Научная статья на тему 'Способы совершения налоговых преступлений и признаки их обнаружения оперативными сотрудниками в учетном процессе'

Способы совершения налоговых преступлений и признаки их обнаружения оперативными сотрудниками в учетном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1787
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНЫЕ СОТРУДНИКИ / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ / ОПЕРАТИВНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРИЗНАКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ В УЧЕТНОМ ПРОЦЕССЕ / BUDGET SYSTEM / SHADOW ECONOMY / TAX CRIMES / OPERATIONAL STAFF / CONTROLLING BODIES / OPERATIONAL UNIT / WAYS OF COMMITTING TAX CRIMES / SIGNS OF MANIFESTATION OF UNLAWFUL ACTS IN THE ACCOUNTING PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубоносов Евгений Серафимович

Рассмотрена проблема выявления налоговых преступлений в современных условиях экономического развития, их значимость для бюджета страны. На основе анализа правоприменительной практики выделены наиболее типичные способы их совершения и признаки проявления противоправных деяний в учетном процессе, по которым они могут быть обнаружены правоохранительными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PREVENTING TAX CRIMES AND SIGNS OF THEIR DETECTION BY OPERATIONAL EMPLOYEES IN THE ACCOUNTING PROCESS

The problem of revealing tax crimes in the current conditions of economic development, their importance for the country's budget is considered. On the basis of the analysis of law enforcement practice, the most typical methods of their commission and the signs of the appearance of unlawful acts in the accounting process are identified, according to which they can be detected by law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «Способы совершения налоговых преступлений и признаки их обнаружения оперативными сотрудниками в учетном процессе»

PROBLEMS OF THE THEORY AND PRACTICE OF DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES AND DIFFERENTIATION OF CRIMINALISTIC KNOWLEDGE

A.F. Volynsky, I.V. Tishutino,

The article analyzes problems of disclosure and investigation of crimes in the aspect of differentiation of criminal procedural, criminalistic, forensic and operational-search activities. The need to integrate the sciences of the criminal-legal bloc at a qualitatively different, higher level, with an orientation toward the common object of activity - the organization of disclosure and investigation of crimes, is argued. They are about common problems for them, requiring the consolidation of efforts of scientists representing these branches of knowledge.

Key words: criminalistics, criminal procedural activity, criminalistic activity, forensic and expert activity, operative-search activity, investigation, criminal activity, differentiation.

Volynsky Alexander Fomich, Honored Scientist of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Law. Sciences, prof., prof. Department of Criminalistics, inna tishutina@ mail.ru, Russia, Moscow, Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Y. Kikotya.

Tishutina Inna Valerievna, Doctor of Law. Sciences, prof. Department of Criminalistics, [email protected], Russia, Moscow, Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Y. Kikotya.

УДК 343

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРИЗНАКИ ИХ ОБНАРУЖЕНИЯ ОПЕРАТИВНЫМИ СОТРУДНИКАМИ В УЧЕТНОМ ПРОЦЕССЕ

Е.С. Дубоносов

Рассмотрена проблема выявления налоговых преступлений в современных условиях экономического развития, их значимость для бюджета страны. На основе анализа правоприменительной практики выделены наиболее типичные способы их совершения и признаки проявления противоправных деяний в учетном процессе, по которым они могут быть обнаружены правоохранительными органами.

Ключевые слова: бюджетная система, теневая экономика, налоговые преступления, оперативные сотрудники, контролирующие органы, оперативное подразделение, способы совершения налоговых преступлений, признаки проявления противоправных деяний в учетном процессе

Налоговые поступления являются главным источником доходов бюджетной системы российского государства, их доля, по оценкам Минфина России, составляет до 90%. Уклонение от уплаты налогов влечет: сокращения и неполучения поступлений в бюджет стран; дестабилизацию ценовых

соотношений и рыночной конкуренции; несоблюдение принципа социальной справедливости [1, с. 36].

В условиях развития предпринимательства, ликвидации теневой экономики, привлечения в страну полномасштабных инвестиций борьба с налоговыми преступлениями становится важнейшим направлением деятельности оперативно-розыскных органов.

