Научная статья на тему 'Совершенствование норм оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов РФ'

Совершенствование норм оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
726
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / НОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА / REGION / WAGE STANDARDS / GOVERNMENT CIVIL SERVANTS / TO INCREASE THE OBJECTIVITY OF THE SYSTEM OF PAYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красносёлова Татьяна Анатольевна, Гордеева Екатерина Григорьевна

Рассмотрены нормы оплаты труда государственных гражданских служащих. Проведено сравнительное исследование систем оплаты труда в трех субъектах Российской Федерации. Обосновывается объективность предложенной системы оплаты труда государственных гражданских служащих в Чувашской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF THE RULES OF REMUNERATION OF STATE CIVIL EMPLOYEES THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Considered wage standards of civil servants. Comparative study of systems of labour payment in three regions of Russian Federation. Substantiates the objectivity of the proposed system of remuneration of civil servants in the Chuvash Republic.

Текст научной работы на тему «Совершенствование норм оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов РФ»

В структурном плане сельское хозяйство должно быть разделено на относительно равные по объему производимого общественного продукта типы организационно-производственных форм хозяйств: личных подсобных хозяйств сельских жителей (ЛПХ); фермерских хозяйств; крупного агробизнеса и кооперативов, функционирующих в рамках единых агропромышленных производственных циклов (АПК) и конкурирующих на рынке трудовых ресурсов.

Литература

1. Крючков В.Г. Использование земель и продовольственные ресурсы. М.: Мысль, 1987. 231 с.

2. Крючков В.Г. Методологические и методические вопросы экономико-географического изучения территориальной организации хозяйства в сельской местности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1994. № 1. С. 18-24.

3. Крючков В.Г. Территориальная организация сельского хозяйства. М.: Мысль, 1978. 268 с.

4. Носонов А.М. Территориальные системы сельского хозяйства (экономико-географические аспекты исследования). М.: Янус-К, 2001. 324 с.

КАРЯГИН ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ - старший преподаватель кафедры экономических дисциплин, Батыревский филиал Чувашского государственного университета, Россия, Чебоксары ([email protected]).

KARYAGIN LEONID ALEXANDROVICH - senior teacher of Economic Disciplines Chair, Branch of Chuvash State University in the village of Batyrevo, Russia, Chuvash Republic, village Batyrevo.

ББК У245 УДК 331.2-057.34

Т.А. КРАСНОСЁЛОВА, Е.Г. ГОРДЕЕВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМ ОПЛАТЫ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ СУБЪЕКТОВ РФ

Ключевые слова: регион, нормы оплаты труда, государственные гражданские служащие, повышение объективности системы оплаты труда.

Рассмотрены нормы оплаты труда государственных гражданских служащих. Проведено сравнительное исследование систем оплаты труда в трех субъектах Российской Федерации. Обосновывается объективность предложенной системы оплаты труда государственных гражданских служащих в Чувашской Республике.

T.A. KRASNOSELOVA, E.G. GORDEEVA THE IMPROVEMENT OF THE RULES OF REMUNERATION OF STATE CIVIL EMPLOYEES THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION Key words: region, wage standards, government civil servants, to increase the objectivity of the system of payment.

Considered wage standards of civil servants. Comparative study of systems of labour payment in three regions of Russian Federation. Substantiates the objectivity of the proposed system of remuneration of civil servants in the Chuvash Republic.

Актуальность темы состоит в том, что одним из элементов регулирования организации труда и повышения эффективности государственной гражданской службы является совершенствование системы оплаты труда государственных гражданских служащих.

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа норм оплаты труда государственных гражданских служащих трех субъектов Российской Федерации. Результатом анализа должно стать выявление проблем в области денежного содержания государственных гражданских служащих в Чувашской Республике.

В результате исследования были рассмотрены 3 региона: Чувашская Республика, Республика Татарстан и Республика Мордовия. Исследование опирается на нормативно-правовые акты, регулирующие денежное содержание государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации [8]: зако-

ны субъектов РФ, указы высшего должностного лица субъекта РФ, постановления высших исполнительных органов субъектов РФ.

Структура денежного содержания государственных гражданских служащих в субъектах РФ, как и на федеральном уровне, состоит из следующих элементов: должностной оклад, оклад за классный чин, надбавка за особые условия, надбавка за выслугу лет, премия, денежное поощрение [2].

Сравнительная характеристика была проведена между данными элементами. Размер должностного оклада государственных гражданских служащих по категориям должностей самый высокий в Республике Татарстан; в Республике Мордовия чуть ниже, чем в Чувашской Республике, однако в должностной категории «руководители» сумма оклада в Мордовии превышает сумму оклада в Чувашии (см. табл. 1).

Таблица 1

Размер должностного оклад государственных гражданских служащих по категориям должностей в субъектах РФ, руб./мес.

