Способы обеспечения исполнения обязательств: понятие и сущность Ways to Ensure Performance of Obligations: Concept and Essence
Крупенич Елизавета Алексеевна
Студент 4 курса Факультет Факультет права Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики "
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 e-mail: [email protected]
Krupenich Elizaveta Alekseevna
Student 4 term Faculty of Faculty of Law National Research University "Higher School of Economics" 101000, Moscow, Myasnitskaya str. 20 e-mail: [email protected]
Аннотация.
Гражданские правоотношения составляют значительную часть экономического оборота. Существующая тенденция роста социально-юридического значения экономического оборота и переход к новым рыночным условиям обусловили становление и развитие многообразных правовых отношений в частно-правовой сфере. Стороны гражданских правоотношений полагаются на своевременное, добросовестное, полное и надлежащее исполнение обязательств другой стороной. Тем не менее, участники экономического оборота часто сталкиваются с разнообразными нарушениями принимаемых на себя другой стороной обязательств, что приводит к негативным последствиям. В связи с этим гражданское законодательство устанавливает ряд мер, направленных на предотвращение нарушения обязательств и обеспечение их исполнения (институты гражданской ответственности и обеспечения исполнения обязательств). Отмеченные обстоятельства предопределяют теоретическую и практическую значимость исследований межотраслевого характера, ориентированных на анализ способов обеспечения исполнения обязательств, а также их правового положения и правового регулирования в современном российском гражданском праве.
Annotation.
Civil relations constitute a significant part of the economic turnover. The current trend of growth of the socio -legal significance of economic turnover and the transition to new market conditions have led to the establishment and development of diverse legal relations in private law. The parties to civil relations rely on the timely, conscientious, full and proper performance of obligations by the counterparty. However, participants of economic turnover often encounter a variety of violations of obligations assumed by the other party, which leads to negative consequences. In this regard, civil law establishes a number of measures aimed at preventing violation of obligations and ensuring their fulfillment (institutions of civil liability and ensuring fulfillment of obligations). The aforementioned circumstances predetermine the theoretical and practical significance of cross-sectoral studies focused on the analysis of ways to ensure the fulfillment of obligations, as well as their legal status and legal regulation in the modern Russian civil law.
Ключевые слова: обязательства, исполнение обязательств, обеспечение обязательств, сделки, договор.
Key words: obligations, fulfillment of obligations, security of obligations, transactions, contract.
Обязательством признается гражданское правоотношение, согласно которому «одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности». Иными словами, обязательство - это правовая связь между должником и кредитором, направленная на достижение надлежащего исполнения взятых на себя обязательств и реализации соответствующих прав с целью удовлетворения интересов обеих сторон. Обе стороны (должник и кредитор) должны исполнять свои обязанности добросовестно и надлежащим образом в соответствии с условиями
обязательства и требованиями правовых актов и обычаев (ст. 309 ГК РФ) под угрозой применения к ним принудительных взыскательных мер.
Обязательства подвержены разного рода рискам. Прежде всего, риски связаны с существованием возможности того, что должник по тем или иным причинам не исполнит взятое на себя обязательство. Недаром в римском праве кредитором («верителем») признавался тот, кто доверяет должнику и ожидает его добросовестного поведения. Также следует заметить, что кредитор может удовлетворить свои известные имущественные интересы лишь через посредственную связь, путем исполнения обязательства другим лицом (обязательственное право выступает «правом на чужое действие»). В этом смысле обязательство является менее надежным средством обеспечения, нежели вещные права, обеспечивающие имущественные интересы прямой, непосредственной связью с предметом договора (вещью) и совершением собственных действий. Именно в связи с необходимостью повышения надежности обязательственных правоотношений и повышения уверенности кредитора в надлежащем исполнении обязательства должником существуют различные предусмотренные гражданским законодательством правовые конструкции - способы обеспечения исполнения обязательств.
