Научная статья на тему 'Справедливая цена в системе формирования экономической безопасности: исторический аспект'

Справедливая цена в системе формирования экономической безопасности: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНЫ / СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА / РЕГУЛИРУЕМАЯ ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / PRICES / FAIR PRICE / REGULATED PRICE / PRICING / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC EXERCISES / CONSUMER PRICE INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караваева Ирина Владимировна, Лев Михаил Юрьевич

В статье анализируются причины возникновения понятия «справедливой цены» в историческом аспекте в экономических учениях различных школ и религий. История экономических учений свидетельствует, что проблема безопасности в древности, с дохристианских времен, например в античной философии, рассматривалась как проблема взаимосвязи безопасности с хозяйственными и политическими отношениями, и предпринималась попытка раскрыть ее роль в общественной жизни. Авторы на основании экономических дохристианских учений, раннехристианских, мусульманских источников раскрывают понятие «справедливой цены» и представляют новое прочтение истории экономических учений, которое может помочь преодолеть трудности, возникшие с началом либерализации цен и которые продолжаются на пути к современному состоянию развития экономики, инфляция, падение доходов населения, сокращение роста ВВП, нереальный банковский процент. Предлагается на первоначальной стадии развития современного российского общества законодательно устанавливать розничные цены на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Например, на упаковке табачных изделий, тем более что в отличие от табака, цены продолжают оставаться свободными, нерегулируемыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fair price in the system of economic security formation: historical aspect

The article analyzes the causes of the concept of fair price in the historical aspect in the economic teachings of different schools and religions. The history of economic studies shows that the problem of security in ancient times, since pre-Christian times, for example, in ancient philosophy was considered as a problem of the relationship between security and economic and political relations, and an attempt was made to reveal its role in public life. The authors on the basis of economic pre-Christian teachings, early Christian, Muslim sources reveal the concept of" fair price", and present a new reading of the history of economic doctrines, which can help overcome the difficulties that have arisen since the beginning of price liberalization and continue on the way to the current state of economic development, in overcoming permanent barriers, such as inflation, falling incomes, reducing GDP growth, unrealistic Bank interest. It is proposed to determine the socially important food Essentials, at the initial stage of development of the modern Russian society to legislate retail prices, such as on the packaging of tobacco products, especially since, unlike tobacco, prices continue to be free, unregulated.

Текст научной работы на тему «Справедливая цена в системе формирования экономической безопасности: исторический аспект»

вопросы инновационной экономики

Том 9 • Номер 1 • Январь-март 2019

ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

справедливая цена в системе формирования экономической безопасности: исторический аспект

Караваева И.В. 1, Лев М.Ю. 12

1 Институт экономики РАН, Москва, Россия

2 Московский финансово-юридический университет МФЮА, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье анализируются причины возникновения понятия «справедливой цены» в историческом аспекте в экономических учениях различных школ и религий. История экономических учений свидетельствует, что проблема безопасности в древности, с дохристианских времен, например в античной философии, рассматривалась как проблема взаимосвязи безопасности с хозяйственными и политическими отношениями, и предпринималась попытка раскрыть ее роль в общественной жизни. Авторы на основании экономических дохристианских учений, раннехристианских, мусульманских источников раскрывают понятие «справедливой цены» и представляют новое прочтение истории экономических учений, которое может помочь преодолеть трудности, возникшие с началом либерализации цен и которые продолжаются на пути к современному состоянию развития экономики, - инфляция, падение доходов населения, сокращение роста ВВП, нереальный банковский процент. Предлагается на первоначальной стадии развития современного российского общества законодательно устанавливать розничные цены на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Например, на упаковке табачных изделий, тем более что в отличие от табака, цены продолжают оставаться свободными, нерегулируемыми.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цены, справедливая цена, регулируемая цена, ценообразование, экономическая безопасность, экономические учения, индекс потребительских цен.

Fair price in the system of economic security formation: historical aspect

Karavaeva I.V. 1, LevM.Yu. 12

1 Institute of Economics. Russian Academy of Sciences (RAS), Russia

2 Moscow Finance and Law University, Russia

введение

В последнее время как в открытых источниках, так и на баннерах перед отдельными предприятиями торговли, бытового обслуживания, привлекая внимание покупателей красочным оформлением, создавая позитивный имидж пишут: «детские цены», «низкие цены», «самые низкие цены, справедливые цены».

