Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КОНЦЕССИОННОМУ СОГЛАШЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КОНЦЕССИОННОМУ СОГЛАШЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ / ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ / КОНЦЕДЕНТ / КОНЦЕССИОНЕР / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ / СТРАХОВАНИЕ / ЗАЛОГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухомлинова Л.А., Бобракова Н.В., Плетиков А.С.

Актуальность исследования конструкции концессионных соглашений обусловлена ростом их популярности в правоприменительной практике. В статье предпринята попытка раскрыть особенности правового регулирования, носящие проблемный характер, а также предложить способы их решения. Сложным в практической реализации данного договора выступает условие о способах обеспечения исполнения обязательств, так как закон содержит противоречивые нормы по данному вопросу. Учитывая общественную значимость, проведя анализ региональных особенностей, с учетом судебной практики на примере Краснодарского края, изучен процесс заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Рассмотрена проблема заключения указанных концессионных соглашений, а именно формулирование условия о способах обеспечения исполнения обязательств, выдвинуты предложения о внесении изменений в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO ENSURE THE FULFILLMENT OF OBLIGATIONS ACCORDING TO THE CONCESSION AGREEMENT ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR REGION

He relevance of the study of the construction of concession agreements is due to the growth of their popularity in law enforcement practice. An attempt is made in the article to reveal the peculiarities of legal regulation that are problematic in nature, as well as to propose ways to solve them. Difficult in the practical implementation of this agreement is the condition on how to ensure the fulfillment of obligations, since the law contains conflicting norms on this issue. Taking into account the social significance, after analyzing regional features, taking into account judicial practice, using the example of the Krasnodar Territory, the process of concluding concession agreements for heat supply facilities, centralized hot water supply systems, cold water supply and (or) sewerage was studied. The authors considered the problem of concluding such concession agreements, namely, the formulation of a condition on how to ensure the fulfillment of obligations, put forward proposals to amend the current legislation.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КОНЦЕССИОННОМУ СОГЛАШЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

Статья / Article

УДК / UDC 347.45/.47(470.620) DOI 10.35231/18136230_2021_4_99

Способы обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению на примере Краснодарского края

Л. А. Сухомлинова1, Н. В. Бобракова2, А. С. Плетиков3

1Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Российская Федерация

2Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

3Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Краснодар, Российская Федерация

Актуальность исследования конструкции концессионных соглашений обусловлена ростом их популярности в правоприменительной практике. В статье предпринята попытка раскрыть особенности правового регулирования, носящие проблемный характер, а также предложить способы их решения.

Сложным в практической реализации данного договора выступает условие о способах обеспечения исполнения обязательств, так как закон содержит противоречивые нормы по данному вопросу. Учитывая общественную значимость, проведя анализ региональных особенностей, с учетом судебной практики на примере Краснодарского края, изучен процесс заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Рассмотрена проблема заключения указанных концессионных соглашений, а именно формулирование условия о способах обеспечения исполнения обязательств, выдвинуты предложения о внесении изменений в действующее законодательство.

Ключевые слова: концессионное соглашение, теплоснабжение, тепловые сети, концедент, концессионер, обязательства, источники финансирования, банковская гарантия, страхование, залог.

Для цитирования: Сухомлинова Л.А., Бобракова Н.В., Плетиков А.С. Способы обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению на примере Краснодарского края // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 4 (66). С. 99-113. DOI 10.35231/18136230 2021 4 99

© Сухомлинова Л.А., Бобракова Н.В., Плетиков А.С., 2021

99

Ways to ensure the fulfillment of obligations according to the concession agreement on the example of Krasnodar region

Ludmila A. Suhomlinova1, Natalya V. Bobrakova2, Andrey S. Pletikov3

1State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov, Novorossiysk, Russian Federation

2Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

3Ministry of Fuel and Energy complex and Housing and Communal services of Krasnodar region, Krasnodar, Russian Federation

The relevance of the study of the construction of concession agreements is due to the growth of their popularity in law enforcement practice. An attempt is made in the article to reveal the peculiarities of legal regulation that are problematic in nature, as well as to propose ways to solve them.

