Научная статья на тему 'Способы репрезентации концепта «Женщина» в рассказах Т. Толстой'

Способы репрезентации концепта «Женщина» в рассказах Т. Толстой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Суханова Т.В.

В статье предпринята попытка определить некоторые тенденции, характеризующие репрезентацию концепта «женщина» в рассказах Т. Толстой. Выявлены когнитивные признаки концепта «женщина» в анализируемых произведениях и описаны номинативные единицы, репрезентирующие данные признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of representing of the concept “woman” in T. Tolstaya’s stories

In the article we make an attempt to define some tendencies of representing of the concept “woman” in T. Tolstaya’s stories. The cognitive features of the concept are revealed and the lexical units they are represented by are described.

Текст научной работы на тему «Способы репрезентации концепта «Женщина» в рассказах Т. Толстой»

УДК 801/3=82(045/046):22

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Суханова Т.В.

Россия, г.Воронеж, тел. +7(4732)71-50-48

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering

The chair of Russian language and cross-cultural communication, assistant lecturer Sukhanova T. V.

Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48

T.B. Суханова

СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ЖЕНЩИНА» В РАССКАЗАХ Т. ТОЛСТОЙ

В статье предпринята попытка определить некоторые тенденции, характеризующие репрезентацию концепта «женщина» в рассказах Т. Толстой. Выявлены когнитивные признаки концепта «женщина» в анализируемых произведениях и описаны номинативные единицы, репрезентирующие данные признаки.

T.V. Soukhanova

WAYS OF REPRESENTING OF THE CONCEPT "WOMAN" IN T. TOLSTAYA'S

STORIES

In the article we make an attempt to define some tendencies of representing of the concept "woman" in T. Tolstaya's stories. The cognitive features of the concept are revealed and the lexical units they are represented by are described.

В данном исследовании попытались определить некоторые тенденции, характеризующие репрезентацию концепта «женщина» в творчестве Т. Толстой (на материале рассказов «милая Шура», «На золотом крыльце сидели...», «Соня», «Поэт и Муза»).

При анализе произведений были выявлены следующие когнитивные признаки концепта женщина:

1. Когнитивные признаки, содержащие информацию о возрасте (старая, зрелая, молодая).

Данные признаки репрезентированы следующим образом:

Лексемой бабуля: Снимите шляпу, бабуля! В данном контексте бабуля име-

ет значение «старая женщина» и отражает положительную оценку, подчеркивает женственность.

Лексемой бабки. Данная лексема имеет то же значение, что и бабуля, но здесь явно прослеживается негативное отношение, подчеркивается грубость, напористость, мускулинность: «Бабки с ведрами».

Сочетанием уже не девочка: « Ада была в своей лучшей форме, хотя уже и не девочка...».

Лексемой молодость: «Мне нравится ваша бегом убежавшая молодость», «Жаль, что вы не знали ее в молодости. ..».

Лексемой девушка: «девушки в брюках», «девушки с запросами в глазах».

2. Когнитивные признаки, содержащие информацию о семейном положении (одинокая, замужняя).

Данные признаки репрезентированы следующим образом:

Лексемой отшельница: «Побывала она отшельницей».

Словосочетаниями старая дева, ничьи девушки.

Лексемами замужняя, замужем: «Побывала она замужем», «Иногда она приходила к какой-нибудь замужней подруге».

Словосочетанием полновластная хозяйка: «О, если бы она могла стать не случайной, зыбкой подругой, а полновластной хозяйкой...».

Контекстами «Дядя Паша - муж такой страшной женщины», «А это ее второй муж, ну а это - третий - не очень удачный выбор».

3. Когнитивные признаки, содержащие информацию о типичной деятельности, характерной для женщины:

-готовит пищу: «Соня хорошо готовила. Торты накручивала великолепные. Потом вот эту, знаете, требуху, почки, вымя, мозги - их так легко испортить, а у нее выходило - пальчики оближешь»;

-рукодельница: «...выяснились и Сонина незаменимость на кухне, и швейные достоинства...»;

-заботится о доме, детях, муже: ееОна любила детей, это ясно, и можно было поехать в отпуск, хоть в Кисловодск, и оставить на нее детей и квартиру - поживите пока у нас, Соня, ладно? -и, вернувшись, найти все в отменном порядке: и пыль вытерта, и дети румяные, сытые, гуляли каждый день...»,

«...хорошо нести домой полные сумки вкуснятины, хорошо было вечером проверять, как заботливая сестра, что написал Гришуня за день».