С детскими, низкими и подростковыми ценами все понятно, а вот что такое справедливые цены»? Это тоже низкие или высокие цены, но обоснованные, или высокие, но с небольшой прибылью?

Основная часть

Археологические находки экономических трудов древности на тему понятия «справедливой цены» подвигли к заключению, что одним из первых авторов, употребившим такое словосочетание, является Фома Аквинский1, который в начале средних веков заложил основные принципы религиозно-этического направления экономических проблем, остававшиеся долгое время незыблемыми.

На ранней стадии Средневековья экономическое учение канонистов (церковных законников) категорически осуждало торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда и рассматривая это, как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления справедливых цен.

Погружение в историю экономических учений различных направлений экономических школ, возможно, приоткроет завесу истории ценообразования, когда пути развития экономики запечатлелись в экономических трудах философско-религиозных отношений, в основе которых лежала главная книга Священного Писания, от центра

1 Доминиканский монах Фома Аквинский (1225-1274), причислен католической церковью к лику святых и являлся продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма (законодательства) Августина Блаженного (Святого Августина, 353-430).

ABSTRACT:_

The article analyzes the causes of the concept of fair price in the historical aspect in the economic teachings of different schools and religions. The history of economic studies shows that the problem of security in ancient times, since pre-Christian times, for example, in ancient philosophy was considered as a problem of the relationship between security and economic and political relations, and an attempt was made to reveal its role in public life. The authors on the basis of economic pre-Christian teachings, early Christian, Muslim sources reveal the concept of" fair price", and present a new reading of the history of economic doctrines, which can help overcome the difficulties that have arisen since the beginning of price liberalization and continue on the way to the current state of economic development, in overcoming permanent barriers, such as inflation, falling incomes, reducing GDP growth, unrealistic Bank interest. It is proposed to determine the socially important food Essentials, at the initial stage of development of the modern Russian society to legislate retail prices, such as on the packaging of tobacco products, especially since, unlike tobacco, prices continue to be free, unregulated.

KEYWORDS: prices, fair price, regulated price, pricing, economic security, economic exercises, consumer price index

JEL Classification: B11, E24, E30, E31, Received: 21.11.2018 / Published: 31.03.2019

E64, F52, J31

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Karavaeva I.V. (ikaravaeva3O0yandex.ru)

CITATION:_

Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2019) Spravedlivaya tsena v sisteme formirovaniya ekonomicheskoy bezopasnosti: istoricheskiy aspekt [Fair price in the system of economic security formation: historical aspect]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (1). - 193-206. doi: 10.18334/vinec.9.1.39764

которого кругами и по спирали происходило экономическое развитие общества и вопросы ценообразования в частности.

Все экономическое развитие общества в трудах философов вплоть до XIX века строилось на принципах, заложенных в Евангелии, которое содержало аргументированное доказательство существования Бога и в котором безопасность «трактовалась как неотъемлемый атрибут божественного провидения, как функция веры» [12, с. 15] (Senchagov, 2016).

В развитии экономических учений на протяжении длительного исторического периода экономической мысли особое место занимает Фома Аквинский, как представитель экономического учения школы схоластов2.

В одном из своих главных исследований «Сумма Теологии» Фома Аквинский касается философско-теологических вопросов и рассматривает совершаемые при купле-продаже сделки через призму грехов, которые происходят в следующих случаях: при совершаемом при купле-продаже мошенничестве и при ростовщичестве, которое имеет место при ссудах.

«Во всех остальных случаях произвольных обменов нет никаких особых видов греха, которые бы отличались от грабежа и воровства» [2] (Аку1тЫу, 2002).

Изложение Фомой Аквинским философско-теологических взглядов основывалось на логической последовательности, при которой сначала излагалась суть проблемы или приводился ряд аргументов в защиту того или иного постулата, против которого он также аргументировано выступал и в завершение опровергал противоположные аргументы, оставляя, как бы сегодня сказали, в сухом остатке выводы, которые уже, родившись в результате полемики, претендовали на истину в последней инстанции.

Безусловно, манипулируя различными доводами и контрдоводами, Фома Аквинский подводил к тому, что он хотел довести до логического конца в качестве основного аргумента то, во что он верил и что считал безусловно доказанным.

В вопросе об отношениях религии и философии ему приходилось вырабатывать свою позицию, когда кроме религиозной догмы, рассматривающей веру как приоритет

2 Школа схоластов - философско-религиозное направление, характеризующееся соединением тео-лого-догматических предпосылок с рационально применимой методикой их воплощения.

