Научная статья на тему 'Способы привлечения молодежи к изобретательству и рационализаторству'

Способы привлечения молодежи к изобретательству и рационализаторству Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1267
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО / INVENTION ACTIVITIES / РАЦИОНАЛИЗАТОРСТВО / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN TECHNOLOGY / ПРОТОТИП / PROTOTYPE / ПАТЕНТЫ / PATENTS / АВТОРСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА / COPYRIGHT CERTIFICATES / МЕХАНИЗАЦИЯ / MECHANIZATION / БИОТЕХНОЛОГИИ / BIOTECHNOLOGY / INNOVATION PROCESS / ROBOTICS / PUPILS AND STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Ольга Николаевна

Статья посвящена механизмам привлечения творческой молодежи к изобретательству и рационализаторству и создание у неё устойчивого интереса к наукоемким технологиям, современной технике и к изобретательству в целом. С целью решения проблемы социальной направленности по совершенствованию информационной и технической культур школьников и студентов в сфере защиты авторских и патентных прав путем разъяснения перспектив и возможностей от оформления патентов и свидетельств на изобретение для их будущей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF YOUTH INVOLVEMENT INTO INVENTION AND INNOVATION ACTIVITY

The article deals with the mechanisms to attract young people to a creative invention activity, innovation process and building a sustainable interest to knowledge-intensive technologies, modern technologies and inventions in general. In order to provide social orientation in information and technical pupils and students’ cultures, its improvement towards the copyright and patent rights protection by clarifying the prospects and opportunities of the registration of patents and certificates of invention for their future life.

Текст научной работы на тему «Способы привлечения молодежи к изобретательству и рационализаторству»

Кузнецова О.Н.

СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСТВУ

Согласно третьему пункту «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1] одной из приоритетных задач нашего государства стоит организация дополнительного образования с упором на реализацию программ дополнительного образования по естественнонаучной и инженерно-технической направленности. Целью, которой является привлечение талантливых педагогов для работы в объединениях научно-технической направленности и развитию системы научных олимпиад и конкурсов молодых изобретателей и конструкторов.

Подобная задача ставиться и в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [2], которая одной из основных задач ставит развитие творческой молодежи путем создания системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

Важность вышеуказанных задач российского государства вызвана тем, что до настоящего времени не существует единого подхода в решении проблемы направления творческой молодежи от начальных этапов технического творчества к изобретательству и рационализаторству. Это связано с тем, что в учебных заведениях не уделяется должного внимания пропаганде интеллектуальной собственности, а большинство кружков развивающие технические навыки обучают молодёжь системе выполнения заданий без возможности индивидуального подхода к творческому процессу. Причем создание новой технической модели подразумевает под собой отклонение от оригинала. В итоге учащийся не только теряет возможность на разработку нового объекта интеллектуальной собственности, но и всякий интерес к творчеству и к науке в будущем.

Для решения существующей проблемы были проведены исследования 2013-2015 года, направленные на развитие творческого потенциала молодежи путем участия в изобретательстве и рационализаторстве школьников, студентов средних специальных и высших учебных заведений под руководством наставников (ведущих изобретателей и патентоведов города Сочи).

Исследования проводились на базе Всероссийской организации изобретателей и рационализаторов в городе Сочи.

Основная цель исследований - создание благоприятных условий для выявления интеллектуально-творческих, научно-технических интересов и способностей талантливых школьников и студентов.

Задачи исследований:

- организация пропаганды изобретательства и рационализаторства среди молодежи;

- налаживание связей с ведущими изобретателями России, бизнес-ангелами и органами государственной властью с творческой молодежью;

- выявление будущих лидеров в области создания идей и новых решений, важных для техники, технологий, производства, развития территорий, социальных наук и обще-

ства;

- получение дополнительных профессиональных компетенций;

-помощь в защите авторских прав творчески одаренной молодежи.

В исследованиях принимали участие около 400 школьников и студентов из 68 (шестидесяти восьми) школ, 45 (сорока пяти) средних специальных и 2 (двух) высших учебных заведений города Сочи.

