Научная статья на тему 'Способы формообразования в мультидетальных моделях одежды'

Способы формообразования в мультидетальных моделях одежды Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ / CONSTRUCTION / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИДЕТАЛЬНЫЕ ШВЕЙНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ФОРМА ДЕТАЛЕЙ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ / FORM OF GARMENT DETAIL / FORM-SHAPING / MULTIDETAILS GARMENT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Макаревич Мария Васильевна, Лунина Екатерина Васильевна

Abstracts describe the study of multidetails garments’ shaping methods, in particular in models of brand "Paco Rabanne". The results of the multidetails models-analogues analysis were used for a development of algorithm for determination of multidetails garments’ shaping method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Макаревич Мария Васильевна, Лунина Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы формообразования в мультидетальных моделях одежды»

СПОСОБЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В МУЛЬТИДЕТАЛЬНЫХ

МОДЕЛЯХ ОДЕЖДЫ

Макаревич Мария Васильевна

Аспирант МГУДТ, кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий, г. Москва

Лунина Екатерина Васильевна

Д-р техн. наук, доцент кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий, г.

Москва

АННОТАЦИЯ

Тезисы освещают проведенное исследование способов формообразования мультидетальных швейных изделий, в частности в моделях бренда «Пако Рабанн». По результатам проведенного анализа многодетальных моделей-аналогов разработан алгоритм определения способа формообразования мультидетальной конструкции.

ABSTRACT

Ab^racts describe the &udy of multidetails garments' shaping methods, in particular in models of brand "Paco Rabanne". The results of the multidetails models-analogues analysis were used for a development of algorithm for determination of multidetails garments' shaping method.

Ключевые слова: Конструирование, формообразование, мультидетальные швейные изделия, форма деталей швейного изделия.

Keywords: Contraction, form-shaping, multidetails garment, form of garment detail.

Многообразию форм и конструкций одежды нет предела. С точки зрения дизайна, проектирование одежды - это искусство, а в точки зрения конструирования - инженерная работа. Не все смелые задумки дизайнеров можно сконструировать, используя инженерные методы построения разверток сложных пространственных тел. Однако, если в проектируемой модели прослеживается повторяемость форм деталей, то такие конструкции можно разрабатывать, опираясь на известные методики конструирования, а также на знание дифференциальной геометрии [1].

Одним из выдающихся дизайнеров, модели которого состоят из множества одинаковых или схожих по форме деталей, является Пако Рабанн. Его изделия отличаются носибельностью и сложной геометрией кроя. Интерес представляют способы формообразования, используемые в его моделях, состоящих из большого числа мелких деталей. Объектом исследования выбраны модели бренда Пако Ра-

банн 1966-1968гг., в основе которых лежит один принцип проектирования. Проведенный анализ фотографий моделей показал, что все изделия бренда можно разделить на группы по трем признакам [2]:

- по форме деталей конструкции (круг, овал, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, треугольник);

- по способу формообразования (изменение формы и размеров деталей, изменение сетевых углов, введение дополнительных клиньев);

- по способу соединения элементов конструкции (по количеству и размеру соединительных колец и количеству соединяемых ими деталей).

По результатам проведенного подробного анализа моделей дизайнера Пако Рабанн нами разработан алгоритм определения способа формообразования мультидетальной конструкции, который представлен в виде схемы на рисунке 1.

Рисунок 1. Определение способа формообразования мультидетальной конструкции

В исследованных моделях форма деталей и способ формообразования взаимосвязаны. С целью придания муль-тидетальной конструкции, состоящей из равных деталей, способности покрывать объемные поверхности с переменной кривизной в моделях бренда Пако Рабанн используется особый способ соединения деталей по диагонали или соединение - "ромб", при этом формообразование происходит за счет изменения сетевых углов. В случае изменения размеров и формы деталей мультидетальной конструкции создаются модели прилегающего силуэта практически без изменения сетевых углов.

Список литературы:

1. Макаревич М.В., Лунина Е.В. Исследование способов формообразования в моделях бренда Пако Рабан. //

В книге: Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2014) тезисы докладов всероссийской научной студенческой конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии». - 2014. - С. 14.

