Научная статья на тему 'Способы повышения инвестиционной активности'

Способы повышения инвестиционной активности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6585
677
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENT APPEAL / STIMULATION OF INVESTMENTS / FOREIGN INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимов М. Н., Костыря Ю. С.

Приведены способы повышения инвестиционной активности. Освещены ключевые проблемы низкой инвестиционной активности в государстве. Представлены возможные варианты решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASE OF INVESTMENT ACTIVITY

Ways of increase of investment activity are given in article. Key problems of low investment activity in the state are covered. Possible versions of the solution of this problem are presented.

Текст научной работы на тему «Способы повышения инвестиционной активности»

УДК 380.10

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

М.Н. Трофимов, Ю.С. Костыря

Приведены способы повышения инвестиционной активности. Освещены ключевые проблемы низкой инвестиционной активности в государстве. Представлены возможные варианты решения данной проблемы.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная активность; инвестиционная привлекательность; стимулирование инвестиций; иностранные инвестиции.

Актуальность темы обусловлена следующим. Высокая инвестиционная активность является необходимым условием развития экономики. Она достигается посредством наиболее эффективного использования и роста объемов инвестиционных вложений в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы реализуемых инвестиционных ресурсов. Инвестиции предназначают конкурентные позиции государств на мировых рынках и создают производственный потенциал на новой научно-технической базе. Привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов играет далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия.

В современной России ключевой экономической проблемой является привлечение и стимулирование производственных инвестиций. В развитых странах главным источником капитальных вложений являются личные сбережения, и абсолютное большинство эффективных инвестиционных проектов осуществляется частными лицами. Инвестиционная деятельность — это вложения средств (инвестирование) и осуществление практических действий в целях получения дохода и достижения полезного эффекта. Инвестиции непосредственно связаны со сбережениями [2].

Задача поддержания и увеличения инвестиционной активности как причины экономического роста, придания устойчивости сдвигам в динамике и структуре инвестиций в ключевой капитал обеспечивается рынком и механизмом регулирующего воздействия государства на инвестиционный процесс. Это воздействие должно выражаться как и в стимулировании инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, так и, в прямом участии государства в финансировании инвестиционных проектов что предполагает применение различных механизмов экономического регулирования - налогового, бюджетного, таможено-тарифного и др. Всегда ограничено государственное вмешательство в инвестиционные процессы в условиях рыночной экономики, оно нужно и разумно только для того, чтобы переломить неблагоприятные установки, инвестиционную непривлекательность регионов и отраслей, пассивность хозяйствующих субъектов в

сфере инвестиционной деятельности. Стимулов вкладывать средства в обновление основного капитала для бизнеса в России немного даже, несмотря на оптимистичные высказывания представителей государственной власти о курсе на модернизацию. Основные фонды физически изношены примерно на 50 %, морально - на 99 %. Коэффициент обновления основного капитала на данный момент у нас составляет всего 4 %, и получается, что для того чтобы обновить все основные фонды, нашей стране потребуется 25 лет. А ведущие и развивающиеся страны тем временем стремительно уходят вперед.

В основной капитал в России доля инвестиций составляет 20 % от объема ВВП (в Китае в 2010 г. этот показатель достиг почти 50 %). Чистый отток капитала из страны составил при этом в 2010 г. 38 млрд долл., а за первое полугодие 2011 г. - 35 млрд долл. И главная причина такой ситуации заключается в сложившемся инвестиционном климате в России, в его характеристиках, которые не стимулируют бизнес направлять свои ресурсы в реальный сектор [4].

Несмотря на наметившийся незначительный рост инвестиций в последнее время они в РФ находятся на недопустимо низком уровне. И высокие цены на нефть уже больше не помогают. Но помимо коррупционной ситуации в стране на инвестиционный климат существенное влияние оказывает политическая составляющая. России не хватает сильной политической оппозиции, которая могла бы конструктивно критиковать и предлагать альтернативные варианты экономического развития. В начале 2000-х, когда политики прислушивались к критике и бизнес начал вкладываться в экономику, поверив, что идут перемены и действительно начался процесс модернизации и самый удачный этап развития нашей страны пришелся именно на это время [8].

Барьер национальной системы права для иностранных инвесторов не снижается, несмотря на активное позиционирование государственными властями совершенствования условий для привлечения инвестиций.

