УДК 343.985.7 : 343.37 ББК 67
© 2017 г. К. П. Малянова,
преподаватель-методист отделения планирования, контроля и практики учебного отдела
Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЯМИ 173.1173.2 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается практика взаимодействия налоговых и правоохранительных органов. Приведены различные методы и приемы выявления налоговых преступлений, способы обнаружения незаконного образования (создания, реорганизации) юридического лица, незаконного использования документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица, как одной из схем уклонения от уплаты налогов организациями.
Ключевые слова: налоговые органы, правоохранительные органы, незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица, методы и приемы выявления налоговых преступлений, фирмы-«однодневки».
K. P. Mafiynova - Teacher-methodologist of the Department of Planning, Control and Practice the Training Division,
Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation.
INTERACTION OF LAW ENFORCEMENTAND OFFICERS TO IDENTIFY CRIMES PROVIDED
FOR IN THE ARTICLES 173.1 AND 173.2 OFTHE CRIMINAL CODE OFTHE RUSSIAN FEDERATION
The article discusses the practice of interaction between tax and law enforcement agencies. Different methods and techniques of identification of tax offenses, methods of detecting illegal formation (creation, reorganization) of a legal entity, fraudulent use of documents for formation (establishment, reorganization) of a legal entity, as one of schemes of evasion from payment of taxes organizations.
Key words: tax authorities, law enforcement agencies, Illegal formation (creation, reorganization) of legal entities, methods and techniques of detection of tax offencescompanies, one-day firms.
В настоящее время проблема неуплаты налогов организациями в России продолжает оставаться актуальной. Несмотря на расформирование налоговой полиции, функции по борьбе с уклонениями от уплаты налогов и (или) сборов с организаций были поделены между правоохранительными и налоговыми органами. На эти разные по структуре организации возложены общие цели по обеспечению стабильного пополнения бюджета государства. От того, насколько эффективно, грамотно и своевременно будет налажено взаимодействие между правоохранительными и налоговыми органами, зависит экономическое развитие нашего государства.
Так, по мнению профессора А. Р. Ратино-ва, «под взаимодействием понимается основанная на законе согласованная деятельность административно независимых друг от друга органов..., направленная на раскрытие и предупреждение конкретного преступления путем наиболее целесообразного сочетания
методов и средств, присущих этим органам» [2, с. 42].
Резонно возникает вопрос, какие подразделения относятся к налоговым органам, а какие - к правоохранительным? Термином «налоговые органы» охватываются только органы Федеральной налоговой службы РФ. Однако на практике население относит к ним не только ФНС России, но и таможенные органы, органы внебюджетных фондов.
Федеральная налоговая служба РФ является контролирующим органом, но в ее обязанность включается передача (не позднее чем в 10-дневный срок) информации, материалов проверок в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Правоохранительные органы - государственные органы, основной функцией которых выступает охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К правоохранительным органам относятся суд, арбитраж, конституци-
онный суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности, таможенного контроля, юстиции, служба судебных приставов. В широком смысле это понятие включает в себя также ряд негосударственных институтов: адвокатуру, третейский суд и пр.
Хотелось бы отметить, что существование множества схем уклонения от уплаты налогов организациями подвигло законодателя на включение в Уголовный кодекс РФ статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в налоговой сфере. Одним из факторов, способствующих совершению противоправных действий (занижению доходов, завышению вычетов по НДС, незаконного возмещения НДС из бюджета и т. п.), является незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица, незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Данные подставные организации принято называть фирмами-«одноднев-ками». По статистическим данным Федеральной налоговой службы РФ, свыше 60 % от всех регистрируемых фирм - это фирмы-«одно-дневки», которые находятся в «тени». Подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями при осуществлении деятельности по выявлению налоговых преступлений необходимо учитывать, что последние отличаются высокой латентностью.
