Научная статья на тему 'Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации об опыте работы университетских комплексов и округов Республики Татарстан и Республики Мордовия и задачах реструктуризации региональных систем профессионального образования'

Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации об опыте работы университетских комплексов и округов Республики Татарстан и Республики Мордовия и задачах реструктуризации региональных систем профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации об опыте работы университетских комплексов и округов Республики Татарстан и Республики Мордовия и задачах реструктуризации региональных систем профессионального образования»

ж

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 19.12.2000 №21/3

Об опыте работы университетских комплексов и округов

Республики Татарстан и Республики Мордовия и задачах реструктуризации региональных систем

профессионального образования

Заслушав и обсудив сообщения ректора Казанского государственного технологического университета С.Г.Дьяконова и первого проректора Мордовского государственного университета Н.Е.Фомина, коллегия отмечает, что при разработке принципов оптимизации структуры сети учебных заведений для обеспечения горизонтальной и вертикальной интеграции учреждений профессионального образования одним из важнейших преобразований должно стать формирование университетских комплексов.

Создание университетских комплексов предусматривает различные формы интеграции разнопрофильных учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования, учреждений дополнительного профессионального образования, других образовательных учреждений, формирование ассоциаций и консорциумов, включающих в себя не только учебные заведения, но и научно-исследовательские институты, базовые предприятия и организации.

В настоящее время в Республике Татарстан начали действовать университетские комплексы, созданные по трем моделям: университетский округ при Казанском государственном университете, ассоциация при Казанском государственном техническом университете и комплекс Казанского государственного технологического университета, созданный как единое юридическое лицо, куда другие организации и учреждения вошли в качестве структурных подразделений.

В Республике Мордовия университетский комплекс оформился в виде ассоциации «Региональный учебный округ при Мордовском государственном университете имени

Н.П.Огарева (университетский комплекс)» с Уставом, Ученым и Попечительским советами. Согласно Уставу университетский комплекс является добровольным самоуправляемым объединением расположенных в Республике Мордовия образовательных учреждений различных типов, уровней и форм собственности, заключивших договор о совместной деятельности в области образования, действующим на базе университета.

Функционирование университетских комплексов позволяет повысить эффективность использования материальных и кадровых ресурсов, обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда, реализовать крупные программы и проекты технологического, экономического и социального характера, имеющие региональный и межрегиональный масштабы, создавать региональные информационные сети, полнее выполнять образовательным учреждениям

функции сохранения и развития культуры, национального языка в условиях федеративного многонационального государства.

Развитие университетских комплексов по разным моделям в Республике Татарстан и накопленный опыт деятельности университетского образовательного округа в Республике Мордовия могут способствовать активному проведению мероприятий по струк-турно-функциональным преобразованиям в сфере образования.

Своеобразие социально-экономического развития регионов, накопленный опыт интеграционных процессов на различных уровнях, степень проработанности проблемы и ее организационно-нормативное обеспечение обусловливают необходимость продолжения деятельности по отработке механизмов создания и функционирования университетских комплексов, более активного привлечения к участию в них учреждений начального и среднего профессионального образования, систематического обсуждения в ведомственных газетах и журналах проблем становления и развития комплексов. В связи с изложенным

КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА

1. Одобрить опыт работы университетских комплексов и округов в Республике Татарстан и Республике Мордовия и рекомендовать его к изучению и распространению в регионах и учебных заведениях профессионального образования.

2. Согласиться с предложением Кабинета Министров Республики Татарстан и Правительства Республики Мордовия о присвоении на период 2001-2003 годов Казанскому государственному университету, Казанскому государственному техническому университету и Казанскому государственному технологическому университету статуса федеральной экспериментальной площадки «Система университетских комплексов Республики Татарстан» и Мордовскому государственному университету статуса федеральной экспериментальной площадки «Региональный учебный округ при Мордовском государственном университете имени Н.П.Огарева».

3. Просить органы государственной власти Республики Татарстан и Республики Мордовия рассмотреть в установленном порядке предложения высших учебных заведений по созданию и развитию университетских комплексов, возможность участия в соучредительстве университетских комплексов, в том числе с многоканальным финансированием.

4. Управлению высшего профессионального образования (Ю.А.Новикову) обобщить опыт создания и функционирования университетских комплексов, разработать примерные положения о комплексах и программу эксперимента на 2001-2003 годы с целью разработки моделей и механизмов их создания и развития. Подготовленные документы до 01.02.2001 представить в соответствующую рабочую группу, созданную приказом Минобразования России от 12.09.2000 № 2632.

5. Поручить реализацию программы эксперимента по разработке основных положений и механизмов функционирования университетских комплексов следующим головным организациям:

по модели университетского округа - Казанскому государственному университету (Ю.Г.Коноплеву) и Мордовскому государственному университету (Н.П. Макаркину);

по модели ассоциации юридических лиц - Казанскому государственному техническому университету (Г.Л.Дегтяреву);

по модели комплекса как единого юридического лица - Казанскому государственному технологическому университету (С.Г.Дьяконову).

6. Управлению развития образования (П.Е.Кондрашову), Управлению развития и планирования научных исследований (М.Н.Стриханову) учесть важность выполняемой программы эксперимента при конкурсном решении вопросов финансирования федеральных экспериментальных площадок.

7. Просить Кабинет Министров Республики Татарстан:

принять участие в разработке программы эксперимента, софинансировании ее из консолидированного бюджета Республики Татарстан, в том числе в пределах смет государственных внебюджетных фондов Республики Татарстан;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

рассмотреть в установленном порядке вопросы предоставления участникам эксперимента налоговых льгот, льготных кредитов и создания механизма привлечения республиканской и муниципальной собственности в форме пакета акций предприятий различных организационно-правовых форм, принадлежащего государству, для обеспечения

деятельности университетских комплексов;

в целях обеспечения кадрового сопровождения эксперимента оказать государствел-

поддержку

Совету

финансовым

Татарстан подготовить соответствующие предложения.

8. Вузам, перечисленным в п. 5 настоящего решения, внести предложения по изменению содержания и формы подготовки и переподготовки кадров, корректировке сроков обучения.

9. Поручить ректорам вузов, участвующих в эксперименте, представить в Минобразование России материалы по созданию федеральных экспериментальных площадок «Система университетских комплексов Республики Татарстан» и «Региональный учеб-

для

тия в конкурсах по программам:

нформацио

политики в области образования»);

федерал

«Создание системы открытого образования Российской Федерации» - часть III «Создание федеральной (национально-межрегиональной) инфраструктуры открытого образования»;

«Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» на 2001-2002 годы (раздел «Развитие инфраструктуры инновационного комплекса»);

«Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала».

10. Ректору Мордовского государственного университета Н.П.Макаркину организовать систематическое обсуждение и обмен опытом по проблемам становления и развития университетских комплексов в журнале «Интеграция образования», издаваемом Региональным учебным округом при Мордовском государственном университете им. Н.П.Огарева.

11. Управлению высшего профессионального образования (Ю.А.Новикову) подготовить к 20.01.2000 приказ по реализации решения коллегии.

Председатель коллегии

В.М.Филиппов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.