Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в системе языковой подготовки в техническом вузе'

Организация самостоятельной работы студентов в системе языковой подготовки в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация самостоятельной работы / образовательные стан- дарты / мотивация / учебно-познавательная деятельность / внеаудиторная работа / ком- петенции / интернет-ресурсы / взаимодействие преподавателя и студентов / мотив / про- буждать интерес. / organization of independent work / educational standards / motivation / learn- ing and cognitive activity / extracurricular work / competencies / Internet resources / teacher and student interaction / motive / arouse interest.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. А. Авдейко

Цель статьи – рассмотреть возможные формы организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в техническом вузе. В статье дается краткий обзор по- нятия «самостоятельная работа» с точки зрения отечественной педагогики. Внимание уделяется условиям эффективной организации самостоятельной работы, а также этапам обучения. Приводятся примеры заданий, используемых на практике. Обсуждаются раз- личные аспекты, способствующие формированию мотивации и развитию творческой ак- тивности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С. А. Авдейко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF LANGUAGE TRAINING AT A TECHNICAL UNIVERSITY

The purpose of the article is to consider possible types of organization of independent work of students when teaching a foreign language at a technical higher education institution. The article provides with a brief overview of the concept of "independent work" in terms of na- tional education. The author considers some aspects for effective organization of independent work of students as well as stages of learning. Some examples of learning activities that are practically applied are given. Various factors that contribute to the motivation and develop stu- dents' creative activity are discussed.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в системе языковой подготовки в техническом вузе»

РАЗДЕЛ 3. ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

С. А. Авдейко

ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева»

УДК 372.881.111.1

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Цель статьи - рассмотреть возможные формы организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в техническом вузе. В статье дается краткий обзор понятия «самостоятельная работа» с точки зрения отечественной педагогики. Внимание уделяется условиям эффективной организации самостоятельной работы, а также этапам обучения. Приводятся примеры заданий, используемых на практике. Обсуждаются различные аспекты, способствующие формированию мотивации и развитию творческой активности студентов.

Ключевые слова: организация самостоятельной работы, образовательные стандарты, мотивация, учебно-познавательная деятельность, внеаудиторная работа, компетенции, интернет-ресурсы, взаимодействие преподавателя и студентов, мотив, пробуждать интерес.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF LANGUAGE TRAINING AT A TECHNICAL UNIVERSITY

The purpose of the article is to consider possible types of organization of independent work of students when teaching a foreign language at a technical higher education institution. The article provides with a brief overview of the concept of "independent work" in terms of national education. The author considers some aspects for effective organization of independent work of students as well as stages of learning. Some examples of learning activities that are practically applied are given. Various factors that contribute to the motivation and develop students' creative activity are discussed.

Key words: organization of independent work, educational standards, motivation, learning and cognitive activity, extracurricular work, competencies, Internet resources, teacher and student interaction, motive, arouse interest.

Глобальные преобразования, которые сегодня происходят в мире и в нашем обществе, оказывают непосредственное влияние на различные сферы деятельности, в том числе и на образование. Произошедшие в связи с этим значительные изменения в преподавании иностранных языков в вузе привели к повышению роли самостоятельной работы.

Согласно действующим Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования самостоятельная работа - это один из видов обязательной образовательной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования также содержат определенные требования

к самостоятельной работе студентов с учетом их профессионального образования по направлениям и специальностям.

В соответствии с рабочими программами нового поколения, количество часов, отводимых на самостоятельную работу, несколько превышает количество аудиторных часов, что говорит о значимости данного вида учебно-познавательной деятельности на современном этапе. Поэтому перед преподавателем вуза стоит важная задача - организовать самостоятельную работу студентов так, чтобы они освоили необходимый объем материала в указанный срок, не потеряв при этом в качестве.

Прежде чем приступить к планированию и организации самостоятельной работы, необходимо дать ей четкое определение.

Данной проблеме посвящены труды многих отечественных авторов. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что это понятие трактуется исследователями по-разному. Н. Н. Морозов, В. А. Петрова, Т. И. Шамова, Г. И. Саранцева утверждают, что самостоятельная работа — это способ формирования определенных качеств личности. Р. А. Низамов характеризует самостоятельную работу как «разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов, осуществляемой ими на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время» [2, с. 163]. И. Я. Лернер рассматривает ее как средство развития познавательного интереса и познавательной потребности. По мнению С. И. Архангельского, самостоятельная работа предполагает наличие трех компонентов: поиска информации учащимися для приобретения знаний, сам процесс приобретения знаний и их использование в целях обучения. П. И. Пидкасистый видит в ней «средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащегося в учебном процессе, которая должна включать метод учебного или научного познания» [3, с. 315].