2. Степанищева А.Н., Лаврис Е.В. Особенности проектирования швейных изделий с жесткими композиционными элементами [Текст] // Дизайн и технологии. - М.: ИИЦ МГУДТ -2011 - №22(64) - С. 43-49.

АНАЛИЗ ТВЕРДОСМАЗОЧНЫХ ПОКРЫТИИ ДЛЯ АВТОНОМНО

РАБОТАЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ И АГРЕГАТОВ

Многие узлы трения механизмов машин должны функционировать автономно с различных условиях эксплуатации. К ним относятся как узлы агрегатов и машин общего машиностроения, так и специального назначения для условий вакуума, радиации и др.[1,2,3,4]. Для смазки указанных фрикционных сопряжений широко используются твёдосма-зочные покрытия (ТСП). Они находят применение в следующих случаях:

1. В автономно работающих узлах трения механизмов различного назначения;

2. в условиях высокого и сверхвысокого вакуума, радиации, теплового излучения;

3. в узлах трения, работающих при экстремальных нагрузках, соизмеримых с пределами текучести металлов;

4. при малых скоростях скольжения, недостаточных для образования смазочного гидродинамического клина при трении с использованием качестве смазки минеральных и синтетических масел;

5. в широком диапазоне рабочих температур, как от-рица—тельных, так и положительных.

ТСП используются также в качестве основных компонентов самосмазывающихся антифрикционных материалов. К их достоинствам следует отнести малый вес, постоянную смазку в условиях хранения. В отличие от жидких масел при их использовании не требуется специальных уплотнений и систем циркуляции смазки, что значительно упрощает конструкции узлов трения. Применение ТСП исключает необходимость периодического введения смазочного материала, что особенно в процессе эксплуатации летательных аппаратов. Продукты их изнашивания являются также хорошими антифрикционными смазками.

Основными недостатками являются:

1. определённый ресурс по долговечности для ТСП;

2. определённые границы температурного применения;

3. в большинстве случаев - неработоспособность ТСП в масляной среде (за исключением ряда спецпокрытий, например, фирмы Мо1у^е).

Хопин П.Н., Пак Хоссейн

Начало применения МоS2 относятся к 40-м годам 20 века и в настоящее время он является наиболее широко распространенным антифрикцион—ным материалом, в том числе и для узлов трения летательных аппаратов, функционирующих в экстремальных условиях. Применение твердых смазок в опорах скольжения и качения позволили значительно повысить надежность и долговечность узлов сухого трения ЛА, функционирующих в ус—ловиях вакуума и различного вида облучений. Так, по данным американского научно-исследовательского центра Годдарта в орби—тальной солнечной обсерватории (спутник типа "Тирос") для смазки шарикоподшипников цепного привода в вакууме успешно использовалась паста из МоS2 [5]. Д. Мур приводит данные, что при температуре -157°С твердая смазка, состоящая из фенольной смо—лы и дисульфида молибдена, обеспечила беспрепятственное выдви—жение регулируемых опор космического корабля с астронавтами на борту, который совершил посадку на Луну в июле 1969 г.[6].

В настоящее время из всех известных наполнителей ТСП в промышленности наиболее широко применяются дисульфид молибдена, графит и фторопласт. Однако область применения последнего ограничена низкой несущей способностью, механической прочностью, большим коэффициентом линейного расширения, невысокой адгезией. Другие ТСП, относящиеся к слоистым смазочным материалам не нашли столь широкого применения по ряду причин. CdI2 и BN имеют недостаточно низкий коэффициент трения, дисульфиды воль—фрама и ниобия, диселениды Мо, W и № являются весьма дефи—цитными материалами.

Известно большое количество материалов, которые могут быть использованы в качестве твердых смазок. Существует нес—колько классификаций ТСП. Наиболее обоснованной сле—дует признать классификацию, предложенную Кемпбеллом [1]:

I - слоистые твердые смазки - МоS2, нитрид бора, графит, слюда, тальк и др.; 2 - органические соединения - мыла, воски и жиры; 3 - химически активные покрытия - сульфидные, хлоридные, фосфидные и др.; 4 - мягкие металлы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.