Законодатель не дает легального определения способов обеспечения исполнения обязательств, их природа многогранна. Например, А.В.Латынцева признает их специальным правовым механизмом, основная цель которого состоит в предоставлении кредитору (обеспеченной стороне) дополнительного права для защиты его имущественных интересов. С другой стороны, это «искусственные приемы для доставления обязательственному праву той твердости, которой недостает ему по его существу». Иными словами, обеспечительные меры расширяют обязательство должника, делают его более тягостным, распространяясь не только на определенные договором условия, но и на иные вещи с правом их требования или принудительной реализации (как, например, при залоге и неустойке), а также на третьих лиц (поручительство). И.С. Розенталь указывал на наличие существенного интереса кредитора в исполнении обязательства. Способы обеспечения его исполнения, в свою очередь, имеют несколько назначений: упростить определение возмещаемых убытков при неисполнении обязательства, а также побудить должника к надлежащему и своевременному исполнению обязательства. Более того, это позволяет также предотвратить или уменьшить объем негативных последствий в случае неисполнения обязательства. Наконец, обеспечительные меры имеют стимулирующее воздействие на должника: они побуждают его совершить определенные соглашением сторон действия для избежания иных, более обременительных последствий. Таким образом, основные функции способов обеспечения исполнения обязательств состоят в стимулирующем воздействии на должника (стимулирующий признак) и в предоставлении дополнительных гарантий кредитору (защитный или компенсационный признак).
Правовые средства обеспечения могут быть различными. Во-первых, таковым может служить дополнительная обязанность должника (например, обязанность уплатить неустойку в случае ненадлежащего исполнения обязательства). Во-вторых, обеспечивающий характер имеет и обусловленное соглашением сторон привлечение третьего лица, которое в силу договоренности должно исполнить обязательство вместе с должником (поручительство). В-третьих, правовым средством обеспечения исполнения признается выделение определенного объекта, на который в силу соглашения сторон в случае неисполнения обязательства будет обращено взыскание в первую очередь (залог, задаток). Наконец, мы можем говорить не только о материальных способах обеспечения («реальном кредите»), но и о самом доверии кредитора как об обеспечительной мере («личном кредите», доверии кредитора к личности должника). Кредитор, учитывая хозяйственное (материальное) положение обязанной стороны, рассматривает это как некую гарантию, подкрепленную
имуществом должника, как оправданную возможность возвращения долга, что, в свою очередь, по мнению В.М. Хвостова, служит личной обеспечительной мерой применительно к данным правоотношениям.
Разнообразие правовых средств обеспечения исполнения обязательств порождают различные вариации в обеспечительных способах, которые в данный момент на законодательном уровне представлены неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком и обеспечительным платежом (ч. 1 ст. 329 ГК РФ). Стоит отметить, что перечень способов обеспечения является открытым, что дает свободу в выборе иных, самых разнообразных обеспечительных мер и правовых конструкций. Тем не менее, открытость перечня вызывает множество правоприменительных проблем. Можем ли бы говорить об обеспечительной силе обязательства, если второй стороной по нему является представитель силовых структур? Более того, предоставление взаймы денег криминальному авторитету делает обязательство более обеспеченным по сравнению с предоставлением денег обычному гражданину или нет? Будет ли являться обеспечительной мерой «залог» паспорта или иного документа, запрет въезда на территорию страны кредитора, помещение должника в «черный список», угрозы об ухудшении кредитной истории должника, перевод должника на аккредитивную или инкассовую систему расчетов? Наконец, может ли быть применима в России сложившаяся американская практика по освобождению от ответственности должника, выразившего желание оплатить долг крупному кредитору? Полагаем, что в нескольких из перечисленных случаев имеет место явное искажение природы обеспечительных мер, отсутствие защитного (компенсационного) признака и привязки к конкретным обязательственным правоотношениям (ухудшение кредитной истории и помещение в «черный список» ориентированы на будущие, а не настоящие обязательственные правоотношения).
