Попова О.Н.
развитие изобретательства и рационализаторства путём получения новых компетенций для творчески ориентированной молодежи
На современный момент особенно остро стоит вопрос инновационного развития России путём создания передовых технологий. Важность решения настоящей проблемы отметил в своем выступлении и президент России Владимир Владимирович Путин, от 21 января 2016 года на заседании совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию, поставив стратегию научно-технического развития в один ряд с национальной безопасностью. Путин отметил исключительную важность наличия собственных передовых технологий: «это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства».
Одним из решений настоящей проблемы может стать привлечение молодежи к изобретательству с целью получения инновационного продукта и развития научно-технического творчества с юных лет.
Важность проведения работы, направленной на развитие научно-технического творчества среди молодежи, и главное - разработка компетенций - отмечается и в «Стратегии инновационного развития России до 2020 года», где главной задачей ставится: стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе научно-технического творчества на основе организаций дополнительного образования детей и молодежи, поддержка развития системы научных олимпиад, а также создание поддержки преподавателей и тьюторов, ведущих подготовку молодых изобретателей и конструкторов.
Подобная работа проводится, но не существует единого подхода в решении проблемы привлечения и направления творческой молодежи от начальных этапов технического творчества к изобретательству и рационализаторству. С учетом этого было решено провести работу, направленную на привлечение молодежи к изобретательству с целью развития устойчивого интереса творческой молодежи к наукоемким технологиям и современной технике, к участию в научных разработках, развитию системного подхода в ведении проектов, а также получению ими дополнительных профессиональных компетенций и, что немаловажно, защите своих авторских прав.
В связи с этим было решено провести исследования, направленные на привлечение школьников, студентов и молодых ученых к изобретательству и рационализаторству. Проведенная работа была нацелена на развитие у творчески одаренной молодежи своих способностей к новаторской деятельности и, как результат, созданию нового инновационного продукта. Проведение работы в данном направлении активизирует процессы взаимодействия молодых специ-
алистов с ведущими изобретателями и представителями бизнес - сообществ. результатом проведенной работы становится развитие с юных лет устойчивого интереса молодёжи к наукоемким технологиям, а также получению ими дополнительных профессиональных компетенций.
Одним из основных условий успешного процесса получения новых изобретений может стать модернизация образования с помощью разработки эффективной методики оценивания результативности инновационной деятельности молодежи и составления компетенций разновозрастных групп. В этом случае компетентностный подход определяется как основа инновационной образовательной практики, включающей в себя использование новых подходов к выделению критериев оценки и дающей шанс оценить те или иные умения технически ориентированной молодежи. В своей работе мы опираемся на разработанные критерии и показатели эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования молодежи.
Изучая критерии результативности осуществления образовательных программ в дополнительном образовании молодежи, предполагается учитывать те требования, которые предъявляются к учащемуся в системе общего образования для подготовки его к получению инновационного продукта (изобретения). Для общего образования разработан проект, включающий требования к общим учебным процессам, навыкам, умениям, для каждой ступени подготовки участника проекта к созданию нового продукта. Сформулированные через те или иные способности, навыки, данные требования определяют круг задач в познавательной, информационно-коммуникативной организации деятельности школьника и студента, которые позволят изучать сформированность ключевых компетенций.
Цель исследований:
• определение будущих лидеров в плане создания новых оригинальных идей и передовых решений, важных для производства, техники, развития территорий, технологий, социальных наук и общества;
• создание благоприятной среды для определения интеллектуально-творческих, научно-технических предпочтений и способностей талантливой молодежи;
• создание методических инструментов поддержки и популяризации изобретательской деятельности среди молодежи;
• оказание помощи молодёжи в защите авторских прав;
• получение творчески ориентированной молодежью дополнительных профессиональных компетенций;
• содействие организации площадок практического изобретательства и рационализаторства.