ОБ АВТОРАХ:_

Караваева Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, руководитель сектора экономической безопасности (ikaravaeva3O0yandex.ru)

Лев Михаил Юрьевич, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, профессор Московского финансово-юридического университета, кандидат экономических наук, профессор (1ew.mih0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Караваева И.В., Лев М.Ю. Справедливая цена в системе формирования экономической безопасности: исторический аспект // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 1. - С. 193-206. doi: 10.18334/^0.9.1.39764

над знаниями и, соответственно, ставящей теологию выше философии, существовала теория двух истин.

Согласно первой - религия и теология - с одной стороны, и философия и наука - с другой, имеют разные предметы и методы исследования, и в силу этого между ними нет противоречий. Согласно второй - между истинами философии и теологии есть противоречия.

Рассматривая вопрос3 по совершаемым сделкам купли-продажи грехов, автор разбирает четыре пункта:

• о правомерности продажи товара выше его стоимости, а именно, законно ли продавать товар дороже его стоимости;

• о правомерности совершения продажи товара;

• о правомерности обязанности продавца сообщать о недостатках в качестве продаваемого товара;

• о правомерности при заключении сделок продавать товар дороже, чем за него было уплачено [2] (АкутвЫу, 2002).

Вступая с возможными оппонентами в возражения, автор допускает, что продавать вещь дороже ее стоимости законно, так как правомерность осуществление торговли товаров определяется гражданским правом. Но согласно этому законодательству покупатель и продавец вправе вводить друг друга в заблуждение тогда, когда или продавец продает товар дороже его стоимости, или покупатель покупает товар дешевле его стоимости, и, следовательно, продавать товар дороже его стоимости законно, является общепринятым, естественным и не греховным.

По мнению автора, этому противоречат слова Евангелия: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»4 [11].

Таким образом, делает окончательный вывод богослов, никто не должен продавать вещь другому дороже, чем она стоит: «прибегать к уловкам ради продажи вещи дороже ее стоимости в целом является греховным, поскольку обман ближнего означает причинение ему ущерба» [2] (АкутэЫу, 2002). Он также ссылается на мнение Цицерона5, который писал: «В договорах не должно быть никакого обмана: ни продавец не должен навязывать свою цену покупщику, ни покупатель - торгующемуся с ним» [15] (Телегой, 1994).

В своих рассуждениях о справедливости автор, по-видимому, опирается на идеи, изложенные в трактате «О государстве», где «справедливость полезна государству и как велик вред, какой ему нанесло бы ее отсутствие» [16].

3 «Сумма Теологии», Фома Аквинский, том VIII, вопрос 77.

4 Евангелие Мф.7, 12.

5 Марк Туллий Цицерон (106 г. до н.э. - 43 г. до н.э.) - древнеримский политический деятель, философ.

Следует отметить, что о справедливости, на которую ссылается Фома Аквинский, рассуждали многие известные мыслители античности: Аристотель6, Сократ7, Платон8.

По Сократу «справедливость есть знание, как соблюдать законы, существующие у людей. Есть два рода законов: писанные и не писанные. Соблюдение писаных законов есть основа благоденствия государства. Не писанные законы - те, которые даны самими богами человеческому роду и соблюдаются во всех странах одинаковым образом» [4, с. 11] (А/твЫу, 1935).

В своей книге «Государство» Платон в диалоге спрашивает: «справедливость: считать ли нам ее попросту честностью и отдачей взятого в долг» или «когда деньги бесполезны, тогда-то и полезна справедливость» и в заключение делает вывод - «всегда будем держаться вышнего пути и всячески соблюдать справедливость вместе с разумностью» [10, с. 6, 9] .

Аристотель в «Политике» утверждает, что «только человек способен к восприятию таких понятии, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства» [3].

Расширяя тезис о справедливости государства, Фома Аквинский переносит все, что делается государством, но уже на более высокий уровень - духовный.

Рассматривая торговлю как обоюдную выгоду как для продавца, так и для покупателя, Фома Аквинский приводит слова Аристотеля, который пишет, что каждая сторона «нуждается в том, чем обладает другая, и наоборот» [2] (Akvinskiy, 2002). Исходя из этого посыла, богослов считает, что не должно быть для одной стороны более «обременительным», чем для другой сделки купли-продажи, которые должны соблюдать равенство между обмениваемыми товарами.