В большинстве стран, в том числе в России, сложился свод инвестиционных законов, закрепляющих такие положения, как условия, а также правовые гарантии иностранных инвестиций в принимающей стране, обеспечение взаимных интересов принимающей страны и иностранных инвесторов (по существу, речь идет об отсутствии дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными); предоставление иностранным инвесторам льгот и привилегий, так как иностранные инвестиции связаны с повышенными политическими и коммерческими рисками, дополнительными расходами на транспорт, связь и многое другое (обычно такие льготы включают в себя освобождение на различный период от налогов доходов, прибылей и дивидендов иностранных инвесторов); предоставление льготного режима по налогообложению в отношении реинвестиций; освобождение от налогов заработной платы и других видов

вознаграждений за работу, выплачиваемых иностранным специалистам, привлеченным на контрактных началах; освобождение от таможенных пошлин временно или постоянно ввозимых имущества, оборудования, сырья и материалов, которые отсутствуют на местном рынке и идут на производство экспортной продукции; защита от политических рисков (по сути, оговаривается, что национализация иностранной частной собственности может осуществляться только в исключительных случаях с гарантией справедливой и равноценной компенсации); положение о разрешении инвестиционных споров. Если раньше их рассматривали на основе национальных арбитражных институтов и правил, то сегодня происходят изменения в пользу международных арбитражных институтов и правил [3].

Однако подобных общих декламаций недостаточно. Единая экономическая, правовая и политическая стабильность необходима для притока иностранных инвестиций. Сдерживающим фактором в России является отсутствие целостной политики привлечения иностранных инвестиций. Инвестиционный режим точно не определен режим (либо государство идет на преференции, либо режим равноправный или дискриминационный в пользу внутреннего производителя); не продемонстрированы и не прописаны приоритеты по отраслям и видам инвестиций; до конца не обеспечены механизмы гарантий - защита прав собственности, репатриация прибыли; отрицательная конъюнктура правоприменительной практики, начиная от искусственно инициированных банкротств и заканчивая неисполнением судебных решений. Таким образом национальный режим существующий в России совсем не привлекателен для иностранных компаний. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России должно быть предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока инвестиций. Внесение изменений в налоговое, инвестиционное и корпоративное законодательство, крайне необходимо для этого. Системой льгот и гарантий, должен быть дополнен принцип национального режима, для иностранных инвесторов. Совершенствование существующей базы требует сфокусироваться на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, использовании системы гарантий, ориентированных именно на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

В некотором роде фактическая реализация имеющегося потенциала с учетом уровня инвестиционных рисков и есть инвестиционная активность. Объективные предпосылки интенсификации инвестиционной деятельности называется инвестиционный потенциал. Наличие денежного, трудового, производственного, инновационного и иного капитала является основополагающим условием привлечения и размещения инвестиционных ресурсов. В действительности предопределенность функционирования ин-

вестиций не означает наличие объктивных возможностей для активного инвестирования, в силу наличия инвестиционных рисков. Ф. Найт ввел методологическое разграничение между риском и неопределенностью [1]. По мнению А. А. Акопяна, инвестиционный риск есть одно из проявлений неопределенности в инвестиционной сфере экономики. Исследуя природу рисков инвестирования, А. А. Акопян сделал вывод о том, что «хотя инвестиционные риски генерируются неопределенностью, их следует дифференцировать от другого явления неопределенности — случайности. Инвестиционные риски возникают лишь в случае сознательного планирования и оценки качества инвестиционных проектов и представляют собой оценку возможности неблагоприятного отклонения целевого результата инвестиционной деятельности от планового» Таким образом, инвестиционная активность в широком смысле есть фактический результат сложного динамичного взаимодействия, с одной стороны — возможностей инвестирования, а с другой стороны — уровня вероятности достижения заданной конечной цели инвестиционной деятельности.

Можно согласиться с Купавых А.А. [7] выделяет он следующие сдерживающие инвестиционную активность в экономике РФ факторы.

Экономическое развитие не стабильно. Экономический рост в России обусловлен развитием ограниченного числа отраслей, ориентированных в первую очередь на внешний рынок, который является нестабильным. Таким образом, наблюдается активизация инвестиционной деятельности только в отдельных отраслях, тогда как другие отрасли ищут пути для выживания.

Препятствие перелива инвестиционных ресурсов между отраслями составляет не развитый рынок капитала, в результате чего сбережения используются недостаточно полно и нерационально.

Инструменты долгосрочного финансирования инвестиций по-прежнему отсутствуют, помимо банковского кредитования, которое является рискованным, а следовательно, дорогостоящими.

В последние годы стимулирует инвестиционную активность сокращение разницы между рентабельностью активов и стоимостью банковского кредитования. Однако ввиду сильной дифференциации отраслей по уровню доходности возможности кредитования сильно варьируют и предприятия многих отраслей ограничены в этом.

