Научная статья на тему 'СПОСОБНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ К СОЗДАНИЮ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМАНД КАК ЗАПРОС НОВОЙ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ»'

СПОСОБНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ К СОЗДАНИЮ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМАНД КАК ЗАПРОС НОВОЙ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / современный менеджер / принцип кросс-функциональности / кросс-функциональная команда / экономика знаний / education / digitalization / technology / pedagogical design / teacher-designer / synergy / combination / knowledge economy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А М. Мирзоева

В статье отмечено, что в условиях развития «экономики знаний» от руководителя требуется знание и владение механизмами интеллектуального менеджмента. Каждый современный руководитель должен быть в тренде новой рыночной ситуации, уметь соблюдать интересы компании и клиентов. Одним из факторов решения поставленных задач автор отмечает необходимость формировать у современного руководителя способность использовать в практике управления принцип кросс-функциональности и приобретение навыка создания кросс-функциональных команд для решения актуальных задач. Понимание принципа кросс-функциональности автор передает с помощью рисунков и метода таблиц. В заключение подчеркивается, что владение руководителем кросс-функциональными принципами и соответствующими им ценностями приведет коллектив к сплоченности и благоприятной внутренней командной среде. При этом степень эффективности руководителя определяется через достижение продуктивности команды, удовлетворенность сотрудников, производительность и другие факторы, которые можно выявить с помощью необходимого инструментария тестов и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А М. Мирзоева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ABILITY OF A MANAGER TO CREATE CROSS-FUNCTIONAL TEAMS AS A REQUEST FOR A NEW “KNOWLEDGE ECONOMY”

The article notes that in the context of the development of the “knowledge economy”, the manager is required to know and master the mechanisms of intellectual management. Every modern manager must be on top of the new market situation and be able to respect the interests of the company and clients. The author notes that one of the factors for solving the assigned problems is the need to develop in a modern manager the ability to use the principle of cross-functionality in management practice and to acquire the skill of creating cross-functional teams to solve current problems. The author conveys an understanding of the principle of cross-functionality using drawings and the table method. In conclusion, it is emphasized that the leader’s transmission of cross-functional principles and corresponding values will lead the team to cohesion and a favorable internal team environment. At the same time, the degree of effectiveness of the manager is determined through the achievement of team productivity, employee satisfaction, productivity and other factors that can be identified using the necessary tools of tests and tasks.

Текст научной работы на тему «СПОСОБНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ К СОЗДАНИЮ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМАНД КАК ЗАПРОС НОВОЙ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ»»

ходе самостоятельного практического освоения иностранного языка на основе аутентичных материалов у обучающихся формируется творческое мышление, происходит развитие умений поиска, обработки и переработки иноязычной информации [10].

Закрепление изученного материала происходит как в процессе самостоятельной работы, так и совместно с преподавателем, которое направлено на освоение лексико-грамматического материала и анализ текстов профессиональной тематики. На данном этапе роль преподавателя трансформируется от носителя информации к информационному посреднику и тьютору.

Третьим, заключительным этапом является собственно комментирование подготовленной и представленной слайдовой презентации текста, на которой изображены ключевые слова, схемы и картинки по теме представления.

Библиографический список

Подводя итог, следует отметить, что метод реферативного комментирования, активно применяемый в военном вузе, способствует достижению поставленных целей в обучении иностранному языку взрослой категории обучающихся и содействует развитию умений обучающихся, направленных на осуществление компрессии текста. Отличительной особенностью метода реферативного комментирования является то, что он способствует развитию самостоятельных действий обучающихся, раскрытию их потенциальных возможностей к осуществлению коммуникативного общения на иностранном языке, что вполне соответствует принципам андрагогического подхода, следуя которым можно констатировать, что метод реферативного комментирования развивает коммуникативные навыки обучающихся и повышает их познавательную активность, что, в свою очередь, обеспечивает повышение качества их обучения иностранному языку.

1. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности. Проблемы формирования личности. Москва - Воронеж, 1995.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Искусство, 1986.

3. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1979.

4. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке. Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. Москва: Русский язык, 1977: 5-12.

5. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. Москва: ПЕР СЭ, 2007.

6. Суйкова О.А. Андрагогические принципы в реализации непрерывного образования взрослых. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018; № 4 (37).

7. Андрагогика: краткий курс лекций для студентов всех специальностей и направлений подготовки. Составитель И.В. Рыжкова. Саратов, 2016.

