Научная статья на тему 'Способы мотивации труда государственных служащих'

Способы мотивации труда государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
828
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / ТРУД ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машкина Татьяна Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению существующих в Российской Федерации способов мотивации труда государственных служащих. В статье рассмотрены основные из них: материальное вознаграждение и гарантии государственных служащих, а также проанализировано практические применение данных способов. На основе проведенного исследования выявлена необходимость совершенствования законодательства в этой сфере, автором предлагается ввести больше поощрений, зависящих от результатов труда; провести опрос среди служащих для выявления других проблем в этой сфере и создать специальный надзирающий орган для этих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы мотивации труда государственных служащих»

о

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению существующих в Российской Федерации способов мотивации труда государственных служащих. В статье о рассмотрены основные из них: материальное вознаграждение и гарантии государственных служащих, а также проанализировано практические применение данных способов. На основе проведенного исследования выявлена необходимость совершенствования законодательства в этой сфере, автором предлагается ввести больше поощрений, зависящих от результатов труда; провести опрос среди служащих для выявления других проблем в этой сфере и создать специальный надзирающий орган для этих целей.

Ключевые слова: государственные служащие, мотивация труда, труд государственных служащих.

Одной из важнейших задач государства является повышение эффективности государственного управления. Мотивация государственных служащих представляет собой одно из средств достижения этой цели, ведь ошибки каждых отдельно взятых государственных служащих приводят к неэффективности системы государственной власти в целом.

Специфика труда государственных служащих состоит в том, что они работают не «на себя», а во благо государства, следовательно, к ним нельзя применить механизмы мотивации, которые используются в коммерческих организациях. Исходя из нормативных правовых актов РФ и Краснодарского края основными источниками мотивации для государственных служащих является материальное вознаграждение и гарантии государственным служащим [5]. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Согласно Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда государственного служащего состоит и денежного содержания и дополнительных выплат, в числе

352

о

SCIENCE TIME

которых: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе (в размерах: при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет - 15%, от 10 до 15 лет - 20%, свыше 15 лет - 30%; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих [1].

Закон Краснодарского края №1202-КЗ устанавливает практически те же выплаты [6], за исключением ежеквартального денежного поощрения в размере двух с половиной ежемесячных денежных вознаграждений, которое не предусмотрено вышеуказанным ФЗ [2].

Таким образом, данные положения мотивируют государственных служащих двигаться вверх по должностной лестнице, повышать свою квалификацию и относиться к выполнению своих обязанностей с большей ответственностью.

Согласно 79-ФЗ в число гарантий государственным служащим входят гарантии связанные с оплатой труда, условиями службы, отдыхом, страхованием (медицинским, государственным социальным), с переездом государственного служащего в другую местность при переводе в другой государственный орган (возмещение расходов, предоставление служебного помещения и т.д.), защитой служащего и его семьи, пенсионным обеспечением, помимо этого есть еще дополнительные гарантии (дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания; транспортное обслуживание; замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа; единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы) [1].

Те же гарантии предусмотрены законом Краснодарского края №870-КЗ [3].

Как видно перечень гарантий достаточно большой по сравнению с гарантиями, предусмотренными лицам, работающим в коммерческих организациях. Но это не означает, что у законодателя отсутствует необходимость реформирования законодательства в этой сфере.

Во-первых, размер денежного вознаграждение зависит от выслуги лет, таким образом, мотивации для молодых кадров меньше. По-нашему мнению,

353

о

SCIENCE TIME

необходимо ввести больше поощрений, которые бы зависели от качества результатов труда.

Во-вторых, необходимо провести социологический опрос среди государственных служащих для выявления проблем в данной сфере по их мнению. На основе этого деятельность по совершенствованию законодательства будет более эффективна, потому что кому как не служащим лучше знать, что будет их мотивировать.

В-третьих, самая главная проблема в том, что система установления мотивации построена так, что сами же государственные служащие устанавливают ее государственным служащим. По-нашему мнению, необходимо создать отдельный орган, который будет заниматься данным вопросом и основной задачей которого был бы контроль за деятельностью государственных служащих, а также надзор за тем, как используются имеющиеся механизмы мотивации.

Помимо этого, в зарубежных странах установлены и иные способы стимуляции. Например, в ФРГ стимулирование успешных служащих проводится либо повышением должности, либо повышением оплаты труда. Так же в ФРГ можно совмещать государственную службу и политическую деятельность. Но самое главное все государственные служащие обеспечиваются пожизненным местом в государственном органе. Такие нормы дают больше мотивации государственным служащим и некоторые из них можно позаимствовать в российское законодательство [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации много рычагов для мотивации государственных служащих, которые закрепляются на федеральном и на региональном уровнях. Но не все они эффективны и имеют реальные механизмы для реализации.

Литература:

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // http://www.pravo.gov.ru -

06.10.2015

2. О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 12 марта 2007 года №1202-КЗ (ред. 08.05.2015 г.) // http://www.kubzsk.ru/

3. О государственной гражданской службе Краснодарского края: Закон

Краснодарского края от 31 мая 2005 года №870-КЗ (ред. 23.07.2015 г.) // http:// www.kubzsk.ru/

4. Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие - 2-е издание // М.: Дело, 2000 г. - 440 С.

354

о

I

SCIENCE TIME

I

5. Кобылинская С.В. Совершенствование Российского законодательства о социальном обеспечении // Актуальные вопросы трудового права и права социального обеспечения (материалы Всероссийской научно-практический конференции, посвященной 130-летию со дня рождения профессора И. С. Войтинского). М., 2014. С. 107.

6. Кобылинская С.В., Карсанова З.К. О роли кодификации в систематизации Российского законодательства о социальном обеспечении // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 48. С. 196.

о

о

355

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.