Научная статья на тему 'Способы и механизм повышения надежности российских банков'

Способы и механизм повышения надежности российских банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1449
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ОЦЕНКА / КЛИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Годжаева Э.С.

В статье отмечается, что стремление банков повысить свою привлекательность для инвесторов, вкладчиков и других категорий клиентов требует принятия эффективных управленческих решений, обеспечивающих компромисс между доходностью, рискованностью и ликвидностью совершаемых банковских операций. Для российских банков все более актуальным становится повышение их надежности, которая по-разному понимается лицами, прямо или косвенно связанными с деятельностью банков. Сделан вывод о том, что в современных условиях банкам необходим механизм, обеспечивающий высокий уровень надежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы и механизм повышения надежности российских банков»

Банковское дело

Удк 336.7

способы и механизм повышения надежности российских банков

Э. С. ГОДЖАЕВА, старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии и бухгалтерского учета Е-mail: ettagodzhaeva@maU. т Калмыцкий технологический институт, филиал Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета

В статье отмечается, что стремление банков повысить свою привлекательность для инвесторов, вкладчиков и других категорий клиентов требует принятия эффективных управленческих решений, обеспечивающих компромисс между доходностью, рискованностью и ликвидностью совершаемых банковских операций. Для российских банков все более актуальным становится повышение их надежности, которая по-разному понимается лицами, прямо или косвенно связанными с деятельностью банков. Сделан вывод о том, что в современных условиях банкам необходим механизм, обеспечивающий высокий уровень надежности.

Ключевые слова: банк, механизм, управление, эффективность, надежность, устойчивость, оценка, клиенты.

Процесс глобализации, периодические финансовые кризисы, возрастающие масштабы банковских операций сформировали у клиентов потребность в определении степени надежности банка при его выборе для решения следующих задач:

- открытие счетов;

- размещение сбережений;

- приобретение акций.

Это необходимо клиентам, чтобы не опасаться риска потерь при банкротстве кредитной организации.

В свою очередь коммерческие банки всерьез занялись поиском новых способов совершенствования управления своей деятельностью. В связи с этим становится все более актуальной разработка механизма обеспечения и дальнейшего повышения уровня их надежности как в целом, так и с позиций разных категорий клиентов.

Из существующих трактовок термина «надежность банка», по мнению автора, наиболее лаконичное и емкое определение дают И. Рыкова и А. Чернышев: это такое «...качественное состояние банка, при котором он будет нормально продолжать работать в обозримом (анализируемом) будущем, исполняя обязательства перед всеми своими контрагентами» [5]. В основе этого определения лежит стратегия банка, нацеленная на успешную работу в течение неограниченного периода времени. А это возможно только при опоре на эффективную систему менеджмента, составным элементом которой является финансовый механизм. При этом дискуссионными остаются вопросы о социально-экономической природе банковских услуг, о реальности, возможности и необходимости существования механизма управления банковскими операциями, от уровня прибыльности и рискованности которых зависит степень надежности банка.

Изучение проблем и факторов, определяющих процесс управления банковской деятельностью,

требует теоретического осмысления понятия «механизм повышения надежности банков». Необходимо также определить детерминанты структуры и функций такого механизма в соответствии с балансом интересов акционеров банка, клиентов и государства.

Анализ отечественной экономической литературы показывает, что «...вопрос о сущности и составляющих финансового механизма предприятий исследован достаточно хорошо, в то время как в банковской сфере он фактически не рассматривался» [6]. Более того, сам механизм повышения надежности коммерческого банка практически никем не рассматривался. Косвенно о нем упоминает Н. Александрова в увязке с рисками секьюри-тизации. Однако фактически названный механизм она не описывает, а только отмечает, что «.риски, возникающие при секьюритизации, с помощью механизма повышения надежности распределяются между основными участниками секьюритизации и максимально минимизируются» [1].

