Научная статья на тему 'Способы осуществления инвестиций в Республике Беларусь: состояние и перспективы правового регулирования'

Способы осуществления инвестиций в Республике Беларусь: состояние и перспективы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1991
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / ИНВЕСТОР / ИНВЕСТИЦИИ / СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / LEGAL REGULATION OF INVESTMENT / INVESTOR / INVESTMENTS / WAYS TO INVEST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паращенко Виктор Владимирович

Происходящий процесс совершенствования инвестиционного законодательства Республики Беларусь требует теоретического осмысления роли и места инвестиций в современной системе общественных отношений. Статья посвящена отдельным аспектам правового регулирования способов осуществления инвестиций в Республике Беларусь. На основании анализа действующего инвестиционного законодательства, позиций ученых автор делает общие выводы и предлагает пути решения ряда проблем в правовом регулировании инвестиционных отношений. Одно из таких направлений разработка концепции унифицированного правового режима инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to invest in the Republic of Belarus: state and prospects of legal regulation

The ongoing process of improving the investment legislation of Belarus requires a theoretical understanding of the role and place of investment in the system of modern public relations. Paper deals with certain aspects of the legal regulation of the legal ways to invest in Belarus. Based on the analysis of the current investment legislation positions by scientists makes general conclusions and suggests ways to address several problems in the legal regulation of investment relations. One of there trends design a unified legal regime for investment.

Текст научной работы на тему «Способы осуществления инвестиций в Республике Беларусь: состояние и перспективы правового регулирования»

способы осуществления инвестиций

в республике беларусь:

состояние и перспективы правового регулирования

ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ПАРАЩЕНКО,

докторант ФПНП и НКМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: victor1770@yandex.ru Научный консультант: доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Гандилов Т.М.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Происходящий процесс совершенствования инвестиционного законодательства Республики Беларусь требует теоретического осмысления роли и места инвестиций в современной системе общественных отношений. Статья посвящена отдельным аспектам правового регулирования способов осуществления инвестиций в Республике Беларусь. На основании анализа действующего инвестиционного законодательства, позиций ученых автор делает общие выводы и предлагает пути решения ряда проблем в правовом регулировании инвестиционных отношений. Одно из таких направлений — разработка концепции унифицированного правового режима инвестиций.

Ключевые слова: правовое регулирование инвестиций, инвестор, инвестиции, способы осуществления инвестиций.

Annotation. The ongoing process of improving the investment legislation of Belarus requires a theoretical understanding of the role and place of investment in the system of modern public relations. Paper deals with certain aspects of the legal regulation of the legal ways to invest in Belarus. Based on the analysis of the current investment legislation positions by scientists makes general conclusions and suggests ways to address several problems in the legal regulation of investment relations. One of there trends — design a unified legal regime for investment.

Keywords: legal regulation of investment, investor, investments, ways to invest.

Размышляя общими категориями о предпосылках осуществления инвестиций, необходимо отметить, что такая деятельность не может реализовываться на пустом месте и возникнуть из воздуха, она предполагает наличие как объективных, так и субъективных оснований. К первым следует отнести наличие собственника или иного законного владельца капитала, наличие самого капитала (предмета инвестирования) и его потенциальных получателей, ко вторым — наличие нормативной правовой базы, призванной осуществлять правовое регулирование инвестиционных отношений.

Одновременно возникает вопрос: каким образом собственник капитала может использовать его в инвестиционной деятельности. Учитывая высокую степень актуальности данного вопроса для инвестиционных правоотношений, ее изучению уделяли пристальное внимание в своих трудах ученые-правоведы. Вместе с тем в юридической литературе к пониманию данной проблемы прослеживаются различные подходы.

