Научная статья на тему 'Способы оценки эффективности перспективных направлений региональной политики'

Способы оценки эффективности перспективных направлений региональной политики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
343
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОД РАНГОВОЙ КОРРЕЛЯЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО / ГУБЕРНИЯ / REGIONAL POLICY / RANK CORRELATION METHOD / SOCIAL-ECONOMIC EFFICIENCY / THE ASIAN PART OF RUSSIA / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL ARRANGEMENT / PROVINCE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Позднякова Татьяна Михайловна

В статье описана методика оценки эффективности перспективных направлений региональной политики посредством использования метода ранговой корреляции социально-экономических показателей. Проведена апробация этой методики на примере предлагаемого варианта корректировки административно-территориального устройства Азиатской части России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of evaluating the effectiveness of perspective directions of regional policy

The author describes the assessing methodology of the perspective directions efficiency of regional policy through the use of the method rank correlation of social-economic indicators. The method is approved on the example of the proposed adjustments of the administrative-territorial device of the Asian part of Russia.

Текст научной работы на тему «Способы оценки эффективности перспективных направлений региональной политики»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

www.hjournal.ru

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ПОЗДНЯКОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА,

кандидат географических наук, ассистент кафедры географии, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан,

e-mail: russland-54@mail.ru

В статье описана методика оценки эффективности перспективных направлений региональной политики посредством использования метода ранговой корреляции социально -экономических показателей. Проведена апробация этой методики на примере предлагаемого варианта корректировки административно-территориального устройства Азиатской части России.

Ключевые слова: региональная политика; метод ранговой корреляции; социально-

экономическая эффективность; Азиатская часть России; административно -территориальное устройство; губерния.

METHODS OF EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF PERSPECTIVE DIRECTIONS OF REGIONAL POLICY

POZDNYAKOVA TATYANA, M.,

Candidate of Geographical Sciences, Assistant of the Department “Geography", Priamursky State University nam. after Sholom-Aleichem, Birobidzhan,

e-mail: russland-54@mail.ru

The author describes the assessing methodology of the perspective directions efficiency of regional policy through the use of the method rank correlation of social-economic indicators. The method is approved on the example of the proposed adjustments of the administrative-territorial device of the Asian part of Russia.

Keywords: regional policy; rank correlation method; social-economic efficiency; the Asian part of Russia; administrative-territorial arrangement; province.

JEL: R10, R58.

Одним из механизмов регулирования экономики регионов является корректировка административно-территориального устройства и определение перспективных направлений регионального развития. В этой связи особую актуальность приобретает проблема способов прогноза их эффективности в каждом конкретном случае.

Приведём вариант оценки эффективности перспективных направлений региональной политики на примере территорий Азиатской части России.

В качестве теоретической основы эксперимента возьмём проект корректировки административно-территориального устройства Азиатской части России (см. рис. 1) на основе схемы историко-географического районирования

© Позднякова Т. М., 2014

данной территории (Позднякова, 2011. С. 68-70).

Условные обозначения Границы:

------- областей

------- губерний

Цифрами обозначены губернии:

1-Обская 2-Енисейская

3-Ленская 4-Южно-Сибирская

5-Горный Юг 6-Забайкалье

7-Северо-Восточная 8-Юго-Восточная

Рис. 1. Вариант корректировки административно-территориального устройства

Азиатской части России Источник: составлено автором.

Выделенные субъекты обладают определённым соотношением территориальных, демографических и экономических показателей (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные территориальные, демографические и экономические показатели территорий Азиатской части России

Территории АЧР Удельный вес в региональных показателях, %

Площадь территории Численность населения ВРП

Губернии Северной области 50,2 11,5 48,6

Обская 12,2 7,0 41,0

Енисейская 14,0 1,5 4,1

Ленская 24,0 3,0 3,5

Губернии Южной области 25,5 68,4 35,1

Южно-Сибирская 18,0 53,2 30,0

Горный Юг 2,0 5,1 0,6

Забайкальская 5,5 10,1 4,5

Губернии Тихоокеанской области 24,4 19,1 16,3

Северо-Восточная 14,3 3,5 3,5

Юго-Восточная 10,1 17,6 12,8

Источник: составлено автором.

На основе анализа имеющихся диспропорций развития субъектов, как представляется, могут быть сформулированы основные направления региональной политики.

