Научная статья на тему 'Справедливость в мусульманском праве и общем праве в контексте сравнительного правоведения'

Справедливость в мусульманском праве и общем праве в контексте сравнительного правоведения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
827
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ОБЩЕЕ ПРАВО / ДЕФИНИТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ / МОРАЛЬ / РАВЕНСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / THE MUSLIM LAW / COMMON LAW / DEFINITION MEASUREMENT / JUSTICE / EQUITY / ETHICS / EQUALITY / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахметова Альбина Талгатовна

Публикация посвящена проблеме соотношения мусульманского и английского права в дефинитивном измерении. Поскольку указанные правовые системы носят комплексный характер, несмотря на несомненный факт автономного и самобытного формирования, обе правовые системы имеют довольно много схожих черт и проявлений. Наибольший интерес представляет выявление значимой доли подобия справедливости в общем праве и в мусульманском праве. Принцип справедливости в общем и мусульманском праве, как и в иных правовых системах современности, рассматривается, во-первых, в этическом контексте, которые мы связываем с нормами морали и нравственности, во-вторых, как правовая категория, то есть принцип права, закрепленный в законодательстве, в-третьих, в содержательном срезе, когда справедливость анализируется с позиции, что допустимо в поведении, а что нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EQUITY IN ISLAMIC IAW AND COMMON IAW IN THE CONTEXT OF COMPARATIVE LAW

Article is devoted to a problem of a ratio of Muslim and English law in definition measurement. As the specified legal systems have complex character, and despite of a certainty of independent and original formation, both legal systems have very many similar features and displays. Of greatest interest is the identification of a significant proportion of the similarity of justice in the common law and Islamic law. The principle of justice in general and Islamic law, as well as in other legal systems of modernity, considered, first, in an ethical context, which we associate with the norms of morality and ethics, and secondly, as a legal category, that is, the principle of the rights enshrined in law, thirdly, in a meaningful context where justice is analyzed from the perspective of what is acceptable behavior and what is not.

Текст научной работы на тему «Справедливость в мусульманском праве и общем праве в контексте сравнительного правоведения»

УДК: 340.5 ББК: 67

Ахметова А.Т.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ И ОБЩЕМ ПРАВЕ В КОНТЕКСТЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ

Ahmetova A.T.

EQUITY IN ISLAMIC IAW AND COMMON IAW IN THE CONTEXT OF COMPARATIVE LAW

Ключевые слова: мусульманское право, общее право, дефинитивное измерение, справедливость, право справедливости, мораль, равенство, права человека.

Keywords: the Muslim law, common law, definition measurement, Justice, equity, ethics, equality, human rights.

Аннотация: публикация посвящена проблеме соотношения мусульманского и английского права в дефинитивном измерении. Поскольку указанные правовые системы носят комплексный характер, несмотря на несомненный факт автономного и самобытного формирования, обе правовые системы имеют довольно много схожих черт и проявлений. Наибольший интерес представляет выявление значимой доли подобия справедливости в общем праве и в мусульманском праве. Принцип справедливости в общем и мусульманском праве, как и в иных правовых системах современности, рассматривается, во-первых, в этическом контексте, которые мы связываем с нормами морали и нравственности, во-вторых, как правовая категория, то есть принцип права, закрепленный в законодательстве, в-третьих, в содержательном срезе, когда справедливость анализируется с позиции, что допустимо в поведении, а что нет.

Abstract: article is devoted to a problem of a ratio of Muslim and English law in definition measurement. As the specified legal systems have complex character, and despite of a certainty of independent and original formation, both legal systems have very many similar features and displays. Of greatest interest is the identification of a significant proportion of the similarity of justice in the common law and Islamic law. The principle of justice in general and Islamic law, as well as in other legal systems of modernity, considered, first, in an ethical context, which we associate with the norms of morality and ethics, and secondly, as a legal category, that is, the principle of the rights enshrined in law, thirdly, in a meaningful context where justice is analyzed from the perspective of what is acceptable behavior and what is not.