В настоящее время функция выявления преступлений, нарушающих законодательство РФ о налогах и сборах, возложено на оперативных сотрудников территориальных подразделений Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК МВД РФ). По данным ГИАЦ МВД России, в 2016 г. ими выявлено 9283 налоговых преступлений, а их рост составил по сравнению с прошлым годом 2, 68%. Свою деятельность сотрудники данных подразделений осуществляют при взаимодействии с различными контролирующими органами (Счетная палата РФ, ФНС РФ, ФТС РФ, ФАС РФ и др.).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ указывается на неразрывную связь налогового преступления и нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, и относятся к налоговым преступлениям следующие общественно опасные деяния:

- уклонение от уплаты налогов и сборов (ст.198, 199 УК РФ);

- неисполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов в соответствующий бюджет (ст.199.1 УК РФ);

- сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки (ст.199.2 УК РФ) [2].

Налоговые преступления представляют общественно опасные, запрещенные законом под угрозой наказания умышленные деяния, связанные с нарушение законодательства РФ о налогах и сборах.

На умышленный характер налоговых преступлений указывалось на совместном заседании ФНС России и Следственного комитета России, по результатам которого выработаны методические рекомендации [3], могущие использоваться при выявлении и расследовании данных преступлений.

По схеме распределения преступных связей можно выделить налоговые преступления, совершенные: 1) одним лицом; 2) группой лиц в одной организации-налогоплательщике; 3) группой лиц в нескольких организациях (банки, налоговые органы, контрагенты и др.).

Наиболее распространенным является совершение налогового преступления группой лиц в организации налогоплательщика (п. «а» ч. 2 ст.199 УК РФ). Чаще всего в таких преступлениях принимает участие руководитель и главный бухгалтер организации, а также другие работники бухгалтерии.

В ранее проведенных исследованиях по данному вопросу отмечается, что в 76% случаев к уголовной ответственности за налоговое преступление привлекался руководитель организации, в 16% - главный бухгалтер, в 8% -руководитель и бухгалтер [4, с. 44].

В условиях развития экономической деятельности хозяйствующих субъектов постоянному совершенствованию подвергаются способы совершения налоговых преступлений, а лицами, склонными к их совершению, разрабатываются схемы уклонения от уплаты налогов (сборов), приемы искажения отчетности и противодействия оперативно-розыскным органам, реализующих функции по выявлению данных преступлений.

Многочисленные авторы, исследующие проблемы борьбы с налоговыми преступлениями, предлагают различные классификации способов их совершения (В.Д. Ларичев, Л.В. Платонова, И.Н. Соловьев, Е.Н. Шахов и др.). Под способами совершения налогового преступления они понимают прием или совокупность приемов, который использует субъект для осуществления преступного деяния, которое может выражаться как в действии, так и в бездействии или представлять систему (схему) действий.

В связи с этим целесообразно выделить наиболее распространенные в правоприменительной практике способы совершения налоговых преступлений, которые встречаются в деятельности специализированных оперативных подразделений ОВД.

1. Искажение или сокрытие сведений налоговой отчетности о хозяйственной деятельности, предоставляемой в налоговый орган.

Признаки таких действий могут быть обнаружены оперативными сотрудниками в учетном процессе. К ним относятся:

- наличие в налоговом органе отчетных документов, содержащих заведомо ложные сведения;

- отсутствие в налоговом органе первичных документов или представление их;

- полное или частичное отсутствие в налоговом органе документов налоговой и бухгалтерской отчетности;

- отсутствие сведений о фактическом месте нахождения организации и лицах, действующих от ее имени;

- сокрытие сведений об открытых расчетных счетах;

2. Не составление или уничтожение документов бухгалтерского учета.

Признаками такого способа являются:

- полное или частичное отсутствие бухгалтерских документов, на основании которых формируется налоговая отчетность;

- отсутствие в организации-налогоплательщике специально уполномоченных внутренними документами лиц, которые отвечают за ведение бухгалтерского учета;

- не ведение бухгалтерского учета в организации.

Уничтожение документов налоговой отчетности при проведении проверочных мероприятий может маскироваться под форс-мажорные обстоятельства (пожар, затопление, утрата при транспортировке, кража и др.) и предоставление в контролирующую организацию, расположенную в другом регионе.