Указанные преступления характеризуются постоянным усложнением мошеннических схем возмещения НДС с применением изощренных мер конспирации. Над разработкой и организацией схем мошеннического возмещения НДС работают высококвалифицированные налоговые консультанты, досконально изучившие налоговое и уголовное законодательство [1, с. 3].
Преступниками используются различные способы маскировки и завуалированности деятельности коммерческих фирм для придания им вида легальной деятельности. Такие преступления характеризуются большим размером причиненного материального ущерба, высоким социальным статусом лиц, их совершающих, большими временными рамками от момента их совершения до момента выявления признаков состава преступления.
Для раскрытия налоговых преступлений сотрудникам органов внутренних дел необ-
ходимо прилагать немало усилий. Очень редко в подразделение поступают заявления, сообщения от граждан и организаций о совершении таких деяний. Для получения официальной информации сотрудникам приходится самостоятельно осуществлять поисковую работу на объектах первоочередной оперативной заинтересованности по обнаружению признаков подготавливаемых, совершаемых либо совершенных налоговых преступлений.
В ходе поисковой работы сотрудники правоохранительных органов при взаимодействии с сотрудниками налоговых органов используют различные методы и приемы выявления налоговых преступлений:
1. Встречная проверка операций (сделок). Налоговая инспекция запрашивает документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивает полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.
Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из Налогового кодекса РФ, введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрос информации и документов о налогоплательщике по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.
Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.
2. Встречная сверка документов, которая проводится в двух различных подразделениях одной и той же организации путем сверки отдельных экземпляров одного и того же документа, а также учетных регистров, находящихся в двух различных организациях (накладная - у покупателя, второй экземпляр накладной - у поставщика и т. д.).
Существует ряд факторов, ограничиваюю-щих применение данного метода:
- составление документов по некоторым операциям в единственном экземпляре;
- осуществление подлога во всех экземплярах одного и того же документа;
- невозможность провести сверку ввиду отсутствия второго экземпляра в связи с выдачей документа в частные руки.
Взаимная сверка документов предполагает использование различных документов в любом сочетании, прямо или косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию.
3. Проверка контролирующих регистров (журнал, реестр, ведомость) в их связи с документами. Этот метод позволяет выявить расхождения между первичными документами, к которым предъявляются определенные требования (полнота и правильность оформления, заполнения реквизитов, законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей), и данными в системе синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета. С этой целью сведения об остатках имущества, хозяйственных средств и источниках их формирования, а также данные о хозяйственных операциях из соответствующих первичных или сводных документов записываются в учетные регистры.
4. Рассмотрение финансово-хозяйственной деятельности в динамике. При этом методе проверяемая организация делится на ряд структурных подразделений и отдельные направления деятельности. В процессе проведения анализа осуществляется комплексная проверка всех отчетных документов за определенный временной промежуток с использованием системы источников экономической информации исходя из внутрихозяйственных и внешних связей, факторов и показателей.
5. Сопоставление однородных операций. Для сопоставления однородных операций используется два универсальных по сфере применения метода - хронологический и сравнительный анализ. С помощью хронологического анализа выявляются отклонения от обычного оборота ценностей. Анализируются даты совершения тех или иных хозяйственных операций, отраженные в данных учета.
Метод сравнительного анализа позволяет сопоставлять данные ряда документов, отражающие разные хозяйственные операции за аналогичный период времени. Поисковое значение является преимуществом и общей чертой хронологического и сравнительного анализа. Правоохранительные органы применяют эти приемы для сужения круга поиска доказательственных материалов. Найденные отклонения и «странные закономерности» приобретают значение доказательств только
в совокупности с другими фактическими данными. Такие данные могут быть получены после проверки выделенных сомнительных операций с помощью других приемов исследования, прежде всего с помощью встречной проверки и метода взаимного контроля документов.
6. Проверка правильности списания ресурсов в соответствии с нормативными документами. Обоснованность списания ресурсов в расход определяется на основе изучения и сопоставления данных первичных расчетно-платежных документов (счетов-фактур, накладных, требований на отпуск материалов) и учетных регистров (карточек складского учета, отчетов о движении ценностей, ведомостей и др.). Устанавливается полнота оприходования производственных запасов, правильность их классификации и оценки, наличие оформленных договоров с материально ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий.