Difficult in the practical implementation of this agreement is the condition on how to ensure the fulfillment of obligations, since the law contains conflicting norms on this issue. Taking into account the social significance, after analyzing regional features, taking into account judicial practice, using the example of the Krasnodar Territory, the process of concluding concession agreements for heat supply facilities, centralized hot water supply systems, cold water supply and (or) sewerage was studied.

The authors considered the problem of concluding such concession agreements, namely, the formulation of a condition on how to ensure the fulfillment of obligations, put forward proposals to amend the current legislation.

Key words: concession agreement, heat supply, heating networks, concessor, concessionaire, obligations, sources of financing, bank guarantee, insurance, pledge.

For citation: Suhomlinova, L.A., Bobrakova, N.V., Pletikov, A.S. (2021). Sposoby obespecheniya ispolneniya obyazatel'stv po koncessionnomu soglasheniyu na primere Krasnodarskogo kraya [Ways to ensure the fulfillment of obligations according to the concession agreement on the example of Krasnodar region]. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal - Leningrad Law Journal. No 4 (66). рр. 99-113. DOI 10.35231/18136230_2021_4_99 (In Russian).

Введение

Концессионные соглашения выступают одной из самых распространенных форм государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в сфере использования государственной инфраструктуры. Так происходит потому, что частные инвесторы максимально эффективно, в отличие от

государства, используют собственный капитал. Это позволяет, с одной стороны, максимально эффективно использовать объекты концессионных соглашений, так как частные инвесторы заинтересованы в получении прибыли, а с другой стороны, снижает финансовую нагрузку на бюджет, а также минимизирует иные риски, связанные с эксплуатацией сложных инфраструктурных объектов. Более того, успешные проекты в рамках концессионных соглашений позволяют повысить уровень удовлетворенности пользователей общественной услуги и повышают степень доверия граждан к власти.

В целях бесперебойного обеспечения абонентов услугами централизованного теплоснабжения надлежащего качества назрела необходимость в модернизации основного технологического оборудования и тепловых сетей многих муниципальных образований на всей территории Российской Федерации, в том числе в Краснодарском крае.

Так, на территории Краснодарского края функционирует 2801 котельная и 3320 км тепловых сетей (в двухтрубном исчислении). Средний уровень износа объектов теплоэнергетического комплекса составляет порядка 62% (по итогам 2020 г. средний уровень износа котельных - 58%, средний уровень износа тепловых сетей - 65%). Данные цифры - усредненные по региону, и это не означает, что все объекты теплоснабжения имеют такой уровень износа. Однако это говорит о том, что порядка половины объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края полностью выработали свой эксплуатационный ресурс. Большинство объектов теплоснабжения были построены и введены в эксплуатацию еще в 70-80 гг. прошлого века1.

В связи с тем, что как местные, так и региональный бюджеты ограничены, и не могут обеспечить финансирование мероприятий по модернизации систем теплоснабжения в необходимом объеме, оптимальным вариантом решения данного вопроса является привлечение частного инвестора в рамках концессионного соглашения.

1 См.: URL:https://mintekgkh.krasnodar.ru/activity/teploenergetika/modernizatsiya-sistem-teplosnabzheniya (дата обращения: 29.10.202l).

101

Правовая основа и практика заключения концессионных соглашений в Краснодарском крае

Идея ГЧП в сфере использования государственной инфраструктуры как один их вариантов для решения конкретных социально-экономических задач развития общества уже пользуется теоретической поддержкой [3]1, однако правовая основа, особенно в области общественных услуг, находится в стадии становления [8].

Характеризуя ГЧП как общественно значимые проекты, В.Г. Варнав-ский определяет ГЧП в качестве институционального и организационного альянса между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до обеспечения общественных услуг [1, с. 11]. По мнению О.А. Макаровой, этим же признакам в полной мере отвечает концессионное соглашение [4].

С 1 января 2017 г. к объектам концессионного соглашения отнесены объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких си-стем2.

Необходимость передачи таких объектов по концессионным соглашениям обусловливается их спецификой, так как модернизацию этих объектов инфраструктуры целесообразно осуществлять на основе разделения затрат, рисков и обязательств между органами власти и бизнеса в рамках концессионных соглашений [5, с. 113].

Вопросы заключения и исполнения концессионных соглашений регулируют как федеральное законодательство, так и законы субъектов Российской Федерации. Региональные власти активно принимают участие в заключении концессионных соглашений [6].