8. Гладких В.В., Ларина Т.В., Баранова Л.М. и др. Педагогические и лингводидактические исследования в сфере языкового военно-профессионального образования: тенденции развития и перспективы взаимодействия: В рамках научной школы «Инфолингвистическая система поликультурного образования»: коллективная монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020.

9. Ларина Т.В. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022618985 Российская Федерация. Программная реализация методики обучения английскому языку адъюнктов: № 2022617842: заявл. 27.04.2022: опубл. 18.05.2022.

10. Будникова К.П., Ларина Т.В. Формирование лингвистической готовности обучающихся к информационно-аналитической деятельности как педагогическая проблема. Траектория развития субъектов образовательного процесса: материалы Международной научно-практической конференции. Воронеж: Издательство «ИСТОКИ», 2023: 123-126.

References

1. Bozhovich L.I. O kul'turno-istoricheskoj koncepcii L.S. Vygotskogo i ee znachenii dlya sovremennyh issledovanij psihologii lichnosti. Problemy formirovaniya lichnosti. Moskva -Voronezh, 1995.

2. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Iskusstvo, 1986.

3. Davydov V.V., Dragunova T.V., Itel'son L.B. i dr. Vozrastnaya ipedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1979.

4. Nekotorye voprosy psihologii obucheniya rechi na inostrannom yazyke. Psiholingvistika i obuchenie russkomu yazyku nerusskih. Moskva: Russkij yazyk, 1977: 5-12.

5. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tehnologiiobucheniya vzroslyh. Moskva: PER S'E, 2007.

6. Sujkova O.A. Andragogicheskie principy v realizacii nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2018; № 4 (37).

7. Andragogika: kratkij kurs lekcijdlya studentov vseh special'nosteji napravlenijpodgotovki. Sostavitel' I.V. Ryzhkova. Saratov, 2016.

8. Gladkih V.V., Larina T.V., Baranova L.M. i dr. Pedagogicheskie i lingvodidakticheskie issledovaniya v sfere yazykovogo voenno-professional'nogo obrazovaniya: tendenciirazvitiya i perspektivy vzaimodejstviya: V ramkah nauchnoj shkoly «Infolingvisticheskaya sistema polikul'turnogo obrazovaniya»: kollektivnaya monografiya. Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskij centr "Nauchnaya kniga", 2020.

9. Larina T.V. Svidetel'stvo o gosudarstvennojregistraciiprogrammy dlya 'EVM № 2022618985 Rossijskaya Federaciya. Programmnaya realizaciya metodikiobucheniya anglijskomu yazyku ad'yunktov: № 2022617842: zayavl. 27.04.2022: opubl. 18.05.2022.

10. Budnikova K.P., Larina T.V. Formirovanie lingvisticheskoj gotovnosti obuchayuschihsya k informacionno-analiticheskoj deyatel'nosti kak pedagogicheskaya problema. Traektoriya razvitiya sub'ektov obrazovatel'nogo processa: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh: Izdatel'stvo «ISTOKI», 2023: 123-126.

Статья поступила в редакцию 10.06.24

УДК 378

Mirzoeva A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director of School of Business and International Proficiency, MGIMO University (Moscow, Russia),

E-mail: business@inno.mgimo.ru

THE ABILITY OF A MANAGER TO CREATE CROSS-FUNCTIONAL TEAMS AS A REQUEST FOR A NEW "KNOWLEDGE ECONOMY". The article notes that in the context of the development of the "knowledge economy", the manager is required to know and master the mechanisms of intellectual management. Every modern manager must be on top of the new market situation and be able to respect the interests of the company and clients. The author notes that one of the factors for solving the assigned problems is the need to develop in a modern manager the ability to use the principle of cross-functionality in management practice and to acquire the skill of creating cross-functional teams to solve current problems. The author conveys an understanding of the principle of cross-functionality using drawings and the table method. In conclusion, it is emphasized that the leader's transmission of cross-functional principles and corresponding values will lead the team to cohesion and a favorable internal team environment. At the same time, the degree of effectiveness of the manager is determined through the achievement of team productivity, employee satisfaction, productivity and other factors that can be identified using the necessary tools of tests and tasks.

