Научная статья на тему 'Развитие изобретательства и рационализаторства путём получения новых компетенций для творчески ориентированной молодежи'

Развитие изобретательства и рационализаторства путём получения новых компетенций для творчески ориентированной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОТОТИП / МОЛОДЕЖЬ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАТЕНТЫ / АВТОРСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА / МЕХАНИЗАЦИЯ / INVENTION / INNOVATION / PROGRAM EXPERTISE / PROTOTYPE / YOUTH / MODERN TECHNOLOGIES / PATENTS / INVENTORS' CERTIFICATES / MECHANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Ольга Николаевна

Статья посвящена развитию изобретательства и рационализаторства путём подбора новых компетенций для творчески ориентированной молодежи в зависимости от возрастной группы участников младшего возраста, подросткового возраста и старшего возраста, при котором компетентностный подход определяется как основа инновационной образовательной практики, включающая в себя использование новых подходов к выделению критериев оценки и дающая шанс оценить те или иные умения технически ориентированной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inventive and innovative activity development by obtaining new competencies for creative oriented youth

The article is devoted to the development of inventions and innovations through the selection of new competencies for creative oriented young people, depending on the age group of the participants young children, adolescents and older in which the competence approach determines as a basis of innovative educational practices, including the use of new approaches to the allocation assessment criteria, and giving a chance to evaluate those or other skills of technically oriented youth.

Текст научной работы на тему «Развитие изобретательства и рационализаторства путём получения новых компетенций для творчески ориентированной молодежи»

Попова О.Н.

развитие изобретательства и рационализаторства путём получения новых компетенций для творчески ориентированной молодежи

На современный момент особенно остро стоит вопрос инновационного развития России путём создания передовых технологий. Важность решения настоящей проблемы отметил в своем выступлении и президент России Владимир Владимирович Путин, от 21 января 2016 года на заседании совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию, поставив стратегию научно-технического развития в один ряд с национальной безопасностью. Путин отметил исключительную важность наличия собственных передовых технологий: «это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства».

Одним из решений настоящей проблемы может стать привлечение молодежи к изобретательству с целью получения инновационного продукта и развития научно-технического творчества с юных лет.

Важность проведения работы, направленной на развитие научно-технического творчества среди молодежи, и главное - разработка компетенций - отмечается и в «Стратегии инновационного развития России до 2020 года», где главной задачей ставится: стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе научно-технического творчества на основе организаций дополнительного образования детей и молодежи, поддержка развития системы научных олимпиад, а также создание поддержки преподавателей и тьюторов, ведущих подготовку молодых изобретателей и конструкторов.

Подобная работа проводится, но не существует единого подхода в решении проблемы привлечения и направления творческой молодежи от начальных этапов технического творчества к изобретательству и рационализаторству. С учетом этого было решено провести работу, направленную на привлечение молодежи к изобретательству с целью развития устойчивого интереса творческой молодежи к наукоемким технологиям и современной технике, к участию в научных разработках, развитию системного подхода в ведении проектов, а также получению ими дополнительных профессиональных компетенций и, что немаловажно, защите своих авторских прав.

В связи с этим было решено провести исследования, направленные на привлечение школьников, студентов и молодых ученых к изобретательству и рационализаторству. Проведенная работа была нацелена на развитие у творчески одаренной молодежи своих способностей к новаторской деятельности и, как результат, созданию нового инновационного продукта. Проведение работы в данном направлении активизирует процессы взаимодействия молодых специ-

алистов с ведущими изобретателями и представителями бизнес - сообществ. результатом проведенной работы становится развитие с юных лет устойчивого интереса молодёжи к наукоемким технологиям, а также получению ими дополнительных профессиональных компетенций.

Одним из основных условий успешного процесса получения новых изобретений может стать модернизация образования с помощью разработки эффективной методики оценивания результативности инновационной деятельности молодежи и составления компетенций разновозрастных групп. В этом случае компетентностный подход определяется как основа инновационной образовательной практики, включающей в себя использование новых подходов к выделению критериев оценки и дающей шанс оценить те или иные умения технически ориентированной молодежи. В своей работе мы опираемся на разработанные критерии и показатели эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования молодежи.

Изучая критерии результативности осуществления образовательных программ в дополнительном образовании молодежи, предполагается учитывать те требования, которые предъявляются к учащемуся в системе общего образования для подготовки его к получению инновационного продукта (изобретения). Для общего образования разработан проект, включающий требования к общим учебным процессам, навыкам, умениям, для каждой ступени подготовки участника проекта к созданию нового продукта. Сформулированные через те или иные способности, навыки, данные требования определяют круг задач в познавательной, информационно-коммуникативной организации деятельности школьника и студента, которые позволят изучать сформированность ключевых компетенций.