Категория должностей Чувашская Республика Республика Татарстан Республика Мордовия

Руководители 5591 - 7574 6008 - 9272 4567 - 8213

Помощники (советники) 5952 7872 4921

Специалисты 5186- 5771 5456-7216 4107

Обеспечивающие специалисты 3427 - 5321 3280 - 5456 2152 - 4107

Размер оклада за классный чин государственного гражданского служащего в субъектах Российской Федерации определяется двумя основными способами: в фиксированной сумме для каждого классного чина, в процентном соотношении к должностному окладу в зависимости от классного чина [2].

В фиксированной сумме оклад за классный чин определяется только в Чувашии [6], тогда как в Татарстане и Мордовии он выражается в процентном соотношении к должностному окладу (см. табл. 2).

Таблица 2

Размер оклада за классный чин государственных гражданских служащих

в субъектах РФ

Наименование классного чина Чувашская Республика Республика Татарстан Республика Мордовия

оклад за классный чин, руб./мес. оклад за классный чин, % от должностного оклада

Действительный государственный советник 2345 - 2705 46-50 51 - 55

Государственный советник 1714 - 2075 42-45 45 - 49

Советник государственной гражданской службы 1262 - 1624 36-40 39 - 43

Референт государственной гражданской службы 811 - 1081 32-35 35 - 37

Секретарь государственной гражданской службы 451 - 631 25-30 32 - 34

В Чувашии оклад за классный чин на порядок ниже, чем в других регионах. Например, рассмотрим оклад за классный чин государственного гражданского служащего, замещающего должность категории «руководители» и являющегося действительным государственным советником Чувашской Республики 1-го класса. В процентном соотношении его надбавка будет составлять всего лишь 35% от должностного оклада, тогда как в Татарстане - это 50%, а в Мордовии - 55%. Это характерно и для всех других должностных категорий. Таким образом, в Татарстане и Мордовии выше стимул повышать

Таблица 3

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет,

% от должностного оклада

Стаж гражданской службы %

От 1 года до 5 лет 10

От 5 до 10 лет 15

От 10 до 15 лет 20

Свыше 15 лет 30

Таблица 4

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, % от должностного оклада

Группы должностей Надбавка

Высшая 150 -200

Главная 120 -150

Ведущая 90 -120

Старшая 60 -90

Младшая до 60

квалификацию для получения более высокого классного чина.

Размеры надбавок за особые условия работы, за выслугу лет и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, представлены в табл. 3, 4, 5.

Данные выплаты во всех рассматриваемых регионах дублируются из Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной службе в Российской Федерации» (далее ФЗ № 79-ФЗ) [2].

К дополнительным выплатам также относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Максимальный размер премии законом не ограничивается. В некоторых регионах устанавливается минимальный размер премии (например, на Камчатке - не ниже 16% от должностного оклада, в Кемерово -не ниже 25% от должностного оклада). В рассматриваемых регионах такого порога нет.

В Республике Мордовия установлены ежеквартальные и годовые премии по результатам работы. Так, годовые премии могут составлять от 1 до 2 окладов месячного денежного содержания в зависимости от группы должностей, а ежеквартальные премии -от 1 до 6 должностных окладов [7]. В свою очередь, в Чувашской Республике и в Республике Татарстан такие выплаты нигде в законах не прописаны.

Далее рассмотрим размеры ежемесячного денежного поощрения в указанных республиках (см. табл. 6).

Таблица 6

Размер ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих в субъектах РФ

Таблица 5

Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

Степень секретности % от должностного оклада

«Особой важности» 50 -75

«Совершенно секретно» 30 -50

«Секретно» 5 -15

Должности категории Чувашия, количество должностных окладов Татарстан, количество должностных окладов Мордовия, % от должностного оклада

Руководители 3,1 - 5,6 1 70 - 150

Помощники (советники) 3,1 1 70

Специалисты 3,1 1 70

Обеспечивающие специалисты 1,5 - 2,5 1 70

Ежемесячное денежное поощрение государственных гражданских служащих в Чувашии значительно выше, чем в Татарстане и Мордовии: почти на 4 должностных оклада по сравнению с Татарстаном и на 3,5 должностного оклада по сравнению с Мордовией. На наш взгляд, это можно считать положительным элементом методики начисления заработной платы, так как это должно стимулировать более эффективную работу сотрудников.

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь в регионах незначительно отличаются

друг от друга. Однако в Мордовии единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска выше на 1 оклад денежного содержания, чем в Чувашии и Татарстане.

Если рассмотреть в целом денежное содержание в каждом регионе, то можно заметить, что оно включает в себя все выплаты, которые предусмотрены федеральным законодательством. Однако ФЗ № 79-ФЗ не запрещает субъектам РФ предоставлять дополнительные выплаты, и их активно применяют в Татарстане и Мордовии.

В Татарстане кроме выплат, которые установлены в ФЗ № 79-ФЗ, предоставляются также [1]: ежемесячные компенсационные выплаты за сложность и напряженность работы (по группе должностей - 50, 40, 30, 20%, соответственно), ежемесячные надбавки к должностному окладу за профильную ученую степень (кандидат - 10%, доктор - 20%) [5].

