Научная статья на тему 'Спрос и его роль в категориях потребности и потребления'

Спрос и его роль в категориях потребности и потребления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5549
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косоногов Ф. В.

Современное состояние российской экономики и промышленности в целом крайне тяжелое и нестабильное, поскольку большинство предприятий столкнулись с весьма серьезными трудностями, препятствующими их собственному развитию. Ориентация всей деятельности предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат, который выражается в овладении определенной долей рынка, достижении определенных показателей по реализации и массе прибыли, связана непосредственно с эффективностью маркетинговых решений, независимо от сферы деятельности предприятия, формы собственности и юридического статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спрос и его роль в категориях потребности и потребления»

ретной территории, который является основным звеном каждого кредитного кооператива. При имеющихся подходах повышается значение контрольных действий со стороны наблюдательного совета и одновременно повышается вероятность и существенность ошибок.

Поэтому считаем необходимым сегментировать деятельность сельскохозяйственных кредитных кооперативов как сложной организационной территориально диверсифицированной структуры.

Необходимость в сегментировании деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов обусловлена, по нашему мнению, следующими причинами:

- динамичным развитием территориально обособленных структур, имеющих собственную специфику деятельности;

- необходимостью соблюдения требования прозрачности деятельности для пайщиков;

- территориальной диверсифицированностью кооперативной структуры;

- необходимостью усиления контрольной функции в кредитном кооперативе;

- получением разнородной качественно несопоставимой информации от структурных подразделений;

- другими причинами.

Современное российское законодательство и международные стандарты учета и отчетности допускают сегментирование деятельности. Однако из ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" недостаточно ясно, можно ли отнести деятельность сельскохозяйственных кредитных кооперативов к сфере его действия. Так, данный приказ (как и иные ПБУ) не применяется в отношении кредитных организаций, к которым по характеру деятельности близки кредитные кооперативы. Специально указывается, что ПБУ 12/2000 используют коммерческие организации (к которым сельскохозяйственные кредитные кооперативы также не относятся) при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия дочерних и зависимых обществ, а также если на организацию учредительными докумен- ^ тами объединений юридических лиц, созданных на общественных началах, возложено составление сводной отчетности (п. 1 ПБУ 12/2000). Но тем не менее считаем, что для повышения релевантности □ учетной информации, оптимизации управленческих функций в сельскохозяйственных кредитных О кооперативах целесообразно руководствоваться данными законодательными нормами с поправкой на специфику деятельности. Информация о сегменте предполагает информацию об условиях ведения ^ определенного вида деятельности кредитного кооператива на территориально обособленном участ- а ке. ®

По нашему мнению, учет по сегментам в кредитной кооперации должен включать следующие о

а

аспекты: ®

- бюджетирование и планирование доходов, расходов, маржи по территориальному сегменту;

- документирование хозяйственных операций и порядок документооборота;

о

- порядок отражения в учете и внутренней отчетности операций и результатов деятельности о

х

сегмента и др. ^

ей I—

О

а

- О

<

К0С0Н0Г0В Ф.В. О

о

СПРОС И ЕГО РОЛЬ В КАТЕГОРИЯХ ПОТРЕБНОСТИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ 2

о о

Современное состояние российской экономики и промышленности в целом крайне тяжелое и ^ нестабильное, поскольку большинство предприятий столкнулись с весьма серьезными трудностями, | препятствующими их собственному развитию. Ориентация всей деятельности предприятия не на си- о юминутный, а на долговременный результат, который выражается в овладении определенной долей т рынка, достижении определенных показателей по реализации и массе прибыли, связана непосредствен- ^ но с эффективностью маркетинговых решений, независимо от сферы деятельности предприятия, формы ® собственности и юридического статуса. В свою очередь, результативность - маркетинговых поисков | требует тщательного анализа основополагающих категорий рыночной экономики - потребностей и о спроса, к изучению которых обращались многие экономисты.

Потребности - это одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики - позволяющая вывести определение жизненного уровня людей. Повышение уровня жизни, развитие культуры потребления делают развитие потребительского сектора экономики одной из приоритетных сфер развития. Сфера потребления является неотъемлемой частью процесса воспроизводства.

Спрос является начальным и конечным звеном всего процесса потребления, которое вместе с производством, распределением и обменом составляет общественное воспроизводство. Любая экономическая система имеет смысл только тогда, когда материальные блага не только произведены, но и потреблены.

