Научная статья на тему 'Способ определения содержания серы в нефтепродуктах'

Способ определения содержания серы в нефтепродуктах Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
231
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / УЛЬТРАЗВУК / СЕРНИСТЫЕ СОЕДИНЕНИЯ / DIESEL FUEL / ULTRASOUND / SULPHUR COMPOUNDS

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Пащенко В. М., Ванцов В. И., Ванцов М. В.

В статье рассматриваются стандартные методы определения общей серы в дизельном топливе, дается их классификация, соответствие методов, принятых в различных системах стандартизации. Кратко излагаются теоретические принципы, лежащие в основе ультразвукового метода определения сернистых соединений в моторном топливе. Приводятся данные лабораторных исследований определения содержания серы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAY OF DEFINITION OF THE CONTENT OF SULFUR IN OIL PRODUCTS

In the article the standard methods of determining total sulfur in the diesel fuel are investigated. Their classification, correspondence of the methods accepted in different systems of standardization is given. The theoretical principles which lie at the basis of the ultrasonic technique of determining the sulfur connections in the motor fuel are presented in brief. The laboratory findings of determining of the content of sulfur are also given in the article.

Текст научной работы на тему «Способ определения содержания серы в нефтепродуктах»

зволит значительно сократить количество поездок и период пребывания студентов в ФГБОУ ВПО РГАТУ, так как большую часть учебного материала планируется предоставлять студентам посредством электронного ресурса.

Заключение

Проведенный сравнительный анализ систем дистанционного обучения позволил обоснованно выбрать для внедрения в РГАТУ модульную объектно-ориентированную динамическую учебную среду Moodle по критерию цена-качество.

Использование системы Moodle в учебном процессе даст возможность оперативного доступа студентам к учебным материалам из любого места, где имеется Интернет, динамично формировать и модернизировать учебные курсы.

Библиографический список

1. Сетевое социально-педагогическое со-

общество «СоцОбраз», 2012. URL: http://www. socobraz.ru (дата обращения: 19.11.2012).

2. Moodle.org: open-source community-based tools for learning // Официальный сайт. 2012 URL: https://moodle.org/ (дата обращения: 7.11.2012).

3. Компания WebSoft, система обучения WebTutor // Официальный сайт. 2012 URL: http:// websoft.ru/ (дата обращения: 19.11.2012).

4. Blackboard: Technology and Solutions Built for Education // Официальный сайт. 2012 URL: http:// www.webct.com/ (дата обращения: 20.11.2012).

5. Гриневич Е.А. Дистанционное обучение студентов экономических специальностей через сеть Интернет // Научно-инновационная деятельность и предпринимательство в АПК: проблемы эффективности и управления: сборник научных статей 2-й Междунар.-практич. конф., Минск, 1718 мая 2007г. В 2 ч. Ч. 2 / редкол. Г.И. Гануш [и др.].

- Минск, 2007. - с. 134-137

УДК 621.357

В.М. Пащенко, д-р биол. наук, профессор,

В.И. Ванцов, канд. техн. наук, доцент,

М.В. Ванцов, студент, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СЕРЫ В НЕФТЕПРОДУКТАХ

Для нефтепродуктов сернистые соединения являются очень вредной примесью. Они токсичны, придают нефтепродуктам неприятный запах, вредно отражаются на антидетонационных свойствах бензинов, способствуют смолообразованию в крекинг-продуктах и, главное, вызывают коррозию металлов. Наиболее опасны в этом отношении самые активные сернистые соединения

— серо-водород, низшие меркаптаны, а также свободная сера, которые сильно разрушают металлы, особенно цветные. Поэтому присутствие этих веществ крайне нежелательно и для большинства неф-тепродуктов недопустимо. Но и остальные нейтральные сернистые соединения — сульфиды, дисульфиды, тиофаны, тиофены — могут в

определенных условиях вызывать коррозию. Дело в том, что при сгорании топлива все сернистые соединения превращаются в S02 и SO3. При низких температурах, когда получающиеся при сгорании или находящиеся в воздухе водяные пары конденсируются, эти оксиды переходят в соответствующие кислоты, которые вызывают сильную коррозию. Чем больше сернистых соединений в топливе, тем сильнее опасность этой кислотной коррозии. Необходимо также иметь в виду, что при повышенных температурах нейтральные сернистые соединения могут разлагаться с выделением сероводорода и меркаптанов.

В технические требования на нефтепродукты введены следующие показатели.