4. Когнитивные признаки, содержащие информацию об особенностях поведения женщины и его внутренних мотивациях:

-борется за мужчину и любовь: ее...нужно ей безумную, сумашедшую любовь, с рыданиями, букетами, с полуночными ожиданиями телефонного звонка, с ночными погонями на такси, с роковыми препятствиями, изменами и прощениями, нужна такая звериная, знаете ли, страсть - черная ветреная ночь с огнями, чтобы пустяком показался классический женский подвиг - стоптать семь пар железных сапог, изломать семь железных посохов, изгрызть семь железных хлебов - и получить в награду как высший дар не золотую какую-нибудь розу, не белый пьедестал, а обгоревшую спичку или автобусный, в шарик скатанный билетик - крошку с пиршественного стола, где поел светлый король, избранник сердца. Ну, естественно, очень многим женщинам нужно примерно то же самое, так что Нина была, как уже сказано, в этом смысле самая обычная женщина...»; «...женщина, боровшаяся, как нас всех учили, за личное счастье, обретшая, можно сказать, свое право в борьбе»;

-стремится сделать мужчину своей собственностью, контролировать его: ееО, вырвать Гришу из тлетворной среды, обчистить с него прилипших, как ракушки к днищу корабля, посторонних женщин, вытащить из бурного моря, перевернуть, просмолить, проконопатить, водрузить на подпорки в тихое, спокойное место!», «...положить Гришуню в сундук, пересыпать нафталином, укрыть

холщовой тряпочкой, захлопнуть крышку и усесться сверху, подергивая замки: прочны ли?»;

Отметим, что данные признаки, активные и напористые действия, оль ции ыми на «овладение» возлюбленным, типичны для мужчины, а не для женщины. Происходит подмена ролей -женщина добивается, ухаживает, устраивает, то есть действует активно, в то время как мягкий и возвышенный мужчина становится объектом ее деятельности.

-жертвует собой: «Любящее сердце - уж говорите, что хотите - чувствует такие вещи, его не обманешь. И, догадавшись, что пора, готовая испепелить себя ради спасения своего единственного, Соня взяла все, что у нее было - баночку довоенного томатного сока, сбереженного для такого вот смертного случая, - и побрела через весь Ленинград в квартиру умирающего Николая. Сока там было ровно на одну жизнь».

-стремится нравиться: «О, конечно, у нее всю жизнь были рома-а-аны, как же иначе? Женское сердце - оно такое! Да вот три года назад у Александры Эрнестовны скрипач снимал закуток. Двадцать шесть лет, лауреат, глаза!.. Конечно, чувства он таил в душе, но взгляд - он же выдает! Вечером Александра Эрнестовна, бывало, спросит: «Чаю?..», а он вот так только посмотрит и ни-че-го не говорит! Ну, вы понимаете?..Ков-ва-арный!».

5. Когнитивные признаки, содержащие информацию о профессиональной принадлежности:

-является врачом: «Нина была прекрасная, обычная женщина, врач...»;

-является музейным работником: «...ходили на экскурсию в музей, где Соня служила каким-то там научным

хранителем, что ли; скучная жизнь у этих музейных хранителей, все они старые девы»;

-является актрисой: «Агния, школьная подруга Гришуни, неудавшаяся актриса, немножко поет под гитару...».

6. Когнитивные признаки, содержащие оценку по внешним признакам:

- внешне привлекательная. Данный признак репрезентирован следующим образом:

лексемой красавица:

«...упоительная красавица - Милая Шура», «...белая огромная красавица»;

лексемой красивая:

«...омерзительно красивая женщина... »(заметим, что данное словосочетание отражает оценку внешности женщины другой женщиной);

лексемами изящная, прелестная, элегантная, прекрасная: «прекрасная купчиха в ягодной крови, страшная женщина, необъятная золотоволосая Царица, белая и тяжелая». Отметим, что в последнем примере красота (одна из традиционных характеристик женщины) соединяется со страхом, тяжестью. Женское начало нивелируется, уступая место чему-то природно-маскулинному. В этой связи приведем высказывание, отражающее данный когнитивный слой: «Наливают ей заморские вина, Заедает она пряником печатным, Вкруг ее стоит грозная стража... Однажды с такими вот красными руками она вышла из темного сарая, улыбаясь: Теленочка зарезала...», «На плечах топорики держат...»