Итак, самостоятельная работа в широком смысле — это форма обучения, осуществляемая в виде индивидуальной или коллективной деятельности и направленная на выполнение заданий как в аудитории, так и вне её. Взаимодействие преподавателя и студентов является её основополагающим фактором, поэтому преподаватель должен спланировать и организовать работу таким образом, чтобы она служила стимулом к изучению иностранного языка и пробуждала интерес обучающихся к творческой самостоятельной работе.

Творческая самостоятельная работа предполагает активную деятельность со стороны учащихся. Этой активности можно добиться в том случае, если доклад, презентация или проект, над которым студент в данный момент работает, вызывает у него интерес, т. е. если у него есть мотивация. Мотивация - это «общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [4, с. 184].

Важными факторами, определяющими мотивацию, согласно распространенной в отечественной науке классификации, являются внутренние и внешние мотивы. Как правило, внешние мотивы преобладают над внутрен-

150

ними, что приводит к ослаблению творческого потенциала, который в современных условиях является крайне важным для подготовки будущего специалиста.

Поскольку дисциплина «Иностранный язык» для большинства студентов неязыковых вузов не является профильным предметом, то и отношение к данной дисциплине соответствующее. Самым очевидным, а иногда и основным мотивом его изучения служит сдача зачета или экзамена.

«Успешное формирование мотивов имеет место, если предмет длительно и стойко насыщается положительными эмоциями, тогда цель (изучение дисциплины) превращается в самостоятельный мотив - формируется механизм сдвига мотива на цель» [5, с. 7].

Преподаватели кафедры иностранных языков и русского как иностранного Самарского национального исследовательского университета подходят к решению данного вопроса исходя из:

а) целей обучения;

б) особенностей содержания учебного материала;

в) форм организации работы студентов;

г) средств обучения;

д) технической оснащенности кафедры и вуза.

Чтобы выработать положительное отношение студентов к данному виду учебно-познавательной деятельности, она должна осуществляться поэтапно. На первом этапе преподаватель ставит задачи и определяет цели работы, дает необходимые указания по выполнению заданий. Второй этап -это этап самостоятельного планирования студентами своей деятельности и решения задач, поставленных преподавателем, выполнение заданий. Третий этап - оценка самостоятельной работы и подведение итогов.

Самостоятельная работа может носить репродуктивный и продуктивный характер. В своей работе мы используем обе эти формы. Репродуктивная самостоятельная работа включает работу с методическими пособиями, где материал излагается поурочно. Следовательно, ее уместно использовать для аудиторной самостоятельной работы с целью совершенствования умений и навыков, углубления знаний, контроля знаний, умений и навыков. Вот пример задания, которое студенты обязательно выполняют на занятии. После прочтения текста, студентам нужно выбрать из двух схем ту, которая наиболее точно отражает содержание текста. Если ни одна из них полностью не отвечает этому требованию, произвести необходимые преобразования и объяснить почему; заполнить пустые блоки недостающей информацией в соответствии с содержанием текста. Задание довольно сложное и объемное, поэтому студенты делают его сначала индивидуально, затем работают в парах, а после совместно проверяем результат.

Репродуктивная самостоятельная работа также служит хорошим средством для повторения материала и лучшего его усвоения, поэтому она применяется и во внеаудиторное время.

Продуктивная самостоятельная работа связана с творческой и научно-исследовательской деятельностью студентов. Такого рода задания предпо-

151

лагают наличие у учащихся умения выбирать средства и методы решения поставленных задач, развивают навыки творческого мышления и отвечают трем условиям эффективной работы:

1) наличие цели;

2) определенная степень свободы при выборе материала;

3) поэтапное решение задач, которые возникают на пути к цели и, которые, в конечном итоге, концентрируя внимание учащихся на изучаемом материале, способствуют его более глубокому усвоению.

Они же, как правило, вызывают наибольший интерес студентов, отражая их внутренние мотивы, направленные на изучение предметов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

С этой целью нами практикуются следующие виды самостоятельной учебно-познавательной деятельности: публикации студентов; доклады или презентации; выступления студентов на молодежной научной конференции, проводимой в нашем вузе; выступления на областной студенческой конференции; участие в олимпиадах по иностранному языку разных уровней. Кроме того, студенты осуществляют подбор статей для индивидуального чтения по иностранному языку с учетом своей профессиональной направленности. Стоит отметить, что для поиска статей преподаватель дает ссылки на сайты, где учащиеся могут без труда найти аутентичные тексты (что очень важно!) непосредственно по своей специальности. К тому же, студенты-бакалавры должны составить глоссарий объемом 50-70 слов, а норма для магистрантов -100-150 слов за семестр. Таким образом, помимо совершенствования навыков чтения и перевода, учащиеся пополняют свой словарный запас за счет усвоения новых терминов, которые позже используют для беседы по пройденным темам на занятии (аспект говорение) или для перевода инструкций непосредственно для профессиональных нужд, как, например, магистранты, многие из которых уже работают на предприятиях.