Кроме того, мерой ценности используемого покупателями товара является его стоимость, «ради чего, как сказано в пятой книге «Этики», и были придуманы деньги» [2] (Akvinskiy, 2002).

В случае если стоимость превышает ценность вещи или, напротив, ценность вещи превышает стоимость, то «налицо нарушение равенства», и, следовательно, продавать товар дороже его стоимости или покупать его дешевле его стоимости само по себе является неправомерным и незаконным [2] (Akvinskiy, 2002).

О купле-продаже можно говорить, как о случайно выгодной для одной стороны и невыгодной для другой, как, например, когда один человек испытывает большую нужду в некоторой вещи, в то время как другой человек пострадает, если ее лишится. В таком случае справедливая цена будет зависеть не только от самой вещи, но и от того ущерба, который претерпит продавший ее продавец. Поэтому при таких обстоятельствах продажа вещи дороже, чем она стоит сама по себе,

6 Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) - древнегреческий философ.

7 Платон (429-427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

8 Сократ (470-469 г. до н.э. - 399 г. до н.э.) - древнегреческий философ.

законна, хотя при этом заплаченная цена не должна быть большей, чем эта продажа обойдется владельцу.

Однако если один человек получает большую выгоду от того, что становится обладателем собственности другого, а продавец, лишаясь ее, ничего не теряет, то последний не должен завышать цену, поскольку в этом случае выгода покупателя связана не с продавцом, а с обстоятельствами самого покупателя. В самом деле, никто не вправе продавать то, что ему не принадлежит, хотя он и может увеличивать цену в качестве компенсации за причиняемый продажей ущерб.

С другой стороны, если человек видит, что покупка принесет ему большую выгоду, он может по собственной воле доплатить продавцу сверх цены и тем самым продемонстрировать свою честность.

Если продавец продал свои товары дороже их стоимости или покупатель купил их дешевле их стоимости без какого-либо мошенничества со своей стороны, то это трактуется, как законная сделка, при которой не предусматривается наказание. Исключение составляют случаи, когда разница между справедливой и заплаченной ценой слишком велика, поскольку тогда требуется возмещение, если переплата превышает справедливую стоимость более чем наполовину.

В качестве аргумента Аквинский приводит слова Августина9: «этот шутник - то ли на основании собственного опыта, то ли полагаясь на мнение других - думал, что все люди склонны желать покупать за бесценок и продавать с наценкой. Но коль скоро в действительности такое желание является нечестивым, то каждый из нас в силах достичь той правосудности, посредством которой он сможет противиться и превозмогать эту склонность» [2] (Аку1тЫу, 2002). И затем он приводит в пример человека, который заплатил справедливую цену за книгу тому, кто, будучи невеждой, запросил за нее очень мало. Отсюда понятно, что это распространенное желание проистекает не из природы, а из порока, и потому оно присуще многим, кто следует этим путем.

Между тем, считает богослов, в дружбе из соображений пользы рассматривается равенство с точки зрения получаемой выгоды, и потому размер вознаграждения зависит от увеличения этой выгоды, тогда как при купле его размер должен быть равнозначен цене купленной вещи.

Кажется, что при заключении сделок незаконно запрашивать за вещь большую цену, чем та, за которую она была куплена.

Так, Златоуст10, комментируя слова из Евангелия от Матфея, говорит: «Покупающий вещь ради того, чтобы продать ее в том же объеме и виде и извлечь из этого прибыль, и есть тот торговец, который был изгнан из храма Божия»11 [11].

Аргументируя вывод о продаже товаров, Фома Аквинский цитирует Августина,

9 Аврелий Августин Иппонийский (Блаженный Августин, 13 ноября 354 г. - 28 августа 430 г.) -епископ, христианский богослов, философ.

10 Иоанн Златоуст (ок. 347 г. - 14 сентября 407 г.) - архиепископ Константинопольский, богослов.

11 Евангелия (Мф. 21, 12).

комментируя слова из Евангелия: «Ибо я не знаю им числа»12 [11], говорит: «Жадный торговец готов проклинать свои убытки, лгать и лжесвидетельствовать самому себе относительно цены на свои товары. Но все это - пороки человека, а не ремесла, которое может существовать и без всех этих пороков»13 [2] (Akvinskiy, 2002). Следовательно, в самой по себе торговле нет ничего незаконного.

