УДК 070 https://doi .о^10.34680/2411 -7951.2023.4(49).274-278
Д.Е.Потяркин
СПРАВОЧНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (НА
ПРИМЕРЕ СПС «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС»)
Статья посвящена справочной правовой системе (СПС) в контексте выполняемых ее функций средства массовой информации (СМИ). В первую очередь, СМИ определяется как радио, газета, телевидение, иная традиционная форма распространения информации. Однако технические изменения расширили рамки понятия СМИ. Появились, например, сетевые интернет-издания. Информация некоторых из них основана, в том числе, на материалах, составляющих содержание баз данных. Акцентируется внимание на том, что СПС также обладает признаками СМИ. Справочная система может быть зарегистрирована как электронное периодическое издание. В данной статье применен междисциплинарный подход — с учетом позиций юриспруденции и журналистики рассматривается правомерность расширительного определения СМИ. В частности, определяется, насколько обоснованно говорить о справочных системах как одной из форм СМИ.
Ключевые слова: справочная правовая система, средство массовой информации, правовая информация
Введение. В современных условиях наряду с традиционными СМИ (телевидение, радио и газеты),
большую популярность приобрели новые формы распространения информации, в первую очередь, сетевые.
Это связано с развитием технологии Интернета и доступностью техники (компьютеров и мобильных устройств). В результате мы оказались в условиях, когда время для принятия решений стремительно сжимается. В этих обстоятельствах востребована краткая оперативная информация в электронном формате.
Первая правовая информационная система в России появилась в 1976 году с образованием научного центра правовой информации1. Несмотря на это работа с нормативными правовыми актами (НПА) долгое время проводилась, что называется, вручную; аналитические исследования печатались в специализированных журналах, а правовые новости не были оперативными.
Изменения начались с развитием частных справочных правовых систем.
Системы дают возможность не только легко и быстро работать с НПА. Они также обеспечивают своих читателей актуальным новостным и аналитическим контентом. То есть выполняют функции СМИ — обеспечивают постоянный выпуск правовых новостей и юридической аналитики.
Обзор литературы. В юридической литературе справочные правовые системы изучаются как объект авторских прав, включающий в себя охраняемые результаты интеллектуальной деятельности: базы данных и программы для ЭВМ (О.С.Амосова [1], С.П.Гришаев [2], И.Юрлов [3]). Рассматриваются через призму договора возмездного оказания информационных услуг (Н.А.Дорохова [4], Л.Б.Ситдикова [5]). Определяются и как способ систематизации законодательства, в том числе обеспечивающий открытость и доступность правовой информации (С.В.Липень [6], Г.Г.Егоров [7]).
Аналитические тексты в журналистике, включая юридическую аналитику, исследовал А.А.Тертычный [8]. О полезности при принятии решения, как критерии деловой журналистики, писала в своей работе В.Н.Тищенко [9].
Как регулируются правоотношения в области СМИ подробно изложено И.А.Панкеевым [10]. Такая разновидность СМИ, как сетевые издания, явилась предметом исследований, в частности, А.А.Никитенко [11], Е.М.Пак [12].
На сегодняшний день, можно сказать, нет комплексных научных исследований вопроса, насколько справочная правовая система может относиться к средствам массовой информации.
Методика. Объектом исследования являлись материалы СПС «КонсультантПлюс». Основные документы системы — НПА и информационно-аналитические материалы — расположены, в большей своей части, в двух блоках. По состоянию на 15.03.2023 в блоке «российское законодательство» СПС КонсультантПлюс находилось 439 693 документа, а в блоке «комментарии законодательства» — 151 960.
Большим количеством документов объясняется произвольный отбор информационных и аналитических материалов. Такая выборка оправдала себя, т.к. тексты справочной системы являются стандартизированными, затрагивают узкий набор тем и почти не отличаются друг от друга по структуре и стилю изложения.
Материалы блока комментариев рассматривались не только в направлении от изменений НПА к аналитике. При появлении новых НПА или изменений к ним тот же анализ шел в обратном порядке: от аналитического текста к нормативному источнику его появления.