© Пащенко В. М., Ванцов В. И., Ванцов М. В., 2013

Содержание серы нормируется для всех видов топлива, их компонентов, осветительных керосинов, бензинов-растворителей и некоторых нефтяных масел. Наиболее жесткие нормы по содержанию серы установлены для карбюраторных и реактивных топлив и бензинов-растворителей (0,02—0,1%). Среднее положение по этому показателю занимают тракторные керосины и дизельные топлива (0,2—1%). Наибольшее содержание серы допускается в котельном топливе (0,5—3,5%), поэтому сжигание сернистых мазутов проводят по специальным инструкциям во избежание отравления персонала дымовыми газами. Следует отметить, что для некоторых специальных масел (трансмиссионные, для гипоидных передач, для коробок передач и рулевого управления) и для смазочно-охлаждающей жидкости сульфофрезол нормируется не высший, а низший предел содержания серы (не менее 0,9—1,7%),так как присутствие серы в этих нефтепродуктах улучшает их специфические свойства (липкость, маслянистость).

Органические соединения серы являются природным компонентом сырой нефти. При термическом воздействии в процессе переработки нефти сера и её соединения попадают в нефтепродукты в различных концентрациях. Соединения серы отравляют дорогостоящие нейтрализаторы выхлопных газов автомобилей, вызывают коррозию оборудования; выделяясь в атмосферу, оксиды серы при сгорании создают экологические проблемы. Выброс в атмосферу соединений серы, образующихся при сгорании нефтепродуктов, является предметом экологического контроля во всех развитых странах.

Известен наиболее «старый» метод для определения серы в нефтепродуктах, т.н. «Бомбовый метод» [1]. Технология его реализации такова:

— навеску испытуемого продукта сжигают в калориметрической бомбе, заполненной сжатым кислородом;

— получившуюся при сгорании двуокись серы поглощают предварительно залитой в бомбу щелочью;

— окисляют образовавшиеся сульфиты до сульфатов;

— определяют серу гравиметрически осаждением хлористым барием BaSO4;

— производят взвешивание осадка BaSO4 и из соотношения молярных масс элементов, входящих в формулу, непосредственно рассчитывают содержание серы.

Метод применим к продуктам с низкой летучестью, которые можно взвесить в открытом тигле. К легким нефтепродуктам применение его весьма затруднено, т.к. точное взвешивание возможно только в закрытом сосуде, например, в желатиновой капсуле, которая сама содержит серу, вызывая значительную погрешность. Метод не применим к продуктам, содержащим элементы, часто

входящие в состав добавок, образующие при сгорании нерастворимые сульфаты, которые будут мешать на стадии осаждения (железо, алюминий, кальций, свинец и др.). Метод также неприменим к отработанным маслам, содержащим металлы износа.

Известен более новый действующий метод, называемый «Ламповым методом» [2]. Технология его реализации следующая:

— предварительно строят калибровочные зависимости по серии суспензий с различной концентрацией сульфата бария, измеряя оптическую плотность суспензии с помощью фотометра при длине волны 450 нм. Суспензии стабилизируют глицерином;

— образец сжигают в замкнутой системе, используя лампу с хлопчатобумажным фитилем, в искусственной атмосфере 30% кислорода и 70% углекислого газа для предотвращения образования окислов азота, которые вносят положительную погрешность в определение с титриметриче-ским окончанием;

— образовавшуюся двуокись серы поглощают и окисляют до серной кислоты обработкой перекисью водорода. Раствор продувают воздухом для удаления растворенной двуокиси углерода. Серу определяют в виде сульфата титрованием гидроокисью натрия, либо гравиметрически осаждением в виде BaSO4. Допускается сжигание образца в воздухе, но при этом окончание метода должно быть гравиметрическим, т.е. более трудоемким (Дополнение А2 к ASTM D1266). Время сжигания испытуемого продукта в ASTM D1266 не оговаривается. Необходимыми требованиями являются горение образца без образования копоти и полное сгорание всей пробы, так как тяжелые серосодержащие соединения концентрируются в тяжелых остатках;

— сульфат бария, образовавшийся после добавления раствора хлорида бария к поглощающему раствору, определяют, измеряя оптическую плотность суспензии с помощью фотометра при длине волны 450 нм и сравнивая результаты с предварительно построенными калибровочными зависимостями оптической плотности от содержания в суспензии сульфата бария.

Этот метод крайне трудоемкий, так как включает сложную процедуру приготовления калибровочных суспензий, упаривания поглощающего раствора. Вся стеклянная посуда, участвующая в выполнении анализа, требует исключительно тщательной очистки.

— Общими недостатками известных методов являются:

— высокая стоимость оборудования;

— проведение анализа в стационарных условиях;

высокая себестоимость проведения анализов;

необходимость значительной затраты вре-

мени;

— необходимость достаточно высокой квалификации персонала.

