Научная статья на тему 'СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЁМНЫЙ РЕБЁНОК / ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / СТРЕСС / ПОВЕДЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Андреева А.А.

Автором проанализированы индивидуально-личностные особенности приёмных детей, наиболее частые поведенческие реакции на ситуацию адаптации в замещающей семье, способы урегулирования негативных поведенческих реакций ребёнка с использованием методов поведенческого анализа.The author analyzes the individual and personal characteristics of foster children, the most frequent behavioral reactions to the situation of adaptation in the replacement family, and ways to resolve negative behavioral reactions of the child using behavioral analysis methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ

ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Андреева А.А. (г. Наро-Фоминск) DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.52.149

Аннотация

Автором проанализированы индивидуально-личностные особенности приёмных детей, наиболее частые поведенческие реакции на ситуацию адаптации в замещающей семье, способы урегулирования негативных поведенческих реакций ребёнка с использованием методов поведенческого анализа.

Abstract

The author analyzes the individual and personal characteristics of foster children, the most frequent behavioral reactions to the situation of adaptation in the replacement family, and ways to resolve negative behavioral reactions of the child using behavioral analysis methods.

Ключевые слова: приёмный ребёнок, замещающие семьи, стресс, поведение, функциональный анализ поведения

Keywords: foster child, substitute families, stress, behavior, functional analysis of behavior

В последнее время тема воспитания приёмных детей в замещающих семьях становится всё более значимой и актуальной. Прежде всего, это связано с резким увеличением числа новых замещающих семей и общего количества приёмных детей, принятых в семью. При этом, однако, проблема сложного, проблемного, негативного поведения приёмных детей нисколько не уменьшается, а скорее наоборот, становится всё более весомой.

Но, для того, чтобы разобраться, как же, собственно, снизить негативные поведенческие проявления этого поведения, необходимо разобраться в целом ряде вопросов, связанных с этими проявлениями.

Запрос, с которым замещающие родители чаще всего приходят к специалисту, звучит прямо и просто: Помогите! Мой сын не хочет ходить в школу /моя дочь постоянно убегает из дома /ярко красится и вызывающе одевается / мой ребёнок агрессивен / непослушен и тому подобные. То, что видят родители, то есть, собственно само поведение приёмного ребёнка, - это, как правило, вершина айсберга поведения, с которым не в состоянии справиться сам ребёнок и который требует грамотного и детального подхода и изучения ситуации. Необходимо, так сказать, рассмотреть подводную часть айсберга, и только после этого выстраивать стратегии управления негативным поведением ребёнка в соответствии с полученными данными.

Прежде всего, необходимо учитывать такой фактор, как специфические психологические особенности приёмных детей, их жизненный опыт, повлиявший и сформировавший определённые индивидуально-личностные характеристики и особенности поведения и восприятия реальности.

Значимой особенностью приёмных детей, оказывающей влияние на их адаптацию в замещающей семье, является нарушение привязанности, которая может быть различных типов, и, соответственно, по-разному проявляться.

Невротическая (негативная) привязанность будет постоянно вынуждать ребёнка постоянно цепляться за замещающих родителей, провоцировать их негативную реакцию, потому что только таким способом в своей кровной семье жизненно необходимое ему внимание.

Амбивалентная привязанность будет вынуждать ребёнка постоянно демонстрировать двойственное отношение к значимому взрослому («привязанность-отвержение), причём перепады будут частыми и значительными, приносящими эмоциональное напряжение и стресс как замещающим родителям, так и самому ребёнку.

Избегающая привязанность выражается в неспособности доверять взрослым в принципе, явном дистацировании замкнутости, нежелании идти на контакт с замещающими родителями.

Размытая привязанность у приёмного ребёнка выражается в том, что он с радость идёт «на руки», вступает в контакт, привязывается к любому взрослому, благосклонно посмотревшему или ласково заговорившему с ребёнком. Но, как легко идут на контакт такие дети, так же легко и расстаются со взрослыми, как только на горизонте «замаячит» новый объект привязанности. Данный вид нарушенной привязанности, по сути, даёт ребёнку компенсировать количеством качество, а по факту лишает самого главного, возможности чувствовать себя нужным своим родителям.