Для проведения исследований группа талантливой молодежи (школьники и студенты) разделялись на следующие группы (рис. 1):

Объекты патентного права:

Отдел «ТОВАРЫ ПРОИЗВОДСТВА»

1) хлебопекарное производство;

2) пищевые продукты;

3) ювелирные изделия, галантерея, монеты, общие конструктивные элементы мебели, предметы домашнего обихода и столовые принадлежности, переработка твердых отходов, обработка древесины, изготовление упаковочной тары, обработка воды;

4) получение жидких и сухих веществ, красителей, красок, клеящих веществ, склеивание, субстратов), натуральные химические препараты, пряжа; ткачество, тканные изделия и т.д.

Отдел «БИОТЕХНОЛОГИИ И ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ»

1) биотехнология;

2) генная инженерия;

3) интенсивная технология выращивания посадочного материала;

4) посева; разработка почвенных субстратов, регуляторов роста, удобрений;

технологий выращивания растений, селекция; средств защиты растений и т.д.

Отдел «МЕХАНИЗАЦИИ И РОБОТОТЕХНИКИ»

1) Кабель, проводники, электрические лампы, антенны, радиовешания, телефон, телевидение;

2) микрофоны, громкоговорители, радио, машины и двигатели, снаряды и устройства для физических упражнений, транспортные средства, устройства и инструменты для выполнения художественных работ.

3) Роботы - манипуляторы, которые производят разнообразные виды работ: сборку, сварку, прокраску, разгрузку и погрузку, перемещение деталей и заготовок с одного рабочего места на другое, накапливающие, обработка электронной информации и т.д.

Объекты авторского права

Отдел «1Т ТЕХНОЛОГИИ»

1) Исходный текст и объектный код; подготовительные материалы, полученные в процессе создания программы для ЭВМ;

2) аудиовизуальные отображения, порождаемые программой, в частности, интерфейс, дизайн компьютерных игр и т.п.

Отдел «ИСКУССТВО»

1) Спорт; игры; массовые развлечения, игрушки, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

2) хореографические произведения и пантомимы; муз. произведения с текстом или

без текста;

3) аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

4) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие;

5) произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

6) произведения архитектуры, садово-паркового искусства;

7) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

Оценка представленных на рассмотрение работ проводилась в 3 этапа:

1 этап: представленные на рассмотрение объекты интеллектуальной собственности отбирались с учетом следующих критериев:

- Оригинальность идеи;

- Отсутствие аналогов;

- Стадия разработки;

- Возможность коммерциализации;

- испытания (внедрение) предлагаемой идеи.

По результатом 1 этапа исследований направленных на популяризацию научно-технического творчества, из 400 оригинальных идей претендующих на инновационную разработку (изобретение) выделяется 60 работ школьников и студентов, представивших свой объект интеллектуальной собственности:

Отдел «ТОВАРЫ ПРОИЗВОДСТВА» 10 человек

Отдел «БИОТЕХНОЛОГИИ И ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ» 10 человек

Отдел «МЕХАНИЗАЦИИ И РОБОТОТЕХНИКИ» 10 человек

Объекты авторского права 10 человек

Отдел «1Т ТЕХНОЛОГИИ» 10 человек

Отдел «ИСКУССТВО» 10 человек

2 этап: очная встреча с молодыми изобретателями и распределение их по отделам авторского и патентного права.

Школьники и студенты, представившие на рассмотрение свои объекты авторского и патентного права, распределялись по отделам, затем за образовавшейся группой закреплялся наставник (специалист по защите авторских прав), который консультировал и оказывал помощь в оформлении авторских и патентных прав, а также в создании прототипа (модели будущего изобретения).

3 этап исследований: конкурсная защита объекта интеллектуальной собственности.

Очная защита изобретений представленных на рассмотрение экспертов специалистов патентного и авторского права оценивается по следующим критериям:

- Наличие описания проекта, содержащего отличие от существующих аналогов (в том числе описание и демонстрация макета или опытного образца (прототипа);

- Наличие оригинальности решения поставленной проблемы;

- Возможности для коммерциализации;

- Убедительность обоснования преимуществ проекта;

- Презентация.

