Научная статья на тему 'Вопросы формирования творческих способностей учащихся начальной школы на уроках английского'

Вопросы формирования творческих способностей учащихся начальной школы на уроках английского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УЧЕБНИК / ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / УЧИТЕЛЬ / СИТУАЦИИ / PUPILS / ENGLISH / CREATIVE ABILITIES / TEXTBOOK / CREATIVE ENVIRONMENT / TEACHER / SITUATIONS / ХОНАНДАГОН / ЗАБОНИ АНГЛИСӣ / қОБИЛИЯТИ ЭҷОДӣ / КИТОБИ ДАРСӣ / МУҳИТИ ЭҷОДӣ / ОМӯЗГОР / ВАЗЪИЯТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Мавлуда Рустамовна

Статья посвящена вопросам формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках английского языка. Подчеркивается, что для решения проблемы формирования и развития творческих способностей учащихся младших классов необходимо издать новый учебник по английскому языку для 3 класса средних общеобразовательных школ Республики Таджикистан, отвечающий современным требованиям методики преподавания иностранных языков, а также содержащий упражнения и задания, направленные на развитие креативного мышления обучаемых. Кроме того, автор считает, что создание иноязычной креативной среды является главным стимулятором для развития творческих способностей учащихся и зависит, прежде всего, от учителя иностранного языка, у которого для достижения этой цели есть определенные преимущества, по сравнению с учителями других предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Мавлуда Рустамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS BESET WITH FORMATION OF PUPILS’ CREATIVE ABILITIES AT ENGLISH LESSONS OF THE ELEMENTARY SCHOOL LEVEL

The article dwells on the issue concerned with formation of creative abilities of primary school students at English lessons. It is emphasized that in order to solve the problem of the formation and development of creative abilities of primary school students, it is necessary to publish a new English manual for the 3-rd grade of secondary schools under Tajikistan Republic, which meets the modern requirements of teaching foreign languages, and also contains exercises and tasks aimed at developing creative thinking trainees. Into the bargain, the author believes that the creation of a creative foreign language environment is the main stimulant for the development of students' creative abilities and depends, first of all, on a foreign language teacher who has certain advantages in order to achieve this goal compared to teachers in other subjects.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования творческих способностей учащихся начальной школы на уроках английского»

УДК 372.881.111.1 ББК63.3 (5 Тоц)

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ Ахмедова Мавлуда Рустамовна, преподаватель

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ кафедры теории и практики английского языка,

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ соискатель кафедры общей педагогики ГОУ «ХГУ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО имени академика Б.Гафурова»

ЯЗЫКА (Таджикистан, Худжанд)

МАСЪАЛАХОИ ШАКЛГИРИИ Ахмедова Мавлуда Рустамовна, муаллимаи

ЦОБИЛИЯТИ ЭЦОДИИ кафедраи назария ва амалияи забони англиси,

ХОНАНДАГОНИ СИНФХОИ унвонцуи кафедраи педагогикаи умумии

ИБТИДОЙДАРДАРСХОИЗАБОНИ МДТ "ДДХба номи акад. Б. Гафуров"

АНГЛИСИ (Тоцикистон, Хуцанд)

PROBLEMS BESET WITH Ahmedova Mavluda Rustamovna, lecturer of the FORMA TION OF PUPILS' department of theory and practice of English, postgraduate student of the department of general pedagogics under the SEI «KSU named after acad. B.Gafurov» (Tajikistan, Khujand) E-mail: [email protected]

CREATIVE ABILITIES AT ENGLISH LESSONS OF THE ELEMENTARY SCHOOL LEVEL

Ключевые слова: учащиеся, английский язык, творческие способности, учебник, творческая среда, учитель, ситуации

Статья посвящена вопросам формирования творческих способностей учащихся начальных классов на уроках английкого языка. Подчеркивается, что для решения проблемы формирования и развития творческих способностей учащихся младших классов необходимо издать новый учебник по английскому языку для 3 класса средних общеобразовательных школ Республики Таджикистан, отвечающий современным требованиям методики преподавания иностранных языков, а также содержащий упражнения и задания, направленные на развитие креативного мышления обучаемых. Кроме того, автор считает, что создание иноязычной креативной среды является главным стимулятором для развития творческих способностей учащихся и зависит, прежде всего, от учителя иностранного языка, у которого для достижения этой цели есть определенные преимущества, по сравнению с учителями других предметов.

