Научная статья на тему 'СПОСОБЫ И ЭТАПЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ТОРГОВУЮ МАРКУ В КНР'

СПОСОБЫ И ЭТАПЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ТОРГОВУЮ МАРКУ В КНР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ ТОРГОВОЙ МАРКИ / РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА / КНР / КИТАЙ / УПРАВЛЕНИЕМ ПО ТОРГОВЫМ МАРКАМ ПРОМЫШЛЕННО-ТОРГОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ КНР / ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ВОИС / МАДРИДСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бизяркин Ярослав Сергеевич, Козочкина Татьяна Алексеевна

В данной статье авторы исследуют институт регистрации торговых марок в Китайской Народной Республике. В начале статьи рассматривается понятие торговой марки (торгового знака) в законодательстве Китая и перечень требований, которым торговая марка должна соответствовать. Далее рассматриваются два способа регистрации торговой марки в Китае для иностранного лица: 1) подача национальной заявки, в том числе описывается процедура проверки заявления и принятия решений Управлением по торговым маркам Промышленно-торговой администрации при Государственном совете КНР; 2) подача международной заявки, а также процессуальные детали ее проверки и принятие решений Всемирной организации интеллектуальной собственности. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время множество российских компаний выходит на китайский рынок, при этом зачастую пренебрегая защитой своих товарных знаков, в т. ч. в связи с незнакомством с процедурой их регистрации в юрисдикции КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бизяркин Ярослав Сергеевич, Козочкина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND STAGES OF REGISTRATION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS TO A TRADEMARK IN THE PRC

In this article the authors research the institution of trademark registration in the People's Republic of China. At the beginning of the article, the authors explain the concept of a trademark (trademark) in Chinese legislation and consider a list of requirements that a trademark must comply with. Next, the authors described two methods of registration a trademark in China for a foreign legal entities and individuals: 1) a national application, including the procedure for verifying the application and making decisions by the Trademark Office of the State Administration for Industry & Commerce of the PRC; 2) an international application, as well as the procedural details of its verification and decision-making by the World Intellectual Property Organization. The relevance of this study is related to the fact that many Russian companies are currently entering the Chinese market, while often neglecting the protection of their trademarks, including due to unfamiliarity with the trademark registration procedure in the Chinese jurisdiction.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ И ЭТАПЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ТОРГОВУЮ МАРКУ В КНР»

Способы и этапы регистрации права интеллектуальной собственности на торговую

марку в КНР

Methods and stages of registration of intellectual property rights to a trademark in the PRC

Бизяркин Ярослав Сергеевич

Студент бакалавриата по направлению «Юриспруденция с углубленным изучением китайского языка и права КНР», Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, Санкт-Петербург.

e-mail: comradeyar@gmail.com

Biziarkin Iaroslav Sergeevich

Undergraduate student of

«Jurisprudence with an In-Depth Study of the Chinese Language and Legal System»

Saint Petersburg State University, Russian Federation, Saint Petersburg. e-mail: comradeyar@gmail. com

Козочкина Татьяна Алексеевна

Студентка бакалавриата по направлению «Юриспруденция с углубленным изучением китайского языка и права КНР», Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, Санкт-Петербург.

e-mail: kozochkina_tata@mail.ru

Kozochkina Tatiana Alekseevna

Undergraduate student of

«Jurisprudence with an In-Depth Study of the Chinese Language and Legal System»

Saint Petersburg State University, Russian Federation, Saint Petersburg. e-mail: kozochkina_tata@mail.ru

Аннотация.

В данной статье авторы исследуют институт регистрации торговых марок в Китайской Народной Республике. В начале статьи рассматривается понятие торговой марки (торгового знака) в законодательстве Китая и перечень требований, которым торговая марка должна соответствовать. Далее рассматриваются два способа регистрации торговой марки в Китае для иностранного лица: 1) подача национальной заявки, в том числе описывается процедура проверки заявления и принятия решений Управлением по торговым маркам Промышленно-торговой администрации при Государственном совете КНР; 2) подача международной заявки, а также процессуальные детали ее проверки и принятие решений Всемирной организации интеллектуальной собственности. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время множество российских компаний выходит на китайский рынок, при этом зачастую пренебрегая защитой своих товарных знаков, в т. ч. в связи с незнакомством с процедурой их регистрации в юрисдикции КНР.

