Н. А. Симбирцева, канд. культурологии, доцент, кафедра культурологии, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА КУЛЬТУРЫ на примере преподавания курса «Введение в культурологию»
Обращение к тексту культуры в теоретико-методологическом плане стало одной из актуальных практик исследований второй половины ХХ — начала XXI в. Актуальность культурологической категории отражена в работах Ф. де Соссюра, Ч. С. Пирса, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, А. Я. Флие-ра, Эд. Гуссерля, Э. Левинаса, М. Мерло-Понти, Ф. Шлейермахера, М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, П. Рикера и др.
Но то, что для состоявшихся исследователей является логичным и понятным, у студентов-культурологов в начале обучения вызывает некоторые затруднения и непонимание, связанные не только с недостаточностью теоретических знаний по данному вопросу, но и неумением применять способы интерпретации текстов культуры на практике. В методическом плане данная проблема имеет пошаговое решение.
Формирование критического мышле- =
ния у студентов в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла предпола-
Критическое мышление интерпретируется как форма практической логики, рассматриваемая внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта.
требующих соотнесения теории и практики в образовательном и будущем профессиональном пространстве. Нельзя не согласиться с Г. В. Сориной, которая отмечает, что критическое мышление интерпретируется как форма практической логики, рассматриваемая внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта1.
Способность студентов младших курсов к работе с информацией (от ее поиска, обработки, хранения, воспроизведения до критического осмысления и интерпретации) формируется от занятия к занятию. Технология развития критического мышления, предложенная Е. П. Мельниковой, - «представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать обучаемого (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретенные знания»2. Техно-
гает наличие определенных компетенций, логия нацелена на то, чтобы студенты овла-
* Статья написана в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Государственный контракт № 14.740.11.1117.
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
девали разнообразными способами интегрирования информации. Уровень владения информационной компетенцией студентом является и показателем способности вырабатывать собственное мнение на основе осмысления «чужого» опыта и идей; способности выстраивать умозаключения и логические цепочки, аргументированно излагать свои мысли; быть толерантным по отношению к окружающим.
Например, навыки, приобретенные в ходе изучения курса «Введение в культурологию» (умение выделять и фиксировать основные тезисы лекции, приводить примеры на задаваемые вопросы), получают дальнейшее развитие на таких дисциплинах, как философия, история, культурология, культурная антропология и др. Существенной является отработка навыка критического восприятия и использования научной литературы. Содержание курса «Введение в культурологию» предполагает анализ и интерпретацию текстов культуры и ориентировано, прежде всего, на развитие профессиональных компетенций, которые обозначены автором в одной из работ3.
Обращение студентов к отдельным работам авторов и составление конспектов их трудов является хорошей практикой, так как реализуется принцип локального анализа предложенного фрагмента текста. Например, Р. Барт «Удовольствие =
от текста», М. Бахтин «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках», М. Мерло-Понти «Феноменология восприятия», П. Рикер «Конфликт занными с личностным и контекстуальным
Владение методами критического анализа текстов культуры позволяет студентам раскрыть сущность и бытие явления в широком контексте.
интерпретаций. Очерки о герменевтике» и др.
Тексты для конспектирования отбираются по принципу соответствия изучаемой теме, доступности изложения материала с указанием конкретных параграфов (глав) и страниц. Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы познакомить студента с научной литературой, но в том, чтобы сделать «прозрачным» и ясным соотношение теории и практики: через представление текста культуры формируется умение самостоятельного анализа научной и научно-популярной литературы; развивается навык оценки текстов культуры и выявления их значимости в историко-культурном контексте и выстраивания алгоритмизированного ответа.
Специфика анализа как процесса получения информации подразумевает обработку и выявление основных структурных компонентов текста культуры в их взаимосвязи и взаимодействии. И автор предлагает рассматривать интерпретацию как общенаучный метод, ориентированный на истолкование и анализ культурных реалий и практик и предполагающий умение интерпретатора считывать и выявлять смыслы и значения. Обращение студентов к критике (эссе, рецензиям, статьям, трудам) в процессе анализа как способу оценивания артефакта целесообразно по тому основанию, что важны особенности взаимодействия автора и реципиента, адекватность восприятия текста, его оригинальность и уникальность, историко-культурная и смысловая значимость, «резонанс» в художественной практике и социуме. И при всем своем субъективном начале критика выступает в качестве непосредственного созерцателя, позиция которого, в свою очередь, оценивается интерпретатором (студентом).
Знания студентов о структуре текста культуры дополняются категориями, свя-
восприятием текста (в широком смысле). Способы описания и анализа художественных произведений, предлагаемые преподавателем, позволяют студентам не только проникнуть в лабораторию творчества, но и оценить значимость явления в пределах региональной, национальной, мировой культуры. По мнению автора, в качестве примера для анализа может быть использовано стихотворение М. Волошина «Дом поэта»; фильм из серии «Важные вещи», транслируемой по телеканалу «Россия Культура», — «Трость А. С. Пушкина»; произведение живописи — репродукция фрески Рафаэля, находящейся во дворцовом комплексе Ватикана, «Афинская школа»; собор Notre-Dame de Paris и фрагменты из одноименного романа В. Гюго.