Key words: education, digitalization, technology, pedagogical design, teacher-designer, synergy, combination, knowledge economy

А.М. Мирзоева, канд. пед. наук, директор Школы бизнеса и международных компетенций ФГАОУ ВО «Московский государственный институт

международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, г. Москва, E-mail: business@inno.mgimo.ru

СПОСОБНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ К СОЗДАНИЮ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМАНД КАК ЗАПРОС НОВОЙ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ»

В статье отмечено, что в условиях развития «экономики знаний» от руководителя требуется знание и владение механизмами интеллектуального менеджмента. Каждый современный руководитель должен быть в тренде новой рыночной ситуации, уметь соблюдать интересы компании и клиентов. Одним из факторов решения поставленных задач автор отмечает необходимость формировать у современного руководителя способность использовать в практике управления принцип кросс-функциональности и приобретение навыка создания кросс-функциональных команд для решения актуальных задач. Понимание принципа кросс-функциональности автор передает с помощью рисунков и метода таблиц. В заключение подчеркивается, что владение руководителем кросс-функциональными принципами и соответствующими им ценностями приведет коллектив к сплоченности и благоприятной внутренней командной среде. При этом степень эффективности руководителя определяется через достижение продуктивности команды, удовлетворенность сотрудников, производительность и другие факторы, которые можно выявить с помощью необходимого инструментария тестов и задач.

Ключевыеслова: менеджмент, современный менеджер, принцип кросс-функциональности, кросс-функциональная команда, экономика знаний

Актуальность исследования обусловлена тем, что современное производство наукоемкой продукции с высокими научными и потребительскими качествами требует от руководителя интеллектуального менеджмента владения новейшими технологиями, чтобы быть готовым к вызовам нового времени и особенностям новой экономики.

Новая экономика, или «экономика знаний» - следующая фаза современного экономического развития. Экономику знаний определяют как наивысшую форму развития постиндустриального общества, когда «значимыми факторами высокой продуктивности и удовлетворенности трудом становится сам человек и современные знания» [1]. Характер и эффективность экономики в новых условиях определяется инновационной подготовкой современного руководителя, обладающего дополнительными компетенциями, требования к которым растут по мере того, как растут запросы экономики к качеству человеческого капитала, обусловленному научно-технологическим прорывом и цифровизацией.

В этой связи Президент РФ объявил о новой модели российской экономики, выделяя важность человеческого капитала и образ ответственного предпринимателя. «Экономика России перешла к росту, и за этими достижениями стоит напряженный труд тысяч компаний и многих миллионов специалистов, их ответственное, профессиональное отношение к делу, стремление к развитию и защите своей страны». [2]. Сегодня управленческая система крайне нуждается в высококомпетентных управленцах, отвечающих вызовам времени, способных сделать собственное предприятие высококонкурентным. Ограниченность творческих, самостоятельных руководителей не обеспечит масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг, не приведет к эффективности организации -высоким результатам при минимуме затрат

Цель статьи заключается в теоретико-методологическом обосновании способности руководителя к созданию кросс-функциональных команд как запроса новой «экономики знаний».

Цель определила следующие исследовательские задачи: доказать актуальность разработки настоящей темы исследования, используя экспертные мнения, официальные документы; теоретически обосновать понятия «экономика знаний», «кросс-функциональная команда», «кросс-функциональный принцип», «кросс-функциональный подход»; используя принцип формализации (схемы, рисунки), наглядно продемострировать, что представляет собой кросс-функциональный подход для лучшего понимания изучаемого объекта.

В ходе исследования автором использовался методы анализа, синтеза и обобщения как методы исследования, позволившие разложить проблему руководителя - способность к созданию кросс-функциональных команд - на более мелкие процессы и явления в их развитии, установить связи между ними и через обобщение сделать прогнозы на будущее. Применение научных методов позволило проблему формирования способности руководителя к созданию кросс-функциональных команд представить как запрос новой «экономики знаний», мысленно разъединить на составляющие части и исследовать данный процесс более детально, соответственно поставленным цели и задачам исследования. Одновременно с анализом, синтезом и обобщением был использован наглядный метод через изображение кросс-фукционального подхода и создание кросс-функциональной команды, которые продемострировали объекты, способствующие лучшему пониманию и усвоению нового знания.