Так, в Краснодарском крае порядок согласования концессионных соглашений, объектами которых выступают сети теплоснабжения, централизованные системы горячего, холодного водоснабжения и (или)

1 Самигулин Р. Р. Концессионные механизмы развития регионов: дис. ... канд. экон. наук. М., 2011.

2 О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»: федер. закон от 03.07.2016 № 275-ФЗ // СЗ РФ. 04.07.2016. № 27 (Ч. I). Ст. 4208.

102

водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которым выступают муниципальные образования Краснодарского края, а третьей стороной является Краснодарский край, определяется постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 января 2019 г. № 40. Согласно указанному порядку проект концессионного соглашения должен быть согласован с Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, РЭК - департаментом цен и тарифов Краснодарского края, департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, правовым департаментом администрации Краснодарского края, управлением делами администрации Краснодарского края, первым и курирующим заместителями главы администрации (губернатора) Краснодарского края, и только после этого передается на подпись губернатору1.

Начиная с 2020 г. на территории Краснодарского края заключено 13 концессионных соглашений в отношении систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, в том числе:

муниципальное образование Ейский район (№ 42 от 31.07.2020) -предельный объем частных инвестиций 481,219 млн р., предельный объем средств концедента - 112,55 млн р., концессионер - ООО «ЦУП ЖКХ», срок реализации - 20 лет;

муниципальное образование Северский район (включая Северское сельское поселение (№ 46 от 31.07.2020), Львовское сельское поселение (№ 47 от 31.07.2020), Черноморское городское поселение (№ 44 от 31.07.2020), Ильское городское поселение (№ 43 от 31.07.2020), Север-ский район (№ 45 от 31.07.2020) — предельный объем частных инвестиций 222,666 млн р., предельный объем средств концедента - 91,4 млн р., концессионер - ООО «ЦУП ЖКХ», срок реализации - 20 лет;

1 Об утверждении Порядка согласования исполнительными органами государственной власти Краснодарского края концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование Краснодарского края, третьей стороной является Краснодарский край, и о внесении изменений в отдельные постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.01.2019 №40 // Официальный интернет-портал правовой информации (дата опубликования: 06.02.2019. Номер опубликования: 2300201902060009.

муниципальное образование Успенский район (№ 61 от 10.09.2020) -предельный объем частных инвестиций 162,18 млн р., средства конце-дента не предусмотрены, концессионер - ООО «Мир Энергосервис», срок реализации - 25 лет;

муниципальное образование город Горячий Ключ (№ 73 от

06.10.2020) - предельный объем частных инвестиций 248,854 млн р., средства концедента не предусмотрены, концессионер - ООО «Мир Энергосервис», срок реализации - 14 лет;

Казанское сельское поселение муниципального образования Кавказский район (№ 60 от 10.09.2020) - предельный объем частных инвестиций 2,15 млн р., предельный объем средств концедента - 6,50 млн р., концессионер - ИП Соболев А.М., срок реализации - 14 лет;

муниципальное образование Кущевский район (№ 96 от 18.12.2020)

- предельный объем частных инвестиций 191,032 млн р., средства концедента не предусмотрены, концессионер - ООО «Базис», срок реализации

- 25 лет;

Кущевское сельское поселение муниципального образования Кущевский район (№ 97 от 18.12.2020) - предельный объем частных инвестиций 65,382 млн р., средства концедента не предусмотрены, концессионер -ООО «Базис», срок реализации - 25 лет.

муниципальное образование Ленинградский район (№ 2 от

14.01.2021) - предельный объем частных инвестиций 322,711 млн р., средства концедента не предусмотрены, концессионер - ООО «СПКК», срок реализации - 20 лет;

муниципальное образование город Краснодар, в отношении объекта теплоснабжения по ул. Новороссийской, 11, 11А в Карасунском внутригородском округе города Краснодара (№ 87 от 30.07.2021) - предельный объем частных инвестиций 841,14 тыс. р., средства концедента не предусмотрены, концессионер - АО «АТЭК», срок реализации - 10 лет1.

В настоящее время в разной стадии согласования находятся концессионные соглашения в отношении систем теплоснабжения и горячего водоснабжения в Тихорецком, Славянском, Апшеронском, Новопокровском, Усть-Лабинском, Мостовском, Брюховецком, Новокубанском районах, г.-к. Геленджик.

