Кузнецова О.Н.
СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСТВУ
Согласно третьему пункту «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1] одной из приоритетных задач нашего государства стоит организация дополнительного образования с упором на реализацию программ дополнительного образования по естественнонаучной и инженерно-технической направленности. Целью, которой является привлечение талантливых педагогов для работы в объединениях научно-технической направленности и развитию системы научных олимпиад и конкурсов молодых изобретателей и конструкторов.
Подобная задача ставиться и в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [2], которая одной из основных задач ставит развитие творческой молодежи путем создания системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.
Важность вышеуказанных задач российского государства вызвана тем, что до настоящего времени не существует единого подхода в решении проблемы направления творческой молодежи от начальных этапов технического творчества к изобретательству и рационализаторству. Это связано с тем, что в учебных заведениях не уделяется должного внимания пропаганде интеллектуальной собственности, а большинство кружков развивающие технические навыки обучают молодёжь системе выполнения заданий без возможности индивидуального подхода к творческому процессу. Причем создание новой технической модели подразумевает под собой отклонение от оригинала. В итоге учащийся не только теряет возможность на разработку нового объекта интеллектуальной собственности, но и всякий интерес к творчеству и к науке в будущем.
Для решения существующей проблемы были проведены исследования 2013-2015 года, направленные на развитие творческого потенциала молодежи путем участия в изобретательстве и рационализаторстве школьников, студентов средних специальных и высших учебных заведений под руководством наставников (ведущих изобретателей и патентоведов города Сочи).
Исследования проводились на базе Всероссийской организации изобретателей и рационализаторов в городе Сочи.
Основная цель исследований - создание благоприятных условий для выявления интеллектуально-творческих, научно-технических интересов и способностей талантливых школьников и студентов.
Задачи исследований:
- организация пропаганды изобретательства и рационализаторства среди молодежи;
- налаживание связей с ведущими изобретателями России, бизнес-ангелами и органами государственной властью с творческой молодежью;
- выявление будущих лидеров в области создания идей и новых решений, важных для техники, технологий, производства, развития территорий, социальных наук и обще-
ства;
- получение дополнительных профессиональных компетенций;
-помощь в защите авторских прав творчески одаренной молодежи.
В исследованиях принимали участие около 400 школьников и студентов из 68 (шестидесяти восьми) школ, 45 (сорока пяти) средних специальных и 2 (двух) высших учебных заведений города Сочи.
Для проведения исследований группа талантливой молодежи (школьники и студенты) разделялись на следующие группы (рис. 1):
Объекты патентного права:
Отдел «ТОВАРЫ ПРОИЗВОДСТВА»
1) хлебопекарное производство;
2) пищевые продукты;
3) ювелирные изделия, галантерея, монеты, общие конструктивные элементы мебели, предметы домашнего обихода и столовые принадлежности, переработка твердых отходов, обработка древесины, изготовление упаковочной тары, обработка воды;
4) получение жидких и сухих веществ, красителей, красок, клеящих веществ, склеивание, субстратов), натуральные химические препараты, пряжа; ткачество, тканные изделия и т.д.
Отдел «БИОТЕХНОЛОГИИ И ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ»
1) биотехнология;
2) генная инженерия;
3) интенсивная технология выращивания посадочного материала;
4) посева; разработка почвенных субстратов, регуляторов роста, удобрений;
технологий выращивания растений, селекция; средств защиты растений и т.д.
Отдел «МЕХАНИЗАЦИИ И РОБОТОТЕХНИКИ»
1) Кабель, проводники, электрические лампы, антенны, радиовешания, телефон, телевидение;
2) микрофоны, громкоговорители, радио, машины и двигатели, снаряды и устройства для физических упражнений, транспортные средства, устройства и инструменты для выполнения художественных работ.
3) Роботы - манипуляторы, которые производят разнообразные виды работ: сборку, сварку, прокраску, разгрузку и погрузку, перемещение деталей и заготовок с одного рабочего места на другое, накапливающие, обработка электронной информации и т.д.
Объекты авторского права
Отдел «1Т ТЕХНОЛОГИИ»
1) Исходный текст и объектный код; подготовительные материалы, полученные в процессе создания программы для ЭВМ;
2) аудиовизуальные отображения, порождаемые программой, в частности, интерфейс, дизайн компьютерных игр и т.п.
Отдел «ИСКУССТВО»
1) Спорт; игры; массовые развлечения, игрушки, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
2) хореографические произведения и пантомимы; муз. произведения с текстом или
без текста;
3) аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
4) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие;
5) произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
6) произведения архитектуры, садово-паркового искусства;
7) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.
Оценка представленных на рассмотрение работ проводилась в 3 этапа:
1 этап: представленные на рассмотрение объекты интеллектуальной собственности отбирались с учетом следующих критериев:
- Оригинальность идеи;
- Отсутствие аналогов;
- Стадия разработки;
- Возможность коммерциализации;
- испытания (внедрение) предлагаемой идеи.