Производство воздействует на потребителя тем, что оно производит для него продукты, определяет способ потребления, возбуждает потребность в новых товарах. Потребление в свою очередь также влияет на производство, формируя его структуру и объем, так как необходимо производить только те блага, которые будут востребованы потребителями в определенном количестве. Потребление, проявляя потребность в новом производстве, способствует формированию объема и структуры производства. Исходной предпосылкой для формирования указанного взаимодействия выступают потребности домохозяйств, как на микро, так и на агрегированном уровне общества в целом. В связи с этим необходимо отметить, что индивидуальный спрос в современном воспроизводственном процессе выступает отправной точкой развития всей экономики, наиболее устойчивой базой для поступательного развития.

Изучение влияния спроса на экономические системы базируется на рассмотрении взаимосвязей двух ключевых экономических понятий - потребность и потребительский спрос, которые образуют противоречие, разрешаемое через их взаимообусловленность и тесную связь. При движении потребности из сферы желаний и нужд потребителя в сферу материализации происходит смена её форм из ¡Ё абстрактной в действительную (реальную), выраженную в платежеспособных запросах потребителя, что позволяет реализовать её через конкретные формы потребления (в виде товаров и услуг), предок ставленные на потребительском рынке. Потребительский спрос выступает центральным звеном вза-□ имосвязи потребителя и производителе, отображает современное состояние развития потребностей ^ в обществе.

-<> Потребности появились раньше спроса, который связан с возникновением процесса купли-про-

дажи товаров. С древних времен потребность выступала как объективно необходимое условие общественного производства и жизни людей. Экономическая наука давно проявляет внимание к понятию "потребность". Это внимание стало неуклонно возрастать по мере развития производства потребительских товаров массового спроса, так как именно человек является определяющим фактором во всех экономических процессах.

В маркетинговой литературе потребность определяется как "нужда, принявшая специфическую о

о форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивидуальностью человека", а нужда, в

Ее свою очередь, "чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо". В связи с потребностями возни-

ЕЕ кает и проблема редкости ресурсов. Потребности людей практически не ограничены, чего не скажешь

о. о ресурсах для их удовлетворения. Указанным проблемам уделено пристальное внимание в рамках

< теории потребительского выбора, которая основана на предположении, что люди ведут себя рацио-

^ нально в попытке максимизировать удовлетворение своих потребностей, покупая товары и оплачи-

о вая услуги в определенном их сочетании. Удовлетворение потребностей потребителя происходит в

о соответствии с рядом закономерностей, характеризуемых такими понятиями предельная полезность,

^ кривые и карты безразличия, предельная норма замещения, бюджетные ограничения потребителя и

о

ЕЗ пР.

£ Существует несколько уровней удовлетворения потребностей. Высший уровень включает в себя

действительные общественные потребности (абсолютная потребительная сила общества) и характера ризует потенциальные возможности потребительского общества. Более низкий уровень представлен ® необходимыми потребностями, которые реально могут быть удовлетворены имеющимися социальны->| ми условиями и возможностями производства. Самый низкий предел необходимых потребностей ха-5 рактеризуется физическим минимумом средств существования.

® Потребность неразрывно связана с индивидуальным спросом, так как спрос - это потребность в

определенных товарах, выраженная в желании и способности приобрести их. Спрос и потребности, находясь в тесной взаимосвязи, не совпадают не только по содержанию, но и по объему. Спрос охва-

о

х О

тывает лишь определенную часть имеющихся потребностей, которая обеспеченна определенным денежным эквивалентом. Спрос более дифференцирован в обществе, чем потребности, что связано с неодинаковым уровнем денежных доходов населения - одним из наиболее важных факторов, влияющих на величину спроса. Спрос выступает лишь как часть потребностей, которая удовлетворяется только через рынок, то есть в соответствии с имеющимися платежеспособными возможностями.

Количественное различие между спросом и потребностями переходит в противоречие между ними, которое выражается в том, что спрос ограничивает возможности удовлетворять потребности.

Вместе с тем, платежеспособный спрос следует отличать от платежеспособной потребности. Последняя выступает как потребность, обеспеченная денежным эквивалентом, но еще не вынесенная на рынок, и поэтому не принявшая форму платежеспособного спроса. Она имеет абстрактный характер, представляя собой желание обладать товарами, ненаправленное ни на какой конкретный товар. В отличие от этого, платежеспособный спрос конкретен в том смысле, что он ориентирован всегда на покупку какого-либо определенного товара или какой-нибудь услуги.

Многие потребности удовлетворяются, минуя формирование спроса на рынке. Это происходит, например, через социальные функции государства, когда потребность не образует товарной формы (обучение в школе, вузах, бесплатное лечение и пр.); или собственными силами человека (что связано с недостаточностью денежных средств, отсутствием необходимого предложения на рынке и др.).