Вожа^ои калидй: хонандагон, забони англиси, цобилияти эцоди, китоби дарси, мууити эцоди, омузгор, вазъият

Мацола ба баррасии мушкилоти ташаккули цобилиятцои эцодии хонандагони синфцои ибтидои дар дарсуои забони англиси ихтисос ёфтааст. Таъкид мешавад, ки барои щлли масъалацои ташаккул ва рушди цобилиятуои эцодии хонандагони синфцои ибтидои тауияву чопи китоби нави забони англиси барои синфи 3-уми мактабуои миёнаи Цумуурии Тоцикистон, ки ба талаботи муосири таълими забощои хорици цавобгу буда, фарогири машщо ва супоришуое, ки ба рушди тафаккури эцодии донишцуён нигаронида шудааст, лозим аст. Ба фикри муаллиф, илова бар ин, фароуам овардани мууити эцодии забони бегона дар дарсуои забони англиси ангезаи асосии инкишофи цобилияти эцодии хонандагон аст, ки ин пеш аз щма аз муаллими забони хорици вобаста аст, ки барои расидан ба ин щдаф, дар муцоиса бо муаллимони дигар фан, бартарщои муайян дорад.

Key words: pupils, English, creative abilities, textbook, creative environment, teacher, situations The article dwells on the issue concerned with formation of creative abilities of primary school students at English lessons. It is emphasized that in order to solve the problem of the formation and development of creative abilities of primary school students, it is necessary to publish a new English manual for the 3-rd grade of secondary schools under Tajikistan Republic, which meets the modern requirements of teaching foreign languages, and also contains exercises and tasks aimed at developing creative thinking trainees. Into the bargain, the author believes that the creation of a creative foreign language environment is the main stimulant for the development of students' creative abilities and depends, first of all, on a foreign language teacher who has certain advantages in order to achieve this goal compared to teachers in other subjects.

В Послании Президента Республики Таджикистан к парламенту страны (Маджлиси Оли) отмечается, что «еще в 2003 году был принят Указ Президента страны об усовершенствовании преподавания и обучения русского и английского языков. Но наблюдения показывают, что результаты в этом вопросе пока остаются неудовлетворительными. Если мы хотим шагать в ногу с передовой частью человечества, то должны придавать серьезное внимание данной проблеме. Поэтому Правительству страны поручается разработать и представить новую программу совершенствования обучения русскому и английскому языкам на период до 2030 года (4).

К сожалению, как показывают опыт и практика, из-за существующих проблем в обучении английскому языку в школах страны, в частности и в начальной школе, заданная планка не может быть достигнута, пока не будет решен ряд существующих проблем в современной системе образования. Здесь, в первую очередь, речь идет об учебнике, который играет ключевую роль в процессе обучения любого предмета.

Учитывая требования современного образования, по решению Министерства образования и науки Республики Таджикистан, начиная с 2000 года обучение английскому языку в средних общеобразовательных школах началось с 3 класса. В связи с этим, в том же году был издан новый учебник для 3-го класса (автор А. Саидов), который был утвержден Коллегией Министерства образования и науки в качестве основного УМК для 3-го класса. Уже почти 20 лет во всех средних общеобразовательных школах республики уроки английского языка ведутся именно по данному учебнику. Но отзывы учителей английского языка начальной школы свидетельствуют, что данный учебник не совсем соответствует принципиальным требованиям методики обучения английскому языку.

Хотя функционирующая учебная программа в качестве конечной цели требует от учеников наличия умения выражать на английском языке свои мысли по заданной ситуации с верным произношением, грамматикой и лексикой; умения читать, писать слова, предложения и краткие тексты, наблюдения за ходом учебного процесса. И проведенные тесты среди учащихся 3-класса некоторых средних общеобразовательных школ городов и районов Согдийской области показали, что большинство обучаемых не владеют навыками говорения, чтения и письма на английском языке. Многие учителя английского языка средних школ причину этих недостатков видят в неполноценности учебника для 3-го класса.

В рамках нашей статьи мы бы хотели остановиться на развитии творческих способностей учащихся начальной школы на уроках иностранного языка, где именно учебник должен быть побудителем развития творческих способностей обучаемых. В целях формирования креативности учащихся учебник должен давать возможность развивать их творческие способности в процессе индивидуальной, а также коллективной работы на занятиях иностранного языка и способствовать обогащению воображения учащихся, давая возможность практиковать свои навыки взаимодействия. Но что же касается рецензируемого учебника, то в нем упражнения на развитие творческого мышления отсутствуют. Например, возьмем некоторые задания из учебника: Lesson One. Greetings. —Hello! —Hi!