За утрату бухгалтерских документов предусмотрена ответственность по

ст.120 НК РФ, а за неведение бухгалтерского учета административная ответственность (ст.15.11 КоАП РФ)

3. Фальсификация сведений о реально заключенных сделках.

Сведения могут быть выявлены в процессе проверки организации-

налогоплательщика. Признаками таких сделок являются:

- несоответствие между проверяемыми сделками и взаимосвязанными с ними операциями или сопутствующими расходами (превышающее потребление сопутствующей продукции, транспортные расходы, затраты на оплату труда сотрудников;

- противоречие бухгалтерских и иных документов (переписки, оперативно-технической документации и др.);

- противоречия между показанием руководителей и исполнителей операций и контрагентами;

На фиктивность сделки могут указывать: отсутствием документов на перемещение товаров, отсутствие документов оперативно-технического учета; передача товаров, выполнение работ и услуг, не характерных для направления деятельности организации, передача товаров и выполнение работ (услуг); передача товаров (услуг), которые могут быть выполнены самим налогоплательщиком.

4. Использование фирм-« однодневок». Данный способ нашел отражение в ведомственных документах [5]. При этом под фирмой «однодневкой» следует понимать организацию, созданную с целью совершения противоправных действий, не ведущую самостоятельной предпринимательской деятельности и искусственно включенную в цепочку хозяйственных связей.

Создание подобных «фирм» является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения. Они, как правило, регистрируются на лиц, утративших документы, подставных или умерших граждан с целью занижения налоговой базы и незаконного возмещения НДС из бюджета. При этом признаками таких организаций являются:

- массовая регистрация 5-10 фирм, в которых лицо является не только учредителем, но и руководителем;

- нахождение по одному адресу несколько десятков организаций;

- оформление большого количества организаций на одно лицо;

- не ведение организацией хозяйственной деятельности и отсутствие в ней наемного персонала, за исключением руководителя;

Подобные организации через короткий промежуток времени могут ликвидироваться или присоединяться к основному предприятию [6, с. 44-45].

5. Использование аффилированных организаций для совершения налоговых преступлений.

Аффилированные (от англ. а/ШМв- связь, соединение) организации - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на экономические результаты и деятельность компании или индивидуального предпринимателя. В НК РФ такие субъекты называются «взаимозависимые лица» (ст. 20 НК РФ). К их числу относятся: лица, входящие в управление

органом (совет директоров, наблюдательный совет), лица и компании, владеющие 20% и более акций, компании, входящие в финансово промышленные группы самой группы организации-налогоплательщика.

Контроль за списками аффилированных компаний осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ).

Особенностями приемов, основанных на использовании аффилированных организаций, заключается в придании их действиям по совершению налогового преступления определенной «правомерности». Это обусловлено тем, что в отличие от фирмы «однодневки», данная организация обладает признаками юридического лица, реальным руководителем и, соответственно, исключает спорные отношения и выявление налогового преступления.

Аффилированные организации используются с целью: искажения сведений о реальных сделках; оформления фиктивных сделок; получения налоговых льгот

Основными признаками использования данных организаций для совершения налоговых преступлений являются: а) согласованность действий налогоплательщика и контрагента; б) зависимый характер аффилированного лица от налогоплательщика (организация владеет другой, и находятся в одном офисе, подчиненность в совместной работе, родственные связи и др.).

6. Осуществление взаиморасчетов в наличной форме и безналичной форме.

В данной ситуации передача денег осуществляется через кассу путем составления фиктивных кассовых документов либо с целью их последующего уничтожения для сокрытия полученной прибыли налогоплательщиком или контрагентом для подтверждения расходов.

Признаком таких действий по нарушению налогового законодательства является:

- превышение лимита наличных денежных средств в кассе;

- большие суммы денежных, выдаваемых в «под отчет»;

- наличие фактов кредитования наличными деньгами между физическими лицами и организациями;

- выдача зарплаты сотрудникам минуя кассы и перечисления на счета.

Наиболее распространенным является прием снятия наличных денежных

средств со счета и использование его на коммерческие цели.

При безналичном расчете могут использоваться схемы по возврату денег под видом кредитных обязательств. Например, проведение операций по счетам открытым в одном банке; разовый характер перечислений денежных средств; направленность операции на использование контрагентов, зарегистрированных в оффшорной зоне; оплата различных видов ценных бумаг.