Справедливость представляет собой крайне сложное явление, установившее многообразные связи с различными проявлениями общественной жизни.

По утверждению Ф.М. Раянова, справедливость - это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Именно утверждение справедливости порождает у людей удовлетворение, а обратное -вызывает обиду, злобу, ненависть. Несправедливость толкает людей на борьбу за восстановление ее1.

Как верно отмечает В.А. Иванов,

справедливость - это сложное многоуровневое явление, характеризующее всю систему общественных отношений2.

Крайне пристальное внимание при исследовании категории «справедливость» уделяется, прежде всего, ее содержательному наполнению. В.И. Хайруллин аргументирует концепт, согласно которому справедливость - это одна из гуманных и передовых идей в истории человечества3. Скандинавская

1 Раянов, Ф.М. Теория правового государства: монография. - М.: Юрлитинформ, 2014. С.222.

2 Иванов, В.А., Гроздилов С.В. Справедливость как объект познания // Вестник АПК Верхневолжья. 2009. №4. С. 61.

3 Хайруллин, В.И. Теория справедливости: скандинавская правовая традиция // Вестник Башкирского

правовая традиция выдвигает следующим тезис: каждый человек пользуется своим собственным понятием справедливости, а правовая система - это способ объединения этих индивидуальных «справедливостей»1. Несомненно, в общефилософском плане в этом есть определенный смысл. Как известно, судья при вынесении приговора должен исходить не только из положений закона, но и соображений справедливости, внутренне им определяемой субъективными критериями.

В английском употреблении мы видим отождествление справедливости и справедливого равенства, что имеет под собой некоторые основания.

Справедливость в мусульманском праве - категория востребованная, поскольку сама правовая система зиждется на нормах религии, а религия, в свою очередь, в качестве основных постулатов провозглашает справедливость. Поскольку мусульманское право само по себе в качестве фундамента имеет религиозные нормы и постулаты, содержащиеся в кораническом законодательстве, то провозглашая принцип справедливости в мусульманском праве, нельзя игнорировать его исламскую составляющую.

Принцип справедливости всегда был более субъективным, нежели объективной реальностью. Субъективизм в шариате привел к тому, что справедливость у мусульман ассоциировалась исключительно в качестве наиважнейшего столпа ислама и, значит, трактуется сообразно с установками, прописанными в Коране, Сунне и иных источниках мусульманского права.

Принцип справедливости в общем и мусульманском праве, как и в иных правовых системах современности, рассматривается, во-первых, в этическом контексте, которые мы связываем с нормами морали и нравственности, во-вторых, как правовая категория, то есть принцип права, закрепленный в законодательстве, в-третьих, в

университета. 2012. Т.17. №2. С. 1133-1135.

1 Хайруллин, В.И. Теория справедливости:

скандинавская правовая традиция // Вестник Башкирского университета. 2012. Т.17. №2. С. 1135.

содержательном срезе, когда

справедливость анализируется с позиции, что допустимо в поведении, а что нет.

Несмотря на то, что в мусульманском праве принципу справедливости придается свойство божественности, особой духовной наполняемости, объективно мы можем признать лишь существование

определенных человеческих правил поведения, сообразующихся с общими понятиями о справедливости и закрепленными в соответствующих источниках, будь то религиозные нормы шариата или же законодательство соответствующих исламских государств.

В концептуальном плане

справедливость анализируется в этическом, правовом и содержательном срезах.

Этический подход трактует справедливость в большей степени как дефиницию, характеризующую состояние нравственного сознания и определяющую систему нравственных ориентиров. По мнению ряда авторов, с этической точки зрения справедливость выступает в качестве оценки взаимоотношений социальных субъектов, основанной изначально не столько на рассудке, на рациональном осмыслении, сколько на чувстве, на эмоциональном отношении к

противостоящему субъекту и его действиям2.

С этической точки зрения справедливость, в первую очередь, оценивается с позиции норм морали и нравственности.