Напомним, что понятие «надежность банка» часто воспринимается как «финансовая устойчивость банка». Поэтому при исследовании сущности этих категорий многие экономисты не разграничивали их. По словам Н. Пронской, «.финансовая устойчивость банка как некая интегральная характеристика отражает способность банка сохранять нормальное финансовое состояние при неблагоприятных воздействиях факторов внутренней и внешней среды за счет оптимального соотношения между капиталом и рисковыми активами, активами и источниками их формирования, эффективного использования всех видов ресурсов и рациональной реинвестиционной политики. Это не только защищенность капитала банка, но и его готовность создавать новые механизмы реализации банковских сделок, защиты прав всех клиентов и участников финансовых отношений» [3]. Из данного определения можно сделать вывод, что надежность банка обеспечивается посредством механизма, сочетающего в себе:

- признаки классического финансового механизма;

- специфические особенности, характеризующие его ориентацию на обеспечение и повышение надежности банка.

Нельзя отрицать, что вопросу обеспечения и укрепления надежности банки уделяли и раньше определенное внимание, применяя различные спо-

собы. В связи с этим следует разграничить понятия «способы» и «механизм», с помощью которых возможно повысить надежность банка.

Способ - это система действий, применяемая для осуществления чего-либо. В данном случае способы как действия включают в себя проводимые банком мероприятия по предупреждению, ограничению и минимизации риска потерь, формированию источника для возмещения случившихся потерь. Реализация этих мероприятий позволит укрепить финансовую устойчивость и повысить надежность банка.

Способы по предупреждению риска включают в себя:

- отказ от совершения сделки;

- тщательную разработку процедур совершения операций и их соблюдение;

- юридическое сопровождение сделки;

- мониторинг сферы размещения банковских ресурсов (например, выданных кредитов).

Способы по ограничению риска это:

- применение более жестких нормативов по сравнению с утвержденными Банком России, определяющих размер операций банка;

- лимитирование операций по размеру, географии размещения, категориям клиентов, срокам, видам обеспечения, уровню ликвидности, хеджирование.

Способы по минимизации риска потерь это:

- диверсификация источников денежных ресурсов и сфер их размещения по набору параметров, секьюритизация активов;

- передача риска.

Способы по формированию источника для возмещения случившихся потерь это:

- страхование;

- ежемесячное отчисление средств в резерв на возможные потери по ссудам и приравненной ссудной задолженности, другим активам.

Термин «способ» практически не отличают от термина «метод», а в словарях дается такое определение: метод - это прием, способ или образ действия.

Элементами традиционного финансового механизма являются:

- методы;

- инструменты;

- рычаги управления;

- ресурсное, нормативно-правовое, кадровое, информационное и технологическое обеспечение.

Поэтому способы (методы) являются составной частью механизма.

Механизм - это более широкое понятие, включающее в себя в качестве одного из элементов способ действия. В данном случае - по повышению надежности банка.

На практике сначала банки использовали отдельные способы, а в настоящее время уже необходим целостный механизм, обеспечивающий повышение надежности банка.

Содержание основных составляющих финансового механизма банковского менеджмента достаточно подробно описано Е. Хольновой [6]. Целесообразно рассмотреть элементы, содержащие специфические особенности, указывающие, что представленный механизм обеспечивает повышение надежности банка.

Достаточно редко в экономической литературе говорится о каналах информации для банков. С одной стороны, проводимые банком социологические опросы, маркетинговые исследования позволяют более точно узнать пожелания и предпочтения существующей и потенциальной клиентуры и увеличить клиентскую и депозитную базу. Например, социологический опрос клиентов отделения «Калмыцкий региональный» Россельхозбанка показал, что граждане на первое место ставят именно надежность банка, а потом уже его прибыльность, популярность. При этом под надежностью они понимают:

- безупречное выполнение банком всех своих обязательств перед клиентами;

- предоставление полной информации об условиях кредитования, обслуживания без последующего изменения банком в одностороннем порядке в большую сторону размера взимаемых платежей.

Удовлетворяя насколько это возможно пожелания клиентов о высоком сервисе обслуживания и неизменности условий в заключенных с ними договорах, банк стал практически лидером на банковском рынке региона.

