О ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
В. В. Кононов, зам. Председателя Правительства
Республики Мордовия, профессор
Совершенствование образования в на- дений и профессиональных училищ. Так.
стоящее время составляет одно из страте- например, были вложены средства в капи-
гических направлений в деятельности орга- тальное строительство здания НИИ реги-
нов власти Российской Федерации. Подтвер- онологии, общежития и спорткомплекса
ждением этому является тот факт, что в про- МГУ им. Н.П. Огарева, учебно-лаборатор-
екте федерального бюджета на 2002 г. на об- ного корпуса МГПИ им М.Е. Евсевьева,
разование заложено средств больше, чем на 60-квартирного дома для профессорско-
оборону. Повышенное внимание к работе преподавательского состава вузов. Поддер-
школьных и профессиональных учреждений жка ССУЗов и профучилищ выразилась в
оказании им помощи в ремонте зданий и учебных аудиторий, инженерных коммуни-но развитых членов общества, на которых ло- каций, приобретении техники и учебного
жится ответственность за развитие России, оборудования, выделении земельных уго-
В последние годы у нас в республике дий учебным заведениям сельскохозяй-
►
усилия по формированию стабильной эко- ственного профиля для организации учеб-
номической ситуации привели к определен- ного процесса. Средства направлялись так-
ным положительным результатам. Сейчас же на издание учебной и научной литера-
мы имеем постоянный рост объемов про- туры, социальную поддержку студентов.
образования вызвано насущной потребностью в подготовке образованных, гармонич-
мышленного производства, несколько увеличились инвестиции в основной капитал, улучшилась ситуация в агропромышленном комплексе и на потребительском рынке. В то же время все более укрепляется понимание того, что успехи в реализации задач,
эффективно
аспирантов, докторантов.
Сознавая, что структура стадий образовательного процесса не является дискретным рядом, Правительство старается в условиях республики поддержать все его структурные составляющие - от детского сада до высшей школы. Так. в этом году
сти хозяйственной деятельности, находят- построено и сдано в эксплуатацию 7 школ
ся в прямой зависимости от уровня профес- разных уровней, гимназия № 12 как обра-
сиональной подготовки кадров, их способ- зец образовательного учреждения нового
ности адекватно оценивать ситуацию, при- типа. В текущем году все сельские школы
нимать грамотные решения, правильно Мордовии оснащены компьютерами. Рес-
рганизовывать их исполнение и в итоге
[обиваться успеха.
Правительство Рес публ и к и Мордовия
публика и ее учебные учреждения вошли в сеть Интернет. Планируется строительство капитального корпуса республиканской
большое значение рабо- библиотеки с книжным фондом 4 млн то-
те профессиональной школы всех уровней, оказывало ей посильную помощь. За последние три года из республиканского бюджета было выделено около 27 млн р\б. на
у крепление материально-технической
мов, физкультурно-оздоровительных комплексов, учреждений культуры.
В процессе формирования специалиста немаловажное значение должно быть отведено воспитательной составляющей.
вузов, средних специальных учебных заве- «Дети - наш главный природный ресурс».
© В.В. Конаюж 2001
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
говорил Герберт Гувер, 31-й Президент своей целью создание единой образова-
США. А великий Виктор Гюго сказал: «Тот, тельной среды, в которой подрастающее
кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы». Сомневаться в актуальности этих выводов сегодня вряд ли приходится.
В настоящее время в Республике Мордовия имеется 8 высших учебных заведений и их филиалов, где на всех отделе-
поколение сможет не только получать профессиональные навыки, но и становиться полноправным членом общества. Ведущая роль в формировании такой среды принадлежит университету.
Университет - это мобильная структу-
ниях получают образование около 35 тыс. ра, которая при известном и полезном кон-
студентов по 88 специальностям; в 21 техникуме и колледже обучается около 13 тыс. будущих профессионалов среднего звена по 57 специальностям; 37 профессиональных училищ и лицеев готовят кадры массовых профессий. Уже второй год практикуется
серватизме, как правило, является законодателем в области новых решений. МГУ им. Н.П. Огарева в этом отношении не является исключением. Его можно назвать флагманом развития образования не только в Республике Мордовия, но и в России, целевой заказ вузам на подготовку специа- Ведь именно на его основе в 1993 г. был
листов с возмещением затрат и др. Все это создан Региональный учебный округ,
говорит о том, что профессиональная шко- объединивший более 70 образовательных
ла, благодаря имеющемуся потенциалу и учреждений республики, в том числе выс-
поддержке Правительства, располагает шие учебные заведения, учреждения сред-
всеми возможностями для того, чтобы на- него общего и профессионального образо-
чать работу по обеспечению экономики вания, ряд научных учреждений, хозяй-
республики необходимыми профессионапь- ственных и коммерческих организаций.
ными кадрами.
Учителя школ, преподаватели училищ, техникумов и вузов в достаточно трудных условиях решают сегодня стоящие перед ними задачи. Интеграция общеобразовательной школы, начальных и средних специальных профучилищ, вузов призвана по-
Объединив свои усилия, ученые, преподаватели, учителя, сотрудники этих учреждений и организаций работают над созданием единого образовательного пространства республики. Их работа стала объектом самого пристального внимания со стороны руководства не только республиканского, но
мочь им в решении этих задач, она имеет и федерального уровня.
РЕГИОНАЛЬНЫМ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Н.П. Макаркин, ректор Мордовского государственного
университета им Н.П. Огарева, профессор,
В.И. Ивлев, директор Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева, профессор
В новейшей истории России региональ- центры, о
ный учебный округ был впервые создан ний. Напрі
при Мордовском государственном универ- входила и
ситете им. Н.П. Огарева в 1993 г. Наш уни- Мордовт
верситет обратился к этой идее, используя учебными
атывающие несколько губер-ер, Казанский округ (в который 1сть территории современной включал 6 губерний. Всеми
функционирования университетских учебных округов, сыграв ших большую роль в становлении просве
щения в стране.
Уирйные окт/га в папской России пред
попечитель и группа инспекторов.
Такая система управления была возможной, пока число учебных заведений было невелико. В наше время, когда в пре*
инистративной
учебно-административные работают сотни и даже тысячи
© Н.П. Макаркин. В.И. Ивлев 2001