В одних случаях эту возможность рассматривают

как метод, так, например, Доронина Н.Г. указывает, что «история развития законодательства об иностранных инвестициях позволяет проследить эволюцию развития методов регулирования иностранных инвестиций ... Законодательство об иностранных инвестициях 60-ых годов в качестве метода регулирования иностранных инвестиций использует метод концессий» [1, с. 15]. В других — как форму инвестирования, которых, по мнению Богатырева А.Г., две: «1) ссудная форма — ссудный капитал, инвестиции в виде займов и кредитов; 2) предпринимательская форма — предпринимательский капитал существует в виде прямых и портфельных инвестиций» [2, с. 34].

Полагаем, что с учетом складывающихся закономерностей развития общественных отношений, появлением новых, ранее неизвестных разновидностей экономической деятельности современное представление о степени и рамках дозволенного инвестору права при осуществлении инвестиций должно быть скорректировано.

Следует отметить, что ранее действовавший Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 2001 года [3] внешнее проявление инвестиционной деятельности опосредовал в виде формы (ст. 5) и закреплял их конкретные направления.

Согласно словарю русского языка Ожегова С.И. наиболее общим толкованием термина «форма» является «внешнее очертание, наружный вид предмета», а «способа» — «прием, действие, метод, применяемый при исполнении какой либо работы, при осуществлении чего-нибудь» [4, с. 1120; 992]. На основании сравнения указанных терминов, а также с учетом требования непротиворечивости и точности формулирования юридической терминологии и следуя в разрезе концепции современного инвестиционного законодательства Республики Беларусь, полагаем, что для деятельности по осуществлению инвестиций наиболее точным является использование именно термина «способы осуществления инвестиций», а не «формы инвестиционной деятельности».

В общем виде конкретно дозволенные способы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь закреплены в ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» (далее — Закон «Об инвестициях») [5], перечень которых не является исчерпывающим. К ним, в частности, относятся: а) создание коммерческой организации; б) приобретение, создание, в том числе путем строительства объектов недвижимого имущества; в) приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности; г) приобретение акций, долей в уставном фонде, паев в имуществе коммерческой организации, включая случаи увеличения уставного фонда коммерческой организации; д) на основе концессии; е) иными способами, кроме запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.

Вместе с тем, следует отметить, что в Республике Беларусь на право осуществлять отдельные виды экономической деятельности необходимо получить специальное разрешение. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01 сентября 2010 года № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» [6], лицензированию подлежат следующие виды деятельности в области: автомобильного транспорта, вещания, использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, промышленной безопасности, связи, игорного бизнеса, заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, пожарной безопасности, связанная с драгоценными металлами и камнями, производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами, полиграфи-

ческой деятельности, профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, страховая и фармацевтическая деятельности и т.д.

Говоря о перечисленных способах осуществления инвестиций в общем плане чертах, следует отметить, что они тесно связаны с имущественными отношениями и в основании своего возникновения имеют гражданско-правовую природу, их правовое регулирование осуществляется, как правило, гражданским законодательством исходя из его смысла. Такой вывод следует из содержания с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) [7], в соответствии с которым гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулируются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Учитывая значимость инвестирования для текущего момента и в перспективе, с целью усиления действия конституционных принципов на общественные отношения в этой части, а также придания стройности и последовательности инвестиционному законодательству, его взаимосвязь с гражданским законодательством должна найти свое нормативное отражение, в частности, Гражданском кодексе путем указания на такие термины как: «инвестиционные отношения» и «инвестиционное законодательство».

В этой связи представляется целесообразным ч. 5 п. 1 ст. 1 ГК после слов «земельные» и «использование земель» дополнить словами «инвестиционные» и «инвестиционном» соответственно, а саму часть изложить в следующей редакции: «семейные, трудовые, земельные, инвестиционные отношения, отношения по использованию других природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающие признакам, указанным в частях первой и второй настоящего пункта, регулируются гражданским законодательством, если законодательством о браке и семье, о труде и занятости населения, об охране и использовании земель, инвестиционном и другим специальным законодательством не предусмотрено иное».