Ещё одной особенностью приёмных детей, на которую часто обращают внимание замещающие родители, является так называемый «трудный характер». То есть склонность к протестному поведению, негативизму, агрессии и аутоаугрессии. Кроме того, необходимо отметить сниженный волевой контроль, преимущественно экстернальный локус контроля, эмоциональную лабильность, склонность всё воспринимать в чёрно-белом цвете. Как правило, эти особенности также вызваны социальной ситуацией, в которой

находились дети до помещения их в замещающую семью.

И, наконец, немалое влияние на поведение приёмного ребёнка в замещающей семье оказывает состояние его здоровья. Не секрет, что приёмные дети преимущественно имеют ограниченные возможности здоровья, вызванные проблемами интеллектуальной задержки либо отсталости, другими нарушениями развития и/или хронические соматические заболевания. Часто такие дети социально депривированы вследствие длительного нахождения в неблагоприятной социальной среде (изначально воспитываются в неблагополучных семьях, семьях, где родители страдают алкоголизмом либо наркоманией, часто подвергаются насилию) либо длительного нахождения в казённых учреждениях.

Все вышеперечисленные особенности приёмных детей и являются той самой «подводной частью айсберга», которая вызывает различные виды негативного поведения в замещающей семье в адаптационный период. Но негативное поведение может быть вызвано и другими факторами.

К ним могут относится слабые навыки саморегуляции, постравматическое стрессовое расстройство, трудности в процессе социализации и коммуникации и многие другие.

И именно выявление этих факторов и влияет на то, какая стратегия должна быть выбрана для коррекции поведения с использованием методов поведенческого анализа.

Методы коррекции поведения

разрабатывались в рамках поведенческого подхода в трудах И.П. Павлова, Д. Уотсона, К. Халла, Э. Торндайка, Б. Скиннера, А. Бандуры и др. Однако значительная эффективность коррекции поведения была достигнута И. Ловаасом при работе с детьми с аутизмом. Он впервые использовал и описал технологии ABA-терапии (Applied behavior analysis) - прикладного анализа поведения.

Для определения целей воздействия специалистом проводится функциональный анализ поведения ребёнка. Любое поведение, как социально одобряемое, позитивное, так и негативное, имеет свою функцию, форму и топографию.

Форма поведения - это то, как это поведение выглядит. К форме относится кусание, истерика, агрессия и аутоагрессия, деструкция и другие. Топография - это определение частоты, интенсивности, длительности того или иного поведения. Функций поведения всего четыре: 1) доступ к желаемому стимулу; 2) избегание нежелательного стимула; 3) привлечение внимания; 4) сенсорная аутостимуляция.

Определить функцию поведения можно используя ABC-таблицу (antecedent-behavior-consequence) (предшествующий стимул-поведение-последствие), которую специалист заполняет в процессе наблюдения за ребёнком либо просит заполнить замещающего родителя в течение недели при всех случаях проявления нежелательного

поведения. Анализ результатов позволяет оценить ведущую функцию поведения ребёнка и, изменяя факторы в окружающей среде, уменьшить проявления того или иного вида нежелательного поведения.

Все методы воздействия подразделяяются на две группы: проактивные и реактивные. Проактивные методы воздействуют на предшествующий стимул, медленнее воздействуют на поведения, при этом более эффективные, закрепляются на длительный период. Реактивные методы воздействуют на последствие, часто несут быстрый эффект, но также быстро и перестают действовать.

Попробуем рассмотреть некоторые из методов, успешно применяемые при работе с негативным поведением приёмных детей в замещающих семьях в адаптационный период.