С другой стороны, банку необходимы достоверные сведения о клиентах, особенно о заемщиках. Каналами такой информации являются:

- бюро кредитных историй;

- средства массовой информации;

- статистические бюллетени;

- финансовая отчетность заемщиков.

Каналы получения информации из внешней

среды позволяют обнаружить причины:

- возникновения проблем у заемщиков;

- оттока вкладов;

- недоверия населения к банкам и т. д.

В процессе принятия менеджером управленческих решений все это трансформируется в следствие (например, повышенный риск невозврата потребительских кредитов обусловил востребованность кредитных историй потенциальных заемщиков и создание бюро кредитных историй, коллекторских агентств).

Информация о деятельности банка (условия открытия счетов, приема вкладов, выдачи кредитов и т. д.), становясь доступной общественности, в свою очередь влияет на внешнюю среду функционирования банка, изменяя потребности банковских клиентов (заемщики оценивают свои возможности выполнить обязательства перед банком), а также условия привлечения и размещения денежных ресурсов банка.

В результате возникают встречные потоки информации: получаемые сведения преобразуются и поступают во внешнюю среду в виде определенного объема информации о работе банка с клиентами, ориентированной на предупреждение и минимизацию риска как самого банка, так и его клиентов.

Таким образом, каналы информации как специфический элемент механизма повышения надежности банка позволяют предупредить и минимизировать риски потерь (например, избежать выдачи кредитов. тем заемщикам, кредитоспособность которых вызывает сомнение).

Банк, обеспечивающий эффективное управление рисками, является надежным для клиентов и инвесторов. Следовательно, по мнению автора, механизм повышения надежности банка представляет собой систему элементов, регулирующих процесс обслуживания клиентов, проведения операций по привлечению и размещению денежных средств посредством методов, рычагов, инструментов, каналов в целях эффективного использования заемных и собственных средств при приемлемом уровне риска и достаточной ликвидности для обеспечения финансовой устойчивости банка.

Разнообразие элементов механизма обусловлено множественностью финансовых взаимосвязей между всеми участниками процесса осуществления банковских операций. Сложность данного механизма в значительной степени обусловливается разнообразием интересов субъектов, которые имеют к банку прямое или косвенное отношение. Но при этом все они заинтересованы в его надежности. Заинтересованными «лицами» являются:

- государство;

- Банк России;

- клиенты;

- акционеры;

- руководство;

- сотрудники банка.

Круг интересов названных субъектов в эффективном функционировании банка и его надежности кратко представлен в таблице.

Интересы сторон различаются, но могут и совпадать. Поэтому одновременное соблюдение интересов этих сторон в повышении надежности банка представляет собой очень сложную задачу. Однако именно ее решение в целом определяет

интересы сторон в повышении надежности банков

эффективность данного механизма. Этот механизм состоит не просто из набора соответствующих методов, рычагов, инструментов, каналов, субъектов и объектов управления, а из связей и отношений между ними, что определяет его субъектно-объек-тную структуру.

Субъекты механизма повышения надежности банка это:

- руководство банка;

- менеджеры, обеспечивающие эффективное использование денежных средств, поступающих в распоряжение банков путем вложения этих средств в доходоприносящие операции, осуществления соответствующих видов банковской деятельности при приемлемом уровне риска, достаточной ликвидности и высокой доходности.

Объекты управления - это разрешенные виды деятельности банка, главными из которых являются депозитные и кредитные операции с клиентами.

Следовательно, для повышения надежности коммерческого банка целесообразно совершенствовать каждый элемент механизма: способы, инструменты, рычаги и т. д.

Так как собственный капитал является одновременно и рычагом, и инструментом, и основным показателем для определения размера нормативов, то можно утверждать, что надежность банка в значительной мере зависит от следующих факторов:

1) абсолютной величины собственного капитала;

2) уровня его достаточности.