Научная новизна исследования заключается в том, что автором обогащена методологическая база кросс-функционального менеджмента как комплекса системных мероприятий по инновационному управлению и принятию решений; уточнена категория «экономика знаний»; обосновано понятие «способность руководителя к созданию кросс-функциональных команд», «кросс-функциональный принцип», «кросс-функциональная команда».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретико-методологические материалы обогащают теорию профессиональной подготовки и переподготовки современного руководителя. Представленный материал вносит вклад в развитие у современного руководителя способности к созданию кросс-функциональных команд и кросс-функциональной компетентности, а также осмысление основных категорий такого явления, как «кросс-функциональность» в управлении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные материалы в рамках формирования у руководителя способности к созданию кросс-функциональных команд вносят вклад в практику подготовки будущих менеджеров бакалаврского уровня в формате элективного курса, а также в практику системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации управленцев любого звена через составление рабочих учебных программ для бизнес-структур и государственных предприятий.

Термин «экономика знаний» был впервые введен в научный дискурс еще в 1966 году Фрицем Махлупом, определившим понятие «экономика знаний» как то, что в ее основе заложены современные знания, актуальная экономическая информация, а также нематериальные активы и интеллектуальный капитал, составляющие национальное богатство любого государства [3, с. 30-150]. Это подтверждают и отечественные исследования. В частности, в работе А.В. Казюры отмечается, что в рамках «экономики знаний» основным ресурсом становятся инновационные знания и человеческий капитал» [4, с. 23].

Требуемые компетенции для эффективного менеджмента в эпоху «экономики знаний» условно можно разделить на умение руководителя преумножать

капитал компании и умение управлять компанией. В настоящих условиях каждый руководитель должен быть в тренде новой рыночной ситуации, уметь соблюдать интересы компании и клиентов, уметь делегировать полномочия своим подчиненным и не работать в режиме «красного календаря», постоянно повышать квалификацию сотрудников» [5]. Одним из факторов разрешения перечисленных проблем может стать развитие у современного руководителя способности использовать в профессиональной деятельности создание кросс-функциональных команд и принципа кросс-функциональности.

В последнее десятилетие в педагогике управления учеными и практиками активно цитируются и анализируются термины и понятия - «кросс-функциональность», «кросс-функциональный принцип», «кросс-функциональная компетенция», «кросс-функциональная команда». Число практиков, пытающихся анализировать новое явление кросс-функциональности в менеджменте, значительно превышает ученых фундаментальной науки. К примеру, И. Гаврила отмечает, что «принцип кросс-функциональности в практике руководства компании, как новый этап развития менеджмента в рамках кросс-функционального взаимодействия персонала, требует особого внимания в ходе инвестирования средств при создании кросс-функциональных команд» [6, с. 111]. Речь идет о том, что только грамотный подход, основанный на принципе кросс-функциональности, поможет руководителю не только избежать потерю вложенных средств, но и получить прибыль.

Способность руководителя к созданию кросс-функциональных команд тесно связана с его умением стратегического планирования, «включающего способность к прогнозу, предвидению, а также определение времени на каждом отрезке работы и определение поступающего объема информации, которую важно проанализировать, изучить и продумать формат ее трансляции сотрудникам» [7, с. 131-133]. Стратегическое планирование и принцип кросс-функциональности связывает тот факт, что и в одном, и в другом случае руководитель компании определяет цели и задачи перспективного планирования, помогает развитию бизнеса и повышает конкурентоспособность своей продукции.

Приобрести навык создания кросс-функциональных команд у себя на предприятии руководителю несложно, если «постоянно повышать профессиональную квалификацию и организационную культуру, что для большинства управленцев все еще является редким явлением» [10, с. 52-56]. Позиционирование кросс-функциональных целей как высших требует нового системного подхода к управлению и принятию решений руководителем.

Создание кросс-функциональных команд для решения возникшей производственной проблемы предполагает целый ряд условий, выполнение которых позволит руководителю приблизиться к заветной цели. Прежде всего, руководитель должен стремиться к самостоятельности и независимости от вышестоящего начальства. Для большего понимания явления кросс-функциональности в новом менеджменте приведем пример из книги Бенама Табризи: «Одна ИТ-компания инвестировала более ста миллионов долларов в проект, в котором были задействованы различные функциональные подразделения. Но при этом большая часть вовлечённых сотрудников и некоторые из топ-менеджеров знали, что проект изначально был тупиковым еще за два года до того, как компания приостановила его реализацию. Один из менеджеров позже высказался о том, что никто не хотел идти к руководству и говорить: «Давайте перегруппируем всех, включая меня, и будем действовать как-то иначе, потому что этот проект не работает» [11, с. 299-230].