Объекты интеллектуальной собственности оцениваются по десятибалльной шкале (0-10 баллов)

Школьники и студенты, набравшие максимальное количество баллов получали возможность оформить своей объект интеллектуальной собственности.

Для закрепления полученных знаний особое значение имело проведение занятий юных изобретателей с патентоведами и изобретателями, которые рассказывали правила защиты своих объектов интеллектуальной собственности, а также преимущества, которые получат молодые изобретатели при оформлении свидетельств и патентов на изобретение. Таким образом, школьники и студенты средних специальных и высших учебных заведений получают дополнительные профессиональные научно-технические компетенции, которые помогут им в будущем не только защитить свои авторские права, но и стать знаменитыми изобретателями.

Параллельно с этим особое значение имела встреча молодых изобретателей с представителями бизнеса, которые оценивали перспективность представленных авторских разработок и прототипов и давали консультации, как правильно внедрить свои разработки в массовое производство.

Немаловажное значение в привлечении молодежи к изобретательству являлось её массовая информативность через средства массовой информации - телевидение, в том числе и интернет, что дает возможность заинтересовать в изобретательстве и рационализаторстве большее количество молодых творчески одаренных детей и подростков.

Подводя итоги проведенным исследованиям, направленных на привлечение молодежи к изобретательству рационализаторству, можно отметить, что пропаганда интеллектуальной собственности среди талантливых школьников и студентов, склонных к креативной интеллектуальной деятельности в сфере техники и технологий, производства, территориального развития, социальных наук, будет способствовать созданию новых объектов как авторского, так и патентного права.

- Творчески направленная молодежь, получая ценную консультацию ведущих изобретателей и патентоведов, будет способна имеющуюся идею, довести до стадии разработки;

- У молодежи будет выработана стойкая мотивация к изобретательской деятельности;

- Проведение занятий с изобретателями и патентоведами разовьет у молодежи познавательную и мотивационно-творческую активность, а также общую культуру, креативность, техническое и творческое мышление;

- У школьников и студентов разовьются социально-профессиональные и предметно-профессиональные компетенции в социально значимой творческой деятельности;

- Работа в команде поможет расшить коммуникативное пространство на основе активизации интереса к технической и интеллектуально-творческой деятельности, расширить сферы профессионального общения;

- Как результат, участие молодежи в изобретательской и рационализаторской деятельности повысит статус, общественной значимости и привлекательности производства в сфере техники и технологий.

Результаты исследований показали, что проведение работ, направленных на развитие способностей к изобретательству и рационализаторству школьников и студентов средних специальных учреждений и высших учебных заведений, в возрасте от 10 до 25 лет позволяет творчески направленной молодежи проявить свои способности к изобретательству, дает возможность представить свои достижения, обменяться идеями, обсудить

пути и перспективы развития России. Участие научной молодежи в изобретательской деятельности способствовало развитию устойчивого интереса к наукоемким технологиям и современной технике, к участию в научных разработках и решению проблем и вопросов социальной направленности. При этом оно дает возможность творческой молодежи реализовать свои идеи с помощью наставников (изобретателей, закрепленных за группой детей и подростков) реализовать свою идею до стадии разработки. Результатом станет получение навыков изобретательства, получение патентов и свидетельств на изобретение, а также новых дополнительных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).

3. Берулава, Г.А. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания / Г.А. Берулава, А.Ю. Яковлева-Чернышева, И.К. Тординава, Е.В. Беляева, Л.С. Довгаль, А.В. Дружинина, Л.П. Гулянова, И.К. Барагунова // Высшее образование сегодня. - 2014. - №11. - С. 51-56.

4. Берулава, Г.А. Международный инновационный университет: новая методологическая платформа и современные образовательные технологии: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. - №10. - С. 21-28.

5. Довгаль, Л.С. Международный инновационный университет как центр теоретических исследований и технологических инноваций: научная статья / Л.С. Довгаль, О.В. Непша // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 98-102.

6. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Об организации научно-исследовательской работы в университете / А.Ю. Яковлева-Чернышева, Е.В. Беляева, И.Ю. Якунина // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 90-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.