1 См.: URL: https://mintekgkh.krasnodar.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

104

Правовая природа концессионных соглашений

Сегодня, по данным открытых источников, концессия является основной формой реализации проектов государственно-частного партнерства1.

Отметим, что главным критерием их отнесения, к объектам концессионного соглашения является тот факт, что они нуждается в создании или реконструкции2.

Целесообразность заключения концессионного соглашения обусловлена в первую очередь необходимостью повышения эффективности использования технологического оборудования, снижения потерь тепловой энергии и теплоносителя в распределительных сетях, повышения надежности теплоснабжения и горячего водоснабжения населения, предприятий и учреждений, а также повышения эффективности управления объектами производства тепловой энергии путем создания единой системы диспетчеризации.

Однако с целью обеспечения надлежащего исполнения обязательств по концессионному соглашению концессионер обязан предоставить безотзывную банковскую гарантию, которая должна быть непередаваемой и соответствовать требованиям, утвержденным Правительством Российской Федерации3, и иные разрешенные законом способы обеспечения.

Согласимся с мнением С.О. Постоваловой, что банковская гарантия является наиболее распространенным способом обеспечения исполнения договоров при участии в закупках ..., а законодательные изменения, вступающие в силу с 01.01.2022, приведут к повышению доступности при-

1 По данным АНО «Национальный центр ГЧП» 2 815 проектов реализуются по концессионным соглашениям (85% от общего количества проектов), а объем частных инвестиций в концессионных проектах превышает 1 трлн руб. (47% от общего объема) // Просто и честно об инвестициях в инфраструктуру и государственно-частном партнерстве в России: аналитический обзор / АНО "Национальный центр ГЧП". М., 2019. С. 19. URL: https://pppcenter.ru/upload/iblock/0e4/0e47bb71822ded76d93c0de43386dfb9.pdf (дата обращения: 10.11.2021)

2 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.07.2019 № Ф10-2642/2019 по делу № А62-8040/2017.

3 Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем: постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1188 // Собрании законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 51. Ст. 6888.

105

менения банковских гарантий, используемых в целях обеспечения обязательств для субъектов МСП, а также снимут существующие барьеры для участия в таких закупках [7].

Финансовое обеспечение на первый год действия инвестиционной программы предоставляется концессионером, как правило, не позднее шести месяцев со дня подписания соглашения, а его размер составляет от 2,5 до 10% от инвестиционной программы на календарный год в соответствии с приложением к соглашению, за исключением объектов, создание, реконструкция, модернизация которых производится за счет средств концедента.

Практика заключения концессионных соглашений свидетельствует о том, что на стадии согласования концессионных соглашений в правовом департаменте, а также между концедентом и концессионером часто возникают разногласия по вопросу о том, какой именно способ обеспечения исполнения обязательств применим в сфере теплоснабжения и какими документами должны подтверждаться источники финансирования. В самом названии термина «способы обеспечения исполнения обязательств» выражается функциональная направленность соответствующих мер: создать такие условия, при которых обязательства исполнялись бы надлежащим образом и гарантировался бы имущественный интерес кредитора [9].

Нормативное определение источников финансирования при заключении концессионных соглашений

В законе1 предусмотрено, что потенциальный концессионер до принятия решения о заключении концессионного соглашения обязан указать источники финансирования деятельности по исполнению данного соглашения и подтвердить возможность их получения. Причем, он должен подтвердить наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций.

Однако законодательство не содержит даже примерного перечня источников финансирования, что приводит к проблемам в правоприменительной практике.

1 О концессионных соглашениях: федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (пп. 3 п. 4.10 ст. 37) // Российская газета. 26.07. 2005. № 161.