В процессе осуществления таких операций принимает участие узкий круг лиц (руководители, бухгалтерский аппарат), перечисления, как правило, вызывают несоответствия между бухгалтерскими и иными документами, транспортными расходами и расходами на оплату труда работников. Данные операции могут противоречить выполнению услуг, характерных для

организации-налогоплательщика.

7. Противодействие функции налогового контроля выражается в не предоставлении документов налоговой отчетности и игнорировании общения с органами налогового контроля.

Невыполнение требований налоговых органов основано на бездействии налогоплательщика (невыполнение действий, предусмотренных налоговым законодательством), которое выражается в следующем: а) не предоставление требуемых документов; б) игнорирование решений и законных требований налоговых органов; в) не явка в налоговый орган; г) отсутствие возражений налогоплательщика на акты и решения налогового органа.

Перечисленные способы не являются исчерпывающими, а признаки их проявления могут изменяться, совершенствоваться и использоваться для уклонения не только от одного налога или системы налогообложения, а от нескольких налогов (налог на добавленную стоимость, доходы на физических лиц, налога на прибыль и др.).

Список литературы

1. Гордиенко М.С. Финансовая политика на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. 2011. №10.

2. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 №64 «О практике применения судами уголовного законодательства от ответственности за налоговые преступления» // Российская газета. 31.12.2006. № 297.

3. Письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях лиц налогоплательщиков, направленных на неуплату налогов (сборов) (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России) // Учет, налоги, право. Официальные документы. 26.0902.10.2017. № 35.

4. Кучеров И.И. Налоги и криминал. М., 2000.

5. Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84 «О рассмотрении обращения» // Учет, налоги, право. Официальные документы. 02.03.2010. № 9.

6. Дубоносов Е.С., Павлова Н.В. Фирмы «однодневки» для уклонения от уплаты налогов // Налоговый вестник. 2009. №12. С. 44-45.

Дубоносов Евгений Серафимович, д-р юрид. наук, проф., зав. кафедрой уголовного права и процесса, йиЪопо&оу1 @упёех. г и, Россия, Тула, Тульский государственный университет

METHODS OF PREVENTING TAX CRIMES AND SIGNS OF THEIR DETECTION BY OPERATIONAL EMPLOYEES IN THE ACCOUNTING PROCESS

E.S. Dubonosov

The problem of revealing tax crimes in the current conditions of economic development, their importance for the country's budget is considered. On the basis of the analysis of law enforcement practice, the most typical methods of their commission and the signs of the appearance of unlawful acts in the accounting process are identified, according to which they can be detected by law enforcement agencies.

Key words: budget system, shadow economy, tax crimes, operational staff, controlling bodies, operational unit, ways of committing tax crimes, signs of manifestation of unlawful acts in the accounting process

Dubonosov Eugene Serafimovich, Dr. jurid. Sciences, Professor, Head. Department of Criminal Law and Procedure, [email protected], Russia, Tula, Tula State University .

УДК 342.5

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

В.Н. Казаков, А.Ю. Анненков

Проблема эффективной реализации функций государства, через которые воплощается, по сути, его социальное назначение, традиционно находится в поле зрения исследователей. Очевидно, что основные направления деятельности государства, а также методы, с помощью которых они воплощаются в жизнь, находятся в постоянном развитии под воздействием изменяющихся социальных условий существования таких социокультурных феноменов, как государство и право. Особый интерес при этом вызывает исследование правового принудительного воздействия на общественные отношения со стороны государства как один их наиболее действенных методов, направленных на полноценное решение стоящих перед ним задач. Авторы анализируют сущность и основы понимания государственно-правового принуждения, рассматривая это явление через функции государства, что показывает динамические свойства исследуемого социально-правового феномена.

Ключевые слова: государственно-правовое принуждение, государственное принуждение, правовое принуждение, правовое государства, функции государства.

Государственно-правовое принуждение представляет собой социально-правовой феномен, который характеризуется сложностью и многоаспектностью, разнообразием форм проявления и способностью воздействовать на самый широкий круг вопросов в государственной и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.