Annotation.

In this article the authors research the institution of trademark registration in the People's Republic of China. At the beginning of the article, the authors explain the concept of a trademark (trademark) in Chinese legislation and consider a list of requirements that a trademark must comply with. Next, the authors described two methods of registration a trademark in China for a foreign legal entities and individuals: 1) a national application, including the procedure for verifying the application and making decisions by the Trademark Office of the State Administration for Industry & Commerce of the PRC; 2) an international application, as well as the procedural details of its verification and decision-making by the World Intellectual Property Organization. The relevance of this study is related to the fact that many Russian companies are currently entering the Chinese market, while often neglecting the protection of their trademarks, including due to unfamiliarity with the trademark registration procedure in the Chinese jurisdiction.

Ключевые слова: регистрация торговой марки, регистрация товарного знака, КНР, Китай, Управлением по торговым маркам Промышленно-торговой администрации при Государственном совете КНР, Всемирная организация интеллектуальной собственности, ВОИС, Мадридское соглашение.

Key words: trademark registration, PRC, China, Trademark Office of the State Administration for Industry & Commerce of the PRC, WIPO, World Intellectual Property Organization, Madrid Agreement Concerning the International Registration of Marks.

Актуальной данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время множество российских компаний выходит на китайский рынок, при этом зачастую пренебрегая защитой своих товарных знаков. Однако китайские компании или частные лица, в числе которых контрагенты, дилеры и импортеры российской продукции, зачастую осуществляют «перехват» товарных знаков российских компаний, шантажируя российского правообладателя включением в таможенный реестр КНР и запретом импорта его продукции, требуя заключить договор эксклюзивной дистрибуции, выплатить процент с продаж или единовременную сумму и т.д. Для многих «перехватчиков» деятельность такого рода, называемая «трейдмарк сквоттингом», является профессиональной. Более того, в сфере регистрации интеллектуальных прав на торговые знаки в Китае действует принцип приоритета заявления, согласно которому предварительно утверждается то заявление о регистрации марки (аналогичной или схожей для аналогичных или схожих товаров несколькими заявителями), которое было подано раньше. Так, в целях защиты собственного бизнеса при выходе на иностранный рынок, в том числе китайский, необходимо заблаговременно позаботиться о регистрации торговой марки в соответствующей юрисдикции. В данной статье рассматривается институт регистрации торговых марок в Китае в соответствии с действующим законодательством: способы подачи заявления о регистрации и этапы регистрации права интеллектуальной собственности на торговую марку.

Следует отметить, что термин « Й ^» (шан бяо), используемый в китайском законодательстве, переводится с китайского как торговая марка, в то время как в России чаще используется термин товарный знак. В рамках данного исследования термины торговая/товарная марка/знак буду использованы в качестве синонимов.

Осуществить регистрацию торговой марки в Китае может как физическое, так и юридическое лицо и иные организации. Так, согласно Закону КНР «О торговых марках» от 23.08.1982 года с изменениями от 23.04.2019 года (кит. «Ф^АК^^РЭЙ^Й») (далее - Закон «О торговых марках») [1], лицо, намеренное приобрести исключительное право на используемую торговую марку должно подать в заявление в Управление по торговым маркам Промышленно -торговой администрации при Государственном совете КНР (далее -Управление) для регистрации торговой марки в отношении товара. В соответствии со статьей 3 Закона «О торговых марках» торговая марка считается зарегистрированной после утверждения и регистрации Управлением.