Достаточность собственного капитала банка в

свою очередь определяется качеством его активов, главным образом кредитов. Поэтому в основе повышения надежности банка могут быть мероприятия, касающиеся этих двух позиций. Аналогичное предложение уже высказывала Н. Пронская: «В целях повышения устойчивости, надежности банка и снижения риска потерь от кредитных операций следует рассмотреть позицию о доле кредитного портфеля в совокупном объеме активов российских банков» [4]. Она обосновала целесообразность введения дополнительного норматива, связанного с ограничением кредитования. Для российских банков его можно назвать «Норматив Н6.1». То есть Н. Пронская предложила ограничить размер кредитного портфеля верхним пределом - не более 70 % в общем объеме рисковых активов банка.

Для повышения своей надежности традиционно банки используют следующие способы:

Заинтересованная сторона Показатели, отражающие интерес стороны

Государство Рост рыночной стоимости акций банков; повышение инвестиционной привлекательности банков

Банк России Отсутствие фактов банкротства банков; приращение собственного капитала банков; устойчивость банковской системы России

Клиенты Безопасность размещения вкладов; приемлемые условия получения кредитов; оперативное, безошибочное проведение расчетных операций

Акционеры, инвесторы банка Сохранность инвестированных средств; рост рыночной стоимости акций банка; получение высоких дивидендов на акции

Руководство (совет директоров, правление банка) Усиление финансовой устойчивости банка; минимизация расходов на создание резервов; повышение ROA и ROE банка; высокая заработная плата, система бонусов и поощрений

Сотрудники банка Стабильная работа, карьерный рост; высокая заработная плата, регулярное премирование; система бонусов и поощрений; своевременное и полное исполнение банком обязательств по трудовому контракту

- создание различных резервов из прибыли после налогообложения;

- проведение регулярной и тщательной классификации активов с выделением сомнительных и безнадежных долгов для создания адекватных резервов на покрытие возможных убытков;

- соблюдение обязательных экономических нормативов;

- организация эффективной системы внутреннего контроля и аудита.

Это правильные действия, но их недостаточно. По мнению автора, дополнительно для повышения своей надежности банку необходимо:

- активно осваивать весь спектр банковских операций безотносительно к тому, какую долю в тот или иной момент занимает в общем объеме показателей деятельности банка та или иная операция. Для этого следует сопоставить перечень фактически совершаемых банком (его отделениями, особенно на периферии) операций и оказываемых услуг с существующими на рынке. Новые для банка или его отделения операции надо предлагать клиентам, разъясняя их достоинства, оказывая помощь клиентам в получении новых услуг (например, оплата коммунальных услуг через терминалы с банковских карточек), без взимания комиссии или снизив ее размер;

- непрерывно развивать систему корреспондентских отношений с другими банками, в том числе зарубежными, что позволит сократить сроки прохождения платежей клиентов без использования специальных схем трансфертов за отдельную плату;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- эффективно использовать привлеченные средства путем нахождения компромисса между ликвидностью, доходностью и рискованностью размещений с использованием в краткосрочном периоде фиксированных процентных ставок, а в долгосрочном - плавающих, что обеспечит банку достаточную процентную маржу и минимизацию процентного риска;

- своевременно и правильно реагировать на изменения ситуации на банковском рынке, работать на опережение, посредством проведения регулярных маркетинговых исследований, анкетирования клиентов относительно их пожеланий, запросов к качеству и ассортименту банковских услуг.

Предложенные дополнительные меры позволят банку, с одной стороны, укрепить конкурентоспособность, а с другой - повысить привлекательность для существующих и потенциальных клиентов.

Главными условиями сохранения надежности банка являются:

- соответствие его стратегии развития объективным характеристикам реальной среды, в которой ему приходится работать;

- соответствие текущих параметров деятельности банка его собственным стратегическим целям.