То есть проявление руководителем самостоятельности и независимой политики при создании кросс-функциональных команд - важное условие, обеспечивающее эффективность и прибыль организации. Вместе с тем существует и оборотная сторона с определенными организационными проблемами и трудностями, на которые нужно реагировать оперативно, иначе компания получит негативный результат или, более того, банкротство. Свойства кросс-функциональных команд должны быть постоянно в спектре проявления «самоорганизации, синергизма, системности, адаптивости, должны дополняться принципами гибкости, оперативности, открытости, целостности, сбалансированности, равномерности распределения полномочий, ответственности и интегрированности» [12]. Этот перечень не является исчерпывающим, однако он формирует базовое представление о принципах и свойствах кросс-функциональности, поэтому целесообразно применение системного подхода к управлению бизнес-процессами с целью координации и создания синергии между функциональным и кросс-функциональным управлением при изучении отдельных конкретных кросс-функциональных образований (рис. 1).

Синергия, или переплетение функциональной и кросс-функциональной управленческой деятельности происходит на основе различных ролей участников команд. Функциональная команда представляет собой производственный коллектив, где каждый департамент может брать на себя решение и ряд кросс-функциональных задач. То есть любой топ-менеджер может быть привлечен к работе любой кросс-функциональной команды для срочного заказа и выполнения актуальных производственных задач. По исполнении поставленных задач кросс-функциональные команды распускаются, руководители возвращаются к плановой работе своего подразделения.

Наряду со стремлением к независимой и самостоятельной политике, руководителю важно помнить о реализации дополнительных кросс-функциональных принципов и правил, позволяющих добиться эффективного взаимодействия в кросс-функциональной команде. К ним можно отнести:

Рис.1.Системный подходк управлениюбизнес-процессами

сцелью координацииисоздания синергиимеждуфункциональным и кросс-функциональным управлением

- целеполагание и постановку задач команды;

- необходимостьдержаться н№ связей р коммуникаций; стремлениек лтнерствд н^с^хнп^х^ии;пон^тн ^зто^ч^т^ьх зредложений; во1р^с^[зоянеде;ренро^(тН^(5^ао^^^(^1ин^/хы виавиртмостз оо хсм^^ий иосставлен-тн1х целся^нспг^ ;^(^меид!^,с^тдел);

- доступность коммуникационных каналов и ограничения при принятии решенсййкодзнесйты кд1нмрыикациотныс каналов);

четыле сoртмйа кднмкйыьофозмуос:))п -гунддоп нсо-

личество участников взаимодействия, значение которого не должно превышать суммуо + н, и т. н.

Совместное лидерство в новой кросс-функциональной команде - это «ди-нун^нр^н^|5;ттьтердпдсвньш хронeccсмхялирмуждсoьлeлиными лицамс вумнси-мпь, целилоседпгй е прз^^^^унп^г^й^^ о^Руганузстижению комоодтыуили ^д^кны^аи ционных целей либо того и другого» [13].

йсхес-функциональное взаимодействие включает в себя распределение лизерскин с^^^^^ни^^г^дй мсйн^дхохкoлыгирlичлыиеlPикснeнды,кoгмс з^тндинг сизенсого иaзйдистхсгд хпpeдcр0вляeтc0б0тпp0нехc| мин

нoтондroнлеиыкoмaиумвнmолисмр ексaвленанекам сеузaнсoолт,лолзхтуyя других членов, обеспечивая обратную связь и контролируя командные задачи. Важно определить, насколько руководителю удается консолидировать команду что выражается в некой условной степени сплоченности. Большинство исследо-

Библиографический список

ваний в области кросс-функционального менеджмента сосредоточено на влиянии сплоченности на результаты работы кросс-функциональной команды, а не на предшествующих факторах коллективизма. Однако существуют доказательства того, что элементы внутренней среды команды способствуют сплоченности ее членов, что подтверждает теория социальной идентичности Эшфорта Блейка и Маила Фреда, доказавших гипотезу о том, что, когда члены группы работают над проектами с взаимозависимыми задачами, идентификация с группой со стороны членов команды будет отражаться в общей сосредоточенности на выполнении задачи [14, с. 4-5].