106

Так, например Арбитражный суд Краснодарского края по делу № А32-13890/2021 по исковому заявлению ООО «ГрадиентСтрой» к администрации муниципального образования Ленинградский район о признании незаконным решения администрации муниципального образования Ленинградский район, оформленного протоколом №2 от 13.11.2020 об отклонении заявки истца на проведение конкурса, о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Ленинградский район №1181 от 11.12.2020 о заключении концессионного соглашения и понуждению к исполнению обязанности провести конкурс согласно лоту, размещенному 28.09.2020, о признании концессионного соглашения объектов систем коммуникационной инфраструктуры недействительным (ничтожным), решением от 13.09.2021 г. отказал в удовлетворении исковых требований в полном объёме, указав следующее. Как следует из материалов дела, 23.09.2020 в адрес администрации муниципального образования Ленинградский район поступило предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения МО Ленинградский район от ООО «СПКК». По результатам рассмотрения данного предложения администрацией МО принято постановление от 25.09.2020 №827 «О принятии решения по результатам рассмотрения предложения о заключении концессионного соглашения». В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в десятидневный срок на официальном сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 280920/1494722/01 о приеме заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения. 06 ноября 2020 в адрес отдела ЖКХ администрации МО почтовым отправлением доставлен пакет документов от ООО «ГрадиентСтрой» (зарегистрирован вх. № 3929 от 6.11.2020 с вложениями). Комиссией по рассмотрению и согласованию проекта концессионного соглашения, утвержденной постановлением администрации МО Ленинградский район от 16.06.2016 №513 (с изм. от 24.09.2020 № 823), рассмотрены поступившие документы на соответствие требованиям ст. 37, 51 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», постановления Правительства РФ от 31.03.2015 №300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения». По результатам анализа представленных заявителем

документов было установлено, что в пакете документов, представленном ООО «ГрадиентСтрой», отсутствовали сведения о наличии средств у зай-модавца Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед, что ставит под сомнение предоставление займа ООО «ГрадиентСтрой», соответственно не гарантирует финансирование мероприятий по предлагаемому к заключению концессионного соглашению. Сведения о наличии у общества иных средств (собственных средств либо заемных средств, выданных кредитной организацией) или возможности их получения в размере не менее 5 процентов объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций отсутствуют1.

Однако существует и иная противоречивая практика рассмотрения указанных споров, что вызвано несовершенством нормативно-правовой базы.

Так, согласно письму ФАС России от 03.03.2021 г. №ГМ/7425/21, договор займа с участием юридического лица может быть заключен по модели как реального, так и консенсуального договора. В первом случае он будет считаться заключенным с момента передачи денежных средств или иного предмета займа, а во втором - с момента достижения соглашения по всем существенным условиям договора. В своем письме ФАС отмечает, что определение «возможности получения денег» в законе о концессионных соглашениях отсутствует, в связи с чем такая возможность может быть обусловлена предоставлением консенсуального займа, в котором займодавец обязуется предоставить денежные средства в будущем.

Некоторые муниципальные образования, а также органы, согласующие проект договора, требуют предоставления банковской гарантии на этапе принятия решения о заключении концессионного соглашения, что, на наш взгляд, является преждевременным по следующим основаниям.

Согласно закону, концессионное соглашение должно включать в себя способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по данному договору, размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется2. К способам обеспечения исполнения обязательств закон относит предоставление безотзывной банковской га-

1 См.: URL: https://kad.arbitr.ru/Card/4f6fc4b5-404a-4561-834f-1b788651165f. (дата обращения: 01.10.2021).

2 О концессионных соглашениях: федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ // Российская газета. 26.07. 2005. № 161.

рантии, передачу концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению.

В соответствии с законом, по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к таким гарантиям, в том числе к определению величины такой гарантии. Указанная величина подлежит обязательному отражению в концессионном соглашении в виде процентного значения от суммы обязательств концессионера по его расходам на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объекта концессионного соглашения1.

Исходя из вышеизложенного, законодатель предусматривает обязанность концессионера указать лишь источник финансирования деятельности. Банковская гарантия является способом обеспечения исполнения обязательств, и должна быть представлена в силу закона после подписания, в срок и размере, предусмотренном соглашением сторон.

Предлагаемые изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»

С целью решения вышеуказанных проблем, представляется целесообразным внести изменения в пп. 3 п. 4.10 ст. 37 ФЗ-115 «О концессионных соглашениях» изложив его в следующей редакции:

«3) лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, до принятия решения о заключении этого соглашения обязано указать источники финансирования деятельности по исполнению концессионного соглашения и предоставить в уполномоченный орган подтверждение возможности их получения.