С точки зрения практических действий надежный банк обеспечит достижение им равновесного состояния на каждый конкретный момент времени за счет саморегулирования собственной деятельности, адаптации к внешним и внутренним условиям функционирования [2]. Поэтому для повышения надежности в условиях меняющейся внешней и внутренней среды банку целесообразно:

- непрерывно осуществлять оценку состояния и тенденций экономики в целом и ее отдельных секторов в регионе присутствия банка с тем, чтобы заблаговременно предпринять превентивные меры от возможных потерь. Например, сокращать (не предоставлять) кредиты клиентам тех отраслей, которые на протяжении нескольких лет имеют устойчивую тенденцию к сокращению производства;

- своевременно уточнять и/или пересматривать свою стратегию развития и политику ее реализации, оставляя в центре внимания концепцию финансовой устойчивости и безопасности банка;

- своевременно и точно определять наиболее соответствующие текущему моменту основные направления своей специализации (в разные периоды отдавать предпочтения наиболее прибыльным или наименее рискованным операциям) по максимальному удовлетворению меняющихся запросов клиентов в банковских операциях и услугах;

- систематически внедрять более совершенные технические средства, обеспечивающие проведение банковских операций оперативно и с высоким качеством;

- своевременно проводить ротацию кадров в соответствии с принятой банком политикой, изменять при необходимости свою организационную структуру с тем, чтобы исключить дублирование в работе отделов, минимизировать трудозатраты персонала и снизить себестоимость предоставляемых клиентам услуг.

Эти предложения не содержат детального описания, так как каждый банк уникален. Но как методическое пособие их можно адаптировать к существующим условиям функционирования лю-

бого банка и его отделения, базируясь на том, что, повышая свой имидж посредством конкретных действий, банк укрепляет свою надежность.

Реально осуществить рекомендованные направления развития банка возможно посредством обработки силами специалистов планово-аналитической службы с использованием технических средств (компьютерных технологий) всего комплекса сведений, поступающих по каналам информации, составления тренда набора показателей и на его основе прогнозирования ситуации в регионе присутствия банка. Чтобы соответствовать изменившейся внешней среде (запросы клиентов, действия конкурентов и др.), банк меняет внутренние составные своей деятельности, т. е. это и ротация кадров, и предоставление новых продуктов клиентам.

Таким образом, у российских банков имеется реальный потенциал для повышения их надежности в глазах всех заинтересованных в сотрудничестве с банком лиц посредством механизма повышения надежности банка, с помощью которого возможно максимально эффективно управлять банковскими операциями и обеспечивать рост их доходности.

Список литературы

1. Александрова Н. В. Риски секьюритизации банковских активов и их снижение с помощью механизмов повышения надежности // Финансы и кредит. 2007. № 29.

2. Овчинникова О. П., ЧесноковаВ. Ю. Формирование системы критериев оценки деятельности кредитной организации и составление рейтинга филиалов // Финансы и кредит. 2008. № 33.

3. Пронская Н. С. Система управления банковскими рисками: организация, элементы, устойчивость, модернизация // Финансы и кредит. 2010. № 30.

4. Пронская Н. С. Нормативы Н1.1 и Н6.1 -результат адаптации Базеля II при управлении кредитными рисками // Банковское дело. 2009. № 6.

5. Рыкова И. Н., Чернышев А. А. Проблемы оценки финансовой эффективности и конкурентоспособности филиалов кредитных организаций // Финансы и кредит. 2007. № 35.

6. Хольнова Е. Г. Составляющие финансового механизма отечественного банковского менеджмента // Финансы и кредит. 2008. № 28.

Ш

Р Регламент

Практический online-семинар

Управление проблемными активами в коммерческом банке: специфика работы на различных этапах и использование вспомогательных механизмов

14-16 мая 2012 года

Основные темы:

• Разрешение споров, проистекающих из кредитных договоров, заключенных при кредитовании корпоративных заемщиков, в практике ВАС РФ

• Урегулирование задолженности через процедуры, применяемые в деле о банкротстве

• Стратегия работы с проблемными активами и взыскание корпоративных долгов

• Участие профессиональных оценщиков в формировании договорной цены на проблемные и непрофильные активы (на примере анализа различных схем)

• Подходы к реализации проблемных залогов

Видеопартнер Информационные партнеры

COMDI Штблги Г§Я !ИИ Ш

Регистрация на практический online-семинар на сайте www.reglament.net или www.mda.reglament.net, по тел. (495) 921-2334 доб. 263, e-mail: kazantseva@reglament.net, Казанцева Виктория

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.