Научная статья на тему 'Способы социального контроля развития туристской инфраструктуры г. Ростова-на-Дону'

Способы социального контроля развития туристской инфраструктуры г. Ростова-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
201
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИСТСКАЯ НАВИГАЦИЯ / SOCIAL CONTROL / TOURISTIC INFRASTRUCTURE / TOURISTIC NAVIGATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Петрулевич Ирина Анатольевна, Чернобровкина Наталья Игоревна

В статье выявляются неэффективные способы социального контроля развития туристской инфраструктуры администрацией г. Ростова-на-Дону и исследуются предложения общественности по их оптимизации. Основные направления совершенствования городской среды с целью повышения привлекательности туристской деятельности разрабатываются с учетом результатов проведенного эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Петрулевич Ирина Анатольевна, Чернобровкина Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODES OF SOCIAL CONTROL OF THE TOURIST INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN THE CITY OF ROSTOV-NA-DONU

The article reveals inefficient modes of social control of the tourist infrastructure development carried out by the administration of Rostov-na-Donu. The authors study suggestions on their optimization. The main areas of the city environment improvement, aimed at the strengthening of the tourism appeal, are developed with due regard to the results of the undertaken empirical study.

Текст научной работы на тему «Способы социального контроля развития туристской инфраструктуры г. Ростова-на-Дону»

УДК 316

Петрулевич Ирина Анатольевна

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социальных коммуникаций и технологий

Южного федерального университета

Чернобровкина Наталья Игоревна

кандидат философских наук,

доцент кафедры социологии, политологии и права

Института по переподготовке и повышению

квалификации преподавателей

гуманитарных и социальных наук

Южного федерального университета

СПОСОБЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

Petrulevich Irina Anatolievna

D.Phil. in Social Science, Professor of the Social Communication and Technologies Department, Southern Federal University

Chernobrovkina Natalia Igorevna

PhD,

Assistant Professor of the Social and Political Sciences Department, Institute for Advanced Training and Retraining of Teachers of Social Sciences and the Humanities under the Southern Federal University

MODES OF SOCIAL CONTROL OF THE TOURIST INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN THE CITY OF ROSTOV-NA-DONU

Аннотация:

В статье выявляются неэффективные способы социального контроля развития туристской инфраструктуры администрацией г. Ростова-на-Дону и исследуются предложения общественности по их оптимизации. Основные направления совершенствования городской среды с целью повышения привлекательности туристской деятельности разрабатываются с учетом резуль-татов проведенного эмпирического исследования.

Ключевые слова:

социальный контроль, туристская инфраструктура, туристская навигация

Summary:

The article reveals inefficient modes of social control of the tourist infrastructure development carried out by the administration of Rostov-na-Donu. The authors study suggestions on their optimization. The main areas of the city environment improvement, aimed at the strengthening of the tourism appeal, are developed with due regard to the results of the undertaken empirical study.

Keywords:

social control, touristic infrastructure, touristic navigation.

С середины ХХ в. исследователи вынуждены были констатировать, что социальный контроль из однонаправленного процесса превратился в двунаправленный, когда нормы и ограничения начинают действовать не только по отношению к личности, но и по отношению к институтам власти со стороны общества и отдельно взятого индивида. В идеале это должно было привести к тому, что традиционная конфронтация государства и личности сменится их партнерством. Поэтому выявляя способы социального контроля развития туристской инфраструктуры муниципального образования, целесообразно рассмотреть, с одной стороны, механизмы государственного контроля, а с другой - способы управления действий государства общественностью.

При рассмотрении социального контроля развития туристской инфраструктуры муниципального образования государством важно учитывать, что он является видом управленческой деятельности. «Социальный контроль, - полагают отечественные ученые, - это целенаправленное управленческое воздействие субъекта социального контроля на объект с целью формирования у последнего желаемых моделей поведения, мировосприятия и нравственных ориентиров» [1]. Следовательно, функцией социального контроля является создание и поддержание социальных стандартов, регулирующих общественные отношения. Субъектом социального контроля выступает государство, цель которого заключается в эффективности управления.