Проверка достаточности собственных средств (имущества) или возможности их получения концессионером, включая полученные им доходы, и оценка удовлетворительности финансового положения осуществляются

1 О концессионных соглашениях: федер. закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (п. 6.1 ч.1 ст. 10) // Российская газета. 26.07. 2005. № 161.

109

на основании представляемых сведений и документов, подтверждающих источники происхождения указанных средств (имущества).

Для подтверждения информации, указанной концессионером, в зависимости от заявленных видов доходов (имущества) могут предоставляться следующие документы:

- копия бухгалтерского баланса или налоговой декларации по налогу на прибыль юридических лиц (далее - налоговая декларация), предоставляемые в налоговый орган в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, заверенная в установленном порядке и содержащая отметку налогового органа о ее регистрации с указанием даты представления. При направлении налоговой декларации по почте дополнительно предоставляется копия квитанции об отправке заказного письма с описью вложения; при передаче в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи - копии квитанции о приеме налоговой декларации в электронном виде, протокола входного контроля налоговой декларации и подтверждения отправки (подтверждение специализированного оператора связи) на бумажных носителях. Отметка налогового органа в этих случаях не требуется;

- выписка по банковскому счету об остатке денежных средств, а также об оборотах за предшествующий год;

- справка банка о предварительном одобрении целевого финансирования на реализацию концессионного соглашения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- договор займа, кредитный договор или договор ссуды. Консенсуаль-ные договоры, предусматривающие передачу концессионеру денежных средств в будущем, не могут является подтверждением источника финансирования;

- договор пожертвования, дарения и иные источники безвозмездного получения дохода (субсидии, субвенции, дотации, гранты и др.);

- иные документы, подтверждающие источники происхождения собственных средств (имущества) юридического лица».

Полагаем, что вышеуказанные изменения внесут правовую определенность в правоотношения, возникающие между концессионером и кон-цедентом, а также будут способствовать более широкому применению концессионных соглашений в Российской Федерации.

Заключение

Отметим, что за последние несколько лет отчетливо наблюдается либерализация законодательства о концессионных соглашениях [2, с. 52], особенно в отношении вопросов, касающихся сторон концессионного соглашения и перемене лиц в концессионном соглашении, которым уделяется пристальное внимание. Вопрос о способах обеспечения исполнения обязательств по концессионным соглашениям не получил должной разработки и анализа со стороны органов власти, что затрудняет правоприменительную практику. С другой стороны, популярность концессий в такой экономически и стратегически важной сфере, как эксплуатация объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, возрастает, что неизбежно влечет актуальность предложенных нами поправок.

Полагаем, что эффективная и успешная реализация концессионных соглашений в России, в том числе и в сфере эксплуатации объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, зависит от дальнейшей работы законодателя по совершенствованию нормативно-правовой базы на основе предложений, сформулированных участниками концессионных соглашений.

Список литературы

1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 312 с.

2. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Баженов А., Воротников А. М., Королев В. А. Государственно-частное партнёрство: теория и практика. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. 288 с.

3. Килинкаров В.В. Актуальные проблемы и тенденции в практике разрешения споров в сфере публично-частного партнерства в России // Вестник экономического правосудия. № 4, апрель 2018. С. 62-103.

4. Макарова О.А. Концессионное соглашение в сфере водоснабжения и водоотведения. Извлечение из книги «Правовое воздействие на экономику: методы, результаты, перспективы: монография» (колл. авт., отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова). М.: Юстицинформ, 2018. 380 с.

5. Мирошников С.Н., Чаркина Е.С. Практика применения концессионных соглашений в свете изменений законодательства в 2016 году // Управленческое консультирование. 2017. № 5. С. 112-119.

6. Постников А. Е., Павлушкин А. В., Помазанский А. Е. О полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере инвестиционной деятельности // Журнал российского права. 2010. № 7. С. 18-26.

7. Постовалова С.О. Перспективы изменения Закона № 223-Ф3: Банковские гарантии // Вестник Института госзакупок. № 7, июль 2021. С. 7-8.

8. Раздьяконова Н. В. Проблемы правоприменения законодательства о публично-частном партнерстве // Вестник НГУ. Серия; Право. 2013. Т. 9. Вып. 2. С. 61-68.

9. Солдатова В.И. Новеллы ГК России о способах обеспечения исполнения обязательств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 8. C. 92-97.

