Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КРЕАТИВНОМУ ПИСЬМУ'

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КРЕАТИВНОМУ ПИСЬМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

235
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческий потенциал / творческая деятельность на уроке / креативное письмо / лингводидактический эксперимент. / creative potential / creative activity in the classroom / creative writing / lingvodidactic experiment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.Н. Александрова

В статье рассматривается вопрос о создании оптимальных психологических и ме- тодических условий для побуждения обучающихся к творческой деятельности на заняти- ях по креативному письму. В центре описания – лингводидактический эксперимент, направленный на раскрытие творческого потенциала обучающихся в процессе создания поэтических текстов на английском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPING LEARNERS’ CREATIVITY AT CREATIVE WRITING CLASSES

The article is devoted to the issue of creating appropriate psychological and teaching con- ditions to encourage learners for creative activities at creative writing classes. The focus is on lingvodidactic experiment used to develop learners’ creativity and engage them into writing po- ems in English.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КРЕАТИВНОМУ ПИСЬМУ»

4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие. М.: Вла-дос, 2006. 365 с.

5. Голицина И. Н. Вопросы эффективности внедрения компьютерных технологий в профессиональное образование [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество, 2000г. С. 7-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-effektivnosti-vnedreniya-kompyuternyh-tehnologiy-v-professionalnoe-obrazovanie (дата обращения 2.02.2020).

6. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.

Т.Н. Александрова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 372.881.1

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КРЕАТИВНОМУ ПИСЬМУ

В статье рассматривается вопрос о создании оптимальных психологических и методических условий для побуждения обучающихся к творческой деятельности на занятиях по креативному письму. В центре описания - лингводидактический эксперимент, направленный на раскрытие творческого потенциала обучающихся в процессе создания поэтических текстов на английском языке.

Ключевые слова: творческий потенциал, творческая деятельность на уроке, креативное письмо, лингводидактический эксперимент.

WAYS OF DEVELOPING LEARNERS' CREATIVITY AT CREATIVE

WRITING CLASSES

The article is devoted to the issue of creating appropriate psychological and teaching conditions to encourage learners for creative activities at creative writing classes. The focus is on lingvodidactic experiment used to develop learners' creativity and engage them into writing poems in English.

Key words: creative potential, creative activity in the classroom, creative writing, lingvodidactic experiment.

В последнее время часто говорится о творческом подходе к обучению и преподаванию, о чем свидетельствует большое количество публикаций на эту тему, как в отечественных, так и в зарубежных изданиях по методике и психологии обучения [1,2,3,4,5]. В каждом из нас есть творческий потенциал, но для этого нужно искать способы его реализации. О.М. Дьяченко пишет, что «.. .не все дети могут открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности» [6, с. 10]. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику открыть в себе способности к творческой деятельности.

В любой деятельности человека присутствуют элементы творчества, и многие исследователи по поводу этого явления высказываются по-разному. Например, Л.С. Выготский писал, что творчество является деятельностью, «которая создает нечто новое, всё равно будет ли это созданной творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [7, с. 65]. Отечественный исследователь и автор работ по организации творческой направленности личности М.В. Голубева обращает внимание на то, что «изучение психологии творческих способностей - это относительно новое направление в изучении знаний о человеке» [8, с.7].

При этом все исследователи придерживаются одинакового направления, считая, что основным признаком творческого мышления, а значит -творчества, является способность личности выйти за пределы общих истин и создать новое оригинальное направление, идею, модель, произведение и другие интересные вещи.

В настоящей статье рассмотрим результаты экспериментальной работы, целью которой являлось выявить степень нестандартности изучающих английский язык, а также апробировать и определить степень эффективности заданий, направленных на раскрытие творческого потенциала обучающихся на занятиях по креативному письму.

