживается брендами - символикой, видимой человеческому взгляду, в отличие от кода лазерной маркировки. Код в случае даже малейшей

видимости будет восприниматься рядовым потребителем как дефект, ухудшающий художественную ценность изделия и уменьшающий его стоимость.

Весь исторический опыт клеймения подтверждает его ориентацию на необходимость создания системы гарантии качества и контроля оборота. Маркировка - более современный этап, направленный на циф-ровизацию системы учета. Маркировка позволяет ювелирному изделию быть зарегистрированным в информационной системе, но в случае кода на бирке, которая впоследствии оторвана от изделия, подтвердить регистрацию невозможно. После продажи изделия данная опция маркировки уже не нужна в отличие от клейма, которое неотделимо от изделия. Таким образом, маркировка ювелирных изделий, в отличие от клейма непосредственно на самом изделии, ценности для рядового потребителя не представляет.

Ценность маркировки только в упрощении и повышении эффективности учета оборота драгоценных камней и металлов на всех этапах, начиная с добычи. Состыковка объемов с обязательной регистрацией в системе ГИИС ДМДК позволяет учитывать все денежные обороты, указанные объемы сопровождающие. Упрощение механизма финансового контроля идет опосредованно. Например, путем предотвращения незаконной добычи и легализации контрафактной продукции. Оценить источники возможных вариантов пополнения бюджета ввиду реализации механизма маркировки ювелирных изделий объективно сложно из-за отсутствия необходимой статистики.

Тем не менее существующие методы научного прогнозирования позволяют оценить выгоды и риски от внедрения любого проекта. Внедрение маркировки ювелирных изделий предполагает не просто оценку действующего механизма, но и разработку сценария развития или модели внедрения проекта. «Оценка модельного риска с точки зрения эффективности заключается в проверке соответствия конкретной риск-метрики цели финансовой организации в получении наибольших доходов при имеющемся уровне ри -ска. Эффективность моделей - это «эффект второго порядка»: имеет смысл смотреть на эффективность только после того, как была проверена приемлемая точность модели,

иначе сравнение выиграет модель, либо заведомо недооценивающая, либо заведомо переоценивающая риск» [3].

Нами уже приведены исторические примеры для построения сравнительной модели. Строится такая модель и на примере внедрения маркировки в других странах. Безусловно, имеющийся опыт позволяет выбрать наиболее перспективный и выгодный применительно к создавшимся условиям. В период развития рыночной экономики недопустимо игнорировать спрос населения. Значит, имеет смысл обратить внимание на существующую продукцию известных ювелирных фирм: «Тифани», «Cartier», «Chane» и др. Эти бренды не маркируются в своих странах, но гарантированно платят налоги. Клеймо-бренд фирмы гарантирует высокое качество изделия, проверяемое как государственными, так и независимыми, аккредитованными лабораториями.

Вариант государственного клеймения, успешно работающий в нашей стране, подтвердил эффективность контроля на стадиях производства и торговли, но не гарантировал такового на стадии добычи, аффинажа. Нелегальные обороты как сырьевых ресурсов, так и контрафактной продукции - недополученные доходы бюджета и легальных участников оборота. Сюда относятся не только неуплаченные налоги, пошлины и сборы, но и упущенная прибыль, снижение потребительского спроса со всеми вытекающими последствиями. Цифровая маркировка предназначена, даже в большей степени, для легализации оборота драгоценных камней и металлов на предшествующих производству ювелирной продукции стадиях. Регистрация или маркировка партий добычи ценных ресурсов происходит в соответствующих сопроводительных документах, что логично должно быть продолжено в готовом изделии на бирке-этикетке. Крайне неверно сопоставлять процедуру клеймения и маркировки, реализующие разные задачи, в том числе с позиции маркетинга. Это информативные инструменты учета, несущие различные функции с одной целью - открытость сферы оборота драгоценных камней, металлов и изделий из них.

В интересах совершенствования механизма контроля, в том числе финансового, для упрощения импорта-экспорта принят и дей-

ствует ряд международных законодательных актов, признающих клейма друг друга. Например, Венскую конвенция по контролю и клеймению изделий из драгоценных металлов ратифицировали 19 стран. Соглашение об единообразии условий торговли ювелирными изделиями, в том числе взаимном признании клейм друг друга, подписано странами ЕАЭС (Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 213-Ф3 «О ратификации Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза»). Норма в настоящий момент неработающая, тормозящая внедрение цифровой маркировки ювелирных изделий и процесс объединения систем учета на единой цифровой платформе. Реализация соглашения в части маркировки ювелирных изделий в каждой стране идет по своей схеме: нанесение маркировки непосредственно на изделие реализуется пока только в России. Важность маркировки для создания единой интегрированной системы учета и контроля никто не отрицает. Тем более существующие системы учета государственного контроля (надзора) стран ЕАЭС практически идентичны, созданы условия для взаимного признания пробирных клейм. Перспективы взаимного сотрудничества выгодны для всех стран-участников. Это кооперация отрасли, выход «производимых в ЕАЭС ювелирных украшений на мировой рынок за счет создания совместных брендов и учреждения Евразийского ювелирного экспортного бюро» (Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 25.10.2019 № 17 «О плане мероприятий по продвижению ювелирной продукции государств - членов Евразийского экономического союза на рынки третьих стран»). Введение единообразия в системе маркировки, в методике учета оборота драгоценных камней, металлов и ювелирных изделий странами ЕАЭС позволило бы этот процесс значительно упростить.