References

1. Varnavskij, V.G. (2009). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo [Public-private partnership]. Moscow: IMEMO RAN. 312 p. (In Russian)

2. Varnavskij, V. G., Klimenko, A.V., Bazhenov, A., Vorotnikov, A. M., Korolev, V.A. (2010). Gosudarstvenno-chastnoe partnyorstvo: teoriya i praktika [Gosudarstvenno-chastnoe partnyorstvo: teoriya i praktika]. Moscow: Izdatel'skij dom GU-VSHE. 288 p. (In Russian)

3. Kilinkarov, V.V. (2018). Aktual'nye problemy i tendencii v praktike razresheniya spo-rov v sfere publichno-chastnogo partnerstva v Rossii [Current problems and trends in the practice of dispute resolution in the field of public-private partnership in Russia]. Vestnik ekonomicheskogo pravosudiya - Bulletin of Economic Justice. No 4. pp. 62-103. (In Russian)

4. Makarova, O.A. (2018). Koncessionnoe soglashenie v sfere vodosnabzheniya i vo-dootvedeniya [Concession agreement in the field of water supply and sanitation]. Izvlech-enie iz knigi «Pravovoe vozdejstvie na ekonomiku: metody, rezul'taty, perspektivy: monografiya» (kollektiv avtorov, otv. red. V.A. Vajpan, M.A. Egorova). YUsticinform. 380 p. (In Russian)

5. Miroshnikov, S.N., CHarkina, E.S. (2017). Praktika primeneniya koncessionnyh soglashenij v svete izmenenij zakonodatel'stva v 2016 godu [The practice of applying concession agreements in the light of legislative changes in 2016]. Upravlencheskoe konsul'ti-rovanie - Management consulting. No 5. pp. 112-119. (In Russian)

6. Postnikov, A.E., Pavlushkin, A.V., Pomazanskij, A.E. (2010). O polnomochiyah or-ganov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii v sfere investicionnoj deyatel'nosti [On the powers of state authorities of the constituent entities of the Russian Federation in the field of investment activities]. ZHurnal rossijskogo prava - Journal of Russian law. No 7. pp. 18-26. (In Russian)

7. Postovalova, S.O. (2021). Perspektivy izmeneniya Zakona № 223-FZ: Bankovskie garantii [Prospects for changing the Law N 223-FZ: Bank Guarantees]. Vestnik Instituta goszakupok - Bulletin of the Institute of Public Procurement. No 7. pp. 7-8. (In Russian)

8. Razd'yakonova, N.V. (2013). Problemy pravoprimeneniya zakonodatel'stva o pub-lichno-chastnom partnerstve [Problems of law enforcement on public-private partnership]. Vestnik NGU. Seriya; Pravo - Bulletin of NSU. Series; Right. Tom 9, No 2. pp. 61-68. (In Russian)

9. Soldatova, V.I. (2016). Novelly GK Rossii o sposobah obespecheniya ispolneniya obyazatel'stv [Novella of the Civil Code of Russia on ways to ensure fulfillment of obligations]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika - Laws of Russia: experience, analysis, practice. No 8. pp. 92-97. (In Russian)

Вклад соавторов

Соавторство неделимое.

Co-authors' contribution

Co-authorship is indivisible.

Об авторах

Сухомлинова Людмила Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск, Российская Федерация, e-mail: sukhomlunovalow@gmail.com

Бобракова Наталья Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: Nv.bobrakova@gmail.com

Плетиков Андрей Сергеевич, начальник отдела теплоэнергетики Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Краснодар, Российская Федерация, e-mail: aple1986@gmail.com

About the authors

Ludmila A. Suhomlinova, Cand. Sci. (Law), Assistant professor of civil and international law, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov, Novorossiysk, Russian Federation, e-mail: sukhomlunovalow@gmail.com

Natalya V. Bobrakova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor of the Department of State Law, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: Nv.bobrakova@gmail.com

Andrey S. Pletikov, Head of department of heat supply Ministry of Fuel and Energy complex and Housing and Communal services of Krasnodar region, Krasnodar, Russian Federation, e-mail: aple1986@gmail.com

Поступила в редакцию: 13.11.2021 Принята к публикации: 25.11.2021 Опубликована: 20.12.2021

Received: 13 November 2021 Accepted: 25 November 2021 Published: 20 December 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.