Научная статья на тему 'Справка к рассмотрению на коллегии Минобразования России вопроса «Об опыте работы университетских комплексов и округов Республики Татарстан и Республики Мордовия и задачах реструктуризации региональных систем профессионального образования'

Справка к рассмотрению на коллегии Минобразования России вопроса «Об опыте работы университетских комплексов и округов Республики Татарстан и Республики Мордовия и задачах реструктуризации региональных систем профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Справка к рассмотрению на коллегии Минобразования России вопроса «Об опыте работы университетских комплексов и округов Республики Татарстан и Республики Мордовия и задачах реструктуризации региональных систем профессионального образования»

№ 4, 2000

Справка к рассмотрению на коллегии Минобразования России вопроса «Об опыте работы университетских комплексов и округов Республики Татарстан и Республики Мордовии и задачах реструктуризации региональных

систем профессионального образования»

Целью создания университетских комплексов являются повышение качества общего и профессионального образования различных уровней в соответствии с современными требованиями рынка труда и координация образовательного процесса в профессиональном образовании на уровне регионов.

Создание университетских комплексов предусматривает различные формы интеграции разнопрофильных учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования, учреждений дополнительного профессионального образования, других образовательных учреждений, формирование ассоциаций и консорциумов, включающих в себя не только учебные заведения, но и научно-исследовательские институты, базовые предприятия и организации.

Возможно использование трех моделей организации и функционирования университетских комплексов:

- университетский округ, в котором университет играет роль центра методического обеспечения образовательных учреждений,

- ассоциация образовательных, научных, производственных и других структур, сохраняющих статус юридического лица,

- создание комплекса как единого юридического лица. Первый университетский комплекс по типу университетского образовательного округа был создан при Мордовском государственном университете в январе 1993 года на учредительной конференции педагогов и ученых образовательных и научных учреждений, руководителей органов образования, представителей исполнительной и законодательной власти Республики Мордовия. В настоящее время по образцу Мордовского государственного университета создаются университетские округа примерно в 30 субъектах Российской Федерации. Создание университетских округов способствует формированию в структуре единого образовательного пространства страны целостных региональных систем образования, объединяющих образовательные учреждения независимо от их уровней, направлений и ведомственной подчиненности. Академическая интеграция в рамках университетского образовательного округа обеспечивает высокий уровень преемственности между общеобразовательными учреждениями и учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

В настоящее время в Мордовии университетский комплекс оформился в виде

ассоциации «Региональный учебный округ при Мордовском государственном университете имени Н.П.Огарева (университетский комплекс)» с Уставом, Ученым и Попечительским советами. Согласно Уставу ассоциация «Региональный учебный округ при Мордовском государственном университете имени Н.П.Огарева (университетский комплекс)» - объединение расположенных в Республике Мордовия образовательных учреждений различных типов, уровней и форм собственности, заключивших договор о совместной деятельности в области образования, функционирующее на базе университета как добровольное самоуправляемое объединение.

Организационными принципами ассоциации являются добровольность вступления образовательных учреждений в состав субъектов округа; коллегиальность деятельности органов самоуправления; учет мнения всех субъектов округа при принятии решений;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

рациональная интеграция интеллектуального потенциала и материальной базы субъектов округа для решения приоритетных задач академической деятельности учащихся, преподавателей и сотрудников.

Цель и задачи ассоциации: координация образовательного процесса на уровне региона, всесторонняя академическая интеграция коллективов образовательных учреждений региона, обеспечение преемственности и непрерывности системы образования; участие в прогнозировании и разработке стратегии развития региональной системы образования на основе положений Национальной доктрины образования Российской Федерации; повышение качества общего и профессионального образования всех уровней в соответствии с современными требованиями; разработка и внедрение передовых идей в области образования; организация сотрудничества ученых вузов, научных учреждений, предприятий и организаций с педагогическими коллективами образовательных учреждений в организации учебного процесса, в обновлении содержания и методов общего и профессионального образования; разработка и внедрение национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; научно-методическое обеспечение региональной системы воспитания учащейся молодежи; организация издания учебной и методической литературы.

1ую работу Мор-

профессионал

средними профессиональн Республике Мордовия фун

федерального и регионального подчинения. На сегодняшний день они находятся на разных стадиях интеграции с подразделениями университета.