Задача, на решение которой направлен заявляемый способ, и технический результат от его использования связаны с разработкой способа оперативного определения количественного содержания в дизельном топливе серосодержащих соединений, не требующего дорогостоящего оборудования, больших затрат времени и экологически чистого.

Для достижения указанного технического результата в способе, включающем заключение пробы в замкнутый объем в виде ячейки, проведение с ним исследований, определение количества серы производят сравнением полученных результатов с заранее подготовленной калибровочной зависимостью. Исследования осуществляют с использованием ультразвуковых сигналов с резонансной частотой между двумя датчиками, размещенными внутри ячейки с пробой. По математически обработанной разнице мощностей входного и

выходного сигналов путем сравнения с калибровочной зависимостью коэффициента поглощения от концентрации серы определяют количество серосодержащих примесей в дизельном топливе. При проведении исследований принимают наиболее оптимальные значения резонансной частоты vр = (5 ± 0,5) МГц и температуры t = (20 ± 1) 0С. При математической обработке определяют коэффициент поглощения а из формулы:

1

= -1п Ь

Рех

Рвых.

где L - фиксированное расстояние между двумя датчиками, Рвх и Рвых - мощности входного и выходного сигналов.

Отличительной особенностью заявляемого способа является использование выявленного свойства дизельного топлива - изменять коэффициент поглощения а в зависимости от концентрации в топливе серосодержащих примесей при прохождении через него ультразвуковых сигналов с резонансной частотой V

Рис. - Структурная схема системы дистанционного обучения Moodle

Техническая реализация предлагаемого способа представлена на рисунке в виде установки, которая включает генератор ультразвука 1, термостатируемую ячейку 2 с пробой дизельного топлива, излучатель ультразвука 3, приемник ультразвука 4, термостат 5, устройство сравнения 6, дисплей 7 устройства сравнения, датчик 8 определения мощности выходного сигнала Рвых, датчик 9 определения мощности входного сигнала Рвх.

Способ осуществляется следующим образом. Термостат 5 поддерживает заданную температуру в ячейке 2 в процессе исследования дизельного топлива. Ультразвуковой генератор 1 вырабатывает переменное напряжение с резонансной частотой vр. Это напряжение подается на излучатель ультразвука 3, который направляет ультразвуковую волну через ячейку с дизельным топливом на приемник ультразвука 4. Датчик 9 мощности определяет мощность входного сигнала Рвх, датчик 8 мощности фиксирует мощность выходного сигнала Рвых.. Оба сигнала поступают на устройство сравнения 6, где производится их математическая обработка и определяется коэффициент поглощения а. Зная коэффициент поглощения а и имея заранее составленные калибровочные зависимости (в электронном виде или на бумажном носителе в виде таблицы), легко определить количество серосодержащих примесей в дизельном топливе.

Поглощение, в отличие от затухания, включающего в себя рассеяние звука на неоднородностях и другие виды не диссипативных потерь, включает лишь диссипативные потери. Для жидкостей коэффициент поглощения а, м-1 равен

где р0- плотность, кг/м3; f - частота, Гц; п - динамическая вязкость, Па^с; п' - коэффициент объемной вязкости, Па^с; 9 - скорость звука, м/с; ж

- коэффициент теплопроводности, Вт/(К^м); ср

- удельная теплоемкость при постоянном давлении, Дж/(К^кг).

Не существует прямых методов измерения коэффициента объемной вязкости п'. Единственный способ его определения заключается в сравнении экспериментального поглощения с рассчитанным по классической теории. Эта часть поглощения обусловлена релаксационными процессами термодинамического перехода жидкости от одного состояния к другому при объемных сжатиях и растяжениях в звуковой волне. Согласно термодинамическому принципу равномерного распределения энергии по степеням свободы, энергия поступательного движения переходит на внутренние степени свободы, возбуждая их. В связи с

этим, кинетика релаксационного перехода характеризуется некоторым отставанием во времени изменения параметров системы при изменении одного из них - временем релаксации - т. Отставание определяется молекулярными механизмами восстановления статистического равновесия молекул вещества. Необратимые процессы восстановления равновесия сопровождаются диссипацией энергии, вызывая аномальное (неклассическое) поглощение энергии звуковой волны [3].