Задачи исследований:
• поиск одаренных школьников, студентов и молодых ученых, склонных к новаторской интеллектуальной деятельности в сфере производства, техники и технологий, территориального развития и социальных наук, а также поддержка и продвижение их изобретений;
• мотивация и стимулирование к изобретательской деятельности молодежи;
• развитие познавательной и мотивационно-творческой деятельности;
• развитие креативности, общей культуры, творческого и технического мышления молодежи;
• стимулирование профессиональных компетенций и социально значимых творческих разработок школьников, студентов и молодых ученых;
• увеличение коммуникативных площадок на основе активизации интереса молодёжи к технической и интеллектуально-творческой деятельности, расширение сферы профессионального общения;
• повышение статуса, общественной значимости и привлекательности деятельности в сфере производства, техники и технологий;
• помощь в оформлении и защите авторских прав юным изобретателям.
При реализации работы было задействовано порядка 200 человек из шестидесяти восьми школ и девяти высших и средних специальных учебных заведений, расположенных на территории города Сочи.
работы молодых изобретателей были распределены по пяти направлениям:
«товары народного потребления» хлебопекарное производство;
пищевые продукты; ювелирные изделия, галантерея, монеты, общие конструктивные элементы мебели, предметы домашнего обихода и столовые принадлежности, переработка твердых отходов, обработка древесины, изготовление упаковочной тары, обработка воды; получение жидких и сухих веществ, красителей, красок, клеящих веществ, склеивание, субстратов), натуральные химические препараты, пряжа; ткачество, тканные изделия и т.д.
«БИОтЕХНОЛОГИИ И ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ» биотехнология; генная инженерия; интенсивная технология выращивания посадочного материала; посева; разработка почвенных субстратов, регуляторов роста, удобрений; технологий выращивания растений, селекция; средств защиты растений и т.д.
«МЕХАНИЗАЦИЯ И РОБОТОтЕХНИКА» Кабели, проводники, электрические лампы, антенны, радиовещание, телефония, телевидение; микрофоны, громкоговорители, машины и двигатели, снаряды и устройства для физических упражнений, транспортные средства, устройства и инструменты для выполнения художественных работ.
Роботы-манипуляторы, которые производят разнообразные виды работ: сборку, сварку, прокраску, разгрузку и погрузку, перемещение деталей и заготовок с одного рабочего места на другое, накапливающие, обработка электронной информации и т.д.
«информационные технологии» Исходный текст и объектный
код; подготовительные материалы, полученные в процессе создания программы для ЭВМ; аудиовизуальные отображения, порождаемые программой, в частности, интерфейс, дизайн компьютерных игр и т.п.
«ИСКУССТВО» Спорт; игры; массовые развлечения, игрушки, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, литературные произведения.
В рамках подготовки молодежи к созданию изобретения проводилось порядка 40 лекций по защите авторских прав и оказанию помощи в создании оригинальной идеи и доведения её до стадии изобретения. Параллельно с этим с юными изобретателями проводились мастер-классы, круглые столы, квесты и лекции на тему оформления изобретений и возможности внедрения их в условия производства, а также написание эссе с целью получения дополнительных знаний в области оформления и защиты авторских прав.
Свои разработки молодые изобретатели представляли на рассмотрение конкурсной комиссии по 5 вышеперечисленным номинациям. Оценка проектов проводилась путем определения:
• оригинальности решения поставленной проблемы;
• наличия описания проекта, содержащего все предлагаемые разделы, в том числе описание и демонстрация макета или опытного образца, при его наличии;
• убедительности обоснования преимуществ проекта.
Каждую работу оценивали по 10-балльной шкале по каждому критерию, а сумму баллов проекта фиксировали в протоколе.
Каждая разработка, представленная молодежью, отличалась
• оригинальностью,
• новизной предлагаемого решения,
• имела сравнение предлагаемого автором решения с аналогами с указанием преимуществ предлагаемого решения,
• имела область применения решения.
Результатом работы с творчески ориентированной молодежью стала разработка компетенций в зависимости от возрастной группы участников - младший возраст (от 5 до 12 лет), подростковый возраст (от 12 до 16 лет) и старший возраст (от 16 до 30 лет).