Вместе с тем по Златоусту не каждый продающий дороже, чем купил, является торговцем, но - только тот, кто покупает ради продажи с прибылью. Если же покупать товар не для продажи, а для личных целей, но затем по какой-то причине его продать, то тогда речь, по мнению богослова, не идет о торговой операции купли-продажи, даже если он продает этот товар с прибылью [2] (Akvinskiy, 2002).

Взыскание процента за ссуду Фома Аквинский сравнивал с желанием «продать вино и в придачу - право пить это вино за отдельную плату»14 [2] (Akvinskiy, 2002).

По мнению мыслителя, обоснование ссудного процента как платы за время, предоставленное кредитором заемщику, является незаконным, «поскольку время - общее благо, Божий дар. Поэтому ростовщики обманывают не только своих ближних, но и Бога, за дар которого требуют вознаграждение» [2] (Akvinskiy, 2002).

Однако с учетом распространения денежно-кредитных отношений Фома Аквинский не относит к незаконным операциям взыскание процента за кредит в случаях: возмещения убытков за неуплату денег в срок; страховки за риск неуплаты; вознаграждения кредитору за отсрочку в оплате долга; компенсации потери дохода; совместного разделения прибыли от финансирования доходных операций.

Итак, что можно вывести из книги Фомы Аквинского - это, прежде всего, определение «справедливой цены» и получение прибыли в определенных условиях, когда это необходимо и, как следствие, не греховно.

В период развития рыночных отношений учение Фомы Аквинского было началом фундамента социальных отношений и справедливости, и впоследствии в противовес современным господствующим экономическим теориям, в которых главным направлением экономической, предпринимательской деятельности является максимальное извлечение прибыли, «были подвергнуты серьезной критике в энцикликах Льва XIII, Пия XI, Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна-Павла II, Бенедикта XVI» [6, с. 141].

Разбирая социальное учение Фомы Аквинского, профессор Папского университета им. св. Томмазо Аквинского пишет, что «Средством обеспечения справедливости является право, а ее целью - поддержание нормальных отношений между людьми. Справедливое действие - воздать каждому соразмерно его делам» [6, с. 139].

С этим нельзя согласиться, так как согласно христианской притче о работниках в винограднике - они приходили в разное время и по времени тоже работали по-раз-

12 Евангелия (Пс. 70, 15).

13 Сумма теологии. Часть II. Вопросы 47-122. - 2013 С.И. Еремеев: перевод.

14 Евангелие. (Мф. 20:12 - 16)

ному: один работал целый день, другой полдня, а третий всего час - по традиционному богословскому толкованию приход в Царствие Божие осуществляется в разное время.

По притче хозяин оплачивает каждому вне зависимости от времени продолжительности работы одинаково - по динарию.

В обычной ситуации это несправедливо, так как разумнее платить так: кто больше проработал, тот и получить должен больше.

Однако, следуя духу притчи, христианская любовь выше справедливости, к которой должен стремиться настоящий христианин [11].

Так что же такое справедливая цена в сегодняшнем ее понимании и насколько ее уровень может сказаться в целом на экономическую безопасность России?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В своей малоцитируемой книге «Теория нравственных чувств» Адам Смит пишет, что правила нравственного поведения дают лишь общее представление о благоразумии наших поступков, таких как «справедливость, человеколюбие, добросовестность», но не указывают на средства, с помощью которых можно достичь этого.

Исключение составляют лишь «правила справедливости», которые достаточно точно определяют относящиеся к ней поступки. «Если я должен кому-либо 10 фунтов, то справедливость требует, чтобы я выплатил ему ровно 10 фунтов в назначенный ли срок или когда он потребует» [14, с. 174] (Smit, 1997).

«Когда мы одобряем поведение благоразумного человека, то мы с удовольствием останавливаемся на мысли о безопасности, которая должна окружать его, пока он будет исполнять требования мудрого и продуманного благоразумия. Одобряя поведение справедливого человека, мы смотрим с таким же удовольствием и на безопасность и спокойствие, доставляемые родным, друзьям, соседям его совестливой осторожностью не причинить им вреда или не обидеть их» [14, с. 257] (Smit, 1997).

История экономических учений свидетельствует, что проблема безопасности в древности, с дохристианских времен, например в античной философии, рассматривалась как проблема взаимосвязи «безопасности с хозяйственными и политическими отношениями, и предпринималась попытка раскрыть ее роль в общественной жизни» [12, с. 13] (Senchagov, 2016).

