Научная статья на тему 'Способы толкования термина «антиутопия» в англоязычной справочной литературе'

Способы толкования термина «антиутопия» в англоязычной справочной литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
142
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антиутопия / жанр / утопия / мениппея / dystopia / genre / utopia / menippean satire

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пулатова В.И.

Целью данной статьи является анализ рецепции термина «антиутопия» в специальной справочной литературе на английском языке. Достижение этой цели позволит конкретизировать содержание данного термина, а также определить недостатки существующих дефиниций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of interpretation of the term «dystopia» in referential literature in English

The aim of this article is to analyze perception of the «dystopia» term in the specialized referential literature in English. Achievement of this aim will enable the term’s contents to be defined concretely, as well as to identify deficiencies of the definitions exist.

Текст научной работы на тему «Способы толкования термина «антиутопия» в англоязычной справочной литературе»

2. Достоевский в зарубежных литературах. - Л.: Наука, 1978

3. Скачибо И. Герой и история. - М., 1988

Способы толкования термина «антиутопия» в англоязычной справочной

литературе

Пулатова В.И.

НУУз, Ташкент

Ways of interpretation of the term «dystopia» in referential literature in English

Pulatova V.I.

NUUz, Tashkent

Аннотация. Целью данной статьи является анализ рецепции термина «антиутопия» в специальной справочной литературе на английском языке. Достижение этой цели позволит конкретизировать содержание данного термина, а также определить недостатки существующих дефиниций.

Ключевые слова: антиутопия, жанр, утопия, мениппея

Abstract. The aim of this article is to analyze perception of the «dystopia» term in the specialized referential literature in English. Achievement of this aim will enable the term's contents to be defined concretely, as well as to identify deficiencies of the definitions exist.

Kew words: dystopia, genre, utopia, menippean satire

Сегодня понятие «антиутопия» (др.-гр. anti «против, напротив», utopia) вновь приобретает актуальность и широко употребляется во многих сферах общества. Не только ученые, но и журналисты, аналитики, государственные деятели оперируют данным термином. При этом определение «антиутопический» нередко применяется в качестве крайне отрицательной оценки явлений, событий и т.д. Примером может служить понимание антиутопии радикальными активистами защиты окружающей среды в Германии: как способа описания нынешнего общества и цивилизации -потребительского образа жизни и чрезмерной эксплуатации природы, которые неизбежно приведут к коллапсу окружающей среды [11]. Как отмечает автор, сегодня антиутопия стала мощным политическим аргументом, использующимся в целях создания картин нежелательных и даже пугающих мест или сценариев будущего, избежать которые необходимо любой ценой [11, с. 51]. Наиболее значимо понимание антиутопии в философском плане. Согласно Новой философской энциклопедии, антиутопия отрицает возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя, а также, как правило, исходит из убеждения, что любые попытки воплотить в жизнь заранее спрограммированный, справедливый общественный строй превращаются в насилие над социальной

действительностью и личностью и приводят к худшему, чем прежде, состоянию общества, прокладывая путь к тоталитаризму [1].

Указанные точки зрения трактуют антиутопию в широком, общенаучном смысле, что, на наш взгляд, размывает границы и затрудняет адекватное восприятие понятия. Вследствие этого возникает необходимость прояснения его смысла путем анализа специальной справочной литературы. Поскольку англоязычная традиция в этом отношении более длительная, чем русская, рассмотрим существующие определения термина «антиутопия» в английских источниках. В одном из самых ранних пособий - Словаре литературных терминов П. Вивиана (1900) так же, как в Словаре литературных терминов Ч. Даффи (1953), «Глоссарии литературных терминов» М.А. Абрамса (1957), антиутопия не упоминается. Данный факт может объясняться тем, что вплоть до 1960 г. термин «антиутопия» не имел специфического литературоведческого значения и использовался в политологии и социологии.

Начиная с 1960 года понятие получает отражение в литературоведческих справочных пособиях, но не как самостоятельный термин, а в рамках словарной статьи, посвященной утопии. Так, в Словаре литературных терминов под редакцией С. Барнета (1960) два самых известных английских антиутопических произведения - романы «Дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла - упоминаются как «перевернутые утопии, изображающие идеально страшные общества» [8, с. 89]. В «Справочнике по литературе» (1960) У.Ф. Трэлла роман «О дивный новый мир» обозначается как сатирическая утопия так же в статье об утопии [10, с. 502]. В 1970 году в «Словаре терминов, форм, приемов мировой литературы и критики» Д.Т. Шипли появляется термин «антиутопия»: «Последние работы изобразили анти-утопии, или дистопии, показавшие ужасные последствия авторитарного контроля или механизации общества» (здесь и далее перевод наш - В.П.) [9, с. 351]. Более подробно (но снова в рамках статьи об утопии) раскрывается понятие в Словаре литературных терминов Д.А. Каддона (1982) - здесь делается попытка выделить разновидности жанра: «Кажущаяся невозможность утопии (и многие неудачные попытки ее создания) породила ее противоположность: дистопию, или анти-утопию; в некоторых случаях почти хилистиастические прогнозы гибели, ожидающей человечество. Они варьируются от причудливой фантазии Дж. Холла «Мир иной и тот же самый» (1600), вполне вероятно первого образца, до безнадежно угнетающего видения «1984» Дж. Оруэлла (1949). Между ними находятся «Мы» Замятина (1920), фантазия в духе Уэллса, происходящая в XXVI в., и романы О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932), самый остроумный и изящный из всех антиутопических миров, и «Обезьяна и сущность» (1942). Политическая антиутопия также убедительно представлена «Скотным двором» Дж. Оруэлла (1945) и «Единственным» Д. Карпа (1953)» [4, с. 733].