При изучении новостной части обращалось внимание на общепринятые правила написания новостей, в частности, на соблюдение правил перевернутой пирамиды, стилистику сообщений, наличие всех или некоторых элементов новостного сообщения (заголовок, лид, корпус новости, цитаты, ссылки на источники).
Результаты исследования. Определение средства массовой информации дано в ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон «О СМИ»).
[
Под ним понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Исходя из этого можно выделить четыре главных элемента СМИ: периодичность, массовая информация, форма распространения, постоянное наименование.
Периодичность и постоянное наименование — элементы, присущие многим сферам деятельности. Только в совокупности с формой распространения массовой информации они имеют значение для квалификации издания как СМИ.
Закон «О СМИ» определяет сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, как «массовую информацию» (ст. 2).
Неограниченный круг лиц не означает его неопределенность. Тематика будущего СМИ, указываемая при его регистрации, предопределяет будущую аудиторию. Так, деловые СМИ обеспечивают информацией, в том числе правового характера, людей, принимающих решения на разном уровне.
СМИ, даже узкой специализации, работают с информацией для неперсонализированного читателя. Это обстоятельство является существенным отличием от оказания информационных услуг путем предоставления доступа к СПС или к ее базе данных.
Гражданское законодательство не содержит норм, посвященных данному виду обязательств. В этом случае принято использовать общие положения о возмездном оказании услуг, содержащиеся в главе 39 ГК РФ, и исходить из того, что оказание информационных услуг — это поиск, сбор, переработка информации по заданию заказчика.
Сами по себе сбор и распространение информации не являются уникальными критериями — такая деятельность присуща любой аналитической работе с информацией. Целевая же направленность информационных услуг под индивидуального заказчика несвойственна средствам массовой информации. Задача последних - создавать информационные продукты для неограниченного круга лиц. Решить такую задачу можно с помощью соответствующих форм распространения.
Например, правовой сервер КонсультантПлюс (www.consultant.ru) зарегистрирован как электронное периодическое издание, специализированный правовой сервер (свидетельство2 Эл № 77-6731 от 08.01.2003).
Под электронными периодическими изданиями понимаются издания, в которых информация:
— представлена в электронно-цифровой форме,
— прошла редакционно-издательскую обработку,
— имеет выходные сведения, тиражируется и распространяется на машино-читаемых носителях.
В судебной практике «электронное периодическое издание» зачастую используется как синоним «сетевого издания»3. В таких случаях необходимо обращать внимание на контекст и понимать, что «электронное» и «сетевое» относятся друг к другу как общее и частное. Соответственно сетевое издание — разновидность электронного средства массовой информации в форме сайта сети «Интернет», зарегистрированного в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом «О СМИ».
Верховный Суд РФ4 исходит из того, что сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации, т.к.
— при распространении информации через сайты отсутствует продукция средства массовой информации,
— любое лицо может иметь доступ из любого места и в любое время к сообщениям и изображениям, составляющим содержание сайта.
Действительно, нет обязанности регистрировать сайт, но нет и запрета делать это. Представляется, что суд сформулировал эту позицию исходя, в первую очередь, из того, что не все сайты работают как СМИ. Большинство из них — визитные карточки юридических и физических лиц.
Сайт Консультант Плюс, например, совмещает обе эти функции. Он содержит:
— краткую информацию о компании (http://www.consultant.ru/about/),
— перечень актуальных новостей (http://www.consultant.ru/legalnews/),
— ссылку на версию базы данных, к которой предоставлен бесплатный доступ (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home&utm_csource=online&utm_cmedium=button).
Однако СПС, в отличие от любого другого СМИ, не «публикует» очередной выпуск, не предлагает отдельный архивный номер для интересующихся прошлыми публикациями. Здесь проявляется особенность электронного издания — есть лента новостей, начинающаяся в КонсультантПлюс с 07.05.2015, есть база данных, которая предлагается пользователю целиком.