По мере развития общества прогрессировало и трактование безопасности. Безопасность «как защита государства и его граждан от разного рода угроз, возможность приспособления человека к условиям жизни и выживания наиболее приспособленных существ» [12, с. 13] (Senchagov, 2016).

Знание истории экономических учений может помочь преодолеть те трудности, которые с начала либерализации цен начались и продолжаются на пути к современному состоянию развития экономики, а также постоянные барьеры, такие как инфляция, падение доходов населения, сокращение роста ВВП, нереальный банковский процент [13] (Senchagov et al., 2016).

В какой бы отрасли не возникали бы проблемы, в основе они имеют один общий фундамент, и это - цена. Именно цена является основой экономики, а не налоги и

не какой-либо другой экономический показатель. Все считается и рассчитывается от цены - стоимости реализованной продукции, товара или услуги - и не от чего другого.

По мнению некоторых исследователей, «справедливая цена является типичной рыночной ценой при нормальных условиях производства. Это означает, что «справедливая цена» не зависит от случайной воли контрагентов, участвующих в торговых сделках, - покупателя и продавца.

Поэтому канонический закон, который сформировался к концу XV века, определял справедливую цену не только как типичную рыночную цену, но и цену, которую назначали с участием доверенных лиц, определяющих ее в соответствии с принципом всеобщей справедливости» [9, с. 35] (Nureev, Petrakov, 2015).

Следует отметить, что справедливая цена никоим образом не была в нашем сегодняшнем представлении типичной рыночной. Скорее, это типично директивная цена, так как, во-первых, она устанавливается на затратах, присутствующих в цене этого товара, и во-вторых, если ее назначение состоит при участии доверенных лиц, то это, ко всему прочему, возможно и регулируемая цена.

А с учетом того, что речь идет именно о справедливой цене, то возможно Фома Аквинский при обосновании справедливой цены имел в виду цену, которая устанавливается по затратам с небольшой торговой надбавкой, а это возможно только при регулировании цен [7] (Lev, 2015).

Утверждение, что «доктрина Св. Фомы Аквинского «справедливая цена» направлена, прежде всего, на жадность» [9, с. 36] (Nureev, Petrakov, 2015) ,по-видимому, следует отнести к редакционной недоработке авторов.

Может быть, авторы имели в виду, что справедливая цена направлена против жадности и алчности продавцов, которые стремились получить максимальную прибыль.

То, что предлагалось Фомой Аквинским в качестве справедливой цены, больше похоже на регулируемые цены. Так как возникшим в начале средних веков торговым отношениям и потребовалась, как бы сегодня сказали, защита потребителей от неоправданно высокой цены и несоответствия цены и качества товара.

Это подтверждается косвенно тем, что в начале XVIII века потребовалась новая экономическая политика, которая была необходима нарождающемуся новому поколению предпринимателей, которому «справедливые цены» мешали максимально увеличивать прибыль [5] (Akhapkina, 2018).

И тогда правящему классу понадобилось новое экономическое учение, которое сформировал Адам Смит с определениями рыночной цены и «невидимой руки рынка», которая сама определит по спросу и предложению нужный уровень цен.

В своем произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», он не упоминал о регулируемых ценах, что, по сути, и давало возможность отдельным странам в разные исторические периоды претворять идеи Адама Смита, к счастью, не в полном объеме, оставляя регулируемые цены на отдельные, в том числе на социально важные товары.

Как и в христианском обществе, где основой морально-этических поступков является Евангелие, как и в исламском религиозном обществе, главной исповедуемой книгой является Священная книга Коран15, в развитии которой вместе с Суной16 богословами давались разъяснения, касающиеся повседневной жизни правоверных мусульман.

Однако трактованию справедливой цены посвящены работы только одного автора - Ибн Таймия17, который написал в книге «Ал - Хиеба фи - л - ислам» не только про понятие «справедливая цена», но и про контроль цен, который может быть применен к любым товарам, не отвечающим понятию «справедливой цены».

К понятию «справедливая цена» Ибн Таймия подходит почти с теми же формулировками, как и у Фомы Аквинского, но с уточнением, что справедливая цена - это цена, которая является средней между максимальной и минимальной ценой, формируется на основе расходов на производство и включает транспортные расходы и прибыль.