Такая конструкция указанной нормы позволит акцентировать внимание на инвестиционных правоотношениях и позволит четко определить место инвестиционного законодательства в общей системе законодательных актов Республики Беларусь, определив его как специальное правило по отношению к общему правилу, установленному гражданским зако-

нодательством.

Следует отметить, что деятельность инвесторов на территории Республики Беларусь вышеуказанными способами строится на определенных принципах как конституционной, так и отраслевой принадлежности. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об инвестициях», закреплен принцип добросовестности и разумности осуществления инвестиций, согласно которому инвесторы осуществляют инвестиции добросовестно и разумно без причинения вреда другому лицу, окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемления прав и защищаемых законом интересов других лиц или злоупотребления правом в иных формах.

Действие данного принципа распространено на обязанности инвесторов, так инвесторы обязаны не предпринимать действий, являющихся недобросовестной конкуренцией, а также действий (бездействия), направленных на недопущение, устранение или ограничение конкуренции, причинение вреда правам, свободам, законным интересам других лиц (ч. 2 ст. 19 Закона «Об инвестициях»).

Анализ содержательной части указанного нормативного правового акта позволяет прийти к выводу о том, что закрепленные в нем способы осуществления инвестиций используются в строго определенных целях — извлечение прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях и не связаны с личным, домашним, семейным и иным аналогичным использованием.

Говоря о понятии инвестиций в их управлении с экономической точки зрения, Струк Т.Г. пишет: «сущность инвестиций содержит в себе сочетание двух сторон инвестиционной деятельности: затрат ресурсов и получаемых результатов. При этом в качестве результата может выступать не только экономический, но и социальный, экологический или иной эффект» [8, с. 7].

Вместе с тем, нельзя признать инвестированием (ст. 2 Закона «Об инвестициях») вложение денежных средств, например, в приобретение или строительство жилого помещения для проживания граждан и членов их семей, предоставление займов, кредитов и их возврата, размещения банковских вкладов (депозитов) и т.д.

Несмотря на представляющуюся небезупречность данной проблемы с теоретической точки зрения, полагаем, что такое разграничение в правовом регулировании способов осуществления инвестиций в Республике Беларусь представляется оправданным, так оно полностью согласуется с доминирующем в современной экономической науке направлением «кейн-сианством» (по имени его создателя Джона Мейнарда Кейнса). Исследуя вопросы анализа и управления инвестициями на современном этапе, Кузнецов Б.Т. говорит: «... в кейнсианской модели расходы общества

состоят из личного потребления, инвестиций, государственных расходов, чистого экспорта. С ростом дохода люди увеличивают личное потребление, но не так быстро как растет доход. Оставшиеся при этом средства инвестируются» [9, с. 9].

Отсюда следует вывод, что с целью придания стройности инвестиционному законодательству Республики Беларусь в этой части, в нем должно быть четко проведено разграничение между инвестициями и личным потреблением (так называемые «потребительские инвестиции»). Это в свою очередь позволит четко установить правовой режим такого имущества, определить права и обязанности участников данных правоотношений, их правовой статус.

Необходимо отметить, что для современного правового регулирования инвестиционных отношений характерным является то, что оно осуществляется одновременно как национальным законодательством, так и международными договорами путем их сочетания. Республика Беларусь выступает активным участником международных интеграционных процессов и это подтверждается заключенными ею международными соглашениями. На сегодняшний день заключены международные договоры более чем с 60-ю странами об избежании двойного налогообложения, более чем с 50-ю странами о содействии и взаимной защите инвестиций, целый ряд соглашений в рамках Таможенного союза и др.

Отсюда следует, что перечисленные в Законе «Об инвестициях» способы осуществления инвестиций следует рассматривать как общее правило, как отправной ориентир.