Стоит отметить, что занятия по креативному письму являются хорошей базой для развития творческих способностей обучающихся, однако нередко ученики на этих занятиях сталкиваются с такой проблемой, которая в английском языке получила наименование «writer's block» - «творческий кризис». Стандартная вербальная реакция на полученное творческое задание обычно такая: «Я не знаю, что писать, даже по-русски». Учителю в данном случае важно найти такие подходы и приемы, которые помогли бы преодолеть этот кризис, убрать блокирующие творческий процесс преграды и разбудить внутреннее творческое «Я» ученика. Для решения этих задач необходимо постоянно работать в режиме творческого поиска, много экспериментировать с различными приемами. Именно в этом и заключался эксперимент, описываемый в данной статье. Рассмотрим его этапы и результаты.

Эксперимент проводился в рамках творческой мастерской по креативному письму «Путешествие с Марса на Землю, или как создается метафора (Creative writing workshop: A Trip from Mars to Earth: or How metaphors are generated)» на базе Центра поддержки одарённых детей СГУ им. Н. Г. Чернышевского и кафедры английского языка и методики его преподавания факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ им. Н. Г. Чернышевского.

В эксперименте приняли участие три контрольные группы обучающихся.

1) В первую контрольную группу вошли студенты старших курсов СГУ, (возраст - 20-21 год).

2) Вторая контрольная группа состояла из студентов младших курсов СГУ (возраст - 18-19 лет).

3) В третью контрольную группу вошли одаренные школьники, которые являются участниками и призерами олимпиад по английскому языку. Среди них были воспитанники МАОУ «Гимназия № 3» г. Саратова, МОУ «Гимназия № 8» г. Энгельса и МАОУ «Лицей № 3 им. Пушкина» г. Саратова) (возраст - 14-16 лет).

Мастер-класс проходил в форме ролевой игры, в ходе которой участники совершили воображаемое путешествие с Марса на Землю, познакомились с образцами современной английской поэзии и попробовали создать свой собственный поэтический текст.

Рассмотрим подробнее все этапы проведенного эксперимента.

На первом (подготовительном) этапе эксперимента проводилось входное анкетирование, которое позволило оценить участников по нескольким параметрам:

1) самооценка творческой активности (вопрос: Are you a creative person?);

2) самооценка способов реализации творческого потенциала (вопрос: How do you realise your creativity? drawing /playing music / writing poems / other);

3) самооценка степени вовлеченности в выполнение творческого задания (вопрос: Have you ever done any creative task? If "Yes", can you evaluate your involvement in it?);

4) самооценка продукта творчества (вопрос: Do you write creatively outside the classroom? What? How often? When did you last do it?);

5) самооценка способов стимуляции творческой активности (вопрос: What can encourage your writing? music, beautiful nature, exciting event, other);

6) самооценка собственного творческого потенциала (вопрос: How do you evaluate your creative potential?)

7) самооценка эмоционального состояния в начале эксперимента (вопрос: How do you feel now? bad/ OK/ good/ very good/ happy

Каждый из перечисленных параметров оценивался участниками по десятибалльной шкале (1-10).

На втором этапе эксперимента проводился мастер класс, в ходе которого учащимся было предложено выполнить самые разнообразные задания. Это и представление своей команды, и совместное творчество, и описание предметов, которым нужно было найти нестандартный способ применения на Марсе, знакомство с образцами современной английской поэзии, и написание творческой работы - стихотворение собственного сочинения с оригинальными метафорами.

На третьем (заключительном) этапе проводилось анкетирование-саморефлексия, целью которого было оценить изменения в эмоциональном состоянии участников эксперимента, а также изменение в их мотивации к выполнению творческого задания и оценке собственного творческого потенциала и степени его реализованности в ходе мастер класса.

Анкетирование-саморефлексия заключительного этапа эксперимента позволило оценить участников по следующим параметрам:

1) самооценка творческой активности на мастер-классе (вопрос: Do you like the workshop? Evaluate it);

2) самооценка эмоционального состояния после мастер-класса (вопрос: How do you feel qfter the workshop?);

3) самооценка степени вовлеченности в выполнение творческих заданий на мастер-классе (вопрос: Evaluate your involvement in the tasks of the workshop).