Метод систематической десенсибилзации

Метод систематической десенсибилизации разработан д. Вольпе в конце 1950-х годов и применялся для снятия повышенной тревожности, страхов, эмоционального напряжения у клиентов. При работе с приёмными детьми этот метод может быть применим в случаях ярко выраженных эмоциональных проявлений, которые вызываются теми или иными стимулами (социальные ситуации, люди, предметы и т.п.). заключается он в постепенном введении в обиход ребёнка тех же стимулов, которые и вызывают эмоциональную реакцию, но в ситуации специального тренинга. Ситуации предъявления стимулов обязательно предшествует релаксация, вызывающая у ребёнка чувство спокойствия и уверенности, затем предъявляется стимул, но вызывающий наименьшее эмоциональное проявление.

Классический метод систематической десенсибилизации включает в себя три этапа. На первом этапе ребёнок обучается методам релаксации и самоуспокоения. На втором этапе производится ранжирование стимулов,

вызывающих неконтролируемую эмоциональную реакцию. От самого слабого до самого сильного, вызывающего панику, стресс, бурную агрессивную реакцию. И, наконец, на третьем этапе происходит собственно предъявление стимулов ребёнку, в разработанной иерархической последовательности, под постоянным контролем специалиста эмоционального состояния ребёнка. В ситуации, когда эмоциональная реакция становится повышенной, предъявление стимулов

прекращается, и ребёнок снова вводится в состояние релаксации. К примеру, если у ребёнка сильный страх появления в общественных местах, то, после упражнения на релаксацию, ему показываются сначала картинки с большим количеством людей, затем видеоролик с подобной ситуацией и, только после его привыкания и спокойного реагирования на подобные стимулы, ребёнка постепенно выводят в места скопления большого количества людей.

Метод поведенческого тренинга

Метод поведенческого тренинга

разрабатывался в рамках бихевиорального подхода рядом учёных (А. Бандура, Б. Скиннер и др.). Он заключается в обучении ребёнка адаптивным и социально приемлемым формам поведения и реагирования, которые отсутствуют в репертуаре ребёнка. Одним из видов метода поведенческого тренинга является жетонная система, которая заключается в предъявлении ребёнку особых «жетонов», которые могут быть им обменены на те или иные мотивационные стимулы, материальные либо нематериальные (время, проведённое ребёнком в интернете, планшет, игры, незначительное денежное вознаграждение, посещение развлекательных мероприятий и т.п.). Жетоны ребёнок получает в качестве вознаграждения за «правильное» поведение либо эмоциональную реакцию. В случае нежелательной поведенческой реакции жетоны могут изыматься. Вариации жетонной системы возможны совершенно различные, в зависимости от семейной ситуации, возраста ребёнка, его мотивационной заинтересованности.

Поведенческий договор

Поведенческий договор применяется при работе с негативными поведенческими проявлениями у подростков, применение поведенческого договора у детей младше подросткового возраста не представляется целесообразным. При составлении поведенческого договора необходимо соблюдения ряда правил. 1. Договор должен быть обязательно составлен в письменной форме; любые устные договорённости могут пониматься участниками договора в свою пользу, забываться, видоизменяться, считаться незначимыми. 2. В договоре обязательно должны быть указаны договаривающиеся стороны, которые в конце договора ставят свои подписи, выражая таким образом согласие с условиями договора. 3. Значимым условием поведенческого договора является точная формулировка всех пунктов договора, как в юридическом документе, для того, чтобы участникам договора было максимально ясно, что и при каких условиях должно быт выполнено и какие последствие несёт то или иное действие\бездействие. 4. Договор должен выполняться неукоснительно, он не должен меняться в ходе той либо иной ситуации, в случае, когда соблюдение условий невозможно в силу тех или иных обстоятельств, необходимо внести коррективы в договор при общем согласии участников.

Пример действующего поведенческого договора представлен в приложении.

Установление руководящего контроля

Метод руководящего контроля предполагает создание ряда правил, которые должны неукоснительно выполняться всеми членами семьи, для того, чтобы соблюдение социально приемлемого поведения было желательным для ребёнка. Прежде всего, ребёнок должен испытывать положительные эмоции, находясь рядом с замещающим родителем, то есть, взрослый

должен восприниматься ребёнком как значимый, руководящий и при этом эмоционально притягательный.