Нормы морали олицетворяют вычленяемые и наиболее востребованные чаяния общества, определяемые его потребностями. Зачастую нормы права являют нам моральные правила и принципы, облеченные в форму закона. Хотя любой юрист твердо знает разницу между этими явлениями. Закон содержит общеобязательные элементы правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Если член общества отказывается выполнять установленные законом строго обязательные требования, то в качестве

Иванов, В.А., Гроздилов С.В. Справедливость как объект познания // Вестник АПК Верхневолжья. 2009. №4(8). С. 62-63.

санкции его ожидает определенное наказание, характеризуемое своей неотвратимостью. Потребности общества и привели к приданию нормам морали формы закона, поскольку не каждый гражданин стремился им следовать, понимая, что максимальное наказание, его ожидающее -это общественное порицание, которого некоторые отнюдь не страшились. А значит, нормы морали имели воздействие на добродетельных, восприимчивых к общественному мнению людей, которыми, как мы понимаем, являлись не все члены общества. Именно этот фактор привел к необходимости закрепления на

государственном уровне правил поведения.

Следующий правовой подход в осмыслении феномена справедливости привлекает внимание большого количества исследователей, среди которых

присутствуют не только правоведы. Размышляя о соотношении справедливости и права, О.В. Танимов указывает на фиктивный характер справедливости1. С тем же успехом, можно было бы говорить о фиктивности морали, нравственности и самой религии.

В.С. Нерсесянц придает

справедливости правовое значение, причем в основе этого явления он видит либо законы разума и природу вещей, или божественный порядок2. Поскольку справедливость - это также и философская категория, полагаем, возможно признать подобную позицию, хотя она и является довольно расплывчатой, предоставляя альтернативу субъекту самому определить основополагающий базис справедливости.

В практическом аспекте

содержательная наполняемость категории «справедливость» сводится к утверждению определенных правил поведения, установления прав и обязанности мусульманина.

Шариат с позиции справедливости называет императивы, позволяющие и запрещающие определенное поведение

1 Танимов, О.В. Фикции в мусульманском праве // Вопросы российского и международного права. 2012. №56. С. 100.

2 Юнусов, С.А. Исторические и социально-правовые аспекты понимания принципа справедливости // Человек: преступление и наказание. 2011. №3 (74). С. 24.

мусульманину. Так, Коран выделяет объекты, которыми мусульманину недопустимо пользоваться и владеть. К ним мы относим свинину, алкоголь, запретные книги, оборудование для азартных игр.

Справедливость в общем праве имеет особое значение, поскольку общее право традиционно представляется как прецедентное право, когда источником права становится решение определённого суда по конкретному делу, принятое в соответствии с правилами судейского усмотрения. Подобное судейское усмотрение базируется не только на правилах аналогии права, но и в большей степени на принципах справедливости. Поэтому принцип справедливости вполне имеет материальную оболочку, как выраженный в конкретном судебном решении.

Именно в стране общего права (Англии) появился особый институт - Суд справедливости, который стал отправной точкой к появлению права справедливости. Длительное соперничество общего права и права справедливости, в свою очередь, привело к появлению совершенно особых форм справедливой правовой защиты, к которым относятся судебный запрет (injunction), судебный приказ (specific performance), признание сделки

недействительной (rescission), доктрина «чистые руки», доктрина

недобросовестности, эстоппель и др. Именно в Англии как в стране общего права была выработана доктрина верховенства права, получившая на сегодня общемировое распространение и совершенно особое значение как необходимый элемент существования правового государства, к которому все стремятся.

Однако, мы также обращаем внимание на то, что присутствие справедливости в странах общего права не исчерпывается лишь институциональным правом справедливости. Справедливость выражена и в этических нормах, и в правилах поведения, закрепленных законами страны, которые в случае их нарушения будут рассматриваться в суде с целью установления наказания и восстановления социальной и правовой справедливости.

Справедливость раскрывается через такие понятия как равенство, права человека, нормы морали, нравственности.

