Научная статья на тему 'Способы налогового стимулирования бизнеса в России'

Способы налогового стимулирования бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСА / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володченко Виктория Сергеевна, Ланцова Дарья Сергеевна, Миронова Татьяна Алексеевна, Бышок Ксения Александровна, Сапунова Екатерина Витальевна

В данной статье рассматриваются пути налогового стимулирования бизнеса в России, а также работа налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Володченко Виктория Сергеевна, Ланцова Дарья Сергеевна, Миронова Татьяна Алексеевна, Бышок Ксения Александровна, Сапунова Екатерина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы налогового стимулирования бизнеса в России»

СПОСОБЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ

12 3

Володченко В.С. , Ланцова Д.С. , Миронова Т.А. , Бышок К.А.4, Сапунова Е.В.5

1Володченко Виктория Сергеевна - студент;

Ланцова Дарья Сергеевна - студент; Миронова Татьяна Алексеевна - студент, кафедра сервиса, факультет технологии, предпринимательства и сервиса; 4Бышок Ксения Александровна - студент;

5Сапунова Екатерина Витальевна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация: в данной статье рассматриваются пути налогового стимулирования бизнеса в России, а также работа налогоплательщиков.

Ключевые слова: налоги, стимулирование бизнеса, налогоплательщики, законодательство, Налоговый кодекс.

Главным финансовым инструментом, держащим в балансе отношения государства с малыми и средними предприятиями, выступает налогообложение. В рыночной экономике налогообложение предприятий в этом секторе экономики устраняет две проблемы: обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами и стимулирование роста производства товаров и услуг, увеличение занятости и улучшение его материального благосостояния.

Большое количество западных налоговых систем имеют целостный характер и не теряют этой целостности при предоставлении налоговых льгот, то есть налоговая база для всех предприятий определяется одинаково. Использование более низкой ставки корпоративного подоходного налога для малых предприятий по сравнению с корпоративным налогом крупных предприятий широко распространено во многих

экономически развитых странах, а в некоторых случаях разница довольно значительна. Единственным исключением являются вмененные подоходные налоги, но круг людей, которые могут воспользоваться преимуществами, крайне ограничен [1].

В Российской экономической системе роль финансов в стимулировании малого бизнеса, как и в других странах, во многом связана с налоговыми методами. Этот стимул материализуется при введении специальных налоговых режимов, а также в снижении налоговой нагрузки в виде предоставления налоговых каникул или льготной налоговой ставки для тех предпринимателей, которые работают в условиях общего режима.

В то же время существует возможность списания расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов - в течение налогового периода, в котором приобретен актив. Основные средства, приобретенные до перехода на специальный режим, не подлежат амортизации в общепринятом смысле. Они списываются в течение одного года, если срок их полезного использования не превышает трех лет, в течение трех лет, если срок их полезного использования не превышает 15 лет, и в течение 10 лет для других основных средств [2].

В последние годы законодательство предоставляет предпринимателям, работающим в упрощенной системе налогообложения, единовременное списание средств, потраченных на строительство и производство основных средств, а также на самостоятельное создание нематериальных активов, что также способствует инициативам по модернизации производственный процесс.

Другое существенное облегчение позиции налогоплательщиков УСН, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доход за вычетом расходов, связано с возможностью уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде, и, если убыток был получен в несколько налоговых

периодов, он списывается как расходы в порядке очередности этого убытка.

Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В конечном итоге, можно утверждать о том, что упрощенная система налогообложения представляет значительные выгоды для предпринимателей, как в уменьшении бухгалтерского учета, так и в размере уплачиваемых налогов, но тот факт, что его использование не широко распространено среди налогоплательщиков, которые ведут довольно существенный бизнес, говорит, что резервы для реформирования этот вид налогообложения еще не исчерпан.

Существуют ограничения для перехода на ЕНВД. Согласно пункту 2.2. статьи 346.11 НК РФ на него не вправе переходить организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек [4].

Наиболее важным стимулом для ЕНВД является крайняя простота расчета налоговой базы и суммы налога -налогоплательщику не нужно платить за работу высококвалифицированного бухгалтера, что, естественно, снижает его затраты.

Виды работы, которые можно осуществлять в условиях ЕНВД, соответствуют цели этого налога, поскольку их традиционно проблемно контролировать.

Физический показатель работы налогоплательщика в Налоговом кодексе Российской Федерации приведен для каждого вида деятельности и соответствует его специфике. В

качестве примера, для предпринимателей, предоставляющих бытовые услуги, этим показателем является количество работников, для стационарных предприятий розничной торговли и общественного питания - площадь зала обслуживания для посетителей, для тех, кто осуществляет автомобильный транспорт - количество используемых автомобилей и т. д.

Организации и индивидуальные предприниматели, работающие в рамках ЕНВД, не освобождаются от регистрации в налоговом органе, где они ведут бизнес, и, если это невозможно, из-за специфики предпринимательской деятельности (например, распределение или распространение) по месту жительства индивидуальный предприниматель или место нахождения организации.

Глава 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает такой специальный налоговый режим -патентная система налогообложения.

Суть патентной системы налогообложения заключается в том, что налогоплательщик получает и оплачивает патент, заменяющий уплату ряда налогов - налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налогоплательщики по патентной налоговой форме не платят НДС.

Чтобы налогоплательщики полностью понимали нюансы налогового законодательства, кодекс дает полное толкование понятий, используемых для целей патентной формы налогообложения - он в значительной степени совпадает с понятиями и терминами, которые даны для определения суммы налога на ЕНВД.

Встречается и несоответствие законодательства субъектов РФ Федеральному законодательству. В качестве примера, можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 06.06.2019 N 22-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 3 пункта 8 статьи 346.43, статьи 346.47 и пункта 1 статьи 346.48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений Закона Мурманской области «О патентной системе

налогообложения на территории Мурманской области» в связи с жалобой гражданина С.А. Глухова». Согласно которому, Конституционный Суд РФ постановил: «Признать статью 1 Закона Мурманской области «О патентной системе налогообложения на территории Мурманской области» не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не обеспечивают определенности в отношении объекта налогообложения и налоговой базы применительно к патентной системе налогообложения».

В заключении можно сделать вывод, что налоговые льготы для малого и среднего бизнеса очень разнообразны и предоставляют значительные преимущества большому контингенту налогоплательщиков, что стимулирует многих предпринимателей выходить из незаконного оборота и вносить вклад в государственные доходы, а в будущем также окажут положительное влияние на доходы бюджета страны.

Список литературы

1. Мамедова Н.А. Стимулирование деловой и инвестиционной активности в системе налоговых отношений: монография / Н.А. Мамедова. 2-е изд., стер. М.: Инфра-М; Znanium.com, 2018. 182 с.

2. Поляка Г.Б. Бюджетная система России: учебник / Г.Б. Поляка. 3-е изд., перераб, и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 703 с.

3. Троянска М.А. Оценка мер налогового регулирования отдельных видов инвестиций // Экономика. Налоги. Право, 2017. № 3. С. 80-88.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3824.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.