Цель исследований:

• определение будущих лидеров в плане создания новых оригинальных идей и передовых решений, важных для производства, техники, развития территорий, технологий, социальных наук и общества;

• создание благоприятной среды для определения интеллектуально-творческих, научно-технических предпочтений и способностей талантливой молодежи;

• создание методических инструментов поддержки и популяризации изобретательской деятельности среди молодежи;

• оказание помощи молодёжи в защите авторских прав;

• получение творчески ориентированной молодежью дополнительных профессиональных компетенций;

• содействие организации площадок практического изобретательства и рационализаторства.

Задачи исследований:

• поиск одаренных школьников, студентов и молодых ученых, склонных к новаторской интеллектуальной деятельности в сфере производства, техники и технологий, территориального развития и социальных наук, а также поддержка и продвижение их изобретений;

• мотивация и стимулирование к изобретательской деятельности молодежи;

• развитие познавательной и мотивационно-творческой деятельности;

• развитие креативности, общей культуры, творческого и технического мышления молодежи;

• стимулирование профессиональных компетенций и социально значимых творческих разработок школьников, студентов и молодых ученых;

• увеличение коммуникативных площадок на основе активизации интереса молодёжи к технической и интеллектуально-творческой деятельности, расширение сферы профессионального общения;

• повышение статуса, общественной значимости и привлекательности деятельности в сфере производства, техники и технологий;

• помощь в оформлении и защите авторских прав юным изобретателям.

При реализации работы было задействовано порядка 200 человек из шестидесяти восьми школ и девяти высших и средних специальных учебных заведений, расположенных на территории города Сочи.

работы молодых изобретателей были распределены по пяти направлениям:

«товары народного потребления» хлебопекарное производство;

пищевые продукты; ювелирные изделия, галантерея, монеты, общие конструктивные элементы мебели, предметы домашнего обихода и столовые принадлежности, переработка твердых отходов, обработка древесины, изготовление упаковочной тары, обработка воды; получение жидких и сухих веществ, красителей, красок, клеящих веществ, склеивание, субстратов), натуральные химические препараты, пряжа; ткачество, тканные изделия и т.д.

«БИОтЕХНОЛОГИИ И ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ» биотехнология; генная инженерия; интенсивная технология выращивания посадочного материала; посева; разработка почвенных субстратов, регуляторов роста, удобрений; технологий выращивания растений, селекция; средств защиты растений и т.д.

«МЕХАНИЗАЦИЯ И РОБОТОтЕХНИКА» Кабели, проводники, электрические лампы, антенны, радиовещание, телефония, телевидение; микрофоны, громкоговорители, машины и двигатели, снаряды и устройства для физических упражнений, транспортные средства, устройства и инструменты для выполнения художественных работ.

Роботы-манипуляторы, которые производят разнообразные виды работ: сборку, сварку, прокраску, разгрузку и погрузку, перемещение деталей и заготовок с одного рабочего места на другое, накапливающие, обработка электронной информации и т.д.

«информационные технологии» Исходный текст и объектный

код; подготовительные материалы, полученные в процессе создания программы для ЭВМ; аудиовизуальные отображения, порождаемые программой, в частности, интерфейс, дизайн компьютерных игр и т.п.

«ИСКУССТВО» Спорт; игры; массовые развлечения, игрушки, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, литературные произведения.

В рамках подготовки молодежи к созданию изобретения проводилось порядка 40 лекций по защите авторских прав и оказанию помощи в создании оригинальной идеи и доведения её до стадии изобретения. Параллельно с этим с юными изобретателями проводились мастер-классы, круглые столы, квесты и лекции на тему оформления изобретений и возможности внедрения их в условия производства, а также написание эссе с целью получения дополнительных знаний в области оформления и защиты авторских прав.

Свои разработки молодые изобретатели представляли на рассмотрение конкурсной комиссии по 5 вышеперечисленным номинациям. Оценка проектов проводилась путем определения:

• оригинальности решения поставленной проблемы;

• наличия описания проекта, содержащего все предлагаемые разделы, в том числе описание и демонстрация макета или опытного образца, при его наличии;

• убедительности обоснования преимуществ проекта.

Каждую работу оценивали по 10-балльной шкале по каждому критерию, а сумму баллов проекта фиксировали в протоколе.

Каждая разработка, представленная молодежью, отличалась

• оригинальностью,

• новизной предлагаемого решения,

• имела сравнение предлагаемого автором решения с аналогами с указанием преимуществ предлагаемого решения,

• имела область применения решения.