Международными договорами, заключаемыми Республикой Беларусь с другими странами и организациями могут определяться и другие способы осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь, в том числе не характерные либо малоизвестные в стране. На это ориентирует ч. 2 ст. 3 Закона «Об инвестициях» в которой прописано, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным законом, то применяются правила международного договора. Одновременно не следует забывать о важном правиле, закрепленном в ч. 3 ст. 8 Конституции Республики Беларусь [10] — не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Авторы учебника «Международное право», относя к числу основных источников данной отрасли права международный договор, справедливо обращают внимание на тот факт, что «в настоящее время многие стороны международной жизни регулируются договорами. Сегодня темпы развития международной жизни

столь высоки, что формирование обычаев за ними не поспевает. Этим новым условием вполне соответствуют международные договоры, которые наиболее приспособлены к сложности и динамизму современных международных отношений» [11, с. 10-11].

Международные договоры как источник современного международного права не является новой и вновь возникшей субстанцией, а имеет свои древние исторические корни. В те далекие времена многие вопросы правового регулирования общественных отношений осуществлялось посредством переговоров и как результат достигнутых соглашений договаривающихся сторон — существовавших тогда государственных образований. Российский специалист Смирнов С.Н., проводивший исследования по истории отечественного государства и права, указывает: «первые письменные правовые документы появились в начале X в. Ими стали международные договоры с Византией ... В этих международно-правовых актах нашли свое отражение нормы как византийского, так и древнерусского права ... хронологически вторым источником права на Руси стал нормативный договор» [12, с. 35].

Полагаем, что правовое регулирование инвестиционных отношений в целом и отдельных способов осуществления инвестиций, в частности, посредством международных договоров, следует признать весьма перспективным. Вместе с тем такой порядок имеет как сильную, так и слабую стороны. Как известно, государство может выступать как в качестве активного участника экономической деятельности — инвестора, так и получателя инвестиций, одновременно осуществляет нормотворческую деятельность путем издания нормативных правовых актов, принятия, изменения или отмены устаревших норм. При этом в данном процессе не учитывается воля конкретного инвестора (особо это касается нерезидента) на указанные действия, а договор как правовой инструментарий более гибок, так как предполагает согласование воли и волеизъявления его сторонами и предусматривает специальный порядок заключения, изменения и прекращения.

На наш взгляд, правовое регулирование способов осуществления инвестиций посредством включения их в качестве условий в международный договор усиливает гарантии инвесторов от вероятных неблагоприятных последствий изменения инвестиционного законодательства страны принимающей капитал.

Отдельными специалистами высказываются мнения об унификации правового регулирования инвестиционных отношений между различными странами, в частности, Волова Л.И. пишет, что «... нужно переключиться на многостороннее, а в перспективе на универсальное регулирование инвестиционных отношений, что позволит установить международно-правовой

режим иностранных инвестиций» [13, с. 117].

Полагаем, что при высокой степени состоятельности и перспективности данной позиции, она имеет и слабую сторону, так как она имеет распространение лишь на иностранные инвестиции и не учитывает правового режима внутренних (национальных) инвестиций. В этой связи следует полностью согласиться с мнением Богуславского М.М., который указывает, что «во внутреннем законодательстве не только России, но и других стран СНГ проявляется тенденция перехода от принятия специальных законов об иностранных инвестициях (законов о концессионных договорах с иностранными лицами и иных аналогичных актов) к принятию законодательных актов об инвестициях вообще. В этом проявляется стремление к поощрению капиталовложений в реальные секторы экономики независимо от происхождения этих инвестиций» [14, с. 274].

Белорусские экономисты Шмарловская Г.А. и Пе-трушкевич Е.Н., проводившие исследования видов и форм прямых иностранных инвестиций в транзитных экономиках, а также динамику и структуру инвестиционных потоков в Республике Беларусь справедливо обращают внимание на то, что «причинами движения прямых иностранных инвестиций между странами являются интересы ТНК и положительные экономические эффекты в странах-донорах и странах-реципиентах. Однако не всегда интересы инвесторов могут позитивно влиять на экономическое развитие стран, как вывозящих инвестиции, так и их принимающих. Поэтому для усиления положительных и снижения отрицательных эффектов государства используют различные стимулирующие и ограничивающие инвестиции мероприятия» [15, с. 15].