Удовлетворение потребности связано с процессом потребления. Потребление в отличие от спроса лежит за пределами рынка и представляет собой заключительную стадию процесса воспроизводства. Под потреблением в экономической науке понимается использование о целях воспроизводства определенного количества товаров, приобретенных теми или иными субъектами в течение какого-то периода.

Потребление можно определить как процесс использования товаров для удовлетворения реаль- ^ ных или воображаемых потребностей, при котором товары расходуются, преобразуются или приходят в негодность таким образом, что их уже больше нельзя использовать или привести в первоначаль- □ ную форму. О

В зависимости от вида потребляемых благ потребление включает в себя потребление товаров, имеющих материальную форму; и потребление услуг. По способу удовлетворения потребностей по- ^ требление может быть индивидуальным и коллективным. Получение предметов потребления может а происходить как на платной, так и на бесплатной основе (использование услуг государственных уч- ® реждений и некоммерческих организаций, обслуживающих население). о

В зависимости от содержания спроса можно выделить следующие его виды. ®

СО

Американский экономист X. Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: | функциональный и нефункциональный. Функциональным спросом является такая часть спроса, кото- ^ рая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или о услуге). Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена факторами, ^ непосредственно не связанными с присущими экономическому благу качествами. ^

В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены социальный, ^ спекулятивный, нерациональный факторы. ^

Первый из них связан с отношением покупателей к товару: одни стремятся выделить общий стиль о и покупают то, что приобретают те, на кого они равняются; другие стремятся достичь исключитель- 0 ности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной ко- о торого становится показательное потребление.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос - это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприз спрос, который противоречит предпосылке и рациональном поведении потребителя. Стоит заметить, что характеристика платежеспособного спроса населения по абсолютной сумме сегодня далеко не является свидетельством отражения объективной системы потребностей.

Решение проблемы связано с возможностями производства и способностью системы потребностей человека и общества к совершенствованию. Экономически обоснованные цены дают равную воз- о

О

о

можность всем и каждому реализовать свое право выбора форм удовлетворения потребностей, в связи с чем и подходы к изучению спроса должны отражать его функциональное назначение - адекватность отражения процессов развития потребностей. В этой связи можно обратиться к классификациям видов спросов данных Барановой Л.Я. и Ильенковой Н.Д.

Среди них наибольшее значение с позиций реального потребления и формирования критерия рыночной конъюнктуры имеет степень удовлетворения и содержание спроса. В зависимости от этого признака, спрос населения делится на три основных вида: действительный, реализованный и неудовлетворенный.

Действительный спрос - весь платежеспособный спрос населения, реально представленный на рынке. Платежеспособным эквивалентом действительного спроса является часть денежных средств населения, которая действительно направляется на рынок с целью покупки товаров и оплаты услуг.

Реализованный спрос - часть действительного спроса, который реализуется на рынке в купленных товарах и услугах. Реализованный спрос целиком совпадает с действительным, когда предложенные на рынке товары по количеству, ассортименту и качеству полностью соответствуют требованиям покупателей. Если такого соответствия нет, нереализованная часть действительного спроса превращается в неудовлетворенный спрос.

Неудовлетворенный спрос - нереализованная ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей часть действительного спроса. Следует различать два вида неудовлетворенного спроса - явный и скрытый. Явный неудовлетворенный спрос - неудовлетворенный спрос, реально выступающий в виде определенной суммы денежных средств, которые не могут быть реализованы на рынке. Отличительной особенностью явного неудовлетворенного спроса населения является то, что он всегда представлен деньгами, которые при появлении на ¡Ё рынке нужных товаров и услуг могут быть сразу же пущены в оборот. Скрытый неудовлетворенный спрос - неудовлетворенный спрос, реализующийся при покупке других товаров и услуг, которые не д являются полноценными заменителями отсутствующих, либо вообще не связаны с ними отношения-□ ми взаимозаменяемости.

^ Как было отмечено выше, наиболее распространенный признак классификации видов спроса -

-<> его содержание, в соответствии с которым отрицательный спрос - ситуация, когда продукция или услуги не пользуются спросом. Здесь необходимы тщательный анализ, причин такого отношения потребители лей и разработка мероприятий способствующих позитивному влиянию на отрицательный спрос (сни-и жение цены, замена товара, упаковки и т.д.),

ф Отсутствующий спрос - ситуация, при которой потребитель не заинтересован в услуге или без-

| различен к ней. Необходим поиск способов увязки присущих продукту выгод с потребностями и интересами потенциальных потребителей, с тем, чтобы изменить их безразличное отношение к продук-о ту, поскольку если не предпринять срочные необходимые меры (широкая реклама ассортимента реа-х лизуемой продукции, ее достоинств и преимуществ) то предприятию-изготовителю потребуется умень-ЕЕ шить объемы производства или уйти с рынка.