Значительное влияние на результаты эффективной, продуктивной работы вновь созданной кросс-функциональной команды оказывает информационная осведомленность руководителя, определяющая поиск, обработку информации с целью осознания проблем, связанных с временным составом команды, актуализацию квалификационных характеристик каждого члена команды и их профессиональных компетенций. В данной ситуации речь идет об ответственности руководителя перед тем, кого и как, согласно полученной информации и резюме на каждого сотрудника, он набирает в команду. Попадание в команду для решения остро поставленных актуальных задач часто связано с дополнительным материальным вознаграждением, поэтому не исключено проявление служебного протекционизма как системы покровительства, подбора сотрудников по признакам личной преданности, дружеских отношений, родства. Как результат - попадание в команду некомпетентных сотрудников, не соответствующих уровню квалификации и требуемых компетенций. По сути, руководитель наделяет отдельных сотрудников теми качествами, которыми они не обладают, что выражается в распространении неправдивой информации в коллективе [15, с. 248]. Все это может привести к срыву кросс-функциональной командой намеченных целей и невыполнению поставленных задач. Информационная ответственность руководителя отражается и в ходе совместного обсуждения производственных проблем, обмена реальной информацией, обеспечивающей грамотный анализ рабочей ситуации и принятие решений. Правдивая информация, а не постправда сегодня важна во всех областях общественной жизни - в освещении историче-схой фактов, работе журналиста, управленцев, выступлениях политиков и государственных деятелей и т. д.

Кросс-функциональный принцип в создании временных производственных команд для решения актуальных задач отражает приверженность членов команды друг к другу, а также общую выраженную задачу или цель команды. Благодаря ли чностным качествам и важнейшим коммуникативным навыкам выстраивается ну кая культура, в которой участники хотят обмениваться советами и делиться мнениями друг с другом. [16]. Именно межличностные взаимодействия создают уносс-функциональное взаимодействие между членами команды, результатом чего становится генерация высококачественных отношений. Такие отношения см ижают риски и поощряют сотрудничество.

Владение современным руководителем кросс-функциональными принципами и соответствующими ценностями способно с большей вероятностью сллотить команду в рамках кросс-функциональной команды. В данном контексте основная задача руководителя - это создать благоприятную внутреннюю км андную среду. Степень эффективности руководителя будет определяться через оценивание уровня функциональности и продуктивности команды, обращая внимание на удовлетворенность, производительность сотрудников, на факторы окружающей среды и множество других явлений, которые можно выявить с помощь ю необходимого инструментария тестов и задач.

Руководители должны иметь представление о том, что сегодня востребованы не только долгосрочные, но и краткосрочные - кросс-функциональные - команды, которые в эпоху экономики знаний высоко дифференцируются, приносят прибыль компании, способствует повышению ее эффективности и конкурентоспособности.

1. Экономика и управление в современных условиях: монография. Екатеринбург, 2022.

2. Путин В.В. Ответственный бизнес в РФ может рассчитывать на поддержку государства. Available at: /ttps://www.ng.ru/economics/2023-03-16/1_8682_president.htm

3. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. Москва: Прогресс, 1966: 30-150.

4. Кузюра А.В. Понятие «экономики знаний», ее основные черты и последствия. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022; Т. 12, № 5А: 21-28.

5. Шмакова Е. Зачем руководителю идти учиться? Филиал русской школы Управления. Санкт-Петербург Available at: /https://vk.com/@seminar_reu_plehanova_2018-zachem-rukovoditelu-idti-uchitsya

6. Гаврила И., Гаврила Т. Конкурентоспособность и конкурентная среда: поощрение и защита конкурентоспособности в ЕС. Бухарест: Экономика, 2008. - 200 с.

7. Романенко Н.М., Соловьева И.Ю. Особенности профессиональной подготовки современного руководителя. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 131-133.

8. Мирзоева А.М. Формирование кросс-функциональной компетентности современного руководителя через дополнительное профессиональное образование. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2022.

9. Белайчук А.А. Вульгарное представление в кросс-функциональных бизнес-процессах. 2019. Available at: http: //quality.eup. ru/DOCUM7.Cross-functional_processes.htm

10. Мирзоева А.М. Методологический анализ кросс-функциональности как комплекса системных мероприятий по управлению и принятию решений. Современное педагогическое образование. 2020; № 9: 52-56.

11. Tabrizi B. Advantages And Disadvantages Of Cross-Functional Teams. 2015.

12. Фролова М.В. Реализация модели кросс-функционального управления в распределенных трудовых коллективах. Известия Самарского научного центра РАН. 2015; Т. 17, № 2 (5): 109-116.

