точно широкой области бета-частот. Минимален уровень Ког биопотенциалов симметричных височных областей, только в дельта- и альфа-диапазоне он достигает значений около 0,7 [5], что показано в табл. 1. Ориентировочное поведение и смена вида деятельности также протекают на фоне снижения уровня когерентности биопотенциалов, и это отражает распад сложившейся в покое функциональной системы, что адекватно условиям неопределенности. Явно это проявляется при решении сложных тестовых заданий независимо от содержания деятельности, связанной с их выполнением. Рост когерентности в области высоких ЭЭГ-частот в тех же условиях отражает их интеграцию, поиск информации для ликвидации неопределенности [5]. Изменение уровня и структуры когерентности ЭЭГ может быть связано с изменениями функционального состояния и отражать особенности перестройки системы межцентральных взаимодействий.
В двух группах испытуемых произошли изменения когерентности после игры, у здоровых в большей степени, у игроков
- в меньшей. Игра является фактором, который приводит к смене функционального состояния мозга, из-за чего возникает иной механизм, генерирующий биопотенциалы. Вследствие того, что у здоровых наблюдалось большее число изменений, предполагаем, что для них игра является феноменом, не привычным для их повседневной жизни, тогда как для испытуемых с патологическим влечением к азартной игре она же является «более привычным» состоянием. Это подчеркивает, что ПГ является биологическим расстройством, при котором происходит изменение функционирования ЦНС. Возникает патологическая система, являющаяся устойчивой и влияющая на поддержание влечения к азартной игре и в целом на психологический облик человека.
Литература
1. Болдырева Г.Н. и др. // Ж. высш. нерв. деят.- 2003.- Т.53, №2.- С.391-401.
2. Бухановский А.О. и др. // Матер. конф. Игровая зависимость: мифы и реальность.- М.- 2006.- С.23-30.
3. Гриндель О.М. // Ж. высш. нерв. деят.- 1980.- Т.30, №1.-
С.62.
4. Жаворонкова Л.А. // Докл. РАН.- 2000.- №5.- С.696-699.
5. Кирой В.Н., Ермаков П.Н. Электроэнцефалография и функциональные состояния человека.- Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та.-1998.
6. Ливанов М.Н. Пространственно-временная организация потенциалов и системная деятельность головного мозга / В кн. Избр. тр.- М.:Наука,1989.
7. Русинов В.С. Доминанта электрофизиологического исследования.- М.: Медицина.-1969.
8. Русинов В.С. и др. Биопотенциалы мозга человека (математический анализ).- М.: Медицина, 1987.
УДК 616.8
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСФУНКЦИИ У ОПЕРАТОРОВ БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
И.В. ЛАСКОВА*
Введение. Мониторинг здоровья работников атомной электростанции (АЭС) и улучшение качества их жизни отвечает положениям Указа Президента РФ № 1012 от 02.07.96 «О гарантиях безопасного и устойчивого функционирования атомной энергетики Российской Федерации». В этом свете важной задачей является профилактика утомления и нарушения адаптации операторов блока управления АЭС, подвергающихся влиянию психофизиологического напряжения, малых доз ионизирующего излучения и электромагнитных волн во время рабочей смены. Опыт показывает, что методы традиционного медицинского контроля не всегда достаточно информативны и не обнаруживают ранние
формы неврологической дисфункции, представляющие потенциальную угрозу для выполнения профессиональных обязанностей [2]. В ряде случаев у операторов с нормальными результатами традиционного тестирования функционального состояния центральной нервной системы (реакция на движущийся объект, тест кратковременной памяти, показатели функции сердечнососудистой системы) нами выявлялись клинически манифестированные нейровегетативные нарушения [3, 4]. Определение предложенного А.Н. Царевым и А.В. Завьяловым [6] «интегрального показателя риска мозговой дисфункции» требует сложного и длительного психофизиологического и электрофизиологического исследования. Невысока и эффективность оценки центральной нейродинамики у операторов на основании рутинного анализа электроэнцефалограммы - ЭЭГ, т.к. до 25% здоровых людей имеют измененные ЭЭГ, клинически асимптомные [1]. Поэтому актуалено повышение эффективности ранней диагностики функционального состояния ЦНС у операторов АЭС.