Умение студентов использовать современные информационные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации позволяет доказательно и полно представлять ответы, ссылаться на репрезентативные источники.
Знаковая система (художественная и внехудожественная) как структурированный текст и источник информации — элемент информационного пространства, она является неотъемлемой частью интерпретации текста культуры. Введение в научный оборот таких понятий, как «большой язык» (язык исторического периода), «культурный код», «медиа» как канал коммуникаций
культуры и культурных практик, ориентирует студента на использование специализированной терминологии при составлении ответа.
Например, экранизация литературно-художественных произведений как явление трансмедийности становится интересным для рассмотрения: культурно-семантический код, заложенный автором в произведении, подвергается осмыслению в контексте современности и «переводу» на язык другого вида искусства. Чеховская «Дама с собачкой» в интерпретации И. Хейфица демонстрирует максимальную близость в содержательном плане двух текстов культуры, при создании которых используются отличные изобразительно-выразительные средства передачи художественных образов.
Особое внимание при изучении курса «Введение в культурологию» уделяется прагматическому аспекту бытия текстов культуры, ставится проблема диалога как сущностной характеристики текста культуры; актуальные тексты культуры рассматриваются как репрезентанты пространства и времени: реклама, музей и музейные артефакты, социальные сети и др.
Полагая, что студенты владеют предложенным ранее категориальным аппаратом и алгоритмом анализа текста культуры, целесообразно предложить задание на представление (презентацию) знакового и значимого социокультурного явления, события
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
или произведения искусства. Написание эссе после посещения музея, к примеру, «История Екатеринбурга», или выставочных экспозиций в «Доме Метенкова» (г. Екатеринбург), или «Свердловского краеведческого музея» на тему «Мое маленькое открытие» стало уже хорошей практикой. Задача студента заключалась в том, чтобы провести анализ и представить интерпретацию нескольких объектов в различных аспектах: философском, историко-культурном, антропологическом, =
культурологическом.
Навык репрезентации текстов культуры определяется по умению грамотно и лаконично представлять текст в сочетании с иллюстрациями, а иногда и с использованием музыкального сопровождения в виде мультимедийных презентаций. В свою очередь, подобное умение — соотносить раз-новидовые искусства и актуальные тексты культуры в их идейной и эстетической гармонии — является критерием адекватной интерпретации, критерием профессионализма и грамотного подхода, важного в современных культурных практиках: педагогическом и образовательном пространстве, рекламы, PR-технологиях, менеджменте, организации социокультурного сервиса и досуга.
Владение методами критического анализа текстов культуры позволяет студентам раскрыть сущность и бытие явления в широком контексте: от момента его создания до актуальности в современной культуре. Создание презентаций дает возможность оценить преподавателю как уровень освоения теоретического материала студентами, так и их умение представлять культурологический материал по заданному алгоритму с использованием дополнительных информационных источников.
Идея преподавания курса «Введение в культурологию» для студентов-культурологов первого курса обучения носит новаторский характер: автором предлагается подход, при котором основные теоретические знания, связанные с понятийно-кате-
Формирование базовых компетенций у студентов-культурологов на уровне владения теоретическим материалом в его соотнесении с практикой, конкретно значимыми явлениям, событиями и реалиями культуры и искусства - основная задача преподавателя.
гориальным аппаратом и полученные при изучении тем курса, соотносятся с периодизацией истории культуры и искусства и активно используются при описании культурно-эстетических доминант конкретной эпо-I хи. Преподаватель уделяет внимание умению студентов анализировать и интерпретировать тексты культуры в их динамике и историко-культурной обусловленности; умению выявлять актуальные проблемы современной культуры и применять теории, концепции и инструментарий курса в педагогической и социокультурной деятельности.
Итак, навык самостоятельного анализа научной и научно-популярной литературы как один из способов интерпретации текстов культуры, приобретенный студентами в процессе изучения обозначенного автором курса, позволяет грамотно и доказательно выстраивать монологичные ответы, представлять собственную позицию относительно репрезентируемого материала. Формирование базовых компетенций у студентов-культурологов на уровне владения теоретическим материалом в его соотнесении с практикой, конкретно значимыми явлениям, событиями и реалиями культуры и искусства — основная задача преподавателя, так как она решает проблему «ножниц», когда утрачивается связь между тем, чему учат и зачем. (Й^)
1. Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003. № 6. С. 97-110.
2. Мельникова Е. П. Способность к критическому мышлению как критерий качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. 2009. № 4. С. 64.
3. Симбирцева Н. А. Анализ и интерпретация текстов культуры: методический аспект // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. [Электронный ресурс] URL: http://teoria-practica.ru (дата обращения: 22.06.2012).