7. Изучение хозяйственных операций и балансовых счетов в их связи. Для отображения хозяйственных операций баланс разделяется на счета, причем для отображения изменений по каждой статье баланса создается отдельный счет. Счета предназначены для группирования необходимых для принятия решений показателей по определенным объектам. Каждый счет предназначен для отображения конкретного объекта хозяйственных средств или источников их образования. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям.
Взаимодействие Министерства внутренних дел РФ и Федеральной налоговой службы РФ должно строиться с учетом максимального использования тех возможностей и преимуществ, которыми в сравнении друг с другом обладают названные ведомства. Так, несомненным достоинством налоговой службы является наличие значительных информационных ресурсов и большой объем проводимой аналитической работы.
Одним из лучших информационных ресурсов ФНС России является специальная база данных «Юридические лица, контролируемые в первую очередь» (ЮЛ-КПО), предназначенная для оценки благонадежности
компании. Показатели «налоговой неблагонадежности» были сформулированы в приказе ФНС России от 14 октября 2008 года № ММ-3-2/467 «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333 "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок"», в котором отражены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Критерии, перечисленные в данном документе, - это, по сути, сокращенный вариант ЮЛ-КПО. Данные о компании собираются из трех источников: из данных, подаваемых при регистрации фирмы; данных, подаваемых при постановке на налоговый учет; данных, собираемых в процессе коммерческой деятельности компании. В базу ЮЛ-КПО заносятся все компании вне зависимости от наличия сомнительных факторов. В базе ЮЛ-КПО существует система рейтингов. Каждая компания оценивается по ряду факторов, и чем больше у нее показателей неблагонадежности, тем больше вероятность жесткого контроля и санкций со стороны налоговых органов. Например, если компания в течение одного или нескольких отчетных периодов не сдает отчетность, рейтинг ее в системе ЮЛ-КПО неуклонно растет.
Информационная система КСНП (комплексные сведения о налогоплательщиках) используется налоговыми органами для оперативного получения информации о компании, ее контрагентах и аффилированных лицах.
В системе собираются и оцениваются данные, полученные из бухгалтерской и прочей отчетности юридического лица, представляемой по месту регистрации компании. Система собирает не только информацию о налогоплательщике, но и о его контрагентах. В случае возникновения подозрения о налоговых нарушениях или обнаружения фактов налогового нарушения налоговые органы вправе назначить проверку. Сведения, представляемые налогоплательщиками на этапе регистрации, о внесении изменений в регистрационные сведения и сдаче отчетности и являются этой информацией.
Система САИ-В (сбора и анализа информации, поступающей от внешних источников (третьих лиц) служит способом достижения вышеуказанных целей. Третьими лицами мо-
гут выступать не только обычные граждане, но и правоохранительные органы, ГИБДД, Роснедвижимость, Федеральная служба по финансовому мониторингу, интернет-источники и т. д. Это одна из самых закрытых систем проверки налогоплательщиков. Система позволяет выявить налогоплательщиков с наибольшим количеством нарушений. Целью создания данного программного комплекса является автоматизация отбора компаний для выездных проверок.
В вопросах сбора и анализа информации о налогоплательщике налоговая служба на современном этапе значительно опережает органы внутренних дел. Поэтому при взаимодействии сотрудникам полиции необходимо активно использовать информационные ресурсы своих коллег из налоговой службы для достижения указанных целей. Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел располагают более широкими возможностями в рамках применения законодательства, относящегося к осуществлению оперативно-разыскной деятельности. Данные особенности двух ведомств во многом определяют методы их взаимодействия.