Можно предположить, что к числу таких мероприятий следует отнести: политические, экономические, социальные и др. Полагаем, что важнейшим видом мероприятий в контексте сказанного является именно правовое воздействие через систему правовых норм, а также с помощью других юридических средств на инвестиционные отношения с целью их упорядочения и развития (правовое регулирование).

Как известно любое правовое регулирование включает в себя стадии, способы, типы и методы. Так как правовое регулирование инвестиционных отношений подпадает одновременно под юрисдикцию как публично-правовых (конституционного, административного, таможенного и др.), так и частно-правовых (гражданское, трудовое и др.) отраслей права, в нем обнаруживается смешение различных способов, типов и методов в определенный комплекс. Сложно себе представить такое государство, в котором правовое регулирование инвестиционных отношений было бы построено только на управомочивающем способе, разре-

шительном типе и императивном методе. Такая модель правового регулирования инвестиционных отношений не способна надлежащим образом их привести в порядок и представляется утопической.

Полагаем, что правовое регулирование способов осуществления инвестиций свою регламентацию должны находить через установление «правового режима инвестиций». Такой порядок регулирования общественных отношений разработан в теории, апробирован на практике и имеет достаточно широкое распространение в различных отраслях права: административном (правовые режимы Государственной границы Республики Беларусь; таможенный и др.), гражданском (правовые режимы наследственного имущества; имущества юридического лица; находки и др.), земельном (правовые режимы земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов и др.), международном (правовые режимы воздушного пространства; открытого моря и международного района морского дна и др.), семейном (правовой режим имущества супругов и др.) и т.д.

В тоже время к вопросу о роли и месте правовых режимов в системе правового регулирования общественных отношений в юридической литературе прослеживаются различные, порой разнополюсные подходы.

Например, авторы учебника «Общая теория государства и права», говоря об особенностях правового регулирования общественных отношений и его механизме, указывают: «содержание понятия «правовой режим» настолько многообразно и разнородно, что говорить о классификации правовых режимов едва ли возможно, а, следовательно, и научная значимость предполагаемого термина сомнительна» [16, с. 460].

Полимизируя с указанной точкой зрения Иванов А.А. пишет о правовом режиме, что «это волевое установление государством определенного полезного для него как выразителя общественных интересов порядка правового регулирования в конкретной сфере отношений. Такой инструмент позволяет достаточно избирательно и гибко корректировать их развитие в нужном направлении» [17, с. 231].

Известный ученый в области теории права Алексеев С.С. совершенно справедливо обращает внимание на то обстоятельство, что «понятие «правовой режим» все больше утверждается в области правовой науки. Уже давно научные исследования, преследовавшие цель выяснить специфику юридического регулирования определенного участка деятельности, в особенности когда эта деятельность имеет строго определенный объект, проводится под углом зрения правового режима данного объекта, вида деятельности» [18, с. 242].

Необходимо обратить внимание на то, что про-

блема правового режима иностранных инвестиций стало предметом исследования многих авторов, в том числе на монографическом уровне, однако правовой режим внутренних инвестиций в юридической литературе освещен недостаточно и требует своего дальнейшего изучения. В этой связи полагаем, что такой режим следует унифицировать и распространить его также на национальные инвестиции, опосредовав его общим термином «правовой режим инвестиций». Особую актуальность данная проблема приобретает при ее правовом регулировании в рамках международных интеграционных процессах (СНГ, Таможенный союз, ЕврАзЭС и его будущий правопреемник Евразийский союз и др.).