о. Скрытый спрос - отражает невозможность удовлетворить потребителей за счет имеющихся на < рынке товаров и услуг. Эта ситуация может возникнуть в связи с отсутствием информации о возник-^ шем спросе или в том случае, когда предприятие-производитель знает о возникшем спросе на про-о дукцию, но не торопится удовлетворить его. Необходимо осуществить меры, которые позволят вовре-о мя выйти на рынок, для чего нужны, своевременные обследования, которые дадут возможность более ^ точно прогнозировать объемы потребностей различных видов продукции.

£ Нерегулярный спрос колеблется в течение определенных промежутков времени. В этой ситуа-

£ ции особое внимание следует уделять тщательному печению детерминант спроса и осуществлять поочередный, заранее спланированный переход на различные географические и другие сегменты ^ рынка с последующим возвратом.

® Полноценный спрос - состояние, при котором у предприятия уровни спроса и предложения на

>| данный вид продукции совпадают. Преимущества такого режима очевидны, но было бы ошибочно 5 полагать, что спрос подобного вида складывается случайно: он, как и другие виды спроса, требует ® изучения и управления с целью поддержания существующее уровня с учетом возможного изменения Л системы предпочтений потребителей и усиления конкуренции.

§ Чрезмерный спрос - ситуация, при которой уровень спроса выше уровня предложения. В этом

случае необходимо изыскание способов временного или постоянного снижения спроса в целях ликвидации ряда отрицательных рыночных явлений, например, спекуляции. Стратегия предприятия должна строится следующим образом: либо производство должно быть расширено, при предварительной оценке такой возможности, либо предприятие-изготовитель поднимает цену на продукцию, прекращает рекламную деятельность и в итоге, обязательно будет потеснен на рынке другими предприятиями.

Вредный спрос - это спрос на товары, вредные для здоровья - алкогольные напилки, табачные изделия. В этом случае, производителю необходимо контролировать и анализировать качественные особенности своей продукции, и вести разъяснительную работу о ее отличительных свойствах.

Исходя из данных классификаций, можно выделить постоянную часть спроса, которая характеризует сохранение традиционных потребностей и переменную часть. Однако сегодня исследования в этом направлении затруднены к связи с тем, что изменившаяся социальная и экономическая ситуация в стране сопровождается резким усилением дифференциации потребителей на малоимущих, средних и высокодоходных. Снижение доходов субъектов различных типов рынков отражает изменения поведения потребителей на рынке, так как неустойчивость их доходов вызывает изменение вкусов и предпочтений уменьшает объем спроса. Таким образом, все эти теоретические обобщения необходимо использовать при анализе и изучении спроса на отдельные виды продукции.

При анализе и изучении индивидуального и общественного спроса, спроса на продукцию производственного назначения и на потребительские товары, с целью правильной оценки и раскрытия закономерностей его развитие, необходимо использовать приведенную систему, уделяя особое внимание факторным признакам, формирующим спрос.

Литература. ^

1. Баранова Л.Я. Личные потребности. М.: Экономика, 1984.

2. Баранова Л.Я. Потребности. доходы, потребление: Экон.словарь-справочник. М.: Экономика, □ 1988. О

3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. М.: Финпресс, 2000.

4. Голубков Е.П. О некоторых понятиях и терминологии маркетинга // Маркетинг в России и за ^ рубежом. 2003. № 5. D

5. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 2000. ®

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Ростинтэр, 1996. о

7. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в ®

СО

теории покупательского спроса // Вехи экономической мысли. Т.1. Теория потребительского поведе- | ния и спроса / Сост. и общ. ред. В.М. Гальперина. Спб., 1999. ^

8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2002. о

9. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005. № 1. £5

о

_ а

о

<

>

о о

КУРСЕЕВ Д.В.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

о о

ей О

I—

о

Функционирование отечественных предприятий в условиях рыска и неопределенности, жесткой о. конкуренции и возможности неплатежеспособности ставят во главу угла вопросы экономической | безопасности, резервной защиты государства и предприятий. о

Накануне августовского кризиса России 1998 г. французский журнал "Экономист" так описывал ® состояние экономики России: гигантский бал, красивые пары танцуют, веселье, смех, никто не хочет покидать праздник в расчете получить доход в 280% годовых, и лишь самые осторожные танцуют у о выхода. Результат известен, в течение нескольких дней российская экономика потеряла 15 млрд. ^ долларов и 150 млрд. рублей, так как страна не смогла обслужить свои долговые обязательства в сумме § 40 млрд. долларов. А, между прочим, еще на встрече на высшем уровне семи крупных держав в Гаме- о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.