Немаловажным мотивационным фактором является поощрение студентов за хорошую работу в течение семестра/учебного года и творческую деятельность (дополнительные баллы, благодаря которым учащиеся получают надбавку к стипендии; поощрительные призы, а именно: запоминающие устройства, футболки, кепки с логотипом университета и т.д.; грамоты, дипломы, премии).

Использование интернет-ресурсов и он-лайн платформ усиливает мотивацию самостоятельной учебной деятельности. Интернет-ресурсы позволяют в удобное для студентов время и в удобном месте (дома, в мультимедийном кабинете или в многочисленных зонах коворкинга, которыми располагает наш университет), заниматься самостоятельной работой. Учащиеся выполняют задания с целью закрепления теоретических знаний или для выработки практических навыков. Приведем некоторые виды заданий для самостоятельной работы, которые выполняют наши студенты:

• используя он-лайн платформу, выполнить ряд упражнений, например, по теме «Модальные глаголы» (подготовка к контрольной работе/к занятию);

• пользуясь англо-английскими он-лайн словарями: a) найти определение следующих терминов: reaction, device, jet propulsion, maintenance, payload, technique; б) поставить ударение (накопление терминологического словаря);

• на сайте englishpage.com зайти в раздел Vocabulary, далее Aerospace Industry и проработать слова данного раздела, выполняя упражнения Vocabulary in Conversation и Vocabulary Follow-Up, которые находятся в этом же разделе (подготовка к дискуссии по данной теме);

• зайти на Youtube и посмотреть видео «Tail Group for Aeroplane», ответить на вопросы (выработка навыков аудирования);

• найти в интернете и законспектировать информацию о двух видах лопаточного крепления, указать преимущества и недостатки каждого вида (выработка навыков письма) и т.д.

Непременным условием успешной организации внеаудиторной учебно-познавательной деятельности является контроль - входной, текущий, промежуточный и итоговый. Он проводится систематически и осуществляется на всех этапах обучения.

Очевидно, что все вышеперечисленные факторы взаимосвязаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Они также служат прочной основой для более глубокого усвоения учащимися знаний и развития их творческих способностей.

Как видим, активная внеаудиторная работа - это не только мощный стимул, способствующий изучению иностранного языка, но и способ, благодаря которому учащиеся могут обогатить свои знания, усовершенствовать уже имеющиеся или развить новые компетенции. Такое положение полностью соответствует компетенции УК-4 о развитии навыков академического и профессионального взаимодействия, которая включена в список компетенций образовательных стандартов последнего поколения.

«...Знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление, выражающееся в собственных дедуктивных выводах, достигает уровня продуктивной деятельности» [6, с. 15].

Все это становится возможным благодаря эффективной организации самостоятельной работы в вузе. Такой вид учебно-познавательной деятельности помогает сформировать умения, приобрести навыки и выработать качества, необходимые молодому специалисту, чтобы успешно решать задачи, которые ставит перед ним сегодня стремительно развивающийся научный прогресс.

Список использованной литературы

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.

2. Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие. // Изд-во Казанского университета, 1985. 192 с.

3..Педагогика: Учебное пособие для учащихся пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1995. 93 с.

4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие. М.: Вла-дос, 2006. 365 с.

5. Голицина И. Н. Вопросы эффективности внедрения компьютерных технологий в профессиональное образование [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество, 2000г. С. 7-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-effektivnosti-vnedreniya-kompyuternyh-tehnologiy-v-professionalnoe-obrazovanie (дата обращения 2.02.2020).

6. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.

Т.Н. Александрова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 372.881.1

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КРЕАТИВНОМУ ПИСЬМУ

В статье рассматривается вопрос о создании оптимальных психологических и методических условий для побуждения обучающихся к творческой деятельности на занятиях по креативному письму. В центре описания - лингводидактический эксперимент, направленный на раскрытие творческого потенциала обучающихся в процессе создания поэтических текстов на английском языке.

Ключевые слова: творческий потенциал, творческая деятельность на уроке, креативное письмо, лингводидактический эксперимент.

WAYS OF DEVELOPING LEARNERS' CREATIVITY AT CREATIVE

WRITING CLASSES

The article is devoted to the issue of creating appropriate psychological and teaching conditions to encourage learners for creative activities at creative writing classes. The focus is on lingvodidactic experiment used to develop learners' creativity and engage them into writing poems in English.

Key words: creative potential, creative activity in the classroom, creative writing, lingvodidactic experiment.

В последнее время часто говорится о творческом подходе к обучению и преподаванию, о чем свидетельствует большое количество публикаций на эту тему, как в отечественных, так и в зарубежных изданиях по методике и психологии обучения [1,2,3,4,5]. В каждом из нас есть творческий потенциал, но для этого нужно искать способы его реализации. О.М. Дьяченко пишет, что «.. .не все дети могут открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности» [6, с. 10]. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику открыть в себе способности к творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.