Научная статья на тему 'Способы индивидуализации товара в электронном коммерческом обороте'

Способы индивидуализации товара в электронном коммерческом обороте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
электронный оборот / коммерческий оборот / товар / доменное имя / electronic turnover / commercial turnover / product / domain name

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Евгеньевна Калинина

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования использования средств индивидуализации в сети Интернет. Проанализированы особенности использования товарных знаков в электронном коммерческом обороте, в частности, в доменных именах и при других способах адресации. С учетом сложившейся практики электронной коммерции автором обращено внимание на правовое регулирование доменных имен и интернет-рекламы. В частности, сделан вывод о необходимости исследования возможных путей совершенствования законодательства Российской Федерации в связи с расширением использования контрафактной продукции на электронных торговых площадках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of individualization of goods in electronic commercial circulation

The article deals with the issues of legal regulation of the use of means of individualization on the Internet. The features of the use of trademarks in electronic commerce, in particular in domain names and other addressing methods, are analyzed. Given the current practice of e-commerce, attention is drawn to the legal regulation of domain names and online advertising. In particular, it is concluded that it is necessary to study possible ways to improve the legislation of the Russian Federation in connection with the expansion of the use of counterfeit products on electronic trading platforms.

Текст научной работы на тему «Способы индивидуализации товара в электронном коммерческом обороте»

Закон и право. 2023. № 11. С. 157-160. Law and legislation. 2023;(11):157-160.

Научная статья УДК 347

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-157-160 EDN: https://elibrary.ru/NCDNXQ

NIION: 1997-0063-1 1/23-655 MOSURED: 77/27-001-2023-11-855

Способы индивидуализации товара в электронном коммерческом обороте

Ольга Евгеньевна Калинина

Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного

университета юстиции (РПА Минюста России), Тула, Россия, ppersonal71@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы правового регулирования использования средств индивидуализации в сети Интернет. Проанализированы особенности использования товарных знаков в электронном коммерческом обороте, в частности, в доменных именах и при других способах адресации. С учетом сложившейся практики электронной коммерции автором обращено внимание на правовое регулирование доменных имен и интернет-рекламы. В частности, сделан вывод о необходимости исследования возможных путей совершенствования законодательства Российской Федерации в связи с расширением использования контрафактной продукции на электронных торговых площадках.

Ключевые слова: электронный оборот, коммерческий оборот, товар, доменное имя.

Для цитирования: Калинина O.E. Способы индивидуализации товара в электронном коммерческом обороте // Закон и право. 2023. № 11. С. 157—160. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-157-160 EDN: https://elibrary.ru/NCDNXQ

Original article

Methods of individualization of goods in electronic commercial circulation

Olga E. Kalinina

Tula Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice

(RPA of the Ministry of Justice of Russia), Tula, Russia, ppersonal71@mail.ru

Abstract. The article deals with the issues of legal regulation of the use of means of individualization on the Internet. The features of the use of trademarks in electronic commerce, in particular in domain names and other addressing methods, are analyzed. Given the current practice of e-commerce, attention is drawn to the legal regulation of domain names and online advertising. In particular, it is concluded that it is necessary to study possible ways to improve the legislation of the Russian Federation in connection with the expansion of the use of counterfeit products on electronic trading platforms.

Keywords: electronic turnover, commercial turnover, product, domain name.

For citation: Kalinina O.E. Methods of individualization of goods in electronic commercial circulation // Law and legislation. 2023;(11): 157—160. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-157-160 EDN: https://elibrary.ru/NCDNXQ

Я современных социально -экономических условиях развития электронных торговых - ^площадок встает вопрос о выработке новых подходов к использованию средств индивидуализации товаров и принятию эффективных управленческих решений. Как показывает ана-

© Калинина О.Е. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 11-2023

лиз сложившейся судебной практики, несмотря на регистрацию большого количества разнообразных товарных знаков в России и в мире, сходных обозначений товаров до степени смешения увеличивается. Поэтому российским производителям и экспортерам, использующим обычные и общеизвестные товарные знаки, а также фирменные наименования и географические указа-

ния в интернет-торговле, следует обратить внимание на комплексный подход к процессу продвижения своих товаров.

Итак, согласно ст. 1484 Гражданского кодекса РФ товарный знак как средство индивидуализации товара используется в упаковке, в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках1. При этом реклама — это информация, распространяемая в любой форме при помощи разнообразных средств, предназначенная для неопределенного круга лиц, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке, в том числе и в сети Интернет (ст. 2 Федерального закона «О рекламе»)2.