—My name is Karim! —My name is Nodira!

Задание: Посмотрите на картинки и научитесь приветствовать на английском языке. Обратите внимание, как нужно здороваться в разное время суток. Выучите слова и предложения, а также отрывок из стихотворения. Good morning

Good morning, good morning Good morning to you! Good morning, good morning I am glad to see you! Good afternoon Good evening Vocabulary - Словарь: good - хорошо good morning - доброе утро I - я

you - вы to see - видеть

to - к

I am glad - я рад

greetings - приветствие

my name is - меня зовут

Lesson two. My room.

I play with my doll. I play with my airplane.

Задание: Используя вопрос: What is this? - опишите картинки.

This is a doll. This is a fox. This is a bear. This is a hare.

Выучите слова:

Hello - привет

Hi - привет

A bear - медведь

a fox - лиса

a doll - кукла

What is this?

Lesson three. I go to school.

Задание: Потренеруйте произношение вопроса "What do you see?" и ответ "I see...».

Используйте слова, данные в словаре. Vocabulary - Словарь: I go - я хожу I see - я вижу

in the рюШге - на картинке

boys - ребята

girls - девочки

he - он (мальчик)

she - она (девочка)

they - они

I go to school - я хожу в школу(2, 118).

Как видно, учебник, функционирующий на сегодняшний день на уроках английского языка в третьем классе, выступает в качестве фактора, тормозящего развитие креативности учащихся - недостаточное количество продуктивных заданий на уроках сдерживает развитие творческих способностей учащихся младших классов.

Мы считаем, что вместо предложенных в учебнике заданий было бы целесообразно использовать иной комплекс заданий и упражнений, а именно, игровые формы обучения; творческую работу со стихотворениями; инсценировки; фонетическую зарядку; разговорную минутку; словарные конференции; учебный диалог или переписку; проектные работы, т.е. такие виды работы, в которых должен присутствовать творческий компонент и задания, расширяющие поле деятельности учащихся для развития их творческих способностей при изучении иностранного языка.

Что же касается создания атмосферы для развития творческих способностей учащихся, то «урок иностранного языка является качественной базой для развития творческого мышления. Специфика таких уроков выражена в коммуникативной направленности, возможности применения повседневного опыта в образовательном процессе и примерке обучающимися на себя новых социальных ролей» (3).

Но отметим, что создание иноязычной творческой среды зависит, главным образом, от учителя языка, у которого, на наш взгляд, по сравнению с преподавателями других предметов, есть три следующих преимущества, способствующие стимулированию творчества обучаемых.

Во-первых, язык креативен по самой своей природе. Посредством языка человеку свойственно выразить или донести одну идею по-разному. Кроме того, каждая выраженная или интерпретированная идея может спровоцировать множество различных реакций, которые выражают творческий потенциал учащихся. Каждое предложение, фраза или слово, которые мы воспроизводим устно или письменно, в момент коммуникации могут быть воссозданы, переформулированы, перефразированы или изменены в зависимости от целей говорящего или пишущего.

Во-вторых, занятия по английскому языку не ограничиваются какими-либо строго отобранными, скучными темами. Учитель, посредством языка может конструировать свои уроки на основе разнообразных, увлекательных лексических тем, связанных со спортом, историей, географией, правом, философией и др., сосредотачиваясь при этом на обучении

языку. На основе изучаемых тем учащиеся совершенствуют язык индивидуально и коллективно в сотрудничестве, творчески подходя к его изучению.

В-третьих, языковые классы легко привлекают обучаемых к изучению языка творческими ситуациями. Под творческими ситуациями мы подразумеваем близкие к реальности ситуации, находясь в которых учащиеся почти не используют отработанный ими опыт, который может быть применен на практике автоматически для достижения одного единственного правильного решения проблемы. В творческих ситуациях обучаемые находятся в поиске уникальных идей и воспроизводят несколько ответов для решения ряда взаимосвязанных проблем. Они не знают, какие именно шаги нужно использовать для их решения. В таких ситуациях они не могут быть уверены, имеет ли проблема только одно решение, или широкий спектр возможных решений, или вообще, есть ли какое-либо решение данной проблемы. При решении таких проблем идеи тех, кто изучает язык, могут быть уникальными, оригинальными, отличающимся от других своей ортодоксальностью, чего нельзя наблюдать, например, у тех, кто изучает математику или химию.