Цель работы - повышение эффективности и упрощение диагностики функционального состояния ЦНС у операторов.
|ОсПМ 13 ОСПМ 14 □ Доверительный интервал MAX I
П
С
LQ
Рис. 1. СПМ альфа-ритма по теменным отведениям (№№ 13 и 14) у операторов в сравнении с максимальной границей доверительного интервала показателя. У оператора Г-ия, Д-шева и Д-на выявлено превышение допустимого предела.
Объект и методы исследования. Проведено клиниконеврологическое и ЭЭГ-исследование 105 операторов блока управления Курской АЭС, в том числе 45 - после рабочей смены (основная группа), 60 - в выходной день (группа сравнения). Контрольная группа - 30 здоровых человек, работающих вне контакта с профессиональной вредностью. Критерии включения: операторы, успешно проходившие регламентные допускные предсменные обследования. Критерии исключения: наличие язвенной болезни желудка или 12-перстной кишки, черепномозговых травм в анамнезе, стойкой артериальной гипертензии, острых респираторных заболеваний на момент обследования. Возраст обследованных - от 27 до 50 лет, в среднем у операторов
- 40±2 года, у лиц контрольной группы - 38±2 года (р>0,05). Стаж работы во всех группах - 16±2 года.
При неврологическом исследовании уточняли жалобы, оценивали артериальное давление (АД), неврологический статус и вегетативную дисфункцию по анкетам Российского центра вегетативной патологии (РЦВП) «Вопросник для выявления признаков вегетативных изменений» и «Схема исследования для выявления признаков вегетативных нарушений».
Для записи ЭЭГ по международной системе 10-20% на 16канальном программно-аппаратном комплексе «ЕЕО-16 С» фирмы «ЭХ-8ув1еш8» (Украина) в случайном порядке отобрали по 25 человек из основной группы и группы сравнения и всех 30 человек из контрольной группы. Референтными служили ипсилатеральные ушные электроды. Записывали фоновую ЭЭГ и реакцию усвоения ритма на низкочастотную (2-10 Гц) и высокочастотную (11-20 Гц) фотостимуляцию (длительность регистрации в каждом состоянии - 3 мин). Для компьютерной обработки ЭЭГ применяли компьютер с процессором РеПшш-Ш (800МГц, 128 Мб ОЗУ); регистрация на жесткий диск при частоте дискредитации 100 Гц. Программное обеспечение - ЭХ4000.
Все ЭЭГ регистрировали в первой половине дня в экранированной звукоизолированной и светозатемненной кабине, в положении испытуемого полулежа, в специальном кресле с подлокотниками, в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами. Оценивали доминирующую
биоэлектрическую активность, степень пространственного распределения физиологических ритмов и их амплитудночастотную характеристику. Автоматизированный анализ ЭЭГ включал вычисление и построение спектров плотности мощности (СПМ) основных ритмов ЭЭГ каждого отведения, вычисленных с помощью Фурье-анализа для безартефактных отрезков ЭЭГ периодами 9,44 у каждого испытуемого с построением карт пространственного распределения спектральной плотности ритмов для основных диапазонов по поверхности скальпа. Статистическая обработка проводилась с помощью пакета прикладных программ БТАТТБИСЛ 6.0, МБ-ЕХСЕЬ.
СПМ 13 ■ СПМ 14
- Доверительный интервал МАХ
Рис. 2. СПМ тета-ритма по теменным отведениям (№№ 13 и 14) у операторов в сравнении с максимальной границей доверительного интервала показателя. У операторов Г-ия и Д-шева выявлено превышение допустимого предела
Результаты исследования. При компьютерном анализе ЭЭГ общая картина СПМ альфа-активности у операторов в выходной день соответствовала таковой в группе контроля (с «провалом» до 20-25 по отведениям №№ 13 и 14). После смены, наряду с ростом СПМ по большинству отведений, отмечена отчетливая тенденция нарастания СМП по 13 и 14 отведениям -до 28-35 [3]. Показателям СПМ тета-ритма (сопутствующего интеллектуальному напряжению и патологическим процессам) после рабочей смены были присущи те же тенденции.