Во-вторых, необходимо установить контроль над мотивационными стимулами. То есть, мотивационные стимулы не должны находиться в свободном доступе у ребёнка, контроль над ними осуществляет взрослый, именно он регулирует, когда, в каком количестве и при каких условиях мотивационные стимулы могут быть доступны ребёнку.

В-третьих, предъявление требований к ребёнку должно проводиться в момент, когда их выполнение наиболее вероятно. После выполнения требований необходимо вознаграждение (эмоциональная похвала, благодарность, просто улыбка или объятие, приятные слова). К примеру, просить ребёнка пропылесосить нецелесообразно в момент, когда он находится на пике онлайн игры, это вызовет лишь раздражение у ребёнка, нежелание выполнять просьбу и последующее развитие конфликтной ситуации. А предложение ему времени на окончание игры и последующая просьба пропылесосить гораздо более вероятно будет выполнена.

И, наконец. необходим контроль над обращённой речью и тщательный подбор слов для того, чтобы ситуация была максимально понятной ребёнку.

Таким образом, использование методов поведенческого анализа может быть не только при работе с детьми, имеющими нарушения развития, но и с нейротипичными детьми при коррекции нежелательного поведения. Однако их использование допустимо только при постоянном контроле специалиста и предварительном функциональном анализе поведения ребёнка.

Список литературы

Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М» 2015 - 208 с.

Мидоус Т. Как работать с проблемным поведеним ребёнка с аутизмом? - Мнтернет-ресурс: https://outfundbel.ru/pro-autizm/kak-rabotat-s-problemnym-povedeniem-rebenka-s-autizmom

Морозов Д. Создание сообщества приёмных семей. Ваш приёмный ребёнок. - М.: Изд. «Дельфис», 2012. - 216 с.

Сборник по сопровождению замещающих семей: Комплекс методических инструментов и программ по организации сопрвождения замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, подростков, многодетных семей, прибывших на постоянное место жительства в регион и другими кризисными ситуациям. - М., 2019. - 120 с.

Шрамм Р. Детский аутизм и ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа

поведения: 4-е изд. / Роберт Шрамм; пер. с англ. З. Измайлововй-Камар; науч. ред. С. Анисимова. -Екатеринбург: Рама Паблишинс, 2014. - 208 с.

Приложение 1

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ДОГОВОР

Участвующие стороны: Д** Наталья В***, Д** Григорий А***, Р** Данила А***.

Предмет договора: соблюдение совместных условий проживания в семье.

Права и обязанности участников договора

1. Данила А*** должен посещать школу, соблюдать режим школы, присутствовать на всех уроках, которые обозначены в расписании, за исключением дней болезни. В болезнь условия посещения школы и уроков изменяются в соответствии с требованиями лечащего врача.

2. При возникновении проблем с учителями у Р*** Данилы А***, он должен донести информацию до приёмных родителей. Приёмные родители решают проблемы в соответствии со сложившейся ситуацией, стараются подходить к проблеме объективно.

3. Выполнение домашних заданий Данилой А*** должно начинаться не позднее 16.00 текущего дня и до полного выполнения всех необходимых заданий.

4. По окончании выполнения домашних заданий и проверки их приёмными родителями Данила А*** имеет право на свободное время до 21.30. Свободное время разрешается использовать по собственному усмотрению: прогулка или компьютер.

Дополнительные условия

1. При полном соблюдении условий договора Р** Данила А*** имеет права на прогулки: в летнее время до 22.00 включительно, в зимнее время до 21.00 включительно.

2. В выходные дни Данила А*** получает бонусы, оговоренные заранее (в понедельник текущей недели) - каток, бассейн и пр.

3. При несоблюдении условий договора Р*** Данила А*** получает штрафные санкции, которые включают в себя обязательное выполнение домашнего задания за пропущенный день + дополнительные задания; уборка в своей комнате; лишение свободного времени и дополнительных бонусов в выходные.

С условиями ознакомлен_

С условиями ознакомлен_

С условиями ознакомлен_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.