Данная точка зрения усиливается, если посмотреть на отдельные составляющие инвестиционного процесса не только в статике, но и в динамике его развития. Так иностранные инвестиции сегодня завтра могут трансформироваться во внутренние, например, в результате реорганизации юридического лица, реинвестирования, изменения правового статуса гражданина-инвестора (приобретение гражданства другого государства, заключения брака и т.д.).

При этом не следует забывать о важнейшей обеспечительной функции государства данного направления экономической деятельности. Как абсолютно точно было подмечено Богатыревым А.Г.: «организаторская роль государства в инвестиционном процессе осуществляется путем проведения соответствующей инвестиционной политики, т.е. создание стимулов и условий для инвестирования частных инвестиций через соответствующее правовое регулирование, обеспечивающее интересы конкретных собственников — инвесторов» [2, с. 35].

Полагаем, что одной из основных целей правового регулирования способов осуществления инвестиций должна стать возможность нормативного обеспечения надлежащего правового режима инвестиций.

В целях усиления действия общеконституционных принципов на общественные отношения в целом и при реализации отдельных видов экономической деятельности, в частности, содействию их прозрачности и гласности, перечень способов осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь должен быть на законодательном уровне более детально конкретизирован: как в сторону расширения, так и запрещения (ограничения).

Полагаем, что отправной точкой в данном направлении должна стать разработанная концепция унифицированного правового режима инвестиций (национальных и иностранных) как особого порядка регулирования общественных отношений, выраженного в наборе правовых средств, сочетающих в себе

сбалансированный комплекс дозволений и запретов (ограничений) в целях реализации субъектами инвестиционной деятельности своих законных интересов.

Теоретически можно предположить, что такой режим может быть как общим, так и специальным, например, применительно к отдельным сферам экономической деятельности (строительство, транспорт, сельское хозяйство и др.), социальной сфере и т.д. Считаем, что такая концепция должна стать общим стимулятором целенаправленной инвестиционной деятельности.

литература

1. Доронина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций: постановка проблем и варианты решения: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03. — М., 1996. — 265 с.

2. Богатырев А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений (вопросы теории): дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. — М., 1996. — 303 с.

3. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 22 июня 2001 г., № 37-3: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: одобр. Советом Респ. 08 июня 2001 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.

4. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и Образование», 2008. — 1200 с.

5. Об инвестициях [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 53-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.

6. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 01 сент. 2010 г., №2 450: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 14.04.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.

7. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 07 декабря 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2014.

8. Струк Т.Г. Управление инвестициями: ответы на экзаменац. вопр. — Минск: ТетраСистемс, 2010. — 128 с.

9. Кузнецов Б.Т. Инвестиции: учеб. пособие для

студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 623 с.

10. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. — 10-е изд., стер. — Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. — 62 с.

11. Международное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. К.К. Гасанова, Д.Д. Шалягина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 543 с.

12. Смирнов С.Н. История отечественного государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — 335 с.

13. Волова Л.И. Становление международного режима иностранных инвестиций // Terra economicus. — 2011. — Т. 9. — № 4. — С. 116-121.

14. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. — 704 с.

15. Шмарловская Г.А., Петрушкевич Е.Н. Инвестиционный климат Республики Беларусь и стратегия привлечения иностранных инвестиций: пособие. — Минск: Дикта: Мисанта, 2012. — 159 с.

16. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: учебник / Под общ. ред. В.А. Кучинского. — Минск: Интегралполи-граф, 2009. — 552 с.

17. Иванов А.А. Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Малахова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — 351 с.

18. Алексеев, С.С. Теория права. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 1995. — 320 с.

References

1. Doronina N.G. Legal regulation of foreign investment: definition of problems and solutions: dis. ... doc. leg. sciences: 12.00.03. — M., 1996. — 265 p.

2. Bogatyrev A.G. State-legal regulation of investment relations (theory): dis. ... doc. leg. sciences: 12.00.01. — M., 1996. — 303 S.