Так, например, совхоз-колледж «Кемлянский» осуществляет образовательную деятельность по учебным планам, согласованным с институтом механики и энергетики университета. Ковылкинский строительный колледж сотрудничает со строительным факультетом. Саранские колледжи электроники и электромеханики активно сотрудничают с факультетами электронной техники и светотехники. Мордовское республиканское училище культуры наладило тесные связи с факультетом национальной культуры. Согласованные с университетом учебные планы предполагают формирование в колледжах специальных групп «повышенного уровня» с увеличением срока обучения до 5 лет. После окончания колледжа выпускники имеют возможность продолжить обучение в университете по индивидуальным учебным планам. Такая форма подготовки позволяет более эффективно сочетать глубокую теоретическую подготовку, которая фактически является университетской, с практической.

Хорошим примером сотрудничества «по вертикали» может служить работа секции медицинского образования, которая объединяет преподавателей медицинского факультета университета и четырех медицинских училищ республики. Ученые медицинского факультета совместно с преподавателями училищ регулярно проводят республиканские педагогические чтения и семинары, постоянно участвуют в приеме курсовых и государственных экзаменов в медицинских училищах, рецензируют методические материалы и разработки, составленные преподавателями училищ, готовят вместе с ними соответствующие учебные пособия. Ежегодно на коллегиях Минздрава Мордовии обсуждаются вопросы интеграции медицинского образования. При факультете организовано отделение повышения квалификации врачей, на котором проходят обучение преподаватели клинических дисциплин медицинских училищ.

Большие надежды в плане патриотического воспитания в республике возлагаются на формирующееся в рамках округа краеведческое отделение. Объединив усилия специалистов, занимающихся изучением национальной культуры, истории родного края и

его природы, отделение должно стать центром формирования единой республиканской системы краеведческой работы школьников, учащихся и студентов.

Особое место в структуре университетского комплекса занимают многопрофильная академическая гимназия и естественно-технический лицей. Они функционируют непосредственно при университете, и их главная задача - подготовка наиболее способных школьников к обучению в вузе. Опыт показал востребованность этих образовательных учреждений у школьников и их родителей, высокую результативность обучения в них.

Татарстан в отличие от Мордовии является одним из крупнейших вузовских центров Поволжья и имеет развитую структуру профессионального образования. В настоящее время здесь начали действовать университетские комплексы, созданные по трем моделям: университетский округ при Казанском государственном университете, ассоциация при Казанском государственном техническом университете и комплекс Казанского государственного технологического университета, куда другие организации и учреждения вошли в качестве структурных подразделений.

Казанский государственный университет в университетском округе выполняет организующее и учебно-научно-методическое обеспечение образовательных учреждений различных уровней, формирует развитую информационную среду, выполняет функции регионального комплексного образовательного и научного центра, решающего проблемы довузовского, вузовского и послевузовского образования. В университете сосредоточена значительная часть педагогического и научного потенциала республики, благодаря многолетней плодотворной деятельности различных структур сформировалась разноуровневая система образовательных услуг.

Помимо высококвалифицированного научно-педагогического состава здесь сосредоточены большие информационные и технические ресурсы. Открыт центр Интернет. На базе сети университета функционирует общедоступная компьютерная сеть г. Казани, которая объединяет около 200 некоммерческих организаций и к которой подключены все ведущие научные и образовательные организации города. Его научная библиотека имеет богатейшие фонды, занимая третье место после библиотек Московского и Санкт-Петербургского университетов. В настоящее время она является методическим центром для библиотек профессиональных образовательных учреждений Поволжья и При-уралья. На ее базе постоянно проводятся научно-практические конференции и семинары.

При университете созданы и действуют: региональный центр международного сотрудничества вузов, учеб но-научные центры подготовки высококвалифицированных специалистов по химии, физике, математике, механике и информатике, физико-химической

биологии, биомедицинской оптике.

Вторая модель университетского комплекса представлена созданным на ассоциативной основе Открытым техническим университетом Татарстана. В него вошли Казанский государственный технический университет, Камский политехнический институт, Государственный институт промышленности Республики Татарстан, Казанское проектно-конструкторское бюро, Государственный институт прикладной оптики, Федеральный научно-производственный центр «Радиоэлектроника», Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан и 6 техникумов и колледжей. Кроме того, попечителями комплекса являются более 50 предприятий и организаций Татарстана.

Создание подобного университетского комплекса позволило эффективно решать следующие задачи: развивать непрерывное многоуровневое профессиональное образование по схемам техник-инженер и рабочий-техник-инженер; готовить научно-педагогические кадры; совместно разрабатывать методическое обеспечение производственных практик и отдельных дисциплин; улучшить материально-техническое обеспечение учебного процесса путем создания на предприятиях комплекса кафедр и лабораторий образовательных учреждений; повышать квалификацию и вести переподготовку препо-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

давателей и специалистов региона; снимать проблемы при трудоустройстве выпускни-

ков; развивать научно-исследовательскую деятельность.