В достижении положительного результата в выявлении и пресечении преступлений, предусматривающих уголовную ответственность по ст. 173.1-173.2 УК РФ, сотрудникам правоохранительных органов помогает доступ к информации, находящейся в распоряжении ФНС России. Тщательный анализ сведений дает возможность выявить широкий круг подозрительных юридических лиц, специализирующихся на создании и использовании «однодневок». Сведения из ФНС России позволяют решить и основную задачу органов внутренних дел на первоначальном этапе при борьбе с фирмами-«одноднев-ками» - это выявление возможных печатей указанных фирм, их учредительных и иных документов, компьютеров с установленными бухгалтерскими программами и системами «Клиент-банк». Подобные места могут располагаться как в офисах компаний, так и в помещениях, используемых участниками указанных организованных групп.
Фирма, созданная через подставных лиц, чаще всего существует в течение непродолжительного времени. Если за этот промежуток времени она не выявлена, но уже ощутила интерес к себе со стороны правоохранительных и налоговых органов, то происходит
процедура внесения изменений в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) - выход старых учредителей, продажа долей в уставном капитале, перераспределение долей на подставных лиц. Начиная с 1 июля 2002 года процедурой внесения изменений занимаются органы ФМС России. В распоряжении налоговых органов могут оказаться такие важные сведения, как устав организации, учредительные договоры, доверенности. В соответствии со ст. 21 УПК РФ сотрудники налоговых органов должны предоставлять указанную информацию по запросу правоохранительных органов, однако на практике взаимодействие осуществляется несвоевременно, что затрудняет работу по оперативному выявлению признаков незаконного образования и незаконного использования документов для создания (реорганизации) юридического лица.
В современном мире широкое распространение получили электронные ресурсы. Сдача бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде через Интернет - это процедура, доступная любому участнику коммерческих отношений. Также широкое распространение среди коммерческих фирм получила система «Клиент-банк», когда оплата сче-
Литература
1. Варданян А. В., Антонов В. А., Белохреб-тов В. С. Особенности выявления, раскрытия и первоначального этапа расследования покушения на мошенничество при возмещении налога на добавленную стоимость: мо-ногр. Иркутск, 2016.
2. Ратинов А. Р. Взаимодействие следователей прокуратуры и органов милиции при расследовании преступлений: учеб. М., 1964.
3. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/3332 (с изм. от 14.10.2008). URL: http://consultant.ru
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. URL: http://consultant.ru
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. URL: http://consultant.ru
тов, перевод денежных средств, закрытие, открытие кредитных линий осуществляется посредством электронной связи, более того, подписывается электронной подписью уполномоченного лица. Описанные мероприятия представляют реальную возможность для сотрудников налоговой службы при взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов отследить через 1Р-адреса компьютеров налогоплательщиков круг лиц и помещения, где расположены фирмы-«одноднев-ки». Аналогичную информацию можно получить из банков, если интересующие фирмы используют систему «Клиент-банк».
Таким образом, эффективность борьбы с фирмами-«однодневками» при плодотворном взаимодействии налоговых и правоохранительных органов зависит от своевременного обмена информацией, достоверности сведений, поступающих из налоговых органов, регулярного заполнения существующих информационных баз, создания единого защищенного электронного ресурса для отражения накопленной и вновь поступающей информации о фирмах-«однодневках», попавших в поле зрения как налоговых, так и правоохранительных органов.
Bibliography
1. Vardanyan A. V., Antonov V. A., Be-lokhrebtov V. S. The peculiarities of detection, disclosure and the initial stage of investigation of attempt at fraud with compensation of a value added tax: monograph. Irkutsk, 2016.
2. Ratinov A. R. The Interaction of investigators of the Prosecutor and of the police in investigating crimes: tutorial. Moscow, 1964.
3. On approval of the concept of planning system of field tax audits: the order FNS of Russia from May 30, 2007 № MM-3-06/3332 (with amendments dated 14.10.2008). URL: http://consultant.ru
4. Tax code of the Russian Federation. URL: http:// consultant.ru
5. The code of criminal procedure of the Russian Federation. URL: http://consultant.ru