Насколько материалы этой базы данных являются массовой информацией, квалифицируют ее как СМИ зависит от характеристики этих материалов. В зависимости от статуса текста, размещаемого в СПС, можно выделить:
1) нормативные правовые акты,
2) информационные сообщения (новости),
3) аналитические тексты.
Нормативный правовой акт — официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Законы и любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Официальным опубликованием считается первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или первая полная публикация в Парламентской газете, Российской газете или Собрании законодательства РФ. В отличие от официальных публикаций размещение правового акта в СПС имеет справочный характер.
В настоящее время практически все нормативные документы находятся в открытом доступе на сайтах соответствующих государственных органов и судебных инстанций. СПС, собирая эти акты в одном месте, обеспечивает не только удобный поиск и работу с ними, но и дополняет их аналитическими и новостными текстами.
Если в новостном сообщении, как правило, один новый инфоповод, то в основе аналитического материала — «жизненная ситуация». Соответственно для ее анализа могут быть использованы несколько инфоповодов, объединенных общей темой, и не обязательно новых.
В обоих случаях все материалы содержат максимально приближенные к инфоповоду тексты. Они изобилуют ссылками на конкретные статьи и пункты НПА, то есть построены по законам формальной логики. В них приводятся идеальные модели, описывается как должно быть. Соответственно эти тексты не про реальную правовую жизнь общества и причины возможных проблем.
Доступ к большей части аналитики возможен только через подписку, в то время как доступ к нормативным документам можно получить и бесплатно. Подобная схема сочетания открытого и платного доступа используется и классическими СМИ. Необходимо оформить подписку, чтобы прочитать определенные материалы, например, РБК (https://www.rbc.ru/) и Ведомостей (https://www.vedomosti.ru/).
Новостной контент в СПС создается на основе:
— нормативного правового акта или его проекта,
— позиции суда или государственного органа, закрепленной в его документе.
Размещение новостей в СПС не превращает автоматически справочные системы в СМИ. По сути, в этих новостях кратко излагается содержание принятого документа. Они даже не отражают субъективную позицию их автора. Представляется, что их главное назначение — обратить внимание к платной части системы.
Деловые издания в зависимости от читательского интереса могут менять соотношение видов материалов и трансформироваться в универсальные СМИ. Как установила Э.Б.Терченко [13, с. 55], на примере издания «Ведомости», аудиторию перестали интересовать сугубо деловые новости. Ей интересно все, и она готова читать об этом даже на деловом сайте.
В СПС все информационные материалы основываются на имеющихся в системе нормативных актах. Поэтому для повышения привлекательности СПС читателям не могут быть предложены информационные продукты из других областей.
Заключение. Действующее законодательное определение СМИ охватывает все традиционные СМИ. Одновременно с этим оно позволяет рассматривать как СМИ и другие формы предоставления информации. Например, формы, связанные с сетью «Интернет» и базами данных — справочные правовые системы.
У СПС есть регистрация СМИ, постоянное наименование, периодические выпуски новостей и обновлений системы. СПС имеют узкую специализацию, и в ее рамках рассчитаны на широкий круг лиц.
Несмотря на это, представляется, что СПС — это квазиСМИ. Ядро справочной системы составляют нормативные правовые акты. Информационный блок целиком производен от него, и создается как оперативная и доступная форма ознакомления с новыми или наиболее востребованными документами. Аналитические тексты представляют собой комментарии законодательства, а не отражение правовый стороны жизни общества. Каждый абзац аналитического текста подкреплен ссылкой на нормативный акт, и подчас стопроцентно копирует его содержание.
СПС не имеет всего спектра правовой информации — нет критических исследований о принятых решениях, нет предложений о возможных путях изменения законодательства и судебной практики. СПС не позволит себе критику правоприменительной практики. Все это остается в руках традиционных СМИ, в целом, и журналиста, в частности, а именно: замечать, расследовать, интервьюировать и показывать жизнь российской правовой системы.
