Електричні станції
УДК 621.317
Г.К. Вороновский, ИЗ. Орловский, Е.Е. Гончарова
СПОСОБЫ УЛУЧШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА СОБСТВЕННЫЕ НУЖДЫ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Порівняльний аналіз енергетичних показників перегульовапих і частотнокерованих синхронних двигунів показав, що використання частотнокерованих двигунів у приводах зі змінним навантаженням на валу дозволяє істотно підвищити енергетичну ефективність асинхронних двигунів, як основних споживачів електроенергії па власні потреби електростанцій
Сравнительный анализ энергетических показателей нерегулируемых и частотноуправляемых асинхронных двигате-, -ет существенно повысить энергетическую эффективность асинхронных двигателей, как основных потребителей электроэнергии на собственные нужды электростанций
Основными потребителями электроэнергии на собственные нужды электростанций являются асинхронные двигатели, используемые для привода вентиляторов, насосов холодной и горячей воды. Характерной особенность их работы является неравномер-,
причинами производства электрической энергии на . -минальной приводит к ухудшению энергетических показателей асинхронных двигателей: коэффициента полезного действия (КПД) и коэффициента мощности совф. По данным [1] уменьшение нагрузки в 2 раза приводит к снижению КПД на 3-4 % и совф на 20-22 %; при уменьшении нагрузки в 4 раза снижение составляет 13-16 % и 37-45 % соответственно.
В настоящее время разработан ряд мероприятий по улучшению энергетических показателей асинхронных двигателей при их нагрузках ниже номи-:
1. ( -
).
2. .
3. -
стом ходу с помощью автоматических ограничителей.
4.
меньшей номинальной мощности.
, , обеспечивающим улучшение рабочих свойств асин, -
,
двигателей на частотноуправляемые, питаемые от статических преобразователей частоты. Наиболее эффективна такая замена в приводах с вентиляторной
,
относятся центробежные насосы, вентиляторы, воздуходувки и т.п. Использование приводов на базе частотноуправляемых асинхронных двигателей существенно снижает потребление электроэнергии на собст-, -рудования и трубопроводов за счет отсутствия больших пусковых токов и гидравлических ударов. Уста,
дутьевого вентилятора на частотноуправляемый привод, экономия электроэнергии составляет 50 %, окупаемость - 12 месяцев работы.
В статье предлагается методика расчета энергетических показателей частотноуправляемых асин.
При вентиляторном характере нагрузки используется квадратичный закон регулирования [2] (регулирование "вниз" от номинальной частоты вращения):
иы = (1//1Н ), (1)
или в относительных единицах: у = а , где у = и1 / П1и - относительное напряжение; а = / / /1н - коэффици-.
Тогда приложенное к двигателю напряжение изменяется в процессе регулирования по закону:
и = иы -у= иы а2. (2)
При регулировании по этому закону коэффици-,
двигателя остаются постоянными при уменьшении частоты питания вплоть до половины номинальной. Энергетические показатели определяются в ходе расчета рабочих характеристик двигателя. Основные со, -
теристик могут быть получены с использованием Т-образной схемы замещения [2], однако, в этом случае не учитывается активное сопротивление ветви намагничивания, т.е. активная составляющая тока , , -етика намагничивания представляется кусочно.
, -
. -
- -
мыми контурами Г31, приведенную на рис. 1.
частотноуправляемого асинхронного двигателя
С помощью Г-образной схемы замещения определяются токи контуров, потери, энергетические показатели и моменты двигателя. Полное сопротивление :
а
N2
Г1 + С1 ■ г2 ■ -р
+ а ■ (і + Сі ■ Х2
(3)
где с = 1 + х0 / XI - коэффициент коррекции параметров при переходе от Т-образной к Г-образной схеме ; х1 -
статора при Л = /1и; х2' - индуктивное сопротивление обмотки ротора (приведенное) при Л = /н; х0 - главное индуктивное сопротивление двигателя при Л = /„;
Г - активное сопротивление обмотки статора; г2' -активное сопротивление обмотки ротора (приведенное); г0 - фиктивное активное сопротивление, введенное в схему замещения для учета магнитных потерь; Р = Л2 /Ли - абсолютное скольжение ротора, при этом относительное скольжение £ = Р / а.