Акцент на способе маркировки неверен с точки зрения экономической целесообразности и практической логики. Маркировка изде -лий в качестве цифрового инструмента ГИИС ДМДК работает без относительно предмета нанесения. Добытое, аффинированное, принятое на переработку драгоценное сырье маркируется партиями в сопроводительных

документах, вводимых в интегрированную систему. Накопленный опыт существующего учета и контроля исследуемой сферы свидетельствует о его успешности: все участники оборота состоят на специальном учете, их деятельность регулируется сразу несколькими законодательными актами и контролируется несколькими ведомствами. Законодательная база, регулирующая оборот драгоценных камней и металлов по основным параметрам, сопоставима во всех странах ЕАЭС. «Национальные системы прослеживаемости используют в своей работе данные регистра-ций физических, юридических лиц и ИП, поэтому цифровая платформа товаров (ЦПТ) ЕАЭС сможет использовать уже имеющиеся данные» [4]. Проблема в оперативном обмене данных должна решиться с введением платформы ГИИС ДМДК. Поэтому цифровизация процесса оборота не должна тормозиться условиями маркировки: неважно как, важно, чтобы она была. «Экономическая нестабильность ускорила время принятия оперативных решений, вызывая риск неточности расчета их последствий. В связи с этим выстроенная модель учета оборота драгоценных камней и драгоценных металлов на платформе ГИИС ДМДК может и должна меняться в части оптимизации параметров алгоритмов и выбора наиболее подходящих из них как для ведомственного, так и для публичного, научного анализа. Для такого анализа должны быть собраны заслуживающие доверия данные, что, собственно, является одной из задач системы ГИИС ДМДК»[1].

Таким образом, в условиях активного пре-

пятствия развитию экономики России со стороны ряда западных стран стратегически необходимо ускорение процессов экономического сотрудничества со странами-партнерами. Данная задача в исследуемой сфере решается путем интеграции учетной системы стран ЕАЭС на единой платформе. Маркировка в качестве обязательного инструмента цифровизации должна быть выгодна и доступна к внедрению не только внутри страны, но и в странах ЕАЭС. Подписанное соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями ратифицировано всеми странами-участниками и требуется придание импульса к его исполнению со стороны ответственных ведомств стран-участниц. Рыночная экономика предполагает гибкость и вариативность решения проблемных вопросов, препятствующих решению стратегических задач государства, среди которых острая необходимость циф-ровизации системы финансового контроля и учета. «Эффективная экономика может быть построена лишь при наличии финансового рынка, институциональная структура и возможности которого соответствуют современным условиям» [5]. Интеграция всех заинтересованных участников оборота ДМДК и изделий из них на единой платформе ГИИС ДМДК с использованием любого способа цифровой маркировки позволит достичь более высокого уровня контроля за оборотом денежных средств и драгоценных ресурсов и будет способствовать развитию экономики России.

Список источников

1. Иванова Л. Н., Умгаева О. В. Тенденции развития ГИИС в сфере оборота драгоценных металлов и камней, а также изделий из них // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4.

2. Киселева Е. А. Исследование цифровой маркировки косметических товаров и товаров бытовой химии, реализуемых в ООО «ГМ лента» // Современные проблемы товароведения, экономики и индустрии питания : сборник научных трудов по итогам заочной международной научно-практической конференции, Саратов, 20 февраля 2020 года. Саратов: РЭУ им. ГВ. Плеханова», 2020. С. 39-42.

3. Нэвэла А. Ю., Лапшин В. А. Модельный риск и базовые подходы к его численному измерению на примере моделей оценки рыночного риска // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 2. С. 91-112.

4. Павленко О. В. Актуальные вопросы создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров в ЕАЭС // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2(35). С. 24-30

5. Скапенкер О. М. Институциональная структура российского финансового рынка: необходимость регуля-торной трансформации // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. N0 1. С. 26-38.

References

1. Ivanova L. N., Umgaeva O. V. Trends in the development of GIS in the sphere of turnover of precious metals and stones, as well as products from them. Financial journal. 2022. Vol. 14. No. 4.

2. Kiseleva E. A. Research of digital labeling of cosmetic products and household chemicals sold in GM Lenta LLC. Modern problems of commodity science, economics and the food industry: a collection of scientific papers based on the results of the correspondence international scientific and practical conference, Saratov, February 20, 2020. Saratov: Plekhanov Russian University of Economics", 2020. Pp. 39-42.

3. Nevela A. Yu., Lapshin V. A. Model risk and basic approaches to its numerical measurement on the example of market risk assessment models. Financial Journal. 2022. Vol. 14. No. 2. Pp. 91-112.

4. Pavlenko O. V. Topical issues of creation and functioning of the labeling system and traceability of goods in the EAEU. Academic Bulletin of the Rostov branch of the Russian Customs Academy. 2019. No. 2(35). Pp. 24-30

5. Skapenker O. M. The institutional structure of the Russian financial market: the need for regulatory transformation. Financial Journal. 2022. Vol. 14. No. 1. Pp. 26-38.

Сведения об авторах

ИВАНОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, руководитель Центра исследований в области государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, Москва, Россия, ivanoval@nifi.ru

УМГАЕВА ОЛЬГА ВАЛЕРИАНОВНА - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра исследований в области государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, Москва, Россия, OUmgaeva@nifi.ru

Information about the authors

IVANOVA LYUDMILA N. - Candidate of Economic Sciences, Head of the Center for Research in the Field of State Regulation of the Precious Metals and Gems Industry, Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia, ivanoval@nifi.ru

UMGAEVA OLGA V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Leading Researcher of the Center for Research in the Field of State Regulation of the Precious Metals and Gems Industry, Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia, OUmgaeva@nifi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.