Для усиления практической подготовки инженеров Ученый совет Казанского государственного технического университета при поддержке предприятий комплекса и его попечителей принял решение о внедрении новой технологии организации учебного процесса на завершающем этапе. За год до получения диплома студент направляется на предприятие и один семестр учится во вторую смену, совмещая учебу с работой на предприятии. В дальнейшем совмещенные производственная и преддипломная практики и дипломное проектирование ведутся по тематике предприятия. Это повышает уровень практической подготовки инженера, дает ему возможность проявить себя и решить проблему трудоустройства. При этом научный руководитель и преподаватель вуза вместе со студентом решают конкретные производственные проблемы данного предприятия.

Создание Открытого технического университета позволило повысить эффективность научно-исследовательских разработок и ускорить их внедрение в производство. К числу наиболее важных можно отнести следующие: работы по совершенствованию агрегатов двигателей внутреннего сгорания для АО «КАМАЗ», разработка и изготовление теплогенераторов и горелочных устройств различного производственного назначения, разработка вертолетов малой грузоподъемности, проходящих сегодня сертификационные испытания, разработка и внедрение современных систем автоматизации проектирования и производства, комплекс работ по программам энергосбережения. В совместном технопарке «Казань» созданы и действуют 8 малых фирм наукоемкого бизнеса, которые выпускают продукцию, имеющую спрос в нашей стране и за рубежом.

Университетский комплекс на базе Казанского государственного технологического университета создан как единое юридическое лицо, куда образовательные, научные и производственные учреждения и организации вошли в качестве структурных подразделений. Формирование комплекса проходило в несколько этапов. Организующим началом в структурной интеграции вуза с промышленностью явилось создание Совета попечителей, в состав которого вошли руководители крупнейших предприятий и научных организаций Республики Татарстан и России. Указанный совет способствовал разработке стратегии развития технологического университета, определению структуры и содержания образования, оказал значительную помощь в развитии материально-технической базы. Одновременно в технологическом университете активно развивалось дополнитель-

ификации

ное профессио

вого регионального центра переподготовки и повь работников и специалистов Республики Татарстан.

С целью создания благоприятных условий для реального воздействия вуза на промышленность и экономику региона, сохранения ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала в области фундаментальных и прикладных исследований постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 722 в состав Казанского государственного технологического университета были введены проектный институт «Союзхимпромпроект» и Научно-исследовательский институт специальных каучуков. В состав учредителей технологического университета наряду с Правительством Российской Федерации вошел Кабинет Министров Республики Татарстан. В январе 1998 года приказом Минобразования России в состав технологического университета был включен Казанский химико-технологический техникум.

В итоге в настоящее время на базе Казанского государственного технологического университета сформирован университетский учебно-научно-производственный комплекс,

(учреждения

1 подготовки, колледжи, институты, структуры профессионального образования), а также научн

юполни-

тный институты, в технологическом университете реализована многоуровневая система подготовки специалистов, налажено взаимодействие научно-производственной и образовательной деятельности, созданы условия для научного и кадрового сопровождения научно-технических программ региона.

Дальнейшее совершенствование структуры и деятельности комплекса предполагается на основе следующих основных принципов: опора на существующую нормативноправовую базу: организационное единство учебного и научного процессов на инновационной основе, исключающее возникновение межорганизационных противоречий между участниками инновационной деятельности; непрерывность и сквозной характер кадрового сопровождения инновационных процессов на разных уровнях профессионального обра* зования; вовлечение промышленности в качестве соучастника решения вопросов стратегии и практики функционирования вуза; опережающая подготовка кадров для обеспечения приоритетных направлений развития отечественного образования, науки, передовых производственных технологий.

В»целом данный университетский комплекс будет состоять из двух основных структурных подразделений: учебного и научно-инновационного.

, Своеобразие социально-экономического развития регионов, накопленный опыт интеграционных процессов на различных уровнях, степень проработанности проблемы и ее организационно-нормативное обеспечение обусловливают необходимость продолжения деятельности по отработке механизмов создания и функционирования университетских комплексов, более активного привлечения к участию в них учреждений начального и среднего профессионального образования, систематического обсуждения в ведомственной периодической печати проблем становления и развития комплексов. Уже сегодня на

примере работы университетских комплексов Республики Татарстан и Республики Мор-

: *

довия можно сделать вывод о том, что их существование позволяет повысить тивность использования материальных и кадровых ресурсов, обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда, реализовать крупные программы и проекты технологического, экономического и социального характера, имеющие региональный и межрегиональный масштабы, создавать региональные информационные сети, активнее выполнять образовательным учреждениям функции сохранения и развития культуры, национального языка в условиях федеративного многонационального государства.

Начальник Управления высшего профессионального образования

Ю.А. Новиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.