В обществе XVIII века, в период написания богословом своего труда, сложился принцип свободной торговли с присущей этому времени свободной цене. Однако для прохождения товара купцов на рынок запрещалось его перепродавать другим лицам из-за опасения повышения цен.

Закрывая исторический экскурс в поиске определения авторства понятия «справедливой цены», нельзя не упомянуть и Древний Египет, где Вавилонским царем Хаммурапи18 на черной четырехтонной стеле высечены твердые цены за наем скота, плата за наем судна вверх или вниз по течению, на ряд продовольственных товаров.

В верхней части этого двухметрового каменного монолита изображены сидящий на троне бог солнца и справедливости (праведный судья) Шамаш, который в руках держит жезл и кольцо, означающие право и справедливость, и рядом стоящий царь Хаммурапи, который называет себя «справедливым царем» в высеченном клинописью тексте.

Может быть, именно эти высеченные в базальте директивные цены на фоне барельефа справедливости и послужили дальнейшим толчком в развитии темы «справедливая цена», так как присутствуют все элементы, которые можно отнести к справедливости, - директивная цена, справедливость, базальтовый монолит.

15 Коран - священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».

16 Сунна - предание о жизни Пророка, которое в исламской религии является основным учением о жизни. После Корана это второй источник права.

17 Ибн Таймия (1263-1283), арабо-мусульманский теолог Корана и других богословских дисциплин.

18 Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) - царь Вавилона.

заключение

В отношении цены и порядка ценообразования с 1992 года, с момента либерализации цен, говорилось, что в зарубежных странах цены свободные, что, собственно, и стало обоснованием перевода российской экономики на свободные рыночные цены. Однако это не так, в промышленно развитых странах цены регулируются как на отдельные виды продукции, так и на отдельные виды услуг [8] (Lev, 2001). Причем на всех товарах, продуктах на упаковке указывается цена, и это цена жестко контролируется уполномоченными органами и общественными организациями.

Действительно, в 1990-е годы обозначить на упаковке конечную розничную цену было смертельно опасно.

Сейчас же, когда отдельные сетевые предприятия на свою продукцию указывают розничную цену, это постепенно входит в норму. Например, на отдельные продукты «Вкус вилл» - творог, на упаковке которого большими цифрами обозначена цена с информацией: «Мы специально напечатали цену на упаковке. Будьте уверены: стоимость этого продукта не изменится ни по экономическим, ни по любым другим причинам», или на воду в «Перекрестке».

Так почему нельзя хотя бы для начала на социально значимые продовольственные товары первой необходимости законодательно установить розничную цену, как например, на упаковке табачных изделий, тем более что в отличие от табака, цены продолжают оставаться свободными, нерегулируемыми.

Между тем на продукцию периодической печати цена устанавливается в соответствии с Законом [1], согласно которому обозначается «цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно», при этом на книги эта норма не распространяется. К справедливой цене это пока мало имеет отношение, так как существует большая разница между «ценой» и «свободной ценой».

Одно дело - обозначена цифрами стоимость продукции, другое - намек на то, что это продукция обязательно что-то стоит.

Однако само по себе включение в законодательство нормы обозначения цен уже большое достижение.

ИСТОЧНИКИ:

1. Закон РФ «О средствах массовой информации», статья 27, от 27.12.1991 N 2124-1

(ред. от 18.04.2018)

2. Аквинский Ф. Фома Аквинский. Сумма Теологии. / Переводчик: Еремеев С.И. -

Киев: Эльга, Ника - Центр, Элькор - МК, Экслибрис, 2002.

3. Аристотель Политика. Civisbook.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www. civisbook.ru/files/File/Aristotel.Politika.pdf.

4. Афинский К. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. Воспоминания о

Сократе. Защита Сократа на суде, Пир, домострой. , 1935. - 419 с.

5. Ахапкина Н.Ю. и др. Социально-экономические условия перехода к новой модели

экономического роста: монография / рук. авт. кол. Д.Е. Сорокин; под ред. Н.Ю. Ахапкина, Л.В. Никифорова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 298 с.

6. Кроствейт A. (2014). Социальное учение св. Томмазо (Фомы) Аквинского. Уровень

жизни населения регионов России № 3 (193), 2014. Издательство: Институт социально-экономических проблем РАН (Москва). С. 192

7. Лев М.Ю. Цены и ценообразование: учебник /2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-

ДАНА, 2015. - 383 с.