Здесь проявляется интертекстуальность рассказа Толстой, содержащего цитату из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», посвященную грозной царице. Можно сделать вывод, что грозная кра-

сота перестает относиться к женским характеристикам и становится скорее характеристикой маскулинной. Упоминая топорики на плечах, автор уподобляет Царицу палачу - мужчине, поскольку оружие и убийство традиционно ассоциируются с мужчиной;

- непривлекательная внешне, отталкивающая. Данный признак репрезентирован следующим образом:

словосочетаниями: лошадиные черты, ледяная верхняя губа, лицо как у лошади Пржевальского, грудь впалая, ноги толстые, косолапые ступни, расплывшийся силуэт, мышиный хвостик, чулки спущены, ноги — подворотней, убогое существо, унылая тля.

-похожая на мужчину, подражающая мужчине. Данный признак прослеживается в следующем контексте: «...красивые мордатые девушки в брюках» - сочетание нейтрального и сниженного эпитетов указывает на противоестественность, пошлость такой красоты. Девушки в брюках становятся больше похожи на представителей противоположного пола, происходит вытеснение женственности.

7. Когнитивные признаки, содержащие информацию о моральных и интеллектуальных качествах женщин:

-язвительная, коварная: данный признак репрезентируется лексемами змея, по-змеиному: «Сестра Льва Адольфовича, Ада, женщина острая, худая, по-змеиному элегантная, тоже попавшая однажды в неловкое положение из-за Сониного идиотизма, мечтала ее наказать. Ну, конечно, слегка - так, чтобы и самим посмеяться, и дурочке доставить небольшое развлечение. И они шептались в углу - Лев и Ада, - выдумывая что поостроумнее...», «И вот надо же -жизнь устраивает такие штуки! - сча-

стьем этим она была обязана всецело этой змее Аде Адольфовне». Здесь возникает образ женщины — змеи, демонической искусительницы, которая позволяет себе воспользоваться чужой добротой и шутить над беззащитной Соней.

-романтичная: данный признак вербализуется словосочетанием романтичное существо, лексемой романтична: ее...она была романтична и по-своему возвышенна. В конце концов, эти ее банты, и эмалевый голубок, и чужие, всегда сентиментальные стихи, не вовремя срывавшиеся с губ...»,.

-глупая, наивная. Данный признак репрезентирован лексемой дура: ееПере-писка была бурной с обеих сторон. Соня, дура, клюнула сразу. Влюбилась так, что только оттаскивай». Номинация дура в данном случае не является негативной, скорее, она соотнесена с народной традицией, где дурак всегда ближе к истине, чем обычный, «умный» человек.

Итак, можно сделать вывод, что в проанализированных рассказах Т. Толстой присутствуют когнитивные признаки концепта женщина, отражающие исконно женские качества, такие как жертвенность, романтичность, привлекательность, женственность и др., которые оцениваются автором положительно, но служат объектом доброй, а порой грустной иронии, поскольку не ценятся в современном мире, а также когнитивные признаки, представляющие мужские качества в женщине - напористость, активность и др., которые оцениваются негативно, что выражается в иронии, использовании сниженной лексики, негативно-оценочных эпитетов. Например, появляются слабый герой и сильная героиня. Сила героини возникает не от силы ее духа, а от принятия ей на себя мужских функций. Вследствие этого ее

женственность заменяется андрогинно-стью, а изначально положительные дефиниции приобретают негативный оттенок и оказываются объектом авторской иронии.

Необходимо заметить, что в рассказах наблюдается разделение персонажей на «своего» («своих») - главного героя и «других» - всех остальных героев повествования. «Свой» оценивается

нейтрально или положительно, в то время как «другие» характеризуются нейтрально либо отрицательно. Таким образом, номинации и эпитеты, выражающие концепт «женщина» различаются не только с точки зрения преобладания фемининного/ маскулинного начала, но и отношением к категории «своего» или «другого».

Библиографический список 1.Т. Толстая Река Оккервиль / Толстая Т. - М., 2005. - 464 с.

References

1. Tolstaya Т. The River Ockerville. - Moscow, 2005. - 464 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.