К «иным способам обеспечения исполнения обязательств» К.А. Новиков относит «обеспечительное освоение»; сделку об уступке финансовому агенту денежного требования клиента к должнику, совершаемую в целях обеспечения (абз. 2 ст. 824 ГК); институт субсидиарной ответственности участников полного товарищества, а также полных товарищей в товариществе на вере по обязательствам товарищества (п. 1 ст. 75, п. 1 ст. 82 ГК); ответственность собственника - по обязательствам казенного предприятия или учреждения (п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК); ответственность управляющих товарищей при недостаточности общего имущества товарищей в инвестиционном товариществе (ч. 3 ст. 14 Закона об инвестиционном товариществе), а также ответственность, которую наряду с должником несут третьи лица (напр., п. 2 ст. 866 ГК).
В зарубежном праве пользуется популярностью гарантийная передача права собственности, суть которой заключается во временной передаче кредитору прав собственности на определенный объект в счет обеспечения обязательства должника. В случае надлежащего исполнения обязательства кредитор обязуется вернуть права собственности на указанный объект должнику; в случае ненадлежащего исполнения обязательства кредитор оставляет за собой право оставить данный объект в своей собственности или удержать за собой его часть.
Сделки, совершенные под отлагательным условием, по мнению многих ученых, также могут быть причислены к способам обеспечения исполнения обязательства ввиду схожести их смыслового содержания. Например, такая сделка может быть представлена в виде продажи под отлагательным условием определенного имущества кредитору. В случае неисполнения обязательства по основному договору (кредит) права собственности на данное имущество остаются за кредитором.
Наконец, предполагается, что в качестве способов обеспечения исполнения обязательств можно рассматривать разнообразные конструкции предварительного договора купли-продажи (цессии, залога, аренды, доверительного управления и т.д.). Отдельным видом может выступать договор репо, подразумевающий под
собой сделку купли-продажи ценных бумаг, при которой должник обязуется выкупить данные ценные бумаги обратно по истечении определенного срока по заранее определенной сторонами, фиксированной цене (продажная цена по своей сути является суммой кредита, а выкупная цена — суммой кредита с процентами).
Законодательное перечисление способов обеспечения указывает на «планку» обеспечительных средств и служит ориентиром для признания иных, не перечисленных в ст. 329 ГК РФ таковыми. Ориентиром также служит сама правовая природа обеспечительных конструкций. Прежде всего, способ обеспечения исполнения обязательств представляет собой гражданско-правовую конструкцию, т.е. является такими правоотношениями, которые урегулированы гражданским правом и могут порождать гражданские права и обязанности. Более того, обеспечительный характер имеют не все гражданско-правовые конструкции, а лишь те, которые создают дополнительные гарантии исполнения обязательства. Например, обязанность возместить убытки содержится в любых гражданско-правовых отношениях и потому не может считаться способом обеспечения. Наконец, общими признаками всех способов обеспечения являются имущественный характер и обязательственно-правовая форма. Правовые конструкции, не обладающие указанными признаками, по мнению К.А. Новикова, не могут быть причислены к ряду способов обеспечения. Таким образом, особенностью обеспечительных мер служит специальная привязка, индивидуальная связь правовой конструкции с конкретным обязательством, вытекающая из конкретного правового основания (сделки) в целях повышения степени обеспеченности данного обязательства. Все способы обеспечения должны соответствовать природе обеспечительных мер и только на этом основании они могут быть признаны таковыми.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что появление и развитие обеспечительных механизмов обусловлено необходимостью предоставления дополнительных гарантий кредитору и стимулирования должника к надлежащему исполнению обязательства. Правовые средства обеспечения исполнения обязательств могут быть представлены в виде предоставления должнику дополнительной обязанности; в виде привлечения третьего лица, обязанного удовлетворить требования кредитора в случае неспособности должника; а также в виде выделения определенного объекта, на который в силу соглашения сторон и в случае неисполнения обязательства будет обращено взыскание в первую очередь. Гражданский кодекс РФ не содержит легального определения способов обеспечения исполнения обязательств, однако перечисляет их. Открытость перечня способов обеспечения позволяет признавать таковыми и иные правовые конструкции и механизмы при условии, что они не искажают природу обеспечительных мер. Прежде всего, способ обеспечения исполнения обязательств представляет собой гражданско-правовую конструкцию, т.е. является такими правоотношениями, которые урегулированы гражданским правом и могут порождать гражданские права и обязанности. Более того, данная конструкция создает дополнительные гарантии исполнения обязательства. Наконец, имеет место индивидуальная связь правовой конструкции с конкретным обязательством, вытекающая из конкретного правового основания (сделки) в целях повышения степени обеспеченности данного обязательства.