13. Болден Р Распределенное лидерство в организациях: обзор теории и исследований. Международный журнал управленческих обзоров. 2011; № 13 (3): 251-269.

14. Blake E., Fred M. Theory of social identity in the context of the organization. Organizational psychology. 2012; Vol. 2, № 1: 4-27.

15. Романенко Н.М. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной ответственности у журналиста-международника в нераспространении «фейко-вых новостей». Интеграция образования. 2019; Т. 23, № 2 (95): 247-264.

16. Meadow D.H., Meadow D.L., Rander J. Organization Growth Constraints: 30-YearRenewal.Vermont, 2004.

References

1. 'Ekonomika i upravlenie v sovremennyh usloviyah: monografiya. Ekaterinburg, 2022.

2. Putin V.V. Otvetstvennyj biznes v RF mozhet rasschityvat' na podderzhku gosudarstva. Available at: /ttps://www.ng.ru/economics/2023-03-16/1_8682_president.htm

3. Mahlup F. Proizvodstvo irasprostranenie znanij v SShA. Moskva: Progress, 1966: 30-150.

4. Kuzyura A.V. Ponyatie «'ekonomiki znanij», ee osnovnye cherty i posledstviya. 'Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2022; T. 12, № 5A: 21-28.

5. Shmakova E. Zachem rukovoditelyu idti uchit'sya? Filial russkoj shkoly Upravleniya. Sankt-Peterburg. Available at: /https://vk.com/@seminar_reu_plehanova_2018-zachem-rukovoditelu-idti-uchitsya

6. Gavrila I., Gavrila T. Konkurentosposobnost' i konkurentnaya sreda: pooschrenie i zaschita konkurentosposobnosti v ES. Buharest: 'Ekonomika, 2008. - 200 s.

7. Romanenko N.M., Solov'eva I.Yu. Osobennosti professional'noj podgotovki sovremennogo rukovoditelya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 131-133.

8. Mirzoeva A.M. Formirovanie kross-funkcional'noj kompetentnosti sovremennogo rukovoditelya cherez dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2022.

9. Belajchuk A.A. Vul'garnoe predstavlenie v kross-funkcional'nyh biznes-processah. 2019. Available at: http: //quality.eup. ru/DOCUM7.Cross-functional_processes.htm

10. Mirzoeva A.M. Metodologicheskij analiz kross-funkcional'nosti kak kompleksa sistemnyh meropriyatij po upravleniyu i prinyatiyu reshenij. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 9: 52-56.

11. Tabrizi B. Advantages And Disadvantages Of Cross-Functional Teams. 2015.

12. Frolova M.V. Realizaciya modeli kross-funkcional'nogo upravleniya v raspredelennyh trudovyh kollektivah. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2015; T. 17, № 2 (5): 109-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Bolden R. Raspredelennoe liderstvo v organizaciyah: obzor teorii i issledovanij. Mezhdunarodnyjzhurnal upravlencheskih obzorov. 2011; № 13 (3): 251-269.

14. Blake E., Fred M. Theory of social identity in the context of the organization. Organizational psychology. 2012; Vol. 2, № 1: 4-27.

15. Romanenko N.M. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj otvetstvennosti u zhurnalista-mezhdunarodnika v nerasprostranenii "fejkovyh novostej". Integraciya obrazovaniya. 2019; T. 23, № 2 (95): 247-264.

16. Meadow D.H., Meadow D.L., Rander J. Organization Growth Constraints: 30-Year Renewal.Vermont, 2004.

Статья поступила в редакцию 08.06.24

УДК 378

Andryushkina E.Yu, senior teacher, Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University; postgraduate, Siberian Federal University

(Krasnoyarsk, Russia), E-mail: e.yu.andryushkina@gmail.com

THE BASICS AND CONTENT OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF MEDICAL UNIVERSITY TEACHERS OF DISCIPLINES IN AN INTERMEDIATE LANGUAGE. Implementation of higher medical education programs in intermediary language represents both an opportunity to develop the export of education within the framework of today's governmental policy direction, and a new professional challenge for medical university teachers. The paper clarifies the basics and content of intercultural competence of a medical university teacher in an intermediary language. The author describes specific features of medical university educational that are important in the interaction of a teacher with foreign students. It is emphasized that intercultural communication is focused on achieving learning goals, along with the formation of a positive image of the professional medical community in Russia among foreign students. The author formulates competencies as part of the intercultural competence of medical university teacher of disciplines in an intermediary language: sociocultural-communicative, professional-linguistic, information-digital, reflective, self-education competence.

