Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ. ПРОБЛЕМА, СВЯЗАННАЯ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ УПОРЯДОЧЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ СПОСОБОВ В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ РФ'

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ. ПРОБЛЕМА, СВЯЗАННАЯ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ УПОРЯДОЧЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ СПОСОБОВ В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
права налогоплательщиков / налоговый орган / налогоплательщик / налоговые споры / способы защиты / taxpayer rights / tax authority / taxpayer / tax disputes / methods of protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плотникова А.А.

В данной статье рассматривается сущность способов защиты прав налогоплательщиков, анализируется современное законодательство на предмет поиска возможных способов защиты, а так рассматривается проблема, связанная с необходимостью упорядочения выявленных способов в Налоговом кодексе РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO PROTECT RIGHTS OF TAXPAYERS. PROBLEMRELATED TO ND TO STREAMLINE IDENTIFIED METHODS IN TAX CODE OF RUSSIA

This article examines the essence of ways to protect the rights of taxpayers, analyzes modern legislation in order to find possible ways of protection, and also considers the problem associated with the need to streamline the identified methods in the Tax Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ. ПРОБЛЕМА, СВЯЗАННАЯ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ УПОРЯДОЧЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ СПОСОБОВ В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ РФ»

УДК 34

Плотникова А.А.

студент Юридического института Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва, Россия)

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ. ПРОБЛЕМА, СВЯЗАННАЯ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ УПОРЯДОЧЕНИЯ

ВЫЯВЛЕННЫХ СПОСОБОВ В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ РФ

Аннотация: в данной статье рассматривается сущность способов защиты прав налогоплательщиков, анализируется современное законодательство на предмет поиска возможных способов защиты, а так рассматривается проблема, связанная с необходимостью упорядочения выявленных способов в Налоговом кодексе РФ.

Ключевые слова: права налогоплательщиков, налоговый орган, налогоплательщик, налоговые споры, способы защиты.

Государство само формирует свою правовую систему и в основу которой входит признание и защита субъективных прав, а также регулирование финансовых отношений. Дело в том, что сами граждане по своей натуре нарушают границы свободы свои и чужие и том числе это касается и субъектов власти. Всё это связано с тем, что большое количество субъектов, которые вступают в правовые отношения, стараются увеличить свои права и уменьшить обязанности.

В пункте 7 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации говорится о том, что все существующие недосказанности, противоречия и сомнения в законодательных актах о налогах и сборах рассматриваются в пользу налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента). Но это не будет являться способом противодействия налоговому органу.

Также плательщик налога имеет право не выполнять незаконные действия и условия налоговых органов, других уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих Налоговому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам. Об этом говорится в пункте 11 статьи 21 Налогового Кодекса Российской Федерации. Эти положения дают возможность налогоплательщику защитить свои права.

На практике бытуют коллизии, когда плательщик не может полноценно удовлетворить какие-либо требования налогового органа. Такая коллизия может уверить его в неправомерности требований и остеречь от использования к плательщику юридических последствий неисполнения. Впрочем, конкретный пример показывает пассивную самозащиту. Более эффективным способом будет являться способ защиты прав и свобод с обращением в органы. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, причем право не только индивидуального(субъективного), но и коллективного(совместного) обращения.

Нужно отметить, что в реальности более эффективным способом, нежели прописанный в законе, будет находить место привлечение общественной массы (участие СМИ, публичные скандалы и т.д.)

Среди новейших способов защиты прав коммерческих лиц надо обозначить те, которые связаны с обязательной деятельностью частного субъекта (осуществляются только по его воле, оспариванию определенного статуса) и тех, которые связаны с возможной деятельностью лица в хронотопе процедур, уже осуществлённых властями.

К способам первой группы относятся:

оспариванию нормативных правовых актов и ненормативных правовых

актов,

бездействий налоговых органов,

представление претензий в связи с возвратом чрезмерно собранных (убытков) налога, возмещения косвенных налогов,

представление требований о возмещении вреда (убытков)), причиненных незаконным действием (бездействием) или актами налогового органа или его должностных лиц,

представление требований о признании неисполняемых распоряжений налогового органа.

К способам второй группы относят: несогласия на акт проверки,

опровержения субъекта в процессе рассмотрения материалов проверки, возражения в процессе принудительного исполнения судебных решений, несогласия должника в ходе процедуры банкротства.