Поскольку влияние рабочей смены на СПМ ЭЭГ у операторов сводилось к нарастанию мощности спектра в теменных отведениях (ассоциативных зонах), предположим, что чрезмерное возрастание СПМ альфа- и тета-ритма, превышающее максимальную границу доверительного интервала показателя, может быть предиктором утомления и дисфункции мозговых структур. Для проверки этого нами построены индивидуальные диаграммы СПМ альфа- и тета-ритма с учетом доверительных интервалов; при этом максимальная граница для СПМ альфа-ритма - 74, для тета-ритма - 21. При анализе СПМ альфа- и тета-ритмов в группе операторов выявлены лица (Г-ий, Д-ин, Д-шев) с превышением максимальных границ доверительного интервала СМП альфа- и тета-ритма, то есть нормативных значений показателя для данной профессиональной группы (рис. 1, 2).
Анализ состояния соматоневрологических функций операторов Г-ия, Д-на и Д-шева подтвердил наличие четких отклонений в виде рассеянной очаговой церебральной микросимптоматики, выраженной вегетативной дисфункции, утомления (табл. 1). Следует подчеркнуть, что эти операторы благополучно проходили предсменный контроль.
Эти операторы благополучно проходили предсменный контроль, но при нейропсихологическом исследовании
кратковременной памяти число воспроизведенных слов - 8-6, время реакции на движущийся объект несколько увеличено.
Таблица 1
Результаты неврологического исследования операторов с риском невролгической дисфункции по результатам использования разработанного способа диагностики
Операторы (фамилии) Жалобы Рассеянная очаговая неврологич. симптоматика Вегетативная дисфункция Повышенная утомляемость, раздражительность
Г-ий + + + +
Д-ин + + + +
Д-шев + + + +
Очевидно, возможности адаптации у этих лиц снижены при начальной степени расстройств нейровегетативных функций. Эти люди нуждаются в обследовании нейросоматических функций и проведении активных восстановительных мероприятий.
Заключение. На основе полученных данных разработан способ определения риска развития неврологической дисфункции у операторов АЭС путем регистрации ЭЭГ в теменных отведениях (№№ 13 и 14) с последующим автоматизированным расчетом СПМ альфа- и тета-ритмов. Если СПМ превышает величину 74 для альфа-ритма и/или 21 для тета-ритма, диагностируется неудовлетворительное функциональное состояние ЦНС и риск развития неврологической дисфункции. В этом случае оператор направляется на обследование нейропсихологического и неврологического статуса, сердечнососудистой системы для оценки необходимости проведения комплекса реабилитационных мероприятий в условиях профилактория или санаторного учреждения. При соответствии СПМ этих ритмов соответствующим доверительным интервалам диагностируется удовлетворительное функциональное состояние ЦНС (рационализаторское предложение № 1748-07 от 02.02.2007 г., ГОУ ВПО КГМУ Росздрава).
Литература
1. Гусев Е.И. Методы исследования в неврологии и нейрохирургии.- М.: Нолидж, 2000.- 336 с.
2. Завьялов А.В. и др. //Актуальные проблемы медицины и фармации.- Курск: КГМУ.- 2001.- С. 108-110.
3. Ласкова И.В. и др. // Современные вопросы медицинской науки и практики: Сб. тр.- Курск: Изд-во КГМУ, 2004.- С. 238.
4. Ласкова И.В. // Вестник РГМУ.- М.: ГОУ ВПО РГМУ Росздрава.- 2007.- № 2 (55).- С. 285.
5. Третьякова Е.Б. // Актуальные вопросы медицинской науки и фармации: Сб. науч. трудов, посвященный 65-летию КГМУ.- Курск: Изд-во КГМУ, 2000.- С. 29-30.
6. Царев А.Н., Завьялов А.В. //Современные проблемы естественных наук: Сб. трудов.- Курск, 1998.- С. 108-114.
УДК 616.8 - 073.97 - 053.81 (470.323): 613.648]: 356.342
ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЦ-ФАЛОГРАММЫ У ЛИЦ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ, РАДИАЦИОННО-ЗАГРЯЗНЕННОЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
Е.В. СМОЛЯКОВА*
Введение. Оценка качества жизни жителей радиационно-загрязненных территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), является задачей государственной важности, актуальность которой сохраняется и спустя два десятилетия после события [2, 5, 6, 9]. Подобная оценка позволяет уточнить степень и характер влияния Чернобыльской катастрофы на здоровье населения и необходимость в проведении лечебных и профилактических мероприятий.
Особое значение при этом имеют данные о функциональном состоянии центральной нервной системы (ЦНС) у молодежи