Так, для Северной области основной задачей является достижение равновесия в соотношении уровня заселенности выделенных субъектов, площади занимаемой ими территории и экономического потенциала. В этой связи, для обширных, но относительно слабо освоенных территорий, разделенных на близкие к оптимальным формам квадрата, необходимо проводить мероприятия по повышению уровня их селитебной освоенности.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

Обская губерния будет иметь высокий показатель экономической эффективности: ВРП в 4 раза превышает площадь занимаемой территории и в 6 раз — численность населения. За счет этого уровень жизни населения в его пределах выше, чем в других субъектах в составе региона. Основным направлением региональной политики для неё может быть поддержание демографического потенциала на существующем уровне (или меры по некоторому повышению естественного прироста) и создание дополнительных условий для закрепления населения, предотвращения начавшегося миграционного оттока. Это представляется возможным при расширении спектра рабочих мест в связи с диверсификацией отраслевой структуры хозяйства (развитием производств по переработке углеводородов на базе ряда крупных городов), которое будет способствовать также ускорению инфраструктурной обустроенности и эволюции форм территориальной организации хозяйства от преимущественно очаговых до линейно-узловых (Романов, 2009).

Енисейская и Ленская губернии будут отличаться более глубоким дисбалансом анализируемых показателей. Главная задача региональной политики, как видится, — наполнение территорий селитебными и хозяйственными структурами. Помимо мер по поддержанию естественного и механического прироста, здесь необходимо более детально подойти к вопросам территориальной организации хозяйства и управления.

Важнейшей задачей для этих масштабных, но обладающих гораздо меньшими показателями демографическим и экономическим потенциалом субъектов, скорее всего, будет являться обеспечение связанности территорий за счет повышения их транспортной освоенности. Эта задача требует решения, как в самостоятельном качестве, так и в связи с необходимостью дополнительного обслуживания имеющихся производств. Так, новые транспортные пути могли бы способствовать оптимизации системы расселения и дать импульс развитию рынков сбыта продукции цветной металлургии, что, в свою очередь, позволяет более широко реализовывать экономический потенциал субъектов.

В пределах Енисейской губернии в качестве ключевого участка целесообразно выбрать Норильский промышленный район. Обеспечение транспортных сообщений этого района с территориями вне зоны его экономического влияния (к примеру, при прокладке дороги на Туру и далее на Мирный) позволило бы реализовать некоторые экономические проекты.

Подобные меры позволят также повысить уровень селитебной и хозяйственной освоенности, качество управления Ленской губернией, обладающей сбалансированными демографическими и экономическими показателями на фоне масштабности территории. На юге данного субъекта уже формируется линейно -узловой тип территориальной организации хозяйства (за счет Амуро-Якутской магистрали, железных дорог Якутск — Магадан, Якутск — Тында). Однако

необходимо усилить транспортную взаимосвязь имеющихся магистралей с

Транссибом (к примеру, обеспечить возможность сообщений через Ленск с

Нижнеангарском), а также сформировать транспортный каркас северной части региона. Эта задача наиболее актуальна в контексте проектов роста функций Северного морского пути. В частности, представляется возможным увеличение пропускной способности имеющихся портов и обеспечение их взаимосвязи с

Якутском.

Приоритетными в Южной области будут являться меры по увеличению объемов ВРП, приведение его в соответствие с демографическим потенциалом территории. В данном случае, предполагается также некоторое «перераспределение» населения между субъектами Северной и Южной областей в связи с развитием первой и росту масштабов миграции, причем не только трудовой (поскольку она может усилить диспропорции половозрастного состава, «старение населения» Южной области), но и с переселением на постоянное место жительства.

В пределах Южно-Сибирской губернии, основываясь на относительно

высокий уровень демографического и экономического развития, в частности, уровня образованности населения и научной сферы, проблему роста ВРП целесообразно решать посредством формирования технопарков, технико-внедренческих зон и научно-производственных объединений на базе предприятий и научноисследовательских институтов в крупных городах и их агломерациях. Подобные структуры уже существуют в Новосибирске (Академгородок, НПО НЗХК), Барнауле (начато формирование технополиса). Подготовлен проект по созданию телепорта общегосударственного значения в Тобольске. Вместе с тем, следует отметить, что имеющиеся технические разработки, в силу ограниченного финансирования, довольно слабо внедряются в производство. Это является сдерживающим фактором для развития передовых технологий и повышения конкурентоспособности производимой продукции. Таким образом, необходимо создание дополнительных условий для реализации данных проектов на местном уровне, а также их выхода на международный рынок технологий.