В Долгосрочной городской целевой программе «Развитие туристических ресурсов в г. Ростове-на-Дону» на 2011-2013 гг. сформулированы основные направления совершенствования городской среды. В частности, авторы программы полагают, что для развития делового туризма, приоритетного для города, необходимо «формировать брендинговую политику и грамотно позиционировать потенциал города на российском и международном рынках туристских услуг» [2]. Объектами брендирования могут быть локальные территории города, а также постоянные событийные мероприятия, связанные с культурными, спортивными, развлекательными направлениями и рассчитанные на определенные целевые аудитории.

Для реализации этой цели необходимо, по мнению разработчиков программы, во-первых, создать конгрессно-выставочный портал г. Ростова-на-Дону. Во-вторых, «необходимо задействовать названия торговых марок товаров, производимых на территории города, а также названия ростовских компаний, уже получивших известность не только в России, но и на международном уровне» [3]. В-третьих, разработать проект туристской интерактивной информационной системы.

Итак, в качестве приоритетного вида туризма авторы городской целевой программы выделяют деловой (конгрессовый), эффективным условием осуществления которого является создание конгрессно-выставочного портала и интерактивной информационной системы. Однако заявленные первоначально основные направления деятельности городской администрации не совпадают с конкретными результатами от реализации Программы. Конкретные ее результаты предполагают реализацию различных видов туризма, прежде всего, активного, культурноисторического, а также продвижение соответствующей туристской инфраструктуры, которая не заявлена в основных направлениях развития туристской деятельности. Вместе с тем совершенно прозрачна цель программы - обеспечивает дополнительные поступления доходов частных компаний в городской бюджет через налоги.

Налоги от доходов частных компаний планируется получить от продажи туристского снаряжения, строительства гостиниц, транспорта, продажи сувенирной продукции. Но остается неясным, кто будет выделять средства на реализацию социальных функций туризма - бизнес-структуры или администрация города. В программе они сводятся к воспитательной цели - разностороннего изучения истории, культуры, традиций малой родины. Эта цель осуществляется образовательными учреждениями за счет федерального бюджета. Вместе с тем без развития туристской инфраструктуры, которая требует финансирования администрацией города и другими муниципальными учреждениями наряду с бизнес структурами, не будут развиваться различные виды туризма, поскольку они все взаимосвязаны. Нельзя развивать только деловой туризм без учета его культурно-исторического, событийного и активного направлений.

Для выявления основных направлений совершенствования туристской инфраструктуры города с целью оптимизации способов ее социального контроля обратимся к результатам социологического исследования [4]. Основные направления совершенствования городской среды с целью повышения привлекательности туристской деятельности должны разрабатываться с учетом видов туризма наиболее перспективных для развития муниципального образования.

Как показывают результаты эмпирического исследования, респонденты полагают, что наиболее перспективно развивать в Ростове-на-Дону, во-первых, активный туризм (прогулки на велосипедах, лошадях, яхтах, рыбалка и т.д.) - 66,2 %; во-вторых, культурно-исторический (знакомство с достопримечательностями, традициями, историей города, посещение театров, музеев) -56,4 %; в-третьих, деловой (ведение переговоров, подписание соглашений, решение иных вопросов, участие в выставках, форумах и т.д.) - 45,3 %; и, наконец, событийный туризм (посещение концертов, спортивных соревнований, фестивалей, праздников, выставок и т.п.) - 31,4 %.

Однако при ответе на вопрос, какие особенности Ростова-на-Дону больше всего привлекают туристов сейчас, респонденты выделяют: архитектуру и историю города - 62,3 %, возможности для бизнеса - 53,6 %, а также кафе, бары, рестораны - 50,4 %. В качестве конкурентных преимуществ в туристской сфере этих городов они выделяют вкусную кухню - 61,8 %, деловую среду - 60,8 % и красивую архитектуру - 53,0 %.

Согласно опросам, культурный туризм конкурирует с деловым, и лишь немногим им уступает развлекательный туризм. Насчет привлекательности событийного его вида в Ростове-на-Дону большинство опрашиваемых затрудняются ответить - 51,3 %, хотя 22,1 % полагают, что это направление достаточно востребовано в настоящее время.