Примечания
1. Информационный рынок в России / Ю.М.Арский, Р.С.Гиляревский, В.С.Егоров, Г.З.Залаев, Н.Т.Клещев, А.С.Комаров, А.Н.Лаверов, И.И.Родионов, В.А.Цветкова, А.Г.Чесноков. М.: ВИНИТИ, 1996. С. 74.
2. Перечень наименований зарегистрированных СМИ // https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/?id=230676&page= (дата обращения: 16.03.2023).
3. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.12.2020 N° 5- КГ20-96-К2 // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=FIgIqNTa47HTqOuE2&cacheid=
6AA3FC177365DBBBF8C047EC687C5298&mode=splus&rnd=rXmBMQ&base=ARB&n=651380#pd0JqNT2B3lrШnT1 (дата
обращения: 23.02.2023). Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.11.2020 № Ф10-3068/2020 по делу № А83-14991/2018 // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=DXhHgWTkWx2NelY9&cacheid=9174DB3 828EC964347 E36728B65D4DB3&mode=splus&rnd=NhTvA&base=ACN&n=128376#NEiHgWTlae8VTdiO (дата обращения: 23.02.2023).
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (п. 6)» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101401/ (дата обращения: 16.03.2023).
1. Амосова О.С. Справочные правовые системы как объект гражданских прав: понятие и этапы развития // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 6. С. 208-212.
2. Гришаев С.П., Амосова О.С. Справочные правовые системы как объект гражданских прав // Хозяйство и право. 2013. № 6. С. 1321.
3. Юрлов И. Базам данных нужна защита [Электр. ресурс] // Эж-Юрист. 2011. № 43. URL: https://center-bereg.ru/b4623.html (дата обращения: 16.03.2023).
4. Дорохова Н.А. Договоры об информационно-правовом обслуживании // Информационное право. 2011. № 2. С. 16-20.
5. Ситдикова Л.Б. Теория и практика применения законодательства в вопросе заключения и расторжения договора возмездного оказания информационных услуг // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 2. С. 23-27.
6. Липень С.В. Законы о нормативных правовых актах стран СНГ — индикаторы процессов информатизации и цифровизации системы законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 8. С. 22-33.
7. Егоров Г.Г. Эффективность справочных правовых компьютерных систем как фактор улучшения качества систематизации российского законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 4. С. 75-80.
8. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М., 2020. 351 с.
9. Тищенко В.Н. Деловая журналистика: типология и видовые признаки // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2014. № 12. С. 137-145.
10. Панкеев И.А. Правовое регулирование СМИ. М., 2019. 372 с.
11. Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 159-166.
12. Пак Е.М. Сетевые издания: истоки формирования и особенности функционирования // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 79-82.
13. Терченко Э.Б. Читательские предпочтения аудитории делового издания (на примере сайта газеты «Ведомости») // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2020. № 1. С. 42-58.
References
1. Amosova O.S. Spravochnyye pravovyye sistemy kak obyekt grazhdanskikh prav: ponyatiye i etapy razvitiya [Reference legal systems as an object of civil rights: concept and stages of development]. Fundamentalnyye i prikladnyye issledovaniya: problemy i rezultaty, 2013, no. 6. pp. 208-212.
2. Grishayev S.P., Amosova O.S. Spravochnyye pravovyye sistemy kak obyekt grazhdanskikh prav [Reference legal systems as an object of civil rights]. Khozyaystvo i pravo, 2013, no. 6, pp. 13-21.
3. Jurlov I. Bazam dannikh nuzhna zashita [Databases need protection]. EJ-Lawyer, 2011, no. 43. Available at: https://center-bereg.ru/b4623.html (accessed: 16.03.2023).
4. Dorokhova N.A. Dogovory ob informatsionno-pravovom obsluzhivanii [Agreements on information and legal services]. Informatsionnoye pravo, 2011, no. 2, pp. 16-20.