Горный Юг будет иметь относительно сбалансированные показатели по площади и численности населения, но производить крайне малый объем ВРП. Это обусловлено как природными (преобладание труднодоступных горных территорий), так и социально-экономическими факторами (низкий уровень жизни населения, слабо развитая инфраструктура). Вместе с тем, особенности природы представляется возможным использовать в целях развития различных направлений туризма. Комплексообразующая способность этой отрасли создает условия для повышения уровня занятости населения, что актуально для региона в связи с довольно высокой обеспеченностью трудовыми ресурсами, а также существенно стимулирует экономическое развитие территории и повышение качества жизни населения.

Государственная политика в этом направлении выражается в проектах по формированию особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Так, на территории Горного Алтая образована особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь», где реализуется рекреационный потенциал субъекта в сочетании с элементами этнотуризма. Подобные возможности имеют также Тыва, район озера Байкал. Таким образом, формирование Территориально-производственных комплексов на основе повышения эффективности традиционного природопользования коренных народов делает его конкурентоспособным и может стать эффективным «инструментом» сохранения этногенетического потенциала и развития экономики данной территории.

Вместе с тем, необходимо обеспечить более масштабное инвестирование проектов с целью ускорения развития, поскольку их функционирование во взаимодействии с повышением качества инфраструктурного комплекса (транспорта, связи, бытового обслуживания) способно дать весомый экономический эффект для этой территории.

Забайкалье также имеет сбалансированные показатели площади и численности населения. Рост ВРП для этой территории можно обеспечить посредством повышения качества функционирования имеющихся производств, а также диверсификации отраслевой структуры хозяйства.

К примеру, представляется возможным укрупнение агломерационных систем Улан-Удэ и Читы с развитием обрабатывающих производств и агропромышленного комплекса, которые будут направлены на комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и продукции добывающих отраслей. Это позволит сформировать довольно обширную рыночную зону в пределах региона, будет способствовать эволюции форм территориальной организации хозяйства от линейно-узловых до ареальных. Сформированная научная база Улан-Удэ, наличие вузов, исследовательских институтов СО РАН, предприятий, а также выгодное экономико-географическое положение (на Транссибе) создает возможности для создания технико-внедренческих формаций в сфере авиации и приборостроения.

В перспективе мощным стимулом развития экономики и оптимизации системы расселения может явиться также разработка крупнейшего Удоканского

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

медного месторождения, расположенного на трассе БАМа.

Тихоокеанская область занимает 24,4 % площади АЧР, концентрирует 19,1% населения, но производит лишь 16,3% объема ВРП. Эта территория существенно удалена от других регионов РФ и имеет с ними довольно слабые экономические связи. В то же время, ее актуальность в качестве форпоста страны на Тихом океане в современных условиях лишь усилилась. В этой связи первоочередными направлениями, с учетом существующего уровня освоенности и заселенности, должны стать формирование транспортного каркаса, обеспечивающего более активный выход России к Тихому океану, сопредельным странам Азиатско-Тихоокеанского региона, стратегически важным ресурсам, сети высокоэффективных энергетических объектов, а также формирование хозяйственных структур, обеспечивающих более высокий уровень жизни населения.

Основная задача для Северо-Восточной губернии будет заключаться в уменьшении дисбаланса занимаемой площади его демографическому и экономическому потенциалу. Следует отметить, что, поскольку данная территория, как и другие регионы Севера, имеет крайне суровые природные условия, устранить данную диспропорцию на современном этапе освоения невозможно. Однако, развитие обрабатывающих отраслей хозяйства и инфраструктурного комплекса (к примеру, прокладка железной дороги сообщением Уэлен — Магадан — Якутск -Нерюнгри) позволило бы обеспечить перераспределение населения внутри полосы, в частности, его приток с территорий Юго-Восточной губернии, и тем самым оптимизировать систему расселения, эволюцию форм территориальной организации хозяйства от очаговых к линейно-узловым. Это будет способствовать также повышению качества управления данной территорией.

Юго-Восточная губерния, которая будет иметь главный дисбаланс в связи с относительно высокой концентрацией населения, также получит преимущества, касающиеся более рационального селитебного освоения при условии развития Северо-Восточной губернии. Вместе с тем, с учетом имеющихся тенденций развития демографического потенциала данной области, необходимы определенные направления демографической политики, направленные на его оптимизацию, особенно по вопросам регулирования миграции.

Кроме того, данная территория в силу особенностей географического положения, довольно высокого уровня социально-экономического развития, наличия крупных экономических центров (Хабаровск, Владивосток) имеет возможности формирования научно-производственных объединений, особых экономических зон различного типа (производственных, туристско-рекреационных). Важнейшим направлением в современных условиях является также развитие портовых комплексов на Тихоокеанском побережье (Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Владивостока и других).