Еще в 1657 г. британский парламент утвердил «Акт против бродяг и праздношатающихся, ленивых и беспутных людей», имевший цель насадить правильный образ жизни, основанный на столпах нравственности. Нравственность в отдельные периоды истории Англии ставилась выше ценности жизни, например, когда за кровосмешение и супружескую неверность было установлено наказание в виде смертной казни. В этом смысле мы прослеживаем аналогию с укладом мусульманских стран.

Сегодня справедливость выражена целым рядом устоявшихся доктрин, первое место среди которых отдано доктрине верховенства права (Rule of Law), основоположником которой стал А. Дайси.

Справедливость, включает в себя и провозглашаемое равенство всех субъектов права, вне зависимости от пола, расы, национальности, религиозной

принадлежности и других критериев.

Справедливость тесно связана и с реализацией прав человека. В странах общего права провозглашаются основные права и свободы человека. Как верно отмечает А.Л. Вязов, «существенным показателем полноценности законов с позиций принципа справедливости во многом является их строгая согласованность с общепризнанными стандартами прав и свобод человека, с принципом приоритета и задачей надежной охраны названных ценностей.

Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения каждым гражданином своих юридических обязанностей. В случаях уклонения от их исполнения или посягательства на указанные человеческие ценности других лиц справедливо применение к виновным установленных законом мер воздействия»1.

В Великобритании целый ряд законов конкретизирует права граждан в самых

1 Вязов, А.Л. Принцип справедливости в современном российском праве и правоприменении:Теоретико-правовое исследование: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Академия управления МВД России. - М., 2001. - С. 8.

разных областях общественной жизни. Среди указанных законов особо следует остановиться на Законе о здравоохранении 1980 г., Законе о социальном обеспечении 1985 г., Законе о несчастных случаях на производстве и профессиональных болезнях 1975 г., Законе о хронических больных и инвалидах 1970 г., которые нацелены на решение задач социального государства, предоставляя своим гражданам гарантии в непростых жизненных ситуациях. Положительное влияние оказывает Закон о реформе семейного права 1969 г., который уравнял в правах незаконнорожденных детей с законными, установил обязанность отцов незаконорожденных детей

выплачивать алименты на их содержание. Закон о разводе и раздельном проживании супругов 1971 г., Закон об имущественных отношениях супругов 1973 г. предусматривают порядок реализации семейных прав и обязанностей, что позволяет поддерживать на должном уровне семейные ценности и традиции в Великобритании. В то же время женщины, состоящие в браке, получили больше прав и свобод по сравнению с ранее действующим законодательством.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо констатировать, что любая правовая система, будь то мусульманская или общего права, нацелена на достижение всеобщей справедливости, причем осуществление этой цели реализуется посредством регулятивных и

охранительных методов, способствующих предоставлению равных возможностей, устранению сословных различий и появлению чувства удовлетворения от построения взаимоотношений в обществе и государстве. Конечно, это

идеализированная категория, однако лишь в стремлении ее достичь возможно построить правовое государство.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Раянов, Ф.М. Теория правового государства: монография. - М.: Юрлитинформ, 2014. - С. 222.

2. Иванов, В.А., Гроздилов, С.В. Справедливость как объект познания // Вестник АПК Верхневолжья. - 2009. - №4. - С. 61.

3. Хайруллин, В.И. Теория справедливости: скандинавская правовая традиция // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т.17. - №2. - С. 1133-1135.

5. Иванов, В.А., Гроздилов, С.В. Справедливость как объект познания // Вестник АПК Верхневолжья. - 2009. - №4(8). - С. 62-63.

6. Танимов, О.В. Фикции в мусульманском праве // Вопросы российского и международного права. - 2012. - №5-6. - С. 100.

7. Юнусов, С.А. Исторические и социально-правовые аспекты понимания принципа справедливости // Человек: преступление и наказание. - 2011. - №3 (74). - С. 24.

8. Вязов, А.Л. Принцип справедливости в современном российском праве и правоприменении: Теоретико-правовое исследование: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Академия управления МВД России. - М., 2001. - С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.