Итак, в системе туристских предпочтений опрашиваемых нет характерных для активного туризма, который респонденты отметили в качестве наиболее перспективного для развития в городе. Наряду с культурно-историческими и деловыми конкурентными преимуществами городской среды респонденты выделяют развлекательный туризм и в незначительной степени событийный, что вновь противоречит первоначально выделенным перспективным направлениям развития туристской деятельности.

Для уяснения приоритета видов туризма, наиболее перспективных для развития в г. Ростов-на-Дону обратимся к вариантам ответов на вопросы о привлекательности событий, характерных для каждого из них.

Деловой туризм рассматривается респондентами односторонне, что вызвано его «закрытостью» из-за профессиональной специфики деятельности. Участники опроса признают его краткосрочность и связывают перспективы его развития с выставками, бизнес-мероприятиями, а также конференциями, семинарами и тематическими тренингами. Следовательно, по мнению респондентов, перспективы развития делового туризма связаны с выставочной и образова-

тельной сферами деятельности, профессиональных бизнес-мероприятий для юридических и физических лиц.

В отношении других видов туризма приоритет отводится просмотру спортивных соревнований (волейбол, баскетбол, футбол, водный спорт, яхты, гребля, роллеры, велосоревнования) -36,3 % и фестивалям разных направлений (казачьей песни, как в Рио-де-Жайнеро, народных песен, плясок, бардовской песни, рыбный, агрофестивали, театральные) - 15,2 %. Возможно, активный туризм в предпочтениях опрашиваемых ростовчан занимал первое место именно из-за ведущих спортивных школ, известных в стране, и, соответственно, спортивных традиций, утвердившихся в городе. Тенденция активного (здорового) образа жизни в целом характерна для мегаполисов России, но для ее реализации необходима соответствующая инфраструктура, которая только начинает создаваться в Ростове.

Среди слоганов, предложенных для отражения уникальных характеристик г. Ростова-на-Дону с целью привлечения туристов, не было ни одного, который бы характеризовал «Ростов-спортивный».

Последующая оценка событийного туризма участниками фокус-группы позволяет сделать вывод, что ведущая роль отводится развлекательному виду с элементами культурноисторического и событийного.

Одним из основных направлений совершенствования и развития туристской инфраструктуры является туристская навигация. По мнению участников опроса и фокус-группы, человеку, посетившему город, должна быть доступна информация о том, где остановиться, какого уровня в городе есть гостиницы и где они расположены, каким транспортом туда можно добраться, какие достопримечательности есть в Ростове и как их можно найти и посетить. Все участники опроса отметили, что эта информация малодоступна для туристов, поскольку указатели и информационные карты есть только на ул. Большая Садовая, проспектах Нагибина и Стачки, но по ним трудно ориентироваться. Информационные центры, где указаны ближайшие гостиницы, размещены на автобусных остановках, но не в местах приезда туристов. Сведения о транспортных маршрутах, их пересечениях вообще отсутствует. В сети Интернет такая информация присутствует частично.

Участники опроса и фокус-группы в качестве основных недостатков туристской навигации выделили отсутствие информации о транспортных развязках, а также о городских объектах, в том числе исторических памятниках, музеях, их месте расположения. Все участники фокус-группы отмечали, что в Ростове очень богатая культурная программа, но информация о мероприятиях разрозненная или вообще отсутствует.

Итак, в качестве основных недостатков туристской навигации респонденты выделяют отсутствие информации о транспортных развязках, городских объектах, различного рода мероприятиях. Для их преодоления необходимо создать условия, чтобы туристы могли быстро и просто ориентироваться в городе: установить указатели направления движения к историческим памятникам, музеям и другим объектам рекреации, оперативно размещать и обновлять краткую конструктивную информацию о событиях и мероприятиях, осуществляемых в городе. В перспективе важно создать условия для функционирования QUR-кодов - электронноинформационных путеводителей. Целесообразно организовать туристские информационные центры в местах массового прибытия туристов: вокзалах, аэропортах. Участники фокус-группы неоднократно подчеркивали важность размещения карт на остановочных комплексах, содержащих ясную и доступную информацию о маршрутах перемещении по городу.