Далее приведём оценку прогнозируемой результативности предлагаемых направлений региональной политики для рекомендуемых субъектов посредством применения метода ранговой корреляции социально-экономических показателей.

Он основан на корреляционной зависимости между численностью населения и производимым ВРП, и прямой пропорциональности величины роста этих показателей прогнозируемой экономической эффективности объекта, рассчитанной на определенный временной период. Исходя из этого, корреляционную зависимость динамики демографического и производственного потенциала можно выразить посредством системы уравнений:

А — численность населения (A(l) — исходная, чЛ — прогнозируемый прирост численности населения);

где:

В — валовый региональный продукт (В(к) — исходный, аВ — прогнозируемый прирост ВРП);

Ь — долгосрочность прогноза, п — количество лет;

I — ранговый показатель исходной численности населения;

] — ранговый показатель планируемого объекта производственной

инфраструктуры;

к — ранговый показатель исходного ВРП.

* - при совпадении индексов модульное выражение приравнивается к единице, а в качестве оА во втором выражении системы принимается . I/.

Ранговые показатели I, к выведены в соответствии с исходными величинами численности населения и ВРП для конкретных территорий; ранговый показатель ] соответствует прогнозируемой экономической эффективности объекта на определенный временной промежуток п.

На этой основе:

Составлен рейтинг губерний по численности населения, ВРП и прогнозируемой эффективности объектов производственной инфраструктуры в среднем на 10 лет. Ранговые показатели приведены в табл. 2.

Таблица 2

Ранговые показатели рекомендуемых губерний по численности населения, ВРП и прогнозируемой эффективности объектов производственной инфраструктуры

Губернии Ранговые показатели*

i j k

Обская 3 3 4

Енисейская 1 3 2

Ленская 1 2,5 2

Южно-Сибирская 4 2 4

Г орный Юг 1 4 1

Забайкальская 2 1,5 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северо-Восточная 1 3 2

Юго-Восточная 3 3,5 3

* Ранговые значения определены в соответствии с критериями, представленными в табл. 3.

Таблица 3

i j k

индекс численность населения, млн. чел. и н д е к с средняя экономическая эффективность планируемого объекта и н д е к с доля в ВРП региона, %

1 до 1 1 модернизация существующих объектов/ перерабатывающее предприятие 1 менее 2

2 1-2 2 инновационно-технический объект 2 2-4

3 3-10 3 объект транспортной инфраструктуры, в т.ч. порт 3 4-10

4 более 10 4 особая экономическая зона 4 более 10

Критерии для определения ранговых показателей рекомендуемых губерний

Источник: составлено автором.

Примечание: для большей объективности ранговых показателей необходимо учитывать также предельную ёмкость окружающей среды и специфику

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

демографических процессов.

На основе произведённых расчётов составлена сводная таблица, отражающая прогнозируемые изменения демографических и экономических характеристик предлагаемых субъектов при условии реализации разработанных направлений региональной политики (см. табл. 4).

Таблица 4

Прогнозируемые результаты реализации перспективных направлений

Территории АЧР Прогнозируемые изменения, %

Численность населения ВРП

Губернии Северной области

+45 +35

Обская + 10 + 10

Енисейская +20 +20

Ленская + 15 +5

Губернии Южной области

+45 +55

Южно -Сибирская + 10 +20

Г орный Юг +30 +20

Забайкальская +5 +15

Губернии Тихоокеанской области

+25 +35

Северо-Восточная +20 + 10

Юго-Восточная +5 +25

региональной политики для территорий Азиатской части России Источник: составлено автором.

Таким образом, метод ранговой корреляции социально-экономических показателей может быть применён для оценки перспективных направлений региональной политики для конкретных территорий и показывает их эффективность на примере варианта корректировки административнотерриториального устройства Азиатской части России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Позднякова Т. М. (2011). Историко-географическое районирование крупных территорий на примере Азиатской России / Историческая география Азиатской России: материалы Всероссийской научной конференции. Иркутск: Издательство Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН.

Романов М. Т.(2009). Территориальная организация хозяйства слабоосвоенных регионов России. Владивосток: Дальнаука.

REFERENCES

Pozdnyakova T. (2011). Historical-geographical zoning of large territories on the example of the Asian part of Russia / Historical Geography of the Asian Part of Russia: Materials of All-Russian Scientific Conference. Irkutsk, Publ. House of the Institute of Geography Named After V. B. Sochava SO RAN. (In Russian).

Romanov M. (2009). Territorial Ooganization of the economy under-developed regions of Russia. Vladivostok, Dalnauka Publ. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.