В Мордовии к дополнительным выплатам также относятся [4]: ежеквартальные премии по результатам работы, годовые премии по результатам работы, единовременное денежное поощрение за безупречную и эффективную работу (максимальный размер не ограничивается).

Выводы. Законодательство Чувашии в области денежного содержания государственных гражданских служащих Чувашской Республики полностью копирует законодательство РФ [3]. Наиболее высокие должностные оклады наблюдаются в Татарстане - на 22% выше, чем в Чувашии, и на 12% выше, чем в Мордовии.

Оклад за классный чин в Чувашской Республике намного ниже (более чем на 15%), чем в Республике Татарстан и Республике Мордовия. В этих республиках при определении размера оклада за классный чин государственного гражданского служащего используется способ процентного отношения к должностному окладу. На наш взгляд, этот способ является наиболее оптимальным, так как он связывает размер оклада за классный чин с должностным окладом. Самый высокий оклад по данной выплате наблюдается в Мордовии. Это говорит о том, что способ процентного соотношения к должностному окладу наиболее оптимальный при определении размера оклада за классный чин государственного гражданского служащего.

В свою очередь, ежемесячное денежное поощрение государственных гражданских служащих в Чувашии значительно выше, чем в Татарстане и в Мордовии: почти на 4 должностных оклада по сравнению с таковыми в Татарстане и на 3,5 должностного оклада по сравнению с аналогом в Мордовии [6]. Оно выплачивается за выполнение ряда показателей и нацелено на повышение эффективности работы государственных служащих.

В Татарстане и Мордовии, кроме выплат, предусмотренных ФЗ № 79-ФЗ, предоставляются дополнительные выплаты, чего, к сожалению, не наблюдается в Чувашии.

Для более эффективной работы государственных гражданских служащих в Чувашии можно перенять опыт соседних республик. Например, внедрить процентный способ определения оклада за классный чин; самостоятельно предоставлять дополнительные выплаты, в частности за профильную ученую степень, за сложность и напряженность работы; выплачивать годовые премии по результатам работы.

Литература

1. О государственной гражданской службе Республики Татарстан: Закон Республики Татарстан от 16.01.2003 № 3-ЗРТ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Фед. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // Рос. газета. 2004. № 3539, 31 июля.

3. О государственной гражданской службе Чувашской Республики: Закон ЧР от 12.04.2005 г. № 11 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О государственных должностях и должностях гражданской службы Республики Мордовия: Закон РМ от 07.02.2005 г. № 2-З [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы « Ко нсул ьта нтПлюс».

5. О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Татарстан: Указ Президента РТ от 05.04.2006 г. № УП-133 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О денежном содержании государственных гражданских служащих Чувашской Республики: постановление Кабинета министров ЧР от 01.04.2011 г. № 122 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об установлении размеров должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Мордовия, размеров должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих Республики Мордовия: Указ Главы РМ от 15.02.2005 № 16-УГ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Чувашская Республика: офиц. портал органов власти Чувашской Республики. URL: http://www.cap.ru.

КРАСНОСЁЛОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственное и муниципальное управление, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

KRASNOSELOVA TATYANA ANATOLEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of State and Municipal Management Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ГОРДЕЕВА ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА - студентка V курса экономического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

GORDEEVA EKATERINA GRIGOREVNA - student of Economics Faculty, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 338.3:[669:620.9 ББК У305.42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О.В. КУДРЯВЦЕВА, О.И. МАЛИКОВА

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ*

Ключевые слова: промышленная политика, энергетическое машиностроение, топливно-энергетический комплекс, экономический рост.

Раскрыты особенности развития российского энергетического машиностроения как одной из ключевых отраслей, обеспечивающих стабильный экономический рост в условиях высокой зависимости Российской Федерации от экспорта энергоносителей и конъюнктуры мировых энергетических рынков. Показаны динамика развития производства, ключевые проблемы, возникающие в сфере выпуска технологического оборудования для нефтегазодобычи, оценена степень зависимости российской экономики от импорта энергетического оборудования. Обоснован тезис о необходимости ускоренного развития российского энергетического машиностроения.

O.V. KUDRYAVTSEVA, O.I. MALIKOVA TRENDS OF RUSSIAN POWER ENGINEERING

Key words: industrial policy, power engineering, fuel and energy complex, economic growth.

The development of the Russian power engineering is under consideration. Power engineering is one of the key industries providing stable economic growth taking into account the dependence of the Russian Federation from export of energy and from the world energy market. Development of the industry, the key problems arising by equipment for oil and gas production manufacturing, dependence of Russian economy from import of the power equipment are analyzed and estimated. The necessity of rapid Russian power engineering growth is proved.

Машиностроение является базой для развития практически всех производств. Не имея собственной конкурентоспособной машиностроительной продукции, стране, находящейся в сильной зависимости от конъюнктуры внешних рынков, трудно обеспечить стабильное производство готовой продукции. Еще

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-32-01220).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.