Другим важным направлением развития туристской инфраструктуры выступают коллективные средства размещения - гостиницы, мотели, здравницы, пансионаты. Участники опроса и фокус-группы отмечают труднодоступность проживания в гостиницах (гостиницы стоят очень дорого) и, несмотря на то, что частных очень много, они ориентированы на деловой бизнес-туризм, а не событийный (частные гостиницы ориентированы на почасовую оплату). О других местах проживания информация ограничена или отсутствует (есть квартиры, можно их снимать, но о них мало информации), в частности, традиционно предоставляющие проживание в летний сезон базы отдыха на левом берегу Дона частично закрыты, а те, что функционируют, информацию и возможности размещения туристов нигде не размещают.

Объекты общественного питания, как третье направление развития туристской инфраструктуры, имеют разную ценовую политику (рестораны, столовые, кафе, «фастфуды»), а также особенности местной кухни (рыбные блюда, вина донские). Опрашиваемые, преимущественно сторонники «быстрого» и экономного питания, в отношении которого мнения расходятся. Одни из них полагают, что пункты быстрого питания предлагают некачественную пищу («в Ростове есть негде», «”Рис” на каждом углу», «наелись этим»; «хватит»). Другие отмечают, что ситуация постепенно налаживается (раньше в Ростове даже чашку кофе купить нельзя было, сейчас получше).

Третьи довольны работой пунктов быстрого питания («Золотой Колос» - уникальное ростовское место, недорогое, простое). Однако все опрашиваемые единодушны в том, что конкуренция между пунктами быстрого питания позволит значительно улучшить туристскую инфраструктуру («кофе-машины, которые появились - хорошо, но их мало»; «уличного кофе мало в Ростове»; «такого как “Елки-Палки” мало»; «сейчас стало как забегаловка, а сама идея классная»).

Развитие туристской инфраструктуры предполагает формирование коллективных средств размещения эконом-класса, без которых развитие событийного туризма невозможно. Это особенно важно в преддверии чемпионата мира по футболу, который будет проходить в Ростове-на-Дону в 2018 г. Респонденты отмечают высокую оплату в гостиницах, ориентированных на деловой бизнес-туризм, а не на событийный. Возможно, решению этой проблемы будет способствовать создание хостелов, что позволит развиваться еще и детскому туризму.

Объекты общественного питания как одно из направлений развития туристской инфраструктуры оцениваются респондентами по-разному: критике некачественной пищи в пункты быстрого питания противопоставляется положительная оценка их деятельности. Сторонники событийного туризма рекомендуют создать условия конкуренции «фастфудов» для улучшения качества, разнообразия и доступности пищи. Большинство из них отмечают, что существовавшие ранее столовые - чебуречные, блинные, пельменные - предлагали более качественную и вкусную пищу.

Характеризуя места массового отдыха, объекты развлечения и культурного наследия как элементы системы развития туристской инфраструктуры города, респонденты, с одной стороны, положительно относятся к озеленению улиц, наличию парков, работе развлекательных объектов, поддержанию старых и созданию новых памятников, а с другой - обращают внимание на горы мусора и грязи, сломанные скамейки, отсутствие общественных туалетов. Неимение подъездных дорог и стоянок для туристских автобусов затрудняет проведение обзорных автомобильных экскурсий по городу. Для преодоления хотя бы части данных трудностей важно не столько проектирование новых путей и развязок транспорта, сколько целесообразная точечная застройка города для делового и других видов туризма. Особый интерес представляет формирование инвестиционных площадок под целевое назначение строительства культурных объектов.

Ссылки и примечания:

1. Кузнецова Е.М. Социальный контроль: сущность и методы реализации. LAP, 2012. С. 13.

2. Долгосрочная городская целевая программа «Развитие туристских ресурсов в городе Ростове-на-Дону» на 20112013 гг. URL: http://www.rostov-gorod.ru/?ID=3518 (дата обращения: о1.12.2013).

3. Там же.

4. Социологическое исследование «Повышение туристского потенциала и рекреационной привлекательности г. Ростова-на-Дону» проводилось под руководством А.В. Серикова (внутренний грант ЮФУНИР № 213.01-24/2013-177).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.