В соответствии с п. 3 ст. 1227 Гражданского кодекса РФ нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированные изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров и в иных случаях, предусмотренных законом. Поэтому использование в гражданском обороте зарегистрированного товарного знака без разрешения правообладателя или для однородных товаров и неоднородных, для которых товарный знак признан в РФ общеизвестным, будет являться неправомерным.

Обращаясь к способам использования фирменного наименования следует отметить, что юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование в рекламе, при этом данное исключительное право является абсолютным. Поэтому применять фирменное наименование в интернет-рекламе имеет право лишь его владелец и уполномоченные им лица (ст. 1013 Гражданского кодекса РФ).

На основании ст. 1014 Гражданского кодекса РФ фирменное наименование юридического лица может быть использовано также в принадлежащем ему товарном знаке.

На рынке электронной коммерции для организации интернет-магазинов, электронных тор-

1 См.: Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 18.11.2006 № 230-Ф3 (ред. от 13.06.2023) // http://www.consultant.ru

2 См.: О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 (ред. от 13.06.2023) // http://www.consultant.ru

говых площадок, веб-сайтов В2В в качестве средств индивидуализации в регистрируемых доменных именах (адресов доступа к информации на каком-либо сайте) применяются как фирменные наименования юридических лиц, так и географические наименования (населенного пункта, страны и др.), а также словесные описания товарных знаков [2].

Как показывает анализ судебной практики, третье лицо, регистрируя для ведения бизнеса по этому адресу доменное имя, которое содержит фирменное наименование или словесное описание товарного знака другого лица, формально не нарушает исключительных прав правообладателя, поскольку в законодательстве не упоминается исчерпывающего перечня мер индивидуализации товара и списка действий, которые рассматриваются как нарушение прав владельца средств индивидуализации. В отдельных случаях это делается для заключения в будущем сделки купли-продажи вновь зарегистрированного доменного имени текущему владельцу.

В данном случае, по мнению В.К. Агаларо-ва, такая регистрация товарного знака в качестве доменного имени должна определяться как нарушение прав владельца товарного знака, поскольку это может рассматриваться как подача охраняемого наименования для использования его в гражданском обороте [1]. Поэтому для защиты прав владельца средства индивидуализации товара в идеале словесное описание товарного знака, фирменное наименование и доменное имя должны быть одинаковыми.

Узнать сегодня владельца доменного имени в сети Интернет не представляет большой проблемы. Однако исходя их сложившейся практики электронной коммерции владельцы не всегда могут защитить свои права вследствие недостаточного правового регулирования отношений по использованию средств персонализации товара в сети Интернет. Это касается как использования российских электронных торговых площадок, так и зарубежных (например, продажа шоколада «Аленка» на электронных торговых площадках КНР).

Для защиты исключительных прав правообладатели могут применить правила недопущения недобросовестной конкуренции (статьи 1029— 1030 Гражданского кодекса РФ), кроме ситуаций, когда владельцами зарегистрированных товарных знаков оказываются физические лица (ст. 9 Гражданского кодекса РФ).

С целью повышения качества продуктов на рынке с 2019 г. применяются уникальные циф-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

ровые коды для маркировки товаров, которые позволяют получить всю информацию о продукте и его перемещении. Обязательная маркировка товаров позволяет контролировать их обращение на всех этапах и предотвращает попадание незаконно изготовленных продуктов в торговый оборот (Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 25 декабря 2018 г. № 488-ФЗ). Создается только один российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: об их происхождении, производителе, сроке годности и т.д.

Каждый пункт при обозначении товара помечен уникальным кодом. Он создается по требованию производителя и передается этикети-ровщиком. Коды зашифрованы, их невозможно подделать. Процесс маркировки товаров гарантирует, что они не могут быть повторно использованы. Когда товары проданы конечному пользователю, они выводятся из обращения навсегда. С момента выдачи кода на товары, подлежащие маркировке, государство контролирует все, что происходит с товарами [5].

Таким образом, создается информационная среда, в которой записывается кодовая информация, отмечая каждый этап оборота маркированных товаров: от производства или импорта до продажи через онлайн-кассу. О продаже товара в систему сообщает не магазин, а оператор фискальных данных.