Здесь и в дальнейшем при каждом значении а задаются рядом значение Р в пределах 0 < р < р^, где:
Ркр=-
СГ г2
(4)
'И-
а
2 + ^Хі + Сі ■ х2
При использовании Г-образной схемы замещения магнитный поток двигателя не зависит от параметров рабочего контура, а определяется только законом изменения частоты и напряжения. При квадра-
2 «-«
тичном законе регулирования у = а , магнитныи поток зависит от частоты питающего напряжения:
и1„ ■ У _ П1н ■а
Ф = -
4,44 ■ Щ ■ К,
Ч>61, ■ Лн ■а С ■ Аі
(5)
10р - /дан ■
/ір - /0Р + /2 ^ІИ ф2 -
-?■
ОРН
а
и,
1н
г
■с, ■ а■ х + с, ■ Х2
кр
где 8ІИф2
_ с, ■ а ■ (х, + с, ■ Х2);
(6)
г
кв
ф2 - угол между и, и /2.
/1а - 1 оа + 1 2Сда Ф2 - 1 оа +
и,н -У
г
кр
С1 Г1 + С1 г2-
(7)
где С0^2 :
' а
Г, + С, ■ Г2 ■ —
г
кр
Активная составляющая тока холостого хода /оа определяется суммой потерь двигателя холостого хода:
ЕЛ, _ ^эл10 + Рмаг + Рмех , (8)
где Рэл ю - электрические потери в обмотке статора от тока холостого хода (/0 = /ор); Рмаг - магнитные потери в сердечнике статора; Рмех - механические потери.
Электрические потери в обмотке статора:
\2
2 I У1 „ „ (9)
Рэлю -ту 1 орн” ■ | а | ■'і т
где та - температурный коэффициент, зависящий от класса нагревостойкости изоляции обмотки статора. Магнитные потери в сердечнике статора:
Р ______ О
1 маг 1 магн
>+2)
где Рм
■а'"' “', (10)
магнитные потери при номинальных зна-
чениях частоты Л\ и напряжения П п = 1,3-1,6 - ко,
.
Механические потери можно определить из выражения [4]:
П,ех_^мехн ■а*, (11)
Р -
; = 1-1,5 - ,
определяемый габаритами двигателя и конструкцией .
Активная составляющая тока холостого хода:
X Р0
1оа " гг
т1 ■ иы ■У Полный ток статора:
/1 - >/ 12а + !?р .
Коэффициент мощности двигателя: /іа
(12)
(13)
СОБф - •
где с = 4,44-Щі^обі.
При регулировании частоты вращения О двигателя "вниз" от номинальной (при / = /1н) магнитный поток уменьшается и можно считать магнитную сис-, -щая тока холостого хода прямо пропорциональна . (5) :
1
..ау
где /0рН - реактивная составляющая тока холостого хода при номинальных напряжении и частоте.
Реактивная и активная составляющие тока стато-
, :
+
Подведенная к двигателю активная мощность:
Л _ т1 -У- Аа.
Полные потери в двигателе:
^Р _РЭЛ1 + Рэл2 + Рмаг +
Электрические потери в обмотке статора:
РШ1 _ т1 ■/^ -Г1 -тч . Электрические потери в обмотке ротора:
\2
(14)
(15)
(16) (17)
Рэл 2 - т1
иы ■У
г
кр
(18)
где та - температурный коэффициент, зависящий от температуры нагрева обмотки ротора.
Потери магнитные и механические определяются по выражениям (10) - (11). Добавочные потери при синусоидальной форме питающего напряжения принимаются в среднем 1 % потребляемой двигателем мощности [2].
Если форма питающего напряжения ступенчатая, что характерно для АПН без ШИМ, то возникают добавочные магнитные и электрические потери от высших гармоник напряжения [1].
При расчете добавочных электрических потерь необходимо учитывать уменьшение индуктивного сопротивления рассеяния ротора и увеличение активного сопротивления обмоток ротора за счет эффекта вытеснения тока [5].
Величина полезной мощности:
^ _л - . (19)
Коэффициент полезного действия:
Р 2
п- —.
Л
(20)
Электромагнитный момент двигателя в соответствии с [3] при номинальных и Лъ
М -
Рэл2 - Р^т -и1н ■'2
(21)
«Г£ 2-п-Лы ^^р
где 2^ определяется по выражению (3), если а = 1, то относительное скольжение £ равно абсолютному скольжению р.
Для частотноуправляемого двигателя электромагнитный момент:
1
+
а
M-
р • ml
•(flH •y)2
• r2
Z2
•ZkP
2-п-АпР-
где p - число пар полюсов обмотки статора. Полезный момент на валу двигателя:
M2 -
P
(22)
(23)
0,н ■(а-р) где 0,н = 2-л/ін / p.
Приведенная методика была использована для расчета рабочих характеристик асинхронного двигателя АН4 - 17-45-10 (номинальные данные: Р2 = 1600 кВт, и1л = 6000 В, синхронная частота вращения п, = 600 / ).