По результатом 1 этапа исследований направленных на популяризацию научно-технического творчества, из 400 оригинальных идей претендующих на инновационную разработку (изобретение) выделяется 60 работ школьников и студентов, представивших свой объект интеллектуальной собственности:
Отдел «ТОВАРЫ ПРОИЗВОДСТВА» 10 человек
Отдел «БИОТЕХНОЛОГИИ И ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ» 10 человек
Отдел «МЕХАНИЗАЦИИ И РОБОТОТЕХНИКИ» 10 человек
Объекты авторского права 10 человек
Отдел «1Т ТЕХНОЛОГИИ» 10 человек
Отдел «ИСКУССТВО» 10 человек
2 этап: очная встреча с молодыми изобретателями и распределение их по отделам авторского и патентного права.
Школьники и студенты, представившие на рассмотрение свои объекты авторского и патентного права, распределялись по отделам, затем за образовавшейся группой закреплялся наставник (специалист по защите авторских прав), который консультировал и оказывал помощь в оформлении авторских и патентных прав, а также в создании прототипа (модели будущего изобретения).
3 этап исследований: конкурсная защита объекта интеллектуальной собственности.
Очная защита изобретений представленных на рассмотрение экспертов специалистов патентного и авторского права оценивается по следующим критериям:
- Наличие описания проекта, содержащего отличие от существующих аналогов (в том числе описание и демонстрация макета или опытного образца (прототипа);
- Наличие оригинальности решения поставленной проблемы;
- Возможности для коммерциализации;
- Убедительность обоснования преимуществ проекта;
- Презентация.
Объекты интеллектуальной собственности оцениваются по десятибалльной шкале (0-10 баллов)
Школьники и студенты, набравшие максимальное количество баллов получали возможность оформить своей объект интеллектуальной собственности.
Для закрепления полученных знаний особое значение имело проведение занятий юных изобретателей с патентоведами и изобретателями, которые рассказывали правила защиты своих объектов интеллектуальной собственности, а также преимущества, которые получат молодые изобретатели при оформлении свидетельств и патентов на изобретение. Таким образом, школьники и студенты средних специальных и высших учебных заведений получают дополнительные профессиональные научно-технические компетенции, которые помогут им в будущем не только защитить свои авторские права, но и стать знаменитыми изобретателями.
Параллельно с этим особое значение имела встреча молодых изобретателей с представителями бизнеса, которые оценивали перспективность представленных авторских разработок и прототипов и давали консультации, как правильно внедрить свои разработки в массовое производство.
Немаловажное значение в привлечении молодежи к изобретательству являлось её массовая информативность через средства массовой информации - телевидение, в том числе и интернет, что дает возможность заинтересовать в изобретательстве и рационализаторстве большее количество молодых творчески одаренных детей и подростков.
Подводя итоги проведенным исследованиям, направленных на привлечение молодежи к изобретательству рационализаторству, можно отметить, что пропаганда интеллектуальной собственности среди талантливых школьников и студентов, склонных к креативной интеллектуальной деятельности в сфере техники и технологий, производства, территориального развития, социальных наук, будет способствовать созданию новых объектов как авторского, так и патентного права.
- Творчески направленная молодежь, получая ценную консультацию ведущих изобретателей и патентоведов, будет способна имеющуюся идею, довести до стадии разработки;
- У молодежи будет выработана стойкая мотивация к изобретательской деятельности;
- Проведение занятий с изобретателями и патентоведами разовьет у молодежи познавательную и мотивационно-творческую активность, а также общую культуру, креативность, техническое и творческое мышление;
- У школьников и студентов разовьются социально-профессиональные и предметно-профессиональные компетенции в социально значимой творческой деятельности;
- Работа в команде поможет расшить коммуникативное пространство на основе активизации интереса к технической и интеллектуально-творческой деятельности, расширить сферы профессионального общения;
- Как результат, участие молодежи в изобретательской и рационализаторской деятельности повысит статус, общественной значимости и привлекательности производства в сфере техники и технологий.
Результаты исследований показали, что проведение работ, направленных на развитие способностей к изобретательству и рационализаторству школьников и студентов средних специальных учреждений и высших учебных заведений, в возрасте от 10 до 25 лет позволяет творчески направленной молодежи проявить свои способности к изобретательству, дает возможность представить свои достижения, обменяться идеями, обсудить
пути и перспективы развития России. Участие научной молодежи в изобретательской деятельности способствовало развитию устойчивого интереса к наукоемким технологиям и современной технике, к участию в научных разработках и решению проблем и вопросов социальной направленности. При этом оно дает возможность творческой молодежи реализовать свои идеи с помощью наставников (изобретателей, закрепленных за группой детей и подростков) реализовать свою идею до стадии разработки. Результатом станет получение навыков изобретательства, получение патентов и свидетельств на изобретение, а также новых дополнительных компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
3. Берулава, Г.А. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания / Г.А. Берулава, А.Ю. Яковлева-Чернышева, И.К. Тординава, Е.В. Беляева, Л.С. Довгаль, А.В. Дружинина, Л.П. Гулянова, И.К. Барагунова // Высшее образование сегодня. - 2014. - №11. - С. 51-56.
4. Берулава, Г.А. Международный инновационный университет: новая методологическая платформа и современные образовательные технологии: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. - №10. - С. 21-28.
5. Довгаль, Л.С. Международный инновационный университет как центр теоретических исследований и технологических инноваций: научная статья / Л.С. Довгаль, О.В. Непша // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 98-102.
6. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Об организации научно-исследовательской работы в университете / А.Ю. Яковлева-Чернышева, Е.В. Беляева, И.Ю. Якунина // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 90-97.