Наконец, в середине 90-х гг. антиутопия «получает» отдельное обозначение в справочной литературе. «Энциклопедия литературы Мэрриам -Вебстера» (1995) включает две идентичные друг другу очень краткие заметки («anti-utopia», «dystopia»), которые не расширяют уже имеющееся толкование. В «Мультикультурном словаре литературных терминов» также находим две

отдельные статьи. Первая посвящена антиутопии: «Антиутопия - попытка создания идеального мира, потерпевшая крах: дистопия» [6, с. 15]. Далее представлена своеобразная классификация художественных произведений в зависимости от того, что стало причиной создания антиутопического мира: «...литературные примеры показывают воображаемое создание ада на земле: 1) крушение идеального природного мира в «Расселасе» С. Джонсона (1975); 2) угрозы насилия в романах Г. Уэллса «Остров доктора Моро» (1896) и «Война миров» (1898) и М. Этвуд «Рассказ служанки» (1985); 3) разочарование в механизме утопии в романе для детей Л.Ф. Баума «Удивительный волшебник из страны Оз» (1900) и романе Е. Замятина «Мы» (1921); 4) крах религиозных систем в книге Д. Нейхардта «Говорит Черный Лось» (1932); 5) утрата личных прав в романах Р. Эллисона «Невидимка» (1947), Дж. Оруэлла «1984» (1949) и М. Пирси «Женщина на краю времени» (1976)» [6, с. 15].

В определении антиутопии «Краткого Оксфордского словаря литературных терминов» К. Болдика (2001) пунктиром очерчена природа антиутопии: «Значимая форма научной фантастики и современной сатиры, антиутопическая литература включает «Машину времени» Г. Уэллса (1895), «1984» Д. Оруэлла (1949) и «Риддли Уокера» Р. Хобана (1980)» [2, с. 74]. В «Энциклопедии литературы и науки» (2002) одной из первых дается достаточно подробное освещение исследуемого понятия: «Как и утопии, антиутопии являются дидактическими художественными повествованиями, которые описывают отдельные альтернативные общества и обычно принимают форму реалистических романов, действие которых происходит в месте, отдаленном по времени и пространству от общества самого автора. В случае антиутопии, замысел состоит в шокировании и предупреждении читателя против того, что автор считает нежелательными тенденциями будущего. В этом качестве антиутопии были важной формой протеста против научной или технологической механизации и редукционизма» [3, с. 115].

Детальное описание исследуемого понятия содержится в «Энциклопедии литературы и политики» (2005): антиутопия четко обозначается как жанр, ставится вопрос соотношения его с другими жанрами. В частности, дается обзор основных существующих точек зрения: «Некоторые критики объясняют антиутопическую литературу как «диалектическую форму» утопического литературного жанра; другие видят данную форму как результат мениппейной сатиры. Оба ракурса верны» [5, с. 218]. При этом жанр включается и в научно-фантастическую литературу, что, как нам кажется, несколько усложняет адекватную оценку: «Антиутопический жанр на протяжении следующих десятилетиях продолжал быть важным элементом научной фантастики» [5, с. 219]. Также в статье на примере классических образцов отмечаются неотъемлемые мотивы и темы антиутопического жанра: «.тоталитарное государство, которое использует технологию, современную изолированную бюрократию, тотальную слежку и спроектированные стандарты личной жизни, чтобы контролировать каждый аспект жизни людей» [5, с. 218]. В определении «Словаря литературных терминов и теории литературы» также подчеркивается связь антиутопии с сатирой и научной фантастикой: «Как и утопии, дистопии

могут быть сатирическими и обнаруживаются в научно-фантастической литературе» [7, с. 88].