Key words: intercultural competence, competency-based approach, foreign students, intercultural communication

Е.Ю. Андрюшкина, ст. преп., Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России;

аспирант Сибирского федерального университета, г. Красноярск, E-mail: e.yu.andryushkina@gmail.com

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДИСЦИПЛИН НА ЯЗЫКЕ-ПОСРЕДНИКЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Осуществление образовательных программ высшего медицинского образования с использованием языка-посредника представляет собой как возможность развития экспорта образования в рамках сегодняшней направленности государственной политики, так и новый профессиональный вызов для преподавателей медицинского вуза. Статья посвящена уточнению сущности и содержания межкультурной компетентности преподавателя дисциплин на языке-посреднике в медицинском вузе. Описаны особенности образовательной среды медицинского вуза, имеющие значение при межкультурном взаимодействии педагога с иностранными обучающимися. Отмечена направленность межкультурной коммуникации на достижение целей обучения наряду с формированием позитивного образа профессионального медицинского сообщества в России у иностранного студента. Сформулированы компетенции в составе межкультурной компетентности преподавателя дисциплин на языке-посреднике в медицинском вузе: социокультурно-коммуникативная, профессионально-лингвистическая, информационно-цифровая, рефлексивная, компетенция самообразования.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, компетентностный подход, иностранные студенты, межкультурная коммуникация

Процессы интернационализации медицинского образования, разворачивающиеся на фоне укрепления сотрудничества стран БРИКС, отражаются в росте числа иностранных студентов из соответствующих стран, обучающихся в медицинских вузах нашей страны. Согласно Минобрнауки РФ, специальность «Лечебное дело» является самой востребованной на рынке российского экспорта образования [1]. Эти данные подтверждаются относительно Красноярского края: за последние 3 года ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России (далее - КрасГМУ) занимает лидирующие позиции среди вузов региона по доле иностранных обучающихся. В 2024 году в КрасГМУ только из стран дальнего зарубежья насчитывается около 200 студентов, обучающихся по программах «Лечебное дело» и «Стоматология», среди которых превалируют Индия, Египет, Гвинея и Эквадор. Данные программы осуществляются, в том числе, на языке-посреднике, что позволяет вузу расширить географию приема иностранных обучающихся из тех стран, в которых русский язык, как правило, не изучается широко.

Перед преподавателем медицинского вуза встает необходимость выстраивания взаимодействия со студентами вышеназванных стран, однако недостаточный уровень развития его межкультурной компетентности может привести к трудностям взаимопонимания с иностранными обучающимися в рамках учебного процесса [2, с. 6]. Специалист с высшим образованием, согласно ФГОС, обладает универсальной компетенцией УК-5, предполагающей способность учитывать многообразие культур в рамках профессиональной коммуникации. С одной стороны, процесс межкультурной коммуникации в данном случае осложняется необ-

ходимостью коммуникации на языке-посреднике (на английском языке), который является неродным как для педагога, так и для обучающегося. С другой стороны, такая коммуникация происходит в образовательной среде медицинского вуза, имеющей ряд специфических особенностей.

Всё это обусловливает важность целенаправленного развития межкультурной компетентности преподавателя медицинского вуза, ведущего дисциплины на языке-посреднике, для результативного взаимодействия педагогов и обучающихся в стенах медицинского вуза. В контексте современной действительности актуальность поиска путей для обновления профессиональных функций и компетенций педагога медицинского вуза, связанных с межкультурным взаимодействием на языке-посреднике, обусловливает цель нашего исследования - уточнение сущности и содержания межкультурной компетентности преподавателя дисциплин на языке-посреднике в медицинском вузе. Достижение цели подразумевает выполнения ряда задач: (1) провести теоретический анализ научных трудов, посвященных сущности межкультурной компетентности как психолого-педагогического феномена; (2) сформулировать особенности образовательной среды медицинского вуза, имеющие значение в межкультурной коммуникации педагога и обучающихся на языке-посреднике; (3) на основе обобщения полученных данных сформулировать определение межкультурной компетентности преподавателя дисциплин на языке-посреднике в медицинском вузе, а также содержание данного феномена, выраженное в совокупности компетенций.

Новизна исследования заключается в том, что автором конкретизировано понятие межкультурной компетентности педагога вуза с учетом специфики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.