• Watching a video "A trip to the Earth" and reflecting on it

• Visualization (close your eyes and imagine)

• Attribute new functions to well-known objects

• Interpret the poem

• Write your text

• Interpret the texts of other students

• Evaluate the texts of other students

4) самооценка степени реализованности творческого потенциала при выполнении заданий мастер-класса (вопрос: Did the tasks help realise your creative potential? To what degree?)

Каждый из перечисленных параметров также оценивался участниками по десятибалльной шкале (1-10). Таким образом, участники оценили свою вовлеченность в творческие задания, свой потенциал, а также свое настроение.

Рассмотрим полученные в ходе проведенного эксперимента результаты.

1. Оценка эмоционального состояния участников эксперимента.

Общее настроение участников до и после работы было положительным, у многих настроение улучшалось, учащиеся были впечатлены и счастливы. Несколько человек ответили, что они ничего не чувствуют или даже не знают, в каком они настроении. На настроение и состояние могли повлиять личные переживания участников, а также обстановка и кабинет, где проходил мастер-класс.

2. Оценка творческой активности участников эксперимента.

Анализ результатов анкетирования показывает, что из общего числа

участников эксперимента 55 человек ответили «Да, я креативный человек» -61, 8 %, «Нет» - 3, 6 %, «Не знаю» - 18, 2 %, «Не думал об этом» - 16, 4 %.

3. Оценка степени вовлеченности в выполнение творческого задания.

В ходе опроса выяснилось, что немалое количество участников никогда не писали творческое письмо и попробовали это впервые. У большинства участников мастер-класса вовлеченность возросла после написания творческой работы, но были и те, у кого она понизилась. Это объясняется тем, что настроение до и после мастер-класса было плохим или участник был уставшим и не готовым к работе. Один из участников написал, что ему не нравятся такие задания.

4. Самооценка творческого потенциала участников эксперимента.

Написание творческого письма помогает раскрыть и повысить творческий потенциал. Многие участники ответили, что им помог этот мастер-класс, и они вдохновились написать что-то еще. Среди опрошенных участников были и те, кто не был вовлечен в процесс полностью, поэтому они оценили свой творческий потенциал после работы ниже, чем было до этого.

Таким образом, проведенный эксперимент позволил установить ряд факторов для реализации творческого потенциала на занятиях по креативному письму. Одним из факторов является настроение учащегося до, во время и после творческой деятельности. От настроения зависит результат и успех выполненного задания. Также результат зависит и от обстановки в классе, насколько уютна и как обустроена комната, где проводится занятие. Еще один важный фактор - выполнение нестандартных заданий, нацеленных на развитие смекалки и творческой фантазии. Смена режимов работы (групповая, парная, индивидуальная работа) на занятии также важна. Внешние факторы, такие как применение музыки, захватывающего видео-ряда также играют немаловажную роль. Немаловажным фактором является интерес самого учащегося к творческой деятельности.

Список использованной литературы

1. Казакевич О. М. Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №38. С. 61-65.

2. Краснова Л. M Применение творческих заданий для обучения учащихся письменной речи на уроках английского языка. // Новое в преподавании иностранных языков, 2015. № 7. С. B-13.

3. Avila, Hernán A. (2015) Creativity in the English Class: Activities to Promote EFL Learning // How. 2015. № 22(2). P. 91-103.

4. Maley, A, Peachey N. (2015) Creativity in the English Language Classroom. UK: British Council Brand and Design/F004 10 Spring Gardens London SW1A 2BN, 2015.

5. Donoghy, Kieran (2017) The image in ELT: an Introduction / Kieran Donoghy, Daniel Xerri // The Image in English Language Teaching. Malta, 2017. P. 1-10.

6. Дьяченко О. M. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. Мозаика-синтез, 2007.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ,

1997.

8. Вараксин В.Н. Способы выявления творческой направленности ребенка // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 12. С. 5-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.