Предлагаем некоторые рекомендации для учителя, которые могли бы способствовать решению проблемы формирования творческих способностей учащихся начальной школы на уроках английского языка, поскольку «развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте протекает наиболее результативно при определенных условиях» (1, 10). На уроках английского языка учителю необходимо:

• установить непринужденную атмосферу, где учащиеся чувствуют себя уверенно, не переживая за каждое движение / высказывание, за которым наблюдает учитель на наличие ошибок. В свободной среде учащиеся обращают больше внимания на то, что и как они пытаются выразить, нередко творчески, вместо того, чтобы концентрироваться на том, что они сделали неправильно;

• создавать ограничения при построении высказываний. Как это ни парадоксально, ограничения также действуют как поддерживающее средство для развития творческого потенциала учащихся. Рисуя определенные рамки для выражения мыслей, ограничивая объем устного или письменного высказывания учащихся, учитель направляет внимание обучаемых именно на определенную проблему, которую нужно решить. Такие ограничения провоцируют учащихся глубже изучить и понять одну тему, нежели несколько тем поверхностно;

• оценивать работу учащегося. Это может быть и оценивание работы со стороны учителя, и со стороны других обучаемых. Приемлемо представление выполненной работы напоказ для других классов или всей школы, что может дать еще больший стимул для творческого и правильного выполнения такого вида работ. Поощрения, наряду с дружелюбной «критикой» сообщества, изучающего язык, имеют определенную ценность в этом деле;

• научить учащихся замечать, собирать и использовать материал, который может быть использован при изучении языка: картины, игры, видеодиски, плееры, веб-сайты, книги, журналы и т.д;

• стимулировать выполнение домашних заданий, задавая им творческие упражнения. Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, что то, что они делают в классе, - это только верхушка айсберга, а извлечь реальную пользу при изучении языка нужно, работая во внеурочное время;

• сотрудничать с обучаемыми. Это означает работать с ними, а не требовать выполнения каких-либо заданий. Креативная способность учащегося во многом зависит от проделанной работы в коллективе и с учителем. Речь, инструкции учителя также помогают продвинуть атмосферу «предвкушения», вместо чувства «ожидания». Вместо обычного «Сегодня мы приступим к изучению юнита 6», лучше сказать «Как вы думаете, что интересного произойдет у нас в классе сегодня?»;

• применять четыре принципа: признать, выслушать, бросить вызов, поддержать. Это означает-оценивать то, что делают учащиеся; выслушать их внимательно, без предвзятости; предложить им на обсуждение интересную ситуацию / проблему, которая бы мотивировала учащихся творчески мыслить; поддержать их тогда, когда они стараются справиться с данной проблемой (5, 10).

Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что для решения проблем формирования и развития творческих способностей учащихся младших классов необходимо издать новый учебник по английскому языку для 3 класса средних общеобразовательных школ Республики Таджикистан, отвечающий современным требованиям методики преподавания иностранных языков, а также содержащий упражнения и задания, направленные на развитие креативного мышления обучаемых. Кроме того, создание

иноязычной креативной среды является главным стимулятором для развития творческих способностей учащихся и зависит, прежде всего, от учителя иностранного языка, у которого для достижения этой цели есть определенные преимущества, по сравнению с учителями других предметов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Большакова, Л. А. Развитие творчества младшего школьника/ Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. - 2002.- № 2. - С. 12-16

2. Саидов, А. English. Учебник по английскому языку для 3 класса/А.Саидов. - Душанбе, 2011. - 118 с.

3. Трубина, З.И. Некоторые аспекты развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку /З.И.Трубина// Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (11). Декабрь 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

4. http://www.president.tj/ru/node/19089

5. Maley, A. Overview: Creativity - the what, the why and the how / In: Creativity in the English language classroom / Maley A. and Peachey N. - British council, 2015. - P.10.

REFERENCES:

1. Bolshakova, L. A. Development of Creativity of the Younger School Student // Head of the study department of elementary school/ L. A. Bolshakova. -2002. -No. 2. - P. 12-16.

2. Saidov, A. English. The Manual on English for the 3-rd Grade/ A. Saidov. - Dushanbe, 2011. -118 p.

3. Trubina, Z.I. Some Aspects of Development of Creative Thinking in the Process of Teaching Foreign Language // The International information and analytical magazine "Crede Experto: transport, society, education, language". No. 4 (11). December, 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

4. http://www.president.tj/ru/node/19089

5. Maley, A. Overview: Creativity - the what, the why and the how / In: Creativity in the English language classroom / Maley A. and Peachey N. - British council, 2015. - P.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.