Результатом работы с творчески ориентированной молодежью стала разработка компетенций в зависимости от возрастной группы участников - младший возраст (от 5 до 12 лет), подростковый возраст (от 12 до 16 лет) и старший возраст (от 16 до 30 лет).

В младшем возрасте критерии компетентности включают в себя возможность использования чертежей, построения модели и создания прототипа. Для этого ребенок учится ставить перед собой чётко поставленную задачу и доводить её до правильного решения - сборки моделей по готовым чертежам, а так же приобретает умение читать и осуществлять последовательные инструкции, обсуждая с группой коллег свои действия с несложными функциональными и монтажными схемами, развивая в себе способность предсказывать результат работы.

Формами предъявления компетентности на этом уровне являются несложные модели или технические системы, выполненные учащимся по готовым чертежам или схемам.

В подростковом возрасте критерии компетентности включают в себя способность самостоятельного извлечения и структурирования информации из общетехнической и специальной литературы для решения поставленной задачи; применения опыта эксплуатации технической системы в качестве источника информации для осуществления оценки её эффективности.

Показателями компетентности в данном случае становится возможность самостоятельно определить значения неизвестных терминов и обозначений, анализировать, обобщать и использовать разнородную информацию, связанную с решением похожих задач, генерировать оригинальные идеи для решения поставленной задачи. Умение спланировать и провести испытание технической системы, произвести оценку её функционирования по измеренным показателям, применить эту информацию для внедрения разработки (модели), доработки неисправностей и улучшения отдельных характеристик.

Формы предъявления материала в данном случае - более сложные модели и технические системы, разработки по частично доработанным школьником чертежам и схемам и проведение испытаний полученного прототипа.

Старший возраст. Критерий компетентности в данной возрастной группе - способность разработать и практически применить полученную модель (оригинальную идею) для повседневной жизни, путём проектирования с возможностью применения технических систем.

Показателем компетентности становится возможность придумывать принципы организации безопасного и полезного использования разработанной модели, в том числе и ранее не применяемого (оригинальная идея автора) оборудования с возможностью сконструировать или модернизировать определенную техническую систему для улучшения существующих бытовых условий.

Формой представления при этом становится конструирование или модернизация технической системы.

В результате проведённой работы отмечено, что работа, направленная на привлечение школьников, студентов и молодых ученых к изобретательству, даёт возможность не только развить у них новые компетенции, но и получить собственные разработки, обменяться идеями, обсудить пути и перспективы развития Краснодарского края и Российской Федерации в целом. А организованные встречи молодых изобретателей с представителями администрации города Сочи, бизнес-сообществ и экспертами в области развития изобретательства и рационализаторства на территории Российской Федерации дают возможность им расширить границы своих познаний.

Результатом работы стала возможность молодежи уже с юных лет разработать свои собственные изобретения и получить рекомендации по их внедрению в производство от ведущих организаций, и - главное - защитить свои авторские права на изобретение.

Рассматривая задачи, которые ставились перед молодыми изобретателями в рамках дополнительной образовательной программы в области научно-технического творчества, было отмечено, что в техническом творчестве выделяется четыре ступени при создании изобретения:

- осознание и обоснование оригинальной идеи,

- техническая разработка идеи,

- практическая реализация идеи и доведение её до технической модели,

- апробация объекта в работе и оценка результата творческого решения.

Положительной тенденцией работы с творчески ориентированной молодежью стало развитие у неё способности к техническому мышлению путём построения системы творческих заданий и задач в процессе трудовой деятельности, причём выполненная в строгой последовательности - последовательного перехода от простой технической задачи к более сложной. Как результат отмечается популяризация изобретательской деятельности и научно-технического творчества среди молодежи, что поможет развивать собственные передовые технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава Г. А. Об опыте организации электронного образовательного пространства / Берулава Г.А., Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В., Беляева Е.В., Малыш В.Г., Пильщикова т.С. , Исталиева С.К. // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 52-58

2. Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования/ Г. А. Берулава // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 4. - С. 27.

3. Берулава М.Н. Проблемы и перспективы развития современной высшей школы / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 8-12.

4. Кузнецова О.Н. Способы привлечения молодежи к изобретательству и рационализаторству/ Гуманизация образования. - 2015. - № 4. - С. 23-28.

5. терентьев И., Кузнецова О. Развитие изобретательства и рационализаторства среди молодежи в южном федеральном округе/ Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2016. - № 1. - С. 43-45.

6. Распоряжение Правительства Рф от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года».

7. Распоряжение Правительства Рф от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.