Электронно-цифровая маркировка позволит компании повысить производительность, улучшить логистические системы, использовать электронные торговые площадки и в итоге увеличить доходы:

■ ограничивая долю контрафакции, легальные производители увеличивают свою долю рынка и производство на 5 — 50%, в зависимости от группы товаров;

■ компания, получая онлайн-данные о потоке товаров, может оптимально планировать производство, сокращать запасы и увеличивать товарооборот;

■ затраты на логистику будут уменьшаться: при полном отслеживании получение производителем или логистической компанией последних статистических материалов по географии, интенсивности, сезонности продаж позволит провести реструктуризацию логистических систем, оптимизацию поставок и инвентаря;

■ оптимизируется управленческий учет на основании данных об остатках и товарных кодах на складах и в магазинах;

■ компания перейдет на электронный документооборот, что позволит значительно снизить эксплуатационные расходы и повысить эффективность работы.

Таким образом, средства индивидуализации и электронно-цифровая маркировка товара в электронном коммерческом обороте обладают правовой защитой вне зависимости от качества и количества товара и электронной торговой площадки [4], кроме охраны обозначения места происхождения товара, заключенных лицензионных соглашений и коллективного использования товарных знаков (например, ассоциация «Гильдия вологодских маслоделов»).

Однако могут возникать проблемы в правовом регулировании из-за введения дополнительных критериев качества товара (например, для молочной продукции ФГИС «Меркурий»), предпочтений потребителей, заключенных договоров коммерческой концессии. Качество данных товаров зависит от владельцев товарных знаков и не регулируется гражданским законодательством [6].

Особенно это относится к российским торговым площадкам.

Так, в споре по делу № А40-182069/17-105-1266 суд взыскал компенсацию (в размере 2 051 806 руб.) с электронной торговой площадки «Ozon» за нарушение исключительных прав на произведение искусства с наименованием «Ждун» (является зарегистрированным и охраняемым промышленным образцом), поскольку в ходе судебных заседаний было установлено, что на сайте www.ozon.ru размещалась информация о товаре, внешний вид которого тождествен зарегистрированному, и были подтверждены факты купли-продажи детских игрушек с изображением Ждуна.

На основании вышеизложенного полагаем, что в целях наиболее полной охраны интересов участников торгового оборота необходимо принять Федеральный закон «О фирменных наименованиях», увеличить количество товаров, подлежащих электронно-цифровой маркировке, а также внести соответствующие изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ.

Указанные условия правового регулирования средств индивидуализации товаров с целью увеличения продукции с электронно-цифровой маркировкой требуют дальнейшего совершенствования законодательства, направленного на рас-

LAW & LEGISLATION • 11-2023

ширение количества мер по защите товаропроизводителей, особенно в условиях развивающегося электронного товарного оборота.

Список источников

1. Агаларов В.К. Доменные споры: причины, участники и способы разрешения // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 53-2. С. 20-22.

2. Кобелев О.А. Электронная коммерция. М.: Дашков и К, 2017.

3. Новоселова Л.А. Товарные знаки. Проблемы применения ответственности за нарушения прав. М.: Проспект, 2019.

4. Панкова М.Н. Охрана товарных знаков: виды и регулирование // Вестник ун-та им. О.Е. Кутафина. 2021. № 3. С. 160-169.

5. Сидоренко А.И. Судебная защита интеллектуальных прав в цифровую эпоху // Журнал рос. права. 2019. № 8. С. 136-147.

6. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30.09.2019 № С01-852/2019 по делу

№ А40-266746/2018 // URL: http://www.con-sultant.ru (Дата обращения: 27.07.2023)

References

1. Agalarov V.K. Domain disputes: causes, participants and methods of resolution // Trends in the development of science and education. 2019. № 53-2. Pp. 20-22.

2. Kobelev O.A. E-commerce. M.: Dashkov i K, 2017.

3. Novoselova L.A. Trademarks. Problems of application of liability for violations of rights. M.: Prospekt, 2019.

4. Pankova M.N. Trademark protection: types and regulation // Bulletin of the O.E. Kutafin University. 2021. № 3. Pp. 160-169.

5. Sidorenko A.I. Judicial Protection of Intellectual Rights in the Digital Age / / Journal of Russian Law. 2019. № 8. Pp. 136-147.

6. SIP decision dated September 30, 2019 № C01-852/2019 in case № A40-266746/2018 // URL: http://www.consultant.ru (Accessed: 27.07.2023)

Информация об авторе

Калинина О.Е. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

Статья поступила в редакцию 31.07.2023; одобрена после рецензирования 08.1 0.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the author

Kalinina O.E. — candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of civil disciplines

The article was submitted 31.07.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.