Торговая марка необходима для идентификации товара одного производителя от другого. Среди отличительных черт китайское законодательство выделяет слова, графические изображения, буквы алфавита, числительные, трехмерные изображения, комбинации цветов и звуков, а также сочетание вышеперечисленных элементов. Так, товарный знак, поданный на регистрацию, должен иметь отличительные черты, быть пригодным для идентификации и не нарушать права других лиц. Важно указать и на ограничения в обозначениях, предусмотренные статьей 10 Закона «О торговых марках». Так, следующие обозначения не могут использоваться в качестве товарных знаков: 1) аналогичные либо сходные с государственным наименованием КНР, государственным флагом, государственным гербом, военными знаменами, знаками отличия, а также наименования мест расположения центральных государственных органов; наименования и графические изображения, аналогичные сооружениям, символизирующим данные центральные государственные органы; 2) аналогичные либо сходные с государственными наименованиями зарубежных стран, государственными флагами, военными знаменами, за исключением случаев согласия правительства данного государства на использование указанных знаков в качестве торговой марки; 3) аналогичные либо сходные с наименованиями, флагами, эмблемами межправительственных международных организаций, за исключением случаев согласия данных

организаций или отсутствия возможного введения общественности в заблуждение относительно принадлежности торговой марки; 4) аналогичные либо сходные с официальной отметкой или оттиском печати, которые показывают осуществление контроля или предоставление гарантии, за исключением разрешенных; 5) аналогичные или сходные с наименованиями и символами Красного Креста и Красного Полумесяца; 6) ущемляющие национальное достоинство; 7) преувеличенно рекламирующие качество товаров и вводящие в заблуждение; 8) наносящие вред социалистической морали и нравам или оказывающие иное отрицательное влияние. Более того, согласно статье 11 Закона «О торговых марках», не могут быть зарегистрированы следующие знаки: 1) состоящие только из общепринятого наименования, графического изображения или обозначения данного товара; 2) состоящие только из непосредственного указания на качество, основные материалы, функции, назначение, вес, количество и иных характеристик товара; 3) лишенные других отличительных черт. Также следует сказать и о запрете при регистрации трехмерных торговых знаков на знаки, состоящие только из формы товара, характерной, необходимой для использования или собственной формы данного товара (статья 12 Закона «О торговых марках»).

Более того, не может быть зарегистрирован и использоваться знак, являющийся воспроизведением, имитацией или переводом общеизвестного знака не зарегистрированного на территории КНР иного лица, при регистрирации на аналогичные или сходные товары во избежание смешения. При этом критериями общеизвестной марки Закон «О торговых марках» называет: 1) степень известности торговой марки соответствующей части общественности; 2) длительность использования торговой марки; 3) длительность, масштабы и географический охват любой рекламной деятельности в отношении торговой марки; 4) наличие факта использования правовой защиты торговой марки в качестве общеизвестной; 5) другие факторы признания марки общеизвестной.

Важно обратить внимание и на проведение необязательной для заявителя проверки товарного знака на предмет аналогии или сходства с уже зарегистрированными торговыми знаками [2, С. 44] и поданными заявлениями о регистрации торговых знаков, информация о которых внесена в базу данных Управления [3].

Таким образом, перед регистрацией торговой марки желающему зарегистрировать исключительное право на товарный знак следует осуществить предварительную проверку с целью оценки факторов, которые могут повлиять на принятие положительного решения о регистрации товарного знака.

Для иностранного лица существуют 2 способа регистрации торговой марки - подача национальной и международной заявки. В первом случае иностранному лицу необходимо обратиться к патентному поверенному (агенту по регистрации торговых марок) для регистрации интеллектуальных прав (ст. 18 Закона «О торговых марках»). При этом в Правилах применения Закона «О торговых марках» в редакции 2014 года (кит. Ф^АК^ ^ПЭЙ^Й^М^^) [4] указывается, что такой агент действует на основании доверенности. В соответствии с требованиями китайского законодательства, при подаче заявления о регистрации торгового знака указывается класс товара в соответствии с действующей Международной классификацией товаров и услуг.

Так, Управление принимает документы на регистрацию, проводит экспертизу поданных документов на соответствие действующему законодательству КНР, затем происходит предварительное решение о регистрации торговой марки с публикацией в бюллетене (официальное извещение) либо об отказе в такой регистрации. Следует отметить, что на данном этапе третьи лица в течение 3 месяцев могут обнаружить выразить возражение (протест) на регистрацию торговой марки в отношении обнаруженных нарушений прав правообладателей. В случае, если таких возражений не поступило, заявитель получает свидетельство о регистрации торговой марки, а также публикуется официальное извещение о регистрации торговой марки. Срок действия регистрации товарной марки - 10 лет с момента утверждения и регистрации. Существует и возможность продления срока

действия регистрации товарной марки, для чего следует за 6 месяцев до истечения срока действия обратиться с заявлением о продлении такой регистрации. В случае, если вышеуказанное заявление о продлении регистрации не подавалось, регистрация подлежит аннулированию (статья 38 Закона «О торговых марках»).