Расчет рабочих характеристик, включая коэффициент мощности и коэффициент полезного действия проводился для нерегулируемого двигателя при переменной нагрузке и его же, как частотноуправляемого при том же диапазоне изменения нагрузки на валу и квадратичном законе регулирования. Зависимость СОБф = /Р2), п = /Р2), = П'СО^ = /Р2) для нерегу-
. 2.
СОЗф, К эн
Рис. 2. Зависимости нерегулируемого двигателя
Характеристики частотноуправляемого двигателя рассчитывались в диапазоне изменения коэффициента регулирования а = 1,0-0,4 при постоянном абсолютном скольжении р = 0,008, что соответствует значению относительного скольжения £ в режи ме номинальной нагрузки и а = 1. Характеристики в зависимости от коэффициента регулирования а приведены на рис. 3 в относительных единицах.
К,Р2,т 2 о.е. 1
1 1 1 1 1 1 1 1 jf
1 1 1 КзрІ 1 1 1 1 L
-1 J- 4- 1 4
-1 4- 1 4- 1 4- 1 >^1
-1 1 4- 1 4- 1 1 1 1 4- У і/ 1 1 1
J L 1 J_ 1 і .
J L 1 L 1 І A 1 -/ 1 і .
1 J L if / ,/"2 2 і і .
J L 1 J_^'l 1 1 і .
J L J- 1 1 і .
1 1^- 1 1 1 1 1 1 1 І а i
0 01 02 03 04 05 06 07 08 09 1
Рис. 3. Зависимости частотноуправляемого двигателя
Расчетная кривая полезной мощности Р2 = Л(а)
Р2 а3,
т2 = Л(а) - -
лу (т2 = а2), что соответствует работе двигателя в режиме вентиляторной нагрузки. Там же приведена зависимость энергетического коэффициента частот-
= Л(а)
энергетического коэффициента нерегулируемого дви-
гателя Кж = fP2) (перестроена с рис. 2).
Анализ результатов расчета показывает, что изменение частоты питающего напряжения f = f1H-a при квадратичном законе регулирования у = a2 приводит к изменению полезной мощности на валу, а значит к изменению энергетического коэффициента Кэр. Одна,
a, -
больших пределах (Кзр = 0,785 при a = 0,4 и Кэр = 0,84 при a = 1,0). Изменение энергетического коэффици-
= f(P2) -
нении нагрузки на валу весьма значительно и при малых мощностях Кэн резко уменьшается, как показано . 2. -вой полезной мощности двигателя требуют дополнительного построения (показано пунктиром на рис. 3).
P2, P2 = f(a)
кривой А'эр = fa) и Кт из кривой Кж = fP2). Напри,
P2 = 0,4 . . -
чим А'эр = 0,83 и Кж = 0,66 соответственно, т.е. энергетический коэффициент увеличился на 25,7 % от своего значения для нерегулируемого двигателя.
Предложенная методика расчета рабочих характеристик частотноуправляемых асинхронных двигателей позволяет определить их энергетические пока, -зателей нерегулируемых и частотноуправляемых асинхронных двигателей показал, что использование частотноуправляемых двигателей в приводах с переменной нагрузкой на валу позволяет существенно повысить энергетическую эффективность асинхрон-, -энергии на собственные нужды электростанции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Радин В.И., Брускин Д.Э., Зорохович А.Е. Электрические машины. Асинхронные машины. - М.: Высшая школа, 1980. - 328 с.
2. Сандлер А.С., Сарбатов Р.С. Автоматическое частотное управление асинхронными двигателями. - М.: "Энергия", 1974. - 326 с.
3. Иванов-Смоленский А.В. Электрические машины. - М.: Энергия, 1980. - 903 с.
4. Копылов И.П. Проектирование электрических машин. -М.: Энергия, 1980. - 486 с.
5. Асинхронные двигатели общего назначения. Под ред. В.М. Петрова и АЗ. Кравчика. - М.: Энергия, 1980. - 488 с.
Поступила 22.09.2009 Вороновский Геннадий Кириллович, д.т.н.
-
Орловский Игорь Викторович Гончарова Екатерина Евгеньевна Нацинальный технический университет "Харьковский политехнический институт"
Украина, 61002, Харьков, ул. Фрунзе, 21
" ", " "
G.K. Voronovskiy, I. V. Orlovskiy, E.E. Goncharova
Techniques of energy performance improvement for electric power users on power station own needs Comparative analysis of power performance of noncontrolled and frequency-controlled asynchronous motors shows that frequency-controlled asynchronous motors application in shaf-tvariable-load drives allows substantial increase in power efficiency of the asynchronous motors as the basic electric power users on power-stations own needs.
Key words - frequency-controlled asynchronous motors, power-stations own needs, power efficiency increase
O 9
O.S
O.2
O.l