Проведенные исследования показывают, что на величину объемной вязкости п' очень сильно влияют химические примеси. В частности, для дизельного топлива такими примесями являются серосодержащие вещества с наличием в них химических связей С^ (углерод-сера). Наличие резонансной частоты vр для серосодержащих веществ, при которой наблюдается усиление поглощения интенсивности ультразвукового сигнала, позволяет разработать способ оперативного определения наличия серосодержащих веществ в дизельном топливе. На резонансной частоте vр происходит сравнение мощностей входного Рвх и выходного Рвых сигналов после прохождения ультразвука через дизельное топливо, содержащее серу. Далее, по формуле

1 г Рек 1

ос = — 1п ----------

Ь 1.РвьЫ

где L - расстояние, которое ультразвук проходит в дизельном топливе, определяется коэффициент поглощения а для последующего сравнения его с заранее построенными калибровочными зависимостями.

Предварительно проведенные исследования показывают, что оптимальными значениями при использовании заявляемого способа являются температура измерения t = 200 С и резонансная частота vр = 5 МГц.

В таблице приведены данные по определению а на различных частотах при температуре 1 = 200 С. К дизельному топливу с высокой очисткой от серосодержащих веществ (с их начальной концентрацией С = 0,010 %) добавлялись эти вещества в их комплексном содержании с постепенно нарастающей концентрацией вплоть до С = 0, 1%. Как видно из результатов, их дальнейшее наращивание не имеет смысла по отношению к заявляемому способу. Измерения проводились в 3-х кратной повторности. В столбце 6 приведена относительная погрешность е, определенная по трем измерениям.

Как видно из результатов, приведенных в таблице, коэффициент поглощения а однозначно определяет количество серосодержащих веществ в концентрациях от 0,010 % до 0,080 %, после чего

Таблица - Определение а при различном содержании серы

С, % L, м P , Вт вх’ P , Вт вых’ а є, %

0,010 0,1 1 0,999 0,015 6

0,015 0,1 1,000 0,983 0,017 7

0,020 0,1 1,000 0,975 0,025 6

0,025 0,1 1,000 0,960 0,041 В

0,030 0,1 1,000 0,946 0,056 7

0,035 0,1 1,000 0,934 0,068 В

0,040 0,1 1,000 0,920 0,083 В

0,045 0,1 1,000 0,908 0,096 7

0,050 0,1 1,000 0,894 0,112 В

0,055 0,1 1,000 0,883 0,124 В

0,060 0,1 1,000 0,874 0,135 7

0,065 0,1 1,000 0,869 0,140 6

0,070 0,1 1,000 0,868 0,142 7

0,075 0,1 1,000 0,865 0,145 7

0,080 0,1 1,000 0,863 0,147 б

0,085 0,1 1,000 0,862 0,148 6

0,090 0,1 1,000 0,861 0,150 6

0,095 0,1 1,000 0,860 0,151 б

0,100 0,1 1,000 0,860 0,151 б

0,105 0,1 1,000 0,861 0,150 6

заметный рост а с дальнейшим ростом содержания серы не наблюдается. Возможно, это связано с явлением насыщения, когда используемой мощности входного сигнала Рвх уже недостаточно для резонансного возбуждения все возрастающего количества связей С^. Между тем, определение серы в заявляемом интервале концентраций от

0,010 % до 0,080 % вполне достаточно для современного дизельного топлива, с приемлемой погрешностью £ < 9 %.

Пример: проведенные исследования содержания серы на экспериментальной установке при t = 20 0С и при vр = 5 МГц показали, что коэффициент поглощения дизельного топлива а при расстоянии между датчиками в ячейке L = 10 см составил ах = 0,092. Тогда, по значениям, приведенным в таблице, находим эталонную зависимость а от С. По ней определяем, что ах соответствует наличие серосодержащих веществ в концентрации Сх = 0,043 %. С учетом относительной погрешности £ = 8 % значение искомой концентрации попадает в интервал Сх = (0,043 ± 0,0003) %. Время настройки установки и проведения измерений заняло 10 минут. Объем используемой ячейки с ди-

зельным топливом не превышал 50 мл.

Библиографический список

1. ASTM D129-00(2005) «Стандартный метод определения серы в нефтепродуктах (Общий бомбовый метод)», ГОСТ 3877-88 «Нефтепродукты. Метод определения серы сжиганием в калориметрической бомбе».

2. ASTM D1266-98(2003), ГОСТ Р 51859-2002. «Стандартный метод определения серы в нефтепродуктах ламповым методом». ГОСТ 19121-73 «Нефтепродукты. Метод определения серы сжиганием в лампе».

3. «Физические величины», справочник, Москва, «Энергоатомиздат», 1991, стр. 134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Field K. Low Sulfur Fuel Analysis - Chasing the Limits.// Petro Industry News, February/March, 2004.

5. Nadkarni K. Determination of Sulfur in Petroleum Products and Lubricants: A Critical Review of Test Performance.// American Laboratory, November, 2000, p.16-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.