Эффективность по привлечению заемного капитала существенно не изменяется, несмотря на рост объема бюджетного финансирования. Инструментом финансирования инвестиций, основным не может служить лизинг, основанный на кредитовании.

Высокая доля банковских средств в структуре источников ухудшает его позиции в конкуренции с кредитом.

Финансовые вложения слабо влияют на приток капитала для инвестиционных целей, поскольку в них все еще низка доля основных инстру-

ментов долгосрочного фондирования - акций и облигаций, а велика доля кредитов [6].

Иностранные инвестиции в основной капитал, несмотря на их ежегодный прирост, несущественны по объему. Зарубежные инвесторы преследуют в качестве основных целей получение спекулятивного дохода и контроля за отечественными рынками отдельных товаров, что объясняет их высокую долю в торговле, поставках и закупках сырья, а в последнее время - и в банковском секторе.

Соотношение между рентабельностью капитала и процентом по заемным средствам является важным фактором роста инвестиционной активности. В три раза выше чувствительность инвестиций в сельском хозяйстве, чем в экономике, что обусловлено высокой закредитованностью сектора, низкой прибыльностью капитала и высокой потребностью в инвестициях. Финансовая устойчивость сельского хозяйства остается весьма слабой, не смотря на проводимые государством меры по стабилизации производственной и инвестиционной деятельности.

Собственных средств не хватает для финансирования текущих запасов и затрат. Конъюнктура аграрного рынка по-прежнему остается нестабильной. Необходимо активизировать государственную поддержку в области повышения доходности сектора и реализации программ по страхованию рисков производителей.

Задача поддержания и повышения инвестиционной активности как фактора экономического роста, придания устойчивости позитивным сдвигам в динамике и структуре инвестиций в основной капитал обеспечивается рынком и механизмом регулирующего воздействия государства на инвестиционный процесс [5]. Это воздействие должно выражаться как в прямом участии государства в финансировании инвестиционных проектов, так и в стимулировании инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, что предполагает применение различных механизмов экономического регулирования - налогового, бюджетного, таможенно-тарифного и др. В условиях рыночной экономики вмешательство государства в инвестиционные процессы, зачастую ограничено, оно необходимо и целесообразно только для того, что сломать неблагоприятные тенденции, для регионов и отраслей инвестиционную непривлекательность, пассивность хозяйствующих субъектов в сфере инвестиционной деятельности.

Список литературы

1. Акопян А.А. Государственная инвестиционная политика и инвестиционные риски в рыночной экономике: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.01 / А.А. Акопян. М., 2001. 25 с.

2. Басангов Ю.М. Методические основы оценки инвестиционной привлекательности // Экономический анализ: теория и практика. 2009.

№35 (164). С.56-60.

3. Веселкова Е.Е. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России на современном этапе // Законодательство и экономика. 2012. № 3. С. 53-58.

4. Госкомстат [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_04/Iss www.exe/Stg/d01/2-inv-akt.htm.

5. Дадашев А.З., Басс А.Б. Бюджетный механизм развития инвестиционных процессов: региональный аспект // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. №3. С. 3-9.

6. Данилова Т.Н. Институциональный анализ организаций инвестиционного рынка // Финансы и кредит. 2003. №5. C. 17-27.

7. Купавых А.А. Влияние государства на инвестиционную привлекательность сельского хозяйства // Государственное регулирование развития АПК и земельные отношения в России: сборник по материалам «Круглого стола» в рамках конференции «Ломоносовские чтения»; под ред. проф. С.В.Киселева. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005.

8. Саркисянц А.Г. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию // Бухгалтерия и банки. 2011. №10. С. 15.

Трофимов Михаил Николаевич, адъюнкт каф. экономической безопасности и экономики, 89265289359, trofimov fanat1k@mail.ru, Россия, Рязань, Московский

университет МВД России,

Костыря Юрий Степанович, канд. экон. наук, доц. каф. экономической безопасности и экономики, Россия, Рязань, Московский университет МВД России

WAYS OF INCREASE OF INVESTMENT ACTIVITY M.N. Trofimov, U.S. Kostyrya

Ways of increase of investment activity are given in article. Key problems of low investment activity in the state are covered. Possible versions of the solution of this problem are presented.

Key words: investments; investment activity; investment appeal; stimulation of investments; foreign investments.

Trofimov Mihail Nikolaevich, associate chair of economic security and the economy, 89265289359, trofimov fanat1kaniail.ru, Russia, Ryazan, Moscow University of the Ministry of Interior of Russia,

Kostyrya Yuri Stepanovich, candidate of economical science, docent of chair of economic security and the economy, Russia, Ryazan, Moscow University of the Ministry of Interior of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.