Следует отметить, что чаще всего должностные лица (государственные органы) и плательщики налога находятся в отношениях диктатуре и подчинение. Для полнейшего ознакомления методов защиты прав налогоплательщика необходимо обозначить классификацию возникновения налоговых споров по разным основаниям:

1. В зависимости от зачинателя диспута (спора):

конфликты, образовывающиеся по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Например, предоставление плательщиками исков в суд о взыскании убытков, нанесённых нелегальными постановлениями налоговых органов или нелегальными бездействиями (действиями) их уполномоченных лиц,

конфликты, инициируемые налоговыми органами. Налоговые органы могут взыскать налоговые санкции с лиц, которые нарушили законодательство о налогах и сборах,

конфликты, инициируемые другими лицами. Данные лица выдвигаются зачинателями налоговых споров в тех прецедентах, когда они спорят против каких-либо постановлений или действий налоговых органов, не связанных с выплатой (перечислением) налогов и сборов.

2. Все налоговые конфликты могут быть упрощённо подразделены по предмету на две главные категории:

конфликты об осуществлении фискально-обязанными лицами законодательства о налогах и сборах,

конфликты, образовывающиеся из нанесения вреда противоправными актами налоговых органов или противоправными бездействиями (действием) их уполномоченных(должностных) лиц.

3. По содержанию предписаний(требований) одной стороны к другой:

о истребовании налоговых санкций с лиц, которые нарушили законодательство о налогах и сборах,

о признанье недействительными ненормативных актов налоговых органов,

о возмещении убытков, которые были причинены неправомерными действиями (бездействием) их уполномоченных(должностных) лиц.

4. По рассмотрению:

Внесудебное рассмотрение (рассматривают жалобы фискально-обязанных лиц на неправомерные акты подчинённых налоговых органов, на действия (бездействие) их уполномоченных(должностных) лиц,

Судебное рассмотрение, возникающие по жалобам (искам), которые подаются фискально-обязанными лицами, налоговыми органами или другими лицами в суды.

Помимо всего вышесказанного налогоплательщик также может обратить к уполномоченному должностному лицу по защите прав потребителей. Несмотря на то, что круг налог обязанных лиц, которые могут обратить за помощью ограничен, он может дать какие-либо разъяснение налогоплательщику, а также представлять его интересы в суде.

В приказе Федеральной налоговой службы России «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы» говорится о переходе от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, то есть без участия суда. Данный акт направлен прежде всего на:

сокращение количества жалоб, подаваемых в налоговые органы, прием жалоб и документальных доказательств посредством интернет-сервисов на официальном сайте налогового органа (при аутентификации пользователя),

а также участие налогоплательщиков в рассмотрении жалоб (при необходимости) с использованием конференцсвязи,

развитие института профессионального налогового консультирования, разработку дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров и др.

B соответствии с вышеуказанными изучениями аспектов, влияющих появлению налоговых споров (изъяны в налоговом законодательстве и его многозначности, практика налоговых органов, нарушение конституционных прав налогоплательщика, двусмысленная судебная практика в налоговых спорах) можно сделать вывод о том, что несовершенство налогового законодательства наряду с его противоречивостью частенько не только характеризует правонарушение, но и активизирует плательщика налога на них. А административный способ защиты прав плательщика является не настолько действенным методом. Для таких случаев существует уполномоченное лицо, которое содействует разрешенью таких конфликтов, но и он не характеризуется гарантом эффективности окончания конфликта на стадии административного способа защиты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (в ред. Законов о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [электронный ресурс];

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [электронный ресурс];

3. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» // Вестник ВАС РФ. - 2011. - N0 8;

4. Акиньшина И. М. Комментарий к изменениям части первой Налогового кодекса РФ/ И. М. Акиньшина // Нормативные акты для бухгалтера. - 2013. - N 20. - С. 90-95;

5. Бобков В. А. Трансформация способов защиты прав налогоплательщиков и законных интересов государства на современном этапе развития налоговой системы в Российской Федерации // Научно-практический журнал Информационная безопасность регионов. — 2014. — № 4 (17). — С. 59;

6. Егоров С. Н. Аксиоматические основы теории права / С. Н. Егоров. - СПб., 2001.- 67 е.;

7. Кузнецова 3. П., Бархатова Т. А. Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров в Российской Федерации / 3. П. Кузнецова, Т. А. Бархатова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2013. -N 3(17). - С. 127;

8. Касьянов А. В. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / А. В. Касьянов, В. Р. Дворецкий, Т.Н. Межуева. - 4-е изд. - М.: ГроссМедиа.2013

Plotnikova A.A.

Russian University of Transport (Moscow, Russia)

WAYS TO PROTECT RIGHTS OF TAXPAYERS. PROBLEM RELATED TO ND TO STREAMLINE IDENTIFIED METHODS IN TAX CODE OF RUSSIA

Abstract: this article examines the essence of ways to protect the rights of taxpayers, analyzes modern legislation in order to find possible ways of protection, and also considers the problem associated with the need to streamline the identified methods in the Tax Code of the Russian Federation.

Keywords: taxpayer rights, tax authority, taxpayer, tax disputes, methods of protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.