Таким образом, способы обеспечения исполнения обязательств представляют собой направленные на защиту интересов кредитора специальные искусственные механизмы и правовые конструкции, привязанные к определенному обязательственному правоотношению между должником и кредитором, которые предоставляют кредитору (обеспеченной стороне) дополнительные гарантии надлежащего исполнения обязательства должником (обязанной стороной), а должник, в свою очередь, приобретает стимул, побуждение к исполнению данного обязательства под угрозой применения к нему оговоренных мер.
Список используемой литературы:
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. №32. ст. 3301.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" // Бюллетень ВС РФ. 05.2016. №5.
3. Обзор судебной практики «Некоторые вопросы судебной практики Верховного Суда РФ по гражданским делам» // Бюллетень ВС РФ. 2003.
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. - 3-е изд. - М.: Статут, 2009.
- 848 с.
5. Гонгало Б.М. Обеспечение исполнения обязательств. М., 1999. - 152 с.
6. Гонгало Б.М. Учение об обеспечении обязательств. Вопросы теории и практики. М.: Статут, 2004. -
345 с.
7. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право // отв. ред. - Е.А. Суханов. - 3-е изд. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 800 с.
8. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. М., 2003. - 496 с.
9. Мейер Д.И. Русское гражданское право (в 2 ч. ч. 2). М.: Статут, 1997.
10. Карапетов А.Г. Неустойка как средство защиты прав кредитора в российском и зарубежном праве. М.: Статут, 2005. - 286 с.
11. Лазарева Т.П. Штрафные санкции в хозяйственных отношениях. М.: Юрид. лит., 1987. - 95 с.
12. Латынцев А.В. Обеспечение исполнения договорных обязательств. М.: Лекс-Книга, 2002. - 285 с.
13. Латынцев А.В. Система способов обеспечения исполнения договорных обязательств. М., 2004.
14. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., Изд-во Московского государственного университета, 1981. - 240 с.
15. Новиков К.А. Понятие способа обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве: автореф. дисс. - М., 2012. - 26 с.
16. Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950. - 416 с.
17. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть 1. СПб., 1890.
18. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М. 2003.
19. Райхер В.К. Правовые вопросы договорной дисциплины в СССР. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958. -
265 с.
20. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М.: Юрист, 1994.
21. Хвостов В.М. Система римского права: Учебник. М., 1996. - 522 с.
22. Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России. М.: Статус, 2005.
23. Зотова О.В. Меры оперативного воздействия как непоименованный способ обеспечения исполнения обязательств // Молодой ученый. 2016. №25. — С. 474-476.
24. Мягких А.И. Договорные санкции в гражданском праве // Гражданское право. 2009. №1. — С. 49-54.
25. Новиков К.А. Еще раз о сделках «репо». // Труды по гражданскому праву. К 75-летию Ю.К. Толстого. М., 2003. - С. 217-226.
26. Полоус Е.А. Обеспечения обязательств как способ снижения риска их неисполнения // Международный бухгалтерский учет.2011 .№46.С. 14-26