В младшем возрасте критерии компетентности включают в себя возможность использования чертежей, построения модели и создания прототипа. Для этого ребенок учится ставить перед собой чётко поставленную задачу и доводить её до правильного решения - сборки моделей по готовым чертежам, а так же приобретает умение читать и осуществлять последовательные инструкции, обсуждая с группой коллег свои действия с несложными функциональными и монтажными схемами, развивая в себе способность предсказывать результат работы.
Формами предъявления компетентности на этом уровне являются несложные модели или технические системы, выполненные учащимся по готовым чертежам или схемам.
В подростковом возрасте критерии компетентности включают в себя способность самостоятельного извлечения и структурирования информации из общетехнической и специальной литературы для решения поставленной задачи; применения опыта эксплуатации технической системы в качестве источника информации для осуществления оценки её эффективности.
Показателями компетентности в данном случае становится возможность самостоятельно определить значения неизвестных терминов и обозначений, анализировать, обобщать и использовать разнородную информацию, связанную с решением похожих задач, генерировать оригинальные идеи для решения поставленной задачи. Умение спланировать и провести испытание технической системы, произвести оценку её функционирования по измеренным показателям, применить эту информацию для внедрения разработки (модели), доработки неисправностей и улучшения отдельных характеристик.
Формы предъявления материала в данном случае - более сложные модели и технические системы, разработки по частично доработанным школьником чертежам и схемам и проведение испытаний полученного прототипа.
Старший возраст. Критерий компетентности в данной возрастной группе - способность разработать и практически применить полученную модель (оригинальную идею) для повседневной жизни, путём проектирования с возможностью применения технических систем.
Показателем компетентности становится возможность придумывать принципы организации безопасного и полезного использования разработанной модели, в том числе и ранее не применяемого (оригинальная идея автора) оборудования с возможностью сконструировать или модернизировать определенную техническую систему для улучшения существующих бытовых условий.
Формой представления при этом становится конструирование или модернизация технической системы.
В результате проведённой работы отмечено, что работа, направленная на привлечение школьников, студентов и молодых ученых к изобретательству, даёт возможность не только развить у них новые компетенции, но и получить собственные разработки, обменяться идеями, обсудить пути и перспективы развития Краснодарского края и Российской Федерации в целом. А организованные встречи молодых изобретателей с представителями администрации города Сочи, бизнес-сообществ и экспертами в области развития изобретательства и рационализаторства на территории Российской Федерации дают возможность им расширить границы своих познаний.
Результатом работы стала возможность молодежи уже с юных лет разработать свои собственные изобретения и получить рекомендации по их внедрению в производство от ведущих организаций, и - главное - защитить свои авторские права на изобретение.
Рассматривая задачи, которые ставились перед молодыми изобретателями в рамках дополнительной образовательной программы в области научно-технического творчества, было отмечено, что в техническом творчестве выделяется четыре ступени при создании изобретения:
- осознание и обоснование оригинальной идеи,
- техническая разработка идеи,
- практическая реализация идеи и доведение её до технической модели,
- апробация объекта в работе и оценка результата творческого решения.
Положительной тенденцией работы с творчески ориентированной молодежью стало развитие у неё способности к техническому мышлению путём построения системы творческих заданий и задач в процессе трудовой деятельности, причём выполненная в строгой последовательности - последовательного перехода от простой технической задачи к более сложной. Как результат отмечается популяризация изобретательской деятельности и научно-технического творчества среди молодежи, что поможет развивать собственные передовые технологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г. А. Об опыте организации электронного образовательного пространства / Берулава Г.А., Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Беляева Е.В., Малыш В.Г., Пильщикова т.С. , Исталиева С.К. // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 52-58
2. Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования/ Г. А. Берулава // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 4. - С. 27.
3. Берулава М.Н. Проблемы и перспективы развития современной высшей школы / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 8-12.
4. Кузнецова О.Н. Способы привлечения молодежи к изобретательству и рационализаторству/ Гуманизация образования. - 2015. - № 4. - С. 23-28.
5. терентьев И., Кузнецова О. Развитие изобретательства и рационализаторства среди молодежи в южном федеральном округе/ Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2016. - № 1. - С. 43-45.
6. Распоряжение Правительства Рф от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года».
7. Распоряжение Правительства Рф от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года»).