5. Sitdikova L.B. Teoriya i praktika primeneniya zakonodatelstva v voprose zaklyucheniya i rastorzheniya dogovora vozmezdnogo okazaniya informatsionnykh uslug [Theory and practice of the application of legislation in the matter of concluding and terminating a contract for the provision of information services for compensation]. Arbitrazhnyy i grazhdanskiy protsess, 2008, no. 2, pp. 23-27.
6. Lipen S.V. Zakony o normativnykh pravovykh aktakh stran SNG - indikatory protsessov informatizatsii i tsifrovizatsii sistemy zakonodatelstva [Laws on normative legal acts of the CIS countries — indicators of the processes of informatization and digitalization of the legislative system]. Aktualnyye problemy rossiyskogo prava, 2019, no. 8, pp. 22-33.
7. Yegorov G.G. Effektivnost spravochnykh pravovykh kompyuternykh sistem kak faktor uluchsheniya kachestva sistematizatsii rossiyskogo zakonodatelstva [Efficiency of reference legal computer systems as a factor in improving the quality of systematization of Russian legislation]. Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii, 2014, no. 4, pp. 75-80.
8. Tertychnyy A.A. Analiticheskaya zhurnalistika [Analytical journalism]. Moscow, 2020. 351 p.
9. Tishchenko V.N. Delovaya zhurnalistika: tipologiya i vidovyye priznaki [Business journalism: typology and specific features]. Vestnik RGGU. Seriya: Istoriya. Filologiya. Kulturologiya. Vostokovedeniye, 2014, no. 2, pp. 137-145.
10. Pankeyev I.A. Pravovoye regulirovaniye SMI [Legal regulation of the media]. Moscow, 2019. 372 p.
11. Nikitenko A.A. Interaktivnost, multimediynost, gipertekstualnost kak determiniruyushchiye tipologicheskiye priznaki setevykh izdaniy [Interactivity, multimedia, hypertextuality as determining typological features of online publications]. Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika, 2009, no. 1, pp. 159-166.
12. Pak E.M. Setevyye izdaniya: istoki formirovaniya i osobennosti funktsionirovaniya [Online publications: origins of formation and features of functioning]. Zhurnalistkiy yezhegodnik, 2012, no. 1, pp. 79-82.
13. Terchenko E.B. Chitatelskiye predpochteniya auditorii delovogo izdaniya (na primere sayta gazety Vedomosti [Reader preferences of the audience of a business publication (on the example of the website of the Vedomosti newspaper].Vestnik Mosk. un-ta, Ser. 10, Zhurnalistika, 2020, no. 1, pp. 42-58.
Potyarkin D.E. Reference legal system as a mass media (on the example of RLS "Consultant Plus"). The main task of the legal reference system (LRS) is to facilitate the search and analysis of legal documents — regulatory (normative) legal acts, information messages and analytical materials. All texts, contained in the LRS, regardless of legal status, have a common legal specialization. The content of the system, its main core are normative legal acts. With the development of the system, information and analytical materials begin to play an important role in it. Such texts can be compared with publications generally accepted in journalism, especially in online media. All LRS content is intended for an indefinite circle of people — it is not formed for a specific customer. LRS has its own permanent name, daily releases of information materials. Finally, its electronic form of distribution is registered as mass media. The listed formal criteria raise the question of whether LRS can be considered as an unconventional form of mass media.
Keywords: reference legal system, mass media, legal information.
Сведения об авторе. Денис Евгеньевич Потяркин — кандидат юридических наук; АО «Консультант Плюс — Новые Технологии», ведущий юрист-аналитик; ORCID: 0009-0009-7336-073X; denis .potyarkin@yandex. ru.
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 30.04.2023. Принята к публикации 31.05.2023.
Ссылка на эту статью: Потяркин Д.Е. Справочная правовая система как средство массовой информации (на примере СПС «Консультант Плюс») // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2023. № 4(49). С. 274-278. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.4(49).274-278
For citation: Potyarkin D.E. Reference legal system as a mass media (on the example of RLS "Consultant Plus"). Memoirs of NovSU, 2023, no. 4(49), pp. 274-278. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.4(49).274-278