8. Лев М.Ю. Регулирование ценообразования в развитых странах. Бельгия. - СПб.:

Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001. - 146 с.

9. Нуреев Р.М. Петраков П.К. Учение о «справедливой цене Фомы Аквинского: пред-

посылки возникновения, закономерности развития и особенности интерпретации // Journal of institutional studies. - 2015. - № 1. - С. 6-24. - doi: 10.17835/20766297.2015.7.1.006-024.

10. Платон. Собрание сочинений в 3 т. (в 4 кн.) (Серия «Философское наследие»). Т. 3, ч. 1. - М.: Мысль, 1971. - 687 с

11. Святое Евангелие. - Москва:Издательство: Духовное преображение, 2018. - 608 с.

12. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. / общий курс: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: БИНОМ, 2016. - 815 с.

13. Сенчагов В.К., Гельвановский М.И., Губин Б.В., Иванов Е.А., Караваева И.В., Колпакова И.А., Лев М.Ю. и др. Роль и оценка финансово-ценовых факторов, обеспечивающих экономическую безопасность при формировании бюджета России: монография. - М.: Институт экономики РАН, Центр фин. Исследований, 2016. - 167 с.

14. Смит А. Теория нравственных чувств. / Серия: Библиотека этической мысли. - М.: Республика, 1997. - 351 с.

15. Цицерон М.Т. Диалоги: О государстве; О законах. - М., 1994. - 334 с.

16. Цицерон М.Т. О государстве, (XLIII). Civisbook.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rivisbook.ru/files/File/Zizeron.O_gosudarstve.pdf.

REFERENCES:

Svyatoe Evangelie [The Holy Gospel] (2018). Mosraw: Izdatelstvo: Dukhovnoe

preobrazhenie. (in Russian). Afinskiy K. (1935). Ksenofont Afinskiy. Sokraticheskie sochineniya. Vospominaniya o Sokrate. Zaschita Sokrata na sude, Pir, domostroy [Xenophon The Athenian. SoCTatk writings. Memories of So^ates. Defense of SoCTates at raurt, Feast, Domostroy] ACADEMIA. (in Russian). Akhapkina N.Yu. i dr. (2018). Sotsialno-ekonomicheskie usloviya perekhoda k novoy modeli ekonomicheskogo rosta [Socio-economic rand^Mm of the transition to a new model of eranomk growth] M.: INFRA-M. (in Russian).

Akvinskiy F. (2002). Foma Akvinskiy. Summa Teologii [Thomas Aquinas. The Amount Of Theology] Kiev: Elga, Nika - Tsentr, Elkor - MK, Ekslibris. (in Russian).

Lev M.Yu. (2001). Regulirovanie tsenoobrazovaniya v razvityh stranakh. Belgiya [Pricing regulation in developed countries. Belgium] SPb.: Izd-vo S.-Peterb. gos. un-ta ekonomiki i finansov. (in Russian).

Lev M.Yu. (2015). Tseny i tsenoobrazovanie [Prices and pricing] M.: YuNITI-DANA. (in Russian).

Nureev R.M. Petrakov P.K. (2015). Uchenie o «spravedlivoy tsene Fomy Akvinskogo: predposylki vozniknoveniya, zakonomernosti razvitiya i osobennosti interpretatsii [Doctrine of "fair price" by thomas aquinas: background, laws of development and specific interpretation]. Journal of Institutional Studies. 7 (1). 6-24. (in Russian). doi: 10.17835/2076-6297.2015.7.1.006-024.

Senchagov V.K. (2016). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii [Economic security of Russia] M.: Binom. (in Russian).

Senchagov V.K., Gelvanovskiy M.I., Gubin B.V., Ivanov E.A., Karavaeva I.V., Kolpakova I.A., Lev M.Yu. i dr. (2016). Rol i otsenka finansovo-tsenovyh faktorov, obespechivayuschikh ekonomicheskuyu bezopasnost pri formirovanii byudzheta Rossii [The role and evaluation of financial and pricing factors ensuring economic security in the formation of the budget of Russia] M.: Institut ekonomiki RAN, Tsentr fin. Issledovaniy. (in Russian).

Smit A. (1997). Teoriya nravstvennyh chuvstv [The theory of moral sentiments] M.: Respublika. (in Russian).

Tsitseron M.T. (1994). Dialogi: O gosudarstve: O zakonakh [Dialogues: About the state: laws] M.. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.