Второй способ подачи заявки на регистрации товарного знака - подача международной заявки по Мадридской системе регистрации торговой марки в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации товарных знаков 1981 года (кит. [5] и Протоколом к нему 1989 года

(кит. «Й^Э ^ЙЖ^ШЖШЙ^^ЖЙ^»)[6]. Однако условием для такого способа является наличие регистрации или заявки на регистрации торговой марки на территории национального государства заявителя. Заявка может быть подана на английском, испанском или французском языках. Так, заявление о регистрации подается во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), которая проводит проверку на соответствие требованиям Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков, Протоколу к нему. Важно отметить, что ВОИС осуществляет лишь формальную проверку, куда входит правильность применения классификации товаров, а другие вопросы, в числе которых наличие/отсутствие противоречий с действующим законодательством государства, где осуществляется регистрация товарного знака. Решение таких вопросов осуществляет управомоченное ведомство (на территории КНР - Управление). В случае, если нарушений не обнаружено, ВОИС вносит торговую марку в Международный реестр, публикует информацию о такой регистрации в Бюллетене международных знаков ВОИС, а также уведомляет указанные государства/организации-участники Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков. При выявлении нарушений в соответствии с национальным законодательством государства, на территории которого осуществляется регистрация, в течение установленного срока (до 18 месяцев) в ВОИС должен поступить мотивированный отказ. Извещение об отказе также направляется правообладателю или его представителю и публикуется в Бюллетене международных знаков ВОИС. Следует отметить, что срок международной регистрации составляет 10 лет, при этом также имеется возможность продления регистрации.

Таким образом, иностранное лицо, в том числе российское физическое лицо или компания, намеренное осуществить регистрацию права интеллектуальной собственности на торговый знак в Китае, имеет 2 варианта подачи заявления: национальная заявка или международная по мадридской системе. Важнейшим этапом подачи заявления является предварительная проверка торговой марки на соответствие требованиям китайского законодательства - в первую очередь, требования к отличительным чертам марки, отсутствие тождества или схожести с уже зарегистрированными знаками на территории КНР, чтобы не допустить нарушения прав других правообладателей. При этом ввиду феномена «трейдмарк сквоттинга» и действующего принципа приоритета заявления лицу, выходящему на рынок КНР, следует заблаговременно задуматься о регистрации прав на торговый знак во избежание препятствий, например, возникающих вследствие того, что конкурент или иное лицо может раньше зарегистрировать право на торговую марку для получения денежной выплаты за пользование его торговой марки (зарегистрированной).

Список используемой литературы:

1. Закон КНР «О торговых марках» от 23.08.1982 года с изменениями от 23.04.2019 года (кит. «Ф^А KÄffS// URL: http://ip.people.com.cn/n1/2019/1106/c179663-31440313.html (дата обращения: 27.04.2021).

2. Анисимцев Н. В. Законодательств КНР о торговых марках - условие выхода на рынок КНР // Азия и Африка сегодня. 2018. №3 (728). С. 41-47.

3. Торговые марки в КНР // URL: http://chinawindow.ru/china/legal-services-in-china/trade-marks-in-china/ (дата обращения: 27.04.2021).

4. Правила применения Закона КНР «О торговых марках» в редакции 2014 года (кит. «Ф^АКЛ^РЭ Й^Й^М^^») // URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2014-04/30/content 8792.htm (дата обращения: 27.04.2021).

5. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 года (кит. «Й^Э^ЙЖ^Ш ЙШЙ») // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/283528 (дата обращения: 27.04.2021).

6. Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков 1989 года (кит. «Й^Э ^ЙЖ^ШЖШЙ^АЖЙ^») // URL: https://www.wipo.int/madrid/ru/legal texts/protocol/madrid protocol.htm (дата обращения: 27.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.