Подводя итоги обзора справочной литературы, выделим несколько вопросов, которые прояснены недостаточно. Прежде всего, возникает проблема номинации. В теоретических источниках на русском языке используется термин «антиутопия»; в некоторых случаях он сопровождается терминами «дистопия» и «негативная утопия» в качестве синонимов. В англоязычной литературе 60-70х гг. использовались термины «reverse utopia» («перевернутая утопия») и «satirical utopia» («сатирическая утопия»), в последние десятилетия употребляются термины «dystopia» и «anti-utopia» как взаимозаменяемые. Соответственно, два термина - антиутопия и дистопия - представляют собой два основных способа номинации исследуемого литературного жанра. На наш взгляд, целесообразно использовать термин «антиутопия», придерживаясь традиции русского литературоведения и основываясь на синонимичности двух понятий, зафиксированной в проанализированных англоязычных источниках. Помимо проблемы номинации, обзор справочной литературы выявил, что вопрос границ антиутопии трактуется широко, очень редко границы очерчиваются. В основном, суть понятия раскрывается через утопию; существенные черты жанра практически не оговариваются, за исключением сюжетных. Классификация, представленная в рассмотренных источниках, кажется нам недостаточно полной. Указанные вопросы нуждаются в более детальном изучении, на базе существующих научных исследований.

Литература:

1. Новая философская энциклопедия / Научно.-ред. совет: В.С. Стёпин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. - М.: Мысль, 2010. - Т. 1-4. - 2816 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=176888

2. Болдик К. Краткий Оксфордский словарь литературных терминов. - Нью-Йорк: Изд-во «Oxford University Press», 2001. - 289 с.

3. Дири Дж. Антиутопии // Энциклопедия литературы и науки. Под ред. П. Госсин. - Вест-порт, Коннектикут: Изд-во «Greenwood Press», 2002. - 575 с.

4. Каддон Дж.А. Словарь литературных терминов. - Нью-Йорк: Изд-во «Penguin books», 1982. - 761 с.

5. Каплан К. Антиутопическая литература // Энциклопедия литературы и политики: цензура, революция и творчество. Под ред. М.К. Букера. Т.1. - Вест-порт, Коннектикут: Изд-во «Greenwood Press», 2005. - 1016 с.

6. Кэри Г., Снодграсс М.Э. Мультикультурный словарь литературных терминов. - Джефферсон, Сев. Каролина: Изд-во «McFarland & Company, Inc., Publishers», 1999. - 184 p.

7. Огер П. Словарь литературных терминов и теории литературы «The Anthem». - Лондон: Изд-во «Anthem Press», 2010. - 389 с.

8. Словарь литературных терминов. Под ред. С. Барнета, М. Бермана, У. Барто. - Бостон: Изд-во «Little, Brown and Company», 1960. - 96 с.

9. Словарь терминов, форм, приемов мировой литературы и критики. Под ред. Д.Т. Шипли. - Бостон: Изд-во «The Writer, Inc.», 1970. - 466 с.

10. Трэлл У.Ф., Хиббард Э. Справочник по литературе. Изд. 2-е, исп. и расш. - Нью-Йорк: Изд-во «The Odyssey Press»,1960. - 594 с.

11. Kr0ijer S. Civilization as the undesired world. Radical Environmentalism and the Uses of Dystopia in Times of Climate Crisis. // Social Analysis, Volume 64, Issue 3. - P. 48-67.

Мифологический хронотоп в романе Т. Пулатова «Черепаха Тарази»

Сергеева Э.С.

Чирчикский государственный педагогический институт Mythological chronotope in T. Pulatov's novel " The Tarazi Turtle»

E.S.Sergeyeva

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent

Аннотация: В работе исследованы философские основы романа Т.Пулатова «Черепаха Тарази». Изучение сюжета произведения имело своей целью выделить события, создающие мифологическую основу хронотопа, раскрыть мировозрение автора, способствовавшего образованию хронотопа именно в таком виде. Для этого были описаны основные определения хронотопа, принятые в научном мире, проблемы, поднимаемые учеными, изучающими эту тему. Материалом исследования создания хронотопа послужил непосредственно сам текст романа.

Ключевые слова: хронотоп, топос, локус, пространство, время, тенгрианство, философия, сверхтекст, архитекст.

Abstract: The paper examines the philosophical foundations of T. Pulatov's novel "The Tortoise of Tarazi". The study of the plot of the work was intended to highlight the events that create the mythological basis of the chronotope, to reveal the author's worldview, which contributed to the formation of the chronotope in this form. For this purpose, the main definitions of the chronotope, accepted in the scientific world, and the problems raised by scientists studying this topic were described. The material for the study of the creation of the chronotope was the text of the novel itself.

Keywords: chronotope, topos, locus, space, time, Tengrianism, philosophy, supertext, architect.

Творчество Тимура Пулатова пронизано философской сущностью описываемых им событий. Фантастические, на первый взгляд, ситуации, в которые попадают персонажи его произведений, имеют своей целью донести до читателя вполне реальное видение мира писателем. Подобная философская направленность литературной деятельности, приводит автора к необходимости отражения в своих произведениях основ мироздания в проекции своего понимания устройства Вселенной[1, c. 132]. В процессе этой деятельности Т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.