3. Investment code of the Republic of Belarus [Electronic re-resource]: June 22, 2001, No. 37-F: adopted by the House of Representatives on May 30, 2001: approved by Council Rep. June 08, 2001: in edit. of Law of Republic of Belarus dated 12.07.2013 // ETALON. Legislation of the Republic Of Belarus / Nat. center for legal info. Rep. Belarus. — Minsk, 2014.

4. Dictionary of Russian language: Approx. 53 000 words / S. I. Ozhegov; Under the General editorship of professor L. I. Skvortsova. 24th ed., corr. — M.: OOO "Publishing Onyx": LLC «Publishing house of Peace and Education, 2008. — 1200 p.

5. On investments [Electronic resource]: Law Rep. Belarus, 12 Jul. 2013, No. 53-C // ETALON. Legislation of the Republic Of Belarus / Nat. center for legal info. Rep. Belarus. — Minsk, 2014.

6. On licensing certain types of activities [Electronic re-resource]: the Decree of the President of the Republic. Belarus, 01 Sept. 2010, No. 450: as amended Decree of the President of the Republic. Belarus from 14.04.2014. // ETALON. Legislation of the Republic of Belarus / Nat. center for legal info. Rep. Belarus. — Minsk, 2014.

7. The Civil code of the Republic of Belarus [Electronic resource]: December 07, 1998, No. 218-C: adopted by the House of representatives on October 28, 1998: approved by Council Rep. on November 19, 1998: in edit. of Law of Republic of Belarus from 04.01.2014 // ETALON. Legislation of the Republic of Belarus / Nat. center for legal info. Rep. Belarus. — Minsk, 2014.

8. Struk T.G. Investment management: responses to examinat. questions. — Minsk: Tetrasystems, 2010. — 128 p.

9. Kuznetsov B.T. Investments: manual for students of higher educational establishments, trained in the direction of «Economy». — 2nd ed., revised and add. — M.: UNITY-DANA, 2013. — 623 p.

10. The Constitution of the Republic of Belarus 1994: with amend. and addit. adopted by on Rep. referendums on 24

Nov. 1996 and 17 Oct. 2004 — 10th ed., wiped. — Minsk: Nat. center for legal info. Rep. Belarus, 2014. — 62 p.

11. International law: textbook for University students, students trained in «Jurisprudence» / Edited by K.K. Gasanov, D.D. Shalyagina. — 3rd ed., revised and add. — M.: UNITY-DANA: Law and Right, 2012. — 543 p.

12. Smirnov S.N. The history of Russian state and law: manual for students, students trained in «Jurisprudence». — M.: UNITY-DANA: Law and Right, 2013. — 335 p.

13. Volova L.I. Formation of the international regime of foreign investments // Terra economicus. — 2011. — T. 9. — No. 4. — p. 116-121.

14. Boguslavskiy M.M. Private International law: the textbook. — 6th ed., rev. and add. — M.: Norm: INFRA-M, 2012. — 704 p.

15. Shmarlovskaya G.A., Petrushkevich E.N. Investment climate of the Republic of Belarus and the strategy of attracting foreign investment: guide. — Minsk: Dicta: Masanta, 2012. — 159 p.

16. Vishnevskiy A.F., Gorbatok N.A, Kuchinskiy V.A. General theory of state and law: textbook / under the general Edit. of V.A. Kuchinskiy. — Minsk: Integralpart, 2009. — 552 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ivanov A.A. Theory of state and law: manual for students of universities, students trained in «Jurisprudence» / Ed. by B.P. Malakhov. — 2nd ed., revised and add. — M.: UNITY-DANA: Law and Right, 2013. — 351 p.

18. Alekseev S.S. Theory of law. — 2nd ed. revised and add. — M.: Publishing house BECK, 1995. — 320 p.

Конституционное право